Текст книги «Психология без запретов! Сумасшедшие темы. Честные ответы»
Автор книги: Вероника Степанова
Жанр: Общая психология, Книги по психологии
Текущая страница: 5 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]
– Человек, испытывающий это неприятное эмоциональное состояние, не может получить элементарных удовольствий от жизни, он, не строит планов, не видит перспектив, ему как будто уже ничего не нужно, ничто неинтересно, он как сдувшийся шарик, потерял тонус и не может взлететь. При встрече с таким человеком вы слышите бесконечное нытье, на вопрос «как дела» в ответ вы всегда услышите стабильное «Хреново!» и никогда «Лучше всех!». Помимо психических аспектов здесь сильна еще и социально-генетическая составляющая. Допустим, спросите вы американца о том, как у него дела, и вы всегда услышите «о’к» и увидите «keep smiling!». Для большинства советских, а теперь уже и российских людей более привычно нытье: «Да… ну, какие дела… помаленьку, потихоньку, как у всех». Очень четко зафиксирована годами выработанная установка: говорить, что у меня все хорошо или лучше всех – это дурной тон, издержки воспитания, так сказать.
– Ангедонист бежит от реальности, он ее боится. Он утрачивает интерес к настоящей жизни и выбирает для себя суррогатные радости: бутылка пива с телевизором, компьютерные игры, порнушка.
– «Отнимать» радость может и идея справедливости – как я могу радоваться, когда у других плохо: в Африке голодным деткам тяжело, в Украине – война, люди где-то страдают, а я сейчас начну выкладывать свои фото на Канарах. Он не может демонстрировать это, радуется втихаря, «в кулачок», боится порадоваться активно, потому что это несправедливо и незаслуженно, с его точки зрения.
– Очень многие ангедонисты страдают синдромом «отложенной радости»: он сейчас потерпит, помучается, а потом – заживет и когда-нибудь порадуется по-настоящему. Человек покупает какие-то вещи, но не может себе позволить ими пользоваться прямо сейчас. И лежат эти обновки в коробочке, ждут какого-то особого дня, как будто у человека еще 33 жизни впереди. Помните мамины слова: «Доченька, мы съедим это потом. Этот тортик – для гостей. Вот они придут, и тогда попробуешь»? Все потом, завтра, но никак не сегодня.
– Человек на бессознательном уровне запрещает себе удовольствия. К примеру, приезжает на отдых, но не может позволить себе эту радость и начинает болеть. То он отравился, то понос, то ногу подвернул, то еще что-нибудь.
– Привычный (прямо скажем, чрезмерно суженный) фокус внимания не позволяет ангедонисту увидеть какие-то приятные моменты и насладиться ими. Даже попадая в самое прекрасное место мечты, он выбирает не новые эмоции, а прежний способ разрядки – скандалить и брюзжать. Например, человек приезжает в отпуск, но вместо солнца и океана он видит ТОЛЬКО негатив: посмотри, какая грязная дверь и стакан с пятнами! Ракурс внимания настолько смещен в «темную» сторону, что роскошный закат человек просто не видит. И об этом тоже писал Л. Н. Толстой: «Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен».
У всех людей есть какие-то проблемы: долги, здоровье пошатнулось, неприятности в бизнесе, с любимым поссорилась… Но это еще не вся жизнь. Ответ «Хреново!» на вопрос «Как дела?», возможно, правдив, но лишь частично: в жизни каждого человека при любых обстоятельствах есть позитив, но ангедонист не дает себе даже шанса его увидеть. Он не разрешает себе смотреть в сторону собственных достижений, обесценивает их, держит в фокусе исключительно негатив. Это, дорогие мои, эмоциональная распущенность, когда человек какие-то чувства себе позволяет, а какие-то – нет. В случае ангедонизма позволительны лишь незрелые чувства: тревога, страх, депрессия, печаль, зависть, ревность, тоска. Их почему-то наш герой себе разрешает испытать в полной мере. А вот радость, ликование, счастье у него не в чести – эти чувства запрещены, такая сияющая яркими красками гамма чувств недопустима к использованию.
