Чувство вины как государствообразующее чувство.
Очень часто, когда мы на “Психологическом антивирусе” разбираем тему вредности чувства вины, так или иначе всплывает вопрос: “Но если чувство вины так опасно, и даже для самого общества, а не только лично для человека — почему же тогда власти не трубят тревогу? Почему в школах и университетах не проходят специальные курсы по избавлению от этого психологического вируса? Они что, слепые?!”.
Я к этой ситуации “инсценированной слепоты” отношусь спокойно-философски, и сейчас объясню почему.
Дело все в том, что чувство вины существует с одной единственной целью: управление человеком извне. Да, некоторые люди по привычке пытаются приписать этому чувству другие цели, но на практике все рассыпается:
1. Чувство вины не помогает анализировать ошибки. Наоборот, находясь под давлением чувства вины, человек начинает играть “в несознанку” и вместо анализа собственных ошибок (и компенсации ущерба) плетет паутину оправданий и пытается перевалить ответственность на головы других — “а чего я, вот они сами первые начали…”.
2. Чувство вины не помогает стать добрее. Более того, именно из-за чувства вины люди становятся неуправляемо агрессивными, раздражаясь порой даже на ровном месте. Более того, именно чувство вины зачастую и становится тем главным фактором, из-за которого обычный с виду человек вдруг становится маньяком и садистом.
3. Чувство вины, к сожалению, не гарантирует разумности человека. Убить человека и после этого “замолить грехи” большой свечкой — это прям уже традиция у бандитского сословия. “Да, грешен, виноват, признаю. Но я же раскаиваюсь! И искренен! Вот, полегчало… Пойду дальше по делам, сегодня еще столько убийств — не знаю, когда все это успеть”.
4. И, наконец, чувство вины не помогает понять, какой поступок хороший, а какой плохой. Дело в том, что чувство вины (не путать с сочувствием) — это воспитываемое (точнее — дрессируемое) чувство, и, соответственно, чувство вины указывает на “плохие” поступки, которые считаются “плохими” именно с точки зрения воспитателя. Ладно, если чувство вины “наложили” на социально-осуждаемые разрушительные поступки: чувство вины за убийство, или чувство вины за кражу, за причинение откровенного вреда. Но как вам такие чувства вины: например, чувство вины за то, что счастлив; или чувство вины за то, что у тебя получилось что-то лучше, чем у других; а как вам перл моей коллекции — чувство вины за то, что нет чувства вины? А, каково?! И потом представьте жизнь этих людей, особенно когда они испытывают чувства вины в, казалось бы, противоречивых направлениях: чувство вины за то, что в жизни не успешен — и, напротив, чувство вины за то, что успеха вдруг пришло “неприличное” количество; чувство вины за то, оказался плохим родителем и не дал ребенку достаточно внимания — и чувство вины за разбалованного ребенка, которого как раз и сделал таковым своим чрезмерным вниманием и заботой. Шиза!
Так вот, возвращаясь к вопросу о том, “почему об этом не трубят на всех углах официальные лица”.
Дело в том, что чувство вины — это государствообразующее чувство. Как так? — А вы подумайте сами. Представьте себя на месте правителя (держащего “под собой” какую-то территорию), и представьте, будто вам нужно:
1. Чтобы ваши жители (ваши работники) не убегали на другие территории сразу же, как только им покажется, что там лучше.
2. Чтобы ваши жители не жили слишком долго, а иначе их придется “кормить” пенсией, которую лучше бы использовать на другие “нужды государства”.
3. Чтобы ваши жители сами, бесплатно и для вас воевали с “чужими” и прочими “врагами”, защищая неприкосновенность вашей территории.
4. Чтобы ваши жители были заняты ворохом проблем (личных, семейных, жизненных) и не думали лишних мыслей про то, что “правитель-то то наш гонит какую-то пургу: зарплаты своим чиновникам, которые натворили делов, повысил, а наши зарплаты урезал, да еще и свалил на нас бремя собственных же ошибок!”.
5. Чтобы ваши жители, пытаясь избавиться от проблем, заодно пополняли казну, пользуясь для временного расслабления узаконенными вами наркотиками: алкоголем, табаком и прочими “лекарствами”.
Одним словом, как сделать так, чтобы люди сами, “своим пешком”, делали то, что им невыгодно (отдавали вам последние деньги, умирали за вас, страдали и считали это нормой), и при этом чтобы они не возбухали бы и не шли на вас с оружием? Разумного человека на это развести не так-то просто, придется торговаться, пообещать солидные компенсации — и то не факт, что получится. А вот эмоционально больного человека, чей разум заражен чувством вины, направить в нужную сторону легче: сказал “убивать плохо, это ай-яй-яй” — и он не убивает (порой даже для самообороны не может это сделать, потому что выдрессирован и боится), а потом сказал ему “а вот врагов убивать — можно, и это даже не грех, а подвиг: за него полагается медалька”, и вот уже вчерашний “добропорядочный горожанин” идет и мочит “врагов” как заправский кровожадный монстр, ожидая от своего правителя хвалебного “молодец” и кусочка сахара в награду за контузию и оторванные ноги.
