Историческая обусловленность чувств человека.
Введение.
Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие — печалят, третьи — возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев. стыд и др, — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности.
Чувства выражают пристрастность человека, без которой немыслим ни один активный его шаг. Чувства со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека.
Такая универсальная значимость чувств должна свидетельствовать о большом интересе к ним и высокой степени их изученности. Однако такой интерес среди психологов-исследователей не является устойчивым. Это связано с неудачами в попытках отыскать достаточно тонкие и надежные средства для объективного изучения чувств.
Большую путаницу в развитие психологии чувств вносят терминологические расхождения. В какой-то мере они заложены уже в повседневном языке. позволяющем нам называть, например, страх эмоцией, аффектом, чувством или даже ощущением или объединять под общим названием чувств такие различные явления, как боль или иронию, красоту и уверенность, прикосновение и справедливость. Но это свидетельствует о том, что феноменологический материал не обладает отчетливо различимыми признаками, которые могли бы обеспечить некоторую единую изначальную его группировку и упорядочивание. При решении этой задачи в психологической теории влияние неизбежно оказывают концептуальные традиции и представления, которые в силу своих различий закрепляют за неопределенными житейскими понятиями различное содержание. Из-за существующей терминологической неоднозначности в психологии эмоционально-чувственной сферы важно учитывать условность названий и решать вопрос на основе тщательной проверки того, что именно они обозначают.
Очевидно, что теории, наделяющие аффективностью всякий психический процесс ( В.Вундт, Н.Грот, С. Л. Рубинштейн), и теории, для которых аффективное состояние — особое событие, означающее, что в нормальном протекании психического процесса произошло некоторое отклонение ( Ж.-П. Сартр, П. В. Симонов), различаются как решением вопроса о том, что следует относить к чувственно-эмоциональной сфере, так и масштабностью, характером и уровнем общности рассматриваемых в них проблем.
Отсутствие преемственности между теориями, созданными в различные исторические эпохи, не может не осложнять задачу ознакомления с психологией чувств, объединения в единую обобщенную картину всего, что установлено или утверждается в отдельных концепциях и школах.
Историческая обусловленность чувств человека.
В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Среди многообразных проявлений эмоциональной жизни человека выделяют чувства,как одну из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающуюся относительной устойчивостью. В отличие от ситуационных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворения, чувства представляют собой конкретно-субъективную форму существования последних. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. ( 6, 445)
Рассмотрим вопрос о происхождении эмоций и об эволюции чувств человека. Обычно признается, что эмоции возникают в случаях, когда происходит нечто значимое для индивида. Расхождения начинаются при попытке уточнить характер и меру значимости события, способного возбудить эмоцию. Если для В.Вундта или Н.Грота любое воспринимаемое событие является значимым, т.е. эмоциональным, уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида, не знающей беспристрастного состояния и во всем способной найти хотя
бы незначительный оттенок интересного, неожиданного, неприятного и т. п., то согласно Р. С. Лазарусу эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов производится заключение о наличии, с одной стороны, некоторой угрозы, с другой стороны -невозможности ее избежать. Весьма сходным образом представляет возникновение эмоций-аффектов Э.Клапаред, однако в его концепции утверждается, что предварительную оценку угрозы производят не интеллектуальные процессы, как считает Лазарус, а особый класс эмоциональных явлений -чувства.( 7 ).
Чувства человека общественно обусловлены и историчны, как и сама человеческая личность, изменяющаяся в ходе развития общества. В онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. Предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально. Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Предметный характер чувств отражает их историческую обусловленность. Возникая как результат обобщения предыдущего эмоционального опыта ( группового и индивидуального), сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций: например, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, гнев, если любимый человек не оправдал надежд и т. п. Мысли и убеждения способны порождать чувства.
Конкретное чувство всегда отвечает некоторому более общему жизненному отношению, определяемому потребностями и ценностями субъекта, его привычками, прошлым опытом и т. п., которые в свою очередь определяются еще более общими закономерностями социально-исторического развития, и только в этом контексте оно может получить свое подлинное причинное объяснение.
