Вербализация эмоций у ребенка
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Дуденкова Елена Александровна
Организация: МБДОУ д/с 26 комбинированного вида «Сказка»
Населенный пункт: Нижегородская область, г. Кстово
Все чаще педагоги в своей воспитательной деятельности используют выражения «эмоциональной неадекватности», «эмоциональных нарушений». За этими понятиями стоят страхи, тревога, чрезмерная плаксивость, обидчивость, капризы, чувство подавленности и одиночества. Не только детям, но и взрослым бывает не просто разобраться в своих чувствах.
В последнее время в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка, но при этом эмоциональной сфере уделяется недостаточное внимание. Умственное развитие ребенка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Ведь дети часто находятся в «плену» своих чувств, так как еще не умеют управлять ими, что приводит к излишней импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми, повышенному уровню тревожности, неустойчивости настроения, вспыльчивости, замкнутости. Поэтому, так важно научить ребенка распознавать и выражать свои эмоции.
Слабая дифференцированность эмоциональной сферы, т.е. неспособность распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей, недостаточная рефлексивность, а также запрет на внешнее проявление негативных эмоций (страх, гнев, обида) может стать предпосылкой для развития психосоматических заболеваний. Важно признавать право за теми эмоциями, которые испытывает ребенок, и также научить детей и взрослых прямо говорить о тех чувствах, которые они переживают.
Всем приятно ощущать себя довольным, счастливым, радостным, гордым. Эти чувства помогают отличать радостные события от обыденных, показывают, что мы добились цели, удовлетворили потребность. Некоторые чувства сигнализируют нам о том, что что-то не так. Страх предупреждает нас об опасности, позволяя быстро найти способ защиты, останавливает от совершения рискованных действий. Если опираться на свои чувства, то сможешь позаботиться о себе, избежать опасности. Есть чувства, которые вспыхивают как красный свет светофора, и говорят, что человеку нужна помощь. Например, эмоция гнева возникает в ситуации, где есть препятствие необходимой для организма потребности. И человек направляет свой гнев на препятствие, которое должно быть быстро и надежно устранено из ситуации. Злость или гнев говорит, что происходит что-то неправильное и надо отстоять что-то важное ;надо что-то изменить, переделать или уничтожить. Злость заставляет собрать волю в кулак, почувствовать свою мощь и порой подсказывает, в каком направлении действовать.
За жалобами на плаксивость может стоять как грусть, печаль, так и обида. Чувство грусти и печали помогают понять, чего людям не хватает в данный момент, что нет рядом чего – то важного или кого-то любимого. Если ребенку что-то неясно, грустно, одиноко, значит, он не получил того, что необходимо. Погрустив о несбывшемся, поплакав, можно завершить цикл контакта, прощаясь с мыслью немедленно получить желаемое. Часто взрослые, видя печального ребенка, тревожатся: все ли с ним в порядке или пугаются: вдруг заболел ребенок. Их тревога и страх мешают ребенку проделать внутреннюю работу по расставанию с чем-то важным для него: потерянной игрушкой, уехавшим другом, надеждой получить подарок и т.д. Наиболее подходящий способ помочь человеку пережить потерю, разделить его грусть, и вместе с ним найти утешение, поделиться надеждой на что-то хорошее, что еще случится в будущем.
Обида – реакция на разрушение слияния с кем-то или чем-то и содержит в себе страх, раздражение, рассеянность и передачу ответственности за удовлетворение потребности другому человеку. Это выученная эмоция.
Есть еще одно неприятное чувство, которое взрослые часто провоцируют у детей намеренно в воспитательных целях – это стыд. Стыд указывает на то, что ты не такой, каким тебя хотят видеть окружающие, ты не соответствуешь ожиданиям. Когда человек стыдится, он, словно старается занимать меньше места, ему трудно смотреть в глаза другим.
Работа с чувствами помогают человеку осознавать границы своих возможностей, четко формулировать потребность, осознать ресурсы, имеющиеся в наличии для достижения потребности, необходимость обратиться за помощью и суметь принять ее. Поэтому актуальна и важна работа, направленная на развитие и коррекцию эмоциональной сферы.
