Художественный анализ стихотворения.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Предлагается алгоритм обучения художественному анализу стихотворения как раздаточный материал. Используется с 5 по 11 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16-_hudozhestvennyy_analiz_stihotvoreniya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественный анализ стихотворения
— В стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкин описывает (показывает, изображает) зимнее утро, смену вечера с пробуждением дня …
— Он воспевает его красоту, показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение автора простым русским пейзажем. Оно проникнуто весёлым, жизнерадостным настроением.
- Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении.
-Это стихотворение написано счастливым человеком, умеющим наслаждаться жизнью, красотой, видеть прекрасное в каждом прожитом дне.
- Композиционно стихотворение состоит из 1, 2, 3, 4… частей, каждая из которых представляет собой
— онегинскую строфу (16 строк).
Произведение написано ямбом, дактилем…
— хорей – двусложная стопа с ударением на 1 слоге.
— ямб – двусложная стопа с ударением на 2 слоге.
— дактиль – трёхсложная стопа с ударением на 1 слоге.
— амфибрахий – трёхсложная стопа с ударением на 2 слоге.
— анапест – трёхсложная стопа с ударением на 3 слоге.
5. Рифма точная, неточная (…), перекрёстная ( кольцевая, парная.)
Мороз и солнце – день чудесн ый !
Ещё ты дремлешь, друг прелестн ый ,
Пора, красавица, просни сь ,
Открой сомкнуты негой взор ы …
— перекрёстная – а б а б
— кольцевая – а б б а
— парная — а а б б
- Лексические средства языка.
В произведении А.С. Пушкин использует яркие ( красочные, разнообразные) выразительные средства языка.
Проанализируем лексические средства языка. Прежде всего, это красочные эпитеты …, интересные метафоры …, необычные сравнения …
Автор использует также синонимы …, антонимы … Мы видим и приём антитезы , который показывает противопоставление, контраст между вчерашней вьюгой и нынешним чудесным днем …
В стихотворении есть и лексический повтор …, который усиливает чувства автора, показывает его восхищение красотой природы.
-Преобладает прямой порядок слов …( инверсия …)
-А.С. Пушкин использует сочетание прямого порядка … слов с инверсией …
Богатое разнообразие лексических средств языка создаёт живую картину природы,
( точно передаёт переживания лирического героя).
6. Морфологическая структура произведения.
— Рассмотрим морфологическую структуру произведения. В нём можно отметить обилие существительных, создающих яркий образ зимнего утра (мороз, солнце ,небеса, снег лёд, ель, речка …) прилагательных ( великолепный, чудесный, прелестный, прозрачный …), а также глаголов (проснись, открой, лежит, чернеет, блестит…), которые передают смену действий, динамику.
7. Синтаксические средства языка.
Интересны также синтаксические средства языка. В стихотворении ( в начале стихотворения) преобладают повествовательные предложения… Они показывают спокойную интонацию произведения. Затем голос автора становится более взволнованным, и это ярко передают восклицательные предложения . имеются и вопросительные предложения …риторический вопрос…
В стихотворении нет восклицательных предложений, однако за внешним спокойствием интонации, сдержанностью лирического героя скрывается глубина и сила его чувств, скрывается столько любви, нежности, печали…
Произведение представляет из себя одно ( два) сложное предложение.
— В произведении преобладают простые ( сложные предложения)…
— Здесь можно увидеть сочетание простых и сложных предложений…
Обилие однородных членов предложения создают наиболее яркий и точный образ зимы ( любви, лирического героя) …
В стихотворении есть и обращение …, вводные слова …, прямая речь , которая создаёт ощущение присутствия читателя.
8. Фонетические средства языка.
Автор использует приём аллитерации ( нагнетение шипящих согласных – ж, з, ч, ш), а также звонких (б, в, р, л, н — …, а также ассонанса ( нагнетение гласных звуков – а, о, и, е — …Эти фонетические средства языка словно передают скрип снега, звон льда, топот коня.
9. Каким представляется мене лирический герой?
Лирический герой представляется мне поэтичным человеком с тонкой душой, глубокими чувствами. Он любит природу, родной край, умеет замечать вокруг себя красоту. Автор жизнерадостный человек.
Источник
Уроки Поэзии. Эмоция
Эмоция — это почва, из которой прорастает древо поэзии, её мысли и образы. Возможно также, что в начале придёт мысль, но она, чтобы стать поэтичной, должна вызвать эмоции, выкупаться в них, сродниться с ними, конкретизироваться и трансформироваться в чувстве. Если же пришедшую мысль просто зарифмовать, получится то, что мы называем риторикой.
Одна и та же мысль в одном случае будет поэтичной, в другом может оказаться скучной прозой. Если бы Маяковский начал утверждать, что Земля — шар, это было бы типичной риторикой, но известную истину он сумел эмоционально конкретизировать применительно к случаю и извлечь из неё поэтический эффект:
Можно убедиться,
что земля поката,
Сядь на свои ягодицы
и катись.
Заметным недостатком молодых часто бывает нехватка эмоциональных накоплений. Появилось смутное чувство, ещё не созрело, а его уже стараются зарифмовать. Вскоре родилось такое же чувство — и его в стихи. А потом выясняется, что все чувства были одной и той же природы, одной окраски и породили они стихи, похожие друг на друга,— стихи одного поля, ослабленные преждевременным появлением на свет. Этих поэтических недоносков могло бы и не быть, если бы молодой поэт умел накапливать эмоции.
