Эмоциональные состояния водителей и их виды
Для управления автомобилем очень большое значение имеет эмоциональное состояние водителя. Эмоцией называется переживание человеком своего отношения к тому, что он делает, познает, то есть к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям, их поступкам, к своей работе, к своим действиям, самому себе. Эмоции являются важнейшей составляющей психической деятельности и тесно связаны с мышлением. По длительности и силе проявления эмоций различают настроение и аффекты. Настроение является длительной, спокойно протекающей эмоцией, которая может иметь положительную или отрицательную окраску и в соответствии с этим по-разному влиять на поведение. Аффект– это короткие, бурно протекающие эмоциональные вспышки и переживания.
Стеническне эмоции (от греч. sthenos — сила) — положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. Их физиологические признаки таковы: дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии.
Радость у начинающего водителя характеризуется чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается удовлетворенностью собой, окружающими людьми и миром. Она часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость— это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости.
Гнев— сильная отрицательная эмоция, сильно влияющая на характер вождения, оно становится агрессивным, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели. Среди причин гнева— личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем большую потребность в физическом действии он ощущает. В ярости мобилизация энергии настолько велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев.
Страх является наиболее распространенной среди эмоциональных состояний начинающих водителей и является самой сильной и опасной из всех эмоций, которая оказывает большое влияние на сознание и поведение человека. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связаны чувства недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья, при которых человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса.
Стресс– состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не
Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно выделить настроение. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в “строе” всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно – иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно – это, во-первых, и, во-вторых, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.
Настроение теснейшим образом связанно с тем, как складываются для личности жизненно важные отношения с окружающими и с ходом собственной деятельности. Проявляясь в ”строе” этой деятельности, вплетенной в действенные взаимоотношения с окружающими, настроение в ней же и формируется. При этом существенным для настроения, конечно, не сам по себе объективный ход событий независимо от отношения к нему личности, а также и то, как человек расценивает происходящее и относится к нему. Поэтому настроение человека существенно зависит от его индивидуальных характерологических особенностей, в частности от того, как он относится к трудностям – склонен ли он, их переоценивать и падать духом, легко демобилизуясь, либо перед лицом трудностей он, не предаваясь беспечности, умеет сохранить уверенность в том, что с ними справится.
Источник
Титова А. А. Эмоциональный фактор в деятельности водителей
статья на тему
Деятельность водителей связана с опасностью, сложными дорожными ситуациями, ответственностью. Она осуществляется в особых экстремальных условиях. Это влияет на характер, содержание и качество деятельности водителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональный фактор в деятельности водителей. Влияние эмоций на работоспособность и состояние водителей.
Работа выполнена под руководством Горюшинского В. С.
ТГТУ Кафедра «ОПиБД»
«Обстоятельства не правят нами – это мы, сталкиваясь лицом к лицу с обстоятельствами, руководим, выбираем и упорядочиваем.»
Деятельность водителей связана с опасностью, сложными дорожными ситуациями, ответственностью. Она осуществляется в особых экстремальных условиях. Это влияет на характер, содержание и качество деятельности водителей. На водителей действуют перегрузки, вибрации, сильные акустические воздействия и т. д., ситуации риска, которые связаны с боязнью совершить ошибку.
Основной фактор, который вызывает у водителей эмоциональное напряжение – необходимость постоянно оценивать дорожную обстановку, принимать решения в условиях недостатка времени. Степень эмоционального напряжения водителя постоянно меняется в процессе его деятельности. Очень важно быстро и безошибочно действовать даже при эмоциональном напряжении.
Все люди разные. У всех разные способности, характер. В опасной ситуации водитель с твердым характером, уверенный в себе, своих навыках будет действовать точно и быстро. Намного чаще попадают в аварии водители, у которых происходит частая смена настроения.
Очень важно для водителя не поддаваться панике, страху. Нужно быстро и решительно действовать.
Обиды и неприятности не оставляют водителя, когда он садится за руль. Депрессия или возбуждение затрудняют процесс восприятия и обработки информации, что увеличивает ошибочную деятельность водителя. Не следует садиться за руль человеку, пережившему трагедию, не нужно слушать за рулем грустную музыку, новости сообщающие о чем-то плохом. Глубокие эмоциональные переживания могут вызвать рассеянность, невнимание, и как следствие, дорожно-транспортное происшествие.
