Учебное пособие по музыкальной литературе для 3–4 классов ДМШ
ТЕМА ПЯТАЯ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ
10. Вальс
Вальс один из самых популярных танцев XIX века. Это трёхдольный, довольно быстрый и в то же время плавный, как бы летящий танец. Вальс легко узнаётся по фактурной формуле аккомпанемента: бас и два аккорда по четвертям в размере .
Пример 125 Ш.Гуно. ВАЛЬС из оперы «Фауст»
Предшественником вальса был лендлер неторопливый трёхдольный немецкий и австрийский танец. Многочисленные немецкие танцы Гайдна, Моцарта, Бетховена и Шуберта это и есть лендлеры. Мелодия в этих танцах очень простая, часто движется по звукам трезвучия ровными восьмыми нотами.
Пример 126 Л.Бетховен. НЕМЕЦКИЙ ТАНЕЦ до мажор
Пример 127 Ф.Шуберт. НЕМЕЦКИЙ ТАНЕЦ ми мажор
Разновидностью лендлера был вальцер («Walzer» по-русски означает «кружащийся»).
Бальный вариант вальцера с названием на французский лад вальс (valse) появился в самом конце XVIII века. По сравнению с неторопливым, тяжеловатым лендлером он более подвижный и лёгкий. От своих предшественников он перенял фактурную формулу аккомпанемента. Но если в аккомпанементе лендлера акцентируются все три четверти, то в вальсе акцент падает только на первую долю, а два аккорда исполняются очень легко.
Мелодия вальса становилась всё более «полётной». В вальсах конца XIX века ритм мелодии почти никогда не совпадает с ритмом аккомпанемента, в мелодии часто встречаются характерные ритмические фигуры: или
Пример 128 Э.Григ. ВАЛЬС-ЭКСПРОМТ
В этом вальсе все средства направлены на ощущение полёта: и мелодическая линия, которая «взлетает» восходящим скачком от форшлага, и причудливое тональное несоответствие между ми-мажорной мелодией и ля-минорной гармонией. Мелодия «прыгнула» так высоко, что «потеряла равновесие», которое восстанавливается лишь в двух последних тактах, когда наконец звучит ми минор, соответствующий выставленным ключевым знакам.
А часто мелодии вальсов начинаются из-за такта. Это также усиливает ощущение «полёта», как, например, в этом вальсе Чайковского.
Пример 129 П.И.Чайковский. ВАЛЬС из «Детского альбома»
Отрывистые восьмушки с паузами на вершинах мотивов усиливают ощущение «скольжения» в изящном танце.
Вальсы Шуберта
Много вальсов написал Шуберт, живший в начале XIX века, как раз тогда, когда вальс только-только начинал входить в моду. На «шубертиадах» вечерах, где собирались друзья Шуберта, часто устраивали танцы. Сам Шуберт обычно не танцевал, а сидел за фортепиано и импровизировал вальсы, польки, экоссезы. Особенно удачные, запомнившиеся импровизации он потом записывал.
Шуберт родился на окраине Вены, столицы Австрии, и очень хорошо знал простонародные лендлеры и вальцеры. Многие вальсы Шуберта напоминают эти незатейливые крестьянские танцы. Но есть у него и другие вальсы, в которых отразились лёгкость и изящество того танца, который вскоре узнала вся Европа.
В то время были в моде «большие вальсы» своеобразные «цепочки» вальсов. В одну такую цепочку может быть «нанизано» до 20 разных маленьких вальсиков, вливающихся друг в друга без перерыва. Есть «большие вальсы» и у Шуберта. Вот два вальсика из одной «цепочки». Но какие они разные! Первый (с него начинается «цепочка») напоминает простонародные весёлые венские лендлеры с чёткой, «притоптывающей» мелодией, часто ритмически совпадающей с аккордами аккомпанемента. А второй (он появляется в «цепочке» четырнадцатым) это лирическая миниатюра с певучей изысканной мелодией и «журчащим» подголоском в среднем голосе.
Пример 130 1 (№ 1)
Пример 131 2 (№ 14) (оригинал в Ре-бемоль мажоре)
Венский вальс. Отец и сын Штраусы
Сначала «цепочки» вальсов составлялись произвольно, как попало. Иногда их составляли издатели из нескольких вальсов какого-нибудь композитора. В 20-х годах XIX века появляется новая разновидность большого вальса венский вальс, который имеет более упорядоченную форму. Количество «звеньев» ограничено пятью, все они звучат в одной тональности, начинается музыка вступлением, заканчивается небольшим заключительным разделом кодой.
Придумали эту форму два венских музыканта Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус. В 20-х годах они руководили небольшим оркестриком в маленьком трактире «У пылающего петуха». Но вскоре они прославились своими вальсами на всю Вену. А вальсы Штрауса стали знаменитыми во всей Европе.
