Ветер нагонял тучи серый вид которых сразу же навевал унылые мысли потому что чувствовалось

Содержание
  1. Сложноподчиненное предложение. 1. найдите сложноподчинённое предложение. 1) здесь, как говорят старожилы, когда-то было много дичи. 2) грязь была такая, что в ней с лёгкостью можно было увязнуть по самые уши. 3) избушки, засыпанные снегом, расположились вокруг ровной белой поляны, и от этой сверкающей на солнце поляны уютно. 4) составлена, как я слышал, грамматика тунгусского языка. 2. какое утверждение является неверным? в предложении человеку, который сам ничего не знает, не о чем рассказывать людям 1) простые предложения, входящие в сложные, неравноправны 2) тип связи предложений — подчинение 3) средство связи предложений — интонация 4) слово который является членом предложения 3. в каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения, в построении которых допущены ошибки? а. недорослями называли молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни. б. когда он проснулся, поезд уже подходил к станции. в. мне дали понять о том, что я жду напрасно. г. не знаю только, принесут ли мои слова вам пользу. 1) а, б 2) б, в 3) а, в 4) а, г 4. в каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения, придаточную часть которых нельзя заменить причастным оборотом? а. из серых туч, которые неожиданно нависали над городом, посыпался мелкий дождик. б. поезд, в котором ехал денис, прибыл в город ранним утром. в. «музеем мостов» называют санкт-петербург, который раскинулся на сто одном острове в дельте невы. г. страшная жара, от которой уже начали желтеть листья на деревьях, после дождя спала. 1) а, г 2) б, в 3) а, в 4) б, г 5. найдите сложноподчинённое предложение. 1) к его удовольствию, полоска бумаги сразу плотно всей поверхностью пристала к обложке. 2) и снова — в который уже раз за —в кремле закипела работа. 3) когда потекли третьи сутки, дождь действительно прекратился. 4) как выяснилось позже, различие в названиях реки объяснялось просто. 6. какое утверждение является неверным? в предложении ветер нагнал тучи, серый вид которых сразу же навевал унылые мысли 1) простые предложения, входящие в сложные, неравноправны 2) тип связи предложений — подчинение 3) средство связи предложений — интонация 4) слово которых является членом предложения 7. в каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения, в построении которых допущены ошибки? а. пока мы ехали, стало совсем темно. б. уверяли, что мы свою команду не подведём. в. председатель попросил доложить всё, что делается для решения этой проблемы. г. минутами я совсем забывал, куда я еду и зачем. 1) а, б 2) б, в 3) в, г 4) а, г 8. в каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения, придаточную часть которых нельзя заменить причастным оборотом? а. у меня сохранился снимок, который брат сделал во время последней экспедиции. б. книги, с которыми он не хотел расставаться, стояли всегда на верхней полке. в. было раннее утро благодатной поры, которую издавна называют бабьим летом. г. к центру городка вела улица, на которой стояли деревянные дома. 1) а, г 2) б, в 3) а, в 4) б, г 9. найдите сложноподчинённое предложение. 1) по словам ноздрёва, в пруду водилась рыба огромной величины. 2) казалось немного странным, что этот малень кий худенький человек руководил работой множества сложных аппаратов. 3) голодный и прозябший, возвращаюсь я в сумерках в усадьбу, и на душе становится тепло и отрадно. 4) как говорили в старину любить и жаловать. 10. какое утверждение является неверным? в предложении суворов забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей 1) простые предложения, входящие в сложные, неравноправны 2) тип связи предложений — подчинение 3) средство связи предложений — интонация 4) слово где является членом предложения.
  2. Ответы 9
  3. Фонд оценочных средств по русскому языку, 9 класс

