Ветви эмоционального интеллекта это

Развитие эмоционального интеллекта: способность к анализу и пониманию эмоций

Т.С. Киселева,
интегральный
психолог

Еще одной важной составляющей (или «ветвью») эмоционального интеллекта (ЭИ) является анализ и понимание эмоций, как своих, так и эмоций других людей.

Эмоциональный интеллект включает четыре компонента, которые впоследствии были названы «ветвями».

Данная концепция является наиболее разработанной и признанной наукой и практикой. Все программы развития ЭИ, упражнения и методики из которых даны в данном цикле статей, Международный центр «КТК» базирует на данной концепции.

Итак, к «ветвям» эмоционального интеллекта относят способность распознавать и выражать эмоции (первая «ветвь» эмоционального интеллекта) и способность использования эмоций в целях решения конкретных задач (вторая «ветвь» ЭИ) – они являются основой для способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Это третья «ветвь» ЭИ.

Понимание и анализ эмоций – способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы, использовать эмоциональные знания. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой.

(1) Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge University Press, 2000.

Понимание эмоций – это способность предугадать, как эмоциональные состояния меняются со временем, и оценить влияние эмоций на результат (а также способность описать словами чувства и переживания).

Чтобы разобраться с этой «полезностью», стоит найти ответы на такие вопросы:
Правильно ли вы анализируете людей?
Используете ли ваши знания об эмоциях для понимания людей?
А насколько красочно описываете эмоции?

Понимание эмоций означает возможность думать о них правильно, а так же правильно, безошибочно соединять ситуацию с правильными эмоциями. И, разумеется, понимать, что в определенных ситуациях можно испытывать различные, иногда даже противоположные, эмоции.

Это понимание крайне важно для эмоционального интеллекта. Например, раздражение может привести к ярости, если причина раздражения продолжается и усиливается. И если вы знаете это, если понимаете, как эмоции сочетаются и изменяются с течением времени, – вы на полпути в построении эффективных отношений с другими людьми и в укреплении самопонимания.

Волшебной мантрой современного управленца должна стать фраза «Эмоции содержат информацию». И вслед за этой главной мантрой правильного настроя на современный мир приходит понимание себя и окружающих. Но также еще потребуются специальные эмоциональные знания.

Часто встречаются ситуации, когда мы просто не понимаем, какую эмоцию испытывает человек, да и что подразумевается под той или иной эмоцией, например:
1. Интерес – это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.
2. Радость – удовлетворение, возникающее вследствие обладания реальным или воображаемым благом.
3. Доверие – состояние принятия, защищенности, вера в искренность.
4. Страх – отражает защитную реакцию человека при переживании реальной или мнимой опасности для здоровья и благополучия.
5. Удивление – эмоция, вызванная сильным впечатлением от чего-либо поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью.
6. Печаль – состояние душевной горечи, вызванное утратой.
7. Отвращение – резкая неприязнь, соединенная с брезгливостью.
8. Злость – сильное недовольство, которое возникает, когда потребности или ожидания не были удовлетворены.

Это только восемь базовых эмоций, а ведь есть еще производные базовых эмоций, сложные чувства и т.п.

На программе Развития эмоционального интеллекта мы предлагаем участникам следующие упражнения.

Упражнение «Восприятие». Дети воспринимают мир всеми пятью органами чувств. Для развития своего эмоционально-чувственного ощущения мира нам, взрослым, необходимо следующее: в течение 21 дня каждые полчаса спрашивайте себя:
— ЧТО ЧУВСТВУЕТ СЕЙЧАС
— МОЕ ТЕЛО?
— ЧТО Я ВИЖУ?
— ЧТО Я СЛЫШУ?
— КАКОЙ ЗАПАХ Я ЧУВСТВУЮ?
— КАКОЙ ВКУС У МЕНЯ ВО РТУ?

