Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.
Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.
Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Существует несколько классификаций общения.
В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:
– общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;
– общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;
– общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).
Учение может приобрести характер самообразования.
По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:
– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;
– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.
Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Основные классификации деятельности
По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.
Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.
Важнейшие механизмы творческой деятельности
– Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
– Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
– Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
– Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.
Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:
– сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
– продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);
– преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;
– общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
B3. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
Источник
Обмен эмоций в мире
Давайте разберемся как следует с тем, как происходит этот эмоциональный обмен между человеком и обществом, да и вообще для чего он нам нужен.
С тем, как он проходит, все просто: если уж эмоции в принципе воздействуют на человека и если они непроизвольно, как энергетически, так и косвенно, передаются соседу, то не может быть, чтобы в социуме не установился какой-то механизм обмена. Социум живет в едином эмоциональном поле – вот почему еще так трудно бывает избавиться от его власти! Социально приемлемые ценности окрашены эмоционально – иначе они не были бы ценностями. Социально приемлемый образ жизни может вам опротиветь – но он будет продолжать лезть вам в душу и навязывать себя вам вместе с эмоциями окружающих. Чтобы вырваться из принятого в социуме образа жизни, надо, чтобы приемлемый для вас иной способ жизни начал тоже поддерживаться эмоционально не только вами, изнутри, – но и получил бы множество элементов поддержки извне!
Теперь разберемся с тем, зачем человеку нужен этот эмоциональный обмен. Очень просто: человек его использует как вспомогательное средство для регуляции собственного эмоционального баланса.
Мы знаем, что человеческое существо стремится избежать отрицательных эмоций и испытать положительные. Кроме того, мы знаем, что положительное эмоциональное состояние недолговечно, так как оно стимулирует центральный восходящий поток и быстро компенсируется энкефалинами, а отрицательное длится несколько дольше (потому что стимулирует центральный нисходящий поток и задерживает собственную компенсацию). Но мы знаем, что в покое эмоциональный баланс медленно сдвигается в отрицательную сторону (поэтому покой постепенно перерастает в скуку – в состояние «плохо»).
Чего может подсознательно хотеть человек? Во-первых, продлить позитивное состояние. Во-вторых, быстрее избавиться от негативного.
Разумеется, он подсознательно начинает действовать.
Что делает человек с позитивными эмоциями? Он выплескивает их наружу – на окружающих людей и на окружающие предметы. Зачем?
Для того, чтобы продлить их воздействие на самого себя. Ведь они скоро кончатся, благодаря компенсации энкефалин-эндорфиновой системы.
А так… Так человек сохраняет их для себя. Ведь выплескиваются эти эмоции прежде всего на тех, кто человеку близок (мы дарим им улыбки, комплименты), или на близкие ему предметы (мы украшаем свою квартиру) – и, соответственно, увеличивают потенциальную позитивную эмоциональную значимость этих объектов! И уже эти объекты начинают излучать эмоциональную значимость на человека – они платят ему тем же! Он словно вложил свои ценности в акции, которые приносят немалые дивиденды, и теперь стрижет купоны с вложенного богатства! Вот так продлевается позитивное состояние – оно вкладывается в нечто внешнее, что хранит и отдает это позитивное состояние хозяину! Вы пришли с работы расстроенный, оказались в доме, с любовью вами обустроенном и обихаживаемом, – глядишь и полегчало. Вот так мы делаем запасы эмоциональных значимостей и употребляем их по мере надобности.
Причем с каждым следующим разом, при повторных контактах с предметом, человек ощущает чуть больше положительных эмоций, чем раньше. То есть эти предметы увеличивают разницу эмоциональных потенциалов того эмоционального поля, в котором существует человек, – за счет того, что возрастает сила и мощь позитивного полюса.
Итак, позитивные эмоции человек обычно выплескивает наружу. А что делает человек с негативными эмоциями?
Тут может быть несколько вариантов. Первый вариант знаком некоторым людям, которые, пребывая в негативном состоянии, замыкаются в себе и начинают страдать, иногда еще даже специально «накручивая» и распаляя себя по принципу «ну и пусть мне будет еще хуже». Что это, просто мазохизм? Нет, в таком поведении, как ни странно, есть определенный смысл: «накручивание» себя приводит к резкому подъему уровня энкефалинов, что, в свою очередь, активизирует эндорфиновую систему, которая тут же нацеливается на нормализацию состояния. И все же это весьма нерациональный путь – ведь он не ведет к решению проблемы.
