Виды навыков когнитивный социальный эмоциональный

ЖизньСоциальный интеллект: Какие навыки помогают нам налаживать связи

И можно ли его развить

При слове «интеллект» мы привыкли думать в первую очередь о количестве знаний и навыков. Например, об умении быстро анализировать поток информации или склонности к логическому мышлению — всём том, что ассоциируют с тестами на IQ. Между тем сегодня считают, что такой подход не универсален, а понятие интеллекта складывается из разных когнитивных навыков — не только тех, что связаны с логикой и способностью быстро запоминать большие объёмы данных. Например, говорят об эмоциональном интеллекте — мастерстве разбираться в собственных и чужих эмоциях, чтобы поступать корректно. Разбираемся с ещё одним важным явлением — социальным интеллектом.

Кто придумал это понятие

Сам термин ввёл в обиход американский психолог Эдвард Ли Торндайк. «Социальный интеллект ярко проявляется в детской, на игровой площадке, в бараках, на фабриках и в торговых залах, но избегает стандартизированной, формальной обстановки лабораторий», — писал он в журнале Harper’s Monthly Magazine в 1920 году. Он противопоставлял социальный интеллект другим видам интеллекта: абстрактному, благодаря которому мы понимаем и анализируем идеи, и техническому, благодаря которому мы разбираемся с конкретными объектами. Психолог считал социальный интеллект «способностью понимать мужчин и женщин, мальчиков и девочек и правильно обращаться с ними — вести себя мудро в отношениях с людьми». Именно Торндайк отметил, что для карьерного успеха недостаточно одних знаний — нужны и другие навыки, которые помогут взаимодействовать с людьми: «Лучший механик завода может потерпеть неудачу как бригадир из-за недостатка социального интеллекта».

Вслед за Торндайком понятие начали развивать и другие учёные. Например, в те же двадцатые годы исследователи Мосс и Хант определили социальный интеллект как «способность ладить с другими». Канадский психолог британского происхождения Филипп Вернон дал явлению более обширное определение — «способность ладить с людьми в целом, социальные техники и возможность ощущать себя комфортно в обществе, определённые знания о социальной сфере, восприимчивость к стимулам со стороны других членов группы, а также умение понимать кратковременные настроения или глубинные черты личности незнакомых людей».

Американский психолог Дэвид Векслер, разработавший собственные шкалы интеллекта для взрослых и детей, уделял в них внимание и социальному интеллекту. Он считал, что в его системе способность человека анализировать социальные ситуации измеряют задания на расположение картинок. Правда, социальный интеллект он считал лишь «общим интеллектом, примененным к социальным ситуациям». Это не единственная неоднозначная трактовка явления — в конце шестидесятых отдельные исследователи, например, предлагали расценивать его как способность манипулировать другими.

В России первой социальным интеллектом заинтересовалась социолог и психолог Маргарита Бобнева. Она подчёркивала, что общий уровень интеллекта не связан с социальным интеллектом напрямую — первый может способствовать развитию второго, но не гарантирует высокого социального интеллекта и не заменяет его.

Что такое социальный интеллект

Сегодня под социальным интеллектом подразумевают «набор способностей и навыков, с помощью которых мы разбираемся в социальных ситуациях». Дэниел Гоулман, американский психолог, научный журналист, один из самых известных современных исследователей явления и автор книги «Social Intelligence», описывает его как умение «соображать, что к чему в отношениях. Это подразумевает эмпатию, умение почувствовать, что испытывает другой человек, понимать его или её точку зрения и уметь легко и непринуждённо вести эффективную коммуникацию. Это подразумевает, что вы знаете, что испытывает человек, и действуете в соответствии с этим».