Уже через несколько дней восприятие мира расширится настолько, что вы увидите новые пути и важные моменты там, где, казалось бы, все уже знаете. Кто-то обнаружит новый, более короткий путь до работы, а кто-то увидит еще один способ решения какой-либо проблемы. Теперь мы начинаем видеть мир и чувствовать его более полно, мы замечаем то, что раньше ускользало из виду: как меняется картинка за окном каждые 30 минут, как по-разному чувствует себя тело, как много разных звуков вокруг, причем одновременно.

Ученые подсчитали, что ребенок до 6 лет живет осознанно 30 минут в день, а взрослые – всего 15. Наши мысли находятся либо в прошлом, где мы что-то недосказали, недоделали или хотели бы изменить, либо в будущем, где мы окажемся уже вот-вот или совсем не скоро. Но жизнь идет именно здесь и сейчас. И часто мы делаем годами то, что надо, не думая о том, что хочется, потому что мы не привыкли слушать свои чувства.

21 день каждые полчаса спрашивайте себя: «Что я чувствую?»

Это упражнение делает жизнь наполненной осознанными чувствами, а не только действиями.

Понимание своих эмоций открывает мир заново. Почти никого из нас не учили обращать на это внимание. С каким интересом вы теперь будете смотреть на других людей, пытаясь прочитать и понять их эмоции!

Упражнение «Алгоритм осознания эмоций». Опишите возникающие эмоции по данному алгоритму, пользуйтесь таблицей, приведенной далее. Сам факт осознания и фиксации того, что происходит внутри нас, вырабатывает навык понимания и анализа эмоций.

1. Назвать эмоцию.
2. Отследить свои действия.
3. Отследить ощущения в теле.
4. Отследить возникающие при этом мысли (что крутится в голове, когда испытываете данную эмоцию).
5. Обратить внимание на реакцию окружающих.

Важно понять, как эмоция проявляется в выражении лица, позе, движениях.

Зафиксировали злость? Опишите в таблице, какими были руки, ноги, где ощущалась тяжесть, напряжение, взгляните при возможности в зеркало. Хотя каждый день нашей жизни наполнен чувствами, большинство из нас не понимают, что значит испытывать их – ни в физиологическом, ни в духовном смысле. Какое сообщение вы получаете от своего организма, когда сердитесь? Что вам говорит ваше тело? Как вы понимаете, что вы разозлились? Может быть, вам хочется лезть в драку? Ваши дыхание и сердцебиение учащаются, мышцы начинают сокращаться, все ваше тело напрягается и вам по-настоящему становится жарко? У большинства людей, когда они разгневаны, кровь приливает к лицу и заставляет их краснеть. Не имеет значения, словесная это стычка или физическая, либо даже какой-то небольшой эпизод агрессивного поведения – тело должным образом реагирует.

Читайте также:  Смс как настроении как ответить парню

Страх – возможно, в таблице рядом с этой эмоцией появится такая запись: «пересыхает во рту, чувствуете озноб, ладони увлажняются».

Доверие – чаще всего мы ощущаем это как открытость, легкость в теле, движениях, отсутствие какой-либо стесненности.

Можно привлечь на помощь достижение современной науки, если позволяет ситуация. В мире уже созданы некоторые программы для определения эмоций по выражению лица. Так, ученые из Университета короля Хуана Карлоса (Испания) разработали систему, способную различать выражения лиц в режиме реального времени. Программа анализирует выражение лица человека и классифицирует его в соответствии с шестью заложенными в нее шаблонами: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление. Анализу может подвергаться как лицо целиком, так и его часть. Для идентификации выражения лица система использует базу данных, содержащую 333 варианта выражения лиц различных людей. Вероятность совпадения с базой – 89%. Система может работать даже в неблагоприятных условиях, на нее не влияет ни изменение освещенности, ни движение пользователя.

Жить вне эмоций мы не можем, но бывает так, что полноценному пониманию эмоций, как своих, так и других людей, нам мешают наши установки.

Ведь чаще всего мы не пытаемся понять, что испытывает человек в данный момент, а просто по первым проявлениям вешаем ему «ярлык». Карта мира у каждого своя, и мы как бы «накладываем» свою карту на другого человека, а не пытаемся действительно понять, «услышать» его. Ведь это удобнее, а главное – быстрее!

