Виды эмоциональных состояний для детей

Как научить ребёнка выражать свои эмоции

Вместе с психологом разбираемся, какие есть виды и способы выражения эмоций у детей и почему так важно обозначать эти состояния.

Полина Жданова

Координатор тьюторов и психологов в «Домашней школе Фоксфорда», магистр консультативной психологии и аспирант НИУ ВШЭ. Знает, как помочь выражать чувства и эмоции.

Для начала разберёмся с понятиями:

  • эмоции — это психические реакции человека на ситуацию;
  • чувства — это эмоциональные процессы, в которых отражается отношение.
    Например: «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этой собаки» — чувство, связанное с отношением к определенному объекту.

Зачастую дети не знают, как им реагировать на ситуацию или как справиться с тем потоком ощущений, что зарождается в них. Поэтому задача родителя — не подавлять чувства и эмоции чада, а научить контролю и управлению. Внимание к эмоциям ребёнка — это важнейший компонент развития эмоционального интеллекта (ЭИ).

Виды и способы выражения эмоций

Современная психология выделяет три способа выражения эмоций:

  • ненастойчивый — по человеку часто невозможно догадаться об истинном состоянии;
  • агрессивный — так называемое «ты-послание», когда ответственность за вызванную эмоцию перекладывается на партнёра (например, «ты просто вывел меня из себя»);
  • открытый (уверенный) — наоборот, «я-послание» (например, «я огорчена, потому что есть ощущение, что ты что-то не договариваешь»).

Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил восемь основных видов эмоций (на картинке они находятся в центре) и связанные с ними производные. Он также подчеркнул, что эмоция состоит из трёх компонентов:

  • возбуждение в организме человека;
  • особое переживание в теле, например, дрожь;
  • экспрессия, например, повышающаяся интонация.

Как ребёнок выражает свои эмоции

Эмоции бывают положительными и отрицательными. Формы выражения эмоций могут быть разными: слова, действия или внутренние переживания.

Ребёнок может плакать, когда ему дискомфортно, больно или нужна мама рядом, и улыбаться, когда он сыт и доволен. Уже начиная с этого этапа, родители могут совершить типичную ошибку — говорить ребёнку: «Не плачь», «Прекрати себя так вести», «Тише, сейчас все разбегутся». В таком случае родители как бы запрещают ребёнку чувствовать, проявлять свои эмоции. Спрятанные ощущения малыша могут найти выход в других ситуациях, например, психосоматике или агрессивном поведении с другими детьми.

Когда ребёнок взрослеет, он уже может выражать эмоции словами. Например, говорить, что ему грустно или радостно. Здесь частая проблема — это чёрно-белый мир. Ребёнок не различает оттенки эмоций, а родители не стремятся расширить его представления об этом.

В раннем возрасте дети совершенно не контролируют свои эмоции, которые ярко вспыхивают и быстро гаснут. Ко второму году жизни у детей формируется интерес друг к другу, к третьему — чувствительность к отношениям со сверстниками, к четвёртому — появляется готовность оценивать поступки. Уже к 5–6 годам эмоция регулирует действия ребёнка, а к 7 — зарождается сопереживание. А дальше ребёнок учится контролировать эмоции.

Как научить ребёнка выражать эмоции

Выслушайте

Читайте также:  Когда просыпается материнское чувство

Для того, чтобы ребёнок учился выражать эмоции, очень важно дать ему возможность выразить любые, даже самые сложные чувства в безопасной обстановке без осуждения.

Признайте важность эмоций

Подчеркните, что чувствовать и эмоционировать — это нормально. «Я понимаю, что ты расстроился», «Да, это неприятная ситуация». Не обесценивайте его чувства: то, что пустяк для вас, для него — целый мир.

Создавайте словарик эмоций

Например, «Я счастлив», «Я рад», «Я расстроен», «Я злюсь». Задавайте ребёнку вопросы: «Какое у тебя сейчас настроение? Какую эмоцию испытываешь из-за этого события?».

Обозначайте свои чувства

Ребёнок учится делать то же самое, что видит в поведении родителя. Если вы выражаете свои эмоции, ребёнку будет легче этому научиться, «Я рада, что ты съел целую тарелку каши», «Я расстраиваюсь, когда ты уходишь из дома, но забываешь мне сообщить».

Ищите альтернативные варианты выражения сложных чувств

Например, ребёнок может выместить злость на подушке или нарисовать свою грусть.