Сложноподчиненное предложение. 1. найдите сложноподчинённое предложение. 1) здесь, как говорят старожилы, когда-то было много дичи. 2) грязь была такая, что в ней с лёгкостью можно было увязнуть по самые уши. 3) избушки, засыпанные снегом, расположились вокруг ровной белой поляны, и от этой сверкающей на солнце поляны уютно. 4) составлена, как я слышал, грамматика тунгусского языка. 2. какое утверждение является неверным? в предложении человеку, который сам ничего не знает, не о чем рассказывать людям 1) простые предложения, входящие в сложные, неравноправны 2) тип связи предложений — подчинение 3) средство связи предложений — интонация 4) слово который является членом предложения 3. в каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения, в построении которых допущены ошибки? а. недорослями называли молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни. б. когда он проснулся, поезд уже подходил к станции. в. мне дали понять о том, что я жду напрасно. г. не знаю только, принесут ли мои слова вам пользу. 1) а, б 2) б, в 3) а, в 4) а, г 4. в каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения, придаточную часть которых нельзя заменить причастным оборотом? а. из серых туч, которые неожиданно нависали над городом, посыпался мелкий дождик. б. поезд, в котором ехал денис, прибыл в город ранним утром. в. «музеем мостов» называют санкт-петербург, который раскинулся на сто одном острове в дельте невы. г. страшная жара, от которой уже начали желтеть листья на деревьях, после дождя спала. 1) а, г 2) б, в 3) а, в 4) б, г 5. найдите сложноподчинённое предложение. 1) к его удовольствию, полоска бумаги сразу плотно всей поверхностью пристала к обложке. 2) и снова — в который уже раз за —в кремле закипела работа. 3) когда потекли третьи сутки, дождь действительно прекратился. 4) как выяснилось позже, различие в названиях реки объяснялось просто. 6. какое утверждение является неверным? в предложении ветер нагнал тучи, серый вид которых сразу же навевал унылые мысли 1) простые предложения, входящие в сложные, неравноправны 2) тип связи предложений — подчинение 3) средство связи предложений — интонация 4) слово которых является членом предложения 7. в каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения, в построении которых допущены ошибки? а. пока мы ехали, стало совсем темно. б. уверяли, что мы свою команду не подведём. в. председатель попросил доложить всё, что делается для решения этой проблемы. г. минутами я совсем забывал, куда я еду и зачем. 1) а, б 2) б, в 3) в, г 4) а, г 8. в каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения, придаточную часть которых нельзя заменить причастным оборотом? а. у меня сохранился снимок, который брат сделал во время последней экспедиции. б. книги, с которыми он не хотел расставаться, стояли всегда на верхней полке. в. было раннее утро благодатной поры, которую издавна называют бабьим летом. г. к центру городка вела улица, на которой стояли деревянные дома. 1) а, г 2) б, в 3) а, в 4) б, г 9. найдите сложноподчинённое предложение. 1) по словам ноздрёва, в пруду водилась рыба огромной величины. 2) казалось немного странным, что этот малень кий худенький человек руководил работой множества сложных аппаратов. 3) голодный и прозябший, возвращаюсь я в сумерках в усадьбу, и на душе становится тепло и отрадно. 4) как говорили в старину любить и жаловать. 10. какое утверждение является неверным? в предложении суворов забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей 1) простые предложения, входящие в сложные, неравноправны 2) тип связи предложений — подчинение 3) средство связи предложений — интонация 4) слово где является членом предложения.

Ответы 9

1. Сложноподчиненное предложение (СПП) — это сложное предложение, которое состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая — придаточной. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на во членов предложения.

2. Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон.

3. Придаточное предложение может занимать разное место по отношению к главной части.

Придаточные предложения могут стоять перед главным предложением:

Пока жена готовила завтрак, Данилов вышел в огород.

Придаточные могут стоять после главного предложения:

Он остался здесь с тем, чтобы быть у вас в студии послезавтра.

Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения:

В том, что деньги пропали, уже никто не сомневался.

Примечание. Главные части выделены жирным шрифтом, союзы (союзные слова) — курсивом.

4. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению.

К одному слову в главном предложении относятся следующие типы придаточных:

обстоятельственные образа действия и степени.

Ко всему главному предложению обычно относятся следующие типы придаточных:

придаточные места, времени, причины, следствия, сравнения, цели, условия, уступки (то есть обстоятельственные типы придаточных, кроме придаточных образа действия и степени).

5. Тип придаточной части определяется на основании постановки во от главной части к придаточной. Нельзя определить тип придаточной части по типу союза или союзного слова. Так, например, слова когда, где могут присоединять различные по значению придаточные части, а не только придаточные со значением времени, места:

Я с о чем?), когда прибывает поезд. (Придаточное изъяснительное).

День (какой?), когда мы ездили на море, был солнечным. (Придаточное определительное).

Позвони мне (когда?), когда приедешь. (Придаточное времени).

Я с о чем?), где можно купить учебники. (Придаточное изъяснительное).

Город (какой?), где мое детство, очень изменился. (Придаточное определительное).

Там (где?), где мы шли, было очень сыро. (Придаточное места).

Особую группу предложений составляют СПП с придаточными присоединительными, в которых во к придаточной части не ставится.

6. Средствами связи придаточного и главного предложений являются подчинительные союзы или союзные слова (и те и другие находятся в придаточной части), а также указательные слова (в главной части предложения).

В русском языке представлены следующие группы подчинительных союзов:

1) временные: когда, пока, лишь, только;

2) причинные: так как, потому что, ибо;

3) условные: если, коли;

4) целевые: чтобы;

5) уступительные: хотя;

6) следствия: так что;

7) сравнительные: как, словно, будто, чем;

8) изъяснительные: что, как, ли, чтобы.

Примечание. В русском языке есть большое количество производных союзов, составленных из союзов и указательных слов: после того как, несмотря на то что, для того чтобы, благодаря тому что;

— двух союзов: как будто, как только союзов в сочетании со словами время, причина, цель, условие и др.: в то время как, с той целью чтобы, в силу того что, с тех пор как, в результате чего и др.

7. Союзные слова могут быть выражены

относительными местоимениями (кто, что, какой, который, чей, сколько и др.), которые могут стоять в разной форме;

местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, зачем, как и др.). В отличие от союзов союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части.

