- Виды интеллекта — классификация в психологии
- Почему интеллект разный
- Виды интеллекта (по Г. Гарднеру)
- Логико-математический интеллект
- Вербально-лингвистический интеллект
- Визуально-пространственный интеллект
- Натуралистический интеллект
- Межличностный или интерперсональный интеллект
- Внутриличностный (интраперсональный) интеллект
- Музыкально-ритмический интеллект
- Кинестетический (тактильный или телесный) интеллект
- Эмоциональный интеллект
- Девять типов интеллекта: узнай свой
- Основные тезисы теории
- Критика и влияние
Виды интеллекта — классификация в психологии
Нам всем хочется чувствовать себя умными. И какое же бывает разочарование, когда пройдя тест на уровень интеллекта, неожиданно получаешь не слишком высокий балл. А вы не задумывались о том, что интеллект бывает разный? Согласитесь, пытаться определить, у кого выше уровень умственных способностей – у физика-теоретика или у художника, — так же невозможно, как решить, что вкуснее – шашлык на углях или клубничное мороженое.
Почему интеллект разный
Само понятие «интеллект» стало популярным в начале XX века. Именно тогда же появились и первые тесты. И одновременно с этим многие психологи заговорили о невозможности сравнения интеллекта людей исключительно количественным способом.
Интеллект – это совокупность качеств и свойств личности, определяющих способности к мыслительной деятельности. И как в любых других способностях, недостаток одних качеств может компенсироваться высоким уровнем развития других. Например, в общении с людьми не очень хорошее развитие речи может компенсироваться умением слушать, способностью сопереживать, сочувствовать, готовностью помочь и т. д.
Умственные способности, как и любые другие, проявляются в деятельности. Нельзя определить уровень интеллекта человека, если он просто лежит на диване. Известный психолог Дж. Гилфорд выделяет более 100 первичных мыслительных способностей, связанных с разными аспектами деятельности человека. И те, что определяют высокий уровень интеллекта в одной области, совершенно не нужны в другой, поэтому и не развиваются, а их низкий уровень даже незаметен. Так, вербальные способности, необходимые для педагога или писателя, малозначимы для математика. Для него важнее умение оперировать цифрами и логическое мышление.
К тому же люди отличаются не только уровнем умственных способностей, но и характером мышления. Мышление математика и художника разное, не хуже или лучше, а просто разное.
Есть еще и творческое мышление – совершено особый тип мыслительной активности, который считается высшим уровнем познавательных процессов и высоко ценится в любом виде деятельности. Но оно не вписывается ни в один тест интеллекта. Потому что тесты стандартизированы, а творческое мышление нестандартное, оригинальное, и человек, наделенный им, не может дать однозначного ответа на многие задания теста.
Виды интеллекта (по Г. Гарднеру)
Попытки составить классификацию интеллекта предпринимались с середины XX века, когда стало понятно, что умственные способности отличаются качественно, и нельзя стричь всех под одну гребенку. Классификаций много, но наибольшую популярность в психологии имеет теория Говарда Гарднера, который выделил 8 типов (или видов) интеллекта.
Логико-математический интеллект
Он связан с логическим мышлением и математическими способностями. Именно логика долгое время считалась основой умственных способностей вообще, и она определяет различные качества интеллекта:
- умение мыслить упорядоченно и выстраивать иерархические структуры понятий;
- способность оперировать цифрами, давать количественную оценку явлений;
- наличие дедуктивного и индуктивного мышления;
- владение основными мыслительными операциями в рамках формальной логики: анализом, сравнением, обобщением, синтезом;
- способность работать с базами данных, систематизировать и структурировать информацию;
- понимание графиков, схем и таблиц.
Те, у кого высокий уровень логико-магического интеллекта, достигают успеха в точных науках, в конструкторском деле, там, где требуется абстрактное и логическое мышление. Большинство стандартных тестов интеллекта оценивают в основном именно способности к логике.
Вербально-лингвистический интеллект
Вербальные способности или умение понимать и передавать информацию в речевой форме играют огромную роль в жизни человека. И умственное развитие ребенка напрямую связано с овладением речью. Еще в XIX веке было замечено,что глухонемые люди, не обученные специальному языку, по уровню интеллекта соответствуют 3-4-летнему ребенку.
