Развитие эмоционального интеллекта: способность к анализу и пониманию эмоций
Т.С. Киселева,
интегральный
психолог
Еще одной важной составляющей (или «ветвью») эмоционального интеллекта (ЭИ) является анализ и понимание эмоций, как своих, так и эмоций других людей.
Эмоциональный интеллект включает четыре компонента, которые впоследствии были названы «ветвями».
Данная концепция является наиболее разработанной и признанной наукой и практикой. Все программы развития ЭИ, упражнения и методики из которых даны в данном цикле статей, Международный центр «КТК» базирует на данной концепции.
Итак, к «ветвям» эмоционального интеллекта относят способность распознавать и выражать эмоции (первая «ветвь» эмоционального интеллекта) и способность использования эмоций в целях решения конкретных задач (вторая «ветвь» ЭИ) – они являются основой для способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Это третья «ветвь» ЭИ.
Понимание и анализ эмоций – способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы, использовать эмоциональные знания. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой.
(1) Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge University Press, 2000.
Понимание эмоций – это способность предугадать, как эмоциональные состояния меняются со временем, и оценить влияние эмоций на результат (а также способность описать словами чувства и переживания).
Чтобы разобраться с этой «полезностью», стоит найти ответы на такие вопросы:
Правильно ли вы анализируете людей?
Используете ли ваши знания об эмоциях для понимания людей?
А насколько красочно описываете эмоции?
Понимание эмоций означает возможность думать о них правильно, а так же правильно, безошибочно соединять ситуацию с правильными эмоциями. И, разумеется, понимать, что в определенных ситуациях можно испытывать различные, иногда даже противоположные, эмоции.
Это понимание крайне важно для эмоционального интеллекта. Например, раздражение может привести к ярости, если причина раздражения продолжается и усиливается. И если вы знаете это, если понимаете, как эмоции сочетаются и изменяются с течением времени, – вы на полпути в построении эффективных отношений с другими людьми и в укреплении самопонимания.
Волшебной мантрой современного управленца должна стать фраза «Эмоции содержат информацию». И вслед за этой главной мантрой правильного настроя на современный мир приходит понимание себя и окружающих. Но также еще потребуются специальные эмоциональные знания.
Часто встречаются ситуации, когда мы просто не понимаем, какую эмоцию испытывает человек, да и что подразумевается под той или иной эмоцией, например:
1. Интерес – это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.
2. Радость – удовлетворение, возникающее вследствие обладания реальным или воображаемым благом.
3. Доверие – состояние принятия, защищенности, вера в искренность.
4. Страх – отражает защитную реакцию человека при переживании реальной или мнимой опасности для здоровья и благополучия.
5. Удивление – эмоция, вызванная сильным впечатлением от чего-либо поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью.
6. Печаль – состояние душевной горечи, вызванное утратой.
7. Отвращение – резкая неприязнь, соединенная с брезгливостью.
8. Злость – сильное недовольство, которое возникает, когда потребности или ожидания не были удовлетворены.
Это только восемь базовых эмоций, а ведь есть еще производные базовых эмоций, сложные чувства и т.п.
На программе Развития эмоционального интеллекта мы предлагаем участникам следующие упражнения.
Упражнение «Восприятие». Дети воспринимают мир всеми пятью органами чувств. Для развития своего эмоционально-чувственного ощущения мира нам, взрослым, необходимо следующее: в течение 21 дня каждые полчаса спрашивайте себя:
— ЧТО ЧУВСТВУЕТ СЕЙЧАС
— МОЕ ТЕЛО?
— ЧТО Я ВИЖУ?
— ЧТО Я СЛЫШУ?
— КАКОЙ ЗАПАХ Я ЧУВСТВУЮ?
— КАКОЙ ВКУС У МЕНЯ ВО РТУ?
Уже через несколько дней восприятие мира расширится настолько, что вы увидите новые пути и важные моменты там, где, казалось бы, все уже знаете. Кто-то обнаружит новый, более короткий путь до работы, а кто-то увидит еще один способ решения какой-либо проблемы. Теперь мы начинаем видеть мир и чувствовать его более полно, мы замечаем то, что раньше ускользало из виду: как меняется картинка за окном каждые 30 минут, как по-разному чувствует себя тело, как много разных звуков вокруг, причем одновременно.
