Виды предложения по строению цели высказывания эмоциональной окраске

Открытый урок по русскому языку «Типы простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске»

Колледж университета «Туран», город Алматы

Мейер Ирина Александровна

преподаватель русского языка и литературы

Сабақтың технологиялық картасы

Технологическая карта урока

Пәні / дисциплина : Русский язык и литература

Мерзімі /дата : __ 15.02.2019 г._____ Топ /группа: __ СПр-18-5 __

Сабақтың № урока _ 43 __

Сабақтың тақырыбы/Тема занятия :

Типы простых предложений по цели высказывания.

Типы простых предложений по эмоциональной окраске.

Сабақтың мақсаты / Цель занятия : дать понятие о видах предложений по цели высказывания; показать особенности интонации для каждого вида предложений; развивать культуру речи.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся определять цель высказывания, строить предложения с разными целями высказывания; соблюдать правильную интонацию.

расширить понятие обучающихся о простых предложениях, типах предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

формировать навык распознавания предложений по цели высказывания, понимать цель высказывания как основу различения видов предложения, использовать предложение с учетом речевой ситуации.

развитие познавательной компетентности через актуализацию материала, изученного ранее ; развитие навыка монологической речи, умения анализировать, систематизировать материал.

воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у обучающихся морально-ценностных чувств.

Сабақтың типі / тип урока

изучения и первичного закрепления нового материала;

Сабақтың өткізілу әдістері/методы проведения урока :

словесные (беседа, лекция, прочие);

практические (упражнения, решение задач, работа с книгой, прочие).

Модули, используемые на уроке: критическое мышление, критериальное оценивание

Формы работы: индивидуальная, парная.

Сабақтың жабдықталуы / обеспечение урока :

үлестірмелі материалдар /раздаточные материалы: лист оценивания, лист с заданиями

ТОҚ / ТСО : проектор, компьютер

Пән аралық байланыс/межпредметная связь: казахский язык, литература, экология

Әдебиеттер/литература : учебник русского языка

Сабақтың өту барысы / Ход урока :

— Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. И давайте начнем работу на нашем не совсем обычном уроке с чтения эпиграфа. (Эпиграф на доске): «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал Алексей Николаевич Толстой.

— Как вы понимаете слова известного русского писателя?

— Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о нас сложилось приятное впечатление, а имидж был позитивным? (Культуру поведения, речи, одежды и.п.).

Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний

1) Проверка знаний теоретического материала по теме «Синтаксис»

Цифровой диктант. Верны ли мои утверждения? Да — 1, Нет — 0

Я утверждаю, что

1. Синтаксис изучает правила построения словосочетаний и предложений.

2. Точка, восклицательный и вопросительный знаки — знаки завершения.

3. Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания.

4. В конце предложения можно поставить только точку.

5. В словосочетании снежная зима главное слово — существительное зима.

6. У доски — словосочетание.

7. В словосочетании лесные обитатели главное слово — прилагательное.

8. Отвечать на уроке – предложение.

9. Смысловая вязь в словосочетании выражается с помощью вопроса.

10. Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложений.

2) На прошлом уроке мы с вами начали работу над простым предложением. Сегодня мы познакомимся с видами предложений. С этими видами предложений вы знакомились на уроках казахского языка, посмотрите на доску:

Сегодня у нас урок русского языка. Бұл қандай сөйлем: хабарлы,бұйрықты немесе сұраулы? \ответ обучающихся\ Значит какое это у нас предложение?

Во сколько начнется урок? — А это какое предложение? \ответ\.

Следующее предложение: Выучите стихотворение наизусть.\ответ\.

В первом предложении, повествовательном, содержится сообщение, в вопросительном – вопрос, а в побудительном – приказ, просьба. Все эти предложения могут быть восклицательными \лепті\, если произносятся с особым чувством, интонацией.

Например: На улице так тепло! Почему ты не учишь уроки?! Хорошо прослушайте эту песню!

Источник

Презентация к уроку русского языка «Виды предложение по цели высказывания и эмоциональной окраске»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тринадцатое октября Классная работа

Читайте также:  Чувствую себя неуютно с мужем

Ученики на уроке составляли текст. 1.составляли на уроке 2.составляли текст

Предложение – группа слов, связанных между собой по смыслу, грамматически и выражающих законченную мысль.

Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске

Говорить без цели – что рисовать на воде

Повествовать Спросить Побудить к действию

ОПОВЕСТИТЬ РАССПРОСИТЬ ЗАПРЕТИТЬ ОБМЕНЯТЬСЯ(ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ) ОПРОСИТЬ ПРИКАЗАТЬ ИНФОРМИРОВАТЬ ВЫЯСНИТЬ ВОСПРЕТИТЬ ОБЪЯСНИТЬ СПРОСИТЬ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ ОБЪЯВИТЬ ВЫПЫТАТЬ ПРОИНСТРУКТИРОВАТЬ РАССКАЗАТЬ РАЗВЕДАТЬ ЗАЩИТИТЬ (словом) ПОСОВЕТОВАТЬ ПОПРОСИТЬ

ОПОВЕСТИТЬ РАССПРОСИТЬ ЗАПРЕТИТЬ ОБМЕНЯТЬСЯ(ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ) ОПРОСИТЬ ПРИКАЗАТЬ ИНФОРМИРОВАТЬ ВЫЯСНИТЬ ВОСПРЕТИТЬ ОБЪЯСНИТЬ СПРОСИТЬ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ ОБЪЯВИТЬ ВЫПЫТАТЬ ПРОИНСТРУКТИРОВАТЬ РАССКАЗАТЬ РАЗВЕДАТЬ ЗАЩИТИТЬ (словом) ПОСОВЕТОВАТЬ ПОПРОСИТЬ Повествовать Спросить Побудить к действию

Виды предложений по цели высказывания повествовательное вопросительное побудительное Сообщение о чем-либо . ! Содержит вопрос ? Побуждение кого-либо к действию, приказ, просьба . !

1. Прочитайте текст выразительно. А) повествовательное, Б) вопросительное, В) побудительное.

2. Ребята сегодня на уроке составляли текст. А) повествовательное, Б) вопросительное, В) побудительное.

3. Какое задание будет следующим? А) повествовательное, Б) вопросительное, В) побудительное.

4. Найдите ключевые слова в этом тексте. А) повествовательное, Б) вопросительное, В) побудительное.

5. Переписывают текст на уроке внимательно. А) повествовательное, Б) вопросительное, В) побудительное.

Словарная работа Эмоция – душевное переживание, чувство. Эмоциональный – 1) насыщенный эмоциями, выражающий их; 2) подверженный эмоциям. Задание: составить со словом эмоции 2 словосочетания так, чтобы в первом слово эмоции было главным, а во втором – зависимым.

Конспект Виды предложений по эмоциональной окраске Восклицательные -предложения, в которых выражаются … -произносятся … -в конце предложения ставится … Невосклицательные -предложения, в которых не выражаются … -произносятся … -в конце предложения ставится …

Конспект. Виды предложений по эмоциональной окраске Восклицательные -предложения, в которых выражаются какие-либо чувства -произносятся с эмоциональной интонацией -в конце предложения ставится ! Невосклицательные -предложения, в которых не выражаются какие-либо чувства -произносятся без эмоций -в конце предложения ставится . ?

Задание: записать предложения, поставить в конце знак завершения, определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. 1.Откуда снег в эту пору 2.Хорошо в лесу 3.На долгие годы запомнился мне прощальный клич прекрасных птиц 4.Не разоряйте муравейников 5.Дослушайте фразу до конца

Сегодня я узнал… Было трудно… Было интересно… Я научился… У меня получилось… Мне захотелось…

Творческое задание Составить памятку (3 – 5 восклицательных предложений) на тему «Берегите природу! » § 161 – 164 , упр. 69, 72 (1 на выбор)

Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло! 2. Что за диво! Все так чисто и красиво! 3.Хорошо живет на свете Винни-Пух! Оттого поет он эти песни вслух!

