§ 3. Развитие высших чувств у детей
Чтобы у ребенка сформировались высшие чувства (моральные, эстетические, по-знавательные), у него должно быть сформировано понятие о плохом и хорошем, красивом и некрасивом, а также — познавательная потребность.
Для детей характерна слитность высших чувств. Ребенок оценивает как «хорошее» объекты и явления, которые вызывают у него и эстетические переживания (хороший — значит красивый), и этические (хороший — значит добрый), и интеллектуальные (хороший — значит интересный). Один и тот же объект вызывает переживание, в котором слиты эстетические, этические, познавательные чувства. При восприятии «Сказки о царе Салтане» дошкольник (по данным Н. А. Менчинской) проявляет не только любознательность, но и нравственное чувство. «Он наш или не наш, плохой или хороший?» — спрашивает ребенок о героях сказки.
В дальнейшем с формированием умения анализировать и давать оценку в соответствии со специфическими нравственными или эстетическими критериями синкретическое (слитное) чувство дифференцируется на эстетическое, этическое, интеллектуальное.
Высшие чувства начинают формироваться с двух-трехлетнего возраста. К выс-шим чувствам относят интеллектуальные, эстетические и моральные.
Чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, называются интеллектуальными. К ним относят любопытство, любознательность, удивление, чувство нового, чувство юмора. Чувство юмора проявляется у детей в процессе познания действительности. Дети, имеющие определенное правильное представление об окружающем, любят несообразности (присвоение предметам несвойственных качеств).
Саша, 3 года 7 месяцев 4 дня.
Эстетические чувства проявляются в эмоциональном отношении к героическому, комическому, безобразному, прекрасному — в природе, в жизни, в искус-стве, в процессе восприятия и творчества. М. Ю. Лермонтов писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная няня».
Эстетическое отношение детей к действительности находит свое отражение в их рисунках и стихах. Мальчик 6 лет написал стихотворение: «О ветер, ветер, зачем ты дуешь так? Колышешь ты в овраге и думать ты мешаешь». У детей появляются переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением их стремлений соблюдать требования общественной жизни.
В детском возрасте начинает зарождаться моральное сознание, когда ребенок начинает понимать предъявляемые к нему требования, относить их к своим действиям и поступкам, к поведению других людей (взрослых и сверстников).
У детей возникают и такие этические переживания, как чувство гордости и стыда. «Внутренним условием зарождения чувства гордости, направленного на конкретные достоинства, является формирование в сознании ребенка связи между представлением об этих достоинствах и положительной оценкой со стороны окружающих»1. Так, дети 4-5 лет гордятся качественными показателями во многих видах деятельности: умением хорошо танцевать, быстро бегать, считать; проявлением моральных качеств (выдержки, послушания), гордятся родителяМи. Как показано в исследовании Р. X. Шакурова (1966), развитие гордости происходит не только под влиянием положительной, но и отрицательной оценки, вызывающей чувство стыда. Стыд возникает при таких психологических ситуациях, когда ребенок желает действовать в соответствии с положительно оцениваемыми образцами поведения, но фактически совершает действия и поступки,
отрицательно оцениваемые взрослыми; ему хочется выполнить действие, которым он мог бы гордиться перед присутствующими, но у него получается «не так»- он чувствует, что окружающие ожидают от него успеха, но он терпит неудачи и не оправдывает их ожиданий. Возникновение стыда находится в зависимости от развития гордости. Если ребенок гордится своим умением правильно говорить рассказывать стихи, быть аккуратным, то он стыдится ошибок в речи, неудач в воспроизведении стихотворений, стыдится показать себя как «грязнуля». В дошкольном возрасте появляется чувство дружбы. Выделяют следующие критерии дружеских отношений:
отзывчивость, проявляющиеся между отдельными детьми, но не в ущерб другим;
интерес к деятельности сверстников;
желание и умение договориться о совместной игре и выполняемой в ней роли;
проявление заботы, помощи;
способность поступиться личными желаниями (поступать справедливо, получая при этом удовлетворение).
В экспериментах Т. А. Марковой (1968) дети должны были рассказать о своих действиях в предлагаемой ситуации: сообщили бы об этом происшествии воспи-тательнице 29 % — подняли бы, посадили ребенка и позвали воспитательницу; 8 % спросили бы, очень ли больно, осторожно посадили бы ребенка, а затем — по-звали воспитательницу. Такие ответы свидетельствуют о том, что дружеские чувства еще не всегда находят свое адекватное выражение в поступках старших до-школьников. Для младших дошкольников характерна дружба поочередно со мно-гими детьми. Мотивом дружбы является совместная игра. У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста дружба приобретает более интимный характер, мотивом ее могут быть взаимные склонности, симпатии, интересы.
