Конспект урока «В чем сила музыки В.А.Моцарта?»
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме
Конспект урока музыки №7 в 6 классе по теме 3 четверти «В чем сила музыки?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_muzyke_v_6_klasse_po_teme.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«В чём сила музыки В.А.Моцарта?»
Урок №7 по теме 3 четверти «В чём сила музыки?»
Учителя музыки МОУ «Лицей №1 им. А.П.Гужвина» г.Камызяк
1.Определение особенностей творчества В.А.Моцарта;
2.Помочь учащимся понять, что музыка Моцарта «очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства» (И.Тургенев), «даёт утешение и опору в жизни» (П.И.Чайковский);
3.Закрепление умений различать особенности вокальной и инструментальной музыки;
4.Закрепление понятий: симфония, серенада, песня, сюита, рондо, реквием, лакримоза;
5.Организация творческой деятельности,
6.Создание проблемной ситуации для формулировки темы урока;
7.Организация процесса анализа новой музыки;
8.Органозация процесса передачи музыкальных образов и интонаций в интерпретациях детей;
9.Закрепление представлений о взаимосвязи музыки и жизни.
1.Развитие навыков музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;
2.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
3.Развитие умения следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи;
4.Развитие вокально-хоровых навыков, музыкально-творческих способностей, внимания, памяти, воображения и мышления;
5.Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.
1.Воспитание любви к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки В.А.Моцарта;
2.Воспитание доброжелательных отношений среди учащихся;
3.Обогащение духовного мира учащихся.
1.Портрет и фото В.А.Моцарта;
2.Кроссворд «Великаны музыки»;
3.Эпиграф: слова Д.Д.Шостаковича, А.Рубинштейна, И.Тургенева;
4.Словарь: симфония, серенада, песня, сюита, рондо, реквием, лакримоза;
«Здравствуйте», «Ми-я», «Певческая установка»;
«Весенняя песенка» Г.Струве, К.Ибряев;
«Симфония №40» (1 часть) В.А.Моцарт;
«Маленькая ночная серенада» (рондо) В.А.Моцарт;
«Весенняя песня» В.А.Моцарт;
«Лакримоза» из «Реквиема» В.А.Моцарт;
«Где музыка берёт начало?» Е.Крылатов, Ю.Энтин.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ/ЗАКРЕПЛЕНИЕ/ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Исполнение музыкальных попевок с целью создания благоприятной атмосферы на уроке и подготовки голосового аппарата к пению.
Исполнение песни Г.Струве, К.Ибряева «Весенняя песенка».
— Ребята, какие чувства и настроения вызвало у вас данное произведение? Почему?
Радость, бодрость, прилив сил, веселье, торжественность. Мелодия песни живая, быстрая, энергичная, стремительная, она передает радость от прихода весны, рисует её весёлый нрав, игривость и задор.
— Как называется такое воздействие, влияние на нас музыки?
Преобразующая сила музыки.
— Почему музыка может воздействовать на человека? В чем её сила?
Музыка рассказывает о жизни, о её событиях, поступках людей. Она обогащает и украшает жизнь и человека, является верным другом и помощником.
— Какими качествами должна обладать музыка, чтобы повлиять на каждого из нас?
Правда и красота – основные качества музыки, в этом её сила.
Музыка только тогда воспринимается как красивое и талантливое искусство, когда выражает правду жизни, её богатство и красоту. Только тогда она может преобразовывать самого человека и всю его жизнь.
— От чего ещё зависит воздействие музыки на слушателя?
От музыкальных средств выразительности, которые используют композиторы для точности о достоверности, правдивости содержания.
— Сейчас вспомним композиторов, с музыкой которых знакомились на наших уроках. Поможет нам в этом КРОССВОРД. (На фоне «Симфонии №40» (1 часть) В.А.Моцарта)
1.Русский композитор, мечтавший, чтобы его музыка приносила людям утешение и опору. Юрист, чуткий психолог души человеческой. (П.И.Чайковский)
2. Основатель польской классической музыки (Ф.Шопен).
3. Основатель русской классической музыки (М.И.Глинка).
4. Русский композитор, пианист-виртуоз, основная тема которого – любовь к природе, переживание за судьбу Родины. (С.В.Рахманинов).
5.Русский композитор-сказочник, морской офицер (Н.А.Римский-Корсаков).
