Отметьте предложения, в которых есть ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов.
1) Отчающимся похудеть. Хочешь похудеть и иметь спортивный вид? Обратись к специалисту.
2) Приятно смотреть на чистый голубой ковер разросшихся у ручья незабудок.
3) Мы не спорили с кассирами, выдающими зарплату.
4) Большое место занимают интервью с выдающими людьми.
5) Не нашлось голоса, просившего бы у президента, кто же этот приказ отдавал.
Укажите предложения, в которых нарушены синтаксические нормы.
1) Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана.
2) Следует больше внимания уделять изучению русского языка.
3) В дискуссии участвовало много ученых.
4) Работу нужно закончить к пятому апреля.
5) В этом человеке чувствовалась уверенность в себя.
Определите характер ошибок, допущенных в сложных предложениях.
А. Объединение в однородный ряд различных синтаксических элементов предложения.
Б. Перегруженность придаточными предложениями.
В. Неправильное употребление союзов и союзных слов.
Г. Отсутствие необходимого в письменной речи местоимения в главном предложении.
Д. Смешение прямой и косвенной речи.
1) В минувшую субботу для родителей, у кого дети — дошкольники, состоялась лекция.
2) На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость.
3) На собрании шла речь о том, чтобы успехи, которых мы достигли, не кружили бы голову людям, которые у нас работают.
4) Докладчик обратил внимание, что количество правонарушений в минувшем году возросло.
5) Во-первых, утверждает полковник, его машина так и не была объявлена в розыск. Во-вторых, после заявления об обнаружении пропавшего автомобиля никуда я его не отгонял.
Вариант 2
Отметьте неверные высказывания.
1) Выбор падежной формы управляемого слова — это область синтаксической нормы.
2) Определение при существительном общего рода ставится в мужском роде независимо от того, лицо какого пола обозначено существительным.
3) На правах однородных членов не допускается сочетание существительного и неопределенной формы глагола.
4) Синтаксическая норма регламентирует образование форм слова.
5) Синтаксической ошибкой не считается нанизывание
падежей.
Отметьте предложения с неудачным или неверным порядком слов.
1) Ваше настроение поднимет слоеное тесто «Белла».
2) Я просил ее несколько раз произнести слово «трактор».
3) Ударение в русском языке может выполнять смыслоразличительную функцию.
4) Я с удовольствием читаю книги зарубежных авторов.
5) На этих лошадях скрылись преступники, следы которых ведут в Чечню.
Отметьте ошибки в согласовании главных членов предложения.
1) Лучшие десять работ отмечены премиями.
2) Пришли множество журналистов.
3) ФСБ заявила протест, а ЦРУ промолчало.
4) Мария Арбатова — одна из участников женского движения.
5) Квартира-музей писателя был открыт после ремонта.
Отметьте ошибки в согласовании определений.
1) Наследство между родственниками поделено на три неравных части.
2) Я купила такую красивую юбку-брюки, которая снова вошла в моду.
3) Она еще неуверенно водит машину, ну абсолютный чайник.
4) Опытный учитель Костикова вела подготовительные курсы.
5) Не надо растить сына такой неженкой.
5. Укажите, какие вопросы соответствуют приведенным глаголам.
Б. За кого? За что?
6. Укажите, какие вопросы соответствуют приведенным прилагательным.
Г. Для кого? Для чего?
7. Укажите, какие вопросы соответствуют приведенным существительным.
Отметьте ошибки в управлении.
1) По приезду в город он встретился с друзьями.
2) Для повышения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные меры.
3) Он не испытывал никакого желания присутствовать на встрече.
4) Сколько время?
5) В городе открыта школа фигурного катания.
Отметьте ошибки в употреблении предложно-падежных форм.
1) Между них произошла ссора.
2) Я скучаю по вас.
3) Москва выстояла под натиском Наполеона.
4) Благодаря советникам президент принимает неправильные решения.
5) Она приехала с Москвы.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник
Согласование определений и приложений
Типичные ошибки в строе предложения
Трудности, связанные с порядком слов в предложении
Хотя в русском языке порядок слов считается свободным, в речи должны соблюдаться некоторые правила следования членов предложения (см. схему ниже). В нейтральном стиле на первом месте стоит подлежащее. Определительный оборот идёт непосредственно за определяемым словом; одиночное определение, если речь нейтральна, предшествует определяемому слову, если речь официальна — идет после него. Перед сказуемым может помещаться обстоятельство образа действия, после сказуемого – прямое дополнение (в винительном падеже без предлога или родительном падеже без предлога, если глагол с отрицанием), либо косвенное дополнение (существительное в любой предложно-падежной форме, кроме именит.-винительн. падежа), либо обстоятельство.
Упражнение 67. Сделайте синтаксический разбор предложений. Найдите ошибки в структуре высказываний, объясните их. Укажите правильный порядок слов.
1. У ворот часовые их остановили и потребовали паспорта. 2. Политологи ломают головы над новым составом правительства в гордом одиночестве. 3. Нефрит носят как средство от подагры в браслете. 4. Хаос на автодорогах и сотни аварий вызвали резкое похолодание и гололёд. 5. Ваше настроение поднимет тесто «Белла». 6. Бабушка в восемь лет отвезла Лермонтова на Кавказ для лечения.
Двусмысленность в предложении может возникнуть из-за
— неверной постановки союзного словакоторый (оно должно стоять сразу после существительного, которое заменяет),
— двойного подчинения местоимения (местоимение может заменять сразу два впереди стоящих существительных),
— неверной постановки простого (например, противительного или сопоставительного) или двухместного союза (например,не только…но и…, как…так и…).
