Основные эмоциональные характеристики дошкольников
Роль эмоций в жизни детей, основыне методы выявления особенностей эмоционального развития, параметры в эмоциональных проявлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_emocionalnye_harakteristiki_doshkolnikov.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он уже способен не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в общепринятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя о своих переживаниях окружающих, воздействуя на них.
Но дошкольники все еще остаются непосредственными импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.
Основными методами, позволяющими выявить особенности эмоционального развития, считаются наблюдение и специальные рисуночные методы.
Наблюдение – наиболее старый метод психологического исследования, «состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан» [1] , и при изучении эмоциональных особенностей этот метод может стать информативным.
На какие же параметры в эмоциональных проявлениях нужно, прежде всего, обратить внимание? Начнем с эмоционального фона. Он имеет много общего с настроением, но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Положительный эмоциональный фон проявляется в приподнятом настроении, улыбке и жестах, выражающих открытость и расслабленность, руки свободно двигаются, голова поднята, во время беседы корпус направлен в сторону собеседника. Ребенок легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность. Это не означает, что при обследовании он не станет стесняться. Возможна некоторая напряженность, постепенность в установлении контакта.
Отрицательный эмоциональный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.
Иногда бывает трудно отличить эмоциональный фон от реакции на ситуацию обследования. Вполне возможно, что ребенок стесняется или боится новой обстановки. В таком случае лучше обратиться к рисуночным или другим проективным методам.
В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.
Другой важный параметр – выраженность эмоций, т. е. то, насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько богат его эмоциональный мир. Зачастую дошкольники еще не до конца освоили культурные формы выражения эмоций. Они еще не всегда могут сдержать такие эмоциональные проявления, как крик, плач и т. п. В некоторых случаях дети просто не обучены этому, в других – стараются использовать их с целью воздействия на взрослых, в третьих – не могут сдержаться. Важно посмотреть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоены ли им оттенки эмоций, или они плоские, односторонние, невыраженные. В последнем случае ребенок реагирует однотипно (улыбается или плачет) или вообще не выражает никаких чувств. Это сигнал психологу для более тщательного изучения особенностей ребенка, так как может свидетельствовать об органических поражениях, предрасположенности к неблагоприятному развитию личности.
Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Очевидно, что эмоции детей более подвижны, чем у взрослых. Это объясняется незаконченной миелинизацией нервных волокон, что приводит к частому переходу от возбуждения к торможению и наоборот, а внешне выражается в быстрой и легкой смене эмоций от печали к радости, от горя к веселью. Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости. Такие дети в игре бурно радуются, эмоционально включаются в ситуацию и тут же могут расплакаться по незначительному поводу. Резкую смену настроений может вызвать успех или неудача при выполнении задания, радость сменяется обидой, разочарование – гневом, страх – неудержимым весельем.
[1] Краткий психологический отоварь / Сост. Л.А Карпечко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, – М., 1985. С.195.
Источник
«Ребенок и его настроение»
консультация по теме
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_i_ego_nastroenie.docx | 35.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ребенок и его настроение» Консультация для родителей
Настроение — одно из самых интересных психологических явлений. Очень трудно отследить, как почему и когда оно возникает и в какой момент исчезает. Оно может быть мимолетным, а может держаться очень долго.
Одна из основных причин возникновения того или иного настроения — эмоциональное заражение. Каждый из нас вспомнит множество случаев, когда кто-то, чей эмоциональный фон более ярко выраженный, очень быстро «заражает» своим настроением всех окружающих, хотят они того или нет. Если это происходит в среде близких, общающихся тесно людей, то они становятся заложниками своеобразного замкнутого круга: у кого-то из них неприятности по работе, это настроение приносится домой, близкие тут же его «отзеркаливают» и вот уже жена срывается на мужа по пустячному поводу, а ребенок почему-то начинает капризничать. Все это лишь усиливает первоначальное настроение, принесенное с работы и т. д.
Так и гуляют эмоции по кругу и гулять могут очень долго, так, что участники порочного круга уже и забывают, а с чего, собственно, все началось. И вот ведь что обидно: в такой круг нас закручивают негативные эмоции гораздо чаще, чем позитивные, радость, счастливое, ровное настроение если и передается окружающим, то ненадолго.
