Виды положительных эмоциональных состояний человека

Положительные эмоции

Эмоции – это индикаторы, которые показывают, что в данный момент чувствует человек. При этом он может их скрывать, прикрываясь ложными словами, но если следить за его мимикой, жестами и языком тела, то можно выяснить правду. Все это помогает лучше понимать человека и эффективнее с ним взаимодействовать.

Согласно Википедии, эмоция – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Положительные эмоции – это позитивная ответная реакция на событие, которое вызывает состояние радости и полностью соответствует ожиданию и внутренним установкам. Они являются производной от полученной позитивной энергии, направленной в различных видах — материальной, мысленной, вербальной или в сочетании, приходящей к нам от других людей, вещей, явлений.

К положительным эмоциям относятся радость, удовольствие, восторг, ликование, уверенность, гордость, симпатия, доверие, любовь, восхищение, умиление, уважение, облегчение. Впрочем, некоторые психологи считают, что такие эмоции как интерес, любопытство изумление также являются положительными, хотя канонически они нейтральны.

Когда человек испытывает положительные эмоции, они тут же проявляются на его лице и теле. Давайте рассмотрим несколько частых эмоций и то, как их можно разгадать.

Счастье

Счастье – это состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни.

Счастье = глубокое удовлетворение жизнью + максимум положительных эмоций + минимум негативных эмоций. Проявление:

  • Рот улыбается (в открытом или закрытом положении).
  • Возможен смех, однако, скорее всего, не громкий.
  • «Вороньи лапки» по сторонам сверкающих глаз.
  • Слегка приподнятые брови.
  • Голова держится прямо.

Радость

Радость – это внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия, веселого настроения и счастья. Существует радость от созерцания, от движения, радость общения, познания, красоты, от жизни. Это противоположность грусти и печали.

Радость от счастья отличить можно, для этого обратите внимание на речь собеседника. Он может использовать следующие слова: веселый, игривый, комфорт, удовлетворение, гармония, торжество. Проявления схожи:

  • «Вороньи лапки» по сторонам глаз.
  • Рот слегка приоткрыт.
  • Уголки рта приподняты вверх.

Желание

Желание – это средняя степень воли, между простым органическим хотением, с одной стороны, и обдуманным решением или выбором – с другой. Не все психологи и ученые считают эту эмоцию положительной, однако, все зависит от конкретного человека и ситуации. Например, если к желанию достичь желаемого примешивается решительность, тогда человек испытывает приятное ощущение, так как знает, что ему делать.

  • Глаза широко открыты, зрачки расширены.
  • Слега приподнятые брови.
  • Губы улыбаются и при этом слегка отделены друг от друга.
  • Голова наклонена вперед, словно пытаясь завладеть желаемым.

Восхищение

Восхищение – это социальная эмоция, вызываемая одобрением людей, демонстрирующих свой талант или умения, превосходящие общепринятые стандарты.

  • Широко открытые глаза.
  • Неотрывный взгляд.
  • Страстное желание сократить дистанцию с предметом восхищения.
  • Приоткрытый рот.
  • Лицо расслаблено.

Интерес

Интерес – это положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.

Для одних психологов это нейтральная, для других – позитивная эмоция, которая позволяет человеку обратить повышенную концентрацию внимания на объект, мысль или собеседника и получить в связи с этим удовлетворение.

  • Устойчивый взгляд на предмет интереса.
  • Слегка приподнятые брови.
  • Губы слегка прижаты друг к другу.
  • Голова прямая или выдвинута вперед.

Удивление

Удивление может быть приятным или неприятным, но мы рассмотрим первый случай, так как анализируем позитивные эмоции.

Приятное удивление – это когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Она может возникать как реакция на встречу со старым другом, полученный комплимент, подарок.

  • Широко открытые глаза.
  • Высоко приподнятые брови.
  • Нижняя челюсть опущена.
  • Голова слегка отброшена назад.

