Верни мне радость спасения твоего

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования Пс. 50:14

Свт. Афанасий Великий

Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя

Воздаждь ми радость спасения Твоего. Это относится ко всему человеческому роду. Радостью спасения называет пришествие Господне, по сказанному Симеоном: яко видеста очи мои спасение Твое (Лк. 2,30). Молится же, чтобы и ему быть причастником оного. И Духом владычним утверди мя. Духа, Которого прежде назвал правым, здесь именует владычним.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя

Чего он не погубил, то просил сохранить, именно, благодать Духа; а что утратил, то умолял возвратить: такова была радость о Боге. Я наслаждался всякой радостью, когда пользовался великою близостью к Тебе, Владыка; теперь же, утратив последнюю, я лишился веселья. Рабство греху разрушило эту близость. Поэтому я и прошу возвратить мне прежнюю власть над умом, восстановить господство над страстями. Здесь опять «владычним духом» назвал самодержавный разум. Но что дашь мне ты, Давид, если получишь Духа?

Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.

Свт. Феофан Затворник

Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя

Добрый ответ будет иметь тот, кто хоть сознает много грехов, но имеет удостоверение, что раскаяния ради они прощены. Это удостоверение – предел покаянных трудов на земле. Забыл какая преподобная пришла к старцу и рассказала все. Он заключил ее в келлию, одев, как монаха, и дал ей покаянное правило. Три года каялась, и сказано ей было: прощены грехи твои. И старец тоже получил удостоверение. Вот чего нам грешным добиваться надо! В покаянном псалме св. Давида – слова: слуху моему даси радость – значат: ухо души моей да услышит слово Твое: отпущаются тебе грехи твои. В душе пронесется такое слово. Та же мысль и в словах: воздаждь ми радость спасения Твоего.

Письма. Письмо 1034. Решение задачи о добром ответе на суде Христовом и о других предметах.

Блж. Феодорит Кирский

Воздаждь ми радость спасения Твоего, и духом владычним утверди мя

Умоляет о том, чтобы и впредь иметь ему то, чего не утратил, то-есть, благодать Духа; а что утратил, о том просит, чтобы снова восприять сие; утрачено же было радование о Боге. Всяким веселием наслаждался я, говорит пророк, когда имел великое дерзновение пред Тобою, Владыка, а теперь, лишившись оного, утратил и благодушие. Лишило же меня дерзновения рабство сластолюбию. Посему умоляю, чтобы ум мой восприял прежнее владычество, и, порабощенный страстям, снова возвратил себе власть над ними.

Евфимий Зигабен

Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя

Воздаждь ми (возврати) радость спасения Твоего

—ту радость, которою я наслаждался, когда храним был Тобою. Смотри же, как в этих двух полустишиях, подряд одно за другим стоящих, как он молится о том, чего не потерял еще, чтобы оно не было отнято у него, и как умоляет о том, что утрачено уже, чтобы оно возвращено было ему, ибо он до греховного падения своего наслаждался высочайшею радостью под охраною такого Спасителя, которому весь предан был.

И духом владычним утверди мя

Укрепи и утверди меня, говорить, благодатным даром духа владычественного, который господствует над страстями человеческими, направляет человека на путь правый и руководит его к лучшему. Под этим даром могут быть подразумеваемы различные дарования, сообщаемые нашей душе Святым Духом.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя

Сей стих соответствует оным вышереченным словам: слуху моему даси радость и веселие. Ибо как выше сказал, что по совершенном примирении человека с Богом, следует внутренняя радость, происходящая от свидетельства духа, внутрь нас глаголющаго, так и здесь, по испрошении отпущения греха и по принятии благодати с даром постоянства, просит знамения во удостоверение оправдания или примирения, глаголя: воздаждь ми радость спасения Твоего. Аки бы сказал: понеже чрез грех потерял я благодать и оттуду происходящее веселие: сего ради, как выше просил возвратить мне потерянную благодать, так и здесь прошу возвратить радость спасения Твоего, то есть, то удовольствие, которое раждается от спасения, Тобою мне дарованнаго. А дабы радость не произвела гордыни и не ввергла в пагубную безпечность, присовокупляет: и Духом Владычним утверди мя. То есть: прошу, утверди и укрепи меня во благе силою Духа Твоего Владычня, дабы я впредь не мог поработиться греху и из владыки не сделался невольником страстей.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя

Читайте также:  Что чувствует умирающий человек от коронавируса

См. Толкование на Пс. 50:13

Лопухин А.П.

Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя

См. Толкование на Пс. 50:9

Прот. Григорий Разумовский

Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя

См. Толкование на Пс. 50:13

Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Псалтирь 50 псалом

Псалтирь
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Пс. 50 Этот псалом рисует глубины греха и силу покаяния, доступные человеку. Он — самый впечатляющий из покаянных псалмов (см. вводные замечания к Пс. 6). По форме Пс. 50 следует отнести к разряду индивидуальных плачей, однако в двух заключительных стихах речь идет уже не о грешной душе псалмопевца, но обо всем народе Божием. Псалом учит подлинному чистосердечному покаянию. Для такого покаяния необходимо предстать пред Богом, имея «дух сокрушенным» и «сердце смиренным» (ст. 19).

50:3 по великой милости Твоей. Давид согрешил перед Богом, грубо пренебрегнув узами Его завета, когда взял жену Урии Вирсавию, а самого Урию обрек на смерть, хотя тот свято соблюдал верность царю (2 Цар. 11,11). Но и согрешив, Давид уповает на то, что Бог останется верным узам заветной милосердной любви, связывающим Его с избранным народом.

по множеству щедрот Твоих. Бог долготерпелив и милосерден и поэтому прощает и оставляет в живых даже тех грешников, которые заслуживают немедленной смерти.

изгладь беззакония мои. Древнееврейское слово, переданное здесь как «изгладь», в других местах Писания, как правило, имеет значение «начисто вытереть тарелку». Только в 4 Цар. 14,27 оно употреблено в значении «искоренить», т.е. практически том же, что и в данном стихе.

50:4 омой меня от беззакония моего. Древнееврейское слово, переданное в переводе словом «омой», обычно имеет значение «выстирать». Псалмопевец, таким образом, уподобляет свою грешную душу перепачканной одежде, нуждающейся в стирке.

50:6 Тебе единому согрешил. Ввиду того, что мы знаем из заглавия об обстоятельствах создания данного псалма, эти слова могут показаться несколько неожиданными. Как известно, конкретными грехами, оплакиваемыми здесь псалмопевцем, были прелюбодеяние с Вирсавией и, фактически, убийство ее мужа Урии. Почему же тогда Давид говорит, что согрешил он только против Бога? Дело в том, что любой умышленный грех — это восстание против Господа, а в сравнении с этим тягчайшим грехом бледнеет любое беззаконие.

Ты праведен в приговоре. и чист в суде. Давид убежден в абсолютной справедливости Господа. Апостол Павел цитирует эти слова в Рим. 3,4.

50:7 я в беззаконии зачат. Давид знает, что, в силу грехопадения человека, он греховен с самого рождения. Его мысль находится в полном соответствии с учением Библии о том, что дети рождаются уже отягощенными грехом, а не становятся грешниками лишь с возрастом. Тем самым, дети не менее взрослых нуждаются в подаваемом Господом спасении (см. статью «Первородный грех и всеобщая греховность»).

50:9 Окропи меня иссопом. Эти слова отсылают читателя к Лев. 14,6,7, где говорится об исцелении больного проказой, таким образом грех уподобляется проказе.

и буду чист. Давид выражает уверенность в том, что, хотя грехи его тяжки, Бог отпустит их и простит его.

50:12 Сердце чистое сотвори во мне. Употребление того же глагола, что и в рассказе о сотворении мира (Быт., гл. 1), свидетельствует об осознании псалмопевцем того, что исправиться он может, только если на то будет воля Божия, а отнюдь не по одному собственному желанию. См. статью «Покаяние».

50:13 Духа Твоего Святаго не отними от меня. Как и другие положения христианского вероучения, идея ипостасности Святого Духа присутствует в ВЗ лишь в виде намека, слабого еще прозрения. В данном стихе Давид показывает, что духовное здоровье человека зависит от того, сопутствует ли ему Дух Божий. При этом он опасается, что Святой Дух может оставить его Своим присутствием, поскольку Дух — свят, а сам он — грешен. См. статью «Утешитель: служение Святого Духа».

50:14 Возврати мне радость спасения Твоего. Давид в свое время пережил период духовной депрессии, которая и привела его к нравственному падению. Дабы впредь избежать этого, он молит Господа даровать ему радость.

50:15 Научу беззаконных путям Твоим. Псалмопевец обещает Господу посвятить остаток своей жизни наставлению на путь истины других грешников, если его грех будет прощен.

50:16 Избавь меня от кровей. Давид молит Господа о прощении ему греха кровопролития.

