Проблема выражения эмоций в языке и художественных текстах
Рубрика: Филология, лингвистика
Дата публикации: 15.04.2021 2021-04-15
Статья просмотрена: 46 раз
Библиографическое описание:
Волкова, А. Е. Проблема выражения эмоций в языке и художественных текстах / А. Е. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80075/ (дата обращения: 12.10.2021).
Статья направлена на исследования эмоционального элемента языка как в общем теоретическом плане, так и в контексте художественных произведений. Целью статьи является выделение специфики средств языка, передающих человеческие эмоции. В статье осуществляется попытка проанализировать лингвистическую составляющую эмоций, распознать средства устной и письменной речи для выражения эмоций.
Ключевые слова: письменная речь, устная речь. эмоции, средства передачи эмоции, художественный текст.
В текущую ситуацию развития лингвистической науки исследования ее эмоциональной части является особо интересным объектом для изучения среди лингвистов. В это же время, очевидно, что лингвистика не является единственной наукой, занимающейся эмоциями: антропология, социология, философия, культурология и еще ряд гуманитарных наук также активно проводят исследования на тему эмоций. В контексте лингвистики интересно рассмотреть то, как эмоции репрезентируются как в устной, так и в письменной речи, как они это делают в языке вообще.
Соглашаясь с точкой зрения исследователя М. Н. Кожиной, можно сформулировать вывод, что функция многих слов — не только определять понятия, но и передавать отношения к ним говорящего, своего рода функция их оценки. Такие слова в своей семантике уже содержать эмоционально-экспрессивный потенциал и по этому причине стилистически маркированы. Как правило, такие слова однозначны. Такая очевидная выражающая в них оценка не допускает возможность употреблять эти слова в других значениях. [5, 85]. Некоторые лингвисты, как А. Р. Шамратова, связывают эмоции с человеческими потребностями, выраженных не только физиологически, но и в стремлении осмыслить действительность [7].
Что касается письменной речи, то она, являясь свойством культуры и методом передачи культурной информации, имеет большую ценность в контексте исследования специфики экспликаций эмоций в культурно-значимых текстах.
Экспликация эмоций в художественных текстах интересна для лингвистики тем, что она практически не меняется под воздействием изменчивого языка и культурного контекста, открывая пространство для многовариативности выражения мысли и автора и конструирования в нем высказываний.
В лингвистике свойство лексики передавать эмоции называется эмотивностью, эмотивность является лингвистической категорией, охватывающей многие уровни системы языка: фонологический (просодические структуры языка), морфологический (через элементы словообразования), лексический (эмоционально нагруженные лексемы или слова, получившие эмотивный смысл благодаря контексту употребления), синтаксический (через специфичные предложения и расположение слов в предложении).
В случае художественного произведения существующие методы и инструменты передачи эмоций зачастую оказываются закрыты для автора. В такой ситуации создается проблема адекватной трансляции эмоций реципиенту, что взывает к необходимости компенсировать закрытые автору способы передачи эмоций.
Иными словами, он уступает речи в использовании интонационных средств, но позволяет наиболее полно использовать «специальные средства всех» уровней языка» [3, 21]. реализуют различные паттерны в рамках одного языка, осознавая определенную творческую оригинальность автора, но могут также использовать разные паттерны при сравнении языков.
Точное понимание художественных произведений требует адекватной интерпретации эмоционально-окрашенной лексики.
Эта проблема усугубляется тем, что описание эмоций может отличаться не только от автора к автору, но тем более от одного произведения писателя к другому.
В И. Шаховский выделяет три фактора, определяющих специфику эмоционального содержания художественного:
- Национальные и культурные особенности языка, на котором написано произведение;
- Особенности эмоционального стиля конкретного писателя;
- Жанр, сюжет, тема анализируемого произведения [8, 53].
Конечно, первенство устной речи в выражении эмоций неоспоримо, поэтому, рассуждая о возникновении человеческого языка и устно-поэтического творчества, Н. Ф. Алефиренко отмечает: «Воображение поразила способность звуковой речи выражать мысли, воздействовать на чувства» [2, 18]. О. В. Александрова также говорит, что «человеческое мышление, осуществляемое на основе языка, формируется в речи, речь — как известно, а речевая деятельность и речевое образование — текстовая форма (устная и письменная)» [1, 7].
