- Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица
- Что это такое: понятие
- Роль и природа
- Функции
- Классификации: все основные виды эмоций
- Классификация Додонова
- Классификация Леонтьева
- Формы и примеры эмоциональных процессов
- Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон
- Дифференциальные эмоции Изарда
- 3.Эмоции и чувства: понятие, виды и функции
Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица
От эмоционального состояния зависит многое: принятие решений, реагирование на поступки и поведение других людей, продуктивность и даже самочувствие. Если мы перестаем контролировать наши переживания, они начинают управлять нами, что зачастую приводит к не самым приятным последствиям. В этой статье я приведу классификацию и опишу виды эмоций, чувств человека в психологии, объясню их основные особенности в схемах и таблицах.
Что это такое: понятие
Эмоциональность – это реакция психики на различные обстоятельства жизнедеятельности, которая определяет направленность действий личности. С внешним миром она связана отношениями взаимозависимости: происходящее вокруг (обстановка, общая атмосфера, люди, события) непосредственно влияет на психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на окружающее пространство.
Между эмоциями и чувствами есть некоторые отличия: первые являются краткосрочными, вторые – устойчивыми, более продолжительными.
Роль и природа
Эмоциональность — сложный психический процесс, состоящий из трех элементов:
- Физиологический. Отражает изменения, происходящие в организме при проявлении тех или иных настроений: частота дыхания, сокращений сердечной мышцы, преобразования гормонального фона, обменных процессов).
- Психологический. Характеризует само переживание: гнев, радость, грусть.
- Поведенческий. Проявляется в мимике, жестикуляции и действиях (заторможенная реакция, активность, агрессия, плач).
Первые два компонента представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния, тогда как третий отвечает за его внешние проявления. Зачастую человек оказывается в ситуации, когда открыто выразить свои чувства он не может. Возникает необходимость в сдерживающем факторе или отсрочки во времени. Но так или иначе, выплескивать лишнюю энергию, возникающую внутри, нужно обязательно. Это можно сделать с помощью двигательной активности или осуществления бытовых действий (заняться уборкой, переключиться на хобби).
Эмоции имеют ряд особых характеристик:
- Полярность. Они обладают положительной или отрицательной окраской хотя возможно и наличие противоречий (можно любить человека, но вместе с тем испытывать по отношению к нему обиду, гнев или беспокойство).
- Энергетическая заряженность. Существуют стенические переживания (вызывающие повышение активности – разъяренность, раздражение, воодушевление, восторг) и астенические (порождающие пассивность – грусть, страх).
- Целостность. Эмоциональность предполагает взаимодействие всех психофизических сторон личности, которые оказывают воздействие на весь организм, проявляясь и в действиях, и в теле, и в образе мыслей.
- Неотчуждаемость. Эмоции невозможно отделить от остальных процессов, происходящих в психике. Они сопровождают все – и работу органов чувств (отделяют приятное от неприятного), и функционирование интеллекта (вызывают интерес или скуку).
Функции
- Субъективная. Эмоциональное состояние способствует формированию у индивида определенной точки зрения, а также позволяет устанавливать связи с внешним миром. Все происходящее воспринимается человеком через призму его ощущений.
- Коммуникативная.С помощью такого свойства психики, как эмпатия мы можем определять настроение, в котором находится другой индивид, что помогает налаживать контакт или даже манипулировать окружающими.
- Поведенческая. Определение вектора поведения, отделение приятного от неприятного, важного от неважного.
Классификации: все основные виды эмоций
На протяжении жизни мы испытываем колоссальное количество переживаний. Не все из них можно описать двумя словами, многие противоречивы и неоднозначны.
Существует множество различных подходов к систематизации и классифицированию эмоционального состояния. Самый простой из них представлен в таблице ниже.