Любой правитель, как правило, знает: да, чувство вины — это палка о двух концах, и чувство вины, наряду со сдерживающим эффектом, “награждает” человека еще и неуправляемой агрессией (такой же неуправляемой для этого человека, как и само чувство вины). Но если совсем без чувства вины — то люди становятся разумными. Они вдруг начинают ставить свои интересы выше интересов правителя, им вдруг становятся очевидными вещи, которые правителю очень хотелось бы скрыть, а это чревато излишним контролем со стороны “простых граждан” (что правителю не очень нравится, ведь так можно будет меньше забрать к себе в карман) и вообще можно потерять трон. А еще придется отвечать за свои слова, отвечать за ошибки и государственные просчеты и придется очень аккуратно использовать войска. Ведь это под прикрытием чувства вины (для благовидности замаскированным под “патриотизм”) можно, не моргнув глазом, послать миллионы своих граждан на верную смерть “за здорово живешь”, а под надзором разумных и внимательных горожан за это можно и самому отправиться к праотцам, испив ответственности за массовое убийство ни в чем не повинных людей. Ну и, спрашивается, какому правителю это надо? — Правильно: никакому.
Ожидать от правительств (и от науки, курируемой чиновниками) бодрой борьбы с чувством вины на государственном уровне — это все равно что ожидать от волков, “курирующих” стадо овец, тренингов на тему “как не бояться волков”.
А кто же те светлые люди, которые заинтересованы в освобождении вас от чувства вины?
Подойдите к зеркалу, посмотрите, познакомьтесь. Это и есть тот человек, который либо заинтересован, либо нет. И если этот человек заинтересован, то ему нужно будет приготовиться к тому, что уж кто-кто, а правительство ему за это избавление себя “от оков” точно спасибо не скажет. Зато, кстати, скажут спасибо родные и близкие. Ведь им, после первого перенесенного шока, связанного с невозможностью вами управлять с помощью манипуляций, будет очень хорошо рядом с вами. Почему? — Потому что человек с другими людьми делится тем, что у него самого внутри. А без чувства вины вас начнет переполнять любовь и хорошее настроение. Приятный довесок к укрепленному разуму и невозможности вами манипулировать, да? Чего вам и желаю!
Источник
Почему чувство вины отравляет жизнь, как маскируется и что с ним делать
Чувство вины (негативные установки, при которых нам кажется, что совершенные нами поступки — а в некоторых случаях и мы сами — являются причиной бед других людей) имеет разнообразные проявления и не всегда напрямую относится к «вине» или «виновности». Это чувство может появиться не только там, где человек мог бы быть виноватым. Оно может возникнуть в любой ситуации, где был сильный стресс (на языке психологии — травма).
Возникнув в психике человека, это неприятное чувство исполняет важную функцию — помогает приспособиться к тяжелой ситуации, чтобы пережить ее с меньшим ущербом: вместо того чтобы фокусироваться на травмирующей ситуации, мы смотрим на чувство вины, потому что это не так больно и требует меньше внутренней работы. Можно сказать, что само по себе чувство вины почти случайно и на его месте могла образоваться любая другая негативная установка. Но почему же именно чувство вины так популярно и мы так часто говорим о нем?
Как зарождается чувство вины
Считается, что на бессознательном уровне самообвинения могут случиться уже у младенца, то есть этот механизм знаком нам с тех времен, когда мы не могли ни выразить что-то словами, ни в полной мере осознать происходящее. С появлением зрелого мышления инструментом «чувство вины» становится еще удобнее пользоваться.
Для маленького ребенка родители являются оплотом безопасности, силы и стабильности. Они обеспечивают его выживание и развитие. Бессознательно младенцы и маленькие дети безоговорочно доверяют авторитету родителей. Но если по какой-то причине ребенок страдает от поведения родителей, он оказывается перед дилеммой: кто не прав? Его всемогущие родители, которых он пока безусловно обожает и почитает, либо проблема в нем самом? Чтобы не пошатнуть стабильность своего существования, ребенок бессознательно оборачивает на себя вину за то, что между ним и его родителем что-то пошло не так. В некоторых ситуациях эта установка остается с человеком на долгие годы вперед и может диктовать его линию поведения.
