- «Ветер принес издалека» анализ стихотворения Блока по плану кратко – год, история создания, средства выразительности
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
- Александр Блок — Ветер принес издалёка: Стих
- Анализ стихотворения «Ветер принес издалёка» Блока
- Статья»Целостный анализ стихотворения А.Блока»
- помогите написать анализ стихотворения А. Блока
«Ветер принес издалека» анализ стихотворения Блока по плану кратко – год, история создания, средства выразительности
Стихотворение “Ветер принес издалека” – одно из многих в творчестве Блока, которое он посвятил своей жене, Любови Менделеевой. Чтобы ученики 6 класса могли лучше понять чувства поэта, на уроке литературы можно использовать краткий анализ “Ветер принес издалека” по плану. Это хороший дополнительный материал, помогающий разъяснить тему.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ветер принес издалека.
История создания – стихотворение относится к раннему периоду творчества Блока, оно написано в 1901 году, когда он уже ухаживал за своей будущей супругой Любовью Менделеевой.
Тема стихотворения – предчувствие весны, которая несет надежду на встречу с любимой женщиной.
Композиция – кольцевая, замыкающей фразой служит “ветер принес издалека“.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – трехстопный дактиль.
Эпитеты – “весенняя песня”, “бездонная лазурь”, “близкая весна”, “зимние бури”, “звездные сны”, “звучные песни”.
Метафоры – “ветер принес”, “открылся клочок неба”, “плакали бури”, “реяли сны”, “плакали струны”.
История создания
Произведение написано в 1901 году, зимой, когда Александр Блок уже был влюблен в свою будущую жену Любовь Менделееву, но девушка не ответила ему взаимностью и их отношения не были официальными. В начале 20 века к этому относились очень строго, так что поэт не мог видеть любимую так часто, как ему хотелось бы. Приличия предписывали не допускать слишком частых свиданий. И, по сути, наслаждаться общением с будущей супругой поэт мог только весной – семья Менделеевых выезжала на дачу, а Блок, который был с ними дружен, присоединялся.
И мысль о будущей встрече грела его душу серой петербургской зимой, в которой уже чувствовалось дыхание весны. Это ощущение поэт и описал в своем стихотворении “Ветер принес издалека”, история создания которого неразрывно связана с историей его любви.
Основная тема стиха – это предчувствие весны. Душу лирического героя наполняют смутные ощущения – то мрачные предчувствия, то радость от того, что скоро он сможет увидеться с той, которая ему так желанна. Именно эти ощущения Блок и пытается передать через наполненное символами произведение. Основная идея стихотворения – ощущения влюбленного человека, которому еще не позволено выражать свои чувства открыто.
Он рассказывает о том, как томится человек, которому неизвестно будущее его любви, как ему хочется верить в лучшее и надеяться на взаимность, А символом всех этих надежд выступает весна.
Композиция
Эмоциональная наполненность произведения очень плотная, чему способствует и закольцованная композиция. Если в начале этого трехстрофного стихотворения поэт настроен пессимистично, то конец – это скорее описание хорошего, светлого предчувствия.
Ветер символизирует в произведении приход скорой весны, предвещает ее. Лирический герой не видит пока чистого неба, но ощущает, что скоро наступит момент, когда можно будет насладиться наступлением весны. Он хочет, чтобы это время пришло поскорее и говорит о том, что зимние бури плачут – как будто чувствуя, что им недолго осталось царить на земле.
Вторая строфа иносказательно говорит о том, что Блок страдает из-за невозможности выразить свои чувства, которые пока что прячутся “робко темно и глубоко”. Он может позволить себе только сны, в противном случае его поведение может скомпрометировать дорогую ему женщину.
Наконец, третья строфа показывает, что тоска поэта понемногу рассеивается, он уже слышит звучные песни и чувствует, что впереди его ждет что-то хорошее. И действительно – в 1903 году Блок и Менделеева поженились.
Это лирическое стихотворение – несмотря на пейзажные элементы, поэтические строки служат для того, чтобы передать чувства поэта, испытываемые им эмоции. Этот жанр помогает Блоку выразить то, что мучает его и то, что он хотел бы открыть миру.