У детей, начиная с 2,5 лет вербализация эмоционального состояния возникает в виде глаголов, имеющих отношение к данному эмоциональному состоянию «любит», «плачет», и оценочные категории «плохой», «хороший», «нравится, не нравится». В возрасте 3,5-5 лет дети начинают пользоваться определениями «злой», «добрый», «веселый» и глаголами «плачет», «смеется». Грусть и гнев дети могут охарактеризовать как «плохое настроение».
Ближе к 5 годам становится доступно дифференциация обозначения эмоциональных состояний «сердитый», «грустный», «веселый», «страшно, испугался». В 6 лет возникают более точные определения «недовольный, рассерженный». Дети до 6 летнего возраста стремятся изобразить мимически увиденные ими эмоции. После 7 лет ребенок должен быть в состоянии адекватно понять и вербализовать практически все базовые эмоции, выраженные в лицевой экспрессии.
Пониманию проблем и чувств ребенка способствует обучение родителей и педагогов технике «активного слушания». Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. При этом применяются такие приемы, как пересказ, отражение чувств, уточнение, резюмирование. Более подробно данную технику следует рассмотреть в отдельной статье.
Что дает активное слушание?
- Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Интенсивность злости становится меньше. Дети меньше боятся негативных чувств; видят, что взрослые понимают их.
- Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
- Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы, и довольно быстро начинают активно слушать окружающих. Формируется самоконтроль и ответственность ребенка.
- «Активное слушание» помогает установить доверительные отношения с детьми.
Ниже представлена памятка — раздаточный материал, который будет полезен и воспитателям, и родителям. Навык практического применения данной методики требует времени и усилий.
Активное слушание
(памятка для педагогов и родителей)
Использование техники «активного слушания» способствует пониманию проблем и чувств ребенка. Данная техника показывает, что взрослый понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее, признать чувства ребенка.
Активно слушать ребенка- значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Приемы: Пересказ, Отражение чувств, уточнение, резюмирование.
Пересказ – это изложение своими словами того, что сказал ребенок, он может быть полным или кратким, с выделением важного. Здесь «ключевые слова» такие:
«Ты говоришь….», « Как я понимаю…», «Другими словами, ты считаешь…».
Родитель, который может повторить слова ребенка, помогает ему разобраться в собственных чувствах и мыслях. Такое повторение должно использоваться, когда это необходимо, и отвечать потребностям ребенка.
Уточнение(выяснение) относится непосредственно к содержанию того, о чем говорит ребенок, с целью уточнить или выяснить чего-либо: «Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?», «Ты именно в четверг не хочешь идти в детский сад?»
Уточнение также может относиться ко всему высказыванию собеседника – «Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?», «Может быть расскажешь про это поподробнее?».
Уточнение нужно отличать от выспрашивания( «А зачем ты это сказал?», «Почему ты его обидел?»). Такое выспрашивание может разрушить желание говорящего (ребенка) сообщать что – либо.
Отражение чувств – это проговаривание чувств, которые испытывает другой человек ( ребенок).
«Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным», «Похоже, ты сильно разозлился» (чувства называются в утвердительной форме, а не в форме вопроса)
Резюмирование — используется в разговорах, продолжительной беседе.
«Итак, мы договорились с тобой, что…», «Твоими основными идеями являются…»
Подведение итогов требует вашего внимания и умения кратко изложить свою и чужую мысль в итоге.
Основные правила активного слушания
- Повернитесь к ребенку лицом, так чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
- Избегайте вопросительных интонаций. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме, так как это показывает, что взрослый настроился на «эмоциональную волну» ребенка, что он слышит и принимает его огорчение, боль, злость, страх. Важно, чтобы ребенок не чувствовал осуждение этих эмоций!( злиться можно, а драться нельзя, бояться – не стыдно)
- Важно в беседе «держать паузу». После каждой родительской реплики лучше всего помолчать, дав возможность ребенку осознать и принять свои чувства и одновременно полнее почувствовать искренние намерения взрослого.
Что дает активное слушание?
- Исчезает или , по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Интенсивность злости становится меньше. Дети меньше боятся негативных чувств, видят, что взрослые понимают их.
- Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе разматывается целый клубок проблем и огорчений.
- Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы и довольно быстро начинает активно слушать окружающих. Формируется самоконтроль и ответственность ребенка.
