Игровые методики по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по музыке
Конспект вебинара. Ведущая: Тютюнникова Т.Э.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_metodiki_po_razvitiyu_chuvstva_ritma_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 575.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые методики по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста
Тютюнникова Татьяна Эдуардовна
Принципы приема работы над ритмом от 3-до10 лет примерно одинаковы, разнятся только в уровне сложности и уровню постепенных переходов к новым формам работы. Из-за неправильного функционала.
в дошкольных учреждениях работа музыкального руководителя сводится исключительно только лишь в подготовке детей к утренникам. Музыкальный руководитель должен отдавать себе отчет в том, что в детском саду он занимается первичным развитием музыкальности. Это наша первоначальная задача.
Выбирая репертуар в том или ином отрезке времени, мы исходим исключительно из двух посылов:
- Полезность и нужность разучивания песни, танца, оркестра и т.д. на данном этапе для данной группы детей.
- Качественность репертуара, это его высокие духовные и художественные качества.
Если репертуар очень интересен и полезен с точки зрения руководителя, но при этом оставляет детей равнодушными и не дает им возможность для игры и веселия, для развития, для воображения и фантазии все это практически будет означать фиаско. Нет ничего хуже работы с детьми, чем скука.
Итак, выбирая репертуар мы обращаем внимание не только на его полезность, но и на возможность игры. Все остальные мотивы в подборе репертуара должны остаться за кадром. Вы имеет право выслушивать советы заведующей, воспитателей и т.д., но решение, как музыкальный руководитель, исключительно принимаете только вы сами.
В выбранном репертуаре все средства выразительности находятся слитно. Там в песенке есть тональность, те или иные интонации, есть ритм, есть гармония и штрихи, динамика и.д.
Одним из выразительных средств является РИТМ. Метроритмические чувства учеными признается, как базовый компонент музыкальности детей. Ритмичный ребенок – это ребенок, внутри которого живет ощущение музыки, это его драйв, это его нерв. Ребенок может на сразу чисто петь, но он может этому быстро научится, но отсутствие базового компонента чувства ритма говорит о том, что ребенку нужно серьезно этим заниматься.
Ритмическое чувство – это часть биологического наследия ребенка. Вся биологическая жизнь человека с раннего его детства проходит в двухтактном размере и ритмически обусловлена – открыл глаза- закрыл, сжал пальцы – разжал, открыл – закрыл, черное — белое. Ощущение двухтактной пульсации оно врожденное. Из научных исследований известно, что ритм имеет телесное происхождение, поскольку это связано с некоторыми биологическими процессами, которые происходят в организме. Это прежде всего происходит за счет пульсации нашего сердца. Любой ребенок может это ощутить, приложив руку к груди. В старшей группе можно попросить детей приложить одну руку к сердцу, другой рукой по коленке (или простучать ногой, носком, прощелкать языком и т.п.) сделать этот пульс видимым. И когда все дети начинают стучать ритм сердца, то можно подыграть им на инструменте любое произведение в этом же темпе и тем самым дать детям понять, что и у музыки тоже есть сердце. Сердце спрятано внутри музыки. Можно дать детям маракас и простучать метр сердца музыки. Перенос телесных ощущений на видимые движения (прохлопать рукой, маракасом и т.п.) хорошо понятен старшим дошкольникам. С младшими дошкольниками можно просто весело хлопать, в ладоши, по коленям, ударять по груди и т.п. Все это пришло к нам из концепции К.Орфа и в нашей отечественной литературе называется – звучащие жесты или телесные инструменты. У нас есть 4 базовых движения:
- Хлопки
- Удары по коленям (шлепки)
- Притопы ногами
- Щелчки
И + один не базовый:
Все это помогает ощутить ритм музыки телесно. Ритм и телесное его проигрывание – это путь, который всегда и всех ведет к успеху. Т.е. телесное ощущение ритма оно быстрее всего ведет ребенка к тому, что эти ритмы станут его внутренним ощущением и потом останется только перенести пульс на звучащий жест или инструмент.
Чувства метра и ритма — это телесно-мышечные ощущения и поэтому лучше всего эти чувства развиваются через движение и конечно через игру по поверхностям своего тела, а тело впоследствии запомнив этот ритм сможет вернуть необычные комбинации.
Чувства метра и ритма в его элементарном виде может быть разбито на две составляющие:
- Есть ощущение метра – это то, что называется пульсом.
- Ритмический рисунок.
Начинать надо с воспроизведения пульсации (метра) с младшей группы детского сада. Играть в ладошки, по плечикам, по щечкам и т.п. Ребенок, который не слышит метра, не способен «слышать» музыку, не сможет ее воспроизвести в оркестре.
Важнейшая часть, это начать со звучащих жестов любыми способами и в дальнейшем постепенный перенос ритмического пульса на инструменты. (маракасы, коробочки из-под киндера, от фломастера пустой стержень, камушки и т.д.)
Из занятия в занятие работая с детьми над стабилизацией метра необходимо варьировать, т.е. менять инструменты.
Разбудить внутри ребенка музыку — это и есть задача музыкального руководителя. Чтобы желание музицировать шло у ребенка изнктри, пробудить стремление ребенка быть музыкантом.
Речевая поддержка ритмом помогает сделать работу интересной и эффективной. Это могут быть:
— фраза в рифму и без;
— слоговая (ТА ТА ТА ти ти ТА или ЧАК ЧАК ЧАК чик чик чик)
На фоне метра учимся выделять сильную долю. Для этого берем более звонкий инструмент (бубен).