Ученые подсчитали, что ребенок до 6 лет живет осознанно 30 минут в день, а взрослые – всего 15. Наши мысли находятся либо в прошлом, где мы что-то недосказали, недоделали или хотели бы изменить, либо в будущем, где мы окажемся уже вот-вот или совсем не скоро. Но жизнь идет именно здесь и сейчас. И часто мы делаем годами то, что надо, не думая о том, что хочется, потому что мы не привыкли слушать свои чувства.
21 день каждые полчаса спрашивайте себя: «Что я чувствую?»
Это упражнение делает жизнь наполненной осознанными чувствами, а не только действиями.
Понимание своих эмоций открывает мир заново. Почти никого из нас не учили обращать на это внимание. С каким интересом вы теперь будете смотреть на других людей, пытаясь прочитать и понять их эмоции!
Упражнение «Алгоритм осознания эмоций». Опишите возникающие эмоции по данному алгоритму, пользуйтесь таблицей, приведенной далее. Сам факт осознания и фиксации того, что происходит внутри нас, вырабатывает навык понимания и анализа эмоций.
1. Назвать эмоцию.
2. Отследить свои действия.
3. Отследить ощущения в теле.
4. Отследить возникающие при этом мысли (что крутится в голове, когда испытываете данную эмоцию).
5. Обратить внимание на реакцию окружающих.
Важно понять, как эмоция проявляется в выражении лица, позе, движениях.
Зафиксировали злость? Опишите в таблице, какими были руки, ноги, где ощущалась тяжесть, напряжение, взгляните при возможности в зеркало. Хотя каждый день нашей жизни наполнен чувствами, большинство из нас не понимают, что значит испытывать их – ни в физиологическом, ни в духовном смысле. Какое сообщение вы получаете от своего организма, когда сердитесь? Что вам говорит ваше тело? Как вы понимаете, что вы разозлились? Может быть, вам хочется лезть в драку? Ваши дыхание и сердцебиение учащаются, мышцы начинают сокращаться, все ваше тело напрягается и вам по-настоящему становится жарко? У большинства людей, когда они разгневаны, кровь приливает к лицу и заставляет их краснеть. Не имеет значения, словесная это стычка или физическая, либо даже какой-то небольшой эпизод агрессивного поведения – тело должным образом реагирует.
Страх – возможно, в таблице рядом с этой эмоцией появится такая запись: «пересыхает во рту, чувствуете озноб, ладони увлажняются».
Доверие – чаще всего мы ощущаем это как открытость, легкость в теле, движениях, отсутствие какой-либо стесненности.
Можно привлечь на помощь достижение современной науки, если позволяет ситуация. В мире уже созданы некоторые программы для определения эмоций по выражению лица. Так, ученые из Университета короля Хуана Карлоса (Испания) разработали систему, способную различать выражения лиц в режиме реального времени. Программа анализирует выражение лица человека и классифицирует его в соответствии с шестью заложенными в нее шаблонами: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление. Анализу может подвергаться как лицо целиком, так и его часть. Для идентификации выражения лица система использует базу данных, содержащую 333 варианта выражения лиц различных людей. Вероятность совпадения с базой – 89%. Система может работать даже в неблагоприятных условиях, на нее не влияет ни изменение освещенности, ни движение пользователя.
Жить вне эмоций мы не можем, но бывает так, что полноценному пониманию эмоций, как своих, так и других людей, нам мешают наши установки.
Ведь чаще всего мы не пытаемся понять, что испытывает человек в данный момент, а просто по первым проявлениям вешаем ему «ярлык». Карта мира у каждого своя, и мы как бы «накладываем» свою карту на другого человека, а не пытаемся действительно понять, «услышать» его. Ведь это удобнее, а главное – быстрее!
Как мы формируем свою «карту»? Мы обобщаем, упускаем, искажаем реальную ситуацию.
Без обобщения мы не могли бы так хорошо ориентироваться в этом мире.
Нам каждый раз необходимо было бы открывать мир заново и каждый день искать ответ, например, на вопрос: «Кто такой ходит по улице на четырех лапах, с хвостом и «говорит» гавгав?» Без процесса обобщения мы не могли бы ничего запоминать и понимать. Правда, здесь есть и вторая сторона медали. Если что-то происходит два-три раза подряд, то люди склонны считать происходящее закономерностью и начинают распространять свой опыт на все другие случаи жизни, часто не имея для этого никаких оснований. И это тоже обобщение.