Источник

Фонд оценочных средств по русскому языку, 9 класс

фонда оценочных средств

по дисциплине русский язык

Повторение изученного в 5-8 классах

Контрольный диктант №1

Контрольная работа №1

Контрольное сжатое изложение

Контрольный диктант с грамматическим заданием №2

Итоговая контрольная работа №2

Читайте также:  Ценю людей которые меня чувствуют

Контрольный диктант с грамматическим заданием №3

Бессоюзное сложное предложение

Итоговая контрольная работа №3

Контрольный диктант с грамматическим заданием №4

Синтаксические конструкции с чужой речью

Итоговый контрольный диктант №5

Контрольный словарный диктант №1

Нелепый вид; недозрелое яблоко; не достает до турника; неоткуда взять силы; никуда не годится; непродуманное выступление; задача не решена; не чувствуя никакой привязанности; следы не лисьи; ваза не фарфоровая; работа не проверена; еще не замерзшая речонка; небольшая, а быстрая речонка; непрошеный гость, далеко не интересный фильм; не завершенная, а только начатая работа; река неширокая, но глубокая; не высоко, а низко.

Контрольный словарный диктант №2

Акклиматизация, аккумулятор, бакалея, бактериологический, бандероль, вверенный, впоследствии, виртуоз, виртуальный, галлюцинация, гигиена, грампластинка, дерматин, диаметрально противоположный, диапазон, заграница, за границей, идентичный, как ни в чём не бывало, колоннада, корректор, коррозия, меценат, миниатюра, мультипликация, на радостях, научно-исследовательский, небезынтересный, овеянный, олицетворение, подлинник, поочерёдно.

Меценат- лицо, которое безвозмездно делает добро людям.

Виртуоз – исполнитель, мастерски владеющий техникой искусства.

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»

Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб. Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается.

И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетеного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрепанный веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»

Ястреб круто меняет линию полета, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под березы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу.

(По Н. Грибачеву) (143 слова)

Контрольный диктант с грамматическим заданием №2

1)Поезд прибыл с большим опозданием, и мы были принуждены дожидаться на вокзале рассвета.

2)Дальше мы предполагали ехать на лошадях, но оказалось, что готова автомобильная дорога. 3)Путь шел по прибрежной полосе вдоль реки, и это была живописная дорога. 4)Когда доехали до конца тракта, мы приобрели лошадей и дальнейший путь продолжали верхом.

5)Здесь нам пришлось преодолеть много препятствий: быстроходные горные реки, разлившиеся ручьи, поваленные деревья, огромные камни, сорвавшиеся с утесов.

6)Однажды дорогу преградила лавина, которая со страшным грохотом пронеслась перед нами, проложив себе путь сквозь дремучую тайгу.

7)На третий день верхового пути нашего слуха коснулся отдаленный шум большого водопада. 8)По мере приближения шум все возрастал, пока не превратился в сплошной оглушительный гул.

9)Как-то на пути попался горный козел. 10) Он, видимо, спал, но, заслышав нас, вскочил из-за скалы и замер, как изваяние. 11)Потом он ускакал, обсыпав нас сверху мелкими камешками. 12)Мы не преследовали его, а устроились на привал, чтобы дать отдохнуть притомившимся лошадям и привести себя в порядок.

13)Сверху на нас презрительно посматривали орлы, расположившиеся на неприступных скалах.

1)Из предложений 6 – 7 выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке определяется значением «пере»..

2)Из предложений 7 –8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН» .

3)Замените разговорное слово «притомившимся» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4) Замените словосочетание «прибрежной полосе», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5) Выпишите грамматическую основу предложения 9.

6)Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

7) Среди предложений 9 – 12 найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.

8)Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой. 9)Укажите СПП с придаточным изъяснительным (предложения 1-6).

10)Среди предложений 1-6 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.

Менее 5 баллов – «2»

1)Из предложений 5 – 6 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.

2)Из предложений 1 –3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н» .

3)Замените книжное слово «изваяние» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4) Замените словосочетание «горные реки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5)Выпишите грамматическую основу предложения 7.

6)Среди предложений 5 – 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

7) Среди предложений 9 – 12 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

8)Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.

9)Укажите СПП с придаточным определительным (предложения 1-6).

10)Среди предложений 1-6 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.

Менее 5 баллов – «2»

1 вариант:1–преградила; 2- отдаленный; 3- уставшим; 4- полосе у берега; 5- козел попался; 6-5; 7-10; 8-1; 9-2; 10-31.

2 вариант: 1- разлившиеся; 2- принуждены; 3-статуя; 4-реки гор; 5-шум коснулся; 6-6; 7-10; 8-2; 9-6; 10-1

Контрольный диктант с грамматическим заданием №3

Каждому дереву — своя цена!

Когда подует ветерком, за версту услышишь, как цветет липа! Незримая река медового аромата льется из нее по яркому июльскому разнотравью. Если погода тихая, пчелы слетаются сюда на работу, которая не прекращается до позднего вечера. Старое дерево, посветлев от цветения, гудит, шумит пчелами, мелькающими среди цветов и листьев. С одной липы больше собирается меда, чем с гектара цветущей гречихи. От цвета черемухи нет подобного проку, потому что цветет она рано, когда бущует весеннее пробуждение и буйство всех земных сил и соков. Но отцветают черемуха и сирень, жухнут травы, желтеют листья. Никогда не знаешь, кто заметит в сентябре ту же черемуху, кто обратит внимание на куст жасмина, кто заглядится на голые заросли шиповника!