Лингвистический интеллект предполагает наличие следующих качеств:
- способность к осмысленному восприятию и анализу звуков речи и их сочетаний;
- умение составлять речевые сообщения в соответствии с нормами и требованиями языка;
- владение письменной речью, умение писать связные, логичные тексты, в том числе литературного, публицистического и научного характера;
- умение правильно строить свою речь в соответствии с конкретной ситуацией: соблюдать правила речевого этикета, вести беседу, диалог, монолог, дискуссию.
В той или иной степени вербальный интеллект есть у всех психически полноценных, здоровых людей. Однако уровень его может сильно отличаться в зависимости от активности центра речи в головном мозге, от вербальных способностей и от речевых навыков, приобретенных не только в детстве, но и в старшем возрасте. Лингвистический интеллект очень динамичен и хорошо развивается. Правда, если ребенок по каким-то причинам не получил элементарные речевые навыки до 3-4 лет, то впоследствии это плохо скажется не только на вербальном интеллекте, но и на общем уровне умственных способностей.
Визуально-пространственный интеллект
В широком понимании это способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и оценивать форму и размеры окружающих предметов и их удаленность друг от друга. Но эта способность включает в себя еще один важный аспект – она предполагает развитие образного мышления и всего, что с этим связано:
- умение создавать, фиксировать образы на уровне сознания и сохранять их в памяти;
- развитое воображение;
- способность воплощать образы в различных формах: рисунок, скульптура, конструирование, схема и т. д.
Этот вид интеллекта предполагает способность анализировать увиденное, делать выводы на основе именно визуальной информации. Если учесть, что в форме зрительных образов человек получает до 80 % всей информации из внешнего мира, то становится понятно, насколько важен этот тип интеллекта.
Натуралистический интеллект
Человек – часть физического мира. Его существование и благополучие во многом зависит от способности анализировать события, происходящие в этом мире. Умение быстро оценить обстановку, по мельчайшим признакам определять приближение природной катастрофы или стихийного бедствия, отличать съедобное от несъедобного, врага от добычи – все это натуралистический интеллект. И он сыграл огромную роль не только в адаптации, но и в эволюции человека.
В настоящее время высокий уровень натуралистического интеллекта обеспечивает успех не только в таких сферах, как сельское хозяйство, разведение животных и геология, но и, вообще в естественных науках: биологии, физике, химии и т. д.
Межличностный или интерперсональный интеллект
Мы являемся не только частью природного мира, но и часть социума. Поэтому наш успех и даже нередко само существование зависят от качества общения с другими людьми. Интерперсональный интеллект включает в себя следующие качества личности:
- умение строить взаимодействие с другими людьми;
- владение средствами вербальной и невербальной коммуникации;
- умение правильно воспринимать и понимать другого человека (социальная перцепция);
- способность работать в команде, подчиняться и руководить;
- организаторские способности.
Уровень развития интерперсонального интеллекта во многом определяет статус человека в обществе, его качества лидера. От этого типа умственных способностей зависит, кем вы станете: ведущим или ведомым, сможете ли сделать карьеру в социальной сфере, например, в менеджменте, политике и т. д.
Внутриличностный (интраперсональный) интеллект
Этот вид умственных способностей связан с самосознанием и включает в себя очень важные для человека качества:
- способность погружаться в свой внутренний мир, анализировать свои чувства, мысли, поступки;
- склонность к рефлексии как оценке своих поступков сквозь призму нравственных норм и традиций общества;
- готовность к одиночеству и даже потребность в нем как в важном условии творчества и самосовершенствования;
- умение формировать самооценку и ее адекватное восприятие, понимание своих сильных и слабых сторон, недостатков и достоинств.
Внутриличностный интеллект предполагает активность высшего уровня сознания, поэтому его иногда называют духовным. Возможно, сформировался этот вид мыслительных способностей на позднем этапе эволюции человека, и именно в нем личность проявляется как высшее духовное существо.