Чувства — отражение отношений на “языке личности”, или сознательное отражение. Социальная детерминация чувств обусловлена тем, что именно практические отношения людей, в которых их собственная жизнь становится для них особым предметом, порождают чувства как субъективные отношения, как переживания. Переживается значение происходящего для человека как родового существа, как совокупного субъекта. Чувства буквально вырастают из эмоций в определенных социально-типичных условиях. Социальная типичность условий жизни определяет и своеобразие чувств у представителей различных культур в связи со сходными событиями: демографическими, трудовыми, политическими и т. д.( 5.)
Источник
Опыт 2. Изучение особенностей эмоциональной памяти.
Ход опыта. Студентам предлагается написать 20-минутное сочинение на тему «Мое самое яркое воспоминание детства», а после завершения работы письменно ответить на следующие вопросы.
1. Какие по качеству эмоциональные переживания были связаны с описанным событием?
2. Каково содержание переживаний (восторг, удивление, страх и т.п.)?
3. Как оценить в баллах интенсивность переживаний:
1-очень слабая, 2-слабая, 3-средняя, 4-сильная, 5-очень сильная?
4. Как вы думаете, почему вы запомнили именно это событие своего детства?
По результатам заполняется протокол.
№ п/п | Качество эмоций и динамика | Содержание эмоций и динамика | Интенсивность эмоций, баллы | Факторы, повлиявшие на запоминание событий |
(+) (-); (+) (-) (+) – динамика переживания по качеству (знаку);
радость – страх, удивление – обида – динамика переживаний по содержанию.
Завершение работы. Проанализировав протокол сделать заключение о факторах, влияющих на запоминание тех или иных жизненных событий человека.
Задачи и упражнения.
1. Перечислены примеры различных чувств:
1) Удивление; 9) Юмор;
2) Товарищество; 10) Уверенность;
3) Чувство прекрасного; 11) Чувство справедливости;
4) Восхищение; 12) Сомнение;
5) Чувство долга; 13) Стыд;
6) Ирония; 14) Зависть;
7) Злорадство; 15) Чувство трагического;
8) Чувство комического; 16) Недоумение.
Определите, какие из них относятся к нравственным, какие к эстетическим, какие к интеллектуальным.
2. Приведены примеры эмоциональных переживаний:
1) Любовь к искусству; 6) Раздражение;
2) Грусть; 7) Печаль;
4) Горе; 9) Увлечение наукой;
5) Ужас; 10) Злость;
Определите, к какому виду эмоциональных состояний (настроение, аффект, страсть, депрессия) относятся названные переживания.
Заполнить пропущенные слова.
1. Эмоциональные переживания связаны с удовлетворением или неудовлетворением ____________________.
2. Отрицательные эмоции возникают тогда, когда у субъекта слишком ___________ информации о возможности удовлетворения _____________.
3. Эмоция – это отражение реальной действительности в форме _________.
4. Чувство – это одна из форм отражения действительности, выражающая субъективное ___________ человека к удовлетворению __________ потребностей.
5. Кроме эмоций и чувств к формам эмоциональных переживаний относятся ________________.
6. Аффект, по сравнению с эмоцией, характеризуется ____________ силой и более _________ сроком проявления.
7. Эмоции и чувства ________________ с каким-нибудь объектом и направлены на него.
8. Деятельность, поддерживаемая _______________эмоциями человека, протекает более активно и аффективно.
9. Процесс эмоционального сопереживания другому человеку называется _________.
10. Психически нормальный человек _____________ в любом виде деятельности. Он ничего не делает равнодушно, безразлично, сухо, а в любую работу вкладывает живое чувство.
Выбрать правильные суждения и обосновать свой выбор.
а) Чувство – это исторически выработанное отражение объекта в форме переживания, душевного волнения и оценочного отношения к тому, с чем человек имеет дело.
б) Чувства возникают из волевого начала, являющегося первенствующим в сознании человека.
в) Эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях.