Как мы формируем свою «карту»? Мы обобщаем, упускаем, искажаем реальную ситуацию.

Без обобщения мы не могли бы так хорошо ориентироваться в этом мире.

Нам каждый раз необходимо было бы открывать мир заново и каждый день искать ответ, например, на вопрос: «Кто такой ходит по улице на четырех лапах, с хвостом и «говорит» гавгав?» Без процесса обобщения мы не могли бы ничего запоминать и понимать. Правда, здесь есть и вторая сторона медали. Если что-то происходит два-три раза подряд, то люди склонны считать происходящее закономерностью и начинают распространять свой опыт на все другие случаи жизни, часто не имея для этого никаких оснований. И это тоже обобщение.

Два-три клиента сказали «нет», и тут же идет обобщение: «Я не умею продавать. У меня ничего не получится». Созданное убеждение становится неосознаваемым фильтром, через который мы начинаем смотреть на мир и людей.

Источник

Урок 2. Модели эмоционального интеллекта

Психологи полагают, что для повышения эмоционального интеллекта нужен системный подход, при помощи которого человек будет шаг за шагом овладевать определенными навыками и становиться «эмоционально умнее». Несмотря на невероятный интерес к этой теме, существует не так много подходов к эмоциональному интеллекту.

В этом уроке мы рассмотрим три самые популярные модели и увидим принципиальную разницу между ними. Также мы обратим внимание на историю эмоционального интеллекта и убедимся, что этот предмет находится еще на стадии своего становления.

Содержание:

На протяжении всего развития человечества, люди осознавали важность управления эмоциями. Они научились приводить себя в состояние аффекта, чтобы противостоять диким животным и настраиваться на позитивный лад при общении с важными для себя людьми. Однако это получается далеко не всегда. Почему? Эмоции непредсказуемы, они изменчивы, поэтому мы стоим на пороге очень сложной задачи: научиться управлять ими и сделать их своими помощниками, а не врагами.

Эмоции бывают уместными и неуместными. В определенных ситуациях, например, гнев или злость на себя могут быть полезными (хотя из-за своей разрушительности не рекомендуется прибегать к ним слишком часто). В других излишний оптимизм может помешать достижению цели (когда требуется полная сосредоточенность и полная эмоциональная нейтральность).

Для того, чтобы хоть как-то разобраться с этой крайне сложной темой, были созданы модели эмоционального интеллекта. Создание этих моделей тесно связано с историей предмета, поэтому мы вкратце коснемся ключевых вех его развития.

Вехи развития эмоционального интеллекта

В 1872 году Чарльз Дарвин издает книгу под названием «Выражение эмоций у людей и животных». По сути, это первая научная работа, посвященная эмоциям людей и их роли для адаптации и выживания.

В 1920 году профессор Эдвард Торндайк вводит понятие социального интеллекта. Он описал его как способность понимать людей, женщин и мужчин, умение обращаться разумно с людьми.

В 1926 году создан первый в мире тест для измерения социального интеллекта под названием George Washington Social Intelligence Test.

В 1940 году Дэвид Уэкслер написал публикацию, в которой разделил способности и умения человека на интеллектуальные и не интеллектуальные.

В 1964 году в работе Майкла Белдока появилось понятие эмоционального интеллекта.

В 1965 году Клод Штайнер вводит понятие эмоциональной грамотности и разрабатывает концепцию для ее тренировки.

В 1983 году Говард Гарднер опубликовал свою модель интеллекта, разделив его на внутриличностный и межличностный.

В 1985 году выходит первая книга, посвященная развитию эмоционального интеллекта. Это «A Study Emotion: Developing Emotional Intelligence» Уэйна Пэйна.

В 1988 году Рувен Бар-Он ввел понятие эмоционального коэффициента.

В 1990 вышла в свет работа Джона Майера и Питера Саловея «Emotional Intelligence», которая привлекла всеобщее внимание к этому предмету.