Два-три клиента сказали «нет», и тут же идет обобщение: «Я не умею продавать. У меня ничего не получится». Созданное убеждение становится неосознаваемым фильтром, через который мы начинаем смотреть на мир и людей.
Источник
Модель 4-х ветвей эмоционального интеллекта
Модель 4-х ветвей эмоционального интеллекта
1. Восприятие эмоций
Изначальная, наиболее базовая, область восприятия невербального восприятия и выражения эмоций. Биологи и психологи отмечают, что эволюционно выражение эмоций является критически важной формой cоциальной коммуникации у животных. Мимическое выражение счастья, грусти и страха на лице универсально для всех людей. Исследователи эмоций, эволюционные биологи, специалисты по невербальному поведению и другие сделали большой вклад в понимание человеком распознавания и выражения эмоций. Способность точно распознавать чужие эмоции на лице и по голосу является наиболее развитой формой понимания эмоций.
2. Использование эмоций в мышлении
Это вторая область важна также как и первая. Она появилась позже и является способностью эмоций применяться в познании и мышлении. Например, по утверждению ученых эмоции помогают расставлять приоритеты в мышлении. Другими словами: всё на что мы реагируем эмоционально — всё привлекает наше внимание. Вклад эмоций в мышление помогает всестороннему рассмотрению действительно важных событий. Второй пример, многие исследователи утверждают, что эмоции особенно важны для развития творческих способностей. Например, перемена настроения к лучшему позитивно влияет на повышение креативности.
3. Понимание эмоций
В эмоциях заключена бесценная информация. Счастье способствует нахождению среди людей, гнев подразумевает нанесение вреда или желание атаковать других людей, страх — поведение избегания и т.д. Каждая эмоция содержит свой собственный паттерн возможных сигналов и действий, связанных с этими сигналами. Сигнал гнева, например, может подразумевать ощущение человеком несправедливого обхождения. Гнев, также, может ассоциироваться со следующими действиями: нападение, примирение, возмездие, отмщение, отступление. Понимание эмоциональных сигналов и связанных с ними действий наиболее важный аспект навыка в этой области.
Если человек способен распознавать такие сигналы и потенциальные действия, то способность распознавать свои эмоциональные сигналы и, вызванные ими действия, становится очень важной. Полное понимание эмоций, другими словами, подразумевает понимание значения эмоций в паре со способностью интерпретировать связанные с ними последствия. Это является основой в этой группе навыков эмоционального интеллекта. Более подробное обсуждение значения эмоциональной информации смотрите в статье «Сходство и различие эмоциональной и познавательной информации».
4. Управление эмоциями
Чаще всего эмоциями можно управлять. Человеку нужно понимать информацию содержащуюся в эмоциях, чтобы осознанно их контролировать. Это помогает ему оставаться открытым к восприятию эмоциональных сигналов пока они не превышают болевого порога и блокировать их при его достижении. Между тем, в рамках эмоциональной зоны комфорта возможно регулировать и управлять своими и чужими эмоциями для достижения своих и чужих целей. Средства и методы эмоциональной саморегуляции являются темой дальнейших научных исследований.
Комментарии к модели четырех ветвей эмоционального интеллекта.
Термин «Ветвь» вошел в обращение в соответствии с иллюстрацией предыдущей и текущей версий модели эмоционального интеллекта. Иллюстрации в обеих статьях (1990 & 1997) содержали линии, расходящиеся из центральной части изображения. Соответственно, термин «ветвь» не несет какого-либо научного значения и название модели «Четыре области эмоционального интеллекта» тоже может иметь право на жизнь. Расположение ветвей в модели происходит от областей восприятия эмоций до управления эмоциями. В каждой ветке навыки можно рассматривать от состояния раннего развития до более зрелого состояния. Модель четырех ветвей представляет собой фактически модель способностей эмоционального интеллекта.
Источник
Ветви эмоционального интеллекта по леонтьеву
«Можно быть жертвой своих биологических реакций,
либо быть хозяином своей судьбы и обладателем биологического знания»
Эдвард О.Уилсон, автор книги «О природе человека»
Что такое «эмоциональный интеллект»? В чем разница между EI и EQ? Можно ли «скрестить» лед и пламень, разум и чувства, интеллект и эмоции? Не так давно ученые доказали: можно, и даже более того – жизненно необходимо для достижения профессионального и личного успеха.
В чем разница?
Давайте для начала определимся с терминологией.
