О детском темпераменте
Дети с самого рождения отличаются друг от друга своим поведением. Родители, приходя на консультацию к психологу, недоумевают: «Почему мой постоянно кричит, а соседский ребенок такой спокойный?» При прочих равных условиях только что появившиеся на свет малыши, действительно, уже очень разные. И это закономерно – у каждого свой темперамент.
Темперамент – это врожденные свойства нервной системы, совокупность индивидуальных особенностей личности, которые заданы природой. Эти заданные природой свойства личности определяют, насколько активен ребенок, как он реагирует на окружающую жизнь, насколько быстро он способен переключаться на новый вид работы, насколько интенсивно будет проходить его деятельность. Важно знать, что темперамент изменить невозможно, но можно научиться контролировать.
Нет плохих и хороших темпераментов – в каждом типе есть много положительного. Существует четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Каждому из них присущи свои психологические особенности и их сочетания. Однако, нужно помнить, что так называемые «чистые» темпераменты встречаются редко. Чаще всего в ребенке сочетаются черты разных типов, и можно говорить только о преобладании каких – либо черт.
Родителям важно знать тип темперамента своего ребенка, прежде всего для того, чтобы избежать лишних конфликтов со своими детьми. Очень часто слышишь жалобы мам на то, что ребенок еле-еле одевается, и сколько его не подгоняй, ничего не меняется. Или, наоборот, ребенок настолько подвижный, что к вечеру от него «падает» все семейство.
Давайте рассмотрим «портреты» детей с разным темпераментом.
Ребенок – холерик.
Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Он всегда знает, чего хочет. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке — реакция может быть самой разной. Его поведение подобно урагану. Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск и приключения.
Чего не любит ребенок – холерик? Когда ограничивают его активность, требуют от него аккуратного выполнения задания, когда на него кричат, дергают за руку, физически наказывают.
Рекомендации родителям. Не запрещайте ребенку быть активным. Не ругайте его за непоседливость и постарайтесь не просить его посидеть тихо или постоять смирно. Ребенку это просто не под силу! Лучше организуйте его жизнь так, чтобы его активность находила разумный выход. Например, играйте с малышом в живые, состязательные игры. Предложите ему спортивные упражнения, плавание, танцы, катание на велосипеде. Постарайтесь чаще выезжать с ним на природу — малышу необходимо большое жизненное пространство. Однако, не переусердствуйте. Как ни странно, ребенок-холерик нуждается в особо щадящем режиме. Если ваш малыш перевозбудится, то остановить его уже потом будет крайне сложно. В общем, все хорошо в меру!
Читайте ребенку книги о героических поступках и подвигах, когда терпение и воля помогли герою победить. Учите его договариваться со сверстниками, когда важно не только самому говорить, но и уметь выслушивать других детей.
Дети – холерики всегда стремятся быть первыми. Это качество можно использовать в игре «учитель-ученик», которая даст малышу возможность научиться быть терпеливым и внимательным.
И, главное, наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам был бы рад научиться держать себя в руках, да не всегда получается. Помогите ему в этом!
Ребенок – сангвиник.
Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный малыш. Это ребенок -«солнце» — обычно в хорошем настроении, любознателен, активен. Ребенка – сангвиника может сильно рассмешить или сильно огорчить какой – нибудь пустяк. Слезы у такого ребенка быстро появляются и так же быстро высыхают, потому что он слишком шустрый и всегда находит для себя интересное занятие. Легко сходится с людьми, быстро приспосабливается к новой обстановке, к детскому саду и к новым требованиям. Сангвиники — эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: «С кем ты дружишь?» — обычно отвечают: «Со всеми». Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.
Обратите внимание на то, что жизнерадостность сангвиника, его «легкое» общение, может ввести родителей в заблуждение. Они перестают контролировать малыша и не всегда присматриваются к его внутреннему миру. В дальнейшем привычный дружелюбный и веселый тон уже подросшего ребенка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей.
Рекомендации родителям. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в отличие от холериков, их интересует сам процесс. Поэтому, если вы решили отдать ребенка в какой–либо вид спорта, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.
Поскольку дети – сангвиники непостоянны и быстро устают от однообразия, постарайтесь сделать основной упор в занятиях на умение сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. Если ребенок будет без конца менять свои занятия, привычка за все браться и ничего не доводить до конца может стать свойством характера. С сангвиниками можно быть требовательными, вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.
Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.
Старайтесь не ругать ребенка за рассеянность, несобранность и неаккуратность. Эти качества формируются у сангвиников с большим трудом, чем у детей с другими темпераментами. Просто чаще хвалите малыша, если он аккуратно выполнил аппликацию или сложил за собой все игрушки.
Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что его поведение может обидеть или обрадовать окружающих. Последите за поведением малыша, иногда он может быть прилипчивым или навязчивым в общении.
Ваш ребенок – сангвиник, простите ему непостоянство — это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.
Ребенок – флегматик.
Маленький флегматик во всем любит порядок. Он тщательно складывает одежду и игрушки, пьет только из своей чашки и ест только своей ложкой, в коллективе сверстников играет только со своей игрушкой, не разрешает никому трогать свой горшок.
Ребенок – флегматик – медлительный молчун. Его трудно рассмешить или опечалить. Даже во время ссор такой ребенок остается спокойным. Он с трудом переключает свое внимание и долго привыкает к незнакомой обстановке. Его речь медленна, с паузами. Он не очень любит учить что-то новое, с удовольствием вспоминая известные стихи и песенки.
Малыш – флегматик мало фантазирует, играет спокойно, любит всего несколько игрушек. Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.
Он вполне может вырасти весьма предприимчивым человеком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.
Чего не любит ребенок – флегматик? Когда родители пытаются ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Когда его называют лентяем, тюфяком и прочими «ласковыми» прозвищами.
Рекомендации родителям. Самое главное правило: не спешить, не торопить, не подгонять ребенка. Требования должны соответствовать индивидуальному темпу малыша.
Старайтесь развивать его воображение, фантазию, занимаясь музыкой, лепкой, рисованием, аппликацией. Играйте вместе с ребенком в игры, которые предполагают смену скорости движений. Например, ходьба – бег – медленная ходьба; хлопать в ладоши со сменой ритма. Старайтесь больше вовлекать ребенка в подвижные игры, ходите с ним в походы. Давайте ему поручения, например, отнести соседям ключ, дать продавцу деньги, спросить, как зовут незнакомого ребенка.
Медлительному ребенку надо создавать такие условия, чтобы вялость и малоподвижность не превратилась в леность. Хвалите ребенка за проявление быстроты реакции, за расторопность и находчивость. И, главное – важно помнить, что если вы постоянно раздражаетесь и наказываете малыша за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.
Ребенок – меланхолик.
Ребенок — меланхолик не только тихий, он еще и добрый, мягкий, доверчивый и открытый. Он очень чувствителен, обидчив, насторожен ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор. Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Таким малышам бывает хорошо только с теми, кого они любят и с кем чувствуют себя уютно и надежно. Поэтому, у ребенка-меланхолика в семье должен быть кто-то кому он доверяет полностью. И не только доверие нужно ребенку, а еще и ласка, тепло и внимание. К чужим людям ребенок – тихоня относится настороженно, может испугаться незнакомого взрослого или сверстника, не захотеть с ними разговаривать или играть.
Говорят такие дети негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных сверстников. Люди с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки.
Все вышеперечисленное совсем не говорит о том, что меланхолики — несчастные неудачники. Многие из них сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости.
Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. Дети — меланхолики ведут себя, как «маленькие взрослые» — очень рассудительны, любят находить всему объяснение, любят уединение. Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество.
Обратите внимание на то, что за тихим видом замкнутого ребенка — меланхолика успокоенные родители часто не замечают его переживаний и проблем.
Рекомендации родителям. С маленькими тихонями не стоит играть в игры-соревнования на скорость, ловкость и быстроту. Лучше заниматься с малышом рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Однако, можно осваивать езду на велосипеде, игру в мяч или скакалку.
Поскольку такие дети очень внушаемы, не подчеркивайте их недостатки. Старайтесь поддерживать в нем уверенность в собственных силах, например, сам вошел в темную комнату. У меланхолика необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Помогайте малышу одерживать маленькие победы над своей застенчивостью: познакомился на площадке со сверстником, взял из рук продавца покупку. Предоставьте ребенку самостоятельность, не спешите все решать и делать за него.
После чтения сказки или просмотра мультфильма старайтесь поговорить с малышом о его чувствах, когда ему было грустно, а когда радостно. Какой герой ему больше понравился и почему. Какой герой не понравился и почему.
Круг знакомств ребенка следует расширять не спеша. Пусть сначала он будет играть с одним сверстником. И только после того, как малыш освоится, можно приглашать для игры других детей. Поскольку дети – меланхолики очень долго привыкают к детскому саду, необходимо приучать ребенка к общеобразовательному учреждению постепенно, поначалу оставляя его на очень короткое время. Лучше поговорить заранее с воспитателем об особенностях вашего малыша и попросить проявить чуткость и внимание. Это необходимо для того, чтобы ребенок быстрее мог почувствовать доверие и быстрее смог адаптироваться в новых условиях. Если меланхолик почувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.
