Правоведение (стр. 4 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 |
2. Верны ли следующие суждения:
1) право как нормативное предписание обязательно для всех, кому оно адресуется;
2) нормы права обеспечиваются возможностью государственного принуждения при их нарушении:
а) верно только 1;
б) верно только 2;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
3. Регулятивная функция права заключается в том, что право:
а) обязательно для исполнения;
б) защищает основы государственного строя;
в) вводит в общественное сознание набор сведений о необходимых принципах и правилах поведения;
г) является способом воздействия на отношения между людьми.
4. Что является наиболее древним источником права:
в) судебный прецедент;
г) правовая доктрина.
5. Нормативный правовой акт – это:
а) любой документ, в котором содержатся правила поведения;
б) акт компетентного органа или должностного лица;
в) документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы;
г) акт правоприменительного органа.
6. Верно ли суждение:
Взаимодействие государства и права состоит в том, что:
1) государство формирует, изменяет, реализует и охраняет право;
2) право упорядочивает деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов:
а) верно только 1;
б) верно только 2;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
7. Как называются нормы права, которые требуют совершения определенных действий?
8. Назовите отрасли, входящие в правовую систему Российской Федерации:
а) гражданское право;
б) международное гуманитарное право;
в) образовательное право;
г) телефонное право.
9. Обстоятельства объективной действительности, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений, относится к понятию:
а) субъекты правоотношений;
б) юридические факты;
в) содержание правоотношений;
г) права и обязанности сторон.
10. Выберите верный вариант ответа:
а) любое правонарушение – это преступление;
б) любое преступление – это правонарушение;
в) верного ответа нет;
г) верны оба ответа.
11. Что является признаком правонарушения:
а) угроза насилия;
г) причиненный ущерб.
12. Верны ли суждения?
Может ли бездействие быть правонарушением?
1) нет, поскольку нет активных действий, которые могут нанести вред обществу;
2) да, если по ситуации или служебному долгу лицо было обязано поступить каким-либо образом, однако не сделало этого:
а) верно только 1;
б) верно только 2;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
13. К признакам, составляющим объективную сторону состава правонарушения, относятся:
а) действие или бездействие;
14. По субъективной стороне правонарушения делятся на:
15. «Внешняя характеристика деяния, способа его совершения» относится к понятию:
а) объективная сторона правонарушения;
б) субъективная сторона правонарушения;
в) объект правонарушения;
г) прямой умысел.
16. Верны ли суждения:
Мысли, убеждения, эмоции:
1) не являются правонарушениями;
2) могут являться правонарушениями в зависимости от их содержания:
а) верно только 1;
б) верно только 2;
в) оба суждения верны;
г) оба суждения неверны.
17. Укажите принципы юридической ответственности:
а) сохранение тайны ответственности;
б) осуждение правонарушителя в трудовом коллективе;
18. В реализации возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений нормами права, выражается:
а) использование права;
б) исполнение права;
в) соблюдение права;
г) применение права.
19. «Совокупность знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права» относится к понятию:
а) юридический факт;
20. Социальный итог правового регулирования общественных отношений:
г) общественный порядок.
Примерный перечень тем докладов и рефератов
1. Право в системе социальных норм общества.
2. Источники российского права.
3. Реализация права.
4. Система российского права.
5. Механизм законодательного процесса в Российской Федерации.
6. Правоотношения: состав, основание возникновения, изменения и прекращения.
7. Правонарушения: признаки, состав, виды.
8. Основание и виды юридической ответственности.
Дееспособность – способность своими действиями осуществлять и исполнять юридические обязанности.
Источник права – акт государственных органов, в котором содержатся нормы права.
Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое его принудительной силой.
Право – система общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается его принудительной силой.
Правовая культура – уровень качества законодательства, работы правоприменительных органов, правосознания населения и отдельных людей, отражающих уровень развития права и его роль в обществе.
Правовое сознание – система взглядов, идей, представлений людей о праве и его роли в обществе.
Правонарушение – противоправное, виновное, общественно-вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.
Правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями.
Правоспособность – способность иметь права и обязанности.
Юридическая ответственность – обязанность правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия, предусмотренные санкцией правовой нормы.
