Псалтирь 50 псалом
Псалтирь
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии
Пс. 50 Этот псалом рисует глубины греха и силу покаяния, доступные человеку. Он — самый впечатляющий из покаянных псалмов (см. вводные замечания к Пс. 6). По форме Пс. 50 следует отнести к разряду индивидуальных плачей, однако в двух заключительных стихах речь идет уже не о грешной душе псалмопевца, но обо всем народе Божием. Псалом учит подлинному чистосердечному покаянию. Для такого покаяния необходимо предстать пред Богом, имея «дух сокрушенным» и «сердце смиренным» (ст. 19).
50:3 по великой милости Твоей. Давид согрешил перед Богом, грубо пренебрегнув узами Его завета, когда взял жену Урии Вирсавию, а самого Урию обрек на смерть, хотя тот свято соблюдал верность царю (2 Цар. 11,11). Но и согрешив, Давид уповает на то, что Бог останется верным узам заветной милосердной любви, связывающим Его с избранным народом.
по множеству щедрот Твоих. Бог долготерпелив и милосерден и поэтому прощает и оставляет в живых даже тех грешников, которые заслуживают немедленной смерти.
изгладь беззакония мои. Древнееврейское слово, переданное здесь как «изгладь», в других местах Писания, как правило, имеет значение «начисто вытереть тарелку». Только в 4 Цар. 14,27 оно употреблено в значении «искоренить», т.е. практически том же, что и в данном стихе.
50:4 омой меня от беззакония моего. Древнееврейское слово, переданное в переводе словом «омой», обычно имеет значение «выстирать». Псалмопевец, таким образом, уподобляет свою грешную душу перепачканной одежде, нуждающейся в стирке.
50:6 Тебе единому согрешил. Ввиду того, что мы знаем из заглавия об обстоятельствах создания данного псалма, эти слова могут показаться несколько неожиданными. Как известно, конкретными грехами, оплакиваемыми здесь псалмопевцем, были прелюбодеяние с Вирсавией и, фактически, убийство ее мужа Урии. Почему же тогда Давид говорит, что согрешил он только против Бога? Дело в том, что любой умышленный грех — это восстание против Господа, а в сравнении с этим тягчайшим грехом бледнеет любое беззаконие.
Ты праведен в приговоре. и чист в суде. Давид убежден в абсолютной справедливости Господа. Апостол Павел цитирует эти слова в Рим. 3,4.
50:7 я в беззаконии зачат. Давид знает, что, в силу грехопадения человека, он греховен с самого рождения. Его мысль находится в полном соответствии с учением Библии о том, что дети рождаются уже отягощенными грехом, а не становятся грешниками лишь с возрастом. Тем самым, дети не менее взрослых нуждаются в подаваемом Господом спасении (см. статью «Первородный грех и всеобщая греховность»).
50:9 Окропи меня иссопом. Эти слова отсылают читателя к Лев. 14,6,7, где говорится об исцелении больного проказой, таким образом грех уподобляется проказе.
и буду чист. Давид выражает уверенность в том, что, хотя грехи его тяжки, Бог отпустит их и простит его.
50:12 Сердце чистое сотвори во мне. Употребление того же глагола, что и в рассказе о сотворении мира (Быт., гл. 1), свидетельствует об осознании псалмопевцем того, что исправиться он может, только если на то будет воля Божия, а отнюдь не по одному собственному желанию. См. статью «Покаяние».
50:13 Духа Твоего Святаго не отними от меня. Как и другие положения христианского вероучения, идея ипостасности Святого Духа присутствует в ВЗ лишь в виде намека, слабого еще прозрения. В данном стихе Давид показывает, что духовное здоровье человека зависит от того, сопутствует ли ему Дух Божий. При этом он опасается, что Святой Дух может оставить его Своим присутствием, поскольку Дух — свят, а сам он — грешен. См. статью «Утешитель: служение Святого Духа».
50:14 Возврати мне радость спасения Твоего. Давид в свое время пережил период духовной депрессии, которая и привела его к нравственному падению. Дабы впредь избежать этого, он молит Господа даровать ему радость.
50:15 Научу беззаконных путям Твоим. Псалмопевец обещает Господу посвятить остаток своей жизни наставлению на путь истины других грешников, если его грех будет прощен.
50:16 Избавь меня от кровей. Давид молит Господа о прощении ему греха кровопролития.
язык мой восхвалит правду Твою. Правда Божия — в Его справедливости.