Облегчение

Облегчение – это состояние легкости, освобождения от чего-либо. Эта эмоция появляется, когда человек был внутренне напряжен, ожидая известий и настроен на худший вариант развития событий. Однако новость оказалась для него хорошей.

  • Внешние края губ опущены.
  • Рот слегка наклонен или улыбается.
  • Голова наклонена.

Чтобы правильно трактовать эмоции человека, недостаточно одного признака. Вам понадобится собрать разную информацию. Обратите внимание на следующие элементы:

  • Подсказки: когда человек о чем-то думает или переживает интенсивную эмоцию, это тут же отражается на его поведении, языке тела, жестах и мимике.
  • Изменения в языке тела и поведении: если человек меняет язык тела, поведение, мимику и жесты, значит в его внутреннем мире произошло что-то значительное. Попытайтесь понять, что вы сказали, как себя вели за несколько секунд до этого.
  • Кластеры: психологи утверждают, что намного эффективнее для понимания эмоций человека анализировать не одну подсказку, а несколько, объединенных в так называемый кластер. Если ваш собеседник сначала слегка наклоняется к вам во время диалога, внимательно слушает, а затем слегка приподнимает брови, это, скорее всего, свидетельствует о том, что ему интересно. Старайтесь рассматривать подсказки, как целую группу, а не по отдельности.
  • Характер: можно очень сильно ошибиться в трактовке языка тела и поведении собеседника, если не знать о его характере и темпераменте. Холерики, флегматики, сангвиники и меланхолики ведут себя совершенно по-разному при проявлении одних и тех же эмоций, поэтому постарайтесь для начала составить его психологический портрет. Иначе вы будете воспринимать флегматика как робкого человека, а эмоции сангвиника как радостные, хотя на самом деле все может оказаться наоборот.
  • Контекст: каждая ситуация уникальна, поэтому вам прежде всего нужно понять, что значит конкретный контекст для вашего собеседника. На одни и те же слова он может реагировать совершенно по-разному. Также учтите его настроение текущий момент, общее психологическое состояние и наличие других людей. Например, в диалоге собеседник может раскрываться с одной стороны, а при появлении третьего человека вести себя совершенно иначе. Всегда учитывайте новые факторы, чтобы не ошибиться с интерпретацией.
Читайте также:  Нарушение месячных после стресса

Важно не только способствовать появлению положительных эмоций у человека, которого хотите понять и на которого будете влиять, но и правильно их интерпретировать. Радость и счастье – это позитивные эмоции, однако четко научитесь отличать первое от второго, потому что это может иметь большие последствия.

Когда вы научитесь распознавать позитивные эмоции, то сможете выводить собеседника из непродуктивного, негативного состояния и приводить в позитивное. Помните, что влиять на человека намного легче, если ему с вами комфортно и если вы вызываете у него положительные эмоции.

Источник

Виды эмоциональных состояний

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоцио­нальных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

1. Чувственный или эмоциональный тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, со­провождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устранению или сохранению. Чувственный тон осознается как эмоциональная окраска.

2. Собственно эмоции — психическое отражение в форме не­посредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида.

Традиционным считается деление эмоций на положительные и от­рицательные. Популярной является классификация эмоций по отношению к дея­тельности и соответственно их деление на стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие). Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребностей — биологические, социальные и идеальные эмоции; по характеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворения потребности, — контактные и дис­тантные.

3. Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте — это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля за действиями. Аффект оказыва­ет дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции — ступор или хаотичные нецеленаправленные двигательные реакции. Различают нор­мальные и патологические аффекты. Главные признаки патологическо­го аффекта: измененность сознания (дезориентация во времени и про­странстве); неадекватность интенсивности реагирования интенсивно­сти раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.

4. Страсть — интенсивное, обобщенное и продолжительное пе­реживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Причины, вызыва­ющие страсть, могут быть различны — начиная от телесных влечений и
до осознанных идейных убеждений.

5. Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причи­ны, вызывающие настроение, многочисленны — от органического само­чувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений
с окружающими. Настроение имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объек­та, но как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произ­ведения эмоциональное сопровождение в форме чувственного фона будет звучать как «прекрасная музыка», а в форме настроения — «у меня
прекрасное настроение» (от музыки). Определенную роль играют индивидуально-личностные особенности (например, гипертимия — склонность к повышенному настроению, дистимия — склонность к пониженному настроению).

При положительных эмоциях усиливается иннервация мышц, расширяются мелкие артерии, увеличивается приток крови к коже. Она краснеет, теплеет. Начинается ускоренное кровооб­ращение, что улучшает питание тканей. Все физиологические отправления совершаются лучше. Человек довольный, в хо­рошем настроении имеет оптимальные условия для жизнедея­тельности всего организма. Радость «раскрашивает человека» (Т.Н.Ланге), делает его красивее, увереннее, жизнерадостнее.

Читайте также:  Как понять что после расставания остались чувства у парня

В горести и печали парализуется действие мышц. Они ста­новятся более слабыми. Появляется чувство усталости, перена­пряжения. Человек становится чувствительнее к холоду, ощу­щает недостаток воздуха, вздыхает, «уходит в себя», охотно остается в одной и то же позе. Человек кажется более старым.

Могут быть выделены следующие основные эмоциональ­ные состояния (по К.Изарду«фундаментальные эмоции»), каждое из которых имеет свой спектр психологических харак­теристик и внешних проявлений.

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состоя­ние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующее обучение.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную по­требность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направ­ляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о не­возможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Страдание имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания, гнев имеет стенический характер (т.е. вызывает подъем, хотя и кратковременный, жизненных сил).

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызы­ваемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуни­кация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологи­ческими, нравственными или эстетическими принципами и установ­ками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием «избавиться от кого-либо или чего-либо».

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникаю­щее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласо­ванием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизнен­ными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие приня­тым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Одно из следствий презрения — деперсонализация индивида или группы, к которым оно относится.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмо­цию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможно­го неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного) прогноза. Можно напомнить народную поговорку: «У страха глаза велики».

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Согласно тра­диции отечественной психологии, принято выделять чувства как осо­бый подкласс эмоциональных процессов. Чувство переживается и об­наруживается в конкретных эмоциях. Однако, в отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства вы­деляют в окружающей действительности явления, имеющие стабиль­ную потребностно-мотивационную значимость. В содержании домини­рующих чувств человека выражаются его установки, идеалы, интере­сы и т. д.

Итак, чувстваэто устойчивые эмоциональные отношения, выс­тупающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченностъ» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.

Одним из состояний человека является стресс. Стресс— состояние эмоционального и поведенческого расстройства, которое связано с неспособностью человека целесообразно действовать в нестандартных для него ситуациях. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку (Г. Селье, 1963).

Стресс протекает в три фазы:

• фаза тревоги (ощущение опасности, трудности);

• фаза сопротивляемости (когда мобилизуются все защитные силы организма);

• фаза истощения (когда человек ощущает, что силы его на исходе).

Стрессы, если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Стресс сравнивают с тяжелым недугом. Частые стрессовые ситуации «репрессируют» эмоциональный аппарат человека, развиваются специфические «болезни социальной адаптации». К их числу относят ряд так называемых психосоматических заболеваний — прежде всего гипертоническую болезнь, язвенную болезнь желудка и др. Перенапряжение в одной сфере и недогружешюсть
в другой приводят к перекосам в системе саморегуляции, что, в свою очередь, ведет к
заболеваниям, раннему старению. «Стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете», — говорит Ганс Селье — отец теории стресса. Многие люди сами являются виновниками стресса, допуская крайний беспорядок в своей работе (и, как правило, сваливая за это вину на других). Они постоянно нервничают, не находя нужные им вещи, паникуют, вспоминая вдруг о несделанном, растрачивают свою энергию, хватаясь то за одно, то за другое, хронически опаздывают.

