- Вербальное описание переживаемых эмоций
- Вербальное обозначение эмоциональных состояний
- Вербальное обозначение эмоциональных состояний ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )
- Таблица эмоций, чувств и аффектов с определениями
- Эмоции и чувства
- Эмоции гнева
- Чувства гнева
- Эмоции страха
- Чувства страха
- Состояния страха
- Эмоции грусти
- Чувства грусти
- Эмоции радости
- Чувства радости
- Радостные настроения (Реакции)
- Настроения
- Аффекты
- Психические состояния (Реакции)
- События
- Слова выражающие чувства
Вербальное описание переживаемых эмоций
Очень часто человеку трудно описать словами ту эмоцию, которую он переживает. Как писал М. Ю. Лермонтов,
Холодной буквой трудно объяснить Боренье дум. Нет звуков у людей Довольно сильных, чтоб изобразить Желание блаженства. Пыл страстей Возвышенных я чувствую, но слов Не нахожу и в этот миг готов Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь Хоть тень их перелить в другую грудь. 1
Та же проблема стоит и перед учеными. А Кемпински пишет: «. Когда приходится давать определение таких понятий, как, например, страх, ужас, боязнь, тревога и т. п., то, несмотря на то, что, как правило, можно чувствовать правильность или неправильность употребления термина, дать его точное определение не удается. Впрочем, обычно так бывает всегда, когда речь идет о понятиях, касающихся наиболее личных переживаний. Их можно чувствовать, но трудно определять. Собственный мир, в противоположность миру окружающему, как бы ускользает от попыток классификации и интеллектуальной манипуляции» (Психические состояния, 2000. -С.229-230)
Не случайно и в бытовой речи, и в литературе описание душевных переживаний человека чаще всего происходит с использованием слов, обозначающих различные ощущения, т. е. осуществляется перевод эмоций на уровень эмоционального тона ощущений, который гораздо понятнее человеку. Отсюда «жар души», «горячие чувства», «приятные воспоминания согревают душу», «горькая истина», «горькое разочарование», «желание еще раз насладиться красотой чего-то», «сладкая истома» и т. п. У того же М. Ю. Лермонтова можно встретить:
Полон сладким ожиданьем. 2
Когда ты холодно внимаешь Рассказам горести чужой. 3
Мой смех тяжел мне как свинец: Он плод сердечной пустоты. 4
‘ Лермонтов М. Ю. Собр. соч. в 4-х т. — М., Т. 1. — С. 140.
2 Там же. -М., Т. 1. — С. 167.
3 Там же. — С. 168.
4 Там же. — С. 133.
32 Глава i. Эмоциональное реагирование
У Владимира Солоухина можно найти такие строки:
Какого вкуса чувства наши -И скорбь, и лютая тоска? И впрямь горька страданий чаша? Любовь и впрямь, как мед, сладка? Горчинка легкая в стакане У грусти явственно слышна, Живая соль на свежей ране, Когда обида солона. Но все оттенки бред и бренность, И ничего не слышит рот, Когда стоградусная ревность Стаканом спирта оплеснет.
Другим приемом передачи душевных волнений является их привязка к сердцу, биение которого человек хорошо ощущает. Вследствие этого именно сердце заставляют переживать эмоции: «Сердце разрывается на части от жалости, горя» или же у М. Ю. Лермонтова:
Пустое сердце ныло без страстей. 1
И сердце, полно сожалений Хранит в себе глубокий след. 2
И сердцу каждый тихий звук Как гость приятен дорогой. 3
Улыбку я твою видал,
Она мне сердце восхищала. 4
Вопрос о вербализации своих эмоций с каждым десятилетием становится все актуальнее. Технократическое развитие мира, лозунг которого — «бесстрастный человек в бесстрастном мире» (Куттер, 1998), до предела запрограммированная жизнь оставляют мало места для живого общения между людьми, в процессе которого они делятся своими переживаниями. Практически исчез эпистолярный жанр, когда люди изливали свою душу в письмах друг к другу. Проявлять страсть считается в современном обществе дурным тоном. Не воспринимая адекватно свои эмоции, люди не могут дать им и адекватного описания. Человечество постепенно становится алекси-тимичным?
