- Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов
- Библиографическое описание:
- Эмоциональное выгорание — симптомы и лечение
- Определение болезни. Причины заболевания
- Симптомы эмоционального выгорания
- Патогенез эмоционального выгорания
- Классификация и стадии развития эмоционального выгорания
- Осложнения эмоционального выгорания
- Диагностика эмоционального выгорания
- Лечение эмоционального выгорания
- Прогноз. Профилактика
Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Дата публикации: 27.04.2016 2016-04-27
Статья просмотрена: 1382 раза
Библиографическое описание:
Кузнецова, Л. Э. Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов / Л. Э. Кузнецова, Н. А. Калпакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1032-1035. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29261/ (дата обращения: 12.10.2021).
В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмпатия, педагогическая деятельность, профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек — человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и наиболее подвержены влиянию эмоционального выгорания. В настоящее время этот синдром удостоен диагностического статуса.
Широкому изучению подвергнуты вопросы, связанные с личностными особенностями педагогов, влияющими на формирование синдрома эмоционального выгорания, но недостаточно изучены вопросы, связанные с влиянием на данный процесс эмпатии.
Важно отметить, что в профессиональной деятельности педагогов общение с обучающимися занимает одно из важнейших мест. Эмпатия педагога способствует формированию положительного контакта между педагогом и учеником, является существенным элементом, влияющим на успешность освоения любого знания [5].
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г.Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это состояние эмоционального, умственного и физического истощения, вызванное хроническим стрессом, чаще всего на работе [1, c. 59]. Больше всего выгоранию подвержены люди, работающие в системе «человек-человек»: воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя, преподаватели, врачи, социальные работники.
Можно выделить два основных фактора, играющих существенную роль в формирование синдрома эмоционального выгорания — личностный и социальный.
Социальный фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания, — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т. д.) [3, c. 23].
Изучению роли личностных факторов в формирование синдрома эмоционального выгорания посвящены работы известных зарубежных и отечественных ученых: С. Маслач, Е. Махер, К. Кондо, Т. В. Форманюк, А. К. Марковой, Д. В. Трунова и др.
Роль эмпатии в формирование синдрома эмоционального выгорания рассматривалась с позиции взаимоотношения педагога и обучающегося (Ташлыков В. А., Бажин Е. Н., Аминов Н. А. и др.), изучались основные виды эмпатии (Ковалев В. В., Петровский А. В., Ярошевский М. Г. и др.), этапы ее развития (Васильєв И. А., Бойко В. В. и др.), а также функции и механизмы эмпатии (Бодалев А. А., Каштанова Т. Р., Юсупов И. М. и др.).
Современное понимание эмпатии как постижения эмоционального состояния, проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трех видов эмпатии: эмоциональной эмпатии, основанной на механизмах отождествления и идентификации; когнитивной эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах (сравнения и аналогии); предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции. Однако единой концепции в понимании эмпатии до сих пор не существует, а исследования касаются частных вопросов проблемы [4, c. 86].
Анализируя развитие синдрома эмоционального выгорания, можно заметить определённую тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к отчаянию и экзистенциальной пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы эмоционального выгорания [2].
Согласно исследованиям Водопьяновой Н. Е. для молодых педагогических работников характерен эмоциональный вид эмпатии, основанный на механизмах отождествления и идентификации. Низкий уровеньэмпатиихарактерен для лиц социально-отгороженных, сконцентрированных на собственном «Я», с недостаточно развитой социальнойперцепцией, а также эмоционально истощенных вследствие наличия «синдрома эмоционального выгорания». Более высокий уровень эмпатии характерен для лиц сенситивных, испытывающих трудности в социальной и профессиональной адаптации, с несформировавшейся Я-концепцией. Оптимальный (средний) уровень эмпатии характерен для зрелых, профессионально уверенных специалистов, отличающихся высоким коммуникативным потенциалом, умеющих сохранять собственную позицию и психологическую дистанцию, наряду с глубоким пониманием детей и сопереживающим отношением к ним [1, c. 206].
