Если вы хотите улучшить ваше общение с окружающими, повысить его эффективность, то должны учитывать особенности темперамента собеседника. Вот какие советы дает Р.М. Грановская. Полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустимы резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответственную реакцию. В то же время любой его поступок надо требовательно и справедливо оценивать. При этом отрицательные оценки необходимо делать в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы.
Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Надо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.
Флегматика целесообразно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую.
В отношении меланхолика недопустимы не только резкость и грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше говорить с. ним наедине. Такой человек требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку желательно использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик – самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
Интересно рассмотреть вопрос о психологической совместимости людей с разным типом темперамента.
Высокий уровень совместимости характерен для противоположных типов темперамента, то есть меланхолик – сангвиник и холерик – флегматик, которые прекрасно дополняют друг друга. Например, взрывчатость холерика гасится спокойствием флегматика, а пессимизм меланхолика компенсируется жизнерадостностью сангвиника.
Средний уровень совместимости характерен для рядом расположенных типов темперамента. Но при этом паре холерик – меланхолик будут присущи резкие переходы от высокой активности к полной пассивности, а эмоциональная неуравновешенность пары может иногда превращать их жизнь просто в ад. Пара меланхолик – флегматик будет характеризоваться невысокой инициативностью и некоторой отчуждённости друг от друга. Пара флегматик – сангвиник окажется «очень спокойной» к чувствам и мнениям других, да и друг друга тоже. В паре сангвиник – холерик возможно частое выяснение отношений «Кто главный?» или «Почему ты, а не я?».
Низкий уровень совместимости характерен для пар с одинаковым темпераментом. Этим парам свойственна низкая стабильность, так как им всем чего-то не хватает: двум холерикам – спокойствия, двум меланхоликам – бодрости, двум флегматикам – инициативности и быстроты реагирования, двум сангвиникам – чувствительности и последовательности.
Но не следует забывать об огромных возможностях приспособляемости людей друг к другу. И здесь большую роль играет способность к накапливанию житейской мудрости, опыта.
Зная свой темперамент и темперамент окружающих его людей, человек должен опираться на положительные свойства и преодолевать отрицательные.
Задание 1.
Определите, какой тип темперамента характеризует каждое из представленных ниже свойств.
Легко расстраивающийся, тревожный, изменчивый, чувствительный, ригидный, пессимистичный, благоразумный, контактный, непостоянный, пассивный, рассудительный, отзывчивый, беспокойный, сдержанный, необщительный, оптимистичный, агрессивный, общительный, непринужденный, разговорчивый, возбудимый, склонный к лидерству, осмотрительный, тихий, доброжелательный, склонный к рассуждениям, жизнерадостный, контролируемый, импульсивный, надежный.
Задание 2.
Определите возможный тип темперамента.
1. При поручении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.
2. Порученное задание вызвало у работника недовольство, он долго не мог приступить к выполнению, говоря о том, что это задание слишком сложно для него.
3. Прежде чем выполнять данное задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе над чертежом.
4. Ученик при выполнении работы часто переключается с одного вида деятельности на другой, отвлекается на посторонние разговоры. При возникновении затруднений в решении задачи теряет всякий интерес. С удовольствием выполняет задания только среднего уровня сложности.
5. Ученик, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.
6. Экономист планового отдела обладает высокой работоспособностью, надолго сосредоточивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, практически не допускает ошибок.
7. При составлении проекта инженер-конструктор сильно увлекается, придумывает различные варианты, полностью поглощен работой и раздражается, когда его отвлекают.
8. Секретарша очень сильно реагирует на замечания начальника, долго переживает из-за допущенных ошибок, малейшие неприятности могут вызвать ухудшение настроения. Если необходимо срочно выполнить работу, не может сразу сосредоточиться.
9. Всю перемену мальчик пробегал по коридору, периодически толкая своих одноклассников явно с целью вовлечь их в игру.
10. Отвечая на вопросы учителя во время открытого урока, ученик не волновался, проявлял смекалку, говорил отчетливо и громко.
11. Узнав о предстоящей завтра директорской контрольной работе по алгебре, девочка плохо спала всю ночь.
