Викторина для подростков «Психологическая азбука»
Викторина для подростков «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»
Цель мероприятия – повышение психологической компетентности у подростков с ОВЗ по слуху.
расширить знаний детей о науке “психология” и роли психологических знаний в жизни человека,
познакомить обучающихся с основными понятиями психологии,
развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление),
совершенствовать навыки сотрудничества, умение работать в команде,
развивать эмпатию, толерантность у обучающихся с ОВЗ по слуху.
Оборудование: презентация, ИКТ – оборудование, система звукового поля, карточки с заданиями, фломастеры, ручки, карточки для названия команд, карточки для жюри с критериями оценки каждого задания, грамоты.
Используемые технологии: ИКТ – технологии, технологи проблемного обучения.
Словарь: психология, азбука, алфавит, пси, психе, Психея, психика, психические свойства, психические состояния, психические процессы, способности, характер, черты характера, познавательные процессы, эмоциональные процессы, эмоции, спокойствие, гипноз, релаксация, усталость, страх, стресс.
Педагог-психолог: Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами в рамках Недели Психологии проводим мероприятие «Психологическая Азбука». Что такое психологическая азбука? (ответы детей)
Давайте, сначала разберемся с 2 понятиями «азбука» и «психология»
— Что такое азбука?
— Назовите синоним слова азбука.
— Зачем нам надо знать буквы?
Азбука — это основа для письма и чтения. На нашем мероприятии вы познакомитесь с основами науки «психология». Итак, что такое психология? Слово психология делится на 2 части: психе и логос. «Психе» — это душа, логос — «наука». Соедините эти два слова и продолжите предложение «Психология — это …» (ответы детей). Психология — это наука о душе. У психологии есть свой символ — знак «пси» и своя богиня Психея. Позже слово «душа» заменили на слово «психика». Продолжите предложение «Психология — это наука о …..» . Это наука о психике. Психика — очень сложное понятие. Что такое психика вы узнаете, выполняя различные задания.
Оценивать вашу работу по изучению основ психологии буде Жюри в составе … (представление членов жюри).
Чтобы отправиться в путешествие по науке психологии, необходимо придумать названия своим командам (подростки придумывают названия командам).
Итак, в путешествие по науке психологии отправляются команды (дети называют команды).
Педагог-психолог: Психика делится на 3 части. 1 часть — психические свойства. Это способности, характер.
№ 1. Черты характера.
Оборудование : карточки с нумерацией.
Задание — в течение 2 мин. придумать черты характера, отвечая на вопрос: «Человек какой?». За каждое прилагательное жюри выставляет 1 балл.
По окончании 2 мин. представители каждой команды зачитывают черты характера.
Педагог-психолог: 2 часть психики — это психические процессы. Они бывают познавательные и эмоциональные.
1. Назовите познавательные психические процессы.
2. Что такое эмоциональные психические процессы?
3. Какие эмоции вы знаете?
Педагог-психолог: Чтобы познакомиться с познавательными процессами, предлагаю выполнить несколько заданий.
Оборудование: карточки с вопросами для каждой команды.
Педагог вместе с детьми читает текст, затем подростки самостоятельно еще раз прочитывают текст. На слайд выводятся вопросы по тексту.
Задание — в течение 2 мин. каждой команде на карточках ответить на вопросы.
Текст: Рано утром поезд выехал из села Репино в село Васильково. В поезде было 6 вагонов. Даша села в первый вагон с начала, а Дима — в первый вагон с конца поезда. Дети проехали три остановки и вышли в Шляпино. Их встречал дедушка с собакой по кличке Бобик.
Вопросы для команд:
1. Когда выехал поезд?
2. Назовите конечную остановку.
3. Доехали ли дети до конечной остановки?
4. Кто ехал в первом вагоне с конца?
5. Какая по счёту станция Шляпино?
6. Кто встречал детей: мужчина или женщина?
7. Откуда ехали дети?
8. Напишите кличку собаки.
По окончании 2 мин. педагог-психолог зачитывает вопросы, представители каждой команды отвечают на них. Жюри оценивает каждый правильный ответ в 1 балл.
№ 3. Занимательные задачи.
Педагог-психолог зачитывает текст задачи с опорой на слайд презентации.
Задание – решить правильно предложенные задачи. Та команда, которая правильно решит задачу, получает 1 балл.
№ 1. Сколько будет 2+2*2?
№ 2. Росло четыре осины, на каждой было по четыре больших ветки.
На каждой большой ветке по четыре маленьких ветки, на каждой маленькой ветке по четыре яблока. Сколько всего яблок на осине?
№ 3. Мультфильм начался в 11:45. Он длился 50 минут. Точно в середине просмотра пришла мама и позвала обедать. Какое время показывали часы в этот момент?
№ 4. Одна сосиска варится 5 минут. За сколько минут сварятся две сосиски?
Педагог-психолог: Известный психолог К. Изард выделил 11 основных эмоций:
Педагог-психолог : Предлагаю вам вспомнить эмоции — радость, печаль (грусть), удивление, злость и выполнить следующее задание.
№ 4. Эмоциональный портрет.
Каждой команде выдаются 4 картинки — портрета.