Целью нашего исследования стало изучение влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
В ходе проведения исследования использовались следующие методы:
- Беседа, с помощью которой была получена социально-демографическая информация о педагогах образовательного учреждения.
- Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко.
- Методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна.
Исследование проводилось в МБОУ «Курно — Липовской СОШ». Испытуемыми стали 10 педагогов с разным профессиональным стажем. Из них: 9 учителей — предметников и 1 учитель начальных классов. Средний возраст испытуемых — 37 лет, стаж работы в среднем составляет 10 лет.
В соответствии с методикой В. В. Бойко, в ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:
20 % педагогов имеют низкий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания;
20 % педагогов имеют средний уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания;
60 % педагогов имеют высокий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания.
Процентные доли стадий формирования каждой из трех фаз эмоционального выгорания учителей, представлены в таблице 1.
Стадии формирования фаз эмоционального выгорания у педагогов, %
Фазы
Стадии формирования фаз эмоционального выгорания
Педагоги сне сформированным синдромом эмоционального выгорания (20%).
Педагоги со средним уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания (20%).
Педагоги свысоким уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания (60%).
Источник
Эмоциональное выгорание — симптомы и лечение
Что такое эмоциональное выгорание? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Власова Л. А., психолога со стажем в 20 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Синдром эмоционального выгорания — это нарастающее эмоциональное истощение, механизм психологической защиты, который проявляется полной или частичной эмоциональной глухотой в ответ на психотравмирующие факторы. Часто возникает у врачей, психологов, педагогов и людей, ухаживающих за детьми или пожилыми родственниками. Может проявляться безразличием к нарастающим требованиям руководителя, негативным отношением к «капризным» пациентам и клиентам, ощущением профессиональной непригодности и т. д. [6] [7]
Краткое содержание статьи — в видео:
Следует отличать эмоциональное выгорание и переутомление. Переутомление — это физиологическое состояние организма, которое является последствием длительной активной деятельности без отдыха и проходит, если человек хорошо отдохнул.
Пример: многодневный марш-бросок солдат новобранцев с перерывом на приём пищи и непродолжительный ночной сон. Через несколько дней разовьётся синдром переутомления, но данное состояние пройдёт, если солдаты хорошо отдохнут день-два. Или другой пример — студент в период сессии решил за сутки выучить все вопросы к экзамену. Возникает переутомление, но при хорошем отдыхе студент быстро восстанавливается.
Термин «Синдром эмоционального выгорания» впервые был введён в 1974 г. врачом-психиатром Х. Дж. Фрейденбергом и первоначально означал нарастающее эмоциональное истощение [17] . В 2001 году профессиональный синдром эмоционального выгорания был включён в 10-й пересмотренный вариант Международной классификации болезней (МКБ-10).
Феномен эмоционального выгорания изучали такие психологи, как Маслач, Пельман, Хартман. Кристина Маслач очень метко описала синдром эмоционального выгорания как «запах горящей психологической проводки» [16] .
Причинами данного синдрома могут быть:
- увеличение нагрузки на работе;
- монотонная деятельность;
- противоречивые требования руководителей;
- отсутствие единой цели в коллективе;
- разобщённость сотрудников;
- отсутствие вознаграждения;
- несоответствие заработной платы выполняемой работе [15] .
Неумелое руководство коллективом может приводить к выгоранию целых отделов и команд.
Признаки эмоционального выгорания в коллективе:
- «одинаковость» сотрудников;
- общая апатия по отношению к происходящему;
- «отбывание на работе» всем коллективом;
- частые перекуры и чаепития;
- отсутствие у работников чёткого понимания целей организации;
- большая текучка кадров;
- неумение и нежелание руководителя и его сотрудников брать на себя ответственность за происходящее и выполненную работу.
Важно указать, что условия труда, такие как ненормированный рабочий день, отсутствие хорошо оборудованного рабочего места и чётко обозначенного перерыва на обед часто являются причиной синдрома хронической усталости , который является предвестником эмоционального выгорания [19] .