Но есть иное дерево. Мы, пожалуй, не замечаем его весной, оно не бросается нам в глаза в июле. Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становится это дерево, и когда совсем обеднеет земля и нечем ей будет порадовать глаз человека, то вспыхнут среди долины яркие костры рябин, и люди сложат об этом дереве лучшие свои лирические песни. (164 слова.) (По В. Солоухину.)

1. Выполните синтаксический разбор ССП:

1-й вариант: Когда подует ветерком, за версту услышишь, как цветет липа!

2-й вариант: Если погода тихая, пчелы слетаются сюда на работу, которая не прекращается до позднего вечера.

2. Выпишите из своего предложения три словосочетания с разными видами подчинительной связи.

3.Составьте схемы СПП: Никогда не знаешь, кто заметит в сентябре ту же черемуху, кто обратит внимание на куст жасмина, кто заглядится на голые заросли шиповника! 2 вариант: От цвета черемухи нет подобного проку, потому что цветет она рано, когда бушует весеннее пробуждение и буйство всех земных сил и соков.

4. Словообразовательный разбор.

1-й вариант: услышишь, посветлев.

2-й вариант: порадовать, цветущей.

5. Выпишите из текста по два подчинительных и сочинительных союза.

Критерии оценивания: 5 баллов- «5»; 4 балла – «4»; 3 балла- «3»; 2 балла- «2»

1. Выполните синтаксический разбор ССП:

1-й вариант: Когда подует ветерком, за версту услышишь, как цветет липа! (СПП)

2-й вариант: Если погода тихая, пчелы слетаются сюда на работу, которая не прекращается до позднего вечера.(СПП)

2. Выпишите из своего предложения три словосочетания с разными видами подчинительной связи. (костры рябин, весеннее пробуждение, цветет рано)

3.Составьте схемы СПП: Никогда не знаешь, кто заметит в сентябре ту же черемуху, кто обратит внимание на куст жасмина, кто заглядится на голые заросли шиповника! 2 вариант: От цвета черемухи нет подобного проку, потому что цветет она рано, когда бушует весеннее пробуждение и буйство всех земных сил и соков.

4. Словообразовательный разбор.

1-й вариант: у- слыш- ишь, по -свет –л- ев.

2-й вариант: по- рад- ов-а -ть, цвет-ущ-ей.

5. Выпишите из текста по два подчинительных и сочинительных союза. ( когда, если; но, и)

Контрольный диктант с грамматическим заданием №4

(1) Обида – это такой маленький зверёк. (2) С виду он совсем безобидный. (3) Будешь правильно с ним обращаться — вреда он тебе не принесёт. (4) Обида, если не пытаться её одомашнить, прекрасно живёт на воле и никогда никого не трогает. (5) А будешь пытаться завладеть обидой, сделать её своей – всё кончится плачевно…

(6) Зверёк этот очень маленький и юркий, он очень быстро может проникнуть в тело человека. (7) Человек это сразу почувствует: ему станет обидно. (8) Это зверёк кричит человеку: «Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Я хочу наружу!»

(9) Но многие люди, разучившись понимать себя и друг друга, также разучились понимать языки тварей земных: они ни за что не хотят её отпускать. (10) Они носятся с ней, как с писаной торбой, постоянно думают о ней, заботятся… (11) А обиде всё равно не нравится в человеке. (12) Она крутится, ищет выход, но сама она никогда не найдёт пути… (13) Такой вот непутёвый зверёк. (14) Да и человек тоже непутёвый… (15) Сжался весь и ни за что не выпускает свою обиду… (16) А зверёк-то голодный, кушать ему хочется… (17) Вот и начинает он потихоньку есть человека изнутри… (18) И человек, не понимая истинной причины, чувствует это: то там заболит, то здесь… (19) Но не выпускает человек из себя обиду: привык он к ней… (20) Слабеет человек, болеть начинает, а зверюга внутри всё толстеет…

(21) И невдомёк человеку, что надо только одно: взять и отпустить обиду! (22) Пусть себе живёт в своё удовольствие! (23) И ей без человека лучше, и человеку без неё легче живётся.

(24) Обида – это такой маленький зверёк…(25) Если вдруг поймаешь ненароком, отпусти её, пусть себе бежит!

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему люди не ходят отпускать обиду?»

1. Разучились понимать себя и друг друга.

2. Постоянно думают о ней

3. Люди непутевые, зверек тоже.

4. Стремятся одомашнить и приручить зверька.

2. Из предложений 10-15 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от рядом стоящего согласного.

3. Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что глагол, от которого оно образовано, относится к прошедшему времени.

4. Замените слово ненароком из предложения 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

5. Замените словосочетание чувствует не понимая (предложение 18), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Выпишите грамматическую основу предложения 22.

7. Среди предложений 13-19 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер. (18)

8. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Может, 1 лучше назад взять, 2 а то все надо мной смеяться будут. Давайте, 3 ребята, 4 ничего не будем оставлять на последнюю минуту! Эту заметку я мог бы написать дома, 5 а сейчас пишу на большой перемене.

9. Среди предложений 4-7 найдите сложное предложение.

