Вербализация эмоционального состояния учащегося необходимо чтобы
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Дуденкова Елена Александровна
Организация: МБДОУ д/с 26 комбинированного вида «Сказка»
Населенный пункт: Нижегородская область, г. Кстово
Все чаще педагоги в своей воспитательной деятельности используют выражения «эмоциональной неадекватности», «эмоциональных нарушений». За этими понятиями стоят страхи, тревога, чрезмерная плаксивость, обидчивость, капризы, чувство подавленности и одиночества. Не только детям, но и взрослым бывает не просто разобраться в своих чувствах.
В последнее время в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка, но при этом эмоциональной сфере уделяется недостаточное внимание. Умственное развитие ребенка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Ведь дети часто находятся в «плену» своих чувств, так как еще не умеют управлять ими, что приводит к излишней импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми, повышенному уровню тревожности, неустойчивости настроения, вспыльчивости, замкнутости. Поэтому, так важно научить ребенка распознавать и выражать свои эмоции.
Слабая дифференцированность эмоциональной сферы, т.е. неспособность распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей, недостаточная рефлексивность, а также запрет на внешнее проявление негативных эмоций (страх, гнев, обида) может стать предпосылкой для развития психосоматических заболеваний. Важно признавать право за теми эмоциями, которые испытывает ребенок, и также научить детей и взрослых прямо говорить о тех чувствах, которые они переживают.
Всем приятно ощущать себя довольным, счастливым, радостным, гордым. Эти чувства помогают отличать радостные события от обыденных, показывают, что мы добились цели, удовлетворили потребность. Некоторые чувства сигнализируют нам о том, что что-то не так. Страх предупреждает нас об опасности, позволяя быстро найти способ защиты, останавливает от совершения рискованных действий. Если опираться на свои чувства, то сможешь позаботиться о себе, избежать опасности. Есть чувства, которые вспыхивают как красный свет светофора, и говорят, что человеку нужна помощь. Например, эмоция гнева возникает в ситуации, где есть препятствие необходимой для организма потребности. И человек направляет свой гнев на препятствие, которое должно быть быстро и надежно устранено из ситуации. Злость или гнев говорит, что происходит что-то неправильное и надо отстоять что-то важное ;надо что-то изменить, переделать или уничтожить. Злость заставляет собрать волю в кулак, почувствовать свою мощь и порой подсказывает, в каком направлении действовать.
За жалобами на плаксивость может стоять как грусть, печаль, так и обида. Чувство грусти и печали помогают понять, чего людям не хватает в данный момент, что нет рядом чего – то важного или кого-то любимого. Если ребенку что-то неясно, грустно, одиноко, значит, он не получил того, что необходимо. Погрустив о несбывшемся, поплакав, можно завершить цикл контакта, прощаясь с мыслью немедленно получить желаемое. Часто взрослые, видя печального ребенка, тревожатся: все ли с ним в порядке или пугаются: вдруг заболел ребенок. Их тревога и страх мешают ребенку проделать внутреннюю работу по расставанию с чем-то важным для него: потерянной игрушкой, уехавшим другом, надеждой получить подарок и т.д. Наиболее подходящий способ помочь человеку пережить потерю, разделить его грусть, и вместе с ним найти утешение, поделиться надеждой на что-то хорошее, что еще случится в будущем.
Обида – реакция на разрушение слияния с кем-то или чем-то и содержит в себе страх, раздражение, рассеянность и передачу ответственности за удовлетворение потребности другому человеку. Это выученная эмоция.
Есть еще одно неприятное чувство, которое взрослые часто провоцируют у детей намеренно в воспитательных целях – это стыд. Стыд указывает на то, что ты не такой, каким тебя хотят видеть окружающие, ты не соответствуешь ожиданиям. Когда человек стыдится, он, словно старается занимать меньше места, ему трудно смотреть в глаза другим.
Работа с чувствами помогают человеку осознавать границы своих возможностей, четко формулировать потребность, осознать ресурсы, имеющиеся в наличии для достижения потребности, необходимость обратиться за помощью и суметь принять ее. Поэтому актуальна и важна работа, направленная на развитие и коррекцию эмоциональной сферы.
У детей, начиная с 2,5 лет вербализация эмоционального состояния возникает в виде глаголов, имеющих отношение к данному эмоциональному состоянию «любит», «плачет», и оценочные категории «плохой», «хороший», «нравится, не нравится». В возрасте 3,5-5 лет дети начинают пользоваться определениями «злой», «добрый», «веселый» и глаголами «плачет», «смеется». Грусть и гнев дети могут охарактеризовать как «плохое настроение».