К явлениям невнимания относятся, прежде всего, состояния рассеянности. Она может быть результатом усталости, бессонницы, головной боли и однообразной деятельности. [1, стр. 19]
Существует феномен пустого взора – человек смотрит в какую-то точку, на какой-то предмет и не видит его, так как он задумался. Это очень опасно для водителей.
В литературе описан еще один, родственный пустому взору феномен, получивший название временного провала или дорожного гипноза. Он заключается в том, что после выполнения какой-то рутинной задачи, длинной прогулки или ведения машины человек не может вспомнить, что делал, когда и какие места прошел или проехал. [1, стр. 26]
Может появиться сонливость. Однообразный ландшафт, монотонный шум двигателя вызывают заторможенное состояние. Его иногда называют сонным опьянением или ступором. Появляется вялость, апатия, отвлеченные мысли, которые не имеют никакого отношения к управлению автомобилем. При этом резко снижается готовность водителя к изменениям дорожной обстановки.
Так же некоторые объекты на дороге могут выглядеть или казаться не такими, каковыми они являются на самом деле. [3, стр. 18]
Дополнительными причинами эмоционального напряжения водителей являются: чувство ответственности за безопасность пассажиров, сохранность груза, частое принятие ответственных решений, скорость движения, не соответствующая скорости потока транспортных средств.
Существуют так же зрительные и слуховые раздражители, которые влияют на эмоции водителя. Например, не отрегулированный свет фар встречных автомобилей раздражает водителя. Из-за громкой музыки водитель часто не замечает работу двигателя, сигналы других автомобилей, сирену спец. машин. Но в дальней дороге она помогает не заснуть за рулем. Так же помогает разговор с пассажирами, негромкое пение. Можно посасывать кислые конфеты или жевать жвачку. Можно проветривать кабину и не допускать повышение температуры в салоне автомобиля. Лучше прослушивать легкую бодрую музыку, спортивные радиопередачи. Но не следует их слушать в городе, так как они сильно отвлекают внимание.
Из-за различных брелков и игрушек, установленных на панели автомобиля, водитель, сам не замечая, становится раздражительнее.
Также очень важны такие параметры, как плохая видимость, неудобное сиденье, частые перепады температуры в автомобиле, недостаточная освещенность дороги в темное время суток, попадание в кабину паров бензина или отработанных газов.
Работоспособность – это уровень функциональных возможностей организма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за определенный промежуток времени.
Работоспособность зависит от условий работы, половой принадлежностью, состояния здоровья, настроение, и т.д. Эмоции действуют на человека очень сильно. Отрицательные эмоции, например, плохое настроение, вызывают утомлению, чувство страха, неуверенности. Положительные эмоции, наоборот, помогают быстрее войти в рабочий ритм. Но положительные эмоции могут также отрицательно влиять на деятельность водителя. Машина – источник повышенной опасности. Водитель за рулем не должен отвлекаться ни на что. Он обязан сосредоточиться на процессе вождения.
Очень важно за рулем не отвлекаться на посторонние вещи. Например, на сотовый телефон, на пассажиров.
Бывают такие случаи, когда дорожно-транспортное происшествие происходит по вине пассажиров, которые чем-то помешали водителю или отвлекли его от дороги. Некоторые люди стараются доказать, что они знают все лучше, в том числе пытаются показать и навыки вождения у них лучше. Они вводят водителя в стресс и провоцируют аварию.
Не во всех случаях можно контролировать стрессор, но можно научиться контролировать свою реакцию на стресс. Существуют такие техники, которые могут быть эффективными в фокусировании на эмоциях, как глубокое дыхание, тренинг прогрессирующей мышечной релаксации, визуализация. [2, стр. 4 — 5]
Умение контролировать свои эмоции поможет в различных ситуациях. Нельзя позволять другим людям влиять на свои эмоциональные и физиологические реакции, особенно за рулем.
Водителю необходимо знать свои психологические возможности, возможности в управлении автомобилем.
- Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995. – 352 с.
- Хлудова О. В. Психотехники по формированию стрессоустойчивости личности к экстримальным ситуациям: Материалы для тренинга. Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. техн. Ун-та, 2004, 48 с.