50:18 жертвы Ты не желаешь. Различные библейские авторы (напр., Пс. 39,7.8; Мих. 6,6-8) нередко чистосердечную преданность Господу ставят выше соблюдения ритуальных предписаний. Однако, как это явствует из двух заключительных стихов псалма, Давид отнюдь не осуждает практику жертвоприношений — он лишь высказывает истину, суть которой в том, что Богу гораздо желаннее жертвоприношение души человека, а не закланных на алтаре животных.
50:20-21 Прощение согрешившего и покаявшегося царя обернется благословением Сиона.
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования Пс. 50:14
Свт. Афанасий Великий
Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя
Воздаждь ми радость спасения Твоего. Это относится ко всему человеческому роду. Радостью спасения называет пришествие Господне, по сказанному Симеоном: яко видеста очи мои спасение Твое (Лк. 2,30). Молится же, чтобы и ему быть причастником оного. И Духом владычним утверди мя. Духа, Которого прежде назвал правым, здесь именует владычним.
Толкование на псалмы.
Свт. Иоанн Златоуст
Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя
Чего он не погубил, то просил сохранить, именно, благодать Духа; а что утратил, то умолял возвратить: такова была радость о Боге. Я наслаждался всякой радостью, когда пользовался великою близостью к Тебе, Владыка; теперь же, утратив последнюю, я лишился веселья. Рабство греху разрушило эту близость. Поэтому я и прошу возвратить мне прежнюю власть над умом, восстановить господство над страстями. Здесь опять «владычним духом» назвал самодержавный разум. Но что дашь мне ты, Давид, если получишь Духа?
Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.
Свт. Феофан Затворник
Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя
Добрый ответ будет иметь тот, кто хоть сознает много грехов, но имеет удостоверение, что раскаяния ради они прощены. Это удостоверение – предел покаянных трудов на земле. Забыл какая преподобная пришла к старцу и рассказала все. Он заключил ее в келлию, одев, как монаха, и дал ей покаянное правило. Три года каялась, и сказано ей было: прощены грехи твои. И старец тоже получил удостоверение. Вот чего нам грешным добиваться надо! В покаянном псалме св. Давида – слова: слуху моему даси радость – значат: ухо души моей да услышит слово Твое: отпущаются тебе грехи твои. В душе пронесется такое слово. Та же мысль и в словах: воздаждь ми радость спасения Твоего.
Письма. Письмо 1034. Решение задачи о добром ответе на суде Христовом и о других предметах.
Блж. Феодорит Кирский
Воздаждь ми радость спасения Твоего, и духом владычним утверди мя
Умоляет о том, чтобы и впредь иметь ему то, чего не утратил, то-есть, благодать Духа; а что утратил, о том просит, чтобы снова восприять сие; утрачено же было радование о Боге. Всяким веселием наслаждался я, говорит пророк, когда имел великое дерзновение пред Тобою, Владыка, а теперь, лишившись оного, утратил и благодушие. Лишило же меня дерзновения рабство сластолюбию. Посему умоляю, чтобы ум мой восприял прежнее владычество, и, порабощенный страстям, снова возвратил себе власть над ними.
Евфимий Зигабен
Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя
Воздаждь ми (возврати) радость спасения Твоего
—ту радость, которою я наслаждался, когда храним был Тобою. Смотри же, как в этих двух полустишиях, подряд одно за другим стоящих, как он молится о том, чего не потерял еще, чтобы оно не было отнято у него, и как умоляет о том, что утрачено уже, чтобы оно возвращено было ему, ибо он до греховного падения своего наслаждался высочайшею радостью под охраною такого Спасителя, которому весь предан был.
И духом владычним утверди мя
Укрепи и утверди меня, говорить, благодатным даром духа владычественного, который господствует над страстями человеческими, направляет человека на путь правый и руководит его к лучшему. Под этим даром могут быть подразумеваемы различные дарования, сообщаемые нашей душе Святым Духом.
Архиеп. Ириней (Клементьевский)
Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя
Сей стих соответствует оным вышереченным словам: слуху моему даси радость и веселие. Ибо как выше сказал, что по совершенном примирении человека с Богом, следует внутренняя радость, происходящая от свидетельства духа, внутрь нас глаголющаго, так и здесь, по испрошении отпущения греха и по принятии благодати с даром постоянства, просит знамения во удостоверение оправдания или примирения, глаголя: воздаждь ми радость спасения Твоего. Аки бы сказал: понеже чрез грех потерял я благодать и оттуду происходящее веселие: сего ради, как выше просил возвратить мне потерянную благодать, так и здесь прошу возвратить радость спасения Твоего, то есть, то удовольствие, которое раждается от спасения, Тобою мне дарованнаго. А дабы радость не произвела гордыни и не ввергла в пагубную безпечность, присовокупляет: и Духом Владычним утверди мя. То есть: прошу, утверди и укрепи меня во благе силою Духа Твоего Владычня, дабы я впредь не мог поработиться греху и из владыки не сделался невольником страстей.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Еп. Ириней (Орда)
Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя
См. Толкование на Пс. 50:13
Лопухин А.П.
Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя
См. Толкование на Пс. 50:9
Прот. Григорий Разумовский
Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя
См. Толкование на Пс. 50:13
Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Что такое христианская радость
Джон Пайпер
доктор богословия, пастор
Как нам жить, чтобы вместе с Богом мы могли прославить Бога? Как же нам подчиниться цели Творца Вселенной, Который сотворил всё ради Себя? Ради того, чтобы показать и возвеличить Своё совершенство и славу по всей Вселенной! Как же нам достичь той же самой цели? Я отвечаю: наслаждайтесь Богом превыше всего! Бог прославляется в вас больше всего тогда, когда вы, находите максимальное удовлетворение в Нем!
Люди часто пытаются оправдать, или наоборот, нападать на эту истину. Они говорят: “если Бог, больше всего радуется тебе, когда ты находишь удовлетворение в Нем, тогда выходит, нужно посвятить всю свою жизнь поиску удовольствия в Боге?” Людей очень удивляет этот вывод.
Ваша задача действительно в том, чтобы восхищаться и радоваться в Боге превыше всего остального. Это ваша фундаментальная задача. Поэтому, я даже не хочу слушать людей, которые возражают против радости. Один человек мне сказал: “Мы должны искать не удовольствия, а послушания”. Я думаю, это всё равно, что сказать: “Мы должны есть фрукты, но не яблоки.” Если послушание означает исполнение воли Божьей, то по всей Библии Бог обращается к нам: радуйся в Госпoде, восхищайся Господом, служи Господу с веселием. В таком случае послушание означает: забудь обо всем остальном!
У нас бытует давно устоявшееся мнение, что христианство — это сила воли, религия — это сила воли. Нет! Джонатан Эдвардс [один из лидеров Великого Пробуждения в Америке, в 18 веке] писал: “Бог прославляет Себя, показывая Себя человеку, открывая Себя в разуме, а также когда человек радуется и веселится в Боге. Бог прославляется не только тем, что люди видят Его славу, но и тем, что люди радуются Его славе. Когда люди, видящие Его славу, радуются в ней, Богу воздаётся самая большая слава! Больше, чем если они только увидят Его славу! Христианская радость — это когда Его слава пропитывает всю душу и разум и сердце!” Господь, сотворил мир так, чтобы общаться с творением Своим и, чтобы творение могло принять Его славу. Он открывает Свою славу всему творению. Но слава Божия не становится настолько явной, пока человек не возрадуется этой славе!
Хотим ли мы прославлять Бога, когда едим, пьем или общаемся друг с другом? Если мы хотим прославлять Бога, возвеличить величие Крови и Отца и Сына и Святого Духа, мы показываем, что Он действительно велик, что Он славен, что Он действительно наше величайшее богатство! Мы сможем прославить Бога, только если Им мы радуемся больше, чем всему, что нам дорого. Если вы хотите прославить Бога, вы должны любить и восхищаться Им.
То есть, не просто любить. Люди относятся к этому слову упрощенно. Бог не сказал: “Кто целует Мои заповеди, тот любит Меня”. Нет, невозможно превратить любовь в действия, выполняемые устами, руками, или ногами “. «Любящий Меня исполняет заповеди Мои!». Это верно. Но любовь невозможно прировнять только к исполнению заповедей! Можно исполнять заповеди, но не любить Бога. Поэтому нам нужно вспомнить в нашем словаре еще и другие слова, например: восхищаться, любить, наслаждаться, радоваться, и т.д.
Слава Божия — это нечто великое, и всё, что бы мы ни делали: едим ли, пьем ли – во всем этом мы должны прославлять Бога. И если, кто-то или что-то: жена, дети, компьютер, книги, служение встанет на место Бога, то это будет неверно. Мы должны наслаждаться Богом больше, чем всем остальным! Это подтверждается в Послании к Фил. 2: 21. «Я хочу прославить Бога и жизнью и смертью». Верите ли вы этому действительно? Что бы Господь прославился в моем теле через смерть? Смерть и потеря всего, и приобретенье Иисуса Христа — это награда. Для меня это всё! Если Вы так можете сказать, тогда в Вашей жизни Господь станет действительно великим. Но если вы пытаетесь просто исполнять заповеди, по своей воле, не ценя Его всем сердцем и не любя Его, у вас будет просто жизнь, с механическим исполнением религиозного поклонения и послушания. И это, по сути, будет не жизнь поклонения, а мёртво-функционирующая жизнь. Или всё сердце или ничего!