язык мой восхвалит правду Твою. Правда Божия — в Его справедливости.

50:18 жертвы Ты не желаешь. Различные библейские авторы (напр., Пс. 39,7.8; Мих. 6,6-8) нередко чистосердечную преданность Господу ставят выше соблюдения ритуальных предписаний. Однако, как это явствует из двух заключительных стихов псалма, Давид отнюдь не осуждает практику жертвоприношений — он лишь высказывает истину, суть которой в том, что Богу гораздо желаннее жертвоприношение души человека, а не закланных на алтаре животных.

Читайте также:  Золофт от послеродовой депрессии

50:20-21 Прощение согрешившего и покаявшегося царя обернется благословением Сиона.

Источник

Псалтирь 50 псалом

Псалтирь
Cовременный перевод WBTC → Толковая Библия Лопухина

Надписание псалма указывает на повод написания — обличение пророком Нафаном Давида за его преступление с Вирсавией и Урией, а все содержание — покаянная молитва.

Господи! Прости и очисти по Твоей великой милости мой грех, который тяготит меня. Я глубоко сознаю свою вину пред Тобою (3-6). Я зачат и рожден во грехе. Ты сообщал мне откровения, любил меня. Прояви свою милость очищением и прощением моего греха и сделай меня радостным от полученного прощения (7-14). Открой мои уста для проповедания и восхваления Тебя. Такой вид богоугождения Тебе приятней внешних жертв (15-19).

Пс.50:3. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

Пс.50:4. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,

Пс.50:5. ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

Сознание Давидом своего греха и своей виновности пред Богом было настолько глубоким, что он, моля о прощении и своем очищении, взывает только к великому милосердию Бога. Эти стихи очень ярко характеризуют нам Давида, как человека с высоко развитым нравственным чувством: всякий его грех вызывал в нем глубокое осуждение себя и мучительное недовольство собой, Давид низко падал в своих глазах и настолько строго судил себя, что в этом случае помнил только об одном, как глубоко он пал, как сильно оскорбил Бога и как недостоин он пред Ним. Эта сила, высота нравственного чувства и строгость самоанализа показывают, что падение Давида, возможное и для него, как человека, не могло быть проявлением в нем дурной «настроенности», господства в нем «греховных и похотливых желаний», не могло быть «сознательным» оскорблением Бога и нарушением Его заповедей, но порывом, временным увлечением, за которым следовал период продолжительного покаяния и самобичевания (о чем мы упоминали раньше см. (Пс. 24) ). Это сознание своей греховности и побуждает Давида просить у Бога омовения, очищения своей души, так как грех пред Ним «всегда». Под этим очищением Давид разумел, как видно из последующего, не просто прощение греха, но очищение его духа с перенесением «наказания», для удовлетворения тому Божественному Правосудию, о котором говорит Его закон в заповедях Моисея. Жажда Давидом очищения пред Богом очень ясно выражена в евр. тексте, где Пс.50_4 ст. читается: «многократно омой меня от беззакония моего».

Пс.50:6. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

Пс.50:7. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Тяжесть греха Давида состоит в том, что он Богу «единому согрешил. и лукавое пред Ним только сделал». Это не значит, что Давид не сознавал себя виновным пред Урией, так как ниже он молит Бога о прощении греха за пролитие крови (убиение Урии), и не значит того, что он одобрял употребленные для того меры, но то, что означенные его действия тяжкие прежде всего оскорблением Бога. В его законе даны прямые заповеди, запрещавшие обманы, убийства и нарушение чистоты семейной жизни. Этой заповедью закона из общественной и частной жизни изгонялись такие явления, которые до этой заповеди у всех восточных народов не только не считались за преступления, но приравнивались к добродетели. Напр., развращенность освещалась религиозным культом, обман для достижения своих целей считался за ловкость, и жизнь человека, если он мешал личному благосостоянию другого, ставилась ни во что (напр., обычаи родовой мести, военная слава, измерявшаяся количеством убитых врагов). Бог же дал закон, которым означенные явления объявлялись преступлениями, почему Давид и говорит, что он прежде всего и более всего виновен пред Богом единым.

За совершенный Давидом грех Бог через пророка Нафана наложил на него наказание (2Цар. 12:10-14). Такой приговор над собою Давид считает вполне заслуженным им («Господь праведен в приговоре. и чист в суде»), так как его грех есть оскорбление Бога, требующее возмездия для научения виновного и поддержания авторитета Закона, данного в Его заповедях, пред людьми.