г) Эмоция – это психическое отражение отношения в форме переживания, а чувство связано с деятельностью больших полушарий, со второй сигнальной системой.
Верно или неверно?
1. Эмоции и чувства представляют собой формы переживания, в которых отражается отношение индивида к окружающей действительности.
2. Отрицательные эмоции проявляются чаще всего, когда субъект располагает недостаточной информацией о возможностях удовлетворения своих потребностей.
3. «Чувства» и «эмоции» — это слова синонимы.
4. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент.
5. Эмоциональные состояния, возникающие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека.
6. Эмоции не влияют на ход деятельности человека.
7. Возникновение и проявление чувств связано с высшими потребностями.
8. Эстетические чувства возникают в связи с моральными принципами.
9. Астенические эмоции снижают активность деятельности человека.
10. Настроение как форма эмоциональных переживаний характеризуется слабой интенсивностью, значительной длительностью и неясностью побуждающей причины.
6. Расположите в верной последовательности основные стадии (фазы) волевого действия:
б) обсуждения и борьба мотивов;
в) побуждения и предварительная постановка цели;
Выбрать правильный ответ
1. Эмоции и чувства относятся:
а) к психическим состояниям;
б) к психическим процессам;
в) к психическим образованиям;
г) нет правильных ответов.
2. Астенические чувства (эмоции) – это:
а) переживания, повышающие активность личности;
б) отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей;
в) переживания, снижающие активность личности;
г) нет верных ответов.
3. Отрицательные эмоции возникают от того, что имеющаяся информация:
г) почти доступна.
4. К видам чувств можно отнести:
г) все ответы верны.
5. Сильное, стойкое, длительное эмоциональное состояние, которое захватывает человека и владеет им:
6. Чувства и эмоции отличаются от других психических процессов …
г) способностью выполнять регулятивную функцию.
7. Высшие эмоции и чувства присущи:
а) только человеку;
б) как животным, так и человеку;
в) только животным;
г) все ответы верны.
8. Об эмоциональном состоянии человека можно судить по его:
г) все ответы верны.
9. Эмоциональные переживания влияют:
а) на мотивацию обучения;
б) на достижение целей;
в) на психические состояния;
г) все ответы верны.
10. Настроение как форма эмоциональных переживаний характеризуется:
а) слабой интенсивностью;
б) значительной длительностью;
в) неясностью побуждающей причины;
г) зависимостью от значений той потребности, с которой связана эмоция.
11. Сильное кратковременное бурно протекающее эмоциональное состояние, влияющее на всю личность, сопровождающееся изменением сознания и на рушением волевого контроля
12. К эмоциональным процессам относятся:
а) агглютинация, внимание;
б) аффект, чувство, настроение;
в) воображение, ощущение;
г) эмоция, страсть.
13. Способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением – это:
14. Эмоциональное переживание удовлетворения потребности в чем-либо это …
15. Что нужно делать для правильной оценки личной значимости события и
уменьшения связанного с этим эмоционального возбуждения?
а) увеличивать объем информации о событии (проблеме).
б) заранее продумывать возможные исходы.
в) заранее готовить отступные стратегии.
г) все ответы верны.
Материалы для самостоятельной работы.
Темы рефератов:
1. Роль эмоциональных переживаний в жизни человека.
2. Эмоции и познавательные процессы личности.
3. Особенности эмоционально-волевой сферы ребенка.
4. Стресс и его профилактика.
5. Регуляция и саморегуляция психических состояний человека.
Контрольные вопросы.
1. Можно ли эмоции, чувства назвать субъективными образами внешнего мира?
2. В какой мере чувства определяются предметом и в какой – индивидуальным опытом, личностными свойствами?
3. Прав ли Аристотель, что человек не отвечает за свои чувства, но за их выражение он отвечать обязан?
4. Каким образом настроения влияют на учебно-познавательную, трудовую деятельность человека?
5. Могут ли чувства быть умными или глупыми, истинными или ложными?
6. Верно ли, что чувства – явления социально-исторические?
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1549; Нарушение авторского права страницы
Источник