- Девид Майерс «Интуиция», перевод с англ. Малкова И. И. – СПб.: Питер, 2009, 250 с.
Источник
Эмоциональное состояние водителя
Человек не только воспринимает окружающие предметы и явления, но и воздействует на них. У него всегда возникает определенное отношение к ним, выражающееся в тех или иных чувствах и переживаниях.
Эмоции – переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Эмоции играют большую роль в деятельности человека. Они регулируют уровень работоспособности, обеспечивают мобилизацию резервов и в значительной степени определяют эффективность и надежность труда [19, с.85].
Различают положительные и отрицательные эмоции.
Положительные эмоции проявляются, как правило, у водителей, имеющих высокий уровень мастерства, что позволяет им относительно легко управлять транспортным средством и испытывать при этом удовольствие и гордость.
Отрицательные эмоции (страх, неуверенность, сомнение и т.п.) испытывают водители, которые имеют недостаточный опыт или их психологические качества не соответствуют водительской деятельности.
Эмоции весьма разнообразны по своему проявлению и вызвавшим их причинам. В основе низших эмоций лежат чувство самосохранения, половой и пищевой инстинкты. К высшим эмоциям относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства, которые формируются под влиянием воспитания.
Среди многообразия эмоциональных состояний можно выделить настроения, аффекты, страсти и стрессы.
Настроение – эмоциональное состояние человека, связанное со слабовыраженными положительными и отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени. Человек – хозяин своего настроения и должен преодолевать уныние, вялость, печаль и сохранять бодрость даже в неблагоприятных условиях, что имеет значение и для надежности водителя. Аффектами называются интенсивные, бурно протекающие и эмоциональные кратковременные вспышки ярости, отчаяния, ужаса, восторга, характеризующиеся изменением сознания и волевого контроля. Нужно предотвращать возникновение аффектов, они являются показателем несдержанности, неспособности человека к самообладанию, особенно опасны они для водителей во время управления транспортным средством [28, с.84].
Страсть – длительное и устойчивое эмоциональное состояние, отличающееся от настроения силой. Страсть может быть положительной и отрицательной. Например, положительная страсть может быть к музыке, спорту, поэзии, изобретательству.
Отрицательная – к картежной игре, алкоголю, наркотикам, наживе, быстрой езде.
Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в трудных условиях под воздействием внешних раздражителей — стрессоров. Наиболее распространенными симптомами стресса служат: учащенное сердцебиение, боль в груди, затрудненность дыхания, расстройство пищеварения, слабость, раздражительность и т. д.
Управление транспортным средством в сложных условиях, дорога с нынешними порядками на ней как раз и провоцирует стрессы, способствующие созданию аварийных ситуаций. Иногда водители получают сильный стресс непосредственно в своей машине в результате выяснения отношений с кем-нибудь. Отложите разговор до конца рабочего дня. Нужно уходить от ссор, конфликтов, разборок и выяснения отношений. Последствия стрессов могут быть весьма плачевными – от сердечного приступа до тяжелых психических расстройств. А уж управлять автомобилем в таком состоянии чревато серьезными последствиями. Следует всегда помнить следующее выражение: если невозможно изменить обстоятельства – измените к ним собственное отношение.
В салоне лучше всего слушать негромкую музыку или интересную передачу по радио. А если не хочется ни того и ни другого –лучше молчать. Водитель должен научиться управлять своим эмоциональным состоянием путем использования волевых качеств.
Воля – это способность человека контролировать свою деятельность и сознательно направлять ее на достижение поставленной цели. Действия, связанные с преодолением внутренних и внешних препятствий, называются волевыми. Для водителя, который часто попадает в опасные ситуации, это качество особенно значимо.
К волевым качествам относятся: дисциплинированность, решительность, настойчивость, самообладание и др. Воспитание воли достигается ее систематической тренировкой в обыденной повседневной жизни, что дает положительный перенос на поведение и действия в экстремальной обстановке. Необходимо, чтобы водитель ежедневно сознательно контролировал свое поведение, активно преодолевал медлительность, поспешность, нерешительность, гнев, раздражительность, другие свойственные ему отрицательные качества и строго выполнял Правила дорожного движения и правила безопасной работы транспортных средств [28, с.89].
Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 383 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник