Вам предстоит публичное выступление какие способы помогут чувствовать себя увереннее во время речи

Как научиться говорить уверенно c кем угодно

Умение выступать перед аудиторией и делать это уверенно необходимо только известным спикерам, собирающим большие залы. Или нет? На самом деле данный навык важен и в повседневном общении. Он помогает улучшить отношения с окружающими и не только. Как обрести уверенность в речи и в себе?

То, что вы говорите, безусловно, важно. Вместе с тем важно и то, как вы говорите. Манера речи, ее тон, темп и ритм, а также ваша поза и жесты сообщают собеседникам массу информации. Уверенная речь творит чудеса: она помогает ее обладателю прежде всего поверить в себя, а кроме того, наладить качественные отношения с другими людьми, достичь поставленных целей и даже воплотить в реальность смелые мечты.

Научиться говорить уверенно — можно, это такой же навык, как и любой другой. О стратегиях и приемах, помогающих развить уверенность в обыденной речи и во время публичных выступлений, рассказывает специалист по персоналу Джордж Зиогас (George J. Ziogas).

Статья будет полезна тем, кто мечтает избавиться от страха публичных выступлений, добиться внимания аудитории и презентовать себя, а также свои проекты без тени сомнения.

Чтобы научиться говорить уверенно, не стоит пренебрегать общими советами: нужно часто практиковаться и все время анализировать ошибки, делая выводы. При этом важно использовать правильные методы.

Говорите медленно

Речь часто выдает волнение говорящего. Один из ярких индикаторов — слишком быстрая речь. Она не просто сообщает окружающим, что вы волнуетесь, а дает им понять, что вы не в силах себя контролировать.

В повседневной жизни отслеживайте скорость, с которой говорите, и корректируйте ее при необходимости. Так вы научитесь замечать, что начинаете тараторить, и контролировать это. Выступая перед большой аудиторией, старайтесь сохранить привычный для вас в спокойной обстановке темп речи. Это позволит слушателям расслабиться и создаст у них ощущение, что вы хотите наладить с ними контакт, а также почувствовать вашу уверенность. Кроме того, медленная речь даст вам больше времени на обдумывание следующих фраз.

Вступайте после паузы

Один из верных способов задеть собеседника или как минимум навести его на неприятные мысли в процессе общения — начинать говорить сразу после того, как он закончил очередную фразу. Это создает впечатление, что вы с нетерпением ждали своей очереди вступить и вряд ли вообще слушали другого человека.

Общаясь с людьми, выдерживайте паузу в одну-две секунды, после того как говоривший завершил высказывание, прежде чем ответить. Отсутствие спешки демонстрирует вашу уверенность и придает вашим репликам больше авторитета. Кроме того, данный пример заразителен: не торопитесь — и другие поведут себя так же.

Избегайте слов-паразитов

В нашу речь то и дело проникают слова, призванные заполнить пустоты. Периодически проскакивают разные «а», «да», «значит», «в общем» и т. д. Сами мы редко их замечаем. А вот собеседники замечают почти всегда и делают вывод, что вы не уверены в себе.

Надежный способ отловить у себя слова-паразиты — сделать аудиозапись во время общения с кем-то или публичного выступления. Если вы обнаружите, что невольно заполняете пустоты в речи такими словами, посчитайте, как часто это происходит, прослушав запись. Сосредоточьте усилия на том, чтобы избавиться от привычки. Услышав, как изо рта в очередной раз выскочило слово-паразит, замедлитесь или сделайте паузу.

Избавьтесь от расхожих фраз

В современной речи много вездесущих, но пустых по смыслу фраз, например: «извините», «я хочу сказать, что», «это мое мнение» и т. д. Большинство из них, помимо всего прочего, демонстрируют ваши сомнения. Используя такие фразы, вы словно извиняетесь за сказанное. И почему после этого люди должны продолжать вас слушать? Подобные высказывания обычно прорываются, когда вы нервничаете из-за реакции других людей на то, что сообщаете. Поэтому говорите, избегая подобных «извинений». Тогда вам не придется уточнять, что это ваше мнение. Которое, к слову, будет звучать весомо и авторитетно.