Тип | Описание | Примеры |
Позитивные | Доставляют удовлетворение, в совокупности создают ощущение довольства происходящим, счастья. | Симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение. |
Негативные | Создают общую неудовлетворенность, плохое настроение. | Страх, печаль, зависть, горе, грусть, обида, злость, тоска. |
Нейтральные | Напрямую не влияют на действия индивидуума. | Равнодушие, удивление, интерес. |
Классификация Додонова
Эта схема более распространена в психологии и показывает распределение видов переживаний по функциям:
- Коммуникативные (возникают в процессе общения).
- Альтруистические (связаны с желанием приносить пользу людям).
- Праксические (появляются при успешном выполнении запланированного).
- Глорические (потребность в самоутверждении).
- Пугнические (тяготение к риску, опасности).
- Романтические (предполагают стремление к новому и необычному).
- Эстетические (возникновение определяется взаимодействием со сферой искусства).
- Гностические (формируются с тягой к познанию).
- Акизитивные (основаны на накоплении, собирательстве).
- Гедонистические (направлены на испытание удовольствия).
Классификация Леонтьева
Согласно этому подходу, типы эмоций делятся исходя из породившего их источника. Переживания могут быть вызваны:
- степенью удовлетворенности тех или иных потребностей;
- чужими желаниями и отношением к ним индивида;
- взаимоотношениями;
- презрением;
- проведением аналогий между собой реальным и идеальным (соответствие личности внутренним требованиям, ожиданиям, нормам);
- сравнение своего «Я» с общественными стандартами.
Однако этот вариант разделения вызывает множество вопросов, так как является нечетким. Например, что делать в случае, когда одно и то же ощущение может возникнуть в выстраивании отношений, и при самоанализе?
Формы и примеры эмоциональных процессов
- Сами эмоции. Могут появиться как в столкновении с действительно существующими ситуациями, так и при обдумывании воображаемых, несуществующих событий. Они позволяют выразить удовлетворенность или неудовлетворенность происходящим, дать ему оценку, основанную на личном опыте индивида.
- Чувства. Они всегда устойчивы (не сиюминутны) и отличаются яркостью выраженности. Можно чувствовать страсть, любовь, обиду.
- Настроение. Самое длительное состояние психики, которое влияет на действия и самочувствие личности в целом на протяжении долгого периода.
- Аффекты. Крайняя форма выражения переживаний, побуждающая краткосрочные неконтролируемые изменения в поведении. Полностью иррациональна и проходит очень бурно.
Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон
Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:
- Интеллектуальные. Возникают во время умственной деятельности (удивление, сомнение, любопытство).
- Эстетические. Их развитие связано с восприятием прекрасного (любовь к искусству или некоторым его аспектам, восхищение красотой).
- Нравственные. Характеризуют отношение индивида к поведению других людей. Эта оценка в большинстве случаев зависит от существующих в обществе норм (гуманность, альтруизм, дружба, сострадание, жалость, любовь).
Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.
Дифференциальные эмоции Изарда
Ученый определил следующие фундаментальные переживания:
- Интерес. Это чувство напрямую связано с социальностью человека. Только с ним возможно обрести новые умения, знания, навыки, физически и умственно развиваться.
- Удовольствие. Является своего рода синонимом радости. Создает положительный фон, хорошее, бодрое настроение. Появляется при наличии возможности удовлетворить важную для индивидуума потребность. Способна повысить уверенность в себе, облегчить процесс налаживания коммуникации, избавиться от тревоги, стресса.
- Удивление. Краткосрочная реакция на только что произошедшее столкновение психики с определенным неожиданным событием, явлением или действием.
- Гнев. Негативное состояние, характеризующееся невозможностью получения желаемого, неудачей или неудовлетворенностью чьим-либо поведением. Неконтролируемой формой является ярость.
- Отвращение. Возникает из-за взаимодействия с неприятным для личности объектом. Сопровождается жаждой избавиться от провоцирующего фактора.
- Презрение. Проявляется в процессе возникновения разногласий убеждений и действий людей.
- Стыд. Формируется из-за несоответствия тех или иных сторон личности с собственными требованиями или общественным мнением. Его часто сопровождает неприятное ощущение беспомощности.
