Васютка чувствовал как стынет взмокшая от пота одежда синтаксический разбор

выделите грамматическую основу. Раставьте знаки препинания . Сделайте схемы предложений.

1 — григорий афанасьевич обошёл вокруг избушки зачем то потрогал рукой углы и полез на чердак подправил съехавшие в сторону пластишины корья на крыше .

2 — васютка чувствовал как стынет взмокшая от пота одежда.

3 — Мальчик напряжённо вглядывается и начинает различать вздетые к небу не то руки не то лапы.

4- солнце пошло на закат когда васютка заметил среди однообразного мха тощие стебли травы.

5 — Медленно спустился васютка с дерева задумался да так и просидел с полчаса.

1 — Григорий Афанасьевич обошёл вокруг избушки, зачем то потрогал рукой углы и полез на чердак, подправил съехавшие в сторону пластишины корья на крыше . (григорий афанасьевич -подлеж.; обошёл, потрогал, полез, подправил-сказуемые) [ — (=),(=) и (=),(=)].

2 — васютка (подл) чувствовал (сказ), как (союз) стынет (сказ) взмокшая от пота одежда (подл). [ — =],(как.. = — ). -СПП

3 — Мальчик (подл) напряжённо вглядывается (сказ) и начинает+различать (сложное глагольное сказуемое) вздетые к небу не то руки (дополн. — —), не то лапы (дополн. — —). [ — (=) и (=) не то (- -), не то (- -)].

4- солнце (подл) пошло (сказ) на закат, когда (союз) васютка (подл) заметил (сказ) среди однообразного мха тощие стебли травы. [ — = ], когда? [когда.. -=]. — СПП

5 — Медленно спустился (сказ) васютка (подл) с дерева, задумался (сказ), да так и просидел (сказ) с полчаса.
[ (=) — ,(=),(=)].

Источник

Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 класса (В.П.Астафьев «Васюткино озеро»)
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Карточки предназначены не только для обучающихся 5 класса. Такие карточки можно раздавать и в 6 — 7 классах. В 5 классе по программе В.Я. Коровиной изучается произведение В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Предложения для разбора именно из этого произведения. Важно ещё в 5 классе научить детей различать простые предложения с однородными членами от сложных предложений.

Скачать:

Вложение Размер
didakticheskiy_material.docx 20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 класса

(В.П. Астафьев «Васюткино озеро»)

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Заспались рыбаки рассолодели от безделья даже шутить перестали.

2. Кедровка перестала кричать неторопливо ощипалась задрала голову и по лесу снова понеслось её скрипучее «кра!»

3. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку.

4. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу и она растворялась в них.

5. Васютка выбрал посуше место натаскал дров развёл огонь.

Выделите грамматические основы предложений. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Рыбаки ужинали курили щёлкали орехи рассказывали были и небылицы.

2. Он много раз слышал от охотников страшные рассказы о том, как блуждают люди в лесу.

3. Из уголков мешка он выковырял щепотку грязных кристалликов раздавил их на прикладе ружья и через силу улыбнулся.

4. Туман росою пал на деревья на землю мелкая пыль искрилась всюду.

5. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Григорий Афанасьевич обошёл вокруг избушки зачем-то потрогал рукой углы и полез на чердак подправил съехавшие в сторону пластишины корья на крыше. (Пластишины корья, пласты корья – слои или пласты содранной с деревьев коры, которыми покрыта крыша избушки)

2. Васютка чувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.

3. Мальчик напряжённо вглядывается и начинает различать вздетые к небу не то руки не то лапы.

4. Солнце пошло на закат когда Васютка заметил среди однообразного мха тощие стебли травы.

5. Медленно спустился Васютка с дерева задумался да так и просидел с полчаса.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Васютка поел полистал учебники оборвал листок календаря с радостью отметил что до первого сентября осталось всего девять дней.

2. Васютка уже несколько раз менял направление высыпал из мешка шишки и шагал шагал…

3. Васютка ещё некоторое время стоит неподвижно потом медленно опускает ружьё и облизывает пересохшие губы.

4. Васютка заволновался трава растёт обычно вблизи больших водоёмов.

5. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача искрошил мелко сучки сложил всё в кучу и поджёг.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Между деревьями зашарахались тени темнота отступила подальше.

2. Васютка лёг на живот отгрёб рукой зелёную кашицу ряски и жадно припал губами к воде.

3. Потом он сел усталым движением снял мешок начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался.

4. Лицо и руки жалила крапива но Васютка не обращал внимание на это внимания.

5. Васютка пал на четвереньки затявкал, подражая собаке, и стал осторожно продвигаться вперёд.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Небо уже потемнело в лес опускались сумерки.