Но даже если условия труда хорошие, а начальник внимательный, человек все равно может выгореть в силу личных особенностей. Это состояние развивается у людей, обладающих сильно развитым чувством эмпатии, склонных к сочувствию и мечтаниям, идеализирующих свою работу, одержимых навязчивыми идеями, а также у интровертов, людей с низкой самооценкой и повышенной конфликтностью [24] .
Синдром профессионального выгорания чаще встречается среди «социальных» профессий (социальные работники, медицинский персонал, педагоги, психологи, воспитатели и т. д.) и «коммуникативных» (менеджеры, руководители, юристы, адвокаты, следователи и пр.) [15] . Домохозяйки также довольно часто подвержены синдрому эмоционального выгорания, особенно если супруг или близкие родственники не помогают ухаживать за детьми и не берут часть домашних дел на себя. Причина выгорания в том, что женщина вынуждена ежедневно выполнять однообразную работу, её труд незаметен и не оценивается должным образом.
Согласно исследованиям, синдрому эмоционального выгорания подвержены 74 % опрошенных психологов и психиатров, причём выгорание чаще встречается у сотрудников государственных клиник [9] . Скорее всего, это говорит о низкой оплате, высоких требованиях и ответственности при работе в этих учреждениях. В другом исследовании, которое проводилось в республике Беларусь, указывается, что 80 % врачей-психиатров, психотерапевтов и наркологов имеют симптомы эмоционального выгорания, причём почти у 8 % выражены признаки, приводящие к психосоматическим заболеваниям [11] .
Эмоциональное выгорание также распространено среди психологов. Это связано с тем, что в профессию часто приходят для того, чтобы понять себя и решить свои личные проблемы. Достаточно часто среди психологов встречаются яркие интроверты, а их профессиональные качества, такие как эмпатия, альтруизм и самоотверженность «помогают» быстрее попасть в зону выгорания [11] .
Симптомы эмоционального выгорания
С имптомы эмоционального выгорания можно разделить на группы:
- Физические — это симптомы, которые ощущаются человеком как болезненные, он вынужден обращаться к специалистам, думая, что серьёзно болен. Часто пациент переходит от одного врача к другому, проходит полное обследование, но причины плохого самочувствия не выявляются. К таким жалобам относятся бессонница, физическое утомление, слабость, тошнота, головокружение, головные боли, одышка, повышенное давление.
- Эмоциональные — это либо эмоциональная ригидность (отсутствие эмоциональных проявлений, чувство одиночества), либо яркие эмоциональные проявления (истерики, агрессия, «душевные страдания», повышенная тревожность даже по незначительным поводам). Проявления зависят от типа темперамента человека — интроверт, скорее всего, уйдёт в себя, замкнётся. Если клиент ярко выраженный экстраверт, то проявление эмоций будет ярким, даже чрезмерными. Существует прямая связь между типами темперамента и степенью эмоционального выгорания. Люди с холерическим и меланхолическим типами темперамента более подвержены данному синдрому, чем сангвиники и флегматики [22] .
- Поведенческие — это заметное для окружающих изменение поведения человека. К поведенческим симптомам относятся отказ от еды, чрезмерное употребления алкоголя, лекарств, табака, появление усталости в течение рабочего дня (даже в начале работы и при несильной загруженности), провоцирование несчастных случаев на производстве, импульсивное поведение на работе и в быту.
- Интеллектуальные — это симптомы, проявляющиеся в потере интереса ко всему новому, к саморазвитию, к тому, что ранее было интересно, к общению, к участию в обучающих семинарах и тренингах.
- Социальные — симптомы, которые указывают на изоляцию сотрудника от коллектива, потерю интереса к своему хобби. Человек ощущает, что его не понимают и не поддерживают близкие люди, прекращает общаться с друзьями и родственниками.
Таким образом, синдром эмоционального выгорания затрагивает все сферы жизнедеятельности человека и проявляется сочетанием симптомов в соматической, психической и социальной областях [6] .
Патогенез эмоционального выгорания
Чаще всего синдрому эмоционального выгорания подвержены люди, работающие в системе «человек-человек», прежде всего это врачи, психологи, педагоги, воспитатели, менеджеры, администраторы, журналисты. В предварительном варианте Международного классификатора болезней (МКБ-11) эмоциональное выгорание определяется как «результат хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолён».
Если на работе человек постоянно испытывает стресс, то в итоге его настигает эмоциональное выгорание. Стресс — это мощный выход энергии из организма, который тратится на решение возникших проблем. Чаще всего человек в стрессовых ситуациях замыкается в себе и пытается направить все силы на преодоление трудностей, организм пытается выработать дополнительную энергию. Но когда ресурсы закончатся, человека ждёт психоэмоциональное и физическое истощение — так организм даёт ему сигнал о необходимости отдыха и восстановления. И если такие состояния повторяются регулярно, то человек всё быстрее тратит свои ресурсы, а периоды истощения удлиняются. В дальнейшем, если не предпринять адекватные меры по регуляции физиологического состояния организма, развиваются психосоматические заболевания и депрессивные расстройства [23] .
Развитие синдрома эмоционального выгорания проходит в несколько этапов:
- У пациента нарастает усталость, появляется слабость и расстройства сна (либо долго засыпает и тяжёло просыпается утром, либо вечером засыпает раньше обычного, но просыпается ночью и долго не может уснуть). Возможны головные боли, диарея, тахикардия, аритмия, гипертония, снижение памяти и внимания (особенно его переключение и концентрация) [13] . Достаточно частыми являются не проходящие боли в горле, першение и хрипота, но при тщательном осмотре ЛОР-врачами диагнозы не подтверждаются.
- Затем проявляются психологические симптомы, а именно личностные изменения — усиливается тревожность, развиваются депрессивные расстройства, часто меняется настроение, возникают неконтролируемые эмоции. На запущенных стадиях формируются зависимости: никотиновая, пищевая, алкогольная и даже наркотическая.
- Крайняя степень проявления — парасуицид (причинение осознанного вреда своему здоровью, например принять большую дозу снотворного, но без цели довести себя до смерти) или даже суицид [24] .
Соматические симптомы появляются как завершающее звено схемы психосоматических расстройств. Страдают самые незащищенные органы, ослабленные ранее перенесёнными заболеваниями. Есть мнение, что существует психосоматический цикл, когда психические и соматические расстройства существуют как единый процесс (так называемый порочный круг) [14] .
Таким образом, эмоциональное выгорание сперва ощущается пациентом как проявление соматических симптомов, а психологические нарушения появляются позже. Это может привести к ошибочным выводам врачей и потере времени на лечение [20] . Поэтому важно на начальном этапе, наряду со сбором анамнеза и подробного соматического исследования, провести диагностику психологического состояния пациента.
Классификация и стадии развития эмоционального выгорания
В научной литературе можно встретить несколько теорий, описывающих стадии эмоционального выгорания. Несмотря на внешние различия, они достаточно схожи.
Наиболее полная теория принадлежит Джозефу Гринбергу, где он описывает пятиступенчатую модель эмоционального выгорания:
- «Медовый месяц». На данной стадии сотрудник с удовольствием берётся за работу и полон решимости. Но по мере усложнения заданий и при повышении трудовой нагрузки, теряет интерес к профессиональной деятельности, работа перестаёт приносить удовольствие.
- «Недостаток топлива». На второй стадии появляется усталость, отрешённость, нарушение сна и аппетита. Часто нарушается трудовая дисциплина — сотрудник опаздывает, уходит раньше без причины, наблюдаются частые перекуры или чаепития.
- «Хронические симптомы». Появляется раздражительность, агрессия, сотрудник становится измождённым, перестаёт следить за своей внешностью (особенно это заметно у женщин, которые чаще подвержены выгоранию). Работник часто жалуется на хроническую нехватку времени.
- «Кризис». Именно на этом этапе начинают развиваться хронические заболевания, в результате которых сотрудник может частично, а в тяжёлом случае и полностью потерять свою работоспособность. У человека сильно падает самооценка и, по его мнению, значительно ухудшается качество жизни.
- «Пробивание стены». Физические и психологические проблемы обостряются, и возникает риск развития опасных для жизни заболеваний [12] .