Музыкально-ритмический интеллект
Умственные способности человека предполагают умение анализировать не только звуки речи, но и звуки музыки, понимание мелодии и чувства ритма. Такому виду интеллекта, как музыкально-ритмический, обычно не придается серьезного значения. И действительно, без способности к глубокому анализу музыкального произведения вполне можно прожить и даже прослыть высокоинтеллектуальным человеком.
Однако есть люди, у которых в комплексе умственных способностей этот вид интеллекта занимает важное место. К ним относятся не только музыканты и певцы, но и актеры, педагоги, ораторы. Ведь способность воспринимать и передавать мелодию напрямую влияет на интонационность речи. Музыкальный интеллект включает в себя следующие качества:
- способность к анализу музыки, в том числе мелодичности, ритма, тембра, темпа и т. д.;
- умение воспроизводить мелодию на слух;
- оценка эмоционального характера и интонационности музыки;
- различение особенностей звучания разных музыкальных инструментов и различных тембров голоса (бас, баритон, сопрано, тенор и т. д.);
- умение придавать речи яркую интонационную окраской.
Несмотря на кажущуюся малозначимость этого вида интеллекта, ученые доказали, что музыкальные способности у наших далеких предков сформировались раньше вербальных. И дело тут не только в понимании музыки, но и в том, что долгое время общение основывалось не на членораздельных звуках, а на музыкальной интонации, передающей разнообразные чувства и состояния.
Да и в настоящее время музыкально-ритмический интеллект необходим для придания речи выразительности, для умения использовать вокальные возможности голоса в вербальном общении: убеждать, уговаривать, восторгаться, возмущаться, сомневаться и т. д.
Кинестетический (тактильный или телесный) интеллект
Это познание и осмысление реальности через ощущения, прикосновения, движения. Необходимость чувствовать и понимать свое тело требуется не только в спорте, но и во многих видах предметной деятельности. Высокий уровень этого вида интеллекта проявляется в работе талантливых скульпторов, резчиков по дереву, виртуозных граверов и кузнецов. Без него не освоить привычных нам рукоделий, не научиться хорошо вязать и вышивать, работать с глиной или декоративным стеклом.
Когда человек сетует, что у него «руки не из того места растут», то он имеет в виду неразвитость кинестетического интеллекта. А формироваться эти умственные способности начинают в самом раннем детстве. Можно сказать, это первый вид интеллекта, который развивается у малышей. Поэтому детские психологи такое большое значение придают развитию мелкой моторики руки и вообще кожной чувствительности детей.
Эмоциональный интеллект
Виды интеллекта не ограничиваются классификаций Г. Гарднера, время от времени появляется описание еще одного вида. Это связано с многообразием проявлений умственных способностей человека. А может, мы продолжаем эволюционировать и постепенно обретаем все новые и новые способности? Так или иначе, но в последнее время все чаще говорят о таком виде интеллекта, как эмоциональный.
О важности этого вида интеллекта стали говорить сравнительно недавно – в конце XX века и тогда же начались его исследования в психологии. Эмоциональный интеллект можно определить как совокупность способностей человеку к эмоциональному познанию мира и других людей. Он включает в себя 3 аспекта:
- Умение воспринимать окружающее через призму эмоций, давать эмоциональную оценку событиям и явлениям, поступкам и другим людям.
- Способность понимать эмоциональное состояние других людей, анализировать его и строить свои отношения с окружающими на основании этого анализа. Проявляется эта сторона не только в понимании, но и в сочувствии, в эмпатии, то есть в способности переживать чужие эмоции.
- Способность управлять своими эмоциональными состояниями, сочетание высокого уровня эмоциональности и высокого уровня рационального контроля.
Эмоциональный интеллект начинает формироваться очень рано. Совсем маленький ребенок в возрасте 6-8 месяцев уже способен понимать чувства взрослого и реагировать на улыбку улыбкой, а на нахмуренные брови слезами. Но до полноценного осмысления эмоций, а тем более до осознанного контроля их проявлений еще очень далеко. Этого уровня эмоционального интеллекта достигает не каждый взрослый.