На уровне бессознательного у ангедониста возникает цепочка самозащиты: пока я удерживаю тревогу, у меня все стабильно. Эта тревога гарантирует мне, что хуже уже не будет. Я мобилизован (а тревога есть не что иное, как состояние мобилизации), с помощью тревоги я контролирую ситуацию. Мне всегда печально, но именно эта печаль гарантирует мне предсказуемую перспективу, что всегда было, есть и будет СТАБИЛЬНО печально. Я мобилизован, и это нормально для меня. Я в домике! Состояние радости, эйфории и, не дай бог, счастья воспринимается как угроза. Если вдруг я взлетел куда-то высоко от счастья, значит, могу в любой момент упасть и тогда мне будет больно – нет уж, я лучше останусь в привычной тревоге и печали. Здесь все привычно для меня. Даже если я упаду (в данном случае уже с высоты собственного роста), не так уж будет больно. Чтобы не наступила расплата за счастье или радость, мне нужно постоянно удерживать себя в тревоге. А вдруг плата будет слишком высока?
Оказывается, печаль – это выгодно, но нужна ли вам такая выгода?
Помимо собственной условной стабильности печаль дает вторичную выгоду – это способ обезопасить себя от зависти, сохранить существующие приятельские отношения, как бы выставив щит: не надо, друзья, не завидуйте, у меня все так же плохо, как и у вас. Когда вы рассказываете что-то типа «Ой, опять со своим поругалась, пьяный пришел! Начальник – скотина, опять отчет забраковал!» – вас будут с удовольствием слушать и сочувствовать вам, в общем, уши друзей и подруг ждут вас. А вот если вы примчитесь на встречу с подружками в новой шубке из соболя и с колечком на пальце… Боюсь, это огорчит их, не каждая подруга способна вынести такую нагрузку. Людям все же очень трудно искренне радоваться за других, и это надо принять как данность.
Эта же схема работает и в межгендерных отношениях. Пока девушка в тоске и депрессии, ее мужчина в роли спасателя находится рядом с ней. И вот он, рыцарь в сияющих доспехах, веселит ее, спасает, а она становится заложницей этой печали, ангедонии. То есть снова вторичная выгода – удержать возле себя близкого человека, своего мужчину. Ведь как только барышня начнет радоваться, как только у нее все будет складываться хорошо, герою-спасителю это не понравится, он перестанет чувствовать свою нужность, утратит свою миссию. Если их отношения держатся исключительно на ее депрессивном состоянии, то радость партнерши станет крахом для этих отношений.
Но и это лишь поверхностные причины неспособности радоваться. Корни удержания фоновой печали, понурого тревожного состояния, как правило, живут в детстве. Одна из моих пациенток рассказывала, как однажды, еще ребенком, она играла в саду, ловила бабочек и беззаботно смеялась, и вдруг ее позвал отец: «Машенька, иди сюда!» – «Что, папа?» – Ну иди, подойди ко мне поближе!» А когда она подошла совсем близко, он ее со всей силы ударил по голове: «Ты почему посуду не помыла. » Сможет ли этот ребенок в дальнейшем пребывать в радостном состоянии? Нет. Чтобы прийти в себя, снова научиться радоваться, ей необходимы сотни часов психотерапии. К сожалению, в детстве такие эпизоды не единичны, а потому такой девочке приходится постоянно быть мобилизованной. Она не может радоваться без оглядки – ведь никогда не знаешь, в какой момент может вновь обрушиться родительский приступ гнева – отец с кулаками или орущая психопатичная мать. В конце концов ребенок, подросток, а потом уже взрослая женщина будет находиться в состоянии грусти, печали, тревожной мобилизованности, фобии. Самое сложное в этом – непоследовательность: ты никогда не знаешь, когда будет новая вспышка, удар, истеричный крик, а потому состояние «наготове» становится привычным. Все это настолько жестко закрепляется в бессознательном, что продолжает негласно командовать поведением всю оставшуюся жизнь.
Узнали себя? Принялись снова оплакивать свою безрадостную жизнь и сетовать на печальное вчера, сегодня и завтра?
Все можно исправить!
Для того чтобы ощутить радость, разрешить ее себе и начать радоваться, выполните это упражнение. Когда вы останетесь дома в одиночестве, задайте себе вопрос: а где живет моя радость? Моя, например, живет в животе. А где живет ваша? Погрузите внутренний взор вглубь себя и найдите свою радость. Может быть, она маленькая, но она есть обязательно. Она может быть похожа на маленький лучик, шарик, на что угодно. Дайте этому «лучику» свое внутреннее внимание, и он начнет увеличиваться и разрастаться.