Итак, вы познакомились с «портретами» детей разного темперамента. Еще раз хочу напомнить, что темперамент в «чистом» виде встречается редко.
Попробуйте определить, к какому типу ближе всего относится ваш ребенок, и понять, что в его характере поможет ему добиться успеха, а что — может мешать. Почему он ведет себя иногда не так, как вы ожидаете и предполагаете. Какие черты у вас совпадают, в чем вы солидарны, и что мешает вам понять друг друга. Постарайтесь дать ему возможность сохранить свою индивидуальность. Помогите своему ребенку почувствовать, что его «непохожесть» — преимущество, и научите пользоваться этим преимуществом.
Только помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде.
Если вам трудно разобраться, что именно определяет негативное, с вашей точки зрения, поведение вашего малыша, обратитесь за помощью к детскому психологу. Он поможет вам найти правильное решение и даст профессиональные рекомендации, как найти ключик к пониманию именно вашего ребенка.
Записать ребенка на прием к автору статьи вы можете по телефону 38-002-38
Источник
Темперамент пациента: шпаргалка для врача
Пациент – это не просто набор биологических параметров, жалоб, симптомов и диагнозов. Каждый пациент – это личность. И личностные особенности неизбежно будут накладывать отпечаток на общение с врачом, приверженность терапии, образ жизни и настрой пациента. Например, по статистике , половина людей совсем прекращает лечение хронических заболеваний, и только четверть из остальных дисциплинированно принимает все указанные врачом препараты в назначенных дозах. Поэтому п онять биологические, психологические и социальные особенности человека, влияние которых можно изменить при правильной интерпретации – большого стоит. Обычно опытные врачи хорошо чувствуют всё это: каков пациент, как с ним лучше общаться, как мотивировать на лечение, но иногда и у самых психологичных коллег взаимоотношения с пациентом не складываются. Поэтому в фокусе нашего внимания, вам в помощь, инструмент научной психологии – 5 -факторная структура личности, или «большая пятерка» – самая прочная эмпирически подтвержденная модель темперамента. Давайте препарировать характер!
«Отцом» пятифакторной модели считается американский психолог Льюис Голдберг ( Lewis Goldberg) , который предложил новый метод оценки личности в 80-е годы прошлого века. Психодиагностический инструмент, которым активно пользуются в мире, разработали Пол Т. Коста-младший (Paul T. Costa) и Роберт Маккрей (Robert R. McCrae) , которые создали «Личностный опросник NEO PI-R» .
У всякого человека есть пять черт личности, каждая из которых выражена в той или иной степени. Например, черта экстраверсии у общительных людей выражена сильно, у замкнутых и закрытых – очень слабо. Большинство же имеют промежуточный уровень по этой и другим чертам личности. Мы составили для вас удобную таблицу основных положений модели и рекомендаций, как определить особенности пациента и учитывать их при взаимодействии.
Фактор (черта характера)
Extraversion – экстраверсия, вовлеченность во внешний мир («E»-фактор)
Грани: «дружелюбие», «общительность», «заявление о себе», «подвижность», «стимуляция извне», «жизнерадостность»
- Отношение к обществу, энергичность, энтузиазм, положительные эмоции, степень активности, высказывание своей позиции, притягивания к себе внимания;
- Высокая экстраверсия – общительный, выразительный, энергичный, доминирующий, навязчивый, жизнерадостный; стимуляция ЦНС внешними контактами
- Низкая экстраверсия – тихий, апатичный, замкнутый, готовый следовать примеру других; истощение ЦНС внешними контактами
Экстраверты могут и будут искать человеческий контакт с врачом, собирать десяток вторых мнений, если не поверят вам с первого раза.
Интроверты, если не нарушать их личных границ, могут стать очень приверженными пациентами. Они требуют большей щепетильности и сдержанной внимательности, так им будет проще рассказать о своих жалобах.
Agreeableness – уступчивость, привязанность, сотрудничество
Грани: «доверие» «открытость»,«альтруизм» «уступчивость», «скромность» «сочувствие»
- Гармоничное существование в социуме в противовес эгоцентризму
- Высокие показатели ориентируют людей на интересы и желания группы, вместо своих собственных (добрые, терпимые, мягкосердечные люди с «удобным характером». Сотрудничающий, внимательный, отзывчивый, щедрый, вежливый
и добрый. Высшие показатели свидетельствуют о потери собственной уникальности. - Низкий уровень – эгоцентричный, самовлюбленный, безразличный индивид, настроенный критически. Агрессивный, грубый, злобный, упрямый, циничный и
манипулирующий
Высоко уступчивый пациент может обратиться за помощью очень поздно, потому что был занят служением кому-то или чему-то ещё. Мотивируйте таких пациентов тем, что миру они нужны здоровые.