Хорошая новость заключается в том, что психотерапия помогает проработать эту проблему и перестать жить по схеме травмирующего события, осевшего в бессознании. Вопреки слухам, психотерапия не призвана проникнуть в каждый уголок подсознания и добраться до воспоминания младенческого периода. Часто достаточно обратить внимание на внешние проявления проблемы, чтобы приблизиться к пониманию причин чувства вины, проработать их и изменить поведение на благополучное и продуктивное.
Работа с чувством вины — это воспитание новых, здоровых привычек в восприятии реальности и поведении.
Как распознать чувство вины
Чувство вины многолико и, кроме непосредственного ощущения «своей вины», принимает разные формы.
В первую очередь обратите внимание, есть ли у вас привычка чрезмерно извиняться. «Извините, можно войти?», «Простите, пожалуйста, если отнимаю ваше время». В таких ситуациях, используя извинение, мы пытаемся смягчить свое вмешательство, хотя это можно сделать и другими проявлениями вежливости.
Если вам знакомо такое поведение, попробуйте поразмышлять, за что вы на самом деле извиняетесь. За себя, который побеспокоил кого-то важнее, чем вы сами, или, может быть, за себя, который не имеет права на что-то рассчитывать?
Механизм неуместных извинений, несоразмерных ситуации, также может использоваться людьми, которые склонны к самообвинениям.
- Установка «я не заслуживаю счастья»
Хроническое чувство своей «плохости», несоответствие идеалам (придуманным самим же или привитым другими людьми) могут свидетельствовать о том, что вами управляет чувство вины. Оно заставляет думать, что вы не достойны ни похвалы, ни счастливой жизни и вообще ничего из того, чего вам хотелось бы на самом деле.
Пример — продолжение несчастливых отношений или брака «ради детей» («чтобы не расстроить маму», «чтобы сохранить союз»), «положительного образа в глазах окружающих». Для таких людей мысль о том, что можно отстаивать свои интересы и быть счастливыми, почти греховна, ведь собственное благополучие занимает последнее место среди всех других «более важных» мотивов.
Существование рядом с нелюбимым человеком ради некой высшей цели является явным отражением внутренней установки «я недостоин счастья», которая напрямую относится к чувству вины.
Другим полюсом чувства вины является агрессия, направленная как на других людей, так и на самого себя.
Агрессия в чувстве вины — это оставшаяся невыраженной претензия обидчику, который когда-то нанес урон вашей самооценке, самоуважению и положительному восприятию себя. Здесь речь идет о бессознательном восприятии, и если вы наверняка не можете сказать, в чем же проблема, то в вашей психике конфликт остался и все его участники с их ролями увековечены на бессознательном уровне.
Если после конфликта не случилось «отмщения» (например, конструктивного выяснения отношений), вероятно, подсознательное желание наказать врага будет идти по пятам, пока не найдет выхода.
Из явных примеров неприкрытой агрессии можно назвать привычку критиковать других и стремление быть правым, иметь последнее слово в любой ситуации. Такое поведение свойственно тем людям, кто внутри себя презирает право на ошибку, кто считает слабостью даже самое незначительное свое несовершенство. Критикуя других, люди часто отводят от себя опасность того, что кто-то, по их мнению, может увидеть их несовершенство. Они как бы нападают первыми. Или же они предъявляют к себе завышенные требования, строго им следуют и не могут простить всем остальным другого поведения.
Поэтому если вы замечаете у себя привычку критиковать других (про себя или вслух), вспомните ощущение, которое испытываете, когда делаете это. Попробуйте понять, чем это чувство полезно вам, что оно дает, по какой причине раз за разом вам необходимо испытывать его.
Довольно часто чувство вины сопровождается невыраженной агрессией. Если в случае с привычкой критиковать мы видим ее явное проявление, то подавленная агрессия не так прямолинейна. Она может принимать форму легкой враждебности (например, некоторые люди в стрессовой ситуации как бы «ощетиниваются»), конфликтности на работе, агрессивного стиля вождения — то есть тех проявлений, о которых человек обычно знает и научился контролировать. Но иногда подавленные эмоции могут проявляться парадоксальным образом.
Например, чрезмерным дружелюбием или страхом выражать свое недовольство, страхом отстаивать свои нужды, добиваться своего, вести конструктивный спор. Страх выразить агрессию (и, возможно, получить ее в свой адрес) и неумение ее выражать приводят к тому, что человек ищет способы слияния с другими людьми, быть удобным другим. Страх быть отверженным приводит к страху отстаивать свои интересы.
Другим не самым очевидным образом чувство вины находит свой выход через высокую тревожность.
В некоторые периоды жизни мы все испытываем тревогу: из-за болезней близких, на работе в конфликте с коллегами, когда слышим грустные новости и тому подобное. Но тревога здорового человека соразмерна ситуации и проходит со временем.
