Виды эмоциональных состояний схема

Виды эмоциональных состояний

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоцио­нальных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

1. Чувственный или эмоциональный тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, со­провождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устранению или сохранению. Чувственный тон осознается как эмоциональная окраска.

2. Собственно эмоции — психическое отражение в форме не­посредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида.

Традиционным считается деление эмоций на положительные и от­рицательные. Популярной является классификация эмоций по отношению к дея­тельности и соответственно их деление на стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие). Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребностей — биологические, социальные и идеальные эмоции; по характеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворения потребности, — контактные и дис­тантные.

3. Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте — это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля за действиями. Аффект оказыва­ет дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции — ступор или хаотичные нецеленаправленные двигательные реакции. Различают нор­мальные и патологические аффекты. Главные признаки патологическо­го аффекта: измененность сознания (дезориентация во времени и про­странстве); неадекватность интенсивности реагирования интенсивно­сти раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.

4. Страсть — интенсивное, обобщенное и продолжительное пе­реживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Причины, вызыва­ющие страсть, могут быть различны — начиная от телесных влечений и
до осознанных идейных убеждений.

5. Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причи­ны, вызывающие настроение, многочисленны — от органического само­чувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений
с окружающими. Настроение имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объек­та, но как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произ­ведения эмоциональное сопровождение в форме чувственного фона будет звучать как «прекрасная музыка», а в форме настроения — «у меня
прекрасное настроение» (от музыки). Определенную роль играют индивидуально-личностные особенности (например, гипертимия — склонность к повышенному настроению, дистимия — склонность к пониженному настроению).

При положительных эмоциях усиливается иннервация мышц, расширяются мелкие артерии, увеличивается приток крови к коже. Она краснеет, теплеет. Начинается ускоренное кровооб­ращение, что улучшает питание тканей. Все физиологические отправления совершаются лучше. Человек довольный, в хо­рошем настроении имеет оптимальные условия для жизнедея­тельности всего организма. Радость «раскрашивает человека» (Т.Н.Ланге), делает его красивее, увереннее, жизнерадостнее.

В горести и печали парализуется действие мышц. Они ста­новятся более слабыми. Появляется чувство усталости, перена­пряжения. Человек становится чувствительнее к холоду, ощу­щает недостаток воздуха, вздыхает, «уходит в себя», охотно остается в одной и то же позе. Человек кажется более старым.

Могут быть выделены следующие основные эмоциональ­ные состояния (по К.Изарду«фундаментальные эмоции»), каждое из которых имеет свой спектр психологических харак­теристик и внешних проявлений.

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состоя­ние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующее обучение.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную по­требность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направ­ляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о не­возможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Страдание имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания, гнев имеет стенический характер (т.е. вызывает подъем, хотя и кратковременный, жизненных сил).

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызы­ваемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуни­кация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологи­ческими, нравственными или эстетическими принципами и установ­ками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием «избавиться от кого-либо или чего-либо».

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникаю­щее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласо­ванием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизнен­ными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие приня­тым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Читайте также:  Если мужчина не контролирует свои эмоции

Одно из следствий презрения — деперсонализация индивида или группы, к которым оно относится.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмо­цию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможно­го неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного) прогноза. Можно напомнить народную поговорку: «У страха глаза велики».

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Согласно тра­диции отечественной психологии, принято выделять чувства как осо­бый подкласс эмоциональных процессов. Чувство переживается и об­наруживается в конкретных эмоциях. Однако, в отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства вы­деляют в окружающей действительности явления, имеющие стабиль­ную потребностно-мотивационную значимость. В содержании домини­рующих чувств человека выражаются его установки, идеалы, интере­сы и т. д.

Итак, чувстваэто устойчивые эмоциональные отношения, выс­тупающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченностъ» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.

Одним из состояний человека является стресс. Стресс— состояние эмоционального и поведенческого расстройства, которое связано с неспособностью человека целесообразно действовать в нестандартных для него ситуациях. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку (Г. Селье, 1963).