12. Большую часть урока ученица прокрутилась, словно веретено, успевая поговорить и с детьми, сидящими сзади, и поспорить с соседом по парте о том, как нужно правильно оформлять краткую запись к задаче, и послать записку в другой конец класса.
13. Ученик не успел выполнить аппликацию в течение урока и остался на перемену ее доделывать.
14. Поссорившись с приятелями во время игры в футбол на уроке физкультуры, мальчик уже спустя 15 минут по дороге домой обсуждал с ними вчерашний матч.
15. Посмотрев «Собаку Баскервиллей», девочка некоторое время боялась ходить одна по вечерам.
16. Несмотря на неожиданно полученную тройку за диктант, ученик был на уроке активным, как обычно.
17. Когда, проходя мимо него, одноклассник случайно задел ногой его портфель, он закричал и с гневом кинулся на того с кулаками.
18. Прочитав эпизод, где Белый Бим Черное ухо погибает, девочка горько заплакала, а потом целый вечер пребывала в печали.
19. После того, как его команда победила в «Веселых стартах», он бурно радовался, прыгал, хлопал в ладоши и кричал.
20. Когда на классном собрании было решено идти в следующие выходные в двухдневный поход, он по собственной инициативе возглавил орггруппу, и уже через три дня провизия и необходимое снаряжение были подготовлены.
21. Собираясь шить платье к выпускному вечеру, девушка долго подбирала фасон и ткань, раздумывала о том, шить наряд самой или лучше отдать портнихе.
22. После урока природоведения по теме «Птицы зимой» ученик загорелся идеей сделать кормушку для птиц, но, придя домой, увлекся игрой в мозаику и забыл о своих прежних намерениях.
23. Когда на утреннике во время игры «Платочек» в очередной раз остановилась музыка и пришел черед одного из второклассников петь, танцевать или рассказывать стихотворение, он от неожиданности растерялся и даже приготовился заплакать.
24. Когда на уроке домоводства в отсутствие учителя- школьница по неосторожности сильно поранила ножом руку, ее подруга, не теряя времени, усадила девочку, обвязала руку чистым носовым платком и побежала за медсестрой.
25. Во время устного счета он несколько раз самый первый поднимал руку, но многие его ответы оказывались неправильными.
26. Получив от учителя предложение перейти в специализированный математический класс, девятиклассница ответила, что должна некоторое время подумать, а также посоветоваться с родителями.
27. Пролив на себя в столовой какао, девочка весь остаток учебного дня ходила печальная, то и дело осматривая пятно на платье.
28. Задумав поступать после школы на специальность «История», одиннадцатиклассник записался на подготовительные курсы, навел справки, куда можно будет «перебросить» документы в случае неудачи, узнал насчет проходного балла в прошлом году, взвесил свои шансы.
Задание 3.
Дайте прогноз поведения людей, обладающих различными типами темперамента, в следующих ситуациях.
При выполнении расчета на компьютере у программиста неожиданно происходит сбой в программе.
Начальник поручает сотруднику срочно составить важный доклад.
Происходит опоздание на назначенную встречу из-за поломки автобуса.
Поздно ночью раздается ошибочный телефонный звонок.
Коллега просит еще раз объяснить неясный для него вопрос.
Две подруги пошли «за компанию» в торговый техникум. Одна – значительный экстраверт, другая – ярко выраженный интроверт. Подруги стали продавцами и устроились на работу. Попробуйте представить, как сложится их карьера.
Задание 4.
Разработайте рекомендации по работе с людьми, обладающими различными типами темперамента (по 10 на каждый тип). Они должны содержать в себе описание цели, конкретной ситуации и быть адресованы определенному человеку (или группе лиц).
Задание 5.
Определите, какие свойства или тип темперамента учитывались авторами следующих психолого-педагогических рекомендаций.
1. Если учитель захотел спросить этого ученика, то пусть наберется терпения выслушать его соображения до конца, сколько бы времени от урока это ни заняло.
2. Общающимся с таким мальчиком детям лучше не вступать с ним в перепалки во избежание лишних ссор и драк.