6.Основатель немецкой классической музыки, человеколюбивой музыки (И.С.Бах).
7. Русский композитор, ученик Н.А.Римского-Корсакова, основа творчества – фольклор. ( И.Ф.Стравинский).
8. Искусство звуков – МУЗЫКА.
1.Ч А Й К О В С К И Й
4. Р А Х М А Н И Н О В
5. Р И М С К И Й- К О Р С А К О В
7.С Т Р А В И Н С К И Й
— МОЛОДЦЫ! Какое слово получилось в центре? Почему?
Это великие композиторы, музыку которых будут слушать во все времена, т.к. она всегда поможет и поддержит любого человека.
2. НОВАЯ ТЕМА ( Звучит «Симфония № 40» (1 часть) В.А.Моцарта ).
ЦЕЛЬ: помочь учащимся сформулировать тему урока «Сила музыки В.А.Моцарта».
На уроках мы учимся воспринимать жизненное содержание, правдивость и красоту вокальных, инструментальных и симфонических произведений, соотнося их с правдой и красотой чувств, мыслей и поступков человека. Сегодня мы убедимся, что музыка может очищать душу, передавать радость и боль многих людей, самого композитора.
— Творение какого великого композитора мы сейчас слушали? Какое это произведение?
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ «СИМФОНИЯ №40».
— Что вы знаете о творчестве австрийского композитора В.А.Моцарта?
Ответы детей, выступление 3 учеников.
На фоне звучания «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
ЭПИГРАФ: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».
«Вечно солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт».
-Как вы понимаете слова этих композиторов о творчестве В.А.Моцарта?
Сердцевиной его творчества является человек, его счастье и стремление к нему, уважение к человеку, широта взглядов на жизнь, как и у многих выдающихся композиторов. Жизнеутверждающая и жизнерадостная музыку – это протест против несправедливости, которая исходила от его противников и завистников.
Основные черты творчества: чистота, солнечность, ясность и прозрачность интонаций, игривость мелодий.
Но его музыка вызывает не только радость и улыбку, но и горькую печаль, слезу. Сегодня мы с вами в этом убедимся, услышав фрагменты из разных его сочинений. Для этого нам необходимо вспомнить некоторые музыкальные термины.
На фоне звучания «Симфонии№40»
-Что такое симфония?
Это крупное музыкальное произведение из 4 частей для симфонического оркестра, музыка-размышление о жизни.
«Симфония№40» — передает весь творческий путь В.А.Моцарта от телантливого, гениального мальчика до великого композитора всех времён.
На фоне звучания «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
В Вене во времена Моцарта было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания. Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. Музыку писали и специально для праздников, которые праздновали в ночное время. Такая музыка называлась СЕРЕНАДОЙ.
Серенада (от итальянского ясная погода, ночная прохлада) – музыкальное произведение, песня, исполняемая в вечернее или ночное время перед домом возлюбленной в знак любви и почитания. В 17-18 веках инструментальная серенада – сюита для небольшого оркестра.
— Что такое сюита?
Сюита – это инструментальное произведение из 4 и более контрастных частей, звучащих последовательно друг за другом, на одну общую тему.
К таким произведениям относится «Маленькая ночная сюита». Мы слушаем заключительную часть – финал «РОНДО».
— Что такое рондо?
Это музыкальная форма, где главная тема = рефрен чередуется с эпизодами, второстепенными темами различного содержания. Круговая форма. Рондо – хоровод.
Сейчас мы послушаем «Рондо», определим его форму, характер, смену частей покажем руками:
- поднять правую руку;
- поднять обе руки;
- сложить руки на парту;
- поднять руки над головой.
Слушание, показ смены частей, определение характера.
Преобладает легкий, танцевальный характер, ощущаем настроение ночного праздника, карнавала, выражается мечта и улыбка героев, музыка яркая, пестрая, словно бабочка.
В.А.Моцарт создавал прекрасные песни. С интонацией «Маленькой ночной серенады» перекликается «Весенняя песня». Исполним её по группам, передав радость и восторг жизни. Подвижность и изящество сочетаются с мягкостью, нежностью, т.к. здесь нарисовано утро года
Исполнение «Весенней песни» В.А.Моцарта.
На фоне звучания «Лакримозы» из «Реквиема» рассказ ученика истории создания «Реквиема» В.А.Моцарта.