Далеко не все родители знают, что все дети до пяти лет — крайне сензитивны! ( сенситивность — повышенная чувствительность, зачастую сопровождается повышенной тревожностью) В этом возрасте они все — существа естественные, не рефлексирующие, в большей мере, чем взрослые принадлежащие к миру природы, где язык чувств — основной. ( Рефле́ксия — Самоанализ.Самооценивание) Они еще не в состоянии выстроить цепочку умозаключений — что происходит, почему и каковы могут быть последствия. Но настроение считывают сразу, реагируя даже на то, что мы, взрослые, иногда пропускаем, не считаем важным, не контролируем — на наши интонации, жесты, позы. Сколько раз мы говорили себе: «И так все плохо, а тут еще малыш капризничает непонятно почему!». Как раз понятно: в этой цепочке эмоций первично именно наше настроение, а ребенок его просто отразил, потому и капризничает и получает от нас же порцию недовольства, гнева, наказаний . Вот и получается, что главным заложником порочного «круга настроения», о котором мы говорили выше, становится самый незащищенный — наш ребенок.
Я пытаюсь обратить ваше внимание именно на такие «мелочи», как интонации, выражение лица, жесты. Вы можете сколько угодно говорить «мой любимый малыш», но если при этом вы раздражены, то интонации выдадут вас. Эмоциональным лидером в семье обычно выступает именно мать. То есть в конечном счете именно она определяет настроение в семье. Тембр голоса матери, интонации, ее внутреннее состояние — все это для ребенка является раздражителем особой значимости.
Но что же делать, ведь от плохого настроения не убережешься, неприятностями всякого рода жизнь наша буквально напичкана, а устойчивых психически людей, обладающих природной защитой от внешних воздействий, крайне мало. Можно научиться создавать настроение или исправлять его, но это только при очень большом желании и при наличии силы воли. Что же еще можно сделать? Для начала — просто понять и принять тот факт, что ребенок в нашем эмоциональном фоне — самое слабое звено. И что от негативных эмоций его надо защищать с такой же тщательностью и рвением, с какими мы защищаем его от простуд и инфекций. Почувствовав плохое настроение родителей, малыш тут же принимает его на свой счет, начинает испытывать неосознанное чувство вины. Совсем не обязательно, чтобы вашу раздражительность ребенок относил к себе. Поэтому нужно для начала расширить представление малыша о том, каким вообще бывает настроение. Не бойтесь говорить с ним об этом, он поймет. Попробуйте, по мере возможности, на доступном ему языке, объяснить причину своего настроения, о том, что у вас происходит дома или на работе, что вас огорчает, какие заботы перед вами стоят. Объясните, чем он может помочь вам, или уже помог. Почаще просите ребенка рассказать о собственном настроении, пусть он сравнит его: с погодой, с временем года, с цветком, с животным, с музыкой или с любым неодушевленным предметом. Это поможет малышу лучше ориентироваться в мире чувств взрослых людей и в своем собственном, в какой-то степени защитит его.
Очень трудно бороться с эмоциями, и уж совсем бессмысленно подавлять их. Нужно просто отводить им в нашей повседневной жизни надлежащее место, чтобы не они управляли нами, а мы ими.
Источник
Настроение и эмоции у детей
венера тимаева
Настроение и эмоции у детей
В жизни ребенка непременно должны царить положительные эмоции как первооснова для его нормального психического развития. На этом подчеркивает гуманная личностно ориентированная педагогика. Воспитание у ребенка положительных чувств и всемерное осуждение и подавление негативных всегда были и являются значимыми аспектами развития дошкольника, их считали стержневой составляющей гуманных межличностных отношений, которые в свою очередь составляют основу взаимопонимания и сосуществования в социуме. Самые сильные и стойкие эмоции ребенка проявляются в его настроении. Кого же интересует настроение малыша? Кто о нем заботится? Конечно, первоочередное место в становлении и культивировании настроения ребенка занимает семья, и заменить ее в этом аспекте не сможет ничто и никто. Семья — это первая школа детской жизни, где идет формирование ребенка и развиваются положительные или отрицательные детские эмоции. Мы спросили мам (поскольку именно они ежедневно собирают детей к детскому саду, какое настроение преобладает у ребенка утром? Большинство искренне признались, что им некогда утром обращать внимание на настроение ребенка. Исключением является лишь жалобы ребенка на самочувствие. Несколько больше внимания родители обращают на настроение ребенка в вечернее время. И прежде всего потому, что дети вечером больше капризничают, не слышат обращений взрослого, чаще плачут. Ошибочным является убеждение взрослых о том, что чуткий, сострадательный человек — это мягкотелое, избалованное существо. Ведь кротость, сострадание и другие благородные чувства человека вовсе не свидетельствуют о его плаксивости и слабости. Ребенок может быть отзывчивым, никого не обижаться и в то же время способным не позволить ровеснику обидеть себя. Каждому взрослому, кто взял на себя ответственность за сопровождение полноценного развития ребенка,следует прежде всего ответить на вопрос: достаточно ли я внимателен к переживаниям ребенка? Формировать настроение ребенка