Внимание! Это не те вальсы и не того Штрауса, о котором вы наверняка слышали.
Штраус, работавший вместе с Ланнером, это Иоганн Штраус-отец. У него было два сына-музыканта: Йозеф и Иоганн. Начиная с 40-х годов XIX века слава Иоганна Штрауса-сына затмевает славу Штрауса-отца.
В своих вальсах Иоганн Штраус-сын использует пятичастную форму, излюбленную отцом. Но при этом его вальсы превращаются в развёрнутые музыкальные поэмы. Многим вальсам композитор дал поэтичные названия: «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса».
В вальсах Штрауса-сына усиливается роль оркестровых красок. И, конечно, прежде всего они запоминаются замечательными мелодиями.
Пример 132 И.Штраус (сын). «СКАЗКИ ВЕНСКОГО ЛЕСА»
Сначала Штраус, как и отец, писал вальсы для танцев, но многие его вальсы «переросли» танцевальную музыку. В творчестве Штрауса вальс превращается в концертную пьесу. С 1856 по 1865 год Штраус дирижировал концертами в Павловске под Петербургом. В этих концертах звучали не только его вальсы, но и музыка Моцарта, Бетховена, Глинки, произведения молодых русских композиторов, в том числе студента Петербургской консерватории Петра Чайковского.
Вальсы Шопена
Штраус создал жанр большого концертного оркестрового вальса. А в творчестве Шуберта вальс превращался в фортепианную миниатюру, предназначенную для домашнего музицирования или исполнения в небольших салонах. Такие салонные вальсы есть у современника Шуберта, немецкого композитора Карла Вебера, чуть позже появляются фортепианные вальсы Роберта Шумана и Фридерика Шопена.
Вальсы Шопена (их 18) это лирические миниатюры, рассказывающие о переживаниях человеческой души. Шопен обращался к жанру вальса на протяжении всей своей недолгой жизни. Первый вальс написан в 1827 году, когда юному автору было семнадцать лет, а три последних вальса созданы в 1847 году, за два года до смерти композитора.
Среди вальсов Шопена есть произведения блестящего, виртуозного характера, а есть тихие, напевные лирические миниатюры. По форме вальсы Шопена немного напоминают венские вальсы Штраусов: они тоже состоят из нескольких разделов. Но если в венских вальсах в каждом разделе звучит новая музыка, то у Шопена музыка первого раздела периодически возвращается, образуя форму рондо.
Рондо музыкальная форма, состоящая из рефрена (основного раздела) и нескольких эпизодов, между которыми вставляется повторение рефрена, например: АБАВАГА (буквой А обозначен рефрен, остальными буквами эпизоды).
В одном из последних вальсов, знаменитом вальсе до-диез минор, соединились и блестяще-виртуозные, и лирические черты шопеновских вальсов.
Пример 133 Ф.Шопен. ВАЛЬС до-диез минор, рефрен
Пример 134 Ф.Шопен. ВАЛЬС до-диез минор, 1-й эпизод
Вальс как музыкальный образ
Так же, как некогда сарабанда стала «знаком» трагедии, а марш «знаком» энергии, решительности, вальс становится «знаком» глубоко личных, лирических переживаний, которые могут быть и светлыми, и печальными, но всегда идут от сердца. В одном из крупных произведений Шопена, Первой балладе для фортепиано музыка рассказывает о трагических душевных переживаниях, местами очень бурных. Главная тема начинается спокойно и печально, как далёкое воспоминание. В ней угадывается характер вальса. Но вместо басового акцента на первой доле Шопен ставит в левой руке паузу. Это придаёт музыке ту зыбкость, которая и заставляет нас услышать в ней грустное воспоминание:
В небольшой фортепианной пьесе Г.Пахульского «В мечтах» настроение тоже передано через вальс. Мечтательная расслабленность подчёркнута чуть замедленным темпом и «ленивой» паузой на третьей доле аккомпанемента. Ясный мажорный лад окрашивает мечты в светлые тона, а повторение фразы в миноре создаёт впечатление задумчивости:
Вальс можно встретить и в симфониях. Помните, что одной из «обязательных» частей в симфониях XVIII века был менуэт? В XIX веке (впервые у Бетховена) на смену менуэту пришло скерцо (итальянское scherzo по-русски «шутка»). Но иногда композиторы заменяли менуэт вальсом. Вальсы есть в симфониях Берлиоза (мы упоминали о его программной Фантастической симфонии) и Чайковского.