РЕКВИЕМ – это крупное музыкальное произведение, посвященное памяти умерших, погибших, имеет скорбный возвышенный характер; сочинение для солистов, хора, симфонического оркестра и органа. Первоначально – поминальная католическая месса, церковное произведение. Реквием от латинского – покой.
ЛАКРИМОЗА от латинского – слёзная, печальная.
Повторное слушание «Лакримозы».
«Реквием» Моцарта – это волнующая поэма о жизни и смерти. В ней передан глубочайший мир человеческих переживаний: растерянность и покой, бездонная глубина горя и светлой тоски.
«Лакримоза» или «День слёз» имеет печальные, скорбные интонации; хоровая мелодия сочетается со стонущими плачущими интонациями оркестра. Мелодия поднимается вверх и резко падает вниз, передавая тяжесть утраты, возвышенную глубокую печаль.
3. ИТОГ УРОКА/ОЦЕНКИ.
— Творчеству какого композитора посвящён наш урок?
Какие произведения слушали? О чем они рассказывают?
— Назовите основные особенности музыки Моцарта?
— В чём бессмертие Моцарта?
Обращение к словам И.Тургенева: «Мелодия Моцарта льется для меня совершенно естественно, так, как льется какой-нибудь прекрасный ручей или источник…Моцарт подобен Рафаэлю – красота его мелодий очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства».
Музыка не только радуется вместе с человеком, но и разделяет его горе, берет часть его на себя.
Исполнение песни «Где музыка берет начало?» Е.Крылатова, Ю Энтина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».
Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр.
Урок «Волшебная сила музыки» (по рассказу К. Г. Паустовского «Старый повар»)
Урок литературы с использованием элементов технологии развития критического мышления (чтение с остановками).
Конспект урока по предмету «Музыка» 5 класс. «Музыка и литература»
«Музыка – главный герой басни».
Тема урока: «Преобразующая сила музыки»
Предмет: музыка класс 6 УМК В. Алеев, Т. НауменкоТема урока: «Преобразующая сила музыки»Обор.
Уроки Музыки. Конспект урока «Второе рождение музыки».
Уроки Музыки. Конспект урока «Второе рождение музыки».
Источник
Урок музыки «В чем сила музыки В.Моцарта и Ф.Шуберта?»
Разделы: Музыка
Цель: Формирование музыкальной культуры учащихся, как важной и неотъемлемой части духовной жизни.
- Образовательная: Выявить характерные особенности творчества В. Моцарта и Ф. Шуберта.
- Развивающая: развивать навыки эмоционального осознанного восприятия музыкальных произведений.
- Воспитательная: воспитывать любовь, интерес к классической музыке, эмоциональную отзывчивость; воспитывать любовь к природе, женщине – матери.
Оборудование: портреты В.Моцарта, Ф.Шуберта; репродукция картины “Сикстинская Мадонна” Рафаэля Санти; портрет Робертино Лоретти; аудиозапись “Ave Maria” Ф.Шуберта.
- Орг. момент.
- “Весенняя песня” В.А. Моцарта.
а) вступительная беседа;
б) исполнение песни;
в) разбор.
Соната B – dur В.Моцарта.
а) беседа о композиторе;
б) слушание;
в) разбор. - “Ave Maria” Ф. Шуберт.
а) Рафаэль Санти “Сикстинская Мадонна”;
б) слушание;
в) беседа – разбор. - Итог урока.
Учитель: Тема нашего урока “В чем сила музыки?”
II. “Весенняя песня” В.А. Моцарта.
“Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет
Все весны дыханием согрето
Все кругом и любит и поет!”
(А.Толстой)
Учитель: Ребята, какие чувства навеяло на вас это стихотворение?
Дети: Чувство радости, красоты, возвышенности.
Учитель: А почему?
Дети: Потому что это стихотворение о весне.
Учитель: Правильно. Ведь весна – это прекрасное время года, когда начинает оживать вся природа. Именно весной она черпает новые силы. А какое настроение возникает у вас с приходом весны?
Дети: Радостное, светлое.
Учитель: Хорошо. А теперь посмотрите на картину. Какое время года изобразил здесь художник?
Учитель: Какие чувства навеяла вам эта картина?
Дети: Светлые, радостные.
Учитель: А какие краски использовал художник, рисуя эту картину?
Дети: Светлые, нежные тона.
Учитель: Ребята, а если бы вы были композиторами, то какую музыку вы написали бы о весне? Какого бы она была характера?