Что это за сочинение! -восхищение -удивление -возмущение

Самостоятельная работа. Упражнение 151. 1.Найти границы предложений, поставить знак завершения. 2.Подчеркнуть грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). 3.Определить вид предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Домашняя работа. 1)Упражнение 152 2)Выписать из басен И.А.Крылова 5 восклицательных предложений, подчеркнуть в них грамматическую основу

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Номер материала: ДБ-366316

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Стартовал Всероссийский конкурс «Лучшая столовая школы»

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения создаст цифровую платформу для колледжей по конструированию программ

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Как развить чувство юмора если его нет

Источник

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе «Виды предложений по цели высказывания»

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе «Виды предложений по цели высказывания»

Тема: Виды предложений по цели высказывания.

Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания, научить использовать виды предложений по цели высказывания в своей речевой деятельности с учетом речевой ситуации; корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.

Задачи урока через планируемые результаты:

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.

Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.

Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

1.Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

2.Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

3.Извлекать нужную информацию.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Основные методы обучения:

1 этап. Организационный момент. (1 мин)

Здравствуйте, присаживайтесь. Начинается урок,

Прозвенел уже звонок,

Будем тему изучать

И пятёрки получать!

Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа, оставьте одну строчку для написания темы.

2 этап. Актуализация знаний и умений. (3 мин)

— На доске зашифровано слово, попробуйте его расшифровать.

-Конечно это «предложение». 1-слайд

Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о предложениях)

— Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении. Работаем в парах.

— У вас на парте лежат белые листочки с высказываниями о предложении. Внимательно прочтите эти высказывания и обведите кружочком номера предложений, с содержанием которых вы согласны. Если вы пришли к единодушному решению,

возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Получится своеобразный домик. Озвучьте номера этих предложений. У вас на эту работу 1 минута. (проверка по слайду)

1.Предложение не может состоять из одного слова.

2.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

3.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

4.Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

5. В конце предложения всегда ставится точка.

6.В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

Отвечает по листочку пара, которая раньше всех справилась с заданием .

— Молодцы! Вы справились с заданием. Вспомнили все, что мы знаем о предложении, это нам поможет в освоении сегодняшней темы.

3 этап. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.

Создание проблемной ситуации. (5 мин)

-Итак, давайте запишем несколько предложений, не забываем про одну строчку для темы. (слайд +слайд)

Я ВИДЕЛ БАГРОВОЕ СОЛНЦЕ.

ТЫ ВИДЕЛ БАГРОВОЕ СОЛНЦЕ?

НАРИСУЙ БАГРОВОЕ СОЛНЦЕ.

— Ребята, чем похожи эти предложения? (Тем, что в них говорится об одном и том же – о багровом солнце)

— А чем отличаются? (Возможно, здесь ученики затруднятся с ответом или высказывают предположения)

-Может они отличаются целью высказывания, т.е. для чего мы говорим эти предложения и соответственно интонацией? Давайте запомним это наше предположение.

-Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке, о каких предложениях? (О видах предложений по цели высказывания)

-Запишите тему урока: «Виды предложений по цели высказывания». (слайд) А чему мы должны научиться сегодня на уроке? (узнать, какие бывают предложения по цели высказывания, научиться распознавать виды предложений по цели высказывания, научиться использовать разные виды предложений в своей речи, научиться правильно ставить знаки препинания в конце разных по цели высказывания предложений).

4 Этап. Открытие нового знания. (7 мин)

— Ребята, в народе говорят:

Говорить без цели — что рисовать на воде. (на слайде и на доске)

— Как вы понимаете это высказывание?

-Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. А вот с какой ? На этот вопрос мы должны ответить на уроке . А помогут вам в этом слова – волшебники (они у вас на столе на зеленых листочках) и необычные избушки с их обитателями (на доске). Разделите, пожалуйста, эти слова на 3 группы. В первой избушке живут синонимы слову ПОВЕСТВОВАТЬ, во второй- СПРОСИТЬ, в третьей- ПОБУДИТЬ к ДЕЙСТВИЮ.