Такая молитва об очищении, с признанием и исповеданием заслуженности кары, кроме желания облегчения своей совести понесением последней, могла вызываться и другим побуждением — на примере Давида, караемого Богом за совершенный им грех, показать всему народу важность соблюдения ими заповедей Бога и необходимость заботы о чистоте своей жизни.

Однако совершенный Давидом грех не есть намеренное и сознательное желание оскорбить Бога, но является следствием временного господства в нем той греховной склонности, которая вложена в него с самого рождения, т. е. наследственного первородного греха.

Читайте также:  Заболел плохо чувствую запахи

Пс.50:8. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].

«Внутрь меня явил мне мудрость», т. е. духовно меня просветил, сообщил то откровение через пророка, которого я своими силами не мог бы узнать. — «Вот, Ты возлюбил истину». Господь любит только истину, а потому эту истину Он желает видеть и в людях. Для поддержания в них влечения к истине Им и даются откровения людям.

Пс.50:9. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

Пс.50:10. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

Пс.50:11. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

Пс.50:12. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

Пс.50:13. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

Пс.50:14. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

Чтобы служить истине и быть достойным последующих откровений от Бога, Давид и молит об очищении своего греха, как через окропление иссопом (соком растения) делались годными к употреблению одежды и предметы и лица оскверненные (Лев. 14:6-7, 49-52), и о том нравственном просветлении, которое бы сделало его белее снега. Такая милость Бога наполнила его радостью и весельем.

О восстановлении в себе чистоты и прежней праведности (12), о приближении и примирении с Богом, Давид и молит Бога. Под «Духом. Святым» можно разуметь или вообще благоволение Бога к Давиду, или ниспослание Духа Святого, Третьего Лица Св. Троицы (13). — «Дай мне услышать радость и веселие» — дай мне возможность порадоваться спасению, прощению от Тебя. — «Духом владычественным» — то же, что и Духом Святым (14). «Утверди» — сделай меня твердым в следовании Твоим заповедям.

Пс.50:15. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

Очищение Давида от греха послужит для него побуждением заботиться об обращении к Богу нечестивых и грешников.

Пс.50:16. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Пс.50:17. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:

Пс.50:18. ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

Пс.50:19. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

«Избавь меня от кровей, Боже» — от греха за пролитие крови, убийство Урии. — «Язык мой восхвалит правду Твою», чтобы Давид мог чистыми устами восхвалять Бога за посланное Им оправдание («правду»). Для такой же чистой молитвы и примирения с Богом недостаточно одного приношения жертв, — Давид их приносил очень много, — для этого необходимо иметь соответствующее настроение «дух сокрушенный и сердце сокрушенное и смиренное», т. е. сознание своего греха, болезнь, страдание за него и «смиренное», покорное пред судом Божьим сердце. Давид здесь ясно указывает, в каком случае обрядовый закон достаточен для умилостивления Бога: важны не виды жертвенных животных и обилие жертвы, но нужно еще соответствующее покаянное настроение в приносящем их; в этом то духовном настроении приносящего и состоит особенная ценность жертвы. Это же последнее указывает, что обрядовый закон Моисея не есть вечная, неизменная и навсегда и для всех обязательная форма Богопочитания, но что он может и будет заменен более высшим видом служения Богу — служением духом, т. е. здесь предсказывается замена Ветхого Закона Новым. Это же мы видели и в более ясном и точном изложении псалма 39-го.

Пс.50:20. Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:

Пс.50:21. тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Эти стихи, вероятно, были присоединены к псалму во время плена Вавилонского, так как содержание их не отвечает историческому положению Иерусалима и еврейского народа во время царствования Давида. Тогда не были разрушены стены Иерусалима и не было прекращено богослужение при храме. Такое состояние евреи переживали лишь во время плена. Этот псалом, представляющий покаянное и молитвенно-сокрушенное состояние Давида, напоминал пленным евреям о их прошлой греховной жизни и мог вызывать в них покаяние в своих грехах, поэтому они могли молиться словами этого псалма, присоединив к нему прошение о возвращении своем на родину и о восстановлении прежнего величия Иерусалимского храма.

Этот псалом, как и Пс.37, называется покаянным и чаще других употребляется в богослужении, входя в состав малого повечерия, полунощницы и третьего часа. Он очень ярко изображает как покаянное состояние грешника, каким является каждый человек, так и то чувство смирения, с каким должен обращаться к Богу всякий молящийся Ему. Сила выраженного в нем смирения и глубина покаяния содействовали такому широкому употреблению псалма.

Источник

Оцените статью