- Активное слушание помогает установить доверительные отношения с детьми.
Влиять на ребенка в каких то негативных для родителя ситуациях лучше с помощью техники «Я – сообщения»( то есть, когда нас что то не устраивает, мы говорим ребенку от своего лица, о себе)
Используя «Ты», родитель нарушает коммуникацию, вызывает чувство вины у ребенка, обиды и горечи. А с помощью «Я» родитель доносит до ребенка свою мысль более мягко, информируя его о чувствах и желаниях родителя.
Событие — «Когда …., если….»
Ваша реакция – «Я чувствую…»
Предпочитаемый вами исход – «Мне хотелось бы, чтобы…», « Я предпочел…», «Я был бы рад…»
Например: «Когда я вижу грязные руки, у меня мурашки по спине бегают»
То есть тут первая цель таких высказываний – не заставить кого то что то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности. В такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.
Хорошо использовать в подобных ситуациях констатацию фактов – поведения ребенка путем описания. Например, «Ты держишь колготки и ходишь с ними по комнате» — дети не всегда ведь осознают свои привычные и спонтанные действия.
Если поведение ребенка желательно в какой то ситуации и родитель хочет вдохновить его на дальнейшие подобные действия, нужно делать акцент на том, как он старался, например «Ты с таким усердием и с таким терпением выполняешь этот рисунок»
Все приведенные правила работают и в отношении людей любого возраста! Помогают в ежедневном конструктивном взаимодействии!
Список использованной литературы
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком, как?
- Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция
- Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников
- Хухлаева О.В. В каждом ребенке солнце
Источник
Вербализация эмоций как способ развития эмоционального интеллекта у дошкольников с общим недоразвитием речи
Презентация к уроку
В настоящее время в обществе вызывает к себе интерес проблема взаимосвязи разума и чувств, эмоционального и рационального в человеке. В этой связи очень актуальной становится проблема формирования эмоционального интеллекта, особенно у детей дошкольного возраста, т.к. именно дошкольный возраст является базовым в формировании подавляющего большинства эмоций.
Эмоциональный интеллект – это способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Сформированный на достаточном уровне эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни ребенка и его дальнейшей карьере как профессионала и члена общества. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, мы должны его развивать, помочь ребенку адаптироваться в современном непростом обществе. Сократовский наказ «Познай самого себя» подразумевает краеугольный камень эмоционального интеллекта: отвечает на вопрос как осознать, распознать и справиться с возникшими отрицательными эмоциями; сохранить понимание происходящего даже посреди бушующего моря эмоций — как своих, так и эмоций других людей («пойми себя, и ты поймешь другого»).
Особое значение формирование эмоционального интеллекта имеет для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для детей этой категории характерны следующие общие особенности: недостаточность словарного запаса; аграмматичное построение фразы; недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания; проявления гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний. Дети с ОНР испытывают трудности в употреблении синонимов и антонимов; конкретные слова-определения заменяют более широкими и общеупотребительными словами (веселая, добрая, ласковая – «хорошая»); могут заменять названия признаков названиями действий и наоборот (испуганная – испугалась).
Дети с речевыми нарушениями пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими достаточно выборочно и фрагментарно, они с трудом дифференцируют и описывают эмоциональные состояния, как свои, как и эмоциональные состояния героев литературных произведений, картин. Детям с речевыми нарушениями трудно не только мимическими средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Их речь интонационно монотонная и лексически не выразительная.
Связная речь у детей с ОНР также развита недостаточно. Они с трудом составляют рассказ об игрушке, предмете, из личного опыта. Их рассказы отличаются непоследовательностью, неточностью, зачастую просто перечисляя события или действия. Эмоциональное оценивание действий, поступков героев в рассказах детей минимизированы или вовсе отсутствуют. Между тем, вербализация чувственных эмоциональных состояний призвана помогать детям осуществлять межличностное общение, служить средством коммуникации.