Задание – на каждой картинке н арисовать эмоции на лице героя (радость, печаль, удивление, злость) правильно и чтобы можно было узнать данное эмоциональное выражение на лице героя. Время выполнения задания – 2 мин.
Педагог-психолог : Эмоции можно изобразить схематично с помощью пиктограмм или смайликов. Давайте проверим правильность выполнения этого задания.
Педагог-психолог: 3 часть психики — это психические состояния
Команды по очереди зачитывают психические состояния на слайде.
№ 5. В каком состоянии человек?
Каждой команде выдается карточка с 4 картинками. Задание – определить психическое состояние героев, выбрав его из предлагаемого словаря. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Педагог-психолог: Пока члены жюри подсчитывают баллы и подводят итоги, я предлагаю вспомнить основные понятия психологии. Командам выдаются карточки:
№ 1. Способности, характер.
№ 2. познавательные ( память, внимание, мышление, воображение), эмоциональные
№ 3. усталость, стресс, утомление, гипноз, спокойствие, страх, релаксация.
Задание – соотнести карточку с группами: психические свойства, психические процессы и психические состояния.
Жюри подводит итоги викторины.
В каком состоянии человек?
Словарь: усталость, стресс, вдохновение, безразличие, гипноз, релаксация, спокойствие, гипноз.
Источник
«Властелин своих эмоций» — игра-тренинг для подростков
Зачастую эмоции захлестывают подростков, но ребятам не хватает умений и навыков, чтобы справляться с ними и понимать свои переживания. Предлагаемая игра поможет участникам познакомиться с особенностями тревоги и страха, с методами их регуляции, позволит попрактиковаться в управлении своими чувствами.
Форма проведения
В игре участвуют команды по 5–6 человек. Деление на группы происходит по принципу свободного выбора.
Перед игроками висит табло с изображением базовых эмоций, закрытое красными и синими карточками, – всего 9 карточек, по три в ряд (Приложение 1). Цвет карточки означает тип задания, которое предстоит выполнить.
Команды по очереди выбирают карточку, которую они хотят снять. После каждого выигранного задания группа участников забирает карточку себе. Победителем в игре становится команда, собравшая больше карточек.
Красные карточки – это задания, посвященные самим эмоциям. Ведь чтобы управлять эмоциями, надо их хорошо знать. Чем больше о них известно, тем проще с ними справиться. Синие карточки – задания о способах управления эмоциями.
Вводная часть
Прежде чем предлагать участникам задания, ведущий обсуждает с ребятами тему предстоящей игры. Им предлагается ответить на вопросы:
— Какие эмоции вы знаете?
— Нужно ли человеку владеть своими эмоциями и зачем?
После обсуждения учитель напоминает школьникам, что владеть собой и своими эмоциями непросто. Есть две особенно коварные эмоции, которые постоянно вырываются из под контроля человека. Он просит подростков высказать предположения, о чем пойдет речь.
Подводя итог, ведущий сообщает, что задания будут посвящены гневу, который еще можно назвать раздражением, злостью, агрессией, и тревоге, нередко скрывающейся за волнением и страхом.
Портрет эмоций
Это задание должно быть закрыто красной карточкой. Так же и все последующие задания (до «Конкурса пословиц» включительно) помечены красными карточками, поскольку посвящены знакомству с эмоциями.
Каждой команде с помощью жеребьевки предстоит определить, какую из базовых эмоций они будут рисовать. Портреты эмоций нужно будет создавать необычным способом – с помощью ассоциаций.
Игроки должны представить, как выглядели бы эмоции, если бы стали растением, животным, мебелью, едой, насекомым, одеждой, бытовой техникой или чем-то подобным. Возможно, с эмоцией проассоциируется что-то конкретное, а может быть, это будет несуществующий, фантазийный объект.
Представители каждой команды вытаскивают из двух мешочков карточки: в одном – названия эмоций, во втором – названия различных объектов, с которыми предстоит эту эмоцию сравнить (Приложение 2). После того как команды нарисовали портреты, их представители рассказывают о том, почему изображение получилось именно таким. В данном задании должна быть «ничья», что позволяет командам, с одной стороны, открыть счет; с другой стороны, дает возможность ведущему говорить о том, что понимание сути одной и той же эмоции у разных людей может быть абсолютно разным.
Объекты страха
Тревога – одна из самых неприятных эмоций. Вызываемое ею беспокойство с трудом поддается контролю. Ведущий предлагает участникам разобраться, чего же чаще всего боятся люди. Каждая команда получает таблицу, которую необходимо заполнить, исходя из того, что мнение всех участников группы обязательно должно учитываться (Приложение 3).
После выполнения задания представители команд по очереди зачитывают содержание сначала первого столбца таблицы, затем – второго и наконец – третьего.
Ведущему важно обратить внимание школьников на то, что разные команды часто указывают очень похожие предметы страха. Важно спросить мнение участников, почему так получается.
Педагогу следует сделать акцент на том, что страхи есть у всех людей и они похожи. Страхи, с одной стороны, позволяют нам вести себя осторожно, избегать немотивированных рисков и опасностей. С другой стороны, именно страхи могут создавать у человека ощущение дискомфорта и несвободы. Итогом вновь должна стать «ничья».