Гоулман выделяет две важные составляющие социального интеллекта: социальное восприятие (то есть то, как мы считываем информацию об окружающих) и социальные способности (то, как мы поступаем с этим новым знанием). В социальное восприятие, по словам Гоулмана, входит целый спектр навыков — от простейшей эмпатии, когда мы быстро считываем состояние другого человека, до эмпатической точности, когда мы разбираемся в его или её чувствах и мыслях, и социального познания — умения разбираться в сложных социальных ситуациях. Социальные способности вытекают из социального восприятия — это то, как мы действуем в обществе других людей, чтобы в результате общение было комфортным и эффективным. Это тоже целый спектр: как мы ведём себя в чужом обществе, как мы влияем на других людей, как взаимодействуем с ними на невербальном уровне.

Психотерапевт Эми Морин приводит более простые примеры. По её словам, социальный интеллект подразумевает, например, умение слушать собеседника и понимать, что он на самом деле пытается сказать, или умение поддерживать разговор с самыми разными людьми. Кроме того, Морин упоминает управление собственной репутацией — человек думает, какое впечатление производит на других, и работает над ним, при этом оставаясь верным себе. Она также отмечает, что люди с более высоким социальным интеллектом лучше спорят — слушают чужую точку зрения и изучают её, а не пытаются возвыситься за счёт собеседника.

Чем социальный интеллект отличается
от эмоционального

Сегодня самые разные специалисты — от исследователей и учёных до эйчаров — говорят, как важно развивать навыки коммуникации. Но на этапе определения самих навыков возникают трудности: им сложно дать общее название, а граница между понятиями размыта, особенно если учесть, что многие из них появились совсем недавно.

Читайте также:  Что такое гербицидный стресс

С социальным интеллектом происходит похожий процесс. Его нередко связывают, например, с понятием эмоционального интеллекта. Американские психологи Питер Салоуэй и Джон Майер, которые ввели это понятие в 1990 году, определили последний как «способность отслеживать собственные и чужие эмоции, разграничивать их и использовать эту информацию для дальнейших размышлений и действий». Логично, что эмоциональный интеллект связывают с социальным: чтобы коммуникация была успешной, нам действительно нужно понимать, что чувствует собеседник и какие эмоции испытываем при этом мы сами. Сами Салоуэй и Майер признавали эту связь, но разграничивали понятия; при этом они отмечали, что эмоциональный интеллект — часть социального интеллекта.

Дэниел Гоулман в своей книге «Emotional Intelligence» 1995 года включил в понятие эмоционального интеллекта и социальные навыки. Однако уже в начале нулевых он признал, что это был поспешный шаг: «Как я позднее увидел, если свалить социальный интеллект в одну кучу с эмоциональным, это мешает по-новому и нестандартно смотреть на способность людей выстраивать отношения. Этот подход игнорирует то, что проявляется во время нашей коммуникации с другими людьми. Из нашего поля зрения выпадает „социальная“ часть интеллекта».

Ещё одно важное понятие, с которым нередко связывают социальный интеллект, — культурный интеллект, который обозначают аббревиатурой CQ. Понятие культурного интеллекта появилось благодаря Сун Ан — профессору менеджмента Наньянского технологического университета. В конце девяностых Сун Ан работала с международной командой программистов — довольно быстро обнаружилось, что несмотря на все знания и компетенции, программисты из разных стран сотрудничают неэффективно из-за культурных различий. Вместе с психологом, специалистом по индустриальной психологии Кристофером Ирли, Ан разработала теорию культурного интеллекта — «способности эффективно действовать в разнообразных культурных контекстах».

Культурный интеллект кажется близким к социальному: оба подразумевают, что нужно учиться более эффективной коммуникации. Тем не менее культурный интеллект подразумевает не общение в целом, а только его культурный аспект: желание узнавать больше о новых культурах, понимать, чем то, к чему вы привыкли, может отличаться от того, к чему привыкли другие люди, видеть различия и действовать, учитывая их и адаптируясь к ним.