Ближе к 5 годам становится доступно дифференциация обозначения эмоциональных состояний «сердитый», «грустный», «веселый», «страшно, испугался». В 6 лет возникают более точные определения «недовольный, рассерженный». Дети до 6 летнего возраста стремятся изобразить мимически увиденные ими эмоции. После 7 лет ребенок должен быть в состоянии адекватно понять и вербализовать практически все базовые эмоции, выраженные в лицевой экспрессии.
Пониманию проблем и чувств ребенка способствует обучение родителей и педагогов технике «активного слушания». Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. При этом применяются такие приемы, как пересказ, отражение чувств, уточнение, резюмирование. Более подробно данную технику следует рассмотреть в отдельной статье.
Что дает активное слушание?
- Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Интенсивность злости становится меньше. Дети меньше боятся негативных чувств; видят, что взрослые понимают их.
- Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
- Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы, и довольно быстро начинают активно слушать окружающих. Формируется самоконтроль и ответственность ребенка.
- «Активное слушание» помогает установить доверительные отношения с детьми.
Ниже представлена памятка — раздаточный материал, который будет полезен и воспитателям, и родителям. Навык практического применения данной методики требует времени и усилий.
Активное слушание
(памятка для педагогов и родителей)
Использование техники «активного слушания» способствует пониманию проблем и чувств ребенка. Данная техника показывает, что взрослый понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее, признать чувства ребенка.
Активно слушать ребенка- значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Приемы: Пересказ, Отражение чувств, уточнение, резюмирование.
Пересказ – это изложение своими словами того, что сказал ребенок, он может быть полным или кратким, с выделением важного. Здесь «ключевые слова» такие:
«Ты говоришь….», « Как я понимаю…», «Другими словами, ты считаешь…».
Родитель, который может повторить слова ребенка, помогает ему разобраться в собственных чувствах и мыслях. Такое повторение должно использоваться, когда это необходимо, и отвечать потребностям ребенка.
Уточнение(выяснение) относится непосредственно к содержанию того, о чем говорит ребенок, с целью уточнить или выяснить чего-либо: «Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?», «Ты именно в четверг не хочешь идти в детский сад?»
Уточнение также может относиться ко всему высказыванию собеседника – «Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?», «Может быть расскажешь про это поподробнее?».
Уточнение нужно отличать от выспрашивания( «А зачем ты это сказал?», «Почему ты его обидел?»). Такое выспрашивание может разрушить желание говорящего (ребенка) сообщать что – либо.
Отражение чувств – это проговаривание чувств, которые испытывает другой человек ( ребенок).
«Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным», «Похоже, ты сильно разозлился» (чувства называются в утвердительной форме, а не в форме вопроса)
Резюмирование — используется в разговорах, продолжительной беседе.
«Итак, мы договорились с тобой, что…», «Твоими основными идеями являются…»
Подведение итогов требует вашего внимания и умения кратко изложить свою и чужую мысль в итоге.
Основные правила активного слушания
- Повернитесь к ребенку лицом, так чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
- Избегайте вопросительных интонаций. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме, так как это показывает, что взрослый настроился на «эмоциональную волну» ребенка, что он слышит и принимает его огорчение, боль, злость, страх. Важно, чтобы ребенок не чувствовал осуждение этих эмоций!( злиться можно, а драться нельзя, бояться – не стыдно)
- Важно в беседе «держать паузу». После каждой родительской реплики лучше всего помолчать, дав возможность ребенку осознать и принять свои чувства и одновременно полнее почувствовать искренние намерения взрослого.
Что дает активное слушание?
- Исчезает или , по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Интенсивность злости становится меньше. Дети меньше боятся негативных чувств, видят, что взрослые понимают их.
- Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе разматывается целый клубок проблем и огорчений.
- Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы и довольно быстро начинает активно слушать окружающих. Формируется самоконтроль и ответственность ребенка.
- Активное слушание помогает установить доверительные отношения с детьми.
Влиять на ребенка в каких то негативных для родителя ситуациях лучше с помощью техники «Я – сообщения»( то есть, когда нас что то не устраивает, мы говорим ребенку от своего лица, о себе)
Используя «Ты», родитель нарушает коммуникацию, вызывает чувство вины у ребенка, обиды и горечи. А с помощью «Я» родитель доносит до ребенка свою мысль более мягко, информируя его о чувствах и желаниях родителя.
Событие — «Когда …., если….»