Высокая тревожность — это большой спектр мучительных состояний, которые сложно контролировать и порой сложно отследить («Меня что-то мучает, хотя объективно в жизни все хорошо»).
Высокая тревожность может оборачиваться плохим самочувствием, причину которого не могут найти врачи, проблемным сном, «беспричинными» резкими перепадами настроения, перееданием или, наоборот, одержимостью диетой, переработкой или упадком сил. У тревожности много симптомов, и если что-то из перечисленного вам знакомо, то это повод обдумать причины.
Тревожность может быть выбрана подсознанием как канал, через который выходит напряжение от основной проблемы — чувства вины. Это происходит тогда, когда оно настолько непереносимо или с ним связано настолько тяжелое переживание, что психика отказывается даже смотреть в ту сторону и пытается контролировать хотя бы то, что ей под силу. Так появляется тревожность: выбирается объект тревожности и на борьбу с ним направляются все силы.
Это действительно непростая конструкция, и для того, чтобы искоренить тревожность, нужно устранить первопричину. Сделать это в паре с психологом намного легче. Поэтому если вы знакомы с тревожностью, но не знаете, чем она вызвана, расскажите об этом специалисту. Ему этот механизм знаком, и вы быстрее придете к разгадке своего мучительного состояния. Плюс терапевт свободен от вашего чувства вины, не играет по его правилам, а контакт с тем, кто не играет по правилам вины, уже сам по себе очень полезен.
Почему стоит избавиться от чувства вины
Чувство вины пожирает ресурс человека, ведь ему приходится отдавать жизненные силы на «обслуживание» этой проблемы.
Жить с чувством вины крайне затратно, и в один момент это может привести к коллапсу, поэтому очень важно разбираться с тревожащими симптомами и прорабатывать их самостоятельно или на психотерапии. Среди этих симптомов: срывы на нервной почве, злоупотребление алкоголем и наркотиками, хронические болезни и многие другие проявления, которые делают жизнь тяжелой, бедной и несчастливой.
Чем «лечить» чувство вины
Поскольку речь идет о бессознательных процессах, изменения должны происходить там же. Самый действенный способ — это, безусловно, психотерапия: долгосрочная или краткосрочная, индивидуальная или в группе — ваши пожелания можно обговорить с психологом или терапевтом, который, поняв ваш запрос и собрав анамнез, предложит схему лечения.
Для того чтобы самому разобраться в проблеме, можно использовать несколько подходов из когнитивистской психологии.
- Отмечайте, при каких обстоятельствах и с какими людьми чаще всего вас накрывает чувство вины. Запишите и проанализируйте: есть ли в этих ситуациях и людях сходные черты? А затем вспомните, была ли похожая ситуация с вами до этого. Возможно, в вашем детстве или отрочестве.
- Когда вас затягивает это переживание, постарайтесь отслеживать, что с вами происходит телесно и психологически. Отмечайте реакции тела и ума. Развивать такую чувствительность полезно для того, чтобы научиться отделять себя от своих реакций, а в конечном итоге — управлять ими.
- Проводите с собой аутотренинг. Напоминайте себе, что ситуация была в прошлом и, хоть она имеет протяжение в настоящее, вам необязательно следовать этому сценарию. Почаще говорите себе, что не существует идеального мира, идеальных ситуаций и уж тем более идеальных людей. Стремление быть идеальным доводит до невроза. Оптимально стремиться быть достаточно хорошим и давать себе право на ошибку. Напоминайте себе, что в ваших руках есть контроль и вы можете разными способами перебороть свое страдание.
Важно внимательно и последовательно заниматься этими практиками, чтобы со временем заметить положительные изменения.
Напоследок хочется сказать об очень распространенном механизме, которым пользуются почти все люди, пытающиеся разобраться с тем, что происходит внутри них. Это интеллектуализация и рационализация своего состояния, попытки жить не чувствами и эмоциями, а «головой».
Безусловно, рефлексия — это хорошо. Способность осознавать и размышлять над внутренними процессами — это отличный навык, который помогает в очень многих жизненных ситуациях. Но важно отмечать момент, когда мыслительный процесс превратился в рутину и не приносит реального облегчения. Думать о проблеме много и долго еще не значит решать ее, а зачастую и вовсе означает обратное («Лучше я буду об этом думать, чем на самом деле действовать»).
Наш мыслительный аппарат не имеет отношения к чувственной сфере, и его «прокачанность» хороша для осознания проблемы и для выработки стратегии ее решения. Но само решение всегда лежит в области чувств и эмоций. Именно на это делает упор психолог или психотерапевт: он приглашает вас вместе исследовать другую сторону вашей личности — бессознательные чувственные процессы, которые когда-то были повреждены травмой и до сих пор не получили должного внимания.
Источник