Добавьте речи авторитетности

Важную роль в трансляции уверенности слушателям играет интонация. Когда вы говорите, она не должна повышаться в конце предложения, если того не требует фраза. Когда ваш голос то и дело взлетает наверх, вы теряете авторитет, потому что звучите так, словно сомневаетесь в сказанном. Старайтесь делать прямо противоположное — слегка понижать интонацию в конце каждого предложения. Это добавит вашей речи уверенности.

Отрегулируйте громкость

Говорить громко, чтобы продемонстрировать уверенность, — распространенная ошибка. В действительности речь на повышенных тонах лишь заставляет слушателей сделать вывод, что вы их не уважаете. Кроме того, речь, походящая на крик, неприятна. Быть услышанным во время выступления, особенно перед большой аудиторией, помогают ритмическая организация речи и правильная высота интонации. Насколько хорошо вы управляете голосом, поможет понять анализ аудиозаписей ваших выступлений. Каждый раз делайте выводы и продолжайте практиковаться.

Читайте также:  Преданность это такое чувство

Делайте перерывы

Человека, говорящего монотонно, на одном дыхании, слушать утомительно и долго не получается. Чтобы друзья или большая аудитория не засыпали во время вашего выступления, а слушали вас с интересом, намеренно делайте перерывы в предложениях. Берите паузу примерно в середине коротких фраз и отделяйте паузами каждую треть более длинных предложений. Это привлечет внимание аудитории и нелишний раз подчеркнет вашу уверенность.

Используйте тишину

Умение находиться какое-то время в тишине, не заполняя ее ненужной болтовней или словами-паразитами, — признак подлинно уверенного спикера. Тренируйтесь использовать тишину в повседневном общении. Это поможет вам спокойно изложить свою точку зрения, а собеседнику даст возможность ее обдумать. То же произойдет и во время выступления перед большой аудиторией.

Стойте прямо

Помимо улыбки, на вашу речь влияет поза. Для уверенной речи необходима хорошая осанка. Когда вы стоите прямо, то можете дышать глубже, что позволяет вам контролировать тело и наблюдать за ритмом речи. Кроме того, с помощью положения тела легко обрести уверенность, даже когда ее нет.

Примите позу супергероя. Для этого встаньте прямо, держите голову высоко, ноги расставьте на ширину бедер и равномерно распределите вес. Поднимите грудь, отведите плечи назад и расслабьте их. Избегайте раскачиваний, расхаживаний или постукиваний — все это отвлекает слушателей от того, что вы говорите. Не забывайте тренироваться принимать позу супергероя, глядя в зеркало.

Жестикулируйте

Использование по ходу выступления различных жестов транслирует аудитории вашу энергию, уверенность и тепло. При этом движения руками должны быть целесообразны и связаны с тем, что вы говорите, а не отвлекать аудиторию или показывать, как вы нервничаете. Используйте жестикуляцию, чтобы дополнить сообщение. Потренируйтесь перед зеркалом, если хотите быть уверенными в том, что ваши движения окажутся уместными во время выступления.

Улыбайтесь

Заметив перед собой хмурые или пустые лица, улыбнитесь. Вы удивитесь, но слушатели быстро начнут улыбаться в ответ. Так вы не только поднимите им и себе настроение, но и продемонстрируете уверенность в том, что говорите, и покажетесь более спокойным и дружелюбным. Улыбка также повышает качество вашего голоса и помогает управлять интонацией и ритмом речи. Попробуйте улыбаться, говоря что-то перед зеркалом, и вы ощутите прилив уверенности.

Работайте с дыханием

Размеренная, полная достоинства речь требует спокойного глубокого дыхания. Не пытайтесь сказать все, что намереваетесь, на одном выдохе, чтобы потом судорожно вздохнуть. Тренируйтесь вдыхать так, чтобы все ваши легкие заполнялись воздухом, а нижние ребра расходились. Это сделает вдохи и выдохи длиннее. Попрактикуйтесь говорить в соответствии с комфортным для вас дыханием и посмотрите, как это повлияет на параметры вашей речи.

Расслабьте тело

Нервное напряжение в большей степени влияет на мышцы челюсти, шеи, гортани и плеч. Между тем именно эти мышцы отвечают за тон вашего голоса. Расслабить их просто необходимо, если вы хотите звучать уверенно. Начните с глубокого дыхания. На выдохе слегка откройте рот, расслабьте челюсть и выпустите воздух так, словно охаете. Покачайте руками из стороны в сторону, вытяните шею и подвигайте челюстью, чтобы убрать зажимы в этих частях тела. Почувствовав напряжение в данных мышцах во время выступления, сосредоточьтесь на том, чтобы их расслабить.

Пейте воду

Собираясь выступать перед большой группой или участвовать в продолжительной дискуссии, сделайте все, чтобы предотвратить обезвоживание. Голосовые связки чутко реагируют на недостаток жидкости в организме, что заметно сказывается на их работе. Не забывайте регулярно пить чистую воду в течение дня и всегда держите ее под рукой, когда выступаете. Это позволит усилить голос и чувствовать себя уверенно.

Демонстрируйте благодарность

Выражайте признательность слушателям за их вклад в ваше выступление: за то, что они пришли, поделились идеями и мнениями. Это отличный способ начать выступление, а в ходе него поддерживать контакт с аудиторией и позволить ей разделить вашу уверенность.

Устанавливайте зрительный контакт

Избавляться от чрезмерных переживаний во время выступления иногда советуют, глядя в конец зала. На деле же взгляд говорящего «поверх голов» резко снижает внимание аудитории к нему. Эффективно работает другой прием.

Выступая перед большой группой людей, поочередно налаживайте зрительный контакт с отдельными слушателями. Фиксируйте взгляд на каждом не меньше шести секунд, после чего переводите глаза на того, кто находится в другой части помещения. Не возвращайте взгляд к людям, на которых уже смотрели. Такой прием создает у слушателей ощущение, что вы говорите именно для них. При этом многие, встречаясь глазами со спикером, начинают улыбаться или еще каким-нибудь способом позитивно реагируют на говорящего. Это позволяет последнему чувствовать себя уверенно.

Фокусируйтесь на происходящем

Выступающему легко выпасть из текущего момента, особенно если он поглощен мыслями о том, что собирается сказать дальше. Вы можете забыть расслабиться, правильно дышать или удерживать неспешный темп речи. Сосредоточиться на происходящем — единственный способ присутствовать здесь и сейчас и говорить уверенно. Слушайте свой голос и фокусируйте внимание на каждом слове.

Практикуйтесь

Практика творит чудеса. Невозможно научиться чему-либо с первой попытки, без тренировок, проб и ошибок. Поэтому практикуйтесь выступать при любой возможности, оттачивая в процессе полезные навыки. Чтобы контролировать прогресс, делайте аудиозаписи выступлений. Не забывайте работать с микрофоном или произносить свою речь, стоя на возвышении, если вам приходится говорить в таких условиях. В противном случае непривычные ощущения могут выбивать вас из колеи во время выступлений.

Читайте также:  Когда чувствуешь шевеления ребенка при второй беременности у полных женщин

Выводы

Умение говорить уверенно крайне полезно и может пригодиться тем, кто хочет улучшить отношения с окружающими, сделать карьеру и поделиться с другими людьми знаниями и идеями. Освоить данный навык можно так же, как и любой другой. А отточить — только в процессе тренировок.

Обрести уверенность в речи позволяют определенные приемы, которые необходимо уметь использовать. Так, следует говорить медленно, вступать в диалог, выдержав небольшую паузу, избегать слов-паразитов и расхожих пустых «фраз-извинений», контролировать интонацию и громкость речи, использовать тишину и намеренно разбивать фразы с помощью пауз.

Также важно понимать, что на качество речи большое влияние оказывает физическое состояние и ощущения говорящего. Поэтому для успешного выступления необходимо следить за своими телесными реакциями. Во время него следует принять правильную позу, использовать уместные жесты и улыбаться, дышать глубоко и размеренно, расслабить тело, особенно мышцы челюсти, гортани, шеи и плеч, при необходимости пить чистую воду.

Одна из непременных составляющих уверенного выступления — взаимодействие с аудиторией. Чтобы его поддерживать, необходимо благодарить слушателей за их участие в мероприятии, поочередно налаживать с отдельными участниками зрительный контакт, фокусироваться на происходящем здесь и сейчас.

Источник

Хорошее публичное выступление: 11 простых советов

Дисклеймер

Это список не конечен и не претендует на истину в последней инстанции — я структурировал свой опыт публичных выступлений и выбрал самые универсальные советы, выполнение которых позволит почти гарантированно сделать выступление как минимум неплохим.