4. Чтобы ребенок не впал в депрессию после получения им «двойки» за самостоятельную работу по физике, учителю следует подбодрить его, сказав, что это, очевидно, всего лишь нелепая случайность, ведь на самом деле он способный ученик.
5. Для участия в КВН целесообразно делегировать в школьную команду именно эту девочку.
6. Если мама хочет, чтобы ягоды, привезенные с дачи, были тщательно перебраны, то не нужно поручать это дело такому ребенку.
7. Если школьному библиотекарю нужна помощью в оформлении картотеки, классный руководитель может посоветовать ей взять в помощники такую ученицу.
8. Из работ на пришкольном участке этому ученику целесообразнее поручить носить воду для полива.
9. Ведущими праздничного концерта учителю лучше выбрать таких детей.
10. Высказывая в адрес такого ребенка какие-либо негативные оценочные суждения или делая ему замечания, родителям и учителям следует быть очень тактичными, чтобы у него не возникло мысли о том, что он плохой и никто его не любит.
11. Если молодой учитель желает, чтобы его урок произвел впечатление на завуча, то ему лучше делать ставку на таких учеников.
12. Если мама предполагает, что ей придется высидеть большую очередь к врачу, то во избежание двойного утомления для нее лучше не брать с собой сына.
13. Организуя срочный выпуск праздничной стенгазеты, классному руководителю следует включить в оформительскую группу таких ребят.
14. При наборе из числа восьмиклассников участников дискуссионного вечера учителю лучше отдать предпочтение таким ученикам.
15. Если вдруг во время похода группа школьников сбилась с маршрута и заблудилась в незнакомом лесу, чтобы не возникла паника, ни в коем случае не нужно говорить об этом таким детям.
16. Родителям не стоит заставлять такого ребенка делать все уроки сразу, не вставая из-за письменного стола.
Задание 6.
Тип темперамента | достоинства | недостатки |
сангвиник | ||
холерик | ||
флегматик | ||
меланхолик |
Задание 7.
Определите для себя круг «выгодных» — легко преодолимых и невыгодных — труднопреодолимых жизненных ситуаций. Подготовьте для себя множество рекомендаций, направленных на оптимизацию своего бытия (общения и деятельности).
Список литературы
Белоус, В. В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие / В. В. Белоус — Пятигорск, 1990.
Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская.- Л.: Изд-во Ленинградского университет, 1988.
Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001.
Мерлин, B . C . Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. — М., 1986.
Мерлин, B . C . Очерк теории темперамента / В. С. Мерлин.- М., 1964.
Романов, К. М. Практикум по общей психологии : учебное пособие / К. М. Романов, Ж. Г. Гаранина. — Издательство — Московский психолого-социальный институт (МПСИ); «МОДЭК», 2002.
Русалов, В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / В. М. Русалов // Вопросы психологии. — 1985. — № 11. — С. 19-33.
Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. — М., 1982.
Теплов, Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.
Источник
Вложение | Размер |
---|---|
temperament_i_obshchenie.doc | 87.5 КБ |
1.Темперамент и общение……………………………………..стр.2
Список использованных источников…………………………стр.7
1.Темперамент и общение.
Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими Людьми, а, следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей.
В.С. Мерлин, крупный отечественный психолог, специально изучающий динамические характеристики психики человека, писал: «Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены. Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенности течения психической жизни разных людей)». Здесь представлено, что обе реки — бурная и спокойная — текут порознь, независимо друг от друга. Но в обычной, повседневной жизни — в семье, на работе, во время занятий в институте, в компании друзей и т.д. происходит слияние самых различных «потоков» психической жизни разных людей, порождающее всплеск эмоций, водопады и водовороты в человеческих отношениях, поскольку каждый из «потоков» в общем, русле стремится сохранить свою самоценность и самобытность. Отсюда ясно, насколько важно каждому из нас знать особенности своего темперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные стороны друг друга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.
В межличностных отношениях конфликты нередко возникают вследствие того, что люди не учитывают особенности темперамента как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.