Произведение написано трехстопным дактилем, который, в сочетании с перекрестной рифмовкой, делает его легким для восприятия. С умыслом Блок использует также чередование женской и мужской рифмы: таким образом он демонстрирует свою мечту о единении с возлюбленной.
Средства выразительности
Не только символы, но и классические тропы использует Блок в своем стихотворении, чтобы передать настроение и донести мысль. Это такие средства выразительности, как:
- Эпитеты – “весенняя песня”, “бездонная лазурь”, “близкая весна”, “зимние бури”, “звездные сны”, “звучные песни”.
- Метафоры – “ветер принес”, “открылся клочок неба”, “плакали бури”, “реяли сны”, “плакали струны”.
С их помощью автор передает свои сомнения в ответном чувстве – уж слишком мимолетными были встречи с будущей невестой, показывает все сомнения, которыми мучается влюбленное сердце, и в то же время – все надежды, которые его питают. Поэт не знает, что ждет их впереди, но хочет думать, что будущее будет хорошим.
Источник
Александр Блок — Ветер принес издалёка: Стих
Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.
Анализ стихотворения «Ветер принес издалёка» Блока
Ранний период творчества Блока отмечен его увлеченностью символизмом и мистицизмом. Стихотворение «Ветер принес издалека…» (1901 г.) — яркий пример обращения поэта к любой незначительной детали, которые он рассматривает в качестве тайных символов и придает им огромное значение.
Наступление весны для Блока — не просто смена времен года. Оно сопровождается таинственными знаками. Задолго до прихода настоящих теплых дней лирический герой слышит «песни весенней намек», который приносит ветер. Одновременно с этим для него открывается «неба… клочок». В «сумерках близкой весны» автор слышит плач «зимних бурь». В сознании лирического героя реальный мир совершенно преображается, в нем происходят скрытые от обычного взгляда перемены, раздаются загадочные звуки.
В последней строфе появляется любовная тема. В этот период Блок увлекался идеями В. Соловьева и его учением о Вечной Женственности. Знаменитая блоковская «Прекрасная Дама» (Л. Менделеева) не отвечала поэту взаимностью. Но он упорно считал ее воплощением своего женского идеала и добивался руки девушки. «Плачущие струны» лирического героя символизируют его любовную лирику, тоску и печаль от невозможности обрести настоящее счастье.
Блок искренне считал, что они с Менделеевой были рождены друг для друга, а их брак благословлен на небесах. Поэтому родственные души неизбежно тянутся друг к другу. Среди символов приближающейся весны лирический герой различает «звучные песни» своей возлюбленной, которые обращены к нему и свидетельствуют о скором воссоединении двух влюбленных.
Поиск Блоком различных символов и предзнаменований в природе может быть легко объяснен. Поэт редко виделся со своей возлюбленной. Встречи и совместные прогулки происходили только в теплое время года, когда семья Менделеевых приезжала на дачу.
Очень характерно, что произведение «Ветер принес издалека…» было написано Блоком в январе, когда в реальности ни о каких признаках близкой весны не могло быть и речи. Но поэт, находясь в экзальтированном состоянии, уносится в своих мечтах далеко от серой петербургской зимы. Окружающий мир наполняется для него различными предзнаменованиями, которые, в общем-то сбываются. В 1903 г. Л. Менделеева согласилась стать женой поэта.
Источник
Статья»Целостный анализ стихотворения А.Блока»
Целостный анализ стихотворения А.Блока «Ветер принёс издалёка»
Это стихотворение, если пользоваться делением Зары Минц, можно отнести к Первой Группе стихов: душа поэта в радостном предчувствии ждёт посланницу «миров иных».
Лирический герой одинок, взволнован и обеспокоен. Эмоциональная тональность стиха романтична, поэтическая интонация мелодична, гармонична и тревожна. Созданию высокой поэтической тональности способствуют выражения: «бездонные лазури», «реяли звёздные сны», «звучные песни твои».