Постарайтесь разрешить этому ощущению быть, не блокируйте его. И тогда радость постепенно, а может быть и очень быстро, вас захватит. Позвольте ей вас захватить, захлестнуть. Вам захочется прыгать, бегать, как в детстве, – собачья радость такая, помните блаженное выражение собачьей морды, когда собака катается по траве? Начните визжать, хлопать в ладоши, подпрыгивать до потолка и т. д. Не думайте о том, как вы выглядите со стороны – сейчас есть только вы и ваша радость. Можете обозначить время: я разрешаю себе радоваться 5 минут.
Радуйтесь – вслух, громко и с удовольствием!
Когда вы получаете или делаете то, что гарантированно должно приносить вам радость, следите за своими ощущениями, постарайтесь выявить препятствия, блокирующие это приятное чувство. Допустим, вы покупаете мороженое, идете в парк аттракционов, в кино, и вроде все хорошо, но вдруг возникает стена: я как будто и радуюсь, но я эту радость пропускаю в себя лишь на чуть-чуть, не пускаю внутрь. Скажите себе: «Я разрешаю своей радости проникнуть еще глубже!», затем подождите, например, 5 минут и порадуйтесь этому мороженому, билету в кино, любой мелочи, приятной для вас. Но порадуйтесь искренне, по-настоящему! Хлопайте в ладоши, прыгайте от радости и не обращайте никакого внимания, даже если кто-то подумает, что вы ведете себя как полный придурок.
Дело в том, что физиология запускает чувства: наши движения, даже искусственная натянутая улыбка запускает эти радостные импульсы. Еще одно чудо физиологии: когда мы смотрим наверх, количество серотонина возрастает, когда мы смотрим вниз – наоборот, падает. Все это очень взаимосвязано: вы начинаете радоваться, подпрыгивать, и ваша радость утраивается! Делайте эти упражнения систематически, понемногу увеличивайте время своей радости (3, 5, 7 минут и т. д.). Фокусируйте свое внимание так: «Я сейчас покупаю билеты в кино. Где моя радость? Вот она!» И тут же начинайте выполнять это упражнение. Только не держите в себе радость с грустной улыбкой Арлекина, а максимально проявляйте ее! Не бойтесь быть смешным!
Жаба задушила, или Ода зависти
Говоря высоким стилем, зависть – это чувство скорби по благополучию другого человека, когда чужие блага воспринимаются как ущемление собственного «я». Это вовсе не означает, что кто-то у кого-то хочет забрать желаемый предмет. Бывает так, что богатый друг завидует бедному. Казалось бы, богатый хорошо обеспечен, у него все есть, но он почему-то не готов видеть, как его прозябающий в бедности друг начинает богатеть, да еще и покупает такую же модную машину, как и он. Кстати, когда кто-то говорит вам о том, что он никогда не завидует, это вранье! Это свидетельствует лишь о том, что человек себя не слышит или попросту не готов признаться в своей зависти. На самом деле завидуют все, пусть редко, хоть раз в жизни, но это чувство испытывали абсолютно все. Увы, часто завидуют близкие люди, и они бессознательно начинают разрушать предмет собственной зависти. К примеру, одинокая мама подавляет сексуальное влечение к мужу дочки, и она начинает разрушать их отношения. Она не готова это признать, и зависть принимает такие извращенные формы – разрушить любой ценой.
А бывает ли белая зависть?
Еще одно расхожее заблуждение – есть зависть черная, а есть зависть белая. Это лишь вопрос неумелой калибровки собственных чувств, когда человек путает чувство радости и зависти. Например, подруга говорит: «Мой ребенок получил грант и будет учиться в известном университете». Я могу ей ответить: «Слушай, я тебе прям завидую!» Но в душе я буду испытывать радость и никакой зависти! А когда моя подруга приходит и говорит, что купила новый роскошный дом, я, конечно, могу прокомментировать ее приобретение так: «Я завидую тебе по-белому!» Но что я испытываю на самом деле? Зависть, конечно же, зависть! Очень важно, признаете вы это сами или нет. Можете хотя бы себе честно ответить?
Хорошо, предположим, вы признали, что испытываете зависть, но, уверена, вы тут же начинаете себя гнобить: ай, я вот такой-сякой, зависть – это плохое чувство, и я должен с ним бороться. Но, позвольте, чувство – это просто чувство, оно не бывает плохим или хорошим. Оно есть, так зачем же ему давать оценку? Вы же не говорите, что соленое – это плохо, а сладкое – это хорошо!
