Автор: Admin · Published 03.01.2021
Автор: Admin · Published 13.01.2021 · Last modified 06.01.2021
Источник
Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Назовите художественный прием, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя.
Такой прием называется повтор, а точнее это один из видов повтора — эпифора. Также можно назвать такой приём рефреном. Дадим определения.
Повтор — это стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Эпи́фора (от др.-греч. ἐπιφορά — принесение, прибавление) — риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. В поэзии рефреном может являться строка или несколько строк, вставленных между строфами.
Ответ: повтор, или эпифора, или рефрен.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
Анафора — стилистическая фигура, состоящая в повторении сходных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).
Звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.
в этом стихотворении так же используются олицетворения, такие как: «Сияла ночь» «Лежали Лучи» «струны дрожали»
В задании речь идёт о третьей строфе, а Вы ссылаетесь на первую. Внимательно читайте задание.
но тут ведь есть олицетворение
«и много лет прошло»
они ходить не могут, если я не ошибаюсь
Это общепринятое выражение, ни о каком олицетворении здесь речи быть не может. Похожее выражение: пошёл дождь.
В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?
Любовная лирика Фета — самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов очень надрывный, гнетущий, несмотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно.
В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» встреча возлюбленной с лирическим героем потрясает нотами трагизма, но тем не менее, эта встреча, голос любимой вселяют надежду, желание жить:
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.
Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Фет.
В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» встреча лирического героя с возлюбленной потрясает нотами трагизма. Описанная сцена свидания овеяна тайной, неопределённостью.
Используемые поэтом метафоры: «луной был полон сад», «струны в нем дрожали» — создают подтекст разыгрывающейся драмы: что-то случилось или случится. Многочисленные эпитеты: «рыдающие звуки», «жгучая мука» — передают состояние лирического героя, который весь поглощён страданием.
Анафора в третьей строфе стихотворение создаёт ощущение быстрой сменяемости событий, которые не затмевают, однако ж, былых воспоминаний, а наоборот усиливают их:
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Повтором стоки «Тебя любить, обнять и плакать над тобой!» во второй и четвёртой строфах автор подчёркивает, что для лирического героя несмотря на страдания, весь смысл жизни заключён в любви, какой бы трудной она ни была. Мы убедились, что поэтические средства помогают создать эмоциональный настрой стихотворения.
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.
Источник
Добрый вечер! Буду рада, если укажите на ошибки в мною написанном. Заранее спасибо)
Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?
Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. », написанное в 1877 году, Фет посвятил своей бывшей возлюбленной Марии Лазич. В этом произведении с помощью поэтических приёмов он рисует картинку, которая буквально оживает в нашем воображении. Приёмы которые использует поэт передают тонкие,но важные детели, для полной передачи чувств и эмоций стихотворения.
В своём стихотворении поэт вспоминает о своей трагической истории любви и передаёт нам свои воспоминания через описываемый пейзаж, который создаёт звукописью «сияла ночь. », «струны в нём дрожали».
С помощью эпитетов Фет передаёт нам своё, то томительно грустное настроение «в тиши ночной», то мучительные размышления «сердца жгучей муки».
Лексический повтор передаёт нам чувства поэта, он чувствует незримое присутствие любимой «и много лет прошло, томительных и скучных, и вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, и веет, как тогда, во вздохах этих звучных».
_______
надеюсь у меня не всё безнадёжно
Источник
Ведущими чувствами в этом стихотворении являются волнение, восхищение, надежда, любовь. Для того, чтобы передать эти чувства, автор использует множество приёмов, одним из которых является аллитерация. Повторяющиеся буквы «р» в третьей строке первой строфы указывают на волнение лирического героя, на дрожь от пения возлюбленной:
«Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.»
Для того, чтобы наиболее точно передать свои чувства к возлюбленной, автор использует рефрен во второй и пятых строфах; этот приём подчёркивает главную мысль поэта, который видит смысл своей жизни в том, чтобы «любить, обнять и плакать» над возлюбленной. Ещё одним поэтическим приёмом является гипербола, она помогает автору передать автору значимость возлюбленной в жизни поэта:
«Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.»
Особенностью решения данной темы Фетом является то, что любовь, по мнению автора, способна жить в человеке вечно, она никогда не угасает.
Подобные особенности встречаются в стихотворении Ф.И. Тютчева «К.Б.». Как и Фет, Тютчев считает, что любовь не угасает в душе человека даже после долгой разлуки, и достаточно лишь встречи или даже звука голоса для того, чтобы в душе человека снова возникло чувство любви. Однако если возлюбленная фетовского лирического героя напоминает о муках, слезах и обидах, то в стихотворении Тютчева возлюбленная является светлой мечтой, лирический герой не может поверить в её появление.
В стихотворении А.С. Пушкина «К***» содержатся похожие особенности решения проблемы темы любви. Пушкинский лирический герой, также, как и герой Фета, встречает возлюбленную после долгой разлуки и невероятно радуется этому. Однако если Фет выражает мысль о том, что любовь способна жить в сердце человека вечно, то в стихотворении Пушкина любовь «воскрешает» лирического героя ото сна серости и обыденности.
Источник
Материалы, используемые для анализа поэтического текста
План анализа стихотворения
1. Название стихотворения и его автор.
2. Ведущая тема (о чём стихотворение?).
3. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении?).
4. Какую картину рисует в своём стихотворении поэт? Опишите.
(Обратите внимание на детали картины, их цветовую гамму.)
5. Настроение, чувства, передаваемые автором.
Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
6. Главные образы стихотворения.