(-я) с бессоюзной связью. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).

Читайте также:  Гороскоп рак сегодня настроение

10. Среди предложений 17-22 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной (подчинительной) связью. Напишите номер этого предложения. Критерии оценивания

9-10 баллов- «5»; 7-8 баллов – «4»; 5-6 баллов – «3»; 3-4 баллов – «2»

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему люди не ходят отпускать обиду?»

1. Разучились понимать себя и друг друга.

2. Постоянно думают о ней

3. Люди непутевые, зверек тоже.

4. Стремятся одомашнить и приручить зверька.

2. Из предложений 10-15 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от рядом стоящего согласного.

3. Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что глагол, от которого оно образовано, относится к прошедшему времени.

4. Замените слово ненароком из предложения 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

5. Замените словосочетание чувствует не понимая (предложение 18), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Выпишите грамматическую основу предложения 22.

7. Среди предложений 13-19 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер. (18)

8. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Может, 1 лучше назад взять, 2 а то все надо мной смеяться будут. Давайте, 3 ребята, 4 ничего не будем оставлять на последнюю минуту! Эту заметку я мог бы написать дома, 5 а сейчас пишу на большой перемене.

9. Среди предложений 4-7 найдите сложное предложение.

(-я) с бессоюзной связью. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).

10. Среди предложений 17-22 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной (подчинительной) связью. Напишите номер этого предложения. Критерии оценивания

9-10 баллов- «5»; 7-8 баллов – «4»; 5-6 баллов – «3»; 3-4 баллов – «2»

Ключи:1-1; 2-сжался; 3- разучившись; 4- нечаянно; 5- чувствует без понимания; 6- живёт; 7- 18; 8-1; 9- 5,6,7; 10-21

Итоговый контрольный диктант №5

Человек обедняет свою духовную жизнь, если он высокомерно смотрит сверху вниз на все живое и неживое, не наделенное его, человеческим, разумом. Ведь жизнь людей, какой бы сложной она ни была, как бы далеко ни простиралась наша власть над окружающим миром, — всего лишь частица жизни природы. Ведь то, что мы о ней знаем сегодня, так мало по сравнению с тем таинственным, удивительным и прекрасным, что нам предстоит еще о ней узнать. Может быть, узнать именно сегодня, когда человеку важно связать в своем сознании новейшие данные об элементарных частицах, о «белых карликах» и «черных дырах» Вселенной с белоснежностью ромашек на лесных полянах, с роскошными, пульсирующими созвездиями над головой, где-нибудь посреди бескрайней степи.
Нам по-прежнему интересны повадки зверей и птиц — диковинных заморских и наших, знакомых с детства. Нам интересно многое: почему такой дремучий зверь, как медведь, легко поддается дрессировке; не угрожает ли серому волку занесение в Красную книгу (туда ученые заносят животных, которым грозит исчезновение с лица планеты); как быстро растут кристаллы горного хрусталя и почему считается целебным лист обыкновенного подорожника. (169 слов)
(По И. Акимушкину)

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»
1 вариант

1. Найдите сложносочинённое предложение.

а) Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.

б) Не выдержав, отец опять взглянул назад.

в) Ещё небольшое усилие, и подрубленная ель покачнулась.

г) Луч солнца прорвался сквозь чащу и осветил поляну.

2. Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложносочинённого предложения (знаки препинания не расставлены).

а) Соловьи по-прежнему пели страстно и звонко.

б) Явился ты защитник поздно и не сумел помочь другу.

в) Тебя возьму я в помощники и не расстанусь с тобой никогда.

г) Целый день шёл дождь и только к вечеру погода наладилась.

3. Какое из объяснений является верным? (Знаки препинания не расставлены.)

Наконец лучи солнца погасли и окутали город плотные туманы.

а) Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми ставится запятая.

б) Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми не ставится запятая.

в) Это сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, поэтому запятая не ставится.

г) Это сложносочинённое предложение, между частями которого ставится запятая.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении

Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.

5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

У каждой стены и купола особый звук,(1) а вместе они сливаются в богатырскую симфонию,(2) исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля.

6. Определите вид предложения. Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые листья и, промокая, ложились на мокрую траву.
А. простое

Б. сложносочиненное
В. сложноподчиненное
Г. бессоюзное
7. Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода , является…
А. подчинительным
Б. соединительным
В. разделительным
Г. противительным
8. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой и исправьте.
А. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не
изменилось.
Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
В. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.

9. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
[Безличное], [двусоставное].
А, На земле на небе и всюду кругом было спокойно ничто не предвещало непогоды.
Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.
В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.
10. Дополните предложение Мой рассказ слушали равнодушно, и потому. указывая на следствие. … я закончил своё выступление.
Критерии оценивания

Менее 4 баллов – «2»

1. Найдите сложносочинённое предложение.

а) Двести шагов, и мы в безопасности.

б) Хотелось домой, где холодно и снег.

в) Я верил: что-то должно произойти.

г) Исследования доказывают наличие жизни не только на суше, но и на воде.

2. Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложносочинённого предложения (знаки препинания не расставлены).

а) Пылает солнце высоко и душу согревает своим светом.

б) Душно стало в комнате и пришлось выйти на воздух освежиться.