Дети: Легкая, радостная, веселая, полетная.
Учитель: Хорошо. Сейчас мы послушаем, как это сделал австрийский композитор В.А. Моцарт. Песня так и называется “Весенняя песня”. Внимательно послушайте ее, определите характер песни и средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор, чтобы передать весенние чувства.
(Исполнение педагогом “Весенней песни” В. Моцарта.)
Учитель: Какого характера песня?
Дети: Веселого, радостного, полетного, ликующего.
Учитель: Правильно, ведь эта песня о весне; когда ее слушаешь – ясно представляешь себе это прекрасное “утро” года.
Ребята, а какая эта музыка? Какие жанры присутствуют в произведении?
Дети: Песня, танец.
Учитель: Ритм, какого танца вы здесь услышали?
Учитель: Правильно. Песня написана в 6 дольном размере, который придает ей легкость и танцевальность. Ребята, а какие звуки использовал композитор в мелодии?
Дети: Яркие, ликующие, восторженные, мелодия звучит светло и грациозно и пронизана солнечным светом.
Учитель: А какой темп песни?
Дети: Подвижный, быстрый, оживленный.
III. Соната B-dur В. Моцарта.
Учитель: Творчество Моцарта многообразно; за всю свою короткую жизнь, а прожил он всего 36 лет, он сочинил много произведений: сонаты, концерты, оперы, симфонии. Его чудесную музыку любят и ценят во всем мире.
Он родился 27 января 1756 года в г. Зальцбурге, в семье придворного органиста и композитора Леопольда Моцарта.
Музыкальные способности Моцарта заметили с раннего детства: в 3 года он пытался подбирать на клавесине ранее услышанные мелодии; в 5 лет он уже сочиняет музыку, а в 6 лет он уже посетил Лондон, Вену и Париж. Это были его первые концертные поездки.
Моцарта называли “музыкальным чудом 18 века” или “маленьким чародеем”.
А сейчас я сыграю вам экспозицию сонаты B-dur. Внимательно послушайте ее и определите характер.
(Pвучит экспозиция сонаты.)
Дети: Характер светлый, полетный, радостный; звуки мелодии – ликующие, летящие, восторженные.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились лишь с некоторыми произведениями В. Моцарта.
Скажите, какое настроение несет в себе его музыка?
Дети: Светлое, жизнерадостное, хочется смеяться.
Учитель: Правильно. Музыка Моцарта несет в себе оптимизм, жизнелюбие, веру в будущее. В этом и заключается ее сила.
IV. Ф. Шуберт “Ave Maria”.
Учитель: Ребята, мы уже говорили, что природа оживает, черпает новые силы весной. А кто дает жизнь человеку? Кто рядом с вами в минуты печали и радости?
Учитель: Правильно. Мама – это всегда образ светлого и возвышенного. Образ женщины – матери воспевали и воспевают в своих произведениях великие композиторы, художники, поэты.
Перед вами знаменитая картина выдающегося художники эпохи Возрождения Рафаэля Санти “Сикстинская Мадонна”. В основу ее содержания положена библейская легенда, прославляющую силу материнства. Художник изобразил Марию во весь рост с младенцем на руках, спускающуюся с небес к людям. Ее прекрасное, серьезное, кроткое лицо с большими глазами овеяно затаенной печалью, но остается спокойным и ясным.
Интересна и легенда о создании этой картины.
Незадолго до свадьбы тяжело заболела и вскоре умерла невеста Рафаэля Мария. Постоянно таял, истончался, уходил в небытие источник вдохновения, кладезь божественных образов. Лишь тяжелая работа спасла его.
Рафаэлю предложили продолжить строительство собора Святого Петра. Целый день он проводил на строительстве, а вечером запирался дома и никого к себе не пускал: ни друзей, ни учеников.
Но однажды к нему явился монах – Фра Бартоломео, и велел слуге доложить о его приходе. Но Рафаэль не принял его, сказав слуге, что он болен. Монах настаивал, чтобы его приняли, и велел передать, что он проделал долгий путь, и еще что сможет помочь Рафаэлю.
Рафаэля это заинтересовало, и он его принял.
Монах был очень высок, худ и смугл; через все его лицо – от виска до подбородка тянулся шрам.