Планируйте пути решения

Например, если у ребёнка случился конфликт с одноклассником, подумайте вместе, как он может поступить и как отреагировать. Ситуацию можно проиграть по ролям.

Обсудите героев

Посмотрите вместе мультики или кино, обсудите поступки героев, их мотивы, эмоции и предложите ребёнку поразмыслить, как бы он поступил в сложившейся ситуации.

Формируйте «я-позицию»

Для того, чтобы ребёнок мог выражать свои чувства и эмоции, ему нужно научиться обозначать их через «Я»: «Я огорчён», «Мне было неприятно». Так ребёнок не будет винить другого человека (например, «Ты поступил отвратительно»), а будет выражать своё отношение к произошедшему.

Запишите ребёнка на курсы

Например, в «Домашней школе Фоксфорда» наставники помогают детям развивать такой важный навык, как эмоциональный интеллект, благодаря чему ребёнок сможет лучше понимать свои и чужие эмоции и чувства.

А при таких эмоциональных трудностях в поведении, как агрессивность и плаксивость, проблемах с контролем эмоций можно пройти консультации психологов, которые помогут выявить причины эмоциональных проблем и дадут рекомендации.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Источник

Определение эмоций и эмоциональных состояний дошкольников.
статья (подготовительная группа)

Дошкольник, взаимодействуя с окружающим миром, постоянно испытывает определенные эмоции по отношению к происходящему. Это могут быть как положительные эмоции (радость от общения, интерес к происходящему, предвкушение от встречи и т.д.), а также негативные (боязнь совершить ошибку, раздражение от непонимания, гнев из-за того, что не считаются с его мнением и т.д.). Таким образом, вся жизнь человека проходит окрашенная эмоциями, эмоциональными переживаниями и чувствами.

Скачать:

Вложение Размер
statya_2.docx 16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Определение эмоций и эмоциональных состояний у дошкольников.

Дошкольник, взаимодействуя с окружающим миром, постоянно испытывает определенные эмоции по отношению к происходящему. Это могут быть как положительные эмоции (радость от общения, интерес к происходящему, предвкушение от встречи и т.д.), а также негативные (боязнь совершить ошибку, раздражение от непонимания, гнев из-за того, что не считаются с его мнением и т.д.). Таким образом, вся жизнь человека проходит окрашенная эмоциями, эмоциональными переживаниями и чувствами.

Эмоция — это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему.

Эмоции отражают реакцию дошкольника на конкретную ситуацию, это своего рода оценка происходящих событий. Эмоции тесно связаны с мотивами и потребностями дошкольника.

Эмоциональная сфера человека сформировалась в результате эволюции как сигнал биологически значимых внешних событий. Эмоции сопровождают любую активность индивида и выступают в качестве главного механизма регуляции его поведения. Эмоции обуславливают настроение индивида, его общее психическое состояние и даже здоровье.

Эмоциональные проявления характеризуются множеством оттенков, как положительных, так и негативных. В «чистом виде» эмоции существуют очень редко, а «смешиваясь» и образуя сложный комплекс эмоциональной реакции на происходящее, образуют так называемые эмоциональные состояния. Эмоциональные состояния человека определяют его настроение, отношение к происходящему, обуславливают его отношение к жизни.

Некоторые эмоциональные состояния доминируют в жизни человека, некоторые возникают достаточно редко.

Более устойчивые и длительные по своим проявлениям, по сравнению с эмоциями и эмоциональными состояниями, являются чувства человека. Чувства отражают образ мыслей личности, ее отношение к окружающему миру вообще.

Эмоции обуславливаются в первую очередь конкретной ситуацией, а чувства в большей мере определяются социальными, нравственными, общественно-историческими условиями, влияющими на формирование личности, характеризуются большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью переживаний.

В литературе выделяют следующие функции эмоций.

1. Сигнальная, мобилизирующая и защитная.

Эта функция имеет биологическую основу, то есть способствует предупреждению о наличии возможной опасности, о изменениях, происходящих в окружающей среде и т.д.

Обуславливает характер поведения, выбор действий в ответ на происходящее (например, негативные эмоции способствуют агрессивной реакции, положительные – расслаблению)

Формирование обобщенной оценки на происходящие события, что позволяет определить полезность или вредность возможного воздействия на индивида (например, находясь на большой высоте, человек испытывает тревогу, а загорая на пляже – спокойствие)

4. Побуждение к действию (либо его продолжение, либо прекращение).