- Вина. Возникает в результате осуждения собственного поведения. Влечет за собой раскаяние.
- Страх. Связано с осознанием возникшей или надуманно угрозы для жизни.
- Горе. Реакция на негативные события.
Существует также шкала, позволяющая определить преобладающее эмоциональное состояние у личности.
Проявления | Сумма баллов | Категория | |||||
Внимательный | Сконцентрированный | Собранный | С1 Интерес | ||||
Наслаждающийся | Счастливый | Радостный | С2 Удовольствие | ||||
Удивленный | Изумленный | Пораженный | С3 Удивление | ||||
Унылый | Печальный | Сломленный | С4 Горе | ||||
Возбужденный | Гневный | Безумный | С5 Гнев | ||||
Неприязнь | Отвращение | Омерзение | С6 Отвращение | ||||
Презрительный | Пренебрегающий | Надменный | С7 Презрение | ||||
Испуганный | В ужасе | В панике | С8 Страх | ||||
Застенчивый | Робкий | Стыдливый | С9 Стыд | ||||
Сожалеющий | Виноватый | Раскаивающийся | С10 Вина |
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Источник
3.Эмоции и чувства: понятие, виды и функции
Эмоции оказывают большое влияние на жизнь и деятельность человека, на протекание всех психических процессов, проявление свойств. Тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии. Трудность научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявления.
Само слово «эмоция» происходит от латинского слова «emovere», что означает возбуждать, волновать, потрясать.
Эмоции – это первоначальная реакция организма на какие-то раздражители, выражающая переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям, к результатам собственной деятельности.
Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (радость, страх, испуг) значимость действующих на человека явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эмоции человека выражаются одновременно:
— в специфических субъективных переживаниях, которые всегда индивидуальны. Одинаковые раздражители могут вызвать самые непохожие реакции у разных людей (субъективный критерий);
в поведении, которое проявляется в мимике, позе, жестах (поведенческий критерий);
— в физиологических реакциях организма, которые тесно связаны с эмоциональными переживаниями. Они выражаются в расширении зрачков, увеличении потоотделения, учащенном дыхании, усилении сердцебиения, повышении давления, уровня сахара в крови, кожно-гальванических реакциях (физиологический критерий).
Для оценки ряда физиологических реакций на стимулы используется полиграфический тест (детектор лжи), который представляет собой аппарат, собирающий и интерпретирующий информацию с датчиков на теле испытуемых. Проблема описания эмоций заключается в том, что ни один из трех критериев (субъективный, поведенческий, физиологический) не является абсолютно надежным. Человек далеко не всегда может четко описать и назвать переживаемые им эмоции и эмоциональные состояния.
Эмоции человека выполняют несколько функций:
3. Разрешения ситуации (аварийное поведение, бегство, агрессия,
4. Организации деятельности. Эмоции могут организовывать деятельность, направлять силы и внимание на определенный объект.
5. Эвристическая функция проявляется при творческом мышлении. Специфические эмоциональные состояния («предчувствия решения», «красоты решения») играют важную роль в творчестве.
6. Регулирующая функция заключается способности эмоционального подкрепления, закрепления реакций, что играет важную роль в процессе научения.
7. Функция активации, мобилизации организма, выделяемая некоторыми психологами как самостоятельная, может рассматриваться также как аспект функции организации.
8. Экспрессивная функция предполагает выражение отношения к тому, что человек переживает.
9. Синтезирующая функция. Эмоции могут служить тем центром, вокруг которого группируются различные содержания, создавая таким образом целостные комплексы представлений.
На основе эмоций формируются чувства.
Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.
Эмоции и чувства находятся в сложном взаимодействии. В процессе развития конкретного человека чувства возникают позже, чем собственно эмоция, и как результат обобщения отдельных эмоций. Однако сформировавшиеся чувства во многом определяют возникновение и содержание ситуативных эмоций. Одно и тоже чувство может реализовываться в различных эмоциях, причем нередко разных по знаку. Этим объясняется такое свойство чувств как двойственность (абвивалентность). В то же время эмоции и чувства имеют между собой много принципиально общих черт. Сходство эмоций и чувств состоит прежде всего в том, что они являются мотивирующей системой в жизнедеятельности человека.
Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:
— определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных
— знак (какое значение – положительное и отрицательное – имеет для субъекта событие, предмет, человек);
— предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);
— модальность или содержание и качество эмоции и чувства (радость, удивление, тревога и т.д.).
Эмоции можно классифицировать по самым разным основаниям.
1. По влиянию на жизнедеятельность все эмоции подразделяются на:
— положительные (стенические, от греч. слова «стенос» — сила), повышают активность, вызывают прилив энергии, подъем;
— отрицательные (астенические), действующие противоположным образом.
Рис. 12. Эмоции и чувства: виды и функции
Положительные эмоции стимулируют человека к достижению цели, отрицательные – к избежанию объектов, вызывающих неприятные
2. По потребностям:
— низшие, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые, общие ощущения (голод, жажда и т.д.);
— высшие – социально обусловленные, связанные с общественными отношениями.
3. По силе и длительности проявления эмоций:
— аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными поведенческими и физиологическими проявлениями. Действия в состоянии аффекта, как правило, реализует «аварийное поведение», при котором самоконтроль резко понижен;
— собственно эмоция – относительно более длительные и слабо проявляющиеся во внешнем поведении переживания. Они выражают оценочное отношение личности к воспринятой информации;
— чувства – длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, которые носят ярко выраженный предметный характер и возникают в результате обобщения эмоций. Иногда их называют высшими эмоциями;
— настроения – относительно слабо выраженные, диффузные переживания, не относящиеся к конкретному предмету, могут удерживаться в течение достаточно длительного времени, определяют общий эмоциональный тон. Настроение не предметно, а очень личностно и имеет разнообразные проявления (радостное и печальное, спокойное и раздраженное);
— страсти – устойчивые, интенсивные и продолжительные стремления личности к определенному объекту. Страсти бывают как конструктивными, приводящими к развитию личности, так и деструктивными, разрушающими ее;
— стресс (общий адаптационный синдром) – это неспецифический ответ организма на любые предъявляемые ему требования. Стресс возникает в сложных, неожиданных, особо ответственных ситуациях и представляет комплексную реакцию всего организма, общий знаменатель любой приспособительной реакции;
— фрустрация – сложное эмоциональное переживание гнетущего напряжения, тревожности, безысходности, отчаяния, возникающее в ситуации, угрожающей достижению значимой для человека жизненной цели.
4. По степени интенсивности протекания выделяют следующие уровни:
— нейтральное состояние – отсутствие явно выраженного эмоционального процесса; человек реагирует дифференцировано в зависимости от значимости объекта;
— умеренный уровень эмоции – эмоция уже достаточно отчетлива, чтобы осознаваться, но еще не настолько сильна, чтобы нарушить протекание действий;
— высокий уровень интенсивности — эмоция направляет действия человека, он ведет себя эмоционально, проявляя гнев, радость, тревогу.
5. По качеству. Классификация эмоций по этому признаку более противоречива. В разных работах авторы выделяют от 6 до 20 эмоций. Так, большинство авторов выделяют следующие виды эмоций:
— радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности;
— удивление – эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства;
— страдание – отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важных потребностей;
— гнев – отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта и представляющее собой реакцию на неожиданно возникшее препятствие на пути к достижению важной цели;
— страх — отрицательное эмоциональное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия;
— стыд – состояние, вызываемое осознанием своего несоответствия мнению окружающих или собственным принципам.
Развитие чувств и эмоций личности следует вести в двух направлениях. Во-первых, необходимо формировать высшие положительные моральные, интеллектуальные и эстетические чувства и вытеснять ими отрицательные, вредные для личности, коллектива и общества. Во-вторых, нужно формировать умение владеть своими эмоциями, что необходимо в любой профессиональной деятельности.
Источник