Как развивать социальный интеллект

Логично, что многие пытаются работать над социальным интеллектом — он считается полезным и в обычной жизни, и, например, в работе. «Основная сложность этой темы в том, что мы привыкли относиться к наличию высокого эмоционального интеллекта как к некой норме, к которой все должны стремиться, а это далеко не так, — считает психотерапевтка и автор телеграм-канала its okay Наталья Сафонова. — Социальные когнитивные функции включают в себя получение информации, её интерпретацию и формирование ответа на намерения, мнения, поведение других людей. Эти способности часто зависят от индивидуального устройства мозга. Например, мозг аутичного человека обрабатывает информацию иначе, нежели мозг нейротипичного человека — это становится причиной для различий в мышлении, восприятии, способах обработки информации и эмоциональной регуляции». Сафонова считает, что здесь можно провести сравнение со способностью к музыке: есть люди, от природы обладающие абсолютным слухом, а есть те, кому для точного воспроизведения мелодии нужно годами тренироваться. «В отличие от способностей к музыке, способность эффективно создавать социальные контакты принято считать абсолютной нормой. А сложности в социальной коммуникации часто считают отклонением — хотя с ними сталкиваются все в тот или иной момент жизни. Это становится причиной эйблизма, — считает психотерапевтка. — Вопрос не в том, чтобы все стремились развить социальный интеллект, а в том, чтобы люди с разными коммуникативными стратегиями могли находить своё место в мире и обществе».

Тем, кто всё же хочет заняться развитием социального интеллекта, Наталья Сафонова советует решать задачи на социальный интеллект: «Например, можно обсуждать подобные вопросы на консультации у психолога или психотерапевта, потренироваться в терапевтической группе, в группе поддержки или роста самосознания». Психотерапевтка советует стараться больше наблюдать за людьми и фантазировать, о чём они думают, чем живут. Она считает, что с этой задачей также могут помочь кино и сериалы, если при просмотре обращать особое внимание на коммуникацию между персонажами, пробовать угадать их эмоции, соотнести их поведение со статусом, социальным контекстом, обстоятельствами. «Любой популярный ситком подойдёт для этой задачи — здесь можно и учиться различать эмоции людей, и замечать паттерны их поведения, и учиться распознавать противоречия, которые становятся основой для шуток», — считает она.

Наблюдать за другими — один из самых частых советов о развитии социального интеллекта. Это касается и наблюдения за теми, у кого, на ваш взгляд, хорошо развит социальный интеллект (всегда можно попробовать повторить то, что, на ваш взгляд, у них хорошо получается), и просто внимательного отношения к собеседникам — так будет легче понять, что вам пытаются сообщить другие. Эксперты отмечают, что в этом случае может пригодиться активное слушание — привычка внимательно следить за нитью разговора, пытаться понять, что вам хочет сказать собеседник, и переспрашивать, если мысль не ясна.

Кроме того, эксперты советуют работать и над эмоциональным интеллектом. Например, можно наблюдать за собственными эмоциями и за тем, как меняется ваше общение с другими в зависимости от того, что вы испытываете. Если вы хорошо понимаете, что чувствуете, вам будет проще контролировать, как проявляются эти чувства — очень полезный навык для самой разной обстановки.

Источник

Эмоциональный интеллект и способы его развития

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Что такое эмоция?

Как зарождается эмоция?

  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
Читайте также:  Денискины рассказы виктора драгунского надо иметь чувство юмора

Эмоции характеризуются тремя компонентами:

  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.

Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?

Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.

Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.

Теория базовых эмоций

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.

Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.

Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.

Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.

Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.

Краткая история

В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.

В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.

Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.

Модель Майера-Саловея

Модель Рувена Бар-Она

Модель Гоулмана

Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?

EQ основан на четырех факторах:
  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями

Важность коэффициента эмоционального интеллекта

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».

Фазы управления эмоциями:
  1. Идентификация. Распознавание эмоции.
  2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
  3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
  4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
Читайте также:  Кто обладает чувством долга

Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.

Как развить эмоциональный интеллект?

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.

Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.

В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

Факт (ситуация, человек)

Шаг второй

Практика «Немой телевизор»

Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.

Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

Практика «Общественный транспорт»

Шаг третий

Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.

Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.

Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»

Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).

Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

Шаг четвертый

Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»

Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».

Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?

Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?

И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.

Источник

Оцените статью