К концу дошкольного детства высшие чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.
Источник
§ 3. Развитие высших чувств у детей
Чтобы у ребенка сформировались высшие чувства (моральные, эстетические, познавательные), у него должно быть сформировано понятие о плохом и хорошем, красивом и некрасивом, а также — познавательная потребность.
Для детей характерна слитность высших чувств. Ребенок оценивает как «хорошее» объекты и явления, которые вызывают у него и эстетические переживания (хороший — значит красивый), и этические (хороший — значит добрый), и интеллектуальные (хороший — значит интересный). Один и тот же объект вызывает переживание, в котором слиты эстетические, этические, познавательные чувства. При восприятии «Сказки о царе Салтане» дошкольник (по данным
Н. А. Менчинской) проявляет не только любознательность, но и нравственное
чувство. «Он наш или не наш, плохой или хороший?» — спрашивает ребенок о героях сказки.
В дальнейшем с формированием умения анализировать и давать оценку в соответствии со специфическими нравственными или эстетическими критериями синкретическое (слитное) чувство дифференцируется на эстетическое, этическое, интеллектуальное.
Высшие чувства начинают формироваться с двух-трехлетнего возраста. К высшим чувствам относят интеллектуальные, эстетические и моральные.
Чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, называются интеллектуальными. К ним относят любопытство, любознательность, удивление, чувство нового, чувство юмора. Чувство юмора проявляется у детей в процессе познания действительности.
Саша, 3 года 7 месяцев 4 дня. На днях с Геной играли в такую игру, громко при этом хохоча. Гена: «Ты — ружье», Саша: «Ты—книжка». Гена: «Ты—санки», Саша: «Ты — лыжи» (из дневника Н. А. Менчинской).
Эстетические чувства проявляются в эмоциональном отношении к героическому, комическому, безобразному, прекрасному — в природе, в жизни, в искусстве, в процессе восприятия и творчества. М. Ю. Лермонтов писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная няня».
Эстетическое отношение детей к действительности находит свое отражение в их рисунках и стихах. Мальчик 6 лет написал стихотворение: «О ветер, ветер, зачем ты дуешь так? Колышешь ты в овраге и думать ты мешаешь». У детей появляются переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением их стремлений соблюдать требования общественной жизни.
В детском возрасте начинает зарождаться моральное сознание, когда ребенок начинает понимать предъявляемые к нему требования, относить их к своим действиям и поступкам, к поведению других людей (взрослых и сверстников).
У детей возникают и такие этические переживания, как чувство гордости и стыда. «Внутренним условием зарождения чувства гордости, направленного на конкретные достоинства, является формирование в сознании ребенка связи между представлением об этих достоинствах и положительной оценкой со стороны окружающих»1. Так, дети 4-5 лет гордятся качественными показателями во многих видах деятельности: умением хорошо танцевать, быстро бегать, считать; проявлением моральных качеств (выдержки, послушания), гордятся родителяМи. Как показано в исследовании Р. X. Шакурова (1966), развитие гордости происходит не только под влиянием положительной, но и отрицательной оценки, вызывающей чувство стыда.
Шакуров Р. X. Оценочные отношения как фактор возникновения чувства гордости и стыда у младших детей: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Киев, 1966. С. 7.
отрицательно оцениваемые взрослыми; ему хочется выполнить действие, которым он мог бы гордиться перед присутствующими, но у него получается «не так»- он чувствует, что окружающие ожидают от него успеха, но он терпит неудачи и не оправдывает их ожиданий. Возникновение стыда находится в зависимости от развития гордости. Если ребенок гордится своим умением правильно говорить рассказывать стихи, быть аккуратным, то он стыдится ошибок в речи, неудач в воспроизведении стихотворений, стыдится показать себя как «грязнуля».
В дошкольном возрасте появляется чувство дружбы.
Выделяют следующие критерии дружеских отношений:
- предпочтение;
- симпатия;
- сочувствие;
- отзывчивость, проявляющиеся между отдельными детьми, но не в ущерб другим;
- интерес к деятельности сверстников;
- желание и умение договориться о совместной игре и выполняемой в ней роли;
- проявление заботы, помощи;
- способность поступиться личными желаниями (поступать справедливо, получая при этом удовлетворение).