Второй заметный недостаток молодых — это эмоциональная пестрота стихов. Случается, на одно своё стихотворение молодой вытряхнет всего себя, не замечая, что его эмоциональные накопления имели разную природу и разную окраску — от интимной до публицистической. Накапливая чувства, Есенин не смешивал то, что копилось для «Анны Снегиной», с её лирико-эпической интонацией:
Село, значит, наше — Радово,
Дворов, почитай, два ста,—
с тем, что выплеснулось с «Песнью о великом походе»:
Эй вы, встречные,
Поперечные!
Тараканы, сверчки
Запечные.
При этом лирическая палитра Есенина допускала удивительное соседство эмоций интимных и общественно-политических. Его «Письмо к женщине» выходит далеко за рамки бытового конфликта, обозначенного строчкой: «Любимая! Меня вы не любили». В общую эмоциональную окраску «Письма к женщине» легко и естественно вписываются резкие мазки социального смысла о «хладной планете», которую и «Солнцем-Лениным пока не растопить». Отсюда можно сделать вывод, что накопление и разграничение эмоций — это не отдельные тюбики красок, которые стоит потом лишь выдавить и в случае нужды механически размешать. Поэт может накапливать эмоции, окрашенные в разные цвета, но объединённые общим колоритом.
У поэта может быть пристрастие и к одному цвету, как у Бараташвили к синему, столь разнообразному в оттенках, столь всеохватывающему в его мироощущениях, что кажется, будто другие цвета и вовсе не нужны.
Цвет небесный, синий цвет
Полюбил я с малых лет.
С детства он мне означал
Синеву иных начал.
Это цвет моей мечты,
Это краски высоты.
В этот голубой раствор
Погружён земной простор.
Это взгляд небесный твой,
Напоённый синевой.
Это плач моих родных
На похоронах моих.
Какое удивительное, совершенно уникальное чувство цвета. Даже там, где, казалось бы, неизбежны другие краски, поэт не поступился своим любимым цветом, открывая всё новые и новые его оттенки.
Это синий, не густой
Иней над моей плитой.
Это зимний, сизый дым
Мглы над именем моим.
Вот пример, как из малого истинный поэт извлекает великое. Любовь к синему цвету, по признанию самого поэта, накапливалась в нём с малолетства, чтобы стать цветом его знамени. В этом и есть высшее мастерство.
Из Книги «НАШЕ ВРЕМЯ ТАКОЕ. «. 1973.
Источник
Олимпиады по литературе
Примерный план анализа лирического произведения
Кем и когда написано стихотворение?
Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к … и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы. Способ стихосложения.
Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения.
Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.
Схема анализа лирического произведения
О стихотворении и его авторе. Кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято читателями и критиками, особенности эпохи — вся та информация, которая относится к стихотворению вообще.
Жанровое своеобразие стихотворения (ода, гимн, романс, элегия. ).
Структура образов и развитие конфликта
а) Тема и основная мысль произведения
б) Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию)
в) Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами).
Черты лирического героя.
Основные особенности поэтического языка:
а) Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия)
б) Языковой поуровневый анализ
- поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.)
- поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).
- использование явлений морфологии и синтаксиса.
Ритм. Стихотворный размер. Рифма.
Мое восприятие произведения.
План анализа стихотворения
Вариант 1
Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чем причины этих изменений?
Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?
Каким вы представляете себе лирического героя?
В каких словах автор прямо выражает свое отношение к изображаемому? В чем особенность авторской позиции?
Вариант 2
Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?
Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).
Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?
Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?
Звуковой фон стихотворения.
Цветовой фон стихотворения.
Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
Особенности композиции стихотворения.
Жанр стихотворения. Тип лирики.
Литературное направление (если можно определить).
Значение художественных средств.
История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.
Вариант 3
Автор произведения. Время написания.
Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?
Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?
Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?
Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?
Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?
Цветовая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие цвет, либо слова и образы, подразумевающие определенный цвет? Каково сочетание цветовых элементов в тексте произведения? В какое соотношение они вступают (дополняют, плавно переходят один в другой, контрастируют)?
Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Какой характер носит звуковая гамма произведения? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?
Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т.д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение. Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?
Особенности ритмической структуры. Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему?
Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают? Есть ли в тексте произведения детали и приемы, характерные для творчества данного автора, проявляющиеся и в других его произведениях? Есть ли в тексте данного произведения детали и приемы, связанные с приверженностью автора к какому-либо литературному течению?
Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?
Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)? Почему?
Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?
Идея произведения. Как воспринимает названный предмет, проблему, чувство, переживание автор? О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?
Какое место в творчестве автора занимает данное произведение?
Вариант 4
Внимательно прочитайте стихотворение.
Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:
- сколько предложений входит в него;
- каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
- каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?
Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты).
Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую).
Обратите внимание на повторы:
- синтаксический параллелизм;
- лексические и корневые повторы;
- повторы союзов;
- анафорические и эпифорические повторы.
Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?
Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:
- в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.);
- к какому разряду лексики они принадлежат:
- по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.);
- по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.);
- по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);
- какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?
Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:
- выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т.д.), определите их роль в данном тексте;
- найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов;
- какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
- определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему;
- найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.
Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.
Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.
Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.
Вариант 5
Дата создания. Реально-биографический и фактический комментарий.
Структура стихотворения:
- Форма строфы.
- Тип рифмовки.
- Размер.
Идейное содержание:
- Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
- Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике.
- Преобладание общественных или личных интонаций.
Лирический герой. Его характерные качества.
Синтаксические фигуры: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
Основные изобразительные средства, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза. Виды звукописи.
Сопоставление основных словесных образов:
- по сходству;
- по контрасту;
- по смежности;
- по ассоциации.
Источник