2. Васютка ощипал уток зарыл их в горячие угли костра лёг на пихтовые ветки и начал щёлкать орехи.

3. Устал Васютка за день но сон не шёл.

4.Когда туман растворился перед мальчиком открылось большое, мало заросшее озеро.

5. Васютка бросился вперёд упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду шлёпать по ней руками окунать в неё лицо.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Мальчик знал эти фокусы тайги гудок всегда откликается на ближнем водоёме.

2. Васютка погрел ноги высушил сапоги и портянки оторвал от кальсон тесёмки и повязал ими державшуюся на трёх гвоздях подошву правого сапога.

3. Осталось две спички кончались и Васюткины силы.

4. С берега поднялись стаи белых чаек и с недовольными криками закружились над рекой.

5. Григорий Афанасьевич прижал лицо сына к животу и легонько похлопал по спине.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Мчались куда-то мохнатые тучи шумел и качался лес в небе раздавались тревожные крики птиц.

2. На Васюткины сапоги налипли комья грязи он устал вспотел и нет-нет да и переходил на рысь.

3. Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер.

4. Васютка снял прохудившиеся сапоги размотал грязные портянки.

5. Взметнулись искры высоко поднялось пламя.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Тут же опомнился схватил свои манатки побежал по берегу навстречу боту.

2. На боте послышались голоса и мотор, будто ему сунули в горло паклю, заработал глуше.

3. Раздался звонок из выхлопной трубы вылетел клуб огня.

4. Мотор затарахтел с прежней силой бот подрабатывал к берегу.

5. Но Васютка никак не мог этому поверить и выпалил последний патрон.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Рыбаки чинили неводы конопатили лодки изготовляли якорницы вязали смолили.

2. Ходит себе по лесу один напевает иногда из ружья пальнёт

3. Когда он очнулся на лес уже опускалась темнота, смешанная с дождём.

4. Лежит Васютка на топчане разомлевший а мать и дедушка хлопочут возле простуду из него выгоняют.

5. Сделает человек зарубку на одном дереве отойдёт немного ещё топором тюкнет потом ещё.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Далеко ушли рыбаки в низовья Енисея и наконец остановились.

2. Мальчик расцарапал себе лицо порвал телогрейку но ничего этого не замечал.

3. Когда она увидела спускавшегося по трапу оборванного Васютку ноги её подкосились.

4. Мать натёрла его спиртом дедушка напарил каких-то, как полынь, корней и заставил пить это зелье.

5. Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Он перенёс в сторону костёр убрал все угольки набросал веток с хвоей мху и лёг, накрывшись телогрейкой.

2. Васютка отстал от отца подождал лодку которую тянули бечевой рыбаки.

3. По снегу колхозники забросили туда рыбную тару соль сети и открыли постоянный промысел.

4. Мать хотела ещё что-то сказать но на улице залаял Дружок.

5. Высютка высунул голову из-под одеяла выжидательно и робко следил за отцом.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Заросли сошли на нет и вместо них появились высокие обрывистые берега.

2. Васютка встал поёжился раскопал уток раздул угольки.

3. Когда костёр разгорелся он прогрел спину потом отрезал кусочек хлеба взял одну утку и принялся торопливо есть.

4. Он вздрогнул от неожиданности и тут же увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу.

5. Только слышались с озера громкие и частые шлепки это играла и кормилась рыба.

Источник

Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 класса (В.П. Астафьев «Васюткино озеро»)

Содержимое публикации

Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 класса

(В.П. Астафьев «Васюткино озеро»)

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Заспались рыбаки рассолодели от безделья даже шутить перестали.

2. Кедровка перестала кричать неторопливо ощипалась задрала голову и по лесу снова понеслось её скрипучее «кра!»

3. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку.

4. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу и она растворялась в них.

5. Васютка выбрал посуше место натаскал дров развёл огонь.

Выделите грамматические основы предложений. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Рыбаки ужинали курили щёлкали орехи рассказывали были и небылицы.

2. Он много раз слышал от охотников страшные рассказы о том, как блуждают люди в лесу.

3. Из уголков мешка он выковырял щепотку грязных кристалликов раздавил их на прикладе ружья и через силу улыбнулся.

4. Туман росою пал на деревья на землю мелкая пыль искрилась всюду.

5. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Григорий Афанасьевич обошёл вокруг избушки зачем-то потрогал рукой углы и полез на чердак подправил съехавшие в сторону пластишины корья на крыше.(Пластишины корья, пласты корья – слои или пласты содранной с деревьев коры, которыми покрыта крыша избушки)

2. Васютка чувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.

