Блок качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребенка
Ø Особенности контакта ребенка. Важно оценить не столько возможность и скорость установления с ребенком контакта, необходимого для последующей работы, сколько качественную характеристику ЭТОГО процесса (является ли контакт стабильным, либо неустойчивым и по каким причинам). Именно эта характеристика дает информацию о психических особенностях испытуемого.
• в контакт вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность, контакт стабилен на протяжении всего исследования;
• в контакт вступает легко, но он КОСИТ нестабильный характер (из-за трудностей, низкой работоспособности);
• в контакт вступает легко, но он НОСИТ формальный, поверхностный характер (контакт чисто внешний, неполноценный);
• в контакт вступает не сразу, с трудом, но в последующем контакт стабильный, полноценный;
• в контакт вступать отказывается, проявляя негативизм.
Ø Эмоциональная реакция на ситуацию обследования. Фиксируется на протяжении всего обследования и предполагает оценку адекватности поведенческих реакций ребенка на ситуацию эксперимента. Анализ таких наблюдений, в совокупности с остальными, позволит сделать более точными выводы об эмоционально-волевой сфере ребенка и о его психическом состоянии в целом.
• неадекватная веселость, фамильярность со взрослыми;
• чрезмерное возбуждение, иногда с агрессивными проявлениями, плач, негативизм.
Ø Реакция на одобрение присутствует у всех детей с нормальным интеллектуальным развитием с раннего возраста. Отсутствие такой реакции свидетельствует о психическом нарушении. Оценивается степень выраженности реакции, ее качественные особенности.
• поощрение и одобрение вызывают окрашенную положительными эмоциями реакцию;
• поощрение и одобрение наряду с проявлениями радости вызывают резкое повышение результативности выполнения заданий;
• равнодушное отношение к поощрению и одобрению;
• при поощрении наблюдается дурашливость, неадекватность поведения.
Ø Реакция на замечания зависит не только от уровня интеллектуального развития, но и от воспитания. Оценивается качественная сторона реакции, ее окрашенность.
• после замечания старается исправить ошибку;
• после замечания отказывается от дальнейших действий, раздражается, замыкается и т.п.;
• отсутствуют реакции на замечание;
• после замечания наблюдаются ярко выраженные негативные, агрессивные реакции.
Ø Реакция на неудачи встречается разная, может быть неадекватной. Качественная сторона реакции оценивается по характеру поведенческих действий ребенка. Интерес представляет эмоциональный окрас реакции.
• обращение за оценкой правильности действий к взрослому;
• затруднение вызывает дезорганизацию деятельности, проявляющуюся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца;
• потеря интереса при первом затруднении;
• затруднение вызывает расторможенность, проявляющуюся в массе быстрых неадекватных манипуляций с объектами;
• неудача приводит к пассивному уходу от выполнения задания, молчаливому отказу от дальнейшего
участия в эксперименте;
• при неудаче — эмоциональный уход от выполнения задания, неадекватность эмоциональных реакций;
• при неудаче — активный уход от выполнения задания в форме агрессивных действий, разрушающих
экспериментальную ситуацию.
Ø Эмоциональное состояние во время выполнения заданий. Этот интегративный показатель оценивается по результатам анализа эмоционального фона, выраженности эмоций, эмоциональной подвижности.
Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Иногда бывает трудно отличить эмоциональный фон от реакции на ситуацию обследования.
Выраженность эмоций. Оценивается, насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько развит его эмоциональный мир, усвоены ли ребенком оттенки эмоций.
• внешне эмоциональные проявления отчетливо выражены и разнообразны, проявляются спонтанно;
• эмоциональная напряженность, утрированная серьезность в сочетании с выраженной нерешительностью;
• чрезмерная выраженность сензитивных или негативных эмоциональных реакций;
• эмоциональная индифферентность или слабая выраженность эмоций.
Эмоциональная подвижность. Оценивается скорость смены эмоций.
• чрезмерно быстрая и частая смена настроений;
Ø Общение. Оценивается характер общения ребенка со взрослым.
• реактивное, с элементами инициативного, общение;
• пассивность в общении при общей сниженной психической активности или непродуктивная активность в общении.
Ø Реакция на результат. Обращается внимание на критичность оценки результатов своей работы. Проявления показателя:
• понимание своих успехов и неудач;
• критичность снижена, адекватность возможна после
наводящих вопросов;
• критичность снижена даже после наводящих вопросов;
Источник
Основные эмоциональные характеристики дошкольников
Роль эмоций в жизни детей, основыне методы выявления особенностей эмоционального развития, параметры в эмоциональных проявлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_emocionalnye_harakteristiki_doshkolnikov.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он уже способен не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в общепринятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя о своих переживаниях окружающих, воздействуя на них.
Но дошкольники все еще остаются непосредственными импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.
Основными методами, позволяющими выявить особенности эмоционального развития, считаются наблюдение и специальные рисуночные методы.
Наблюдение – наиболее старый метод психологического исследования, «состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан» [1] , и при изучении эмоциональных особенностей этот метод может стать информативным.
На какие же параметры в эмоциональных проявлениях нужно, прежде всего, обратить внимание? Начнем с эмоционального фона. Он имеет много общего с настроением, но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Положительный эмоциональный фон проявляется в приподнятом настроении, улыбке и жестах, выражающих открытость и расслабленность, руки свободно двигаются, голова поднята, во время беседы корпус направлен в сторону собеседника. Ребенок легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность. Это не означает, что при обследовании он не станет стесняться. Возможна некоторая напряженность, постепенность в установлении контакта.
Отрицательный эмоциональный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.
Иногда бывает трудно отличить эмоциональный фон от реакции на ситуацию обследования. Вполне возможно, что ребенок стесняется или боится новой обстановки. В таком случае лучше обратиться к рисуночным или другим проективным методам.