Стресс протекает в три фазы:

• фаза тревоги (ощущение опасности, трудности);

• фаза сопротивляемости (когда мобилизуются все защитные силы организма);

• фаза истощения (когда человек ощущает, что силы его на исходе).

Стрессы, если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Стресс сравнивают с тяжелым недугом. Частые стрессовые ситуации «репрессируют» эмоциональный аппарат человека, развиваются специфические «болезни социальной адаптации». К их числу относят ряд так называемых психосоматических заболеваний — прежде всего гипертоническую болезнь, язвенную болезнь желудка и др. Перенапряжение в одной сфере и недогружешюсть
в другой приводят к перекосам в системе саморегуляции, что, в свою очередь, ведет к
заболеваниям, раннему старению. «Стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете», — говорит Ганс Селье — отец теории стресса. Многие люди сами являются виновниками стресса, допуская крайний беспорядок в своей работе (и, как правило, сваливая за это вину на других). Они постоянно нервничают, не находя нужные им вещи, паникуют, вспоминая вдруг о несделанном, растрачивают свою энергию, хватаясь то за одно, то за другое, хронически опаздывают.

Профилактика стресса у сотрудников должна занять важное место в деятельности
менеджера любого уровня. У каждого из нас своя «аптечка для души». Специалисты считают, что эффективный антистрессор — сильная социальная среда. Однако, как правило, люди, попав в трудную сигуацию, избегают тех, кто им может помочь, замыкаются, предпочитая справляться со сложностями сами. К профилактике дистресса можно отнести умение сменять, нагрузки отдыхом и физическими упражнениями. Стресс от рухнувшей надежды тяжелее, чем стресс от тяжелой мышечной работы. Особенно важно позитивное общение с людьми, которых мы любим и которым доверяем, которые обладают чувством эмпатии (эмоциональный отклик на переживания других людей).

Кроме всего этого, нужно научиться управлять своими эмоциями. Ведь в состоянии
эмоционального возбуждения человек иногда утрачивает свое главное свойство — быть
партнером по общению. Лучше всего начать с мелочей: воспитывать способность ждать,
выдержку и терпение. Стоит также научиться не попадать в ситуации, которые выводят нас из себя, приводят к раздражению и ярости.

Таким образом, совершенствование эмоциональной сферы дает вам возможность лучше управлять своим поведением и эффективно воздействовать на других людей.

Т. Холмс и Р. Раз (Т. Ноте, К. Капе, 1967) разработали перечень типич­ных жизненных ситуаций, которые вызывают стресс. Наиболее стрессогенной оказалась ситуация смерти супруга (100 бал­лов), однако за такими, безусловно, негативными ситуациями, как тю­ремное заключение (63 балла) и травма (53 балла), следуют позитивные и даже желательные ситуации, например вступление в брак (50 баллов) или рождение ребенка (40 баллов).

Важнейшим фактором благополучного преодоления стресса явля­ется уверенностьв том, что ситуация остается под контролем. В одном из экспериментов две крысы одновременно получали болезненные уда­ры током. Одна из них никак не могла повлиять на ситуацию, в то время как другая, дернув за кольцо, «контролировала» болевое воздействие. На самом деле сила и продолжительность электрического удара были идентичны для обеих участниц опыта. Однако у пассивной крысы раз­вивалась язва желудка и снижался иммунитет, а активная сохраняла устойчивость к действию стрессора. Аналогичные данные были полу­чены и для людей. Например, служащие, которым было позволено орга­низовывать пространство офиса по своему усмотрению, в меньшей сте­пени подвергались разрушительному действию дистресса, чем те, кто работал в раз и навсегда созданном окружении.

Л. А. Китаев-Смык выделил два типа изменений поведения при стрессовых воздействиях: пассивно-эмоциональные изменения, кото­рые проявляются в ожидании окончания воздействия экстремального фактора («перетерпеть»), и активно-эмоциональные, направленные на активное удаление экстремального фактора, преодоление ситуации. Как видно из приведенных выше исследований, именно второй путь дает более позитивный психологический прогноз.