В 1995 году вышла научно-популярная книга Дэниела Гоулмана «Emotional Intelligence», которая стала самой читаемой книгой, посвященной социальной науке. После ее выхода эмоциональный интеллект приобретает невероятную популярность и становится интересным не только психологам, но и простым людям.

Какие же существуют модели?

Существует три самые распространенные модели эмоционального интеллекта на данный момент. Между ними существуют различия, однако все они сходятся в важности одного навыка — умения управлять своими и чужими эмоциями. Помимо этого, есть десятки навыков, которые необходимо развить для того, чтобы ваш эмоциональный интеллект значительно повысился и вы начали извлекать из него преимущества.

Читайте также:  Массаж точки при стрессе

Несмотря на то, что в идеале нужно «прокачать» несколько десятков навыков, многие из них подтягиваются сами собой, когда вы начинаете прививать другие. Условно говоря, добившись совершенства всего в пяти навыках, вы автоматически прогрессируете во всех остальных.

Модель социального и эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она (ESI)

Израильский психолог Рувен Бар-Он является одним из ведущих теоретиков и исследователей в области эмоционального интеллекта. Он также ввел понятие эмоционального коэффициента — уровня измерения эмоционального интеллекта.

Бар-Он разработал свою модель в 1982 году, а представил спустя четырнадцать лет на собрании американской ассоциации психологов в Торонто. Он выделил 15 способностей, которые, будучи приведены в полный порядок, позволяли человеку ощущать себя счастливым.

Способности разделены на пять категорий:

Внутриличностная

Ассертивность — это способность ясно выражать свои чувства и мысли, проявлять при необходимости твердость убеждений, стоять на своем и при этом уважать потребности другого человека. Стивен Кови называет эту ситуацию Win-Win. Этот навык является полной противоположностью пассивности, стеснительности и агрессии.

Мы подробнее рассмотрим ассертивность в четвертом уроке.

Самоуважение (самооценка) — это способность понимать и оценивать свои сильные и слабые стороны, возможности и ограничения, уважать себя и воспринимать положительно, оставаться в согласии с самим собой. Существует три типа самооценки: заниженная, нормальная и завышенная. Может показаться, что лишь заниженная самооценка может привести к печальным последствиям и несчастью, однако на это способна и завышенная. В этом случае человек испытывает недоумение — почему никто его не уважает и не оценивает по достоинству?

Независимость — это способность самостоятельно принимать решения, твердо стоять на своих ногах и не зависеть от других. Речь идет скорее об эмоциональной зависимости, когда человек является рабом эмоций и привычек.

Самоактуализация — это развитие в себе динамического непрерывного процесса стремления развиваться, устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывая свой потенциал. Человек обретает смысл своего существования и становится тем, кем он способен стать.

Эмоциональная осознанность — это способность человека замечать, осознавать и оценивать эмоции в конкретный момент, различать их и понимать причины их возникновения. Для развития этой способности рекомендуется заниматься медитацией.

Межличностная

Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей. Способность к эмпатии не зависит от интеллектуальных усилий.

Эмпатию мы подробнее рассмотрим в четвертом уроке.

Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, уметь сотрудничать с другими людьми. Включает в себя нравственность, совесть, заботу о ближнем и стремление брать на себя ответственность за поступки других людей.

Межличностные отношения — это навыки конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, умение чувствовать себя комфортно в социальных контактах. Различают формальные и неформальные отношения.

Адаптивная

Умение решать проблемы — это способность установить и сформулировать проблему, а затем найти наиболее эффективный способ ее решения. Для развития этого навыка требуются логическое, творческое мышление, а также интуиция.

Гибкость — это умение менять манеру поведения, образ мышления и эмоциональный фон в зависимости от обстоятельств. Человек, обладающий гибкостью, не отрицает реальность и всегда ищет возможности извлечь выгоду из меняющегося окружения или ситуации. Этот навык более всего свойственен художникам и творческим людям.

Оценка действительности — это способность сверять свои чувства, эмоции и мысли с объективной внешней реальностью.

Управление стрессом

Стрессоустойчивость — это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие так называемых стрессоров, и не вовлекать негативные эмоции. Также это умение человека делать то, что нужно и не позволять эмоциям себя отвлекать.