Сегодня в лингвистике стоит проблема соотнесения лексиконов эмоций в разных языках мира. Кэрролл Э. Изард, например, утверждает, что фундаментальные эмоции имеют одинаковые выражения и эмпирические характеристики в разных обществах на всех континентах земного шара [4]. С физиологической или социально-психологической точки зрения это утверждение более чем верно.
Интонационные характеристики и невербальное сопровождение устной речи также могут совпадать у представителей разных обществ, например, использование тонких высказываний и поднятие бровей как выражение удивления. Однако для изображения эмоций в письменной речи доступны лишь ограниченные средства.
Поэтому часто невозможно использовать просодические компоненты для выражения эмоций, заставляя автора компенсировать их с помощью эмотивной лексики или аффективов, фразеологизмов или создавать необходимый эффект средствами синтаксического или фонетического уровней. Стоит отметить, что большую роль в выражении эмоций ученые отводят междометиям. Очевидным образом все то множество смыслов, которые могут передать междометия, очень разнородно и делятся на множество оттенков. В это же время, это является и их отрицательной стороне, поскольку в художественных произведениях часто не представляется возможным распознать эмоцию за каким-либо конкретным междометием.
Эмоциональность имеет категориальный статус на разных уровнях языковой системы: на фонологическом уровне (в частности, через просодические элементы языка); на морфологическом уровне (прежде всего через словообразовательные элементы); на лексическом уровне (при наличии лексем с эмоциональной нагрузкой или через слова, приобретающие эмоциональное значение в контексте); на синтаксическом уровне (через особые типы предложений, а также через расположение слов в предложении и т. д.). Конечно, выражение эмоций в устной речи отличается от средств и выражения эмоциональности в письменной речи. Последнее, в свою очередь, позволяет выражать эмоции более тонко, в каком-то смысле более осознанно. Для решения вопросов реализации эмотивной функции в письменном тексте в научном сообществе сформировалась отдельная лингвистическая дисциплина, О. Е. Филимонова дает ей следующее определение: «Эмотиология текста — это исследование репрезентации эмоций. в тексте» [6, 8]. Несомненно, художественный текст представляет особый интерес для исследователей языка в эмоциональном плане.
Источник
Функции речи
В классической и современной психологической литературе мнения всех авторов сходятся в том, что речь человека имеет полифункциональный характер, т.е. выполняет не одну, а множество функций.
С.Л.Рубинштейн выделил две основные, главные функции речи – коммуникативную и сигнификативную [20].
Коммуникативная функция речи состоит в том, что речь является средством общения людей и «выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми» [22].
Для подробного изучения коммуникативной функции речи необходимо обратиться к понятию общения. Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга [1]. Структура общения включает следующие компоненты:
- Коммуникативная сторона общения – обмен информацией между людьми;
- Перцептивная сторона общения – восприятие и понимание людьми друг друга;
- Интерактивная сторона общения – взаимодействие и взаимовлияние людей.
В соответствии с компонентами структуры общения в рамках коммуникативной функции речи выделяют следующие составляющие, которые могут быть рассмотрены и как отдельные функции речи [5; 8; 22]:
- Информационный аспект коммуникативной функции речи (функция сообщения) проявляется в передаче информации и тесно связана с сигнификативной функцией речи, реализуясь в коммуникативной стороне общения.
- Выразительный аспект речи (функция выражения) позволяет передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения (информационному аспекту речи): «Живая человеческая речь не является только «чистой» формой абстрактного мышления; она не сводится лишь к совокупности значений. Она обычно выражает и эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит … Можно даже сказать, что чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам» [20, с.388]. Выразительный аспект коммуникативной функции речи соответствует перцептивной стороне общения.
- Волеизъявительный аспект коммуникативной функции речи (функция воздействия) связана с интерактивной стороной общения и заключается в оказании одним человеком влияния на мысли, эмоции, поведение другого: «с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или формируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо» [8, с.347].
Таким образом, речь служит обеспечению всесторонней реализации общения людей, выполняя коммуникативную функцию на уровнях сообщения, выражения и воздействия.