Данный вид интеллект играет важную роль в жизни современного человека, он не только помогает строить отношения с окружающими, но и дает возможность избежать негативных последствий стресса, фрустрации и депрессионных состояний. Гармоничное сочетание эмоциональности и уравновешенности, экспрессивности и рациональности, умение регулировать сферу своих чувств – очень важные условия успеха в современном обществе. Поэтому многие психологические курсы предлагают программы по развитию эмоционального интеллекта.
Каждый из перечисленных видов интеллекта имеет свою специфику и требует особого подхода к процессу формирования. У каждого из них свои системы получения, обработки и хранения информации. Даже характер информации, с которой работает мышление в рамках того или иного интеллекта, совершено различный. Если говорить языком компьютерщиков, то у каждого интеллекта свои базы данных и операционная система.
Но это не мешает им гармонично сосуществовать в рамках одного сознания. Правда, высокий уровень развития всех видов интеллекта настолько большая редкость, что даже у гениев встречается не всегда.
Источник
Девять типов интеллекта: узнай свой
Мы часто слышим фразы про то, что все люди разные и каждый талантлив по-своему. Так вот, это не отговорки для успокоения самолюбия. Существует множество концепций, которые говорят нам о том, что все люди умны по-разному. В этой статье мы расскажем о теории множественного интеллекта американского психолога Говарда Гарднера. Он выделяет девять типов интеллекта, которые влияют на то, как мы работаем с информацией. Его теория объясняет, почему все по-разному справляются с одинаковыми задачами. Кроме того, мы оставили ссылку на тест и подготовили описание по каждому типу интеллекта, чтобы вы смогли определить свои преимущества.
Основные тезисы теории
- Гарднер считает, что традиционные психометрические взгляды на интеллект слишком ограничены. У всех людей есть разные виды интеллекта.
- Чтобы охватить весь спектр способностей и талантов, которыми обладают люди, Гарднер выделили девять типов интеллекта: натуралистический, музыкальный, логико-математический, лингвистически-вербальный, экзистенциальный, межличностный, внутриличностный, телесно-кинестетический и визуально-пространственный.
- У каждого человека преобладающим будет один тип интеллекта, но несколько других могут быть также хорошо развиты. Например, преобладающим у вас является музыкальный интеллект, но вы имеете развитые лингвистически-вербальные способности.
Критика и влияние
Теория Гарднера подверглась критике со стороны как психологов, так и педагогов. Критики утверждают, что определение интеллекта Гарднера слишком широкое, и что его девять типов интеллекта просто представляют таланты, личностные качества и способности. Теория Гарднера также страдает от недостатка поддержки эмпирических исследований. Несмотря на это, она пользуется значительной популярностью в образовательной сфере. Многие учителя используют эту концепцию для индивидуального подхода к ученикам. Теория множественного интеллекта также популярна в области образования, потому что она подтверждает повседневный опыт педагогов: ученики и студенты действительно думают и учатся по-разному.
Чтобы узнать, какой тип интеллекта является для вас основным, нужно пройти тест. Он доступен по ссылке. Продолжайте читать, чтобы узнать об основных характеристиках каждого типа интеллекта и понять, какая профессия вам подходит лучше всего.
1. Визуально-пространственный интеллект
Не каждый может создавать в своей голове 3D-модели, решая геометрическую задачу или рисуя объемное изображение. Такая способность характерна для людей с визуально-пространственным интеллектом.
Сильные стороны: создание визуальных и пространственных образов, легкое оперирование ими.
Характеристики человека:
- любит читать, писать, рисовать;
- быстро собирает пазлы;
- хорошо интерпретирует картинки, графики и диаграммы;
- запоминает карты и ориентируется на местности.
Потенциальная карьера:
- архитектор;
- художник;
- инженер.
2. Лингвистически-вербальный интеллект
Этот вид интеллекта относится к способности человека эффективно использовать слова, чтобы выразить то, что он имеет в виду.
Сильные стороны: эффективная работа с информацией, быстрое изучение языков и письма.
Характеристики человека:
- хорошо запоминает письменную и устную информацию;
- любит читать и может написать хороший текст;
- произносит убедительные речи;
- умеет хорошо объяснять;
- часто использует юмор, рассказывая истории.