1 Лермонтов М. Ю. Собр. соч. в 4-х т. — М., Т. 1. — С. 142.
2 Там же. — С. 156.
3 Там же. — С. 157.
4 Там же. — С. 172.
5 Алекситимия от греч. — а — отрицание, lexis — слово, thymos — чувство, в целом — неспособность вер-
бально выразить свою эмоцию.
1,5. Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние 33
Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние
Из изложенного выше ясно, что эмоциональное реагирование человека представляет сложную реакцию, в которой задействованы разные системы организма и личности. Следовательно, эмоциональное реагирование можно понимать как возникновение психофизиологического (эмоционального) состояния.
На том, что эмоции следует рассматривать как состояния, впервые акцентировал внимание Н. Д. Левитов (1964). Он писал по этому поводу: «Ни в какой сфере психической деятельности так не применим термин «состояние», как в эмоциональной жизни, так как в эмоциях, или чувствах, очень ярко проявляется тенденция специфически окрашивать переживания и деятельность человека, давая им временную направленность и создавая то, что, образно выражаясь, можно назвать тембром или качественным своеобразием психической жизни.
Даже те авторы, — продолжает он, — которые не считают нужным выделять психические состояния в качестве особой психологической категории, все же пользуются этим понятием, когда речь идет об эмоциях или чувствах» (с. 103).
Изучение проблемы любых состояний человека, в том числе и эмоциональных, испытывает серьезные трудности в связи с тем, что до сих пор не существует общепринятого определения понятия «состояние» и классификации состояний человека, ■возникающих в процессе его деятельности и общения. Естественно, речь идет не о физиологических состояниях возбуждения и торможения, активации и дезактивации, а о более сложных состояниях, затрагивающих всю личность, а следовательно, и ее эмоциональную и психическую сферы (поэтому я и называю их психофизиологическими состояниями).
Понимание эмоционального реагирования как состояния, с моей точки зрения, имеет принципиальное значение, так как оно дает возможность точнее понять суть эмоции, ее функциональное значение для организма, преодолеть односторонний подход к ней лишь как к переживанию своего отношения к кому- или чему-нибудь. В связи с этим я подробнее остановлюсь на обсуждении вопроса о том, что такое состояние, чтобы читателю было легче, во-первых, понять, почему эмоции считают состояниями и, во-вторых, самому сделать вывод о том, целесообразно ли эмоциональные состояния считать частью (компонентом) психических состояний или же следует считать, что эмоциональные состояния представляют собой определенный вид психических состояний. Сразу оговорюсь, что я не отождествляю эмоциональные и психические состояния; есть психические состояния, которые не осложнены эмоциональными переживаниями: бдительной настороженности («оперативный покой», по А. А. Ухтомскому), решимости в безопасной ситуации и др.
Многозначности практического использования понятия «состояние» сопутствует и многозначность его научных определений. Однако большинство их имеют одну и ту же логическую основу: состояние характеризуется как совокупность (симпто-мокомплекс) каких-то характеристик: процессов (Марищук, 1974), функций и качеств (Медведев, 1974), компонентов психики (Сосновикова, 1972) и т. д., обусловливающих эффективность деятельности, работоспособность, уровень активности систем, поведение и т. п. Логическую схему этих определений можно представить так:
Источник
Вербальное обозначение эмоциональных состояний
Сложность структуры значений эмоций (количество параметров и их взаимообусловленность) определяется возрастными особенностями. Для каждого эмоционального переживания в определенном возрасте существует свой набор параметров, т. е. его вербальных характеристик, словобозначений. Возрастная динамика параметров, анализирующих эмоцию, выражается в тенденции к увеличению их количества. Два основных… Читать ещё >
- психология дошкольного возраста
Вербальное обозначение эмоциональных состояний ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )
К новообразованям дошкольного детства можно отнести формирование языка эмоций, определяемого О. В. Гордеевой как совокупность вербальных обозначений эмоцинальных состояний, которые служат средством их осознания [1] . Содержательно данное определение близко термину вербального эталона.