Как ни странно, но именно на чувстве зависти были построены и коммунизм, и капитализм. Однако чувство зависти реализовалось в этих двух системах диаметрально противоположно. Коммунизм – давайте все разделим поровну и будем носить одинаковое серое, коричневое или черное, есть черный или белый хлеб, зато у всех зарплата 80 рублей и никто никому не завидует. Капитализм был построен на конструктивной реализации этого чувства. Там зависть выступает как мотивация – быстрее, выше, сильнее, еще сильнее, еще быстрее. Вся цивилизация выросла на чувстве зависти, это естественный двигатель прогресса.
Зависть, повторю, испытывают все, однако каждый индивидуально выбирает способ реализации этого чувства – конструктивный или деструктивный. Конструктивный – это когда я воспринимаю зависть как вызов и в чем-то преодолеваю себя, добиваюсь чего-то. Деструктивный способ реагирования – это когда я начинаю себя травить. Дело в том, что зависть – это огромная энергия, в ней много агрессии, это колоссальный импульс. Если подходить к реализации этого импульса конструктивно, зависть становится трамплином для нового прыжка, а при деструктивной реализации человек «глотает» этот импульс и разрушает себя на физиологическом уровне: «Здравствуй, психосоматика!»
Почему зависть не становится музой?
Почему люди выбирают путь разрушения? Почему не создают, не созидают? Почему зависть не становится музой? Да потому что это очень страшно – взять на себя ответственность, а когда в твоей базовой установке на подкорке сидит «я недостоин», то это практически невозможно! Такие люди, даже достигнув определенных высот, в глубине души уверены, что они недостойны лучшей жизни, этой женщины, недостойны все это иметь. В их картине мира есть люди черные (они сами), а есть белые, такие прекрасные люди – именно они этого достойны. Совершенно понятно, что постоянно в таком состоянии долго не протянешь, и, когда человек устает от состояния самобичевания, срабатывает психологическая защита, запускается механизм смещения. Наш разрушительно настроенный персонаж поворачивает ракурс внимания от себя на окружающих людей и включает рационализацию. В результате, продолжая завидовать, он «вдруг» прозревает: а вокруг-то одни сволочи, воры да детки богатых воров. Его собственный гнев как будто переключается: мол, я не на себя злюсь, я здесь ни при чем. Хотя на самом деле это ему еще аукнется…
Как понять, что вам завидуют?
– Прежде всего это выражается в якобы дружеских шуточках – своеобразно замаскированной агрессии. Эти шутники, как правило, люди, которые хотят выразить гнев, но не могут сделать это напрямую.
– Скука и нежелание обсуждать ваши победы. Вы взахлеб рассказываете подружке о том, как щедр ваш новый мужчина, или о том, что наконец-таки отхватили горящую путевку и едете в путешествие мечты на Мальдивы, или, наконец, ваш отчет был принят с первого раза. А ей скучно, ей совсем неинтересно, она не может вынести это чувство зависти и поэтому не готова обсуждать ваши путешествия и достижения. Скука и обесценивание – вот чего вы можете дождаться от нее.
– Особняком стоят порча и сглаз. Многие люди склонны выстраивать хитро завернутые цепочки аргументов, пытаясь объяснить, почему с ними случилась какая-то неприятность: мне позавидовали, меня сглазили, и вот я в аварию попала. Давайте проанализируем случай из моей практики, и вам сразу станет понятно, кто тот самый завистливый колдун.
У каждого есть свой изюм! А вы все еще завидуете?
Молодая красивая женщина выходит из своего роскошного автомобиля и ломает ногу. Первое, о чем она подумала: я знаю, что мысль материальна, сглазили, позавидовали, что я такая красивая, богатая, успешная и пр., и вот пожалуйста – сломала ногу. Барышня тут же кидается в телефон удалять фотки из соцсетей и только потом принимается как-то решать вопрос с ногой. Посмотрим чуть глубже, что происходит на самом деле. Эта красавица не так давно увела из многодетной семьи состоятельного мужчину. Она его быстренько женила и присвоила все его денежки, а там семья, условно говоря, осталась голодать. Что же происходит с этой женщиной? Как бы она ни распускала хвост и ни тешилась чувством собственной победы, в ней живет чувство вины. Другое дело, что слышать это чувство она не готова, она его вытесняет. «Расхитительница» чужой семьи начинает тревожиться, что все слишком сладко сейчас в ее жизни. Ее накрывает тревога, волнение: она же виновата, а значит, непременно должна быть наказана. И она будет вынуждена себя наказать: сломать ногу, ошпарить руку, разбить автомобиль, чтобы снять эту тревогу, облегчиться, расплатиться. Это все происходит на бессознательном уровне, но механизм именно таков: получить наказание и расслабиться. В общем, если решились на что-то, будьте последовательны и не испытывайте угрызений совести, иначе бессознательный мазохизм задушит вас, как та жаба.