В экспериментах Т. А. Марковой (1968) дети должны были рассказать о своих действиях в предлагаемой ситуации: сообщили бы об этом происшествии воспитательнице 29 % — подняли бы, посадили ребенка и позвали воспитательницу; 8 % спросили бы, очень ли больно, осторожно посадили бы ребенка, а затем — позвали воспитательницу. Такие ответы свидетельствуют о том, что дружеские чувства еще не всегда находят свое адекватное выражение в поступках старших дошкольников. Для младших дошкольников характерна дружба поочередно со многими детьми. Мотивом дружбы является совместная игра. У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста дружба приобретает более интимный характер, мотивом ее могут быть взаимные склонности, симпатии, интересы.
К концу дошкольного детства высшие чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.
Источник
Развитие высших чувств у дошкольников
При формировании высших чувств (моральных, эстетических, познавательных) у ребенка параллельно формируются понятия о плохом и хорошем, красивом и некрасивом, а также — познавательная потребность.
Высшие чувства начинают формироваться в начале дошкольного возраста. Для дошкольников характерна слитность высших чувств. Ребенок одинаково оценивает совсем разные по характеристикам предметы и явления (например, «хорошая» – значит красивая, «хорошая» – значит «добрая», «хорошая» – значит интересная).
Познавательные (интеллектуальные) чувства возникают у ребенка в познавательной деятельности. К ним относятся любопытство, любознательность, чувство юмора.
Эстетические чувства проявляются у детей в эмоциональном отношении к героическому, комическому, безобразному, прекрасному – в природе, в жизни, в процессе восприятия и творчества.
В среднем дошкольном возрасте у многих детей можно отметить проявление и морального чувства – чувства долга, гордости и стыда. Как показало исследование Р.Х. Шакуровой, развитие гордости в дошкольном возрасте происходит не только под влиянием положительной, но и отрицательной оценки, вызывающей чувство стыда.
В дошкольном возрасте у детей появляется чувство дружбы. Чаще всего мотивом дружбы является совместная деятельность, игра. Для младших дошкольников характерна дружба поочередно со всеми детьми. У старших дошкольников она приобретает интимный характер, мотивом ее могут быть взаимные симпатии, интересы, склонности.
К концу дошкольного возраста высшие чувства все чаще становятся мотивами поведения. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка.
Важнейшим приобретением дошкольного возраста является превращение поведения ребёнка из «полевого» в «волевое» (А.Н. Леонтьев). Главные характеристики полевого поведения преддошкольника — импульсивность и ситуативность. Ребёнок действует не задумываясь, под влиянием спонтанно возникших переживаний. Цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, компонентами ситуации.
В дошкольном детстве ребёнок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. Как подчёркивал Л.С. Выгодский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а осознанным мотивом.
Как уже отмечалось, в дошкольном возрасте складывается соподчинение мотивов, на основе чего появляется возможность сознательно подчинять свои действия одному из них (А.Н. Леонтьев). В отличие от ребёнка раннего возраста дошкольник осознаёт борьбу мотивов как внутренний конфликт, переживает его, понимая необходимость выбора.
К концу дошкольного возраста у ребёнка должно выработаться умение принять задание, подчинить своё поведение будущему результату, иногда вопреки чувственным побуждениям, действующим в данную минуту, что является необходимым условием для обучения в школе.
Контрольные вопросы
1. Новообразования в личностной сфере дошкольника.
2. Основные компоненты самопознания и их специфические особенности у ребенка-дошкольника.
3. Расширение мотивационной сферы дошкольника.
4. Специфические особенности эмоционально-волевой сферы в дошкольном детстве.
Темы рефератов
1. Роль общения ребенка с взрослыми и сверстниками в формировании его личности.
2. Значение сюжетно-ролевой игры в усвоении нравственных норм поведения.
3. Возникновение волевой регуляции поведения у дошкольников.
Рекомендуемая литература
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе /Хрестоматия по возрастной психологии. – М., 1978.
Немов Р.С. Психология: В 2-х книгах. К. 2. – М., 1984.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
Развитие личности ребенка. – М., 1987.
Проблема готовности к школьному обучению
Обучение детей с 6-ти лет
В периодизации психического развития Д.Б. Эльконина дошкольный возраст имеет определенные границы – от 3-х до 7-ми лет. Кризис 7-ми лет служит переходным периодом и как бы отделяет младший дошкольный возраст от дошкольного детства. Тем не менее, сейчас многие дети поступают в школу и включаются в учебную деятельность не с семи, а с шести лет. В связи с этим возникает много вопросов, требующих специального обсуждения.
Все психологи, работающие с 6-тилетними детьми, приходят к одному и тому же выводу: большинство шестилетних первоклассников по уровню психического развития остаются дошкольниками. Они сохраняют особенности мышления, присущие дошкольному возрасту; у них преобладает непроизвольная память (запоминается главным образом то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); специфика внимания такова, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10 – 15 минут.