Контроль импульсов — это умение устоять перед соблазном быстрого удовлетворения потребностей ради долгосрочного успеха. Требует развитой силы воли и дисциплины.

Общее настроение

Оптимизм — это способность человека сохранять позитивное отношение даже в трудных обстоятельствах и при этом решать свои проблемы. Любая неудача или проблема — новая возможность. Это некий образ мышления, при котором человек сознательно не допускает деструктивные мысли, способные подорвать уверенность в себе.

Счастье (благополучие) — это способность быть умиротворенным, воодушевленным, жизнерадостным и при этом любить жизнь и других людей.

Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (модель способностей)

В 1990 году американские психологи Майер, Саловей и Карузо предложили свою модель эмоционального интеллекта. Они дорабатывали ее несколько лет и в итоге представили обновленную модель, состоящую из четырех компонентов.

Восприятие, оценка и выражение эмоций. Это способность безошибочно различать эмоции и идентифицировать эмоциональное содержание. Майер, Саловей и Карузо утверждают, что это основной и базовый компонент развития эмоционального интеллекта. Они исходят из того, что выражения лиц, отображающих гнев, печаль, счастье и страх у всех людей одинаковы, а значит их можно распознать. Младенцы и дети излучают эмоции искренне, а желание их прикрыть слишком явно отображается на языке их тела. Взрослый человек склонен скрывать свои эмоции, но тем не менее при длительном наблюдении или появлении микровыражений их точно можно безошибочно определять. Если вы продвинулись в овладении этим навыком, то умеете более точно идентифицировать ситуацию и действовать, исходя из своих выводов.

Использование эмоций для повышения эффективности мышления. Способность человека пробуждать в себе креативность, активизировать свой мыслительный процесс, используя эмоции как мотивацию. В этом случае вы сознательно понимаете силу эмоций, осведомлены о своей психологии и используете свои ощущения в свою пользу, а не во вред. Вы учитесь направлять свое внимание на важные для вас вещи и искусственно вызывать нужные эмоции, которые помогут решить задачу. Например, многими исследованиями доказано, что при оптимистическом, позитивном подходе и образе мышления, мозг человек работает лучше, чем в пессимистическом. Исходя из этого, вы вводите себя в нужное состояние и добиваетесь поставленных перед собой целей.

Понимание эмоций. Способность осознать связь и различие между эмоциями и мыслями, определять причину и истоки появления эмоции, понимать амбивалентные (сложные) чувства и интерпретировать эмоции, возникающие во взаимоотношениях с людьми. Относитесь к любой эмоции как к некой информации, которую она несет. Когда человеку страшно, он выбирает один из трех способов действия: бежать, цепенеть и атаковать. Когда он счастлив, то хочет находиться рядом с людьми и делиться своей радостью. Если гневается, то хочет причинить физический или моральный вред другому человеку. Некоторые эмоции перетекают друг в друга, другие возникают на доли секунды и исчезают. Вы также можете заметить, как при помощи мыслей меняются ваши чувства и эмоции.

Читайте также:  Почему нужно избегать стрессов

Оценка эмоций. Способность пробуждать, укрощать и направлять свои и чужие эмоции для достижения определенных целей. Для того, чтобы научиться контролировать свои эмоции и управлять эмоциями других людей, необходимо привести себя в состояние осознанности, при котором вы спокойны и наблюдательны. Чтобы достичь успеха в повышении этого навыка, нужно развивать самодисциплину и самоконтроль.

Смешанная модель Гоулмана

Наиболее известным подходом к развитию эмоционального интеллекта является смешанная модель Дэниела Гоулмана. За основу Гоулман взял модель Мейера, Саловея и Карузо. К их компонентам он добавил еще несколько — настойчивость, энтузиазм и социальные навыки. Таким образом он объединил когнитивные способности с личностными характеристиками. Известность смешанной модели стала настолько большой, что вышла за рамки интереса психологов и стала популярной среди обычного круга людей. Всего Гоулман выделяет пять компонентов, разделенных на более мелкие элементы.