Второй вариант: когда человек пытается как-то отвлечься или сделать себе подарок, порадовать себя. Это, как правило, либо не помогает совсем, либо помогает на очень короткое время. Естественно, это тоже нерациональный вариант, потому что опять-таки не приводит к решению проблемы.
Третий вариант используют люди, умеющие и любящие выливать негатив на других, как правило, на кого попало, кто под руку попадется, особенно на тех, кто не нравится, – но бывает что и на близких и любимых людей. В этом случае у тех людей, на кого направляется весь этот поток негатива, естественно, снижается эмоциональный фон, что приводит к ослаблению центрального восходящего потока, и, как следствие, они становятся уязвимыми, менее защищенными. А тот, кто, собственно, и выплеснул на них весь этот негатив, – наоборот, чувствует, что ему полегчало, и начинает ощущать себя более приподнято. Но это тоже не метод, так как опять же дает лишь краткосрочное облегчение. На длительном отрезке времени он не оправдывается, так как: а) невозможно до бесконечности понижать эмоциональный уровень соседей, и б) негативная эмоциональная индукция от соседей в конечном итоге просачивается в сознание того, кто устроил им этот негатив, и ему становится хуже прежнего. Вот как подтверждается пословица: «Зло невыгодно»!
Четвертый вариант: когда человек растравляет себя столь сильно и резко, что меняется качество его негативных эмоций: к примеру, обида превращается в гнев. Одновременно усиливается восходящий поток. Это уже хорошо, потому что гнев – конструктивная эмоция, приводящая к выплеску негатива не на кого попало, а именно на источник проблемы и, возможно, высвобожденная таким образом энергия помогает и решить проблему, как-то преобразовать ее. Иногда такие вещи даже полезно делать вполне сознательно – ведь зачастую бывает, что сидит в душе какая-то заноза, почти неосознаваемая, но жить мешает. Но если растравить эту рану сознательно и вытащить эту занозу (это может оказаться и давно забытая обида, и затаенная злость на обидчика), то скрытые зажатые чувства начинают проявляться открыто и бурно, обида переходит в гнев (до сих пор вы страдали: «Ах, бедный я, за что меня так?», а теперь пришли иные чувства: «Да как он смел, подонок, так со мной обойтись – со мной, который достоин самого уважительного отношения!»), то есть в более конструктивное русло, и повышается активность, направленная на решение проблемы.
То есть негативные эмоции тоже могут участвовать в социальном обмене, правда, несколько парадоксальным образом.
Но нам, как вы прекрасно понимаете, намного важнее другое: то, что эмоции могут быть перенесены не только на людей, но и на предметы, на феномены, на понятия, на идеи – на все, что участвует в социоэмоциональном обмене.
Итак, мы можем сделать важный вывод: если в самом человеке эмоции быстро приходят в равновесие, то внедрение их в социальный обмен существенно повышает длительность их действия и в конечном счете служит как бы резервом для человека. Это, разумеется, можно использовать в наших целях.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Глава девятая Обмен жизненной энергией Мудрец, который дружит с тупицами, становится глупцом; собака, живущая у добрых, умных людей становится разумным существом. Арабская пословица Если кто-то обманул тебя дважды, значит, ты заодно с обманщиком. Томас
Привычка #1: Активизируйте обмен веществ Пища, которую вы употребляете, обеспечивает ваш организм калориями, которые используются вашим организмом в качестве топлива для внутренних процессов. Каждый раз, когда вы что-то едите или пьете, ваш обмен веществ начинает
УРАВНИВАНИЕ И ОБМЕН СЕБЯ НА ДРУГИХ Метод преобразования ума путем уравнивания себя с другими и обмена себя на других подробно изложен в труде Шантидевы «Вступление на путь деяний бодхисаттвы». Выполняя эту практику, мы сначала приравниваем себя к другим, исходя из того,
75. Обмен энергией Со всеми, включая друзей и ближних, имеет смысл наладить обмен услугами. Ты оказал кому-то услугу. Ответная услуга должна быть адекватна.Услугой может быть что угодно. Подарил что-то, выслушал, замолвил где-то словечко за друга, выполнил работу по дому —
2.4.2.4. Обмен себя на других Это четвертое положение. Обмен себя на других заключается в следующем: как ранее вы считали себя важным и игнорировали других, так, осуществив эту практику, вы будете игнорировать себя и считать других важными. Это радикальное изменение образа
Источник