Используйте зависть себе во благо!
Когда вы сами чувствуете зависть, не ешьте себя поедом, конструктивно подойдите к этому чувству. «Поймайте» момент, когда вы ощутите зависть. Задайте себе вопрос: а чему и кому я завидую? Постарайтесь это чувство «возглавить», а не вытеснить или подавить.
Пропишите по пунктам, кому и в чем вы завидуете, и начните соревнование – будьте быстрее, сильнее, лучше. Ставьте конкретные цели и достигайте их. Используйте зависть как стимул к действию!
Но, выбрав своего спарринг-партнера (в данном случае – человека, которому в чем-то завидуете), не сваливайтесь в подражательство, помните о собственной индивидуальности. Не подражайте слепо, не становитесь тем, кем не являетесь. Поверьте, вы неповторимы, прекрасны! Оставайтесь собой! Найдите в себе самое хорошее, оригинальное, то, чего нет у других! И да будет зависть вам в помощь!
Прав ли был Отелло?
Говорят, ревнует – значит, любит. Ничего подобного, не всегда и необязательно. Просто этот человек ревнив. Каждый любит в силу своих собственных личностных качеств: жадный будет любить, как жадный, поэт – как поэт, ревнивец – как ревнивец, ровно так, как он умеет. Да, любовь окрыляет, но личностные качества от этого не меняются: человек просто влюбился, и это не мешает ему по-прежнему оставаться, к примеру, жадным.
Тем не менее ревность – полезная штука, она действует как приправа в отношениях, добавляет пикантности и перца. Ревность необходима в семье, чтобы расставить границы, – что можно, а что нельзя. В еврейской семье это могут быть одни границы дозволенного, в русской семье – другие, в китайской – третьи. Люди договариваются с помощью ревности, заключают некий гласный или негласный договор: «Я тебя ревную, не ходи на встречу с одноклассниками!» – «Хорошо не пойду», «А я тебя ревную – не ходи так часто пиво пить с друзьями!» Ревность выступает как регулятор отношений, скрепляет семью. Конечно, мы не берем в расчет обитателей клиники неврозов с диагнозом бред ревности, речь идет о самых обычных людях. Если говорить о ревности в общем, то ревнуют друг друга все: дети ревнуют к братьям, сестрам, к маме, к папе, ревнует подруга подругу. Это может распространяться на все сферы жизни.
Что же это за чувство, которое Шекспир назвал «зеленоглазым чудовищем»?
Ревность – это совокупность факторов: биологических (инстинкт охраны своей территории, своего самца, своей самки), социальных (та среда, в которой рос человек) и психологических (особенности психики). Самый значимый – психологический аспект ревности, именно от него зависит, насколько «выстрелит» инстинкт. Принято считать, что главная причина возникновения ревности – это низкая самооценка. Однако не всегда человек с низкой самооценкой будет ревновать, и не всегда ревнивец обладает низкой самооценкой. Есть люди с адекватной самооценкой, но ведут себя так, что Отелло бы позавидовал. Немалую роль в склонности к ревности играет эгоцентризм – человек настолько поглощен собственной персоной (особенно если это единственный ребенок в семье), что все внимание должно доставаться только ему. Да что там внимание – весь мир крутится вокруг него!
И самая интересная составляющая в ревности – садомазохизстический аспект. В работе я сталкивалась с огромным количеством мужчин, которые хотели бы, чтобы их жены занимались с другим мужчиной сексом, – настолько это будоражит их ревность. Он хочет, чтобы его жена была шлюшкой (в сексуальных играх часто называет свою женщину «ах ты, грязная шлюшка!») – мужчине хочется представить, что она переспала с другим мужчиной, это возбуждает его. Он создает «левые» страницы своей жены в соцсетях, прикрепляет фото, переписывается с кем-то от ее лица, чтобы испытать мощнейшее чувство ревности. Некоторые мужчины специально женятся на шлюхах, чтобы без конца испытывать эту страсть от ревности.
Внимание! Это не конец книги.
Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра — распространителя легального контента. Поддержите автора!
Источник