в) Из глубины снегов чернеют пни деревьев и пугают одиноких путников.

г) Деревья и травы летом и в начале осени по-весеннему сочны и свежи.

3. Какое из объяснений является верным? (Знаки препинания не расставлены.)

В это время прогремел выстрел и из окна донеслись крики.

а) Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми ставится запятая.

б) Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми не ставится запятая.

в) Это сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, поэтому запятая не ставится.

г) Это сложносочинённое предложение, между частями которого ставится запятая.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении

Горькой струёй сквозящую печаль донесло до меня – так может пахнуть только увядающее дерево, и я уловил неслышное движение, заметил искрой светящийся в воздухе берёзовый листок.

5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

И,(1)когда бы я ни открыл глаза,(2) ты была всегда возле меня,(3) и ночник горел в комнате,(4) и ты глядела на меня своими запавшими очами,(5) будто из тьмы.

6. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.
А. простое
Б. сложносочиненное
В. сложноподчиненное
Г. бессоюзное
7. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой и исправьте.
А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.
Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.
8. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

Безличное], [двусоставное].
А, На земле на небе и всюду кругом было спокойно ничто не предвещало непогоды.
Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.
В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.
9. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи.
А. подчинительного союза
Б. союзного слова
В. сочинительного союза
Г. интонации
10. Дополните предложение Тучи закрыли небо, и от этого. указывая на следствие.
Критерии оценивания

Менее 4 баллов – «2»

1 вариант: 1-в; 2-г; 3-г; 4-2; 5-1; 6-а; 7-г; 8-в; 9-а; 10- я закончил своё выступление.

2 вариант: 1-а; 2-б; 3-в; 4-3; 5-25; 6-а; 7-б; 8-а; 9-в; 10-стало темно

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

Найдите сложноподчинённое предложение.

1) К его удовольствию, полоска бумаги сразу плотно всей поверхностью пристала к обложке.

2) И снова — в который уже раз за историю —в Кремле закипела работа.

3) Когда потекли третьи сутки, дождь действительно прекратился.

4) Как выяснилось позже, различие в названиях реки объяснялось просто.

2.Какое утверждение является неверным?

В предложении Ветер нагнал тучи, серый вид которых сразу же навевал унылые мысли

1) простые предложения, входящие в сложные, неравноправны

2) тип связи предложений — подчинение

3) средство связи предложений — интонация

4) слово которых является членом предложения

3.В каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения, в построении которых допущены ошибки?

А. Пока мы ехали, стало совсем темно.

Б. Ребята уверяли, что мы свою команду не подведём.

В. Председатель попросил доложить всё, что делается для решения этой проблемы.

Г. Минутами я совсем забывал, куда я еду и зачем.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г

4.В каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения, придаточную часть которых нельзя заменить причастным оборотом?

А. У меня сохранился снимок, который брат сделал во время последней экспедиции.

Б. Книги, с которыми он не хотел расставаться, стояли всегда на верхней полке.

В. Было раннее утро благодатной поры, которую издавна называют бабьим летом.

Г. К центру городка вела улица, на которой стояли деревянные дома.

1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) Б, Г

5.В каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными?

А. Я пройду тихонько вдоль забора, вдоль деревьев тех, что хранят сияние и смех.

Б. Утром я спустился по лестнице к почтовым ящикам посмотреть, нет ли какого-либо письма.

В. Слышно было, как небольшие льдины стучат о баржу.

Г. Чтобы не упасть, надо было всё время смотреть под ноги.

1) А, В 2) А, Б 3) Б, В 4) В, Г

6.В каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения с придаточными определительными?

А. Все присутствующие чувствовали, что здесь происходит нечто необычное.

Б. Тишина вдруг установилась такая, что было слышно стрекотание кузнечиков.

В. Он вспоминал леса, где растут огромные деревья, прячутся свирепые звери.

Г. В квартире пахло чем то сладким, словно тут недавно пекли пироги.

1) А, Г 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, В

Читайте также:  Ген депрессии у человека

7.В каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения с местоименно-определительными придаточными?

А. Западная оконечность острова была сплошь покрыта лесом, который с баркаса выглядел совершенно непроходимым.

Б. Лишь тому удастся дожить до седин, кто избегает любого ненужного риска.

В. На той стороне был подтопленный берёзовый лес, в котором наперебой куковала кукушка.

Г. Кто не знает цены времени, тот не рождён для славы.

1) А, Б 2) Б, Г 3) А, Г 4) Б, В

8..Прочитайте предложения и выполните задания.

А. В центре площади находился невысокий постамент на котором стоял длинный чёрный автомобиль.

Б. Несмотря на сильные морозы, яблони, посаженные в прошлом году отцом, не пострадали.

В. Ты должен точно определить, сможешь ли ты выполнить эту работу, и тогда уж браться за неё.

Г. У него появилось ощущение, будто он попал на какую-то карусель.

8.1.Найдите предложение, в котором придаточное не отделено от главного знаком препинания.

1) А 2) Б 3) В 4) Г

8.2.Найдите сложноподчинённые предложения.