Самосознание:

  • Уверенность в себе: это свойство личности, ядром которого выступает позитивная (или адекватная) оценка своих сильных и слабых сторон.
  • Правильная самооценка: осознание своих возможностей и сильных сторон.
  • Эмоциональное самосознание: анализ своих эмоций и осознание их воздействия, а также использование интуиции.

Самоконтроль:

  • Оптимизм: умение с позитивом и надеждой смотреть на реальность или сложную ситуацию.
  • Открытость: надежность, проявление прямоты и честности.
  • Обуздание эмоций: умение контролировать деструктивные импульсы и эмоции.
  • Воля к победе: стремление улучшать личную эффективность ради того, чтобы соответствовать внутренним стандартам качества.
  • Адаптивность: умение приспособиться к меняющимся обстоятельствам.
  • Инициативность: полная готовность к активным действиям.
  • Социальные навыки: способность выстраивать эффективные взаимоотношения с другими людьми.
  • Предупредительность: умение удовлетворять потребности и нужды клиентов и подчиненных.
  • Деловая осведомленность: осознание и понимание иерархии ответственности и политики, текущих событий.
  • Сопереживание: проявление участливого отношения к проблемам других людей, умение прислушаться к их чувствам.

Управление отношениями:

  • Влияние: это владение рядом тактик убеждения.
  • Воодушевление: умение вести за собой других людей, рисуя прекрасную картину будущего.
  • Содействие изменениям: способность вести людей в новом направлении и инициировать изменения в карьере и личной жизни.
  • Помощь в самосовершенствовании: умение развивать способности других людей.
  • Укрепление личных взаимоотношений: поддержка социальных связей.
  • Урегулирование конфликтов: эффективное разрешение разногласий.
  • Сотрудничество и командная работа: умение создать продуктивную команду.

Эмпатия. Способность распознавать свои и чужие эмоции, умение сопереживать. Мы рассмотрим подробнее эмпатию в четвертом уроке.

Мотивация. Умение побуждать себя к действию. Подробнее мы рассмотрим мотивацию и самомотивацию в пятом уроке.

Смешанная модель Гоулмана приобретала свою популярность не в последнюю очередь благодаря стимулированию людей к развитию личностных качеств. Его книги написаны простым и доступным языком с тем, чтобы с ними мог ознакомиться любой желающий. Советы Гоулмана просты и не требуют особых знаний о психологии. Несомненно, этот психолог объединил все лучшее, что было создано до него и дал миру свою модель, которая способна повысить эмоциональный интеллект любого человека.

А теперь предлагаем вам пройти небольшой тест, который поможет оценить ваш эмоциональный интеллект.

Тест на эмоциональный интеллект

Тест на эмоциональный интеллект (методика Н.Холла) показывает, как вы используете эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению; отношение к жизни и поиски гармонии. Правила следующие:

  • В вопросах, где нужно выбрать из 6 вариантов, ответьте, насколько каждый человек похож или не похож на вас. Выберите тот ответ, который показывает, насколько описываемый человек похож на вас.
  • Опросник состоит из ряда вопросов о вас, вашем стиле поведения, привычках, мыслях, чувствах, переживаниях и образе жизни. Вам нужно спроецировать каждый вопрос на себя и подобрать вариант ответа, наиболее точно отражающий вашу позицию в конкретном контексте. Отвечать следует максимально честно перед самим собой, смотря правде в глаза.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

В этом уроке мы вкратце рассмотрели историю эмоционального интеллекта и изучили три самые популярные модели для его повышения. Несмотря на то, что психологи предлагают нам овладеть десятками навыков, их можно свести к пяти-шести, на которые мы и обратим внимание в нашем курсе.

В следующем уроке мы научимся управлять своими эмоциями и получим рекомендации, как справиться с самыми разрушительными. Также мы поможем вам научиться вызывать в себе позитивные эмоции и ощущения для того, чтобы повысить свою удовлетворенность жизнью и приблизиться к счастью.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Следующий урок посвящен управлению эмоциями.

Источник

Оцените статью