экспрессии, введенному В. А. Лабунской для обозначения описания признаков экспрессии различных эмоциональных модальностей [2] . В первом случае речь идет о возрастных особенностях формирования вербальных обозначений эмоций, а во втором — об индивидуальных характеристиках (избирательности) их описания.
Оба автора в качестве основных (ведущих) называют мимические признаки экспрессии как показатели содержания эмоционального состояния. Кроме того, показательным является вербальное описание других характеристик эмоциональной экспрессии (пантомимика, жесты, интонация, вегетативные изменения), а также причин и последствий переживаемых эмоциональных состояний.
При изучении принципов развития языка эмоций многие зарубежные и отечественные авторы останавливаются на вопросе о предпосылках и условиях данного развития. Некоторые зарубежные психологи рассматривают в качестве предпосылки появления способности к вербализации собственных переживаний адекватное эмоциональное развитие и соответствующий эмоциональный опыт ребенка [3] .
С точки зрения отечественной психологии контекстом развития языка эмоций является общение ребенка со взрослыми и сверстниками. Так, М. И. Лисина рассматривала зависимость способности использовать в своей речи слова, вербализирующие эмоции, от уровня общения и его формы [4] . В качестве условия развития языка эмоций, безусловно, можно рассматривать и адекватное возрасту речевое развитие ребенка.
О. В. Гордеева в своем исследовании обозначает следующие средства осознания эмоций: название значений эмоциональных переживаний (словарь эмоций), содержание значений эмоциональных переживаний и их структуру [1] .
Возрастные нормы усвоения словаря эмоций определяют этап онтогенеза, в котором ребенок начинает понимать названия эмоций и активно использовать их для обозначения тех или иных переживаний.
По данным зарубежных исследований (И. Брезертон, Д. Бигли, Д. Риджвей), начало приобретения и использования слов, обозначающих эмоции, приходится на возраст около 18—20 месяцев с последующим быстрым ростом их числа в течение третьего года жизни. Причем между 13 и 36 месяцами дети начинают называть эмоции других людей так же хорошо, как и собственные. Кроме того, они обсуждают эмоции, уже пережитые в прошлом и возможные в будущем, причины и последствия («https://referat.bookap.info», 25).
В более поздние возрастные периоды отмечается тенденция к увеличению (обогащению) словаря эмоций. При этом наиболее значительный скачок происходит между 10 и 12 годами. В этом возрасте выраженная способность подробно описывать эмоциональные переживания связана с возрастанием вербальных возможностей ребенка [6] .
Можно предположить, что у российских детей также сохраняются выявленные закономерности развития словаря эмоций и его включения в общий контекст речевого развития ребенка.
Сложность структуры значений эмоций (количество параметров и их взаимообусловленность) определяется возрастными особенностями. Для каждого эмоционального переживания в определенном возрасте существует свой набор параметров, т. е. его вербальных характеристик, словобозначений. Возрастная динамика параметров, анализирующих эмоцию, выражается в тенденции к увеличению их количества. Два основных параметра — гедонический тон (удовольствие — неудовольствие) и активация (возбуждение — покой), характерные даже для детей младшего дошкольного возраста, были обнаружены во многих зарубежных исследованиях, посвященных изучению детского языка эмоций [7] . Однако набор параметров, используемых детьми для анализа и осмысления конкретных эмоциональных переживаний, намного шире и богаче по содержанию.
Общая возрастная динамика развития языка эмоций характеризуется переходом от вербального неструктурированного обозначения эмоций (младший дошкольный возраст) к вербальному структурированному обозначению через обобщенные понятия (старший дошкольный возраст).
Отдельно следует остановиться на зависимости категоризации значений эмоций от уровня общего психического развития ребенка (эмоциональное, познавательное, коммуникативное, речевое).
