Ведущим видом деятельности подростка является эмоциональное общение

Общение как ведущий вид деятельности подростка.

Для подросткового возраста характерным является приоритет детского сообщества над взрослым. Общение со сверстниками является ведущим видом деятельности в этом возрасте. В процессе общения усваиваются нормы морали, социального поведения, в нем создаются отношения равенства всех и уважения друг к другу.

Переориентация общения со взрослыми на общение со сверстниками осуществляется потому, что это:

— важный канал информации для подростков;

— специфический вид межличностных отношений, в процессе которых подростки приобретают навыки социального взаимодействия, формируются умения подчиняться коллективной дисциплине, вырабатываются коммуникативные навыки;

— специфический вид эмоционального контакта, в процессе которого осуществляется взаимопомощь, переживается чувство солидарности.

Для подростка характерными являются две важных противоположных потребности:

1) потребность быть одному, потребность территориальной автономии (приватизация);

2) потребность принадлежности к группе, быть в компании, быть таким, как все (аффилиация)[2].

Любой школьный класс дифференцируется на группы, в частности:

1) существует социальное деление;

2) складывается особая внутришкольная и внутри-классная иерархия, которая основывается на официальном статусе учеников;

3) происходит дифференциация авторитетов, статусов на основании неофициальных ценностей, принятых в ученической среде.

Соответственно, у школьников образуются три разных вида взаимоотношений:

· внешние, деловые контакты;

· товарищеские взаимоотношения, которые содействуют взаимообмену знаниями, умениями, навыками;

· дружеские связи, которые позволяют решать определенные вопросы эмоционально-личностного характера.

На первое место выходят товарищеские отношения. Взаимоотношения со сверстниками базируются на нормах равноправия. В группах подростков устанавливаются отношения лидерства.

К окончанию подросткового возраста появляется потребность иметь близкого друга. У девочек потребность в дружеских отношениях возникает на полтора — два года раньше, чем у мальчиков. Девочки более эмоциональные. Подростки чаще выбирают друзей своего возраста. В определении дружбы преобладают два мотива — требование взаимопомощи и верности и ожидание сочувствия и понимания со стороны друга.

Основная особенность подросткового возрастаперестройка взаимоотношений с взрослым, которая связана с появлением чувства взрослости. Одной из основных потребностей становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших. Это период эмансипации ребенка от родителей. Эмансипация может быть эмоциональной, поведенческой, нормативной. Родительский пример уже не воспринимается абсолютно и некритически, как в детстве.

Среди причин разногласий во взглядах между родителями и подростками наиболее важными являются:

· разница в опыте взрослых и подростков;

· отсутствие четких состояний перехода от детской зависимости к взрослой независимости и определенных правил, которые влияют на ослабление родительской власти, что обусловлено потребностями подростков в автономии.

Наилучшие взаимоотношения с родителями складываются, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Он характеризуется тем, что родители всегда объясняют мотивы своих требований и обсуждают их с подростками; власть родителей используется лишь по мере необходимости; ценится как послушание, так и независимость; родители устанавливают правила, но не считают себя безгрешными; они прислушиваются к мысли ребенка, но не ориентируются лишь на его желания.

Такие же проблемы возникают во взаимоотношениях подростков с учителями. В некоторых школах из-за внешности подростков возникает очень много конфликтных ситуаций с учителями. У подростков появляется осознанное желание нравиться противоположному полу, вести себя соответственно собственным требованиям. Если учитель делает замечания подростку по поводу его внешности в присутствии детей, то это приводит к конфликтной ситуации.

Еще одна проблема в общении со взрослым — это смысловой барьер. Он характеризуется тем, что ребенок будто не слышит, что говорит ему взрослый. Теряется воспитательное значение слова. Чтобы предотвратить образование смыслового барьера, не следует многократно повторять одни и те же требования, на которые подросток не реагирует. Необходимо, чтобы требование отвечало внутренней позиции ученика. Подростки выполняют все требования учителя, которые делают их в своих глазах более самостоятельными.

Читайте также:  Когда просыпаюсь чувствую горечь во рту

Учитель должен перейти на новый стиль общения с подростком, относиться к нему как к взрослому, передать подростку ответственность за свои поступки и предоставить свободу действий. Для этого важно установить дружеские взаимоотношения с подростком, строить общение на основе взаимного уважения.

Источник

Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте

Отечественный психолог Д. Б. Эльконин выявил, что психологический облик подростка определяется тем, в какую ведущую деятельность включает их взрослое сообщество. По данным клинических исследований, проведенных Т. В. Драгуновой, 11 – 12 лет – это время перестройки социальной всей ситуации развития ребенка[7]. В клиническом исследовании Д. Б. Эльконину удалось показать, что именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, конфликты, выяснение отношений и др.) выделяется в относительно самостоятельную область жизни. Подростку «удается развернуть новую ведущую деятельность – интимно-личностное общение»[8], — предметом которой являются способы построения человеческих отношений.

Для подростка характерны две сферы общения: общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова.

Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, то есть с проблемами нравственности и этики.

Не следует забывать о том, что в общении со взрослыми подросток всегда, даже при самых товарищеских отношениях, находится в положении младшего, в известной мере подчинённого, а в этом положении далеко не все нравственно-этические нормы могут быть апробированы, то есть усвоены на практике. И только в отношениях с ровесниками он формально и по существу равноправен; объективно взаимоотношения подростков-сверстников содержат в себе возможность проигрывания различных ролей, ведущего и ведомого, командира и исполнителя, участника конфликта и его арбитра, друга-хранителя тайны и друга, доверяющего свою тайну.

Для подростков отношения с товарищами приобретают особую важность. Дети в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о них. Друзья, товарищи – это та естественная среда, которая жизненно необходима подростку. Среди товарищей он находит образцы для подражания, стремясь дотянуться до них, он делает сам себя, воспитывает в себе нужные качества.

У товарищей подросток находит: необходимую ему оценку качеств, оценку своих знаний и умений, оценку своих способностей и возможностей, сочувствие, сопереживание, отклик на все свои душевные радости и невзгоды, которые взрослым так часто кажутся незначительными.

Роль общения со сверстниками в жизни подростка, безусловно, очень велика. Но в то же время оно само, его формы и содержание, его характер и способы определяются теми отношениями, которые складываются у подростка со взрослыми. Подросток стремится поступать и выглядеть как взрослый, он хочет иметь его права и возможности. В конечном итоге развития подростка – всегда равнение на взрослого. Но последнее может проявляться не непосредственно, а через подражание сверстникам, в чём-то уже более взрослым. Но друзья подростка – это не только взрослые, но и сверстники, товарищи, одноклассники.

Одна из основных проблем подросткового возраста – проблема общения со

сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок.

Читайте также:  Как поднять настроение котенка по хвосту

С переходом ребёнка в среднюю школу его связи с окружающими людьми, как взрослыми, так и детьми, расширяются и усложняются. Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами. Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нём взаимоотношения.

Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет подростку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.

Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. А поскольку для подростка именно это и является главным на данном этапе развития, то мы вынуждены считать общение ведущим видом деятельности в этом возрасте.

Источник

ВОПРОС 17. Общение со сверстниками ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Это объясняется рядом причин.

Во-первых, общение со сверстниками – это важный специфический канал информации; по нему подростки обсуждают то что не могут сообщить родителям.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповые игры, совместная деятельность вырабатывают навыки социального взаимодействия, умения соотносить личные интересы с общественными. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, служит ценной жизненной школой,

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности облегчает подростку автономизацию от взрослых и дает чувство эмоционального благополучия.

Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.

В отличие от общения со взрослыми, отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия.

В подростковом возрасте появляется два вида отношений: в начале этого периода – товарищеские, в конце – дружеские.

В старшем подростковом возрасте появляется три вида взаимоотношений:

· внешние – эпизодические «деловые» контакты, служащие для сиюминутного удовлетворения интересов и потребностей;

· товарищеские, способствующие взаимообмену знаниями, умениями и навыками;

· дружеские, позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера.

Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в самостоятельный вид деятельности. Подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, хочет жить групповой жизнью. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях со сверстниками, переживаются очень тяжело. Для привлечения к себе внимания сверстников подросток может пойти на все, даже на нарушение социальных норм или открытый конфликт со взрослыми.

Товарищеские отношения базируются на «кодексе товарищества», включающем в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь.

Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести.Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако, здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. В этом возрасте осуждаются такие качества, как эгоистичность, жадность, нарушение данного слова, измена товарищу, зазнайство, нежелание считаться с мнением других. Такое поведение в группе сверстников-подростков не только не приветствуется, но и отвергается. Подростку, продемонстрировавшему подобные качества, могут объявить бойкот, отказать в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо делах. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.

Читайте также:  Кормлю грудью чувствую себя плохо

В подростковой группе обязательно появляется лидери устанавливаются отношения лидерства. Подростки стараются привлечь к себе внимание лидера и дорожат дружбой с ним. Подростку также интересны друзья, для которых он может быть лидером или выступать равноправным партнером.

Подростки отличаются крайним конформизмом (зависимостью от мнения других) в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

В неформальных подростковых объединениях формируется или заимствуется своеобразный сленг – слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг придает эффект усиления чувства «Мы». Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте и 5–7 сленговых слов.

Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Подростки пользуются сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также в диффузных неформальных объединениях под сленговыми названиями (панки, металлисты, хиппи, фашисты, люберы и др.).

Самое трудное в отрочестве – чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток начинает комплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно: подросток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым.

Важным фактором дружеского сближения является сходство интересов и дел. Подросток, который дорожит дружбой с товарищем, может проявить интерес к делу, которым тот занимается, в результате чего возникают новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, у них появляется возможность обсуждать события, происходящие в школе, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых.

К концу подросткового возраста очень велика потребность в близком друге. Подросток мечтает, чтобы в его жизни появился человек, который умеет хранить тайны, был отзывчивым, чутким, понимающим. Овладение нравственными нормами– это важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Учебная деятельность, хотя она и остается преобладающей, отступает на второй план. Оценки перестают быть единственной ценностью, важным становится то, какое место подросток занимает в классе. Все самое интересное, сверхсрочное, неотложное происходит и обсуждается на переменах.

Подростки стремятся участвовать в разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно полезной и др. Таким образом они стараются занять определенное место среди людей, показать свою значимость, взрослость, ощутить себя членом общества, реализовать потребность в принятии и самостоятельности.

Источник

Оцените статью