Ваша реакция – «Я чувствую…»
Предпочитаемый вами исход – «Мне хотелось бы, чтобы…», « Я предпочел…», «Я был бы рад…»
Например: «Когда я вижу грязные руки, у меня мурашки по спине бегают»
То есть тут первая цель таких высказываний – не заставить кого то что то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности. В такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.
Хорошо использовать в подобных ситуациях констатацию фактов – поведения ребенка путем описания. Например, «Ты держишь колготки и ходишь с ними по комнате» — дети не всегда ведь осознают свои привычные и спонтанные действия.
Если поведение ребенка желательно в какой то ситуации и родитель хочет вдохновить его на дальнейшие подобные действия, нужно делать акцент на том, как он старался, например «Ты с таким усердием и с таким терпением выполняешь этот рисунок»
Все приведенные правила работают и в отношении людей любого возраста! Помогают в ежедневном конструктивном взаимодействии!
Список использованной литературы
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком, как?
- Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция
- Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников
- Хухлаева О.В. В каждом ребенке солнце
Источник
Упражнения. Упражнение «Метафорическая вербализация»
Упражнение «Метафорическая вербализация»
Цель:• развитие умения снижать эмоциональное напряжение
с помощью юмористических метафор.
Дополнительные цели тренера: внесение элемента творчества (это помогает сделать отработку техник не слишком похожей на муштру).
Ведущий предлагает студентам объединиться в пары. Тот, кто сидит справа, нападет на того, кто сидит слева. Тот, на кого напали, должен будет ответить метафорическим описанием своего состояния. Например, один участник может сказать: «Почему вы оттягиваете процесс подписания?» Второй участник может ответить: «Я чувствую себя как бабочка, которую протыкают иголкой, назначив ей место на планшете. А она еще хочет летать. »
Тренер может привести здесь собственные примеры. Участники, как правило, сразу понимают, что от них требуется, и начинают творить.
При обсуждении упражнения тренер может задать вопрос: «Каковы возможности метафорического ответа на чужое нападение?»
Участники могут отметить удивительные возможности метафоры снизить напряжение, разрядить обстановку мягким юмором, причем сделать это, не принижая собственного достоинства и достоинства партнера.
Использование метафор может оказаться более эффективным, чем прямая вербализация эмоциональных состояний, поскольку: 1) метафора допускает множество толкований и, следовательно, не является навязанным мнением или «диагнозом»; 2) метафора позволяет использовать юмор, который смягчает неприятную остроту ситуации; 3) метафора — это творчество, в котором собственные неблагоприятные эмоции преобразуются в важный образный сигнал.
Упражнение «Почтительная вербализация»
Цель:
• развитие умения использовать более почтительные формулировки для вербализации эмоциональных состояний.
Ведущий предлагает участникам объединиться в пары по кругу. Те, кто в паре сидят справа, будут нападающими. Те, кто слева — регулирующими напряжение. Задача тех, кто справа — агрессивно напасть. Задача тех, кто слева — снизить напряжение с помощью почтительно выполненной техники «вербализация чувств». Тренер может выдать всем участникам таблицу почтительных и непочтительных формул вербализации чувств и повесить ее в увеличенном виде на плакате. Вам дается две минуты, чтобы подготовить демонстрационную сценку.
Через две минуты пары по очереди должны продемонстрировать свои сценки. Всякий раз после окончания сценки тренер спрашивает у группы: «Было ли это сделано почтительно? Было ли это сделано эффективно?»
По окончании круга тренер задает вопрос группе: «Какие формулировки оказались наиболее эффективными?» Часто в группах поражаются тому, сколь эффективно использование формулы: «Вы удивлены?» и «Вас беспокоит. » Также эффективными признаются формулы выражения согласия: «Я согласен, что это может вызывать удивление. некоторые опасения. определенный дискомфорт, связанный с неопределенностью. » и т. п.
Тренеру нужно быть готовым к тому, что в процессе этого обсуждения будут сформулированы новые техники снижения эмоционального напряжения. Их нужно будет записать.
В общем случае использование почтительных формулировок передает уважение к партнеру, что уже само по себе снижает его напряжение. В остальном «сухой остаток» будет зависеть от того, как пройдет упражнение.
Упражнение «Техника О’К и Хм-м-м»
Цель:
• отработка паралингвистических и невербальных приемов снижения напряжения.
Инструкция ведущего: «Некоторые страны отличаются высокой контекстностью, а некоторые — низкой. Высокая контекстность означает, что смысл слов в значительной степени определяется ситуацией и множеством почти неуловимых сигналов, которыми обмениваются собеседники.