Читайте также:  Болят уши после стресса

5.Психическая регуляция поведения и деятельности — волевые процессы.
Понятие, функции, свойства.

Воля — это одно из наиболее сложных понятий в психологии. Оно рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

В.И.Селиванов определяет во­лю как сознательное регулирование человеком своего поведе­ния, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий.

Волевые процессы выполняют три основные функции.

1.Инициирующая, или побудительная, функция (непосредственно связанная с мотивационными факторами) заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, пре­одолевая объективные и субъективные препятствия.

2. Стабилизирующая функция связанна с волевыми усилиями поподдержанию активности на должном уровне при возникновении вне­шних и внутренних помех разного рода.

3. Ингибирующая, или тормозная, функция состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения, несогласующихся с главными целями деятельности (и поведения)

Источник

Классификация основных видов эмоций в психологии

Виды эмоций в психологии и их классификация

Эмоциональное состояние определяет реакцию на поступки и поведение других людей, влияет на принятие тех или иных решений, продуктивность и самочувствие. При отсутствии базового контроля над переживаниями человек подвержен стрессам, что может сопровождаться неприятными последствиями.

Эмоциональность представляет собой реакцию психики на разные обстоятельства жизни, определяющую направленность действий личности.

Эмоциональность характеризуется связью с внешним миром по средствам отношений взаимозависимости. Окружающая среда в виде обстановки, общей атмосферы, людей, событий оказывают влияние на психическое и эмоциональное состояние человека, что в последствие может изменять окружающее пространство.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Эмоции и чувства отличаются. Первое понятие характеризуется краткосрочностью, а второе – более устойчиво и продолжительно.

Эмоциональность является сложным психическим процессом. Данная реакция включает несколько компонентов:

  1. Физиологический, выражается в изменениях, происходящих в организме в результате проявления какого-либо настроения, в форме частоты дыхания, сердцебиения, перепадов в гормональном фоне, обмена веществ.
  2. Психологический, является характеристикой самого переживания в виде гнева, радости, грусти и других эмоциональных состояний.
  3. Поведенческий, включает мимику, жестикуляцию, такие действия, как заторможенность реакции, активность, агрессивное поведение, плач.

Физиологический и психологический компоненты являются внутренним формированием эмоций. Поведенческий аспект эмоциональности выражается в ее внешних проявлениях.

Возникают ситуации, когда человеку трудно выразить собственные эмоции. В этом случае наблюдается необходимость в сдерживающем факторе или временной отсрочке. Лишняя энергия должна выплескиваться. Для этого человек может прибегать к двигательной активности или бытовым действиям (уборка, хобби, спорт).

Особые характеристики эмоций:

  • полярность выражается в положительном или отрицательном окрасе;
  • энергетическая заряженность в виде стенических переживаний, то есть повышения активности, и астенических переживаний в пассивной форме;
  • целостность по средствам взаимодействия всех психических и физических сторон личности;
  • неотчуждаемость выражается в невозможности отделить эмоции от остальных процессов, которые протекают в психике человека.
  1. Субъективная — выражается в эмоциональном состоянии, способствующем образованию конкретной точки зрения и установлению связей с внешним миром, восприятии событий с помощью призмы ощущений человека.
  2. Коммуникативная — благодаря такому свойству психики, как эмпатия, человек идентифицирует настроение других индивидов, что способствует установлению контактов и манипуляции окружающими.
  3. Поведенческая — в форме вектора поведения, отделения приятного от неприятного, значимого от незначительного.

В течение своей жизни человек испытывает огромное число переживаний. Можно представить основные виды эмоций:

Эмоции невозможно отделить от личности индивида. Согласно утверждению С.Л. Рубинштейна, эмоциональные проявления личности могут происходить в нескольких сферах:

  • органическая жизнь;
  • материальные интересы;
  • потребности духовного и нравственного характера.