Зарубежными авторами проблема развития языка эмоций достаточно долго рассматривалась вне контекста общего развития ребенка, становления его связей с миром, личностного развития. Современные зарубежные исследования опровергают эту тенденцию. Так, И. Брезертон констатировала, что развитие языка эмоций необходимо включить в комплексное изучение формирования представлений детей об эмоциональной сфере [7] .
С точки зрения отечественной психологии развитие языка эмоций нельзя рассматривать без включения в развитие осознания ребенком эмоциональных переживаний и его самосознания в целом. Такое осознание формируется в контексте различных отношений ребенка с миром, определяющих развитие эмоциональной сферы. Ведущим взаимодействием для детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации, находится в определенной ролевой позиции. В процессе игры он присваивает черты изображаемого персонажа и испытывает его чувства, таким способом осознавая их [9] .
Таким образом, ссылаясь на учение о развитии высших психических функций, мы можем рассматривать способность к осознанию своих эмоций как высшую психическую функцию, условием формирования которой выступает игра и общение, а средством — речь.
- [1] См.: Гордеева О. В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995. № 2.
- [2] См.: Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д, 1999.
- [3] См.: Brethenon /. et al. Learning to talk about emotions: A functionalist perspective //Child. Devel. 1986. V. 57, № 3.
- [4] См.: Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной . М., 1985.
- [5] См.: Гордеева О. В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995. № 2.
- [6] См.: Bretherton I. et al. Learning to talk about emotions: A functionalist perspective.
- [7] Cm.: Ibid.
- [8] Cm.: Ibid.
- [9] См.: Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональноеразвитие дошкольника. М.: Просвещение, 1985.
Источник
Таблица эмоций, чувств и аффектов с определениями
Эмоции и чувства
Эмоции гнева
Недовольство | Отсутствие удовлетворенности |
Возмущение | Сильное недовольство |
Негодование | Крайнее недовольство |
Гнев | Крайняя степень возмущения |
Ярость | Сильный гнев |
Чувства гнева
Обида | Чувство обиды возникает вследствие рассогласования ожиданий о должном поведении обидчика с тем, как он себя вёл в действительности. |
Досада | Раздражение + Недовольство в следствие неудачи, обиды |
Злость | Сильная эмоциональная реакция на негативное событие, выражающаяся в желании причинить зло |
Ненависть | Острое чувство неприязни по отношению к кому-либо или чему-либо |
Зависть | Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. |
Ревность | Негативно окрашенное чувство в межличностных отношениях, которое возникает при недостатке внимания, любви, уважения или симпатии от любимого или очень уважаемого человека в то время, как кто-то другой якобы или действительно получает их от него |
Эмоции страха
Тревога (Беспокойство) | Отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия. Причины тревоги не осознаются. |
Волнение | Сильная тревога, душевное беспокойство |
Потрясение | Сильное волнение, глубокое переживание |
Страх (Боязнь) | Эмоция, обусловленная грозящим реальным или предполагаемым бедствием |
Унижение | Отрицательно окрашенная эмоция, связанная с падением чувства собственного достоинства |
Чувства страха
Испуг | Внезапное чувство страха |
Смущение | Чувство и состояние замешательства, неловкости |
Опасение | Чувство тревоги, беспокойство, предчувствие опасности |
Вина (угрезения совести) | Отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных для других людей, или даже для самого себя, последствий. Если последствия имеют негативное влияние только на субъект, то возникает чувство досады, а не вины |
Стыд | Отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта.Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно |
Ужас | Чувство иррационального панического страха, доводящее до оцепенения или исступления. |
Состояния страха
Сомнение | Психическое состояние или состояние ума, в котором возникает воздержание от окончательно определённого суждения, или/и раздвоения (троения и т. п.) его становления, из-за неспособности сознания сделать дискретный однозначный вывод |
Застенчивость (Стеснительность, Робость, Неловкость) | Нерешительность + боязнь + напряжённость + скованность + неловкость |
Ошеломленность | Состояние замешательства, растерянности своей неожиданностью |
Эмоции грусти
Грусть | Отрицательно окрашенная эмоция. Возникает в случае значительной неудовлетворённости человека в каких-либо аспектах его жизни. |
Тоска | Отрицательно окрашенная эмоция, тяжёлое, гнетущее чувство. Близкими чувствами являются грусть, уныние, тревога |