Работа по формированию основ эмоционального интеллекта у дошкольников с ОНР начинается с актуализации их лексического запаса. Вербализация основных эмоциональных состояний в сочетании с работой по развитию просодической стороны речи у детей создает базовую основу для дальнейшей работы по развитию грамматики, связной речи, а в целом формирует у них коммуникативно-речевую компетентность. Эта работа включает в себя несколько этапов:
- уточнение и формирование эмоциональной лексики – работа по словообразованию и словоизменению (образование слов с уменьшительно-ласкательным значением и значением увеличения; образование синонимов и антонимов; превосходной степени прилагательных и т.д.);
- включение изученных слов в словосочетания и предложения;
- развитие паралингвистических средств общения – эмоциональная идентификация, изучение и уточнение эмоциональных состояний, умение их передавать, развитие эмпатийности, способности понимать свои чувства и чувства других людей;
- формирование интонационной стороны речи;
- развитие связной монологической и, особенно, диалогической форм речи.
Системная работа, направленная на преодоление «обесчувствования» дошкольников, способствует формированию и обогащению у них чувственной сферы, делает ребенка отзывчивым к чувствам других. Вербализация эмоций тесно связана с восприятием и пониманием эмоциональных сигналов — и собственных, и окружающих. Таким образом, расширение словаря эмоций идет как через усвоение языковых знаков эмоций, так и путем осознания собственного эмоционального опыта. В процессе коррекционно-развивающей деятельности происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Возрастает потребность сознавать и контролировать свои эмоции, что в конечном итоге ведет к становлению эмоциональной сферы, формированию эмоциональных новообразований (от комплекса оживления как зачатка основы эмоциональной регуляции до произвольной, осмысленной коррекции эмоционального поведения) и представляет собой, к началу младшего школьного возраста, процесс развития основных элементов эмоционального интеллекта.
Предлагаем конспект непосредственно образовательной деятельности для дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи по формированию основ эмоционального интеллекта.
Ф.И.О., должность педагога: учитель-логопед Г.П.Филипенко
Направление развития: социально-личностное
Доминирующие образовательные области: коммуникация, познание, социализация
Тема непосредственно образовательной деятельности: «Чем порадовать друга?»
Возрастная группа: подготовительная
Методы и приемы:
- методы формирования сознания (фронтальная беседа);
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, речевые ситуации, упражнения на развитие эмоциональной сферы); методы стимулирования поведения (поощрение);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности);
- методы организации и осуществления познавательной деятельности (рассматривание иллюстраций, беседа);
Интеграция образовательных областей: «социализация», «познание», «коммуникация», «художественное творчество».
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная.
Цель: развивать у детей старшего дошкольного возраста коммуникативно-речевые умения и навыки.
Задачи воспитания: воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания, желание помочь и порадовать своего знакомого или близкого человека.
Задачи развития: развивать речевые умения и навыки, мышление; развивать интонационную сторону речи, речевой слух; развивать эмоциональную сферу; развивать познавательный интерес; чувство толерантности, воображение.
Задачи образования: расширять и уточнять знания детей о хлебо-булочных изделиях, предметах русского народного промысла, в том числе русской народной игрушке; формировать умения и навыки грамматически верного оформления своего высказывания.
Планируемые результаты:
- личностные: любознательный; активный; эмоционально отзывчивый; коммуникативный.
- интеллектуальные: проявляет разнообразные познавательные интересы, развернуто отражает в речи впечатления, выводы; принимает участие в групповой беседе; вступает в речевое общение, применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач.
- физические: двигательно активный.
Организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности детей: презентация РР, картинки с изображением посуды с народной росписью, хлебо-булочных изделий, овощей и фруктов; игрушек; кукла – Петрушка, колпачок петрушки.
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности в режимные моменты: беседа о русской ярмарке, способах эмоционального общения с детьми и взрослыми.
Время проведения: 35 минут
Конспект содержания непосредственно образовательной деятельности.
Вводная часть.
1. Организационный момент. Мотивация.
Л. Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга, скажем друг другу добрые, приятные слова.
Д. – Вика, я рада, что ты ходишь в нашу группу.
— Саша, мне приятно с тобой вместе заниматься.
— Витя, я люблю с тобой вместе играть.
— Катя, я рада, что ты моя подруга.
— Антон, мне нравится вместе с тобой ходить на прогулку. И т.д.
2. Целеполагание (совместная деятельность логопеда и детей)
Л. – Молодцы, ребята, я вижу, что вы можете порадовать, сказать что-то приятное своим друзьям. Я хочу вам рассказать о своем друге – это мой знакомый мальчик Акиро. (Слайд 2). Он живет в Японии. Это очень далеко. Посмотрите на экран, здесь карта. (Слайд 3). Вот наш город Орск, а вот Япония. Если бы с вами летели туда на самолете, то нам пришлось бы лететь целый день. У Акиро скоро день рождения. Мне хотелось бы его порадовать. А как вы думаете, как или чем можно порадовать человека, который находится от нас очень далеко, например, в другом городе или даже в другой стране?
Дети высказывают предположения:
— Ему можно позвонить по телефону и поздравить.
— Ему можно послать письмо или открытку.
— Ему можно послать посылку с подарком.
Л. – Правильно, ребята. Давайте пошлем ему посылку, а в посылку положим подарок. Но мне хотелось бы, чтобы это был необычный подарок. Вы поможете мне его выбрать?
Д. – Да!
Л. – А где можно выбрать, приобрести подарок?
Д. – Сделать самому, купить в магазине, на базаре.
Л. – Да, а еще на ярмарке. Кто из вас знает, что такое ярмарка?
Д. – Это большой базар, который проводится осенью, когда убран урожай и люди хотят продать то, что у них есть и купить себе товары и подарки.
Л. – Давайте отправимся на ярмарку.
Основная часть.
1. Л. – Сколько здесь разных товаров! Посмотрите, вот первый лоток. Здесь продают овощи и фрукты. Может мне приобрести что-то из овощей или фруктов? Давайте каждый из вас сейчас станет продавцом на нашей ярмарке. Прорекламируйте самые лучшие свойства или качества вашего товара так, чтобы мне захотелось его купить. (Слайд 4).
Д. – Купите огромнейший арбуз!
— Купите сочнейший апельсин!
— Купите вкуснейшую морковь.
— Купите ароматнейший ананас!
— Купите сладчайшее яблоко!
— Купите кислейший лимон!
— Купите краснейший помидор!
Л. — Спасибо, ребята, как вы думаете, можно овощи или фрукты положить в посылку?
Д. – Нет, они могут испортиться, не успеют долететь.
2. Л. – Давайте перейдем к следующему лотку. Что вы здесь видите? (дети перечисляют).
— Как это все можно назвать одним словом? (Слайды 5-10).
Д. – Хлебо-булочные изделия.
Л. – Давайте сравним эти хлебо-булочные изделия по их свойствам (проводится игра с мячом: логопед бросает детям мяч и называет свойство, ребенок возвращает мяч и договаривает предложение):
Хлеб мягкий, а булочка еще…
Батон ароматный, а каравай еще…
Ватрушка сладкая, а пирожные еще…
Печенье вкусное, а торт еще…
Пирог аппетитный, а пицца еще…
Пирожки мягкие, а блины еще…
Л. – Ребята, скажите, а можно что-то из хлебо-булочных изделий послать в посылке? Почему? (Дети высказывают свое мнение). Ну что ж, тогда переходим к следующему прилавку.
3. Л. – Посмотрите, ребята, сколько здесь красивой посуды. Это посуда непростая, необычная, она украшена русской народной росписью. Давайте назовем русские народные промыслы, которые занимаются росписью посуды. Вот этот красивый металлический поднос украшен какой росписью? (Слайд 11. Эффекты анимации по щелчку – картинка поворачивается на 360 градусов).
Д. – Жостовской.
Л. – А вот нарядная, вся золотая посуда. Это что за роспись?
Д. – Хохлома, хохломская.
Л. – А вот тоже деревянная посуда. Но роспись уже другая, на некрашеном дереве. Это что за роспись?
Д. – Городецкая.
Л. – А эта посуда очень нарядная, как будто украшена морозными бело-голубыми узорами. Это…
Д. – Гжель.
Л. – Ребята, мне очень нравится вся эта посуда. А вам? Давайте назовем посуду, которая нам нравится ласково (проводится игра с мячом).
Д. – Черный поднос – черненький подносик.
— Пузатый чайник – пузатенький чайничек.
— Круглая миска – кругленькая мисочка.
— Маленькая ложка – Малюсенькая ложечка.
— Белое блюдце – беленькое блюдечко.