Сердце, которое покоится в Боге, это радость в Боге! Если вы действительно не наслаждаетесь Богом, то Он не получает причитающейся Ему славы!
Постараюсь обосновать эту позицию.
Первый аргумент. Я уже назвал много текстов из Библии: радуйтесь в Господе, веселитесь… В Библии — это заповедь, чтоб вы были счастливы. Но есть и другой аргумент: Господь будет чрезвычайно недоволен, если вы будете с Ним несчастливы: “За то, что ты не служил Господу, Богу твоему, с веселием и радостью в сердце, будешь служить врагу своему”. (Втор. 28: 47). Да, это по истине серьёзно! Но радость — это эмоции. Есть много людей, которые до смерти боятся эмоций. Я читал недавно книгу «Духовная депрессия», и там говорится, что для возрождения и пробуждения требуется, прежде всего, радостная церковь. Часто, людей учат, что если они будут искать радости, то они потеряют добродетель потому, что в радости нет добродетели. Их так учили: “О нет, не ищи радости в жизни, самое главное, быть послушным Богу! Ищи послушания, а радость как-нибудь сама придет…”.
Это неправильно! Бог, по сути дела, угрожает нам наказанием, если мы не будем радоваться в Нем! Дальше: “А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает” (Евр. 11:6). Невозможно угодить Богу, если вы не ищете этой радости, не ищете Его воздаяния, награды. Невозможно угодить Богу, если вы не приходите к Нему с «пустой чашей», чтобы получить в неё награду. Он — наша награда. “Господи наполни мою чашу.” Это угодно Ему, если вы приходите к Нему с просьбой: «наполни меня Собой» или «Господи, прости меня, что чаша моя пуста». Это Ему также угодно.
Некоторые люди приходят ко мне и говорят: “Неужели все церкви должны преследовать такую высокую цель? Неужели все люди должны так высоко ставить планку?” Я им говорю: «Кайтесь и плачьте: « Господи, наполни меня радостью!» Умоляйте, падите на лице своё и молитесь вместе с псалмопевцем: “Господи, верни мне радость спасения моего”».
Может быть вы думаете: “что же мне делать, если я не чувствую радости?” Библия говорит, что вам нужно делать: плачьте, рыдайте и раскаивайтесь: “Господи, верни мне радость присутствия Твоего и спасения моего”.
В Евангелии от Иоанна 6:35 Иисус говорит: “Я есмь хлеб жизни, приходящий ко Мне не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать”. Вы видите параллели? Человек приходит и верит. Вера в словаре Иоанна означает приходить к Иисусу с жаждущим сердцем. Вот, что значит веровать. Это не просто: «я должен верить». Нет, вера это искать в Иисусе Христе хлеб и говорить: “какой он вкусный!” Это значит искать в Нём воду и говорить: “какая прекрасная вода!”. Она меня насыщает! И тогда люди подумают: “да, наверное, это вкусный хлеб и это вкусная вода, посмотрите, как радуется им человек”.
Второй аргумент. Сама по себе природа зла учит тому, что мы должны искать защиты и удовлетворения в Боге. Иеремия говорит: “умолкните небеса, ибо народ Мой совершил два великих преступления, он оставил Меня, Источник живой воды, и обратился, вырыл себе разрушенные водоемы, которые не могут держать воды”. Что же это за зло, которое потрясает Вселенную? Это отказ от Источника Жизни и стремление уткнуться ртом в грязь, в черную землю, и искать в ней утоления жажды.
Братья и сестры! Нет зла в том, чтобы искать удовольствие! Проблема не с теми христианами, которые ищут удовольствия в общении с Богом. Нет! Проблемы возникают у христиан, у которых нет стремления к такой радости и такому удовольствию! Такие люди просто замещают этот поиск Источника радости тем, что ищут удовольствие в грехе, в грязи. Проблема состоит не в том, чтобы они прекратили искать удовольствия, проблема в том, чтоб они «проснулись»! Зачем умирать? «Жаждущий, иди к водам и пей воду жизни даром».