1) А, Б 2) А, В, Г 3) А, Б, В 4) В, Г

8.3.Структура какого предложения соответствует данной схеме? [ , ( ), ].

1) А 2) Б 3) В 4) Г

8.4.В каком предложении придаточное присоединено к главному с помощью союзного слова?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

8.5.Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) А 2) Б 3) В 4) Г

8.6.Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным определительным.

1) А, Б 2) А, Г 3) А, Б, В 4) В, Г

12-13 баллов-«5»; 9-11 баллов-«4»; 6-8 баллов-«3»; 4-5 баллов-«2»

Найдите сложноподчинённое предложение.

1) Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

2) Жёлтый листок, отделившись от стебля, уже не питавшего его своими соками, падая, задевал другие листья.

3) Не случайно говорят, что гениальные идеи витают в воздухе.

4) В горы, как я полагал, вела только одна дорога.

2.Какое утверждение является неверным?

В предложении За оградой лаял щенок, выпрыгивая из высокой травы, чтобы посмотреть на

1) простые предложения, входящие в сложные, неравноправны

2) тип связи предложений — подчинение

3) средство связи предложений — интонация

4) слово чтобы не является членом предложения

3.В каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения, в построении которых допущены ошибки?

А. Я хотел узнать то, как моя бабушка добралась до дома.

Б. Живу на стыке севера с тайгой, где сходятся зелёный цвет и белый.

В. Катя была очень расстроена, что не хотела никого видеть.

Г. Огромная овчарка грозно рычала, как только к ней приближались чужие.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, В

4.В каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения, придаточную часть которых нельзя заменить причастным оборотом?

А. На какую то секунду он почувствовал себя ребёнком, у которого отняли любимую игрушку.

Б. Участок, который был обсажен фруктовыми деревьями, располагался на крутом косогоре.

В. Коридор, по которому мы бежали, сворачивал и раздваивался.

Г. Перед нами была река, которая за тысячелетия промыла среди скал узкую щель.

1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) В, Г

5.В каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными?

А. Сколько прошло времени, Михаил не знал.

Б. Не слышал он и того, как открылась дверь.

В. Они намеревались сюда вернуться после охоты, чтобы отдохнуть и выспаться.

Г. Он до такой степени был погружён в свои мысли, что мы решили его не беспокоить.

1) А, Г 2) Б, В 3) А, Б 4) В, Г

6.В каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения с придаточными определительными?

А. В этот момент свет за окном погас, будто кто-то щёлкнул выключателем.

Б. Молодость всегда прекрасна, как бы ты ни выглядел в этом возрасте.

В. Комната, куда меня привели, поражала чистотой.

Г. Было холодно и тоскливо, словно не весна царила вокруг, а поздняя осень.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, В

7.В каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения с местоименно-определительными придаточными?

А. Они прошли чуть дальше по направлению к лесу, из которого вытекал впадающий в пруд ручеёк.

Б. Внезапно где-то рядом родился непонятный гул, который постепенно нарастал.

В. Кто малого не может, тому и большого не достичь.

Г. Все, кто имел ноги и крылья, уходили от огня.

1) А, В 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г

8.Прочитайте предложения и выполните задания.

А. В центре площади находился невысокий постамент на котором стоял длинный чёрный

Б. Несмотря на сильные морозы, яблони, посаженные в прошлом году отцом, не пострадали.

В. Ты должен точно определить, сможешь ли ты выполнить эту работу, и тогда уж браться за неё.

Г. У него появилось ощущение, будто он попал на какую-то карусель.

8.1.Найдите предложение, в котором придаточное не отделено от главного знаком препинания.

1) А 2) Б 3) В 4) Г

8.2.Найдите сложноподчинённые предложения.

1) А, Б 2) А, В, Г 3) А, Б, В 4) В, Г

8.3.Структура какого предложения соответствует данной схеме? [ , ( ), ].

1) А 2) Б 3) В 4) Г

8.4.В каком предложении придаточное присоединено к главному с помощью союзного слова?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

8.5.Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) А 2) Б 3) В 4) Г

8.6.Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным определительным.

1) А, Б 2) А, Г 3) А, Б, В 4) В, Г

12-13 баллов-«5»; 9-11 баллов-«4»; 6-8 баллов-«3»; 4-5 баллов-«2»

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Задание. Расставьте знаки препинания.

1) Было тихо только плеск волн доносился из-за высокого борта. 2) Я вдруг почувствовал прилив сил зрение обострилось далекие скалы будто надвинулись на меня я различил все подробности их крутых склонов. 3) Все та же застывшая тишина окружала меня не чувствовалось ни малейшего колебания воздуха. 4) Горы были невысоки их обнаженные вершины поднимались метров на триста. 5) Волны с семикилометровой высоты не были заметны блестящая поверхность воды казалась выпуклой. 6) С треском рухнула срубленная ель за ней повалилась другая. 7) Солнце не показывалось четыре дня ураганный ветер перемешивал соленую водяную пыль с потоками проливного дождя.(И. Ефремов)8) Калина росла под обрывом ее зубчатые листья чуть окрапленные желтизной отворачивались от ветра и показывали пушистую изнанку словно покрытую шерсткой. (Э. Шим)9) Маленький месяц поднимавшийся над горами успел превратиться в круглую луну и опять похудеть желтый лист начал падать в тайге первые заморозки по утрам прижигали траву а Палан [табунщик] перегонял отару с пастбища на пастбище и все овцы у него были целы и здоровы. (Э. Шим)10) Гордиться славою своих предков не только можно но и нужно не уважать оной есть постыдное малодушие. (А. Пушкин)

10 баллов-«5»; 8-9 баллов – «4»; 5-7 баллов- «3»; 3-4 балла-«2»

Задание. Расставьте знаки препинания.