3. Мальчик напряжённо вглядывается и начинает различать вздетые к небу не то руки не то лапы.

4. Солнце пошло на закат когда Васютка заметил среди однообразного мха тощие стебли травы.

5. Медленно спустился Васютка с дерева задумался да так и просидел с полчаса.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Васютка поел полистал учебники оборвал листок календаря с радостью отметил что до первого сентября осталось всего девять дней.

2. Васютка уже несколько раз менял направление высыпал из мешка шишки и шагал шагал…

3. Васютка ещё некоторое время стоит неподвижно потом медленно опускает ружьё и облизывает пересохшие губы.

4. Васютка заволновался трава растёт обычно вблизи больших водоёмов.

5. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача искрошил мелко сучки сложил всё в кучу и поджёг.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Между деревьями зашарахались тени темнота отступила подальше.

2. Васютка лёг на живот отгрёб рукой зелёную кашицу ряски и жадно припал губами к воде.

3. Потом он сел усталым движением снял мешок начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался.

4. Лицо и руки жалила крапива но Васютка не обращал внимание на это внимания.

5. Васютка пал на четвереньки затявкал, подражая собаке, и стал осторожно продвигаться вперёд.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Небо уже потемнело в лес опускались сумерки.

2. Васютка ощипал уток зарыл их в горячие угли костра лёг на пихтовые ветки и начал щёлкать орехи.

3. Устал Васютка за день но сон не шёл.

4.Когда туман растворился перед мальчиком открылось большое, мало заросшее озеро.

5. Васютка бросился вперёд упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду шлёпать по ней руками окунать в неё лицо.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Мальчик знал эти фокусы тайги гудок всегда откликается на ближнем водоёме.

2. Васютка погрел ноги высушил сапоги и портянки оторвал от кальсон тесёмки и повязал ими державшуюся на трёх гвоздях подошву правого сапога.

3. Осталось две спички кончались и Васюткины силы.

4. С берега поднялись стаи белых чаек и с недовольными криками закружились над рекой.

5. Григорий Афанасьевич прижал лицо сына к животу и легонько похлопал по спине.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Мчались куда-то мохнатые тучи шумел и качался лес в небе раздавались тревожные крики птиц.

2. На Васюткины сапоги налипли комья грязи он устал вспотел и нет-нет да и переходил на рысь.

3. Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер.

4. Васютка снял прохудившиеся сапоги размотал грязные портянки.

5. Взметнулись искры высоко поднялось пламя.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Тут же опомнился схватил свои манатки побежал по берегу навстречу боту.

2. На боте послышались голоса и мотор, будто ему сунули в горло паклю, заработал глуше.

3. Раздался звонок из выхлопной трубы вылетел клуб огня.

4. Мотор затарахтел с прежней силой бот подрабатывал к берегу.

5. Но Васютка никак не мог этому поверить и выпалил последний патрон.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Рыбаки чинили неводы конопатили лодки изготовляли якорницы вязали смолили.

2. Ходит себе по лесу один напевает иногда из ружья пальнёт

3. Когда он очнулся на лес уже опускалась темнота, смешанная с дождём.

4. Лежит Васютка на топчане разомлевший а мать и дедушка хлопочут возле простуду из него выгоняют.

5. Сделает человек зарубку на одном дереве отойдёт немного ещё топором тюкнет потом ещё.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Далеко ушли рыбаки в низовья Енисея и наконец остановились.

2. Мальчик расцарапал себе лицо порвал телогрейку но ничего этого не замечал.

3. Когда она увидела спускавшегося по трапу оборванного Васютку ноги её подкосились.

4. Мать натёрла его спиртом дедушка напарил каких-то, как полынь, корней и заставил пить это зелье.

5. Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Он перенёс в сторону костёр убрал все угольки набросал веток с хвоей мху и лёг, накрывшись телогрейкой.

2. Васютка отстал от отца подождал лодку которую тянули бечевой рыбаки.

3. По снегу колхозники забросили туда рыбную тару соль сети и открыли постоянный промысел.

4. Мать хотела ещё что-то сказать но на улице залаял Дружок.

5. Высютка высунул голову из-под одеяла выжидательно и робко следил за отцом.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Заросли сошли на нет и вместо них появились высокие обрывистые берега.

2. Васютка встал поёжился раскопал уток раздул угольки.

3. Когда костёр разгорелся он прогрел спину потом отрезал кусочек хлеба взял одну утку и принялся торопливо есть.

4. Он вздрогнул от неожиданности и тут же увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу.

5. Только слышались с озера громкие и частые шлепки это играла и кормилась рыба.

Источник

Читайте также:  Какие есть гормоны стресса
Оцените статью