в дошкольном учреждении следует начинать с простого, правда, несколько забытого ныне утреннего приема ребенка в группу. Каждое утро ребенка должно встречать не просто фигура воспитателя «на воротах в красных сапогах», чтобы ответить на приветствие и зафиксировать присутствие. Общеизвестно, что рекомендация программных документов имеет целью передачу ребенка от мамы к воспитателю, и главное при этом — настроение дошкольника. Заметим, если бы воспитатели каждый раз акцентировали внимание на настроении малыша, здороваясь с ним утром, спрашивали, что случилось, если ребенок не в настроении, то каждая мама старалась бы не осрамиться перед воспитателем и позаботиться, чтобы настроение ребенка был максимально положительным. И если настроение дошкольника уже испорчено, изменить его на лучше имеет доверительный разговор с учетом знания педагогом индивидуальных особенностей конкретного ребенка, его предпочтений, особенностей семейных обстоятельств. Результатом такой утренней встречи в дошкольном учреждении должны быть озаренные радостью детские глаза, ведь общее эмоциональное настроение ребенка (радостный, грустный, бодрый, вялый, пассивный и тому подобное) влияет на протекание всех его психических процессов. С радостным настроением дошкольник все воспринимает в позитивном ключе, в тревожном — отовсюду ожидает неприятностей. Плохое настроение ребенка, вызванное определенным незначительным событием, длится обычно недолго и проходит незаметно. А вызванное стойкое болезненное отношение к определенным жизненным ситуациям, вроде недовольства близких взрослых, частых поражений, болезней, переутомления, плохое настроение может переживаться глубоко и продолжаться долго. У ребенка из-за плохого настроения происходит всплеск эмоций. Нам незаметны значительные внутренние изменения в его организме в это время, а только яркое их проявление снаружи, которое мы не всегда понимаем. Именно внешнее проявление плохого настроения часто дезорганизовывает утром поведение и ребенка, и взрослого. Главное, что ребенок не всегда осознает причины своего настроения. А именно от него зависит его глубина и продолжительность. Поэтому внимательное отношение к настроению каждого ребенка утром, выявление причин ее плохого настроения и создания условий для бодрого имеет огромное значение для счастливого проживания ребенком каждого дня. Не стоит забывать, что радостное, приподнятое настроение предотвращает проявления негативных черт характера, а это — важное условие воспитания.И здесь пригодится способность взрослого чувствовать ребенка сердцем: услышать ее во время индивидуального и осторожного разговора, понять, что стоит за его объяснением или молчанием, найти те волшебные слова, которые вернут ему радость, чувство защищенности. Должны помнить, что эмоциональное состояние имеет значительную обратную силу влияния на всю деятельность ребенка, а в дошкольный период — это особая связь.
эмоциональный комфорт, формирование и переживания положительных эмоций является необходимым условием и основой для формирования многогранной личности ребенка, его полноценного развития и жизнедеятельности.
1. Дошкольная педагогика №5(46)
2. Формирование Здорового Образа Жизни у дошкольников Т. Г. Карепова
3. Интернет источник ПОДРАСТУ. РУ
Коллективная работа детей разновозрастной группы «Весеннее настроение» Этот материал может быть полезен воспитателям дошкольного образования и учителям начальной школы. Коллективная работа детей разновозрастной.
Конспект логопедического занятия «Эмоции» Конспект логопедического занятия для детей группы со сложным дефектом по теме «Такие разные эмоции» Цель: формирование эмоциональной лексики.
Конспект занятия для детей 5–6 лет «Потерянное настроение» Конспект занятия для детей 5-6 лет «Потерянное настроение» Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников. Оборудование: «волшебный шкатулочка»,.
Конспект занятия «Я и мои эмоции» социально — психологический проект «Я и моё настроение» для детей с ОВЗ Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями. Задачи: — дать.
Лэпбук «Эмоции и чувства» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Эмоции и чувства» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Эмоции и чувства» для детей 5-6 лет, предназначен для развития.
НОД с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе «Наши эмоции и настроение» Непосредственно образовательная деятельность с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе Тема: «Наши эмоции и.
Фотоотчет «Новогоднее настроение через творчество. Работы детей» Предновогодняя суета, наряженные магазины, улицы. Все готовятся к встрече самого волшебного праздника — Нового Года! На занятиях с детьми.
Презентация на тему «Эмоции детей» В нашем дошкольном учреждении проводится работа по внедрению международно бакалавриата. Воспитатель предлагает тему, подводя детей к размышлению.
Стихи для детей из серии «Чувства. Эмоции» Все мы в своей жизни испытываем те или иные эмоции и чувства, часто ловлю моменты их яркого выражения среди своих воспитанников в детском.
Театральное занятия для детей старшего возраст «Эмоции настроений» Цель: 1. Через театрализованные игры реализовать индивидуальные возможности и потребности детей в самовыражении и развитии, раскрыть творческий.
Источник