Читайте также:  Что делать чтобы не чувствовать боль от ударов

Какие слова – синонимы из какой колонки вы поселили бы в 1-й избушке? Во 2-й, в 3-й? (Дети развешивают слова под избушками)

Слова на листочках у ребят:

оповестить расспросить запретить

обменяться опросить попросить

информировать разузнать проинструктировать

осведомлять выпытать подействовать

объявить выведать воспретить

— Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать? (повествовательные)

— Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить? (вопросительные)

— Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию? (побудительные)

-А теперь прикрепите эти слова под избушками. (Три ученика собирают полоски со словами и прикрепляют их магнитом под избушками).

— Таким образом, делаем вывод, предложения по цели высказывания бывают…..(Под каждой избушкой прикреплено название)

-Молодцы, ребята, справились с жителями избушек.

5 Этап. Применение нового знания. (7 мин)

— А теперь откроем учебник на стр.76 и прочитаем правило в рамочке. (Один ученик читает вслух) .слайд

-Итак, предложения, в которых мы сообщаем о чем-либо, называются повествовательными и конце них ставится… (точка). Предложения, в которых содержится вопрос – вопросительными и в конце них мы ставим …(?). Предложения, в которых мы побуждаем к действию, приказываем, просим – побудительными и в конце них ставится… (точка). Молодцы!

-Посмотрите на экран, запишите 3 предложения в тетрадь. 3 ученика идет писать 3 предложения по очереди. Определите, какие это предложения по цели высказывания и что нужно поставить в конце их? (Слайд)

Не видал ли где на свете ты царевны молодой

Не кручинься, Бог с тобой

И царица у окна села ждать его одна

— А из какого произведения эти предложения? Кто автор этой сказки?

Ученик: Эти предложения взяты из произведения А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Проверяем. (слайд)

6 Этап. Физкультминутка. (слайд) (3 мин)

-А сейчас я прошу вас встать со своих мест. Немного отдохнём. Я буду читать вам предложения. Если предложение повествовательное – вы шагаете на месте. Если предложение побудительное – вы вращаете головой. Если предложение вопросительное – вы потягиваетесь. Будьте внимательны.

Суди о человеке по его труду. (побуд – вращать головой)

Маленькое дело лучше большого безделья. (повеств – шагать)

Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись. (побудит – вращать головой)

Скучен день до вечера, коли делать нечего. (повеств – шагать)

Ты видел багровое солнце? (вопросит – потягиваться)

Я видел багровое солнце. (повествов – шагать)

Нарисуй багровое солнце. (побудит – вращать головой)

5 Этап. Применение нового знания. (10 мин)

— Поработаем еще с тремя предложениями устно и определим, с какой целью мы говорим (на слайде)

А что подарил он дружку?( спрашиваем, значит оно какое – вопросительное)

Много дорожек прошёл этот ёжик. (сообщаем, значит оно – повествовательное)

Скорее, милый Зайка, на ёлку залезай-ка! (просим, значит оно – побудительное)

Работа в группах.

— А теперь мы с вами разделимся на три группы и попробуем составить свои предложения.

1 ряд составляет повествовательное предложение, 2 ряд – вопросительное и 3 ряд – побудительное. У вас 2 минуты. (Представитель от группы читает получившееся предложение)

-На стр.76 учебника в зеленой рамочке прочитаем, как следует читать повествовательные предложения.

Выполним упр.150 устно, вам нужно прочитать текст в соответствии с обозначенными паузами внутри предложения.

7 Этап. Рефлексия. (слайд) (2 мин)

Итак, сделаем выводы:

-Если мы хотим сообщить о чем-либо, то мы используем …….предложения (повествовательные)

-Если мы хотим спросить о чем-либо, то мы используем…… предложения (вопросительные)

-Если мы хотим попросить, приказать, побудить к действию, то мы используем …….. предложения (побудительные).

-Какой знак препинания мы ставим в конце повествовательного, вопросительного, побудительного предложений? (точка, вопросительный знак)

— Молодцы, вы были очень активны, старались.

— Ребята, у вас на столе лежат смайлики. Я прошу вас поднять смайлики тем, кто узнал сегодня что-то новое и кому понравился наш урок. Спасибо.

8 Этап. Домашнее задание. (слайд) (1 мин)

Выучить правило на стр.76 в красной рамочке, упр.155 устно.

9 Этап. Выставление оценок за урок. (1 мин)

Источник

Оцените статью