Отчаяние | Отрицательная астеническая эмоция, связанная с ощущением субъектом невозможности удовлетворить какую-либо потребность. |
Жалость к себе | Грусть + Несправедливость. Эмоция жалости, испытываемая к самому себе |
Чувства грусти
Разочарование | Отрицательно окрашенное чувство, вызванное несбывшимися ожиданиями, надеждами или мечтаниями, чувство неудовлетворённости по поводу чего-нибудь не оправдавшего себя, неудавшегося |
Сожаление | Грусть по поводу невозможности, невозвратимости, утраты чего-либо |
Горечь | Неудача + Разочарование + Обида |
Жалость | Одна из форм чувства дискомфорта, часто приобретающая вид снисходительного сострадания. Объект жалости воспринимается как «жалкий», то есть униженный в своём несчастном положении |
Одиночество | Понятие в рамках которого различают два различных феномена — позитивное (уединённость) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации.Чувство одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных контактов |
Эмоции радости
Надежда | Положительно окрашенная эмоция, возникающая при напряжённом ожидании исполнения желаемого и предвосхищающая возможность его свершения |
Нежность | Положительная эмоция, которая сопровождает ласковое поведение в отношениях с любимым человеком. Нежность выражается в особых жестах, мягкости, деликатности, внимании к потребностям объекта нежности, особом взгляде, голосе, заботливом и бережном отношении. |
Удовольствие | Положительная эмоция, обычно возникающая от приятных ощущений, переживаний, также в результате удовлетворения каких-либо потребностей. |
Наслаждение | Высшая степень удовольствия |
Блаженство | Наивысшая степень удовольствия |
Восторг (Эйфория) | Ощущение мощного, внезапного, все заполняющего счастья, восторга |
Гордость | Положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку; наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности. |
Чувства радости
Удовлетворение | Эмоциональная реакция на счастье, душевным ответом на исполненное желание или цель. Чувство удовлетворения обычно возникает и проявляется при достижении крупной цели, и термин обычно ассоциируется именно с такими случаями |
Радость | Внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья |
Ликование | Радость, удвоенная внешним проявлением или внутренним осознанием; чем активнее выражение радости или глубже понимание того, что ты действительно рад, тем больше ликование. Ликовать значит радоваться собственной радости |
Интерес | Положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему |
Любопытство | Интерес, лишённый рационального зерна, но лежащий в основе любого познания и являющийся корнем любознательности |
Благодарность | Чувство признательности к кому-н. за оказанное добро, внимание. |
Предвкушение | Мысленное представление, внутреннее ощущение чего-либо заранее (как приятного, так и неприятного), предварительное переживание воображением этого представления, ощущения |
Дружелюбие | Чувство, выражающее искреннее отношение к людям, стремление к мирному доброму сосуществованию, к мирному спокойному решению возникающих конфликтов. |
Чувство любви | |
Любовь | Чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии Любовь как продолжительное и устойчивое чувство принято отличать от влюблённости, являющейся сильно выраженным непродолжительным эмоциональным состоянием, которое может быстро угаснуть или наоборот перерасти в настоящую любовь |
Влюбленность | Сильное положительно окрашенное чувство (комплекс чувств), направленное на другого человека |
Уважение | Позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности |
Симпатия | Чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности к кому-либо или чему-либо |
Очарование | Чарующая, притягательная сила |
Искренность | Один из аспектов честности, правдивости, отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах |
Забота | Внимание, попечение, уход |
Доброта | Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим |
Смирение | Отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле |
Любовь к себе | Это естественная и радостная забота о себе: своем теле, уме, душе и духе |
Чувство удивления | |
Удивление | Состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-либо необычного, неожиданного, странного, непонятного |
Изумление | Крайнее удивление |
Радостные настроения (Реакции)
Спокойствие | Безмятежное, уравновешенное состояние души, отсутствие тревоги, сомнения, волнения, забот |
Умиротворение | Состояние спокойствия, безмятежности в мыслях и в чувствах, когда всё ясно и понятно и нет нужды в опасениях. |
Счастье | Состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации |
Ликование | Выражение радости, восторга, счастья по поводу достигнутого успеха, осуществления желаемого в поведении, словах |
Удовлетворение | Эмоциональная реакция на счастье, душевным ответом на исполненное желание или цель. Чувство удовлетворения обычно возникает и проявляется при достижении крупной цели, и термин обычно ассоциируется именно с такими случаями. |
Увлечение | Восторженно-приподнятое состояние, воодушевление, пыл |
Безопасность | Состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях |
Самоценность | Безусловное принятие себя независимо от внешних факторов и собственных реакций на окружающий мир. Это не то же самое, что самооценка, ведь любое оценивание включает в себя и критику. |
Искренность | Один из аспектов честности, правдивости, отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах. |
Настроения
Настроение – достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. По эмоциональному тону может быть ровным, пониженным, повышенным, тревожным и др.
Радостное настроение | |
Приподнятость | Состояние душевного подъёма, приподнятое настроение |
Нетерпение | Недостаток, отсутствие терпения в ожидании чего-либо |
Грустное настроение | |
Скука | Пассивное психическое состояние, характеризующееся снижением активности, отсутствием интереса к какой-либо деятельности, окружающему миру и другим людям Сопровождается раздражительностью + беспокойством |
Печаль | Состояние душевной горечи. Чувство грусти + скорби |
Скорбь | Крайняя печаль, горесть, тяжёлое переживание, ощущение утраты |
Подавленность (дистемия) | Это хроническая депрессия, расстройство настроения с теми же когнитивными и физическими проблемами, как и депрессия, но менее тяжёлое и более продолжительное Уныние + печаль |
Усталость (Утомление) | Физиологическое и психологическое состояние человека, которое является следствием напряжённой или длительной работы. Субъективно утомление может ощущаться как усталость. Утомление проявляет себя во временном снижении работоспособности. |
Холодность | Отсутствие пылкости, страстности, душевной теплоты |
Безучастность (Равнодушие, Безразличие) | Отсутствие участия, интереса к кому-либо или к чему-либо; |
Аффекты
Аффект – эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.
Гнев | Отрицательно окрашенный аффект. Крайняя степень возмущения |
Враждебность (Неприязнь) | Комплекс аффектов: Гнев + Обида + Отвращение |
Растерянность (аффект недоумения) | Острое психопатологическое состояние, сочетающее эмоциональный (интенсивную тревогу) и когнитивный (острое чувство непонимания происходящего) компоненты |
Страх | |
Ужас | Разновидность аффекта — состояние человека под влиянием сильного страха (испуга), отличительной чертой которого является подавленность (оцепенение), иногда дрожь, в общем, отсутствие активной реакции по устранению источника страха |
Оцепенение | Состояние ступора или неподвижности |
Радость | |
Восторг (Эйфория) | Положительно окрашенный аффект или эмоция. Ощущается как очень мощное, внезапное, всезаполняющее чувство счастья, восторга |
Оживление | Активное движение, заметные проявления какой-либо деятельности |
Психические состояния (Реакции)
Гнев | Раздражение | Разочарование + Гнев |
Гнев | Обида | Гнев + Жалость к себе |
Грусть | Скука | Пассивное психическое состояние, характеризующееся снижением активности, отсутствием интереса к какой-либо деятельности, окружающему миру и другим людям |
Грусть | Отрешенность | Отсутствие чувства эмоционального участия в чём либо, погруженность в себя, безразличие к окружающему |
Грусть | Отчужденность | Отсутствие близости, доверия, понимания, холодность в отношениях. |
Грусть | Неудача | Состояние, не отвечающее желательной или планируемой цели |
Грусть | Душевная боль | Это специфическое психическое переживание, не связанное с органическими или функциональными расстройствами. Зачастую сопутствует депрессии, душевному расстройству. Чаще продолжительна и связана с потерей близкого человека |
События
Смирение — это трезвое видение самого себя. Смирение, можно условно разделить на три категории (для удобства восприятия), но по сути — это одно качество в трех различных проявлениях
Смирение по отношению к Богу — это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей
Смирение по отношению к другим людям — отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого
Смирение по отношению к самому себе — человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте, если он действительно виноват, он винит только себя, и на любое справедливое обвинение или даже оскорбление, вызванное его действием (бездействием), в свой адрес, такой человек готов произнести искреннее: «прости».