“Что привело вас ко мне?” спросил Рафаэль
“Отец – настоятель и братья поручили мне заказать для нашей скромной обители образ пресвятой Девы Марии с младенцем. (Монастырь Святого Сикста)
“Этого мне еще не хватало”, – подумал Рафаэль и вежливо отказался.
На что монах сказал: “Я знаю, что вас мучают боли и нет на земле женщины, которая смогла бы заменить возлюбленную, ты напишешь Мадонну, следуй за мной.
Они долго шли по улицам ночного Рима, и, наконец, остановились у маленького домика из обоженной глины. В окне горел свет. Монах подвел Рафаэля к окну и сказал: “Смотри. И запомни: о том, что ты увидишь, никому ни слова”. Художник заглянул в окно, и у него перехватило дыхание… Большая светлая комната, весьма богато убранная.
На софе у стены сидела женщина, перед которой тотчас померкла красота Марии.
Женщина раскачивала колыбель и смотрела в окно.
Это был взгляд древней пророчицы. В комнате не было ни свечей, ни масляных плошек, но она была залита серо – розовым светом.
Она взяла из колыбели младенца и усадила его на колени. Художника поразил его глубокий взгляд.
Рафаэлю захотелось зайти, но монах сказал: “Это очень далекий от нас мир. Туда лежит долгая – долгая дорога – человеческая жизнь. Прощай”.
Всю ночь Рафаэль пытался запечатлеть на бумаге божественные образы, а утром отправился на то место…, но что он увидел: окна были заколочены досками, и по состоянию дома было видно, что здесь давно уже никто не живет.
Вскоре “Мадонна для монастыря Святого Сикста была завершена, и, как гласит легенда, работал над ней художник без предварительных эскизов. В сопроводительном письме Рафаэль просил отца – настоятеля принять картину в дар и засвидетельствовать свое почтение монаху. Ответ настоятеля удивил Рафаэля: “Монахи, приняли картину как божественный дар, а что касается монаха, то его в монастыре нет, и не было”.
До середины 18 столетия “Сикстинская Мадонна” находилась в монастыре, над алтарем Святого Сикста, пока не была куплена курфюстом Саксонским Августом и отправлена в Дрезден.
Поныне эта картина хранится в Дрезденской галерее.
Учитель: К образу Марии обращались в своих произведениях поэты, композиторы, художники и сейчас мы послушаем одно из многих произведений, посвященных Марии, автором, которого является композитор Франц Шуберт.
Произведение называется “Ave Maria”, что в переводе означает “Да здравствует, Мария!”
Внимательно послушайте произведение, определите характер и настроение.
Учитель: Какой характер произведения? Какая мелодия?
Дети: Мелодия красивая, напевная, грациозная.
Учитель: Правильно. Это возвышенная музыка. А какой голос исполнял песню?
Учитель: Правильно. Ее пел 14–летний итальянский мальчик Робертино Лоретти. Его необыкновенно чудесный голос покорил весь мир. А звучание, каких инструментов вы здесь услышали?
Дети: Скрипки и арфы.
Учитель: Хорошо. Под впечатлением от музыки Ф. Шуберта и картины Рафаэля “Сикстинская Мадонна” одна из учениц Дрезденской школы Наташа Катасова сочинила стихотворение.
Висит на стене Рафаэля картина:
Мадонна с младенцем в тревоге за сына
Внимательно смотрят, думают дети
В классе ни звука. Слушают дети…
“Аве Марию” Голос Лоретти
Самый прекрасный голос на свете!
Что происходит с каждым из нас?
Что же случилось в классе сейчас?
Ты оживил нам Мадонну с картины!
Вот что ты сделал для нас Робертино!
Учитель: Ребята, а как вы думаете, характер музыки в произведении Шуберта “Ave Maria” созвучен картине?
Дети: Да, созвучен.
Учитель: Он помогает почувствовать душевное состояние художника. Звуки этой мелодии льются так же, как серебристый свет, по которому спускается дева Мария. Возвышенная красота и приподнято торжественный строй объединяют два этих великих творения искусства.
Учитель: Итак, с музыкой, каких композиторов вы, сегодня, познакомились?
Учитель: Какое настроение несет в себе музыка этих композиторов?
Учитель: Правильно. Музыка этих композиторов несет в себе радость, оптимизм, веру в будущее. В этом и заключается ее сила.
Задание на дом: Написать сочинение о силе музыки В. Моцарта и Ф. Шуберта.
Источник