Пример 137 П.И.Чайковский. ВАЛЬС из Симфонии № 5
Источник
Шуберт. Вальс си минор соч.18а №5. Музыкальная литература. Разбор
Сохранилось больше 250 шубертовских вальсов. В первые десятилетия 19 века вальс получил любовь и популярность во всех странах и городах Европы как бытовой танец — он заворожил всех своими кружащимися, воздушными, полетными движениями. Шуберт сочинял свои вальсы именно для таких бытовых целей — когда собравшиеся вокруг него друзья хотели потанцевать. Поэтому многие вальсы он придумывал сразу же, мгновенно. Шубертовские вальсы — небольшие пьески. Они несложны по фактуре, но дышат подлинным вдохновением.
У Шуберта можно встретить разные по характеру вальсы: одни заразительно веселые, другие — задумчиво-лирические.
Вальс Шуберта си минор относится к задумчиво-лирическим вальсам. Вальс прост во всех отношениях (типичная фактура -бас-2 аккорда, в гармонии — только 2 функции — тоника и доминанта, всего 2 ритмических элемента в мелодии), однако привлекает искренностью выраженных в нем настроений и чувств. В вальсе 2 краски, одна — сумрачный, печальный си минор (в начале и продолжении), другая — светлый и радостный Си мажор (в конце).
1 тема имеет напевную мелодию с опорой и остановкой на V ступени минора. Мелодия имеет 2 ритмических элемента: первый — пунктир и долгая длительность, повторяющийся в первых трех тактах, второй — «каскад» из шести нот в четвертом такте, заканчивающий предложение. Первая тема (и первая часть) построена в форме сложного периода с модуляцией в параллельный Ре мажор. (Общая форма приближается к простой 2-х частной с повторением 2-й части)
2 тема ритмически и гармонически родственна первой. Опора на тритон в мелодии придает теме щемящий, жалобный характер.
В конце возвращается 1 тема — в новом, радостном облике — в Си мажоре, в самом конце появляется даже «дуэт согласия» (параллельные сексты).
Источник
«Подробно о фортепианных танцах Франца Шуберта»
Скачать:
Вложение
Размер
statya_f_shubert.docx
27.6 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Городской дворец детского (юношеского) творчества
« Подробно о фортепианных тан ц ах Фран ца Шуберта »
педагоги МХС «ВИТА»
Произведения для фортепиано занимают важное место в творчестве Ф.Шуберта. В XIX веке усовершенствованный инструмент давал богатейшие возможности для музицирования и импровизации. Потребность в игре на фортепиано сопровождала Шуберта всю жизнь. Им было написано:8 экспромтов,6 музыкальных моментов, фантазия «Скиталец», 21 соната, 56 фортепианных дуэтов, в том числе Вариации на французскую тему, Венгерский дивертисмент, Фантазия Фа-минор, 24 сборника танцев . [2,c 234] Именно о танцах хочется остановиться более подробно.
Что же представляют собой фортепианные танцы Шуберта? Почему интерес к ним не ослабевает? Писать танцы для фортепиано Шуберт начал в ранней юности. По воспоминаниям друга Шуберта Й.Шпауна первые упоминания о ряде менуэтов, вызвавших восхищение знатоков, относятся предположительно к 1810 году. К сожалению, эти менуэты затерялись или были уничтожены, как и многие ранние пробы пера композитора. Но в дальнейшем, на протяжении всей творческой жизни Шуберт снова и снова обращался к жанрам танцевальной музыки.
Первые танцы Шуберта носили явно прикладной характер, но при более близком ознакомлении легко убедиться в том, что в XIX веке поэтизация танца была начата им уже внутри традиционной формы прикладного танца. Очень часто танцы Шуберта рождались во время импровизаций, когда композитор садился за рояль и, выполняя роль «бального оркестра», аккомпанировал танцующим. «Любопытный рассказ об исполнении Шубертом своих фортепианных танцев содержится в воспоминаниях видного венского драматического артиста той поры Генриха Анщюца. «Я пригласил к себе компанию друзей , в том числе и Шуберта , — пишет Аншюц, — среди них было некоторое количество молодых дам и мужчин. Моя жена сама ещё была молодой, мой брат Густав – страстный танцор, и вскоре от разговора перешли к танцам. Шуберт, который уже исполнил прекраснейшим образом несколько фортепианных пьес, сам в чудеснейшем настроении сел к инструменту и играл для танцев. Вдруг меня отозвали , незнакомый человек хотел говорить со мной. Это был полицейский комиссар, который потребовал прекращения танцев, так как был пост…Но Шуберт заметил: «Это они сделали мне назло, потому что знают, как охотно я произвожу танцевальную музыку!»[3,c 85] Краткость высказывания (8-16тактов), законченность, уравновешенность формы присутствовали в этих импровизациях, что являлось обязательным для прикладной музыки. Период повторного строения типа «вопрос – ответ», простая двухчастная форма, сопоставление контрастных периодов – всё это широко представлено в шубертовских танцах .