Третий аргумент. Сущность ученичества учит нас искать удовлетворения. Евангелие от Матфея (13; 44): “Еще подобно Царство Небесное сокровищу, сокрытому на поле, которое человек нашедши скрывает, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет и покупает поле то”. Этот стих означает, что христианин, это человек который нашел сокровище (спасение) в Иисусе Христе. И он радуется этому сокровищу и хранит его и дорожит им настолько, что готов продать все, чтобы приобрести его. Вы читали Фил. 3 глава: «Я почел все за сор, для того чтобы приобресть Христа, ради превосходства познания Иисуса». Сущность ученичества состоит в том, чтобы оставить всё, ради превосходства богатства в Иисусе Христе. И мерилом ценности вашего сокровища, является удовольствие («радость»), которое вы находите в этом сокровище.
Некоторые люди смотрят на вас, и если вы говорите: “Да, это сокровище!”, oни скажут — ерунда. До тех пор, пока не увидят, как вы дорожите этим сокровищем, они не поверят вам. Им нравится многое другое. В мире им нравится пища, покупки… А когда дело доходит до Иисуса, они говорят: “Нет, мне не нравится Иисус, я лучше выберу хорошую пищу”.
Четвертый аргумент. Кто-нибудь возразит мне: “Вы ничего не говорите о самоотречении, о том что нужно отвергнуть себя ”. Нет, как раз я говорю об этом очень много. Просто будьте внимательны: полное самоотречение это богохульство. Представьте себе, вы стоите лицом к лицу с бесконечной силой Божьей и говорите: “Нет, зачем мне вообще искать удовольствие в Тебе, зачем мне радоваться и восхищаться Тобой? Это ведь будет приносить мне радость, а я знаю, что я должен отвергнуть себя, чтобы отказаться от удовольствия”. Если вы хотите оскорбить Бога, скажите Ему так. Когда Господь введёт вас в жемчужные врата, Он спросит тебя: “Почему ты оказался здесь, почему ты хочешь попасть сюда?” Только не вздумайте ответить: “У меня есть более серьёзные причины, что бы прийти сюда, нежели стремление к удовольствию обычных людей!”
Настоящее отрицание себя, самоотречение означает тоже, что оно означало в устах Иисуса Христа: «тот, кто потеряет жизнь, тот приобретет ее навсегда». С великой радостью говорит Господь об отрицании себя. Иисус был высочайшим примером самоотрицания. Евангелист говорит: “Вместо радости Он претерпел крест.” Или в другом переводе: “Ради радости Он претерпел крест”. Действительно, это огромное самоотрицание. На этой дороге, дороге Христа к Голгофе, нас ожидает бесконечная радость, и эта радость поможет нам преодолеть самое сложное и тяжелое время. И пусть наградой нам будет именно эта радость.
Пятый аргумент. Жажда Бога, труд христианского гедонизма — это любовь. Я глубоко убежден что до тех пор, пока вы не нашли своего постоянного и нескончаемого удовольствия в Боге, то вы не сможете по-настоящему любить других. Павел говорит (Деян. 20:34-35) “Я показал вам, как своими руками, трудясь день и ночь, вы тоже должны трудится для слабых и нуждающихся помня слова Господа Иисуса, ибо Он сам сказал: блаженнее давать нежели принимать”. Знаете, какое самое важное слово в этом предложении? – Слово «Помнить». Оно прямо противоречит тому, что говорит большинство людей: “Да действительно есть блаженство в том, чтобы давать, но вашей целью не должно быть блаженство. Если вы целью ставите блаженство, вы оскверняете добродетель благодеяния!” Если бы это было так, то Павел должен был сказать: « Забывая», а не «Помня». Помните, «что блаженнее вам давать!»
Последний аргумент. Поиск удовольствия в Боге, это единственное, чем мы можем прославить Бога. Бог прославится в вас только тогда, когда в Нём вы будете довольны и счастливы!
Скоро у меня будет юбилей свадьбы – 33 года. Представьте себе, я приезжаю домой, моя жена выходит, я вытаскиваю букет и говорю: “С юбилеем дорогая!” Она тогда скажет: “Джонни, какие прекрасные цветы, почему ты это сделал?” Я отвечу: “ Я же должен был сделать это, так должен поступать всякий уважающий себя муж!” Нет, это не правильный ответ. Почему? Потому, что жене, не доставит чести и радости слово «обязанность». И Богу, это также не приятно. Какой же правильный ответ? — “Знаешь, дорогая, я не смог удержаться, нет ничего более счастливого для меня, как купить тебе цветы! Я хотел бы провести с тобой весь день! Я не хочу ничего большего, чем жить и общаться с тобой!”
Источник