Ваши предложения для улучшения эмоциональной атмосферы школы

Памятка для учителя «Как улучшить психологический климат в классе»

Предоставлены практические упражнения для сплочения классного коллектива, а также рекомендации учителю по созданию в коллективе благоприятного психологического климата.

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka_uchitelyu_kak_uluchshit_psihologicheskiy_klimat_v_klasse.docx 939 КБ

Предварительный просмотр:

Советы учителю: «Как улучшить психологический климат в классе».

Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности учебно-воспитательной работы в классе. Психологический климат в классе зависит не только от классного руководителя, учителя, на него влияют организация учебной деятельности, качество учебников, питание, здоровье учащихся, их обучаемость и способности. Существуют не менее важные стороны жизнедеятельности класса, его психологического климата, которые почти целиком определяются руководителем. Организация общих коллективных дел, совместных переживаний:

  • Коллективные поздравления с днем рождения учащихся; выражение искреннего сочувствия от имени класса в дни печальных событий, болезни, неудачи; совместные поездки-экскурсии по памятным местам, походы; совместное посещение концертов, спектаклей; совместное проведение праздничных дней.
  • Умение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимися. Верный сигнал вашей доброжелательности — добрая улыбка, приветливость. К доверию располагает, если вы не подчеркиваете разницы в социальном статусе, возрасте между собой и учеником, высказываете свои соображения доброжелательно, в форме совета, умеете внимательно и заинтересованно слушать учащихся.
  • Учитывайте индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.
  • Умейте выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения.
  • Сохраняйте « секреты », доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
  • Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.
  • Старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.
  • Критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям. Старайтесь отчитывать наедине, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство.

Упражнения, способствующие сплочению коллектива:

1. Упражнение «Опасность»

Цель : сплочение коллектива.

Инструкция: Все прогуливаются по комнате, и кто-то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. « Внимание! На нас напали пещерные львы! (или что-либо другое) ».

После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: « Дадим отпор пещерным львам (или др.) ». Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.

2. Упражнение «Солнце светит для тех, кто. »

Цель : развитие чувства сплоченности.

Инструкция : Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.

Цель стоящего в центре – снова получить стул, на который можно сесть.

Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.

Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: « Солнце светит для каждого, кто. ». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: « Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы ». Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. ( « Солнце светит для каждого, кто. любит проводить отпуск на море. терпеть не может курильщиков. питается по-вегетариански. ») Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях.

Играйте до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность получить в сжатые сроки богатейшую информацию.

3. Упражнение «Вавилонская башня»

Цель : используется в тренингах командообразования.

Инструкция : Индивидуальные задания кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, « Башня должна иметь 10 этажей » – листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: « Вся башня имеет коричневый контур » – это задание для следующего участника. « Над башней развивается синий флаг », « В башне всего 6 окон » и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню.

4. Упражнение «Молчанка»

Цел ь : развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Инструкция : Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

5. Упражнение «Испорченный видеомагнитофон».
Цель: Создание теплой атмосферы между участниками, снятие барьеров в общении.
Инструкция: Группа сидит в кругу с закрытыми глазами. Кто-то, прикасаясь к соседу (допустим, справа), старается этим прикосновением выразить какое-то чувство. Участник, который получил это чувство старается передать его дальше по кругу. При этом он не обязательно повторяет то, как к нему прикасался предыдущий партнер. Он своим прикосновением к следующему участнику старается, как можно точнее передать именно то чувство, которое он почувствовал. В конце концов, чувство возвращается к его пославшему школьнику.
Затем обсуждается, что почувствовал каждый участник, как старался это передать.

Цель : Помогает настроиться на работу в группе. Каждый может избавиться от тех непродуктивных настроений, с которыми он пришел в класс.

Инструкция: все участники тренинга садятся в круг и смотрят на ведущего, который придает своему лицу особое выражение.

Ведущий медленно поворачивается к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение его лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он «передает» своему соседу слева. Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и «передаем» его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.

7. Упражнение «Поиск сходства »

Цель : Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.

Инструкция : Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

8. Упражнение «Дом»

Цель : осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Инструкция : участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Источник

Как улучшить психологический климат в классе
консультация на тему

Данные рекомендации помогут улучшить психологическую атмосферу в классе, помогут учителю посмотреть на свой стиль общения с учащимися

Скачать:

Вложение Размер
blagopriyatnyy_klimat.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как улучшить психологический климат в классе

Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности учебно – воспитательной работы в классе. Психологический климат зависит не только от классного руководителя, учителя, на него влияют организация учебной деятельности, качество учебников, питание и здоровье учащихся, их обучаемость и способности. Существуют не менее важные стороны жизнедеятельности класса, его психологического климата, которые почти целиком определяются руководителем.