Часто можно встретить еще одно определение эмоционального интеллекта с использованием аббревиатуры EQ – это коэффициент эмоциональности (Emotionality Quotient), который показывает силу проявления эмоций (1,2).
Основоположники ЕI и EQ.
Понятие коэффициента эмоциональности (Emotionality Quotient, EQ) в 1985 году ввел клинический физиолог Рувен Бар-Он по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта.
Понятие эмоциональный интеллект (Еmotional Intelligence, EI) впервые в научную терминологию ввели Джон Майер (John D. Mayer) из Нью-Гемпширского университета и Питер Саловей (Peter Salovey) из Йельского университета, опубликовав в 1990 году совместную статью под названием «Эмоциональный интеллект» (3).
В нашей стране активное знакомство с понятием эмоциональный интеллект произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману (Daniel Goleman), который в 1995 году опубликовал книгу «Emotional Intelligence». Дэниэл Гоулман взяв за основу научную концепцию Джона Майера и Питера Саловея изложил ее в собственном видении с использованием термина Emotionality Quotient (EQ). Отмечая, что, благодаря популярности книги, интерес к эмоциональному интеллекту в обществе значительно возрос, стоит сказать, что многие научные аспекты авторов концепции были утеряны на многие годы, также, как и оригинальное использование понятия Еmotional Intelligence (EI).
«Эмоциональный интеллект – это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов» являются лидерами в научных исследованиях развития эмоционального интеллекта».
Джон Майер, Питер Саловей, Дэвид Карузо.
Природа и эволюция
Мы все испытываем эмоции, даже если не осознаем этого. Известный французский психоаналитик Рене Руссийон сказал: «Можно никогда не чувствовать, то что мы чувствуем». Эмоции сознательные или бессознательные влияют на наши мысли, чувства, поведение и принимаемые решения. Эмоции – это неконтролируемая, часто заблаговременная субъективная реакция на внешние или внутренние стимулы, ситуации и любые явления окружающей действительности. Причем реакция часто настолько кратковременная, что мы не всегда способны определить момент ее возникновения. Обычно мы замечаем уже «реакцию на реакцию», т.е. вызванное эмоцией чувство, переживание, эмоциональное состояние или настроение, захватившее нас.
Природа в процессе эволюции не просто так наделила нас эмоциями: без этого молниеносного ответа нервной системы на раздражители любой процесс принятия решения был бы слишком долгим и запутанным – что могло бы стать попросту фатальным. Если бы наш далекий предок-кроманьонец, увидев несущегося на него шерстистого носорога, начал чесать в затылке и раздумывать, а стоит ли ему убежать, или все-таки лучше тут постоять, а может, у носорога добрые намерения – каковы были бы последствия?
Эмоции стоят на страже нашей безопасности, сигнализируя об опасности, дают возможность «выпустить пар», служат индикатором нашей оценки окружающей действительности. Они могут, повысив уровень возбуждения, активизировать организм для решения какой-то задачи, сделать нас сильнее и выносливее. Когда мы рассматриваем эмоции не через критерии «хорошие», «плохие», «негативные», позитивные, а через понимание какие эмоции, способствуют повышению и/или снижению нашей эффективности, а какие нет, умеем использовать эти знания и способность анализировать, так мешавшие ранее эмоции превращаются в мощный творческий ресурс и конкурентное преимущество.
Мужчины не плачут?
За развитие наших эмоций, чувств сначала отвечают родители, мы все рождаемся с определенным набором базовых эмоций, но несмотря на это мы не знаем, как они называются. И по мере нашего взросления родители называют то, что мы чувствуем. Так мы начинаем знакомиться со своими чувствами и эмоциями.
В нашей культуре в силу разных причин не принято уделять внимание эмоциям. Так были воспитаны наши родители, и их родители, и родители их родителей. «Это неприлично, девочки так себя не ведут!», «Злиться нельзя – это плохо», «Мужчины не плачут!», «Мужчина должен быть сильными. Чувства – удел слабых» – под эти и множество подобных окриков росли целые поколения. В итоге выросло немало «хороших девочек», не умеющих говорить «нет», и «брутальных мальчиков», не знающих, что такое сочувствие, считающих слабостью проявления любви, внимания и заботы. Родители просто не задумывались о эмоциональном развитии детей. Об интеллекте и физическом развитии – да, по мере сил заботились: книги, школа, спортивные секции, оздоровительные лагеря, репетиторы, институт. Эмоции же рассматривались как что-то вредное, плохо контролируемое, требующее подавления в зародыше.