Также существует динамическая модель Б. Перлмана и Хайнца Хартмана, которая описывает четыре стадии эмоционального выгорания:
- Первая стадия — напряжённость, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям.
- Вторая стадия — сильное переживание стресса.
- Третья стадия — реакции трёх классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.
- Четвертая стадия — переживание хронического стресса. Данная стадия сопоставима с «затуханием горения при отсутствии необходимого топлива» [6] .
Согласно модели Матиаса Буриша, развитие синдрома эмоционального выгорания также проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты — следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональных задач. По мере развития синдрома появляется усталость, которая постепенно сменяется разочарованием и снижением интереса к работе. Следует отметить, что эмоциональное выгорание развивается с индивидуальными особенностями и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность [15] .
Осложнения эмоционального выгорания
С реди руководителей распространено мнение, что синдром эмоционального выгорания надуманный, и отношение к сотрудникам нередко становится потребительским — «полностью отдаваться работе, не получая ничего взамен». Работодатели не всегда заботятся об условиях труда, о материальном вознаграждении и не хотят тратить деньги на обучение, психологические тренинги и медицинские осмотры. Но если не обращать внимание на симптомы эмоционального выгорания, могут возникнуть осложнения, такие как неврозы, зависимости, депрессия, гипертония, аритмия, тахикардия, гастрит, могут обостриться хронические заболевания и т. д.
В запущенных случаях эмоциональное выгорание приводит к потере трудоспособности и ухудшению качества жизни, а в редких случаях к суицидальным проявлениям. Известна связь между степенью эмоционального выгорания и склонностью к суициду среди сотрудников МЧС, УИН и врачей-психиатров. Синдром выгорания в совокупности с нарастающим психическим напряжением приводит к профессиональной деформации, т. е. к психологической дезориентации личности из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности . Не осознавая своё состояние, человек переносит проблемы и эмоции в семью. Это вызывает ссоры, затяжные конфликты, которые могут привести к разводу. Руководители же, в свою очередь, часто не разбираются в причинах изменения поведения и эмоционального состояния своего сотрудника, им проще уволить и найти замену, руководствуясь принципом «незаменимых людей не бывает». Таким образом, «не замеченные» признаки эмоционального выгорания приводят к тяжёлым и в крайних случаях к необратимым последствиям [5] .
Диагностика эмоционального выгорания
Если клиент пришёл на приём к специалисту с жалобами на переутомление, слабость, эмоциональные нарушения, депрессивное состояние, нарушения сна, головную боль и прочие симптомы, описанные выше (они могут проявляться как в совокупности, так и по отдельности), то необходимо собрать полный анамнез.
Для этого у пациента уточняют:
- как изменилось его поведение в последнее время, стал ли он более раздражительным, появляется ли агрессия по незначительным причинам, интересуется ли он чем-то новым, как изменились его привычки;
- ощущает ли, что нагрузка на работе увеличивается, появилось ли чувство, что он хронически ничего не успевает, а руководство предъявляет повышенные требования;
- нарушен ли сон (плохое засыпание вечером и тяжёлое пробуждение утром, частые просыпания по ночам и бессонница);
- нарушено ли пищевое поведение;
- появилась ли зависимость от курения, алкоголя, лекарственных средств;
- какие есть жалобы на здоровье;
- появилось ли чувство хронической усталости и апатии [1] .
Если человек отвечает на большинство вопросов положительно, то это указывает на то, что он находится на одной из стадий эмоционального выгорания, а вот на какой именно можно определить с помощью методики Виктора Бойко «Исследование эмоционального выгорания» [6] . Методика состоит из опросного листа с 84 утверждениями. Баллы подсчитываются при помощи ключа, и в результате получается итоговое значение — сумма показателей всех симптомов эмоционального выгорания.
Чтобы исключить другие заболевания, необходимо направить пациента к узким специалистам (неврологу, психиатру, терапевту), которые назначат дополнительные лабораторные исследования.