В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.
Другой важный параметр – выраженность эмоций, т. е. то, насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько богат его эмоциональный мир. Зачастую дошкольники еще не до конца освоили культурные формы выражения эмоций. Они еще не всегда могут сдержать такие эмоциональные проявления, как крик, плач и т. п. В некоторых случаях дети просто не обучены этому, в других – стараются использовать их с целью воздействия на взрослых, в третьих – не могут сдержаться. Важно посмотреть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоены ли им оттенки эмоций, или они плоские, односторонние, невыраженные. В последнем случае ребенок реагирует однотипно (улыбается или плачет) или вообще не выражает никаких чувств. Это сигнал психологу для более тщательного изучения особенностей ребенка, так как может свидетельствовать об органических поражениях, предрасположенности к неблагоприятному развитию личности.
Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Очевидно, что эмоции детей более подвижны, чем у взрослых. Это объясняется незаконченной миелинизацией нервных волокон, что приводит к частому переходу от возбуждения к торможению и наоборот, а внешне выражается в быстрой и легкой смене эмоций от печали к радости, от горя к веселью. Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости. Такие дети в игре бурно радуются, эмоционально включаются в ситуацию и тут же могут расплакаться по незначительному поводу. Резкую смену настроений может вызвать успех или неудача при выполнении задания, радость сменяется обидой, разочарование – гневом, страх – неудержимым весельем.
[1] Краткий психологический отоварь / Сост. Л.А Карпечко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, – М., 1985. С.195.
Источник
Психолого-педагогическая характеристика
Eлена Бусаргина
Психолого-педагогическая характеристика
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 2 «Солнышко»
Психолого — педагогическая характеристика
…года рождения. …посещает детский сад с ….В начале …. учебного года с ребенком была проведена входящая диагностика познавательной и эмоционально – волевой сферы.
По итогам диагностики были выявлены следующие результаты:
Физическое развитие, социально – бытовые навыки мальчика соответствуют возрастному развитию.
Ребенок предпочитает предметно – процессуальные и подвижные игры.
Любит внимание со стороны педагогов. Если имеется заинтересованность в выполнении задания, действует целенаправленно. В случае не понимания задания сам обращается за помощью.Она необходима в каждом случае разная: объясняющая, направляющая, стимулирующая. Если педагог вовремя не подошел, может потерять интерес к выполнению задания.
К детям у …сформировано доброжелательное отношение, развито желание сотрудничать с ними.
Уровень развития познавательной сферы соответствует возрастному развитию.
В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально –волевой сферы и поведения ребенка:
в контакт вступает сразу, в последующем контакт носит стабильный характер. Реакция на замечания адекватная. Эмоциональный фон на протяжении всего обследования стабилен. Уровень тревожности, агрессивности не выявлен.
12 декабря …была проведена повторная диагностика по уровню развития эмоционального благополучия и познавательной активности.
По итогам диагностики эмоционально –волевой сферы были сделаны следующие выводы: уровень тревожности, агрессивности у ребенка не выявлен.
Ребенок легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется. Работоспособность при наличии мотивации сохраняется до конца задания. Общение активное, эмоциональный фон во время обследования уравновешенный.
Внешние эмоциональные проявления отчетливо выражены и разнообразны. Осуществляемая деятельность целенаправленна.
Объем словарного запаса соответствует возрастной норме.
Развиты комбинаторные способности (умеет оперировать образами, соотносит части и целое, осуществляет анализ и синтез воспринимаемых объектов).
Объем слухоречевой и зрительной памяти соответствует возрастной норме. Доминирующий вид памяти — зрительная.
При выполнении задания на внимания требуется стимуляция в виде поощрения со стороны педагога.
Достаточный уровень обобщения, хотя наблюдается некоторые затруднения при поиске обобщающих понятий. Допускаются случайные, единичные ошибки, которые быстро корректируются самостоятельно и с помощью психолога.
При исследовании эмоционально-личностной сферы были выявлены следующие особенности:
Мальчик достаточно общителен. Ему характерны такие коммуникативные качества как, выразительность и образность, требовательность внимания к себе, стремление к удовлетворению своих потребностей.
В результате наблюдения и беседы проведенной с ребенком и педагогом можно сказать, что ….нравится в детском саду, в новой группе мальчик чувствует себя уверенно, положение в детском коллективе благоприятное. В свободной деятельности ребенок активен, подвижен.
К конфликтам не склонен. Самооценка адекватная, в игре может принимать на себя доминирующие и второстепенные роли, старается соблюдать принятые правила и нормы.
Педагог – психолог___
Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 — 11 лет: 2007 г. р. — 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста После младенчества начинается новый этап развития человека -раннее.
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста Одна из закономерностей развития детей первых лет жизни — быстрый.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости.
Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Игра является важнейшей частью в жизни ребенка. На игру нельзя смотреть.
Психолого-педагогическая характеристика на девочку 4,5 лет Психолого-педагогическая характеристика на Машу М. 1 (4 лет 6 мес.) 1. Анамнестические данные Ребенок от второй беременности (первая беременность.
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ. Психолого-педагогическая характеристика на Лизу (2011г. р.) (имя изменено) Проживает.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося ДОУ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В МДОУ Д/С №4 «СОЛНЫШКО». Д. (д/р 15.08.201*г.) посещает МДОУ д/с №4 «Солнышко» с августа.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка (приблизительный план) Педагогическая характеристика на воспитанника указать группу МБДОУ ФИО ребенка Дата рождения: указать. Дата поступления в МБДОУ: указать.
Консультация «Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с нарушениями интеллекта» Специальное (коррекционное) образовательное учреждение ставит перед педагогами-дефектологами несколько основных задач: дать воспитанникам.
Источник