1. Структура доклада

Парадоксально, но многие докладчики даже на крутых конференциях зачастую не делят своё выступление на три основные части – формулировка проблемы, предпринятые шаги, выводы. Структура может быть сложнее, но базовая она почти всегда такая, даже если вывод – «у нас ничего не получилось».

Ключевая проблема для слушателя – отсутствие вводной части. Выводы он может сделать и сам, а вот стартовать с опозданием сложно и неприятно. Он ещё не понял, что вы будете про пищеварение, а уже нужно вникать в строение эпителия тонкого кишечника. Результат – ваш доклад попадает в слушателя не на все 100%, а имеет шансы и вовсе пролететь мимо.

2. Тайминг

Увы, далеко не все репетируют, чтобы понять, сколько времени понадобится на рассказ. По длине презентации и даже напечатанного доклада определить время выступления крайне сложно, если не попробовать его рассказать зеркалу/жене/спящему ребёнку/содокладчику.

Не попадать в тайминг неприятно – чувствуешь себя неудобно, не уважая право других выступить (а иногда и успеть захватить пирожки с мясом!), начинаешь торопиться и просто портишь своё выступление

В порядке самобичевания – я это тоже совершенно не умею. Все мои доклады пробивают любые временные ограничения. Потому я всегда стараюсь выступать последним, если это возможно))

3. С кем он говорит?

Докладчики обожают разговаривать с аудиторией задницей и затылком, в лучшем случае бедренной костью и виском.

Существует только одно правильное расположение докладчика – лицом к аудитории. Чтобы понять, что происходит на экране, или подать сигнал переключить слайд (если вдруг кликера нет), достаточно бросить туда один взгляд и один кивок головы.

Есть проблема – а куда смотреть? Там люди, а смотреть им в глаза психологически тяжело и для докладчика, и для жертвы. Лайфхак – выберите одного человека по центру в заднем ряду и смотрите ему в лоб. Почему в заднем – так он не поймёт, что вы смотрите именно на него, то же положение глаз будет для всего центра задней части аудитории. Почему в лоб – контакта глаз не будет, и вы никого не смутите, и при этом для всей аудитории вы будете смотреть в зал, а не на стену/потолок.

Да, да, из этого вытекает следующий пункт…

4. Не читать с экрана

Помимо упомянутого минуса с неправильным расположением докладчика, чтение с экрана тащит за собой два неприятных следствия.

Первое – докладчик теряет контакт с аудиторией. Если вы рассказываете людям без деменции, они про себя читают быстрее, чем вы вслух, и они вас не ждут. Вы читаете второй пункт из пяти и пытаетесь его комментировать, а они читают четвёртый и вас не слушают – просто не могут делать два дела одновременно. Выход – замените текст образами, они воспринимаются быстро, и слушатель весь ваш. «Я нарисовал тут бобра, потому что наш новый компонент точит также быстро».

Второе – доклад становится безликим. Нечего запомнить, не за что зацепиться глазом. «Помнишь доклад про лёгочный тромб?» — «А, это который с картинками из «Доктора Хауса»?» — «Ага!». Вот это работает! «Тот, который с синими буквами на сером фоне?». Камооон…

5. Подсказки

Говорить 20 минут на заданную тему, ориентируясь только на картинки на слайдах, сложно. У меня опыт нескольких сотен выступлений, и я каждый раз забываю какую-то из хороших мыслей, записанных заранее в заметках к слайду. Но я забываю одну из двадцати, и потому желание жестикулировать и вообще иметь свободные руки побеждают. Вполне верю, что неопытный докладчик может забыть половину, а это значит, что без подсказок никак.

Читайте также:  Сценарий праздника радость детям

Если чтение с экрана – харам, то тогда что? От худшего к лучшему:

  • Доклад, распечатанный на А4 – слишком большие листы, мелкий шрифт (или куча листов), сбивает на чтение (а цель всё же научиться говорить вживую, со своими настоящими интонациями, то есть стать оратором, а не актёром озвучки)
  • Зубрить – для одного доклада выход, но долгосрочно тупик. Сам процесс неприятен, а главное – не приближает к цели, вы не качаете скилл публичных выступлений. Но выглядит и звучит это лучше, чем частое обращение к большой смятой бумажке
  • Короткие подсказки в телефоне – доступ к информации не в одно действие (телефон блокируется, приложение сворачивается), нельзя тактильно управлять подсказками, глядя в зал
  • Карточки размером с треть А4, по одной на слайд – близко к идеалу. На карточке можно разместить миниатюру слайда (чтоб понимать, к чему подсказка) и несколько ключевых слов – хлебных крошек, которые позволят вам вспомнить мысль
  • Дублирующий монитор для докладчика — идеально. Но не всегда он есть

Для докладчиков, использующих подсказки (кроме дублирующего монитора), микрофон должен быть hands free. Если его по какой-то причине нет, возможно, стоит за оставшееся до выступления время подучить доклад, чтобы не суетиться и не портить его.