Между тем именно в детстве закладывается фундамент успешного эмоционального развития. Детям необходимо учиться понимать и открыто проявлять эмоции – плакать, смеяться, изумляться, злиться и горевать. Так ребенок учиться познавать свое собственное чувственное «я», различать свои и чужие переживания, устанавливать и защищать свои границы – это помогает ему лучше понимать себя.
Пора признать
Но и во «взрослом мире» дела обстоят не лучше. Проявление эмоций в бизнесе до сих пор считается верхом непрофессионализма: «Руководствуйся здравым смыслом», «Голова должна быть холодной», «Бизнес дело серьезное, здесь не место переживаниям» – эти и другие высказывания часто можно услышать от руководителей.
Так ли это на самом деле? Только ли разум и интеллект определяет успех бизнеса?
Даниэл Канеман (Daniel Kahneman), обладатель нобелевской премии, исследуя механизмы человека при принятии решений в ситуациях неопределенности доказал, что люди при принятии решений, не всегда руководствуются логическим интеллектом. Опыт других исследований в области влияния эмоций на принятие решений показывает, что эмоции могут как активировать, так и тормозить интеллектуальные процессы.
Исследования в психологии, нейронауках показывают, что такие эмоции как радость, принятие, интерес, доверие способствуют наиболее быстрому и эффективному принятию решений, повышению вовлеченности и мотивации, помогают нам успешно развивать свои компетенции и навыки, справляться с различными ситуациями в условиях стресса и неопределенности, однако стоит отметить, что высокий уровень радости, восторга может привести также и к временной потере контроля над собой и своими реакциями и проявляться в виде крайнего возбуждения, состояния эйфории, не способности донести свою мысль и полной не способности сконцентрироваться на чем-либо. Эмоции – страх, злость, ожидание, гнев, тревога, крайняя степень изумления порождает стресс и конфликтные ситуации, однако они же позволяют оценивать риски, принимать сложнейшие решения в экстренных ситуациях, требующих мгновенного реагирования.
Отдельно стоит остановится на такой важнейшей для развития и становления человека эмоции как интерес. Именно интерес, не мешая нашей активности, а даже наоборот усиливая ее, способствует развитию врожденных способностей и творчества, обеспечивая высокую работоспособность и вовлеченность человека. Мы способны осознавать собственную заинтересованность и испытывать ее достаточно длительное время не зависимо от силы ее проявления. Отсутствие интереса приводит к апатии, скуке, душевной пустоте и как следствие остановке в развитии.
Рассмотрим один из простых примеров проявления эмоций в бизнесе – важнейший процесс в управлении и развитии организации – делегирование полномочий. Однако в действительности часто делегирование становится невозможным для руководителя из-за отсутствия доверия своим подчиненным, заинтересованности в их развитии, или высокого уровня страха и тревоги потерять контроль и власть. И часто бессознательные реакции, и эмоции, объясняются вполне рациональными причинами в недостаточной компетентности подчиненных для решения задачи.
Доказано, что в сфере управления финансами и инвестициями эмоции играют огромную роль. Игроки на финансовых рынках будучи практически всегда в состоянии неопределенности и часто недостаточности информации в момент покупки финансовых активов испытывают мощный эмоциональный подъем в моменты роста, радость в момент покупки и восторг от обладания, тем не менее восторг от обладания может быстро перерасти в ощущения тревоги, страха в момент падения и чувство сожаления и потери в моменты продажи финансовых или других активов.
Для специалистов как на финансовых, так и на других рынках очень важно уметь понимать свое эмоциональное состояние, уметь распознавать свои чувства и эмоции, анализировать какое они в данный момент времени оказывают влияние на принимаемые решения, уметь выдерживать их накал, развивать способность управления своими эмоциями (или их последующими реакциями) для решения конкретных задач. Если же мы отрицаем существование эмоций или не придаем им особого значения, сознательно или бессознательно подавляем и игнорируем, мы теряем доступ к огромному потоку информации, а компании доступ к уникальному ресурсу.
Эмоции и эмоциональные процессы также, как и внутри отдельного человека функционируют и на уровне групп, команд и организаций. Эмоциональная жизнь организации сегодня в большинстве случаев не осознается и не принимается в расчет при принятии сложных стратегических решений, создании корпоративной культуры и миссии организаций.