Юридические факты – обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Источники и литература
2. Общая теория государства и права. Учебник / под ред. . М., 2000.
3. Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в юридические ВУЗы / Под ред. академика . М., Юристъ, 2005.
4. , Дерябина : учеб. М., ТК Весби, из-во Проспект, 2005.
5. Правоведение: Учебник для высш. учеб. заведений / под ред. , . М., 2005.
6. Сырых государства и права. М., 2002.
7. Черданцев государства и права. Учебник для ВУЗов. М., Юрайт, 1999.
Основы конституционного права
Вопросы для изучения
1. Конституция. Основные этапы конституционного развития России. Особенности Конституции Российской Федерации 1993 года.
2. Основы конституционного строя Российской Федерации.
3. Основы правового статуса личности.
4. Особенности федеративного устройства России
5. Избирательная система Российской Федерации
6. Понятие и виды государственных органов.
7. Президент Российской Федерации.
8. Федеральное Собрание.
9. Законодательный процесс.
10. Федеральные органы исполнительной власти.
11. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
12. Судебная система.
13. Местное самоуправление.
1. Когда и кем принята Конституция Российской Федерации?
2. Почему глава 1 Конституции Российской Федерации посвящена основам конституционного строя?
3. Назовите международные акты в области прав человека.
4. Почему конституционные обязанности содержатся в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации?
5. Являются ли республики в составе Российской Федерации государствами? Обладают ли они суверенитетом?
6. Каковы достоинства и недостатки пропорциональной и мажоритарной избирательных систем?
7. Существуют ли государственные органы, которые не входят ни в одну из ветвей государственной власти? Если да, то почему?
8. Как взаимодействуют друг с другом: Президент Российской Федерации и палаты Федерального Собрания, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, Государственная Дума и Правительство Российской Федерации?
9. Чем порядок принятия федеральных законов отличается от порядка принятия федеральных конституционных законов?
10. Как проявляется принцип разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации?
11. Нарисуйте схему судебных органов Российской Федерации.
12. В чем отличия между федеральными судами и судами субъектов Российской Федерации?
1. собрался ехать в Москву. Он никогда не был в столице и очень хотел посмотреть на Кремль. Кроме того, как бы между прочим, ему необходимо было сдать экзамены на поступление в МГУ имени Ломоносова. Однако, когда Александр Васильев уже подъезжал на поезде к Москве, в его купе вдруг зашли работники милиции и, проверив документы, сообщили, что ему отказано во въезде в Москву на том основании, что в столице у него нет своего жилья и ему негде будет жить.
Александр Васильев, посчитав, что его конституционное право на свободу и выбор места пребывания и жительства было нарушено, обратился с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации. Однако Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению такой жалобы.
Как вы думаете, почему Конституционный Суд Российской Федерации принял такое решение?
2. В клубе «Спорт-Плюс» была объявлена вакансия на должность охранника. Через некоторое время к директору клуба Александру Васильеву пришла Елена Козлова и подала заявление с просьбой принять ее на работу охранником. Александр Васильев, пристально осмотрев (явно не без удовольствия) девушку, ответил отказом, пояснив свое решение тем, что на должность охранника клуб берет исключительно лиц мужского пола.
Елена Козлова обратилась в суд, требуя признать отказ в приеме на работу не соответствующим Конституции Российской Федерации, которая закрепляет равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации.
Источник
Как называются нормы права, которые требуют совершения определенных действий?
А) Выберите верный вариант ответа:
1. Любое правонарушение – это преступление.
2. Любое преступление – это правонарушение.
Выберите один ответ:
1. оба суждения неверны.
2. Верно только 2.
3. Верны оба суждения.
4. Верно только 1.
Б) Верны ли суждения:
Мысли, убеждения, эмоции:
1) не являются правонарушениями;
2) могут являться правонарушениями в зависимости от их содержания:
Выберите один ответ:
1. Верно только 2.
2. Верно только 1.
3. Оба суждения неверны.
4. Оба суждения неверно.
В) Как называются нормы права, которые требуют совершения определенных действий?
Выберите один ответ:
Г) Какое из перечисленных ниже лиц является юридическим лицом?
Выберите один ответ:
1. Декан юридического факультета.