Перечисление ситуаций
Есть множество ситуаций, вызывающих у людей раздражение, гнев, злость. Командам предстоит вспомнить как можно больше таких ситуаций. На коллективное обсуждение им дается 2–3 минуты.
После этого участники от каждой команды должны по очереди называть одну такую ситуацию. Задача остальных – внимательно слушать друг друга, потому что в случае невнимания и повторения уже названной ситуации команда выбывает из соревнования. Победит группа, назвавшая ситуацию последней.
Задача ведущего – быть готовым к тому, что могут быть названы ситуации, вызывающие противоречивые эмоции у ребят. В этом случае важно подчеркивать, что все люди разные. Их эмоции тоже могут быть разными, не существует «правильных» и «неправильных» эмоций. Одна и та же ситуация может вызывать совершенно непохожие реакции.
Конкурс пословиц
Каждой команде выдается карточка, в которой нужно к началу пословицы подобрать ее конец (Приложение 4). В данном случае оценивается скорость выполнения задания. После проверки правильности выполнения задания важно обсудить с участниками смысл каждой пословицы, иначе задание не будет иметь смысла.
— У страха глаза велики.
— Волков бояться – в лес не ходить.
— Даже заяц в гневе страшен.
— Злой человек – как уголь, если не жжет, то чернит.
Бой воздушными шарами
Начиная с этого конкурса и далее идут задания, закрытые синими карточками, то есть посвященные способам управления эмоциями. Один из способов управления гневом – это выплеснуть его с помощью какого-то безопасного предмета. Ведущий спрашивает учеников, что может быть таким предметом. В совместном обсуждении он помогает ребятам прийти к выводу: побить подушку, ударить боксерскую грушу, разорвать ненужную газету – это лучше, чем обидеть человека или терпеть, копить злость и раздражение.
Задание, позволяющее запомнить этот способ эмоциональной разрядки, – «Бой воздушными шарами». От каждой команды вызывается один из участников. Соперники встают лицом друг к другу. У каждого в руках воздушный шар, который нужно держать за хвостик; вторая рука находится за спиной. Игрокам необходимо выбить шар из рук соперника, удержав свой.
Соревнование нужно провести несколько раз, чтобы у нескольких участников была возможность попробовать свои силы.
Пушинка
Еще один из способов управления гневом и тревогой – это сесть в удобную позу, закрыть глаза, глубоко вдыхать и выдыхать, прислушиваясь только к своему дыханию. Такой способ помогает расслабиться, настроиться на мирный лад.
Задание, позволяющее освоить этот способ саморегуляции, – «Пушинка». От каждой команды вызывается один участник, задача которого – дуть на пушинку из ваты так, чтобы она как можно дольше не упала.
Конкурс желательно провести несколько раз, чтобы у большего числа школьников была возможность попробовать свои силы.
Буриме
Еще один способ управления гневом и тревогой – убедить себя в том, что ты точно сможешь справиться с ситуацией. Для этого нужно несколько раз сказать самому себе – возможно, даже вслух – слова поддержки. Например: «Я спокоен, у меня громкий и уверенный голос, прямая спина, твердый шаг. Я подготовлен к экзамену и смогу ответить на вопрос». Этот способ добавляет внутренней уверенности и помогает овладеть собой.
Задание, позволяющее попрактиковаться в самоподдержке, – «Буриме». Каждой команде выдается четыре рифмующихся слова, на основе которых нужно сочинить всем вместе стихотворение и уверенно проскандировать его всей командой.
Варианты слов: тревога – недотрога – уходи – не буди, злость – кость – я могу – убегу.
Снегопад
Ведущему важно рассказать ребятам и о таком способе управления гневом и тревогой – умении переключиться, заняться чем-то таким, что потребует физических усилий. Например, постирать, вымыть пол, выбить ковер или что-то подобное.
Задание, позволяющее запомнить этот способ, – «Снегопад». По сигналу ведущего каждая команда должна мелко нарвать выданную стопку газет. По второму знаку группы должны устроить «снегопад», подбрасывая рваную бумагу так, чтобы над ребятами всё время «парили снежинки». Итог задания подводится по количеству порванной газеты, собранной в мусорные мешки. Определять победителя можно с помощью взвешивания.
Ведущий должен быть готов к высокому уровню активности и возбуждения участников. Поэтому данное задание имеет смысл проводить в конце игровой программы.
Свой способ
Игрокам нужно придумать свои способы справляться с гневом и тревогой. Важно, чтобы эти способы были простыми и доступными, – например, выпить чай, съесть что-нибудь вкусное, рассказать близким, поплакать и другое.
После выполнения задания представитель от каждой команды вслух делится вариантами с остальными игроками. Проходит обсуждение.
Рефлексия
Итогом игровой программы должно стать не просто объявление победителя, но и разговор о том, что нового и важного для себя участники поняли или узнали в течение игровой программы. Способом такого рода рефлексии может стать, например, создание для себя листка памятки: «Что делать, если я очень рассердился», «Как справиться с тревогой и волнением».
Источник