1) Вот и я выхожу из дома повстречаться с иной судьбой целый мир чудной и знакомый породниться готов со мной. (Н. Гумилев) 2) За Доном тронутый желтизной горюнился лес блекло отсвечивал тополь дуб ронял редкие узорчато-резные листья лишь ольха крикливо зеленела радовала живучестью своей. (М. Шолохов) 3) Солнце давно село закат розово догорал краски с каждой минутой блекли светло-серое вечернее небо было прошито тонкими звездами на востоке уже довольно густо на западе пореже. (А. Иванов) 4) Уже рассветало неутихающий ветер успел размести тучи с ледяного неба осталось лишь серое охвостье легких облаков их сносило как мокрых грачей на восток. (А. Иванов)5) Спустился на степь предрассветный покой багряное солнце за тучами меркнет. (А. Софронов) )6) Желтый цвет песка иногда сменялся красноватым или серым разноцветные переливы солнечной игры временами бежали по склонам песчаных бугров. (И. Ефремов) 7) Вот по окнам заструилась вода потоки ее хлестали по самолету легкая пена тумана уступила место мутной серой водяной пелене.(И. Ефремов) 8) Стало почти светло лыжня далеко была видна впереди. (В. Шукшин) 9) Я очень любил фильмы про летчиков с одним из таких фильмов и было связано сильнейшее переживание моего детства. (В. Пелевин) 10) Из расселины в камнях бил родничок его струйка походила на ниточку она дрожала в воздухе и рассыпалась каплями едва коснувшись гранитной плиты. (Э. Шим

10 баллов-«5»; 8-9 баллов – «4»; 5-7 баллов- «3»; 3-4 балла-«2»

I. 1) Было тихо, только плеск волн доносился из-за высокого борта.

2) Я вдруг почувствовал прилив сил, зрение обострилось, далекие скалы будто надвинулись на меня, я различил все подробности их крутых склонов.

3) Все та же застывшая тишина окружала меня, не чувствовалось ни малейшего колебания воздуха.

4) Горы были невысоки, их обнаженные вершины поднимались метров на триста. 5) Волны с семикилометровой высоты не были заметны, блестящая поверхность воды казалась выпуклой.

6) С треском рухнула срубленная ель, за ней повалилась другая.

7) Солнце не показывалось четыре дня, ураганный ветер перемешивал соленую водяную пыль с потоками проливного дождя. (И. Ефремов)

8) Калина росла под обрывом; ее зубчатые листья, чуть окрапленные желтизной, отворачивались от ветра и показывали пушистую изнанку, словно покрытую шерсткой. (Э. Шим)

9) Маленький месяц, поднимавшийся над горами, успел превратиться в круглую луну и опять похудеть; желтый лист начал падать в тайге, первые заморозки по утрам прижигали траву, а Палан [табунщик] перегонял отару с пастбища на пастбище, и все овцы у него были целы и здоровы. (Э. Шим)

10) Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно; не уважать оной есть постыдное малодушие.(А. Пушкин)

1) Вот и я выхожу из дома повстречаться с иной судьбой, целый мир, чудной и знакомый, породниться готов со мной. (Н. Гумилев) 2) За Доном, тронутый желтизной, горюнился лес, блекло отсвечивал тополь, дуб ронял редкие узорчато-резные листья, лишь ольха крикливо зеленела, радовала живучестью своей. (М. Шолохов) 3) Солнце давно село, закат розово догорал, краски с каждой минутой блекли, светло-серое вечернее небо было прошито тонкими звездами, на востоке уже довольно густо, на западе пореже. (А. Иванов) 4) Уже рассветало, неутихающий ветер успел размести тучи с ледяного неба, осталось лишь серое охвостье легких облаков, их сносило, как мокрых грачей, на восток. (А. Иванов) 5) Спустился на степь предрассветный покой, багряное солнце за тучами меркнет. (А. Софронов) ) 6) Желтый цвет песка иногда сменялся красноватым или серым; разноцветные переливы солнечной игры временами бежали по склонам песчаных бугров.(И. Ефремов) 7) Вот по окнам заструилась вода, потоки ее хлестали по самолету; легкая пена тумана уступила место мутной, серой водяной пелене. (И. Ефремов) 8) Стало почти светло; лыжня далеко была видна впереди. (В. Шукшин) 9) Я очень любил фильмы про летчиков; с одним из таких фильмов и было связано сильнейшее переживание моего детства. (В. Пелевин) 10) Из расселины в камнях бил родничок; его струйка походила на ниточку; она дрожала в воздухе и рассыпалась каплями, едва коснувшись гранитной плиты. (Э. Шим)

Источник

Оцените статью