  1. Организация общих коллективных дел, совместных переживаний: коллективные поздравления с днем рождения; выражение искреннего сочувствия в дни неудачи, болезни; совместные поездки – экскурсии, походы; совместное посещение театров, музеев; совместное проведение праздничных дней.
  2. Умение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимся:
  • Верный сигнал Вашей доброжелательности – добрая улыбка, приветливость. К доверию располагает, если Вы не подчеркиваете разницы в социальном статусе, возрасте между собой и учеником, высказываете свои соображения доброжелательно, в форме совета, умеете внимательно и заинтересованно слушать учащихся.
  • Учитывайте индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к Вам.
  • Умейте выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникших в результате каких – либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
  • Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что Вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.
  • Старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же детей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отнощению к ним всего класса.
  • Критика по форме и по содержанию должна исходить из уважительного отношения. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что Вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.

Климат называют благоприятным, если в группе царят атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности; если члены группы готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело; если в группе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается, как к члену группы, за ним признается право принятия значимых для группы решений.

Каждый ребенок в группе с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Преобладающее настороение можно определить музыкальным термином «мажор».

В группе с благоприятным климатом отношения таковы, что, совершив ошибку, личность не перестает чувствовать себя принятой, значимой для других. Ученики не боятся проявить себя, не боятся задать вопрос учителю, не боятся быть осмеянными в случае ошибки, в такой группе сформировано ценностное отношение к делу, истине, человеку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе .

Что способствует созданию благоприятного социально — психологического климата в классе? Как добиться того,чтобы каждый ученик в коллективе чувствовал себя комфортно? .

В работе говорится о трудностях, с которыми встречаются ученики 1-х классов в период адаптации, раскрываются приемы и методы работы учителя по созданию психологического климата и формированию уч.

Можно использовать в работе классных руководителей начальных классов, студентам педагогических колледжей и университетов .

Диагностики оценки психологического климата в классе для разных возростов.

Анкета для родителей «Психологический климат в классе».

Рекомендации по определению психологического климата в классе.

Источник

Интерактивные формы и методы по созданию благоприятного психоэмоционального климата в школьном (классном) коллективе

Анастасия Терещенко
Интерактивные формы и методы по созданию благоприятного психоэмоционального климата в школьном (классном) коллективе

Важным показателем опытного педагога, в настоящее время, является то, что он умеет создать благоприятную атмосферу в ученическом коллективе.

Поэтому сейчас одной из главных задач воспитательного процесса – правильная организация жизнедеятельности класса, так как сплоченность в коллективе помогает получить опыт межличностного общения, группового взаимодействия, ответственности.

Таким образом, психологический климат — это эмоциональная окраска психологических связей классного коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса, относительно стабильный и характерный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

Социально-психологический климат имеет 3 зоны:

— социальный климат. Этой зоной определяется, насколько осознаны участниками классного коллектива цели и задачи, контролируется соблюдение прав и обязанностей;

— моральный климат. Этой зоной определяется, какие моральные ценности приняты классом;

психологический климат. Этой зоной определяются отношения, которые складываются при взаимодействии друг с другом.

Для того, чтобы понять, какие интерактивные формы и методы можно реализовать для поддержания благоприятного климата, необходимо проанализировать характеристики благоприятного и неблагоприятного психологического климата, также, установить, какими качествами должен обладать современный педагог для создания благоприятного климата в классе.

Характеристики благоприятного психологического климата:

1. Классу присущи бодрость, жизнерадостность, оптимизм, сотрудничество, взаимопомощь, доброжелательность; дети участвуют в совместных делах и мероприятиях, вместе проводят время на перерывах и вне школы; преобладает одобрение и поддержка.

2. Для класса характерно уважительное отношения ко всем учащимся, всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

3. В классе ценятся ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

4. Ученики всегда активные, энергичные, добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание.

Характеристики неблагоприятного психологического климата:

1. Класс почти всегда пребывает в подавленном настроении, учащиеся пессимистичны, конфликтны, агрессивны, присутствует соперничество; коллектив отрицательно реагирует на близкие отношения друг с другом; нет норм справедливости и равенства во взаимоотношениях; призрение, насмешки, враждебность.

2. Ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие не приветствуются.

3. Некоторые учащиеся стараются отделиться, отстраниться от других.

4. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными других, некоторые учащиеся испытывают нездоровую зависть или злорадство.

5. Возникают конфликтные группировки.

6. Классный коллектив не сплочен.

Современный педагог должен обладать:

— знаниями об индивидуальных особенностях учащихся;

— знаниями в области процессов общения;

— знаниями об оптимальных методах обучения;

— обладать такими личностными качествами как открытость, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность;

— иметь хорошую теоретическую и методическую базу для работы с учащимися.