Потенциальная карьера:
- писатель или журналист;
- юрист;
- учитель.
3. Логико-математический интеллект
Обычно наиболее очевидными показателями, используемыми при определении интеллекта, являются логические и математические способности. В концепции Гарднера — это один из типов интеллекта.
Сильные стороны: способность распознавать закономерности и анализировать информацию, концептуальное мышление и быстрое решение математических задач.
Характеристики человека:
- отличные навыки решения проблем;
- мыслит абстрактно;
- любит проводить научные эксперименты;
- хорошо решает сложные вычисления.
Потенциальная карьера:
- ученый;
- математик;
- программист;
- инженер;
- бухгалтер.
4. Телесно-кинестетический интеллект
Высокая координация сознания и тела присуща людям с телесно-кинестетическим интеллектом.
Сильные стороны: высокая двигательная активность, четкая координация, ловкость, тактильная память.
Характеристики человека:
- хорошо танцует и любит спорт;
- любит создавать вещи своими руками;
- отличная физическая координация;
- физическая выносливость.
Потенциальная карьера:
- танцовщик;
- строитель;
- скульптор;
- актер.
Если у человека есть талант разбирать музыкальные композиции на элементы и отслеживать все звучащие в ней инструменты, то он обладатель музыкального интеллекта.
Сильные стороны: чувство ритма, слух и музыкальный талант.
Характеристики человека:
- любит петь и играть на музыкальных инструментах;
- легко угадывает музыкальные композиции;
- хорошо запоминает песни и мелодии;
- понимает музыкальную структуру, ритм и ноты.
Потенциальная карьера:
- музыкант;
- композитор;
- певец;
- учитель музыки.
6. Межличностный интеллект
Эмоции тесно связаны с вашим интеллектом. Межличностный интеллект относится к способности ощущать чувства других людей, а также понимать мотивы их поведения.
Сильные стороны: эмпатия и взаимодействие с другими людьми.
Характеристики человека:
- умеет оценивать эмоции, мотивы, желания и намерения окружающих;
- хорошо коммуницирует;
- имеет навык в невербальном общении;
- видит ситуации с разных точек зрения;
- создает позитивные отношения с другими;
- способен разрешать конфликты.
Потенциальная карьера:
- психолог;
- консультант;
- коуч;
- продажник;
- политик.
7. Внутриличностный интеллект
Самосознание также является формой интеллекта. Если человек понимает себя, свои желания, знает, что чувствует и почему он это чувствует, то с уверенностью можно сказать, что он обладает внутриличностным интеллектом.
Сильные стороны: самоанализ и саморефлексия.
Характеристики человека:
- хорошо понимает свои сильные и слабые стороны;
- любит анализировать теории и идеи;
- отличное самосознание;
- четко определяет свое эмоциональное состояние.
Потенциальная карьера:
- философ;
- писатель;
- ученый.
8. Натуралистический интеллект
Способность «читать» и понимать природу и всех живых существ, населяющих ее, является главной характеристикой натуралистического интеллекта.
Сильные стороны: способность к изучению окружающей среды.
Характеристики человека:
- интересуется такими предметами, как ботаника, биология и зоология;
- хорошо разбивает информацию на категории;
- может наслаждаться кемпингом, садоводством, походами и прогулками на свежем воздухе;
- не любит изучать незнакомые темы, не имеющие отношения к природе.
Потенциальная карьера:
- биолог;
- защитник природы;
- садовник;
- фермер.
9. Экзистенциальный интеллект
«Почему и зачем мы живем?», «что происходит с нами после смерти?» — типичные вопросы для человека с экзистенциальным интеллектом.
Сильные стороны: глубокая чувствительность и высокая способность решать фундаментальные вопросы в сочетании со страстью к поиску ответов на эти вопросы.
Характеристики человека:
- ищет ответы на вопросы о смысле жизни;
- склонен к постоянным рассуждениям;
- любит дискуссии и споры;
- изучает концепции и идеи других людей.
Потенциальная карьера:
- психоаналитик;
- религиозный деятель;
- художник;
- артист.
Источник