7. Лексические средства выразительности речи: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись.
8. Синтаксические средства выразительности речи: антитеза, обращение, вводные слова и предложения, восклицание, однородные члены предложения, повторы, параллелизм.
9. Собственное отношение к прочитанному.
Какие чувства вызывает стихотворение?
2.Определение настроения стихотворения
(возможные шаблоны для использования при анализе)
поэт с восторгом описывает…
поэт испытывает восторг…
поэт с нежностью пишет о…
поэт с грустью говорит о…
поэт тоскует по …
поэт переживает за …
поэту больно от …,
с болью в сердце поэт пишет о…
поэт с волнением говорит о…
поэт испытывает чувство горечи…
3. Словарь терминов
Анафора – повторение начальных слов.
Ты полон весь мечтою необъятной,
Ты полон весь таинственной тоской. (Е. Баратынский)
Антитеза – стилистическая фигура; противопоставление образов, понятий, свойств предметов или явлений, в основе которого лежит использование антонимов.
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой… (А.С. Пушкин)
Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления.
(«И дольше века длится день» (Б.Л. Пастернак).)
Звукопись – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных (аллитерация) или гласных (ассонанс).
Инверсия – стилистическая фигура; нарушение общепринятой грамматической последовательности речи. («И курганов зеленеет убегающая даль» (А.А. Фет).)
Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Лирический герой не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.
Литота – художественный приём, основанный на преуменьшении каких-либо свойств предмета или явления.
(«Только в мире и есть, что тенистый дремлющих кленов шатёр» (А.А. Фет).)
Метафора – перенос значения; перенос признаков одного предмета на другой по принципу сходства. («Пышное золото осеннего леса» (К. Паустовский); «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С.А. Есенин).)
Любую метафору можно развернуть в сравнение, добавив «как», «словно». Это позволяет называть метафору скрытым сравнением.
Мотив – устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.
Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Узник»)
Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками человека или какого-либо другого живого существа. («О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно» (Ф.И. Тютчев).)
Риторический вопрос (обращение, восклицание) – синтаксический прием; вопрос (обращение, восклицание), не требующий ответа. («Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить?» (М. Светлов).)
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Сравнение состоит из 2 частей, которые чаще всего соединяются с помощью союзов или союзных слов «как», «как будто», «подобно», «словно». («Смех звенит, как сережки» (С. Есенин).)
Сравнение может быть выражено формой Т.п. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом. » Н.А. Заболоцкий)
Тропы (от греч. — поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.
Эпитет – выразительное художественное определение предмета или явления, подчеркивающее какой-либо из его существенных признаков.
Постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «живая вода» и др.
Эпифора – повторение заключительных слов.
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А.А. Блок)
Примерный анализ поэтического текста
Земное сердце стынет вновь,
Но стужу я встречаю грудью.
Храню я к людям на безлюдьи
Но за любовью — зреет гнев,
Растет презренье и желанье
Читать в глазах мужей и дев
Печать забвенья иль избранья.
Пускай зовут: Забудь поэт!
Вернись в красивые уюты
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта — нет! Покоя – нет!
(А.Блок.1911- февраль 1914г.)
По замыслу автора, стихотворение «Земное сердце стынет вновь…» должно было стать заключением 3й главы поэмы «Возмездие». Поэма была задумана в 1910 году и в общих чертах «набросана» (А.Блок) в 1911 году.
«Тема заключается в том, — писал А.Блок, — что род, испытавший на себе возмездие истории, среды, эпохи, начинает в лице последнего первенца в свою очередь творит возмездие…» Но поэма не была закончена, и данное стихотворение (как и другие «наброски») вошло в цикл «Ямбы».
Стихотворение состоит из трех четверостиший. В первой строфе даётся «пейзаж души» лирического героя: сердце поэта «стынет», потому что его любовь к людям «неразделенная». Находясь среди людей он живет на «безлюдьи». Но герой мужественен: тяготы жизни («стужу»), одиночество он встречает «грудью». Во второй строфе раскрывается его отношение к людям: с одной стороны, « любовь», с другой – «призренье». На вопрос, почему в душе лирического героя «зреет гнев», дается ответ в третьей строфе: людям нужен покой, они и поэта зовут в «красивые уюты»; но для лирического героя их «нет», ему « лучше сгинуть в стуже лютой», чем пребывать в сером мещанстве.
Авторская позиция заявлена очень чётко: человек должен активно
вмешиваться в жизнь.
В системе образов ясно противостоят друг другу лирический герой и окружающие его люди, иначе говоря, поэт и толпа.
Основной художественный прием, используемый автором для раскрытия идеи, — антитеза: в стихотворении несколько рядов антонимов ( к людям – безлюдье; любовь – гнев, презренье; покой, уют, — стужа).
Блок усиливает общую картину использованием в стихотворении эмоционально окрашенных эпитетов (любовь – не разделенная, стужа – лютая), метафоры (сердце – земное, т.е. жаждущее любви, общение), олицетворения (гнев – зреет, презрение – растет, сердце стынет). В тексте много слов, имеющих переносное значение (уюты – спокойная жизнь, безлюдье – отсутствие общения, храню – испытываю). Эмоциональность возрастает в последней строфе, где автор использует только восклицательные односоставные предложения , что позволяет не только более точно передать накал эмоций поэта, но яркими красками интонационно обрисовать отношение к роли поэта и поэзии в мире и своему предназначению.
Стихотворение, как и вся поэзия Блока, носит символистский характер.
Источник
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие ответа заданию | |
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена 1 , И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 6 |