Исходя из данной классификации, выделяют:

  • органическую или аффективно-эмоциональную чувствительность, которая проявляется в элементарных удовольствиях или неудовольствиях, связанных со степенью удовлетворения органических потребностей;
  • предметные чувства — связаны с обладанием какими-либо ценностями и занятостью в отдельных видах деятельности, могут быть материальными, интеллектуальными и эстетическими;
  • обобщенные мировоззренческие чувства — сопряжены с понятием морали и отношениями человека к миру, людям, происшествиям, нравственности и ценностям.

Эмоции индивида неотделимы от его потребностей. С их помощью выражается состояние, процесс и итог удовлетворения потребностей. Исходя из эмоционального состояния человека, можно определить актуальные для него потребности и интересы. Если рассматривать людей, как отдельные личности, то следует отметить отличия по многим параметрам, включая:

  • эмоциональную возбудимость;
  • длительность и устойчивость переживаний;
  • доминирование позитивных и отрицательных эмоций.

Развитые личности характеризуются эмоциональной сферой с разной силой и глубиной чувств, неодинаковым содержанием и предметной отнесенностью. Данный факт используют психологи при составлении тестирования, направленного на изучение личности.

Какие бывают, список основных

При изучении эмоций применяют разные подходы. Они связаны с систематизацией и классификацией эмоциональных состояний человека. Наиболее простой является такая методика:

Классификация Додонова

Наиболее распространенной в психологии является данная схема. Согласно классификации Додонова, определяются типы переживаний, исходя из их функционала:

  • коммуникативные, возникающие при общении;
  • альтруистические, в виде желания приносить пользу людям;
  • праксические, как результат успешного выполнения планов;
  • глорические, в форме потребности в самоутверждении;
  • пугнические, проявляются как тяга к риску и опасности;
  • романтические, в виде стремления к новому и необычному;
  • эстетические, являющиеся следствием взаимодействия с миром искусства;
  • гностические, как тяга к знаниям;
  • акизитивные, основанные на накоплении и собирательстве;
  • гедонистические (потребность испытать удовольствие).
Читайте также:  Как испытать эмоции при визуализации

Классификация Леонтьева

Данный подход делит эмоции в зависимости от их источника. Согласно классификации Леонтьева, причинами переживаний являются:

  • степень удовлетворения каких-либо потребностей;
  • чужие желания и отношение к ним индивида;
  • взаимоотношения;
  • презрение;
  • аналогия между реальной и идеальной личностями;
  • сравнение индивида с общественными стандартами.

Методика Леонтьева подвержена критике. Причиной является отсутствие четкого разделения понятий. Например, одинаковые ощущения могут возникать по разным причинам.

Дифференциальные эмоции Изарда

Из огромного спектра эмоций можно выделить фундаментальные переживания. Такую классификацию называют дифференциальными эмоциями Изарда:

  1. Интерес — обладает прямой связью с социальностью индивида, позволяет получить новые навыки, информацию, физическое и интеллектуальное развитие.
  2. Удовольствие — как синоним радости, формирует позитивный фон и хорошее настроение, является результатом возникновения возможности для удовлетворения важной для человека потребности, повышает уверенность в собственных силах, упрощает установление коммуникативных связей, исключает тревогу и стресс.
  3. Удивление — краткосрочная реакция на контакт психики с каким-то неожиданным событием, явлением или действием.
  4. Гнев — выражается в форме негативного состояния, сформированного в результате отсутствия возможности получить желаемое, неудачи или неудовлетворенности поведением другого человека, в своей высшей степени является неконтролируемым (проявляется как ярость).
  5. Отвращение — является следствием контакта человека с неприятным для него объектом, сопровождается потребностью исключить из поля внимания провоцирующий фактор.
  6. Презрение — возникает при разногласиях в убеждениях и действиях индивидов.
  7. Стыд — итог несоответствия каких-либо сторон личности с собственными требованиями или мнением общества, сопровождается ощущением беспомощности.
  8. Вина — реакция на осуждение собственного поведения, приводит к раскаянию.
  9. Страх — связан с осознанием сформированной или надуманной угрозы для жизни.
  10. Горе — реакция на негативные события.