Лечение эмоционального выгорания
При появлении признаков эмоционального выгорания следует обратиться к психологу или психотерапевту. Специалист поможет разобраться в причинах состояния, определит на какой стадии выгорания находится клиент, даст рекомендации и поможет улучшить состояние [2] . Cтратегии помощи при выгорании включают различные виды психотерапевтической работы.
Техники саморегуляции. Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается воздействием человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. При помощи данных техник достигается эффект успокоения, восстановления и активизации. К способам саморегуляции относятся смех и юмор, размышления о хорошем, релаксационные упражнения, рассматривание приятных пейзажей, фотографий, картин, прогулки на свежем воздухе, чтение стихов, прослушивание музыки и т. д.
Дыхательные упражнения. Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряжённость. Пример упражнения: представить, что перед носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышать только носом так плавно, чтобы пушинка не шевелилась. Данное упражнение позволяет быстро успокоиться.
Телесно-ориентированная терапия. Под воздействием психических нагрузок возникают напряжение и мышечные зажимы. Умение расслабиться позволяет снять нервно-психическую напряжённость и быстро восстановить силы. В этом помогут техники медитации и расслабления.
Логотерапия (терапия словом). Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений позитивной направленности (без частицы «не»).
Гипнотерапия — форма психотерапии, которая использует расслабление и интенсивное внимание, чтобы помочь справиться с различными проблемами.
Техники визуализации. Визуализация — мысленное представление, проигрывание и видение себя в ситуации, которая ещё не произошла. Человек воображает себя делающим (или имеющим) то, к чему он стремится. Выполнять 10 минут перед сном и 10 минут утром [4] .
Пациенту необходимо помнить, что отрицание чувств, которые он испытывает, и нежелание обращаться к специалистам может привести к тому, что восстановление в итоге займёт гораздо больше времени [10] .
Если человек находится на запущенной стадии эмоционального выгорания, то необходимо подключить специалистов других профилей и параллельно психотерапевтической работе использовать фармакологическое лечение. В более серьёзных случаях при угрозе жизни требуется помощь врача-психиатра, который может подобрать медикаментозную терапию (антидепрессанты). Только совместная грамотная работа специалистов сможет в быстрые сроки помочь пациенту [21] .
Прогноз. Профилактика
Меры профилактики:
- Разграничить сферы деятельности: у каждого сотрудника должны быть должностные обязанности, выход за которые должен считаться скорее исключением из правил.
- Научиться планированию: многие работники имеют привычку постоянно откладывать дела на потом (так называемая прокрастинация), но это «потом» рано или поздно наступает, после чего и начинается «штурм» отложенных дел, сопровождаемый стрессом [18] .
- Соблюдать порядок на рабочем месте: нежелательно принимать пищу за рабочим столом, для этого должна быть выделена отдельная комната или место. Правильное оборудование рабочего места — важная составляющая успешной деятельности. Помимо удобства полезно оформить рабочее место — поставить картинку, календарик или фотографию, которые вызывают приятные эмоции [8] .
- Не брать домой недоделанную работу: как правило, поработать дома не удастся, а вот чёткое разграничение дома и работы помогает переключаться на другие роли и уделять больше времени семье.
- Обязательно соблюдать режим дня: стараться ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, следить за питанием, ежедневно гулять на свежем воздухе.
- Завести хобби: каждому, кто сталкивается с повышенным стрессом и эмоциональным истощением на работе, необходимо дело, которое приносит удовольствие — спорт, творчество, садоводство, танцы и т. д.
Для избежания рецидива новому образу жизни надо следовать постоянно [8] . Для этого необходимо пересмотреть свои жизненные цели и ценности, представления о себе, отношение к себе, к другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить своё «Я», осознать ценность здоровья и своей жизни, принять за неё ответственность и занять профессиональную позицию в работе. Также важно прекратить постоянно откладывать свои планы на потом и научиться планированию. И только после этого, шаг за шагом, изменятся отношения с самим собой и окружающими людьми. В результате заново произойдёт осознание своей профессиональной и других жизненных ролей. Человек обретёт уверенность в своих силах и выйдет из-под действия синдрома эмоционального выгорания, сможет успешно работать и жить полной жизнью [2] .
Источник