4. Прокурор Московской области.
Д) Что является признаком правонарушения:
Выберите один ответ:
2. Угроза насилия.
3. Причиненный ущерб.
Е) Верны ли следующие суждения:
1. Право как нормативное предписание обязательно для всех, кому оно адресуется.
2. Нормы права обеспечиваются возможностью государственного принуждения при их нарушении:
Выберите один ответ:
1. Верно только 2
2. Верно только 1
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны.
Ж) Какая из отраслей системы права регулирует общественные отношения в сфере государственного управления?
Выберите один ответ:
З) К признакам, составляющим объективную сторону состава правонарушения, относятся:
Источник
Глава 2
Право в системе социальных норм общества
Вопросы для изучения
1. Понятие, сущность и функции права.
2. Соотношение (взаимосвязь) права и государства.
3. Понятие и структура нормы права. Виды норм права.
4. Источники права.
5. Система права.
7. Правонарушения и юридическая ответственность.
Контрольные вопросы
1. Понятие и сущность права в объективном и субъективном смысле.
2. В чем состоит социальная ценность права?
3. Назовите основные виды форм (источников) права.
4. Из каких структурных элементов состоит норма права и ее основные признаки?
5. В чем состоит содержание действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц?
6. Раскройте содержание понятий: система права, отрасль (подотрасль) права, институт права.
7. Охарактеризуйте субъекты и объекты правоотношений.
8. Юридические факты: понятие, виды и роль.
9. В чем состоит сущность и признаки правонарушений?
10. Раскройте содержание состава правонарушения.
11. Что является основанием юридической ответственности?
12. Дайте характеристику основным видам юридической ответственности.
Задачи
1. Определите гипотезу, диспозицию и санкцию в части 2 статьи 151 УК Российской Федерации:
«Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством и попрошайничеством, совершенное родителем, либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего,
– наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до 5-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
2. Что из перечисленного ниже можно отнести к подзаконным нормативным актам?
1) Указ Президента Российской Федерации «Вопросы прохождения военной службы»;
2) указ Президента Татарстана;
3) Конституция Российской Федерации;
4) Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении»;
5) приказ Министра внутренних дел Российской Федерации;
6) Закон Российской Федерации «Об образовании».
3. Укажите, когда вступают в силу следующие нормативные акты:
1) федеральный конституционный закон;
2) указ Президента Российской Федерации;
3) постановление Правительства Российской Федерации;
4) муниципальный правовой акт.
4. При изучении системы российского права студентам было предложено привести в качестве примера институт права. Среди названных оказались институты: государства и права; права собственности; гражданства; экономики и права; дисциплинарной ответственности; авторского права.
Каково ваше мнение по этому вопросу?
5. В реферате на тему: «Система органов государственной власти в России» студентка Ромашкина утверждала, что все государственные органы обязательно должны принадлежать к какой-либо одной из трех ветвей власти. Преподаватель рекомендовал обсудить данный вопрос на семинаре.
Права ли Ромашкина? Если она ошибается, то назовите такие органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти.
6. Как известно, юридические факты, с которыми норма права связывает возникновение, изменение либо прекращение правоотношений, классифицируются по разным основаниям, в том числе и по волевому признаку – это могут быть события и действия.
К каким видам юридических фактов по данному основанию относятся:
1) проезд водителя на красный сигнал светофора;
2) хулиганское поведение фанатов в метро;
3) затопление во время весеннего паводка жилых домов в деревне;
4) пожар от удара молнии;
5) жестокое обращение с животными;
6) поступление абитуриента в высшее учебное заведение.
На какие виды, с точки зрения закона, подразделяются указанные действия?
7. Одним из принципов юридической ответственности является законность, суть которой состоит в требовании строгой и точной реализации правовых предписаний (привлекать к юридической ответственности могут только уполномоченные на это органы в строго установленном законом порядке и на предусмотренных законом основаниях).
Назовите другие принципы юридической ответственности и дайте их толкование.
8. Рассматривая дело о защите прав граждан на местное самоуправление, судья Лоткуновского районного суда пришел к выводу о противоречии между Конституцией Российской Федерации и Европейской хартией местного самоуправления, которую Российская Федерация подписала и ратифицировала.