Российская культура характеризуется высокой контекстностью, и, напротив, жителям Скандинавии, Швейцарии и, в особенности, Германии свойственна наивная вера, в то, что в виду имеется именно то, что говорится.
Шведы, как жители Скандинавии, принадлежат к низкоконтекстной культуре. Таким образом, они должны говорить то, что они имеют в виду. Однако с другой стороны, шведы очень гордятся своим стремлением к компромиссу и согласию. Поэтому в ситуациях, когда им нужно отказать собеседнику, отклонить его предложение, у них возникает борьба мотивов. С одной стороны, они должны говорить именно то, что имеют в виду, а с другой стороны — они не должны нарушить атмосферы согласия.
Шведский выход — паралингвистический ответ. Например, вежливый отказ в шведской технике может быть таким:
— Я предлагаю перенести это обсуждение на 15-е число.
— Хм-м-м. Вежливое несогласие:
— Можно было бы на эту конференцию в Стокгольм отправить Марианну.
-У-у-у.
— Я мог бы уже сейчас перенести на дискету вашу презентацию.
С помощью этих междометий шведам удается смягчить отказ. Иногда возникают ситуации, когда шведам нужно смягчить не свой, а чужой отказ. Для этого ими используется техника О’К.
— Я не буду участвовать в презентации.
Важно, чтобы О’К следовало немедленно и звучало жизнеутверждающе, с одной стороны, и как приглашение к совместному размышлению, с другой.
— Мне не нравится, как у нас в команде поставлено дело с передачей информации друг другу.
Возможный русский аналог «О’К. » — «Так. » (но, естественно, без язвительности).
Теперь давайте поэкспериментируем с этими техниками. Первая пара работает с паралингвистическим отказом, вторая — с техникой О’К и т. д. На подготовку дается 2 минуты».
(Возможен и другой вариант: тренер в случайном порядке обращается к каждому участнику, и они отвечают в одной из техник.)
Как правило, упражнение проходит весело, в нем бывает много интересных находок.
Ролевая игра «Сделай это неправильно»
Цель:
• отработка техник вступления в контакт, активного
слушания и регуляции эмоционального напряжения.
Дополнительные цели тренера: развитие творческой атмосферы в группе.
Ведущий обговаривает ситуацию: «Мы долго тренировались в том, как правильно задавать вопросы, как слушать партнера и регулировать эмоциональное напряжение в беседе. Сейчас мы покажем все наоборот. Нужно будет все, абсолютно все делать неправильно! Первая команда продемонстрирует нам ситуацию, когда кандидат пришел на собеседование для поступления на работу в фирму. Интервью будет вести менеджер по персоналу. Кандидат будет вести себя неправильно. Вторая команда подготовит диалог продавца и покупателя. Продавец будет вести себя совершенно неправильно. Третья команда подготовит диалог консультанта и клиента. Консультант продемонстрирует нам образец неправильного поведения.
Победит та команда, которая допустит больше ошибок.
Однако это только первая победа. После этих сценок каждая команда должна будет продемонстрировать другую сценку, в которой все должно быть сделано максимально правильно. Победит та команда, на чьей стороне будет большинство голосов.
Есть ли какие-нибудь вопросы?»
На подготовку сценок командам дается 15 минут.
После каждой «неправильной» сценки тренер должен спросить: «Что было неправильно?» После каждой правильной: «Согласны ли мы, что это было сделано правильно?» Если игра проводится ближе к концу тренинга, то фактически это репетиция целостного действия, поэтому очень важно, чтобы участники оказались максимально эффективными в «правильных» действиях. Тренеру следует помочь участникам, возможно, кое-где подсказать правильные слова и действия, «суфлировать» им. Можно прервать сценку, объявив: «Дубль два», и начать заново, чтобы добиться правильных действий со стороны участников.
Цель:
• осознание собственного умения снятия эмоционального напряжения у партнера.
Группе предлагается представить свою аудиторию в виде дерева. Крона его находится у окна, а корни у противоположной стены. Участникам нужно найти свое место на этом дереве, но так, чтобы оно соответствовало их умению выходить из конфликта, снимать эмоциональное напряжение у партнера. Упражнение требует осознания уровня развития у себя данного навыка и своего места в общей групповой шкале.
Упражнение «Стенка на стенку»
Цель:
• формирование и развитие навыков снижения эмоционального напряжения у партнера.
Отбираются две равные по количеству группы участников, занявшие в упражнении «Дерево» противоположные полюса или, по крайней мере, разные стороны от центра.