Люди этого типа обладают быстротой и живостью движений, богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиники — очень общительны. Легко вступают в контакты. Они, как правило, легко и быстро приспосабливаются к новой обстановке, стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события. Умеют увлекать других. Поддерживают хорошую атмосферу в коллективе, любят шутку, остроумие. Сангвиник быстро ориентируется в незнакомой обстановке. За короткое время входят в коллектив, создают вокруг себя положительный микроклимат. Сравнительно легко переживают неудачи. Вместе с тем сангвиник, избегает острых проблем. Часто упрощает поставленные задачи. Отличается хорошей работоспособностью, особенно если работа нравится и вызывает у него интерес. Длительная напряженная однообразная умственная или физическая работа напротив его быстро утомляет. В трудных ситуациях становятся более собранными и целеустремленными, не теряя при этом чувства юмора. Для сангвиников все представляет состязание, а во всех состязаниях необходимо добиваться победы. Они должны быть на первом месте в любой деятельности. Сангвиник — очень общительная и увлеченная личность. Он уходит от конфликта, сложную конфликтную ситуацию переводит в шутку. Отношение к критике спокойное, хотя сам никогда виноватым себя не признает, у него всегда виноват кто-то другой: сотрудники, друзья, родственники или даже транспорт.
Они умеют найти общий язык с любым человеком, причем, делают это легко и непринужденно. Сангвиник незаменим в работе с клиентами и посетителями. При этом сангвинику не следует вникать во все детали дела. Он не придает значения мелочам и, все равно, не удержит их в памяти. Зная суть дела в общих чертах, сангвиник может блестяще вести беседу с кем угодно. Как известно, сангвиники — хорошие ораторы. Поэтому именно им надо чаще давать слово на различных собраниях и совещаниях. Жить, работать вместе с сангвиником – значит серьезно зависеть от его настроения, успокаивая себя тем, что и гнев, и авторитарность его насущно естественны, что хоть зла не таит, не мстителен, а если и мстителен, то обычно безобидно, по-детски. С сангвиником легко общаться. Не требуется никакой особой тактики поведения. Порадовать сангвиника также просто. Подарки сангвиникам, в силу их покладистого и жизнерадостного характера, могут быть очень разными. Каждому подарку они найдут применение и одинаково будут рады и зажигалке, и телевизору. Главное, чтобы подарок был действенный, полезный потому что к статичным вещам вроде статуэток сангвиники относятся отрицательно. У сангвиника повышенная реактивность: по незначительному поводу громко хохочет, но несущественный факт может сильно рассердить. Однако он хорошо контролирует выражение своих чувств и действий. Живо и с большим вниманием откликается на все, что его привлекает. Быстро концентрирует внимание. Ориентирован на внешние обстоятельства, от которых зависят его чувства и переживания. Трезво оценивает внешнюю действительность. Легко привыкает к новым требованиям и новой обстановке. К неудачам относится легко, часто не конфликтует, но может высказать претензии, если почувствует, что его ущемляют в деле, которое его интересует. Иногда слушает только себя, не обращая внимания на упреки друзей. Считает, что это пустяки. На людей производит приятное впечатление. Имеет достаточно много прочных контактов с разными людьми. Сангвиники нередко становятся лидерами. Потому, что сангвиник — социально наиболее адаптивный тип.
Сангвиники умеют и любят лидировать. Из них получаются хорошие руководители самого разного уровня. Правда, некоторые черты характера сангвиника могут поставить под вопрос успех его руководящей деятельности. Излишняя самоуверенность, поверхностность в проникновении в суть вопроса, неаккуратность в ведении дел, — все это мешает сангвинику успешно решать производственные задачи. Сотрудник-сангвиник очень работоспособный и деятельный. Быстро находит выход из трудных ситуаций. Благодаря вышеуказанным качествам сангвиники чаще всего занимают лидирующее положение и на работе и дома. Руководитель-сангвиник плохо работает при однообразии и монотонности, но является хорошим работником на опасных и ответственных места
С сангвиником в общении очень легко. Под него не нужно подстраиваться, скорее всего, он сам подстроится под тебя. Однако в общении бывает поверхностен и легкомыслен, что нельзя назвать плюсом.
Правила общения с сангвиником:
Пассивен в общении . Флегматик — это человек, реагирующий спокойно и медленно, не склонный к перемене своего окружения. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Благодаря уравновешенности процессов раздражения и торможения, флегматик спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой и самообладанием.