Исходя из данной классификации, сформирована шкала. Ее используют, чтобы определить, в каком эмоциональном состоянии пребывает личность.

Для определения эмоционального состояния следует оценить самочувствие, ориентируясь на каждый столбец:

  • не подходит абсолютно;
  • скорее да, чем нет;
  • согласие;
  • полностью верно.

Затем требуется суммировать баллы из строк списка и определить коэффициент, используя формулу:

КС = (C1 + C2 + C3 + C9 + C10) / (C4 + C5 + C6 + C7 + C8)

Если рассчитанный показатель больше, чем единица, получается положительный результат. При значении меньше единицы у человека наблюдают негативный настрой и подверженность депрессивному состоянию.

Эмоциональные состояния человека

Эмоциональные процессы отличаются по формам. В качестве примеров состояния человека можно привести следующую классификацию:

  1. Эмоции непосредственно проявляются как в столкновении с действительно существующими событиями, так и при обдумывании воображаемых происшествий. С их помощью индивид выражает степень удовлетворения происходящим, оценивает события, основываясь на собственном опыте.
  2. Чувства характеризуются постоянной устойчивостью и отличаются по яркости выраженности, человек может чувствовать страсть, любовь, обиду.
  3. Настроение является наиболее длительным состоянием психики, влияющим на поведение и самочувствие человека в общем смысле в течение продолжительного времени.
  4. Аффекты представляют собой крайнюю форму проявления переживаний, которая приводит к краткосрочным и неконтролируемым изменениям в поведении, отличаются иррациональностью и достаточно бурным протеканием.

Чувства представляют собой наиболее стабильное проявление эмоциональности. Они возникают на основе духовных потребностей и образуют конкретную позицию, точку зрения индивида. В зависимости от предмета чувства различают:

  • интеллектуальные, возникающие при умственной активности, включая удивление, сомнение, любопытство;
  • эстетические, связаны с восприятием прекрасного, в форме любви к искусству или его аспектам, восхищения красотой;
  • нравственные, определяют отношение человека к поведению других индивидов, зависят от общественных норм, проявляются в виде гуманности, альтруизма, дружбы, сострадания, жалости, любви.

При изучении эмоций большое значение имеют такие понятия, как состояние и реакция. Данные термины отличаются длительностью, позволяют соотнести потребности и стремления человека с его возможностями и ресурсами, которыми он обладает в данный момент времени. Эмоциональные реакции:

  1. Лабильность, в виде изменчивости проявления переживаний, которые обычно соответствуют широкому диапазону, включая легкие сантименты и истерику.
  2. Монотонность проявляется однообразием, статичностью или отсутствием чувственных эффектов от происходящих событий.
  3. Отзывчивость и эмпатия выражаются в виде навыков оперативной и гибкой реакции на внешнее воздействие, способности к сопереживанию.
  4. Вязкость представляет собой фокусировку на продолжительном чувстве, к примеру, реакция на ситуацию заменяется возвращением человека к старым обидам, неудачам.
  5. Огрубление проявляется в виде невозможности осознать уместность и допустимость эмоционального выражения, отсутствие сдержанности и деликатности.
  6. Алекситимия является затруднением в идентификации собственных чувств и их проявлении, отсутствием умения отличать переживание от физических ощущений.
  7. Ригидность определяется неподвижностью и ограниченным диапазоном реагирования.

Бывают случаи, когда поведение человека носит демонстративный характер. Причиной является обладание определенными социальными функциями. Индивид демонстрирует какую-то степень вовлеченности и эмоциональности в ситуации, требующей этого. Явление называют эмоциональной реакцией.

Согласно вышеуказанной классификации по когнитивному наполнению, чувства бывают простыми и сложными. В первом случае для них характерны быстрота и яркость. Примерами являются гнев и радость. Вторая категория включает более продолжительные и часто противоречивые чувства.

Источник

Оцените статью