Размер стиха (дактиль) рождает минорную интонацию, стремящуюся к понижению. Ненормативное ударение (издалёка глубоко) создаёт метр-пульс (термин композитора А.Захарова). Прерывистость пульса всегда связана с фактором ритма высшего порядка. Стихотворение А.Блока, как считает А.Захаров, дышит наподобие музыкального дыхания: «расширение и сжатие, осветление и потемнение». Сам поэт писал: «Творческая сила ритма поднимает слово на хребте музыкальной волны, и ритмическое слово заостряется, как стрела, летящая прямо в цель, и певучая». Происходит слияние человеческой музыки и мировой, микрокосмической и макрокосмической. Ненормативное ударение в словах «издалёка/глубоко» рождает своеобразную, неповторимую ритмику. Звук «о» растягивается и создаёт образ бездны, но бездны, уходящей не вниз, а вверх («лазурь бездонная»).
В стихотворении перед нами предстаёт оппозиция цикла – антитеза «истинного» мира идей и ложности «суетливых дел мирских». Если романтическая поэзия видит «небесный мир» холодным и неприступным, то для Блока – это мир радости и тепла. Небо лазурное и приветливое. «Она» не нематериальна. «Она» живая. («Звучные песни твои»).
Снижение образа лирического героя угадывается в строке: «Плакали струны мои» в противовес «Её» «звучным песням». Поэт говорит о её совершенстве и коленопреклонении перед ней.
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» включает себя 972 рифменных сочетания, причем преобладают точные рифмы (701). Об этом пишет Л.Краснова в «Поэтике Блока». В данном стихотворении рифма – перекрёстная с чередованием мужской и женской (намёк-клочок, лазури-бури). В первой и третьей строфах мы видим перестановку зарифмованных слов (издалёка/глубоко и глубоко/издалёка). Этот палиндром создаёт тематический повтор движущейся мысли, что придаёт стиху «утончённо-камерный характер» (Л.Краснова «Поэтика А.Блока»). Следует отметить проявление свойств ритменных повторов через композиционное обрамление. Концовка в кольцевом обрамлении повторяет одно зарифмованное слово и, безусловно, можно говорить о его главенствующей роли в развитии темы стихотворения. Заканчивая первую строку первой фразы стихотворения и, повторяясь в третьей строке третьей строфы (последней), слово «издалёка» становится лейтмотивом лирического повествования. Анализ первой строфы показывает, что здесь на фонетическом уровне преобладают гласные звуки «е, о», символика утвердительная, лирический герой чувствует приближение весны («песни весёлый намёк»), возникает образ «Её», пусть еще смутный, неясный, но он уже угадывается.
На морфологическом уровне доминируют номинативные части речи, однако глагольная инверсия выводит действие на первый план и привлекает внимание к ключевым словам стихотворения.
На синтаксическом уровне первая строфа представляет собой сложное, бессоюзное предложение. Оно создаёт картину приближения и намечает канву сложного психолого-символистского повествования.
При анализе второй строфы можно увидеть, что на фонетическом уровне акцент смещается в сторону гласных звуков «и, е», в которых заложена символика отрицательного. Можно заключить, что смысл второй строфы заключён в борьбе «зимы» и «весны». Хотя приход второй и очевиден. Глагол несовершенного вида, прошедшего времени, изъявительного наклонения в бессоюзном сложном предложении образуют инверсионный ряд и концентрируют вокруг себя экспрессию строфы («Плакали зимние бури, Реяли звёздные сны»). Картина, связанная с состоянием героя, показывает сопротивление «зимы» «весне», «земли» — «Её приходу», так как не пришло время Её появиться. Для второй строфы характерны сочетания «определяющее + определяемое» («бездонная лазурь», «близкая весна», «зимние бури»), символизирующие великое таинство Преображения Её, происходящее там, наверху. Неземная, возвышенная «Вечная женственность» видится герою недостижимым, таинственным идеалом. Поэтому в этой строфе особую роль играют «слова-острия» (термин А.Блока): «лазурь», «сны». Сны для героя – способ бегства в прошлое от настоящего. И, тем не менее, герой ждёт весну («в сумерках близкой весны»).