Современный бизнес больше верит в «человека разумного и рационального», принимает эмоции за недостаток эффективности и старается всячески подавить любое проявление эмоциональности, тем самым подавляя творческую энергию и потенциал, способствуя накапливанию стресса, подавленного страха и тревоги, которые в свою очередь развивают чувство неполноценности и приводит к потере чувствительности.
Пришло время признать что:
– эмоции совершенно незаслуженно отодвинуты на периферию. А интеллект не может в одиночку справиться с комплексом стоящих перед современным человеком задач;
– в будущем более конкурентоспособными будут компании, которые развивают эмоциональный интеллект, эмоциональную компетентность у своих сотрудников, что позволит поддерживать позитивную атмосферу с сотрудниками, клиентами и партнерами, способность гибко реагировать на все время изменяющие условия и ситуации неопределенности;
– конкуренция на рынке за вовлеченный, мотивированный и заинтересованный персонал будет только расти, удерживать таланты будет еще сложнее, а потребность людей получать удовольствие от работы будет больше.
Сегодня и ученые, и дальновидные менеджеры уже не сомневаются: именно сочетание интеллекта с эмоциями обладает наибольшим потенциалом – как в профессиональной, так и в личной жизни человека.
Структура эмоционального интеллекта
Авторы научной концепции развития эмоционального интеллекта Йельского университета, в рамках которой эмоциональный интеллект определяется как когнитивная способность, выделяют четыре ветви эмоционального интеллекта:
1 ветвь – распознавание (идентификация) эмоций, как своих эмоции, так и эмоций других людей.
2 ветвь – анализ и понимание эмоций, т.е. причинно-следственная связь. Это ответ на вопрос «Из-за чего эта эмоция возникла?»
3 ветвь – управление эмоциями. Переход из одной эмоции в другую и регулирование силы, или выбор реакций в ответ на эмоциональные стимулы в рамках конкретной ситуации или задачи.
4 ветвь – это использование эмоций для конкретных задач и повышения эффективности деятельности.
Разные эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем. Для развития и свободного использования четвертой ветви необходимо развить первые три.
Нам взрослым и серьезным людям, довольно сложно поверить в собственное плохое знание или понимание своих эмоций. На первый взгляд, что тут сложного? Тем не менее, попробуйте провести эксперимент: весь день внимательно наблюдая за собой, отмечайте каждые пару часов, что вы сейчас чувствуете, какую эмоцию, анализируйте, пытайтесь сразу же дать ей название, определив причины ее возникновения. Вы удивитесь, насколько непросто это сделать!
Практика показывает, что большинство людей, начавших осознанно наблюдать и исследовать свои эмоции в конкретный момент времени (не просто я чувствую себя хорошо или плохо), отмечают следующее: «Я не знаю, что именно сейчас чувствую», «Это сейчас грусть? Печаль или принятие? Страх или тревога?», «А сейчас это состояние радости или уж восторга, счастья?» «Я сейчас злюсь, но почему?»
По факту способность взаимодействовать с эмоциональной информацией и собственными эмоциями оказывается достаточно невысокой. Возьмем, например, людей с синдромом Аспергера: они практически лишены способности распознавать собственные эмоции и не умеют считывать эмоции окружающих – из-за отсутствия этой информации им крайне сложно социализироваться и, в итоге, вообще ориентироваться в мире людей. Так плохое знание своих эмоций – и, как следствие, реакций на них – делает нас легкой добычей для разного рода манипуляторов и лежат в основе любого неэффективного взаимодействия. Влияет на нашу трудоспособность, здоровье и удовлетворение жизнью в целом.
Учимся управлять
Мы не можем контролировать свои эмоции, мы не можем запретить себе чувствовать. Можно сколько угодно раз говорить: «Не бойся!», «Не злись!» мы не перестанем бояться и в большинстве случаем начнем еще больше испытывать гнев или страх.
Хорошая новость в том, что, эмоции плюс интеллект способны на дружественный и долгосрочный союз, способствующий успеху — высокоразвитый эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект, можно развивать, используя энергию и ресурс эмоций на созидание и решение личных, профессиональных и творческих задач. Вооружившись интеллектом, мы можем, начав с самого простого первого шага изучения азбуки эмоций, развивать осознанную способность распознавать, анализировать и управлять своими и чужими эмоциями, использовать эмоции для решения конкретных задач, делая свою профессиональную и личную жизнь ярче, счастливее и успешнее.
Источник