Упражнение 68. Перестройте предложения. Устраните двусмысленность, возникающую из-за неверного порядка слов, некорректного употребления местоимений или союзов.
1.Главный герой уезжает в далекий город, который остается там работать. 2. Мой друг пошел в цирк: он скоро уезжает из нашего города. 3. Кучер Ионыча, когда он разбогател, стал очень толстым и важным. 4. Это сотая новинка для детей, производство которых освоено предприятиями нашего города. 5. Если после трехдневного содержания этих собак за ними не явятся их владельцы, последние подлежат уничтожению. 6. В новом помещении можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования. 7. Поздравляю вас от всей души и от себя лично.
Согласование сказуемого с подлежащим
Подлежащее и сказуемое
При подлежащем, выраженном собирательным существительным(большинство, меньшинство, число, часть, ряд и т.п.)и собирательными числительными(пятеро, четверо),сказуемое употребляется
— во множественном числе, если действие (или действия) одушевленных предметов было сознательным, активным Большинство депутатов проголосовали.Четверо рабочих остались на дежурстве;
— в единственном, если действие принадлежит неодушевленным предметам или является пассивным Большинство лампочек перегорело. Пятеро рабочих осталось без зарплаты.
Упражнение 59. Выберите правильную форму сказуемого. Выбор объясните.
1. Большинство писателей решительно отвергал… исправления редактора. 2. Часть абитуриентов оказал. сь выпускниками московских школ. 3. Большинство туристов решил. не дожидаться помощи. 4. Ряд важных проектов был. заморожен. 5. Большинство авторов, редакторов, корректоров, рецензентов изучил… эти документы. 6. Большинство редакторов получил… приказ, ознакомил…сь с его содержанием и сделал… необходимые выводы. 7. Большинство предметов лежал… в беспорядке. 8. Три телефона зазвонил… одновременно. 9. В душе его борол…сь два чувства – добра и зла. 10. Прошл… сто лет. 11. На ремонт ушл… семь банок краски.
Согласование определений и приложений
Определение и приложение
При существительных мужского рода, называющих женщин по профессии, определение ставится в мужском роде, а сказуемое (за исключением строгих официальных документов) — в женском:Молодой врач выписала рецепт.
Упражнение 60. Измените предложения так, чтобы в них речь шла о женщине.
1. Участковый терапевт вел прием. 2. Молодой кондуктор объявил остановку. З. Сосудистый хирург завершил операцию. 4. Занятия вел известный профессор. 5. Доклад подготовил ведущий научный сотрудник лаборатории. 6. Декан факультета объявил о сроках сессии. 7. Это был наш корреспондент Иванов.
Если наряду с названием профессии в мужском роде стоит имя собственное женского рода, то определение может иметь форму женского рода, если относится именно к лицу (подлежащему), и мужского рода, если относится к названию профессии (приложению):Молодой преподаватель А.А. Петрова; но: Преподаватель А.А. Петрова, молодая и перспективная.
Упражнение 61. Составьте предложения из данных словосочетаний, согласовав определение с приложением, а сказуемое с подлежащим.
Образец: Режиссер театра – Галина Волчек – сыграть много интересных ролей в кино. – Театральный режиссер Галина Волчек сыграла много интересных ролей в кино.
1. Кинорежиссер из Одессы – Кира Муратова – снять ряд интересных фильмов. 2. Композитор из Москвы – Ирина Грибулина – сочинить новые песни. 3. Физик из Польши – Мария Склодовская–Кюри – дважды получить Нобелевскую премию. 4. Тележурналист из Москвы – Светлана Сорокина – выступить в прессе.
Ошибки в управлении
Трудные случаи управления
Многие глаголы, существительные и предлоги требуют после себя определенного падежа зависимого слова:строительство (чего? – род. пад.) дома, строить (что? – вин. пад.) дом; благодаря (чему? – дат. пад.) погоде, из-за (чего? – род. пад.) погоды.
Упражнение 63. Исправьте ошибки, указав неверную и верную падежную форму управляемого слова. Проверьте себя по словарю в конце практикума.
1. Приведенные примеры говорят за возможность применения этого метода. 2. Летчик-космонавт был удостоен высокой наградой. 3. Вопреки советов врача больной отказался от госпитализации. 4. У меня нет таких тайн, о которых вы имеете в виду. 5. Согласно устава предприятия отдел был расформирован. 6. Он действовал наперекор обстоятельств. 7. Я охотно написал отзыв на эту блестящую работу. 8. Хочу попросить вас написать рецензию о вчерашнем спектакле. 9. Заведующий детского магазина подписал долгосрочный договор с фабрикой игрушек. 10. Сын всю неделю тосковал по вам. 11. Девочка вошла в автобус и оплатила за проезд. 12. Плата проезда была невелика.
При однородных членах, имеющих общее зависимое слово, но требующих разного падежного управления или разных предлогов, необходимо разбивать конструкцию, употребляя местоимение: Научная работа требует отбора и наблюдения за фактами — существительные стоят в однородном ряду (союз и), но требуют разного управления:Научная работа требует отбора (чего?) и наблюдения (за чем?) (факты). Следовательно, правильно будет сказать: Научная работа требует отбора фактов и наблюдения за ними.
Упражнение 64. Составьте словосочетания по образцу:
Образец: Подготовка и руководство (аспиранты). – Подготовка аспирантов и руководство ими.
1. Организовать и руководить группой студентов. 2. Проявить заботу и внимание о детях-сиротах. 3. Требуются деловые люди для организации и руководства бизнеса. 4. Рынок формирует у производителей заинтересованность и ответственность за конечные результаты. 5. Комитет самостоятельно образует и распоряжается внебюджетными средствами.
Источник