Команды садятся на два ряда стульев, поставленных друг против друга. Одного из тех, кто выбрал для себя положение ближе к корням дерева, ведущий просит представить себе трудную конфликтную ситуацию, с которой он, может быть, не смог справиться в реальной жизни и обратиться к кому-то из сидящих в противоположной шеренге с претензией.
Задача его партнера — снять напряжение у нападающего. Спустя 2 минуты диалог прерывается, даже если он еще не вполне закончен, и нападающего просят определить, снизилось его напряжение, осталось на прежнем уровне или даже повысилось.
Тренер с помощью группы анализирует результаты и называет техники, которыми пользовались участники. Часто способы взаимодействия с агрессивно настроенным партнером оказываются неконструктивными и не столько снижают напряжение, сколько, напротив, повышают его. Участникам группы предлагается разделить лист вертикальной чертой пополам: в левый столбец записывать техники, снижающие напряжение, а в правый столбец — повышающие его. После окончания игры ведущий дополняет перечень техниками, которые не были спонтанно использованы в разыгрываемых ситуациях.
1. Предоставление партнеру возможности выговориться.
2. Вербализация эмоционального состояния:
3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.).
4. Проявление интереса к проблемам партнера.
5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.
6. В случае вашей неправоты — немедленное признание ее.
7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
8. Обращение к фактам.
9. Спокойный уверенный темп речи.
10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз.
1. Перебивание партнера.
2. Игнорирование эмоционального состояния:
3. Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дела и преувеличение своего.
4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.
5. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.
6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.
7. Поиск виноватых и обвинение партнера.
8. Переход на «личности».
9. Резкое убыстрение темпа речи.
10. Избегание пространственной близости и наклона тела.
Упражнение «Отработка снятия эмоционального напряжения в парах»
Цель:
• формирование и развитие навыков снижения эмоционального напряжения у партнера.
Участники разбиваются попарно и садятся друг против друга в два круга: внутренний круг направлен наружу, внешний — к ним лицом. Участникам предлагается какая-то эмоционально заряженная ситуация, член пары, сидящий во внутреннем кругу, должен снять напряжение партнера, находящегося во внешнем кругу.
Ситуации обычно носят отвлеченный или даже фантастический характер, чтобы избежать излишней личностной вовлеченности участников. Например: студента факультета дизайна без его ведома перевели со специализации «Дизайн костюма» на специализацию «Дизайн штамповочного оборудования», которая его не интересует. Студент, возмущенный, приходит в деканат, чтобы отказаться. Задача — снизить его эмоциональное напряжение, используя описанные техники. Другой вариант: клиент записался на прием к своему парикмахеру, но в назначенное время его ждет другой парикмахер, а не тот, которого он сам выбрал (менее опытный; мужчина, а не женщина, или наоборот и др.). Ситуации могут касаться валютной стипендии, в которой кому-то отказали по неизвестной причине; исключения из группы тренинга, которого все давно ждали; отмены поощрительной поездки в Париж и т. п.
Время ограничено 2-3 минутами. Ситуаций предлагается, как правило, три. Каждый раз меняется партнер, снимающий напряжение, так как внешний круг после каждой ситуации перемещается на одного человека вправо.
По окончании упражнения происходит обсуждение того, какими приемами пользовались участники для снятия напряжения и кому из них это удалось лучше всего. Часто в процессе обсуждения участники обнаруживают, что разные техники в разных ситуациях работают по-разному, и их эффективность зависит от индивидуальных особенностей партнеров.
Упражнение «Слепой и поводырь»
Цель:
• дать возможность участникам группы выразить свои чувства через «Я-высказывание».
Упражнение выполняется в парах. Один член пары завязывает (закрывает) глаза, другой получает следующую инструкцию: «Представьте себе, что Вы общаетесь с незрячим человеком. Вы имеете возможность в течение 10 минут ознакомить его с окружающим миром через тактильные, слуховые, световые ощущения. Попробуйте сделать это, заново открыв для него мир. Упражнение выполняется молча». В паре партнеры выполняют обе роли. В кругу участники упражнения должны выразить свои чувства и переживания через «Я-высказывания».
Упражнение «Чувство плюс поведение»
Цель:
• выражение собственных чувств и поведения их вызывающие.
Ведущий предлагает выбрать любое чувство и построить фразу, в которой он открыто скажет своему партнеру о своем чувстве, а затем точно опишет поведение, которое его вызвало.
— Насколько точно и конкретно описывалось поведение партнера, вызвавшее названное чувство?
— Кто это сделал лучше всех?
Пример: «Я очень волновалась, когда ты в пятницу пришел в полвторого ночи вместо обычных восьми часов».
Источник