Исходя из наблюдений за классными коллективами, где зачастую присутствует неблагоприятный психоэмоциольный климат, используются интерактивные формы и методы работы, как с педагогами, так и с учащимися, для восстановления социально-психологического климата в классе.

Интерактивным обучением можно назвать форму организации познавательной деятельности, способ познания, который осуществляется в форме совместной деятельности учащихся, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

Таким образом, интерактивное обучение становится формой многосторонней коммуникации.

Также встречаются и трудности в применении интерактивных методовв образовательном процессе:

— незнание содержания метода;

— неумение применять его на практике;

— непонимание места метода в структуре занятия;

— некоторые педагоги считают, что интерактивные методы не эффективны в процессе обучения.

Важность интерактивныхзанятий для учащихся прослеживается в:

— проявлении интереса;

— поощрении активного участия каждого ученика в ходе занятия;

— разбор чувств каждого участника занятия;

— осуществления обратной связи;

— умении учащихся выражать свои мнения;

формировании жизненных навыков;

— происходящих поведенческих изменениях.

Концепция интерактивногообучения предусматривает несколько моделей обучения:

1) пассивную — учащийся выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);

2) активную — учащийся выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивную – равноправное партнерство. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем.

Существует множество форм и методов интерактивного обучения для создания, поддержания благоприятного психоэмоциаонального климата в классном коллективе.Перечислим некоторые из них:

1 Бинарная лекция (лекция–диалог) – предполагает изложение материала в форме диалога.

2 Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.

3 Вебинар – это «виртуальное» занятие, организованный посредством Интернет-технологий.

4 Видео-лекция. Сокращённая лекция, дополненная схемами, таблицами, фотографиями и видеофрагментами, иллюстрирующими подаваемый в лекции материал. Серия таких лекций хорошо подходит для дистанционного обучения.

5 Групповая дискуссия. Для проведения такой дискуссии все учащиеся, присутствующие на занятии, делятся на подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия.

6 Дебаты. Это чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам.

7 Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий методом поиска новых способов ее выполнения.

8 Дискуссией можно назвать ледование или разбор. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации, сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы.

9 Имитационные игры. Они также называются «микромиры» – представляют собой «тренажеры», которые развивают системное мышление, навыки принятия решений.

10 Кейс-метод, так называемый, усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Метод кейсов – изучение, анализ и принятие решений по ситуации (проблеме, которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в тот или иной момент времени. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в ней и предложить решения и выбрать лучшее из них.

11 Коллективное решение творческих задач. Это такие учебные задания, которые требуют от учащихсяне простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

12 Коучинг (Тренинг). Коучинг – раскрытие потенциала учащегося с целью максимального повышения его эффективности; искусство создания среды, которая облегчает движение ученика к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение; система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата. Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в профессиональном общении.

13 Круглый стол. Один из способов организации обсуждения некоторого вопроса.Этот способ характеризуется следующими особенностями:

— все участники круглого стола выступают в роли пропонентов, т. е. должны

выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников.У пропонента две задачи: добиться, чтобы оппоненты поняли его и поверили.

14 Методика «Дерево решений». Использование методики «дерево решений» позволяет овладеть навыками выбора подходящего варианта решения, действия и т. п. Построение «дерева решений» – практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. На этапе предложения вариантов, и на этапе их оценки возможно использование метода мозгового штурма.

15 Метод «Мозгового штурма» – это метод, при котором принимается любойответ обучающегося на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговой штурм» – это простой способ генерирования идей для разрешения проблемы. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.

16 Работа в малых группах. Это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки межличностного общения.

17 Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы ролей в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.

18 Творческое задание является содержанием любой интерактивной формы проведения занятия. Выполнение творческого задания требует от ученика воспроизведения полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем. Например, подборка примеров, подборка материала по определенной ситуации, участие в ролевой (ситуационной) игре.

Исходя из всех перечисленных форм и методов, можно сделать вывод о том, все интерактивное обучение способствует формированию не только психологического климата в классе, но и развитию всевозможных познавательных процессов у учащихся.

Психологический климат играет важную роль для развития личности ребенка, что говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.

Подготовила: педагог-психолог Государственного учреждения образования «Средняя школа № 22 г. Гомеля» Терещенко Анастасия Витальевна.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Фотоотчет о классном часе «Урок доброты» для учащихся 2 класса Цель: сформировать у учащихся представление о празднике «День Победы», в том числе, о величии бессмертного, героического подвига юных патриотов.

Конспект родительского собрания в ДОУ на тему «Создание безопасного климата в семье» Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни и важности благоприятного психологического климата.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Полезные советы для благоприятного цветения огорода на окне «Витаминный оазис» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию: «Полезные советы для благоприятного цветения огорода на окне «Витаминный оазис». 1. Сейте.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Источник

Читайте также:  Управление эмоциональной сферой личности
Оцените статью