6. Качество картинок на слайдах

Сделали слайд – отошли на четыре метра от экрана ноутбука и на восемь от монитора. Если не видно деталей – со слайдом что-то пошло не так.

7. Демонстрация вживую и вообще про «я сам всё сделаю»

Докладчик + оператор демонстрации софта вживую = дохлый номер. «Тааааак, щас мы нажмём сюда…» — плохо. Запрашивайте помощь друга, едва ли ваша команда откажется помочь.

Использование видеороликов вместо живой демонстрации – неплохой вариант, но и для него нужен отдельный оператор, ведь как минимум на этапе вопросов может понадобиться перемотка. Докладчик вообще не должен пользоваться ничем, кроме кликера для переключения слайдов.

8. Качество речи

Плавная, связная, красивая речь – одна из главных целей публичных выступлений (наряду с покрасоваться). У всех разный стартовый скилл, но он быстро прокачивается на первых порах, так что мучения стоят того.

Если вы не уверены, что сможете обойтись без «ээээ», «нууу» и пауз по 16 секунд для подбора слова – идите дальше. Если нет – напишите доклад на бумажке. У всех письменная речь лучше, чем устная, ведь написанное можно перечитать и поправить, а слово не воробей.

Что дальше – решать каждому, но в идеале порепетировать перед взрослым человеком (зеркало и спящий ребёнок не подойдут, нужен фидбек) и решить, чего вам хватит – скиллов и опыта жечь с листа, карточек с ключевыми словами или всё же нужно в дополнение к подсказкам раз 10-15 прочитать доклад, чтобы его основа улеглась в голове.

9. Кто моя аудитория?

Докладчик должен задавать себе этот вопрос и оценивать, попадает ли его рассказ в аудиторию.

Точно нужно тут копать очень глубоко до уровня кода или стоит просто рассказать про профиты (чтоб аналитики и менеджеры поняли, зачем оно) и пригласить заинтересованных программистов во время кофе-брейка перетереть о деталях? Зависит от того, на какой вы конференции.

Стоит ли в докладе об основах инвестирования для неподготовленной аудитории использовать слова «эмитент», «зашортить» и рассказывать про позиции кандидатов в президенты США в отношении нефтедобычи? Нет это выглядит самопиаром, а пользы несёт ноль.

10. Контакт с аудиторией

Возможно, в эту сторону стоит ползти не сразу, но доклады уровня «выше среднего» должны сопровождаться диалогом с аудиторией. Провоцируйте смешки и вздохи, задавайте риторические и вполне конкретные вопросы, не бойтесь в ответ получить тишину – недоумение тоже реакция. Так ваш доклад лучше уляжется в головах, а вы получите гораздо больше кайфа. Диалог всегда приятней монолога, а получить подпитку невербального одобрения от десятков глаз в середине рассказа – бесценно, это впрыск дофамина напрямую в иссыхающий мозг.

11. Авторский стиль

Если вы чувствуете, что ваши скиллы находятся на добротном среднем уровне, или вам просто этого хочется – вырабатывайте свои правила оформления презентации и доклада.

Это касается всего – как вставлять картинки и ровнять элементы на слайдах, каким шрифтом/цветом делать заголовки, как оформлять изменение контента на страницах и тому подобное. Совет – не увлекайтесь сильно гифками, они излишне отвлекают от ваших слов, особенно если они правда смешные. Одна-две на доклад, и желательно либо на заставку (пока вы не говорите что-то важное), или там, где они действительно очень хорошо иллюстрируют мысль.

И, конечно, это касается речи (хотя тут сильно сложнее) – как вы будете шутить, как вы будете коверкать язык в своих целях, какие обороты речи и мемасики станут вашим фирменным знаком и вообще кого вы будете играть (ведь это сцена, и потому немного актёрство).

Источник

Оцените статью