Читайте также:  Если человек чувствует свою смерть как он себя ведет

Профилактика стресса у сотрудников должна занять важное место в деятельности
менеджера любого уровня. У каждого из нас своя «аптечка для души». Специалисты считают, что эффективный антистрессор — сильная социальная среда. Однако, как правило, люди, попав в трудную сигуацию, избегают тех, кто им может помочь, замыкаются, предпочитая справляться со сложностями сами. К профилактике дистресса можно отнести умение сменять, нагрузки отдыхом и физическими упражнениями. Стресс от рухнувшей надежды тяжелее, чем стресс от тяжелой мышечной работы. Особенно важно позитивное общение с людьми, которых мы любим и которым доверяем, которые обладают чувством эмпатии (эмоциональный отклик на переживания других людей).

Кроме всего этого, нужно научиться управлять своими эмоциями. Ведь в состоянии
эмоционального возбуждения человек иногда утрачивает свое главное свойство — быть
партнером по общению. Лучше всего начать с мелочей: воспитывать способность ждать,
выдержку и терпение. Стоит также научиться не попадать в ситуации, которые выводят нас из себя, приводят к раздражению и ярости.

Таким образом, совершенствование эмоциональной сферы дает вам возможность лучше управлять своим поведением и эффективно воздействовать на других людей.

Т. Холмс и Р. Раз (Т. Ноте, К. Капе, 1967) разработали перечень типич­ных жизненных ситуаций, которые вызывают стресс. Наиболее стрессогенной оказалась ситуация смерти супруга (100 бал­лов), однако за такими, безусловно, негативными ситуациями, как тю­ремное заключение (63 балла) и травма (53 балла), следуют позитивные и даже желательные ситуации, например вступление в брак (50 баллов) или рождение ребенка (40 баллов).

Важнейшим фактором благополучного преодоления стресса явля­ется уверенностьв том, что ситуация остается под контролем. В одном из экспериментов две крысы одновременно получали болезненные уда­ры током. Одна из них никак не могла повлиять на ситуацию, в то время как другая, дернув за кольцо, «контролировала» болевое воздействие. На самом деле сила и продолжительность электрического удара были идентичны для обеих участниц опыта. Однако у пассивной крысы раз­вивалась язва желудка и снижался иммунитет, а активная сохраняла устойчивость к действию стрессора. Аналогичные данные были полу­чены и для людей. Например, служащие, которым было позволено орга­низовывать пространство офиса по своему усмотрению, в меньшей сте­пени подвергались разрушительному действию дистресса, чем те, кто работал в раз и навсегда созданном окружении.

Л. А. Китаев-Смык выделил два типа изменений поведения при стрессовых воздействиях: пассивно-эмоциональные изменения, кото­рые проявляются в ожидании окончания воздействия экстремального фактора («перетерпеть»), и активно-эмоциональные, направленные на активное удаление экстремального фактора, преодоление ситуации. Как видно из приведенных выше исследований, именно второй путь дает более позитивный психологический прогноз.

5.Психическая регуляция поведения и деятельности — волевые процессы.
Понятие, функции, свойства.

Воля — это одно из наиболее сложных понятий в психологии. Оно рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

В.И.Селиванов определяет во­лю как сознательное регулирование человеком своего поведе­ния, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий.

Волевые процессы выполняют три основные функции.

1.Инициирующая, или побудительная, функция (непосредственно связанная с мотивационными факторами) заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, пре­одолевая объективные и субъективные препятствия.

2. Стабилизирующая функция связанна с волевыми усилиями поподдержанию активности на должном уровне при возникновении вне­шних и внутренних помех разного рода.

3. Ингибирующая, или тормозная, функция состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения, несогласующихся с главными целями деятельности (и поведения)

Источник

Оцените статью