В третьей строке преобладающим можно назвать гласный звук «о» — символика утвердительно начала. Звуковые переливы рождают картину красного цвета, наравне с голубым являющимся доминирующим в творчестве поэта (Зара Минц). Ощущение одиночества чувствуется в словах («Робко, темно и глубоко плакали струны мои…»). Но фраза: «Ветер принёс издалёка/ Звучные песни твои» подготавливает — ожидаемое грядёт! Глагол «принёс» совершенного вида, прошедшего времени, изъявительного наклонения стягивает ритм строфы на себя. Он звучит утверждающе: Её появление должно состояться. Третья строфа состоит из двух предложений. Они составляют оппозицию друг другу: «…плакали струны мои» и «Звучные струны твои». Это характерные для поэзии А.Блока (как выделяют многие литературоведы) контрастные образы-антитезы, оба полюса которых одинаково принимаются и сливаются в единое целое и охватывают отношения героя и героини.
Стихотворение «Ветер принёс издалёка…» вместило в себя весь макрокосм мышления поэта. Мы не знаем, как и когда соединятся герой и героиня, но чувствуем, что ощущением этой встречи проникнута каждая строчка.
Источник
помогите написать анализ стихотворения А. Блока
Ветер принёс издалека
Песни весенней намёк,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звёздные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои
Ветер принёс издалека
Звучные песни твои.
История написания стихотворения начинается с любви. Созданное в конце января 1901 года оно пронизано ожиданием, предчувствием скорой весны, встречи с любимой. Той серой петербургской зимой поэт был влюблен в Л. Д. Менделееву, дочь своего друга, но виделись они редко. Приличия не позволяли частых свиданий. И только весной, когда семья Менделеевых выезжала на дачу, Блок мог к ним присоединиться.
Вестником скорой весны выступает в стихотворении ветер. Клочок чистого неба, который Блок не видит, но чувствует, что он есть где-то, полон предчувствия перемен, желания увидеть наконец-то чистое небо полное солнца. В лазури нового неба «плакали зимние бури», словно ощущая свой скорый уход.
Ранние стихотворения поэта пропитаны духом символизма, чрезвычайно распространенного в XX веке направления в искусстве. Основной признак этого течения – доходящий до отчаяния пессимизм. Это отчетливо слышится в следующих строках: «плакали зимние бури», «плакали струны мои». К концу произведения тоска поэта рассеивается, пробивается лучик надежды («Ветер принес издалёка/Звучные песни твои»).
В стихотворении Блока много недосказанности. Автор хочет очень многое поведать читателю, противоречивые чувства терзают его и не дают ясности. Взять хотя бы следующие образы: «где-то светло и глубоко», «реяли звездные сны» и «робко, темно и глубоко». Такая глубокая тоска символизирует невозможность открыться своей любви. И только робкие жесты и «звездные сны» поэт может позволить себе, чтобы не скомпрометировать любимую.
Силлабо-тоническая система стихосложения в стихотворении компенсирует приблизительные рифмы в первом четверостишии. Рифмы последних двух четверостиший – точные. Автор внезапно вдыхает «светло и глубоко» первые строчки, позабыв о правилах стихосложения, а затем, опомнившись, дописывает последние две строфы. Стихотворение состоит из 3 строф (всего 12 строк). Рифмовка в первом четверостишии отсутствует (белый стих). В последних двух – рифмовка перекрестная. Стихотворный размер: трехстопный дактиль.
В первой и третьей строке каждого четверостишия рифма женская, стопа усечена на один слог. Во второй и четвертой – мужская, стопа усечена на два слога. Чередование женской и мужской рифмы для столь искушенного в стихосложении автора снова наводит на мысли о некой влюбленной женщине, имя которой Любовь Дмитриевна Менделеева. Таким замысловатым способом, случайно или намеренно, в мир пробивается мечта о единении двух сердец.
Свадьба Блока и Менделеевой состоялась в 1903 году, но почти до самой церемонии автор не знал — действительно ли он любим. Ведь их встречи были редки и мимолетны. В их семейной жизни было много трагических моментов, но символ любви-весны остался с Блоком навсегда.
Источник