Демонстрирует связь с потребностно – мотивационной сферой. Если существует неудовлетворенная потребность, возникают негативные эмоции, а при ее удовлетворении — положительные

Связана с приобретением опыта. При значимых для индивида событиях испытанные эмоции запоминаются. При повторении подобной ситуации человек вновь может испытать пережитые эмоции. При воспоминаниях о значимых событиях возвращаются и эмоции, однако не с той силой.

Эта функция также связана с мотивационно – потребностной сферой. Доминирующая потребность вызывает более сильные эмоции

Эмоции являются невербальным средством общения. Благодаря им можно понять состояние собеседника, его отношение к происходящему, а также продемонстрировать свое.

Длительное переживание эмоций (эмоциональных комплексов), чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути.

Итак, эмоциональное состояние – это психологическая категория, обуславливающая разные виды интериоризированного отражения внешних и внутренних стимулов воздействия на субъекта без отчетливого осознания их предметного содержания.

Эмоциональные состояния обуславливают настроение, общий эмоциональные фон.

Некоторые эмоциональные состояния в большей степени свойственны индивиду, и могут обуславливать особенности его характера (например, агрессивность, раздражительность, оптимизм, пессимизм и т.д.)

Эмоциональные состояния оказывают влияние на все психические процессы, в том числе и на познавательную активность, а также на стиль поведения и общения дошкольника.

Эмоциональным состояниям свойственны такие качества, как длительность последействия и суммация, а также так называемое застревание. В особенности это относится к негативным эмоциональным состояниям. Другими словами, негативные эмоциональные состояния могут суммироваться, наслаиваться друг на друга и тем самым усиливать друг друга. Например, длительное раздражение вызывает гнев, что в конечном итоге приводит к еще большему раздражению и гневу. Испытывая гнев и раздражение, человек как бы застревает в этом эмоциональном состоянии, не может переключиться на более конструктивные переживания, не может успокоиться.

Все эмоциональные состояния характеризуются фазовой динамикой. То есть эмоции нарастают, потом происходит разрядка и снижение общего накала. Однако эти колебания могут носить цикличный характер.

Особенности эмоциональных состояний обуславливаются особенностями нервно – психической деятельности дошкольника (свойства нервной системы)

Проявление переживаемых эмоций отражается работой внутренних органов (сердце, желудочно – кишечный тракт), эндокринной системы, а также внешне (выражение лица, цвет кожи, размер зрачков и т.д.)

Таким образом, составляющими эмоций являются, во-первых, внутренние субъективные переживания, в которых не всегда можно дать себе отчет, во-вторых, физиологические изменения в организме (изменение сердцебиения, артериального давления, дыхания и т.д.), в третьих, внешние проявления в поведении, позе, мимике и т.д.

Итак, основными свойствами эмоциональных состояний являются их целостность (характеризуют в определенный период времени всю психическую активность индивида в целом), устойчивость и подвижность (проявляется в наличии стадий, определенной динамике и т.д.).

Основными факторами, которые оказывают влияние на эмоциональные состояния дошкольника, выступают ситуация, особенности высшей нервной деятельности, деятельность дошкольника, его физическое состояние, возраст и жизненный опыт.

Эмоции оказывают большое влияние на особенности общения и деятельности дошкольника, развитие межличностных взаимопониманий.

Таким образом, эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, отражающих отношение человека к миру, людям, самому себе и связанных с удовлетворением потребностей.

Эмоции сопровождают любое проявление активности личности и являются главным механизмом регуляции деятельности.

Развитие эмоциональной сферы связано с развитием личности. Эмоциональная сфера формируется на базе врожденных реакций и восприятия эмоционального состояния окружающих, которые составляют основу эмоционального опыта личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье говорится об эмоциональной сфере детей, раскрывается понятие эмоций, как особого класса психических процессов и состояний, а также рассматривается их влияние на развитие и обучение детей.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №27 ст Вышестеблиевской Темрюкского районаСоставила Черненко И.Н.воспитатель.

Консультация для родителей.Устойчивая тревожность и постоянные интенсивные страхи детей относятся к числу наиболее частых поводов обращения к психологу детского сада. При этом в последние годы количес.

уголок настроения в группе детского сада.

Материал полезен для логопедов и воспитателей ДОУ.

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, обработки, интерпретации результатов.

Социализация средсвами музыкально ритмичных игр.

Источник

Читайте также:  Стресс у собак при переезде
Оцените статью