Самовлюлбленные эгоцентрики могут быть очень сложными пациентами, вызывая стихийное неприятие. Но долг врача, оказывать качественную помощь, осознав свои эмоции и отложив их в сторону– для обсуждения, с коллегами, например. Рассматривайте критику пациента как искаженную потребность, это поможет перевести напряженную ситуацию в конструктивный диалог.
Conscientiousness– сознательность, контролирование, надѐжность, саморегуляция(«С»-фактор)
Грани: «уверенность в своих силах», «организованность», «исполнительность», «стремление к достижениям», «самодисциплина», «предусмотрительность»
- Чувство долга, добросовестность выполнения обязанностей, целеустремленность, мотивированность, организованность.
- Высокие оценки – надежность, пунктуальность, самодисциплинированность, педантичность. Ответственный, внимательный, осторожный, настойчивый, упорядоченный,
плановый и ориентированный на будущее. - Низкие оценки – лень, слабовольность, импульсивность, отсутствие целеустремленности. Безответственный, ненадежный, беспечный, невнимательный и импульсивный
Как пациент складывает одежду, когда раздевается для осмотра? По одному этому уже можно сказать о любви человека к порядку. Ответственные пациенты будут активными и бдительными участниками процесса лечения, возможно даже чрезмерно бдительными.
Беспечные и импульсивные будут сильнее нуждаться в твердом надзоре извне.
Neuroticism – нейротизм, негативная эмоциональность («N»-фактор)
Грани: «тревожность», «гнев», «депрессия», «застенчивость», «импульсивность», «ранимость»
- Эмоциональная стабильность/ нестабильность, сдержанность/несдержанность
- Реактивность, склонность к переживаниям. Тревожный, уязвимый к стрессу, склонный к чувству вины,
неуверенный в себе, угрюмый, сердитый, легко разочаровывающийся и неуверенный в отношениях или, наоборот, спокойное отношение к жизненным ситуациям: эмоционально стабильный, адаптивный и крепкий
Высокий нейротизм – ключевой фактор риска психических нарушений, в первую очередь – тревоги и депрессии. Полезно иметь наготове контакты хороших психиатров, психотерапевтов и психологов для таких пациентов. При этом нейротизм может способствовать высокой приверженности лечению пациентов. Ваша уверенность и доброжелательность в идеале должны зарядить высоко-тревожного пациента правильным настроем и отношением к терапии.
Openness to experience – оригинальность, открытость новому опыту «O»-фактор.
Грани: «воображение», «эстетика», «чувствительность», «непривычные действия», «интеллектуальная любознательность и новые идеи», «свободомыслие».
- Высокие показатели у творческих, незаурядных личностей с развитым воображением, которые любят новизну, восприимчивы к обратной связи. Творческий, чувствительный, быстро обучающийся, сообразительный, проницательный, внимательный и осознающий чувства.
- Низкие показатели – у консерваторов, исполнителей, не склонных к экспериментам, которые предпочитают привычное и удобное. Устойчив к изменениям, традиционен, предпочитает простое, прямолинейное и рутинное сложному, тонкому и абстрактному.
Речь об инновационных методах и препаратах – довольно быстро проявится в глазах консервативных личностей страхом и/или недоверием. Для них – чем традиционнее, тем лучше.
А вот творческих личностей слова об оригинальности и новизне препарата/метода терапии могут привлечь на вашу сторону. Творческие чувствительные личности ждут индивидуального подхода и искренней реакции врача: сопереживание эмоциям, готовность помочь, признание уникальности случая. Реагируют на метафоры, нестандартные предложения, факты, которые могут их удивить.
«уступчивости», зрелые люди, напротив, обнаруживают диаметрально противоположные тенденции.
При грамотном использовании пятифакторная модель поможет выявить предрасположенность к тревожно-депрессивным расстройствам и определить отношение к медицинским назначениям. Понимание личностных особенностей пациента позволит:
- прогнозировать, чего ожидать от данного типа личности: насколько добросовестно он будет выполнять рекомендации по лечению, степень открытости новым лечебно-диагностическим методам, альтернативным способам терапии;
- подобрать оптимальную индивидуальную терапию для конкретного клинического случая;
- сформировать приверженность к лечению.
Доверие врачу и вера в положительный результат лечения побуждает пациента согласиться на коррекцию привычного образа жизни, рациона питания, длительный прием препаратов и выполнение не всегда приятных процедур. Наш образовательный портал заботится о постоянном повышении квалификации врачей. Перечень дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в рамках НМО длительностью 36 часов находится по ссылке . Расписание вебинаров – здесь . Действует удобный поиск по специальностям.
Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах:
Источник