Особенности личности 6-летних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще не устойчивы и ситуативны, поэтому во время учебных занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря усилиям учителя. Завышенная самооценка, характерная для большинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки — они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в целом. Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта, из-за которых значительная часть учеников становится пассивной, бросает начатую работу или требует помощи учителя. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке.
Таким образом, обучение детей с 6-ти лет должно строиться с учетом специфики их развития. В мировой практике накоплен большой опыт обучения с 6 лет и даже с раннего возраста.
Обучение 6-летних детей предполагает щадящий режим (продолжительность урока не более 35 минут, в перерывах между занятиями физкультурные разминки, игры и прогулки, дневной сон, отсутствие домашних заданий и т.д.); небольшой объем учебного материала; большое количество развивающих занятий (физкультура, музыка, ритмика, изобразительное искусство, труд, экскурсии); медицинский контроль за состоянием здоровья; особые программы и методы обучения.
Однако сохраняется ряд проблем, прежде всего психологических. Комплексное исследование разных сторон развития 6-летних детей показало, что они чувствуют себя спокойнее и увереннее — психологически комфортно — при обучении в подготовительных группах детского сада, по сравнению с первыми классами школы. Главная причина заключается в том, что детсадовский ритм жизни, стиль общения детей с взрослым человеком и между собой больше отвечает уровню развития психики ребенка-дошкольника. Ребенок этого возраста нуждается в непосредственных эмоциональных контактах, а в формализованных условиях школьного обучения эта потребность не удовлетворяется.
Д.Б. Эльконин считал, что вместо организации школьного обучения с 6-ти лет целесообразно расширить сеть подготовительных групп детских садов, в которых удобнее готовить детей к школе. Достаточно хорошо развитый интеллект детей 6-ти лет не находит своего воплощения в играх, он перерос игры и требует более адекватного себе применения, которое становится возможным лишь при переходе от ведущей деятельности в форме игры к ведущей деятельности в форме учебы (учебной деятельности).
Где бы ребенок не обучался в свои 6 лет, учитель и воспитатель должны учитывать его возрастные особенности. Например, если ребенок быстро утомляется, выполняя одну и ту же работу, в классе нужно обеспечить смену разнообразных видов деятельности, урок из-за этого состоит из нескольких частей, объединенных общей темой. Нельзя давать задания, типичные для традиционного школьного обучения — требующие длительного сосредоточения взора, выполнения серии монотонных точных движений и т.д. Так как ребенок стремиться все изучить в наглядно-действенном и наглядно-образном планах, большое место должно отводиться его практическим действиям с предметами,
работе с наглядным материалом. Благодаря еще не изжитой потребности в игре, 6-летний ребенок значительно лучше усваивает программу в игровой форме, чем в стандартной ситуации учебного занятия. Поэтому необходимо постоянное включение в урок элементов игры, проведение специальных дидактических и развивающих игр.
В шестилетнем возрасте существуют еще значительные трудности с произвольным поведением, так как произвольность в дошкольном возрасте только начинает формироваться. Конечно, ребенок уже может какое-то время управлять своим поведение, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Более того, у 6-летних детей еще недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила. Их активность, творческая инициатива не могут проявляться в условиях жестких требований, строго регламентированного общения.
Если ребенок все же попадает в формализованную систему школьного обучения, в которой недостаточно учитываются его возрастные особенности, то, как показали проводившиеся в школах комплексные исследования, у детей часто ухудшается состояние здоровья, снижается острота зрения, появляются головные боли. В отдельных случаях появляются неврозы, школьная дезадаптация.
Что касается первоначального этапа приспособления к новой школьной жизни, следует отметить: все 6-летние дети испытывают трудности адаптации. Они напряжены не только физически, но и психологически. У некоторых появляется вялость, плаксивость, нарушается сон и аппетит, другие перевозбуждаются, становятся раздражительными и вспыльчивыми. Все они утомляются из-за перегрузок, которые испытывают в школе.
В относительно благоприятных условиях обучения психологическая напряженность обычно начинает уменьшаться через 1,5-2 месяца. В более жестких условиях она сохраняется, вызывая побочные эффекты как в психологическом, так и в соматическом планах.
Исходя их определенных теоретических позиций, практический психолог может приветствовать обучение с 6 лет для конкретного ребенка или возражать против него. Прежде чем решить, следует этому ребенку поступать в школу или лучше подождать год, — необходимо определить, насколько он готов к школьному обучению.
Источник