Как вы думаете, какой акт – Конституцией Российской Федерации или Европейская хартия местного самоуправления – имеет большую юридическую силу?
9. 10-летний Вова Иванов, гуляя по улице, нашел на земле камень, потрогал его, а потом кинул в сторону. Камень попал в прохожего, причинив ему вред здоровью средней тяжести.
Имеется ли в действиях Вовы Иванова состав правонарушения? Кто может быть субъектом правонарушения?
10. Рабочий фабрики «Заря» Петров отсутствовал на своем рабочем месте без уважительной причины в течение пяти часов. В связи с этим директор фабрики издал приказ об объявлении выговора Петрову. А спустя два дня директор на том же основании уволил Петрова.
Какой общий принцип юридической ответственности был нарушен в отношении рабочего Петрова?
Тест
1. Понятие «право» в объективном смысле означает:
а) правила поведения людей в общественных местах;
б) совокупность общеобязательных правил поведения, исходящих от государства и охраняемых им от нарушений;
в) результат осознания лицом возможности поступать тем или иным образом;
г) то, чем человек может свободно распоряжаться под защитой государства без чьего-либо вмешательства.
2. Верны ли следующие суждения:
1) право как нормативное предписание обязательно для всех, кому оно адресуется;
2) нормы права обеспечиваются возможностью государственного принуждения при их нарушении:
а) верно только 1;
б) верно только 2;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
3. Регулятивная функция права заключается в том, что право:
а) обязательно для исполнения;
б) защищает основы государственного строя;
в) вводит в общественное сознание набор сведений о необходимых принципах и правилах поведения;
г) является способом воздействия на отношения между людьми.
4. Что является наиболее древним источником права:
в) судебный прецедент;
г) правовая доктрина.
5. Нормативный правовой акт – это:
а) любой документ, в котором содержатся правила поведения;
б) акт компетентного органа или должностного лица;
в) документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы;
г) акт правоприменительного органа.
6. Верно ли суждение:
Взаимодействие государства и права состоит в том, что:
1) государство формирует, изменяет, реализует и охраняет право;
2) право упорядочивает деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов:
а) верно только 1;
б) верно только 2;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
7. Как называются нормы права, которые требуют совершения определенных действий?
8. Назовите отрасли, входящие в правовую систему Российской Федерации:
а) гражданское право;
б) международное гуманитарное право;
в) образовательное право;
г) телефонное право.
9. Обстоятельства объективной действительности, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений, относится к понятию:
а) субъекты правоотношений;
б) юридические факты;
в) содержание правоотношений;
г) права и обязанности сторон.
10. Выберите верный вариант ответа:
а) любое правонарушение – это преступление;
б) любое преступление – это правонарушение;
в) верного ответа нет;
г) верны оба ответа.
11. Что является признаком правонарушения:
а) угроза насилия;
г) причиненный ущерб.
12. Верны ли суждения?
Может ли бездействие быть правонарушением?
1) нет, поскольку нет активных действий, которые могут нанести вред обществу;
2) да, если по ситуации или служебному долгу лицо было обязано поступить каким-либо образом, однако не сделало этого:
а) верно только 1;
б) верно только 2;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
13. К признакам, составляющим объективную сторону состава правонарушения, относятся:
а) действие или бездействие;
14. По субъективной стороне правонарушения делятся на:
15. «Внешняя характеристика деяния, способа его совершения» относится к понятию:
а) объективная сторона правонарушения;
б) субъективная сторона правонарушения;
в) объект правонарушения;
г) прямой умысел.
16. Верны ли суждения:
Мысли, убеждения, эмоции:
1) не являются правонарушениями;
2) могут являться правонарушениями в зависимости от их содержания:
а) верно только 1;
б) верно только 2;
в) оба суждения верны;
г) оба суждения неверны.
17. Укажите принципы юридической ответственности:
а) сохранение тайны ответственности;
б) осуждение правонарушителя в трудовом коллективе;
18. В реализации возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений нормами права, выражается:
а) использование права;
б) исполнение права;
в) соблюдение права;
г) применение права.
19. «Совокупность знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права» относится к понятию:
а) юридический факт;
20. Социальный итог правового регулирования общественных отношений:
Источник