— прохлопываем свои имена (Лена, Наташа и т.д.);
— прохлопываем имена в разных формах (Лена – Леночка и т.д.). При этом может полное имя прохлопывать, а уменьшительну его форму простучать по груди.
— пока звенит бубен дети разбегаются, а после собираются по четверкам и простукивают цепочку имен (ЛЕ-НА ла-РИ-са ге-Ор-гий ГДЕБ).
— тоже самое, но уже с овощами. (бак-ла-ЖАН, ТЫК-ва огу-РЕЦ чес-НОК)
Ку-ку-ру-за по-ми-ДОР ЛУК чес-НОК или
ку-ку-ру-ЗА ЛУК по-ми-ДОР чес-НОК
Можно по порядку простучать ритм, а можно и в разнобой с помощью звучащих жестов или инструментов.
— можно спрятать слова (фи-ни ли-мо ба-на кос ки-ви пер-сик аб-ри-кос)
Ту-ти фрути ти-ри ти-ри та….
УгадАй, что звучИт (педагог на бубне отстукивает бУбен, БУ-бен) дети потом повторяют ритм и слово бУбен БУ-бен) и т.д. а в конце цепочка слов рубель-маракас бубен клавесы
Воспитание чувства ритма с помощью речи, а потом снятие этой речи, когда остается чистый ритм это один из приемов, который приведет к успеху очень быстро. Детям будет интерсно и легко, потому что речевую поддержку можно сохранить в памяти. Это исторический путь очищения ритма от власти слов. Музыка много лет обслуживала драму, была служанкой поэзии и тесно связана со словом. Музыка в очищенном виде, когда стала искусством расталась с поэзией. И когда мы используем то как развивалось музыкальное мышление, то как человек начинал осознавать сильные элементы музыки в чистом виде – это есть путь, котрый предлагает система К.Орфа идти с детьми. Поэтому эффективность метода необычайно высока и приводит к успеху.
— четверть – большой предмет, восьмая – маленький,паузы – пуговица.
Та ти ти Та мо Та мо
Под стаканчик можно спрятать пуговицу. Сперва отстукиваем ритм
Источник
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развиваем чувство ритма у детей дошкольного возраста»
Маргарита Быстрова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развиваем чувство ритма у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей.
Форма проведения: семинар – практикум.
Способность откликаться на звуки музыки – общечеловеческое свойство. Каждый человек может в той или иной степени заниматься музыкой.
Воспитание музыкой – «почва» для дальнейшего развития человека. Какова почка – таковы и растения. Не всякие уроки музыки могут быть полезны маленькому человек.
Чтобы музыкальные занятия послужили базой для роста человеческой личности, они должны быть наполнены творчеством. Особенно важно это для начального этапа, когда маленький человек впервые входит в мир музыки.
Вместе с развитием музыкальных способностей детей самое серьёзное внимание необходимо уделять ритмическому воспитанию.
Что такое ритм и чувство ритма? Слайд 2.
Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.
Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Ещё одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.
Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувство ритма всё нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребёнка быстрой реакции.
Ритмприсутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест
Звучащие жесты –это игра звуками своего тела,игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.
Каждый участник прохлопывает своёимя: шлепок по коленям, хлопок в ладоши, щелчок пальцами левой руки – своё имя, щелчок правой – произнести имя того, с кем познакомился.
Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
Значение чувства ритма на развитие двигательной активности детей:
Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дает определенный психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.
Восприятие ритмавызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.
Значение чувства ритма на развитие речевой активности детей:
В детской психологии и методики развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она, не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитее слуховых и моторных способностей тормозит развитее ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста. Игровые упражнения по формировании чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.
Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Такая работа ведётся со 2 младшей группы.
С первой младшей группы начинаем обучать детей хлопкам, притопам, назови своё имя, хлопая в ладоши, ритмично играть на бубне, погремушке.
Игра «Волшебный клубок».
Отрезаем нитки, выкладываем на фланелеграф, проводим по ниткам пальцами, пропеваем звук. В дальнейшем заменяем на большие и маленькие круги. Пропеваем – закрываем большой круг ладошкой, поём долгий звук, маленький круг – пальчиком – пропеваем короткий звук.
Цель: Развитие чувства ритма.
Ход игры: Дети рассаживаются вокруг взрослого, у каждого из них муз. молоточки.
«Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», — взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, — продолжает педагог. Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», — педагог вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок. Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождик. Сначала это были маленькие редкие капельки, а потом начался сильный ливень» — педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. «Испугались ребята, побежали домой».
Примечание: Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки, металлофон или ксилофон.
Проведение игр с использованием ИКТ: игра «Весёлые гномы», «Зайки и мишки», «Что приносит Дед Мороз?»
Цель: Развивать творческую активность детей, их слуховую память, учить точно, воспроизводить ритмический рисунок.
Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.
«Ритмическое эхо».
Цель игры: развитие чувства ритма, используя ранее приобретенные знания (понятие о долгих, коротких звуках и о динамических оттенках) .
Ход игры: Педагог предлагает детям превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример, предложенный педагогом,а именно:
— точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы, на каком-либо детском музыкальном инструменте) ;
— эхо окрашено тихой динамикой.
Педагог прохлапывает ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.
1. Ритмические фразы педагога должны быть короткими, логичными, доступными детскому восприятию.
2. Усложняя игру можно, используя более быстрый темп, участие солистов и соревнования между подгруппами.
«Научи матрешек танцевать»
Один ребенок выкладывает ритмический рисунок магнитиками, другой – его проговаривает, простукивает, прохлопывает, протопывает. Для каждой Матрешки ритмический рисунок придумывают новый.
Источник