Вторая основная функция речи – сигнификативная (от англ. significate – обозначать) относится к внутренней психической деятельности [22] и заключается в способности давать названия, присваивать условные знаки предметам и явлениям. «Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим человеком. Можно предположить, что данная функция является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития» [8, с.348]. Сигнификативная функция позволяет речи «быть орудием мышления, подчинять и пронизывать собой все виды и формы мышления, переходить от подсознательных невербализованных процессов к осознанным. Именно в этом плане С.Л.Рубинштейн говорит о том, что речь коррелирует не только с мышлением, но и с сознанием в целом» [18, с.145]. Таким образом, сигнификативная функция речи проявляется в том, что речь является инструментом функционирования сознания человека.
Сигнификативная функция речи так же связана с описанным выше информационным аспектом коммуникативной функции речи (функцией сообщения): общение между людьми становится возможным при условии использования человеком, передающим информацию, и человеком или людьми, воспринимающими информацию, одного и того же языка, т.е. одних и тех условных обозначений для определенных предметов и явлений. Только в таком случае возможно взаимопонимание людей.
С.Л.Рубинштейн подчеркивает, что коммуникативная и сигнификативная функции речи выступают в неразрывном единстве: «речь выполняет свою функцию сообщения на основе ее смысловой, семантической, обозначающей функции. Но не в меньшей, а в еще большей степени и обратно – семантическая функция обозначения формируется на основе коммуникативной функции речи. … из употребления слова мы устанавливаем все более точно его значение, сначала мало осознанное, по тому значению, в каком оно понимается другими. Понимание является одним из конституирующих моментов речи. … Две основные функции речи — коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой. Социальный характер речи как средства общения и ее обозначающий характер неразрывно связаны между собой. В речи в единстве и внутреннем взаимопроникновении представлены общественная природа человека и свойственная ему сознательность» [20, с.387].
Некоторые авторы среди функций речи отдельно рассматривают так же функцию обобщения, которая «связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков» [22]. Однако, вероятно, функцию обобщения следует рассматривать скорее как функцию языка, на которой базируется сигнификативная функция речи, т.к. именно обобщение лежит в основе обозначения групп предметов и явлений, принадлежащих к одному и тому же классу, одними и теми же условными знаками.
На наш взгляд, существуют основания для отдельного рассмотрения эмоциональной (экспрессивной) функции речи, или функции выражения, которую большинство авторов, как уже упоминалось выше, выделяют как один из аспектов коммуникативной функции.
Во-первых, данная функция речи принадлежит к генетически первичным функциям и проявляется до овладения человека языком: «Эта функция появляется уже у новорожденного ребенка в его первом крике, в котором с помощью аппаратурного анализа была зафиксирована интонация недовольства и протеста» [18, с.144]. «При афатических расстройствах она дольше всего сохраняется. Когда при афатических заболеваниях генетически более поздняя и более высокая по своему уровню «интеллектуальная» речь расстроена, эмоциональные компоненты речи, «эмоциональная» речь иногда сохраняется» [20]. Следовательно, эмоциональная функция речи может быть реализована до овладения языком и вне сознательной деятельности, т.е. экспрессивная функция речи может существовать отдельно от сигнификативной ее функции.
Во-вторых, «большую роль в регулировании экспрессивной функции играют самоконтроль, наблюдение за самим собой, своим голосом, речью. … Крайности в проявлении экспрессивной функции обычно не соответствуют социальным нормам» [18, с.144]. Это свидетельствует о том, что эмоциональная функция речи не служит одним только целям общения, напротив, в целях общения люди иногда могут ограничивать проявления данной функции речи.
Кроме того, в клинической психологии изучается явление так называемой алекситимии (в буквальном переводе «без слов для чувств», т.е. отсутствие слов для описания чувств) – неспособности некоторых людей к осознанию и выражению своих чувств. Согласно результатам клинических исследований, алекситимия приводит к возникновению психосоматических заболеваний [23], т.е. является нарушением, отклонением от нормы.
Вероятно, перечисленные факты говорят в пользу того, что экспрессивная функция речи играет свою собственную важную роль, которая может быть не связана ни с общением, ни с деятельностью когнитивных процессов, что и позволяет рассматривать данную функцию отдельно от коммуникативной и сигнификативной функций речи.
Таким образом, согласно результатам проведенного теоретического анализа, речь человека служит для реализации следующих функций:
- Коммуникативная функция (речь является основным средством общения людей);
- Сигнификативная функция (речь является средством деятельности когнитивных психических процессов и носителем их результатов);
- Экспрессивная функция (речь является средством выражения эмоций и чувств).
Источник