Слова выражающие чувства
Слова, выражающие злость:
рассерженный, раздраженный, ожесточенный, недовольный, взбешенный, сердитый, неистовый, враждебный, разгневанный, возмущенный, разъяренный.
Слова, выражающие любовь:
нежный, влюбленный, заботливый, обаятельный, пылкий, добрый, восхитительный, страстный, чувствительный, мягкий.
Слова, выражающие удивление:
пораженный, изумленный, поставленный в тупик, сбитый с толку, смущенный, потрясенный, озадаченный, ошеломленный, в недоумении, в шоке, оглушенный.
Слова, выражающие растерянность:
сконфуженный, озабоченный, разочарованный, смущенный, стесненный, расстроенный, опозоренный, пораженный, возбужденный, застенчивый, униженный, нервный, ошеломленный, робкий.
Слова, выражающие страх:
напуганный, взволнованный, встревоженный, озабоченный, угрожающий, испуганный, ужаснувшийся, беспокоившийся, остолбеневший, панический, дрожащий, запуганный, тревожный, обеспокоенный.
Слова, выражающие отвращение:
оскверненный, отвратительный, неприязненный, отталкивающий, тошнотворный.
Слова, выражающие вред:
ужасный, жульнический, гнетущий, безнадежный, мрачный, страшный, брошенный, надоедливый, пренебрегаемый, несправедливый, отвергнутый, возмущенный, испорченный, презренный, неуважаемый, униженный, раненный.
Слова, выражающие унижение:
преданный, пораженный, расплющенный, униженный, приниженный, глупый, беспомощный, неадекватный, неспособный, худший, оскорбленный, надоедливый, бессильный, недооцененный, непригодный, недостойный, бесполезный.
Слова, выражающие счастье:
блаженный, очаровательный, оживленный, восхищенный, восторженный, ликующий, победный, сказочный, головокружительный, довольный, удовлетворенный, возвышенный, веселый, радостный, обеспеченный, угодивший.
Слова, выражающие одиночество:
покинутый, одинокий, скучающий, осиротелый, несчастный, уволенный, опустошенный, исключенный, заброшенный, оставленный, игнорируемый, оставленный, игнорируемый, изолированный, обманутый, унылый, потерянный, отвергнутый, презренный, униженный.
Слова, выражающие грусть:
унылый, удрученный, подавленный, печальный, мрачный, суровый, угнетенный, угрюмый, гнетущий, безрадостный, приниженный, грустный, невеселый, жалкий, замкнутый, огорченный, скорбный, обеспокоенный, изнуренный.
Слова, выражающие полезность:
приятный, дружелюбный, благотворный, заботливый, совместный, сочувствующий, творческий, радушный, добрый, любезный, услужливый, поддерживающий, полезный.
Слова, характеризующие деятельность:
оживленный, храбрый, проворный, энергичный, активный, сильный, резвый, отважный, вдохновленный, бойкий, бодрый, мощный, крепкий, горячий, веселый, проворный, трепещущий, решительный, живой.
Источник