Он однообразен и невыразителен в мимике и интонации, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально, и это затрудняет общение с ним. Флегматик медленно, трудно привыкает к новым людям, не скоро начинает обращаться к ним — задавать вопросы, вступать в беседу. Флегматик отличается постоянством общения с одними и теми же людьми, даже если поссориться с ними, даже если эти люди обидят его.
Однако не следует думать, что он такой всепрощающий, совершенно безопасный в общении человек. Подобно конденсатору, он долго впитывает в себя, накапливает энергию неудовольствий, но когда она достигает определённого предела, критической величины, неминуем сильный «разряд», нередко весьма неожиданный для его собеседника, по самому казалось бы незначительному поводу.
По природе общительны, легко идут на контакт. При этом, обожают лидировать и быть везде первыми. Любят подчинять и контролировать окружающих, во всех видят соперников. Стремление к лидерству в сочетании с несдержанностью делает характер этих людей достаточно тяжелым в общении.
Правила общения с холериком
Люди, относящиеся к этой категории, довольно часто кажутся окружающим странными и загадочными. Меланхолик редко выражает чувства и эмоции, он переживает все в себе. Однако обидеть и ранить такого человека настолько легко, что он может полностью прекратить с вами общение, причем взрыва эмоций в такой момент вы не увидите, меланхолик будет выглядеть спокойным и уравновешенным.
Главное, что надо сделать в общении с людьми такого типа – попытаться понять их внутреннее состояние и поведение. Если вы достаточно эмоциональны, то сделать это будет очень сложно.
Во-первых, при общении всегда помните о сохранении определенной дистанции. Никогда не задавайте лишних вопросов, на которые человек не хочет отвечать, не комментируйте действия меланхолика – это может его обидеть. Причем даже какие-то вещи этого человека берите только после получения соответствующего разрешения. Люди этого типа не только обидчивы, но и ревнивы.
Во-вторых, вам надо постараться следить практически за каждым своим словом и поведением. Не делайте необдуманных поступков или компрометирующих действий. Например, если вы будете активно смотреть по сторонам или бросать взгляды на стрелки часов во время разговора с меланхоликом, то человек может на вас обидеться, увидев в ваше поведении отсутствие интереса к его персоне. То же самое касается и двусмысленных фраз. Меланхолик может понять такие слова в соответствии с особенностями своего характера, что также вызовет обиду в вашу сторону.
Третий момент – разговаривать с меланхоликом надо также по-особенному. Если вы будете слишком часто отходить от темы, то вызовете у человека лишь стремление к одиночеству. Речь ваша должна быть максимально понятной и конкретной. Старайтесь говорить только по существу вопроса.
Очень хорошим приемом в распознании настроения меланхолика являются психологические методы оценки. Обращайте внимание на жесты человека. Если, например, вы видите, что собеседник отводит взгляд, начинает перебирать какие-то предметы в руках, то это является первым признаком его душевного волнения. Тему, которую вы обсуждали в этот момент, лучше сменить.
Если вы сможете понять меланхолика, то в вашей жизни появится надежный и верный друг, который никогда вас не обманет и не предаст. Однако для установления контакта с таким человеком необходимо иметь достаточно большой запас терпения.
Правила общения с меланхоликом
1.Поддерживайте и воодушевляйте меланхолика, когда он переживает свою очередную «чёрную полосу» и занимается углубленным самобичеванием.
2.Делайте комплименты, хвалите и подбадривайте его – это очень полезно в данном случае.
3.Сохраняйте спокойствие во всех ситуациях, чтобы не подпитывать и без того раскрученную тревожность меланхолика. Ваше самообладание поддержит его и заставит пересмотреть отношение к ситуации.
4.Будьте инициатором общения. Меланхолики застенчивы и время для них течет очень медленно, поэтому вы можете не дождаться «созревания». Сделайте первый шаг – и меланхолик будет вам благодарен.
5.Проявляйте деликатность. Меланхолик время от времени должен побыть в уединении для восстановления сил. Не стремитесь во что бы то ни стало вытащить его из скорлупки даже из самых благих побуждений, иначе он сочтет вас навязчивым.
Источник