— Красивая доска – красивенькая дощечка.
— Веселая солонка – веселенькая солоночка.
Л. – Молодцы, ребята! Конечно, какая-нибудь посуда с русской народной росписью подошла бы нашему Акиро в подарок, но посуду чаще дарят взрослым, может быть для маленького мальчика нам поискать на ярмарке что-то другое? Давайте посмотрим, может где-нибудь есть лоток с игрушками?
4. Физминутка.
Логопед вместе с детьми идет передвигается по группе. Навстречу им выходит Петрушка. (Слайд 12. Эффекты анимации по щелчку – Петрушка покачивается).
Петрушка. – Привет, ребята, вы меня узнали? Я веселая игрушка, а зовут меня…
Д. – Петрушка.
Л. – Петрушка, может ты нам поможешь? Покажи нам, где на ярмарке продают игрушки.
П. – Хорошо. Но сначала поиграйте со мной в мою любимую игру. Я сам веселый, озорной и люблю, когда меня окружают веселые люди. Сейчас я буду и вас превращать в Петрушек. А вы не скучайте, меня удивляйте и сами удивляйтесь.
Петрушка по очереди надевает на детей колпачок с бубенчиками и говорит слова, выделяя интонационно одно из слов. Дети должны удивиться и интонационно выделить это же слово в тексте.
П. — ТЫ теперь Петрушка, веселая игрушка!
Р. – Я теперь Петрушка, веселая игрушка? Я теперь Петрушка, веселая игрушка!
П. – Ты ТЕПЕРЬ Петрушка, веселая игрушка!
Р. – Я ТЕПЕРЬ Петрушка, веселая игрушка? Я ТЕПЕРЬ Петрушка, веселая игрушка!
П. – Ты теперь ПЕТРУШКА, веселая игрушка.
Р. – Я теперь ПЕТРУШКА, веселая игрушка? Я теперь ПЕТРУШКА, веселая игрушка! И т.д.
5. Л. – Спасибо, Петрушка, ребятам очень понравилась твоя игра. А сейчас проводишь нас туда, где продаются игрушки.
П. – А что вы ищите на нашей ярмарке?
Дети объясняют, что им нужен подарок на день рождения для японского мальчика. Только это должен быть необычный подарок.
П. – А я знаю, что вам нужно. Я вам помогу, но сначала решите мои задачи.
Л. – Ребята, согласны решить задачи Петрушки?. Ну тогда слушаем. Садитесь за столы.
1 задача – из игрушек, представленных на прилавке, выберите только те, в названии которых 1-й звук твердый. (Слайд 13. Эффекты анимации по щелчку – нужные картинки увеличиваются , ненужные исчезают).
Дети выбирают игрушки – шар, машинка, матрешка, кукла, паровозик, пазлы, лошадка, кубики
2 задача – выберите слова, в названии которых столько же слогов, сколько в слове «игрушки» (Слайд 14. Эффекты анимации по щелчку – нужные картинки увеличиваются, ненужные исчезают).
3 задача – выберите слова, в которых ударный слог – второй, (которые подходят к предложенной схеме). (Слайд 15. Эффекты анимации по щелчку – нужные картинки увеличиваются, ненужные исчезают).
4 задача – выберите слово, к которому составлена схема: (Слайд 16. Эффекты анимации по щелчку – нужные картинки увеличиваются, ненужные исчезают).
Подведение итогов.
П. – А вот и подарок, который мы с вами выбрали для Акиро. (Слайд 17).Но это не случайный выбор. У этой русской игрушки японские корни – когда-то давно русские купцы привезли из Японии фигурку добродушного и веселого старичка – мудреца Фукуруму. Эта игрушка так понравилась русским мастерам, что они сделали похожую игрушку и дали ей русское имя – Матрена. К тому же Матрешка интересна тем, что в ней прячется еще несколько куколок поменьше. А значит Акиро сможет поделиться ими со своими друзьями и ему не придется играть в одиночестве.
Л. – Спасибо, Петрушка, тебе за помощь. Ребята, помогите мне положить матрешку в посылочный ящик и когда мы с вами пойдем на прогулку, то дойдем до почты и отправим нашу посылку. А нам с вами пора возвращаться с ярмарки обратно в детский сад.
Источник