Заметные следы в его фортепианных произведениях оставила венская танцевальная музыка. Уже само обращение Шуберта к жанрам танцевальной музыки раскрывает его связь с традициями венской классической школы широко опиравшейся на танцевальные истоки . Именно здесь получил своё развитие и был опоэтизирован жанр менуэта. А непосредственными предшественниками фортепианных миниатюр Шуберта являются «Багатели» Бетховена.
Почти вся фортепианная музыка Шуберта принадлежит к камерному направлению. Композитор так и не приблизился к стилю концертного пианизма. Возможно какую-то роль в этом сыграло то, что Шуберт не был пианистом-виртуозом как Лист или Шопен , хотя сам композитор вполне осознанно высказывал свою антипатию к бравурному исполнительскому стилю в письме к родителям от 25 июля 1825 г. «Я терпеть не могу проклятую стукотню , которая свойственна и прекрасным пианистам и которая не доставляет никакого удовольствия ни уму, ни душе»[2, c173]
Танцы Шуберта – это небольшие пьесы разнообразных жанров: менуэты, экосезы, и особенно популярные в это время вальсы, лендлеры и «немецкие танцы». Причём не существовало яркого различия между жанрами лендлера, вальса и «немецкого танца» и часто можно было встретить один и тот же танец, опубликованный под разными названиями. Вероятно, это происходило благодаря трёхдольному размеру этих танцев, к тому же лендлер является ближайшим предшественником вальса и был очень распространён в Австрии и Германии, что вполне могло оправдать слияние понятий «Лендлер», «Вальс» и «Немецкий танец». Так «в первом же опубликованном Шубертом сборнике ор9-а финальными являются два танца, отмеченные характерными чертами сельского лендлера… Появление таких номеров в сборнике , озаглавленном «Вальсы» свидетельствует о том ,что в практике музицирования того времени не существовало чёткого разграничения вальса и лендлера, лендлера и немецкого танца.» [1,c190]
В своих, более поздних сочинениях Шуберт всё большее предпочтение отдаёт вальсу, который был буквально привезён в Вену ансамблями деревенских музыкантов и стал очень популярен. Шубертовские вальсы – это подлинные камерные миниатюры. В вальсах Шуберта еще нет ни большого развития , ни обобщённости. В них ещё очень много от быта. И всё же несмотря на их явное происхождение из бытового танца, они неизмеримо возвышаются над собственно танцевальной музыкой. В вальсах Шуберта особое значение начинает приобретать гармония, в которой важную роль играет сопоставление мажора и минора. Шуберт гибко варьирует смысл подобных сопоставлений. И не всегда в подмене мажора минором (или наоборот) следует усматривать срастание одноимённых ладов, иногда это является средством создания контраста колористического плана. Произведения композитора становятся более задушевными, одухотворёнными, слышится влияние песенного творчества. Уже в первом вальсе ор.9-а есть основания говорить о песенном росчерке, завершающем чисто танцевальный период. А в очень популярном «Траурном вальсе» (ор9 №2 ), который долгое время приписывали Бетховену, уже явно ощущается распевность. Своеобразное равновесие песенного и танцевального начала наблюдается в ор33№10. Гибкий распев мелодии как бы парит над чеканным вальсовым аккомпанементом. Композитор начинает активно применять вариационно-вариантное преобразование материала, ранее имевшее место лишь в вокальных произведениях (вальс №8 ор9). Вместе с тем встречается в нём и секвенция – примета продолженного развития. Музыка Шуберта требует внимательного вслушивания, которое становится невозможным в рамках прикладного музицирования. И не удивительно, что её истинные достоинства обнаружились, когда она оторвалась от своего первоначального предназначения и стала объектом чисто музыкального восприятия.
Танцы Шуберта издатели публиковали охотнее других его произведений , но далеко не всё устраивало рецензентов. Порой причудливые фантазии композитора не находили их одобрения. И далеко не все его танцы были изданы при жизни. Только в 1956 году вышло в свет двухтомное полное собрание фортепианных пьес Шуберта. Оно содержит около 400 танцев из них 250 вальсов. В 1973 году в издательстве «Музыка» г.Москва вышло пятитомное полное собрание фортепианных сочинений Шуберта. Пятый том этого издания полностью посвящён танцам. Остаётся только ответить на вопрос о принципе объединения пьес в опусы. Искать в тетрадях танцев сквозного развития, ясно выявленного тематического родства не приходится. Тем не менее намёки на целостность замысла в некоторых случаях уловить можно. Допустимо иногда настаивать на заключительном значении завершающих номеров, выполняющих функцию подытоживания. И это несмотря на то, что сборники составлялись Шубертом из танцев, сочинённых в разные годы, а некоторые тетради, появившиеся в печати отдельно, в рукописях объединены в одно целое.
Несмотря на лаконизм, простоту фортепианной фактуры, позволяющей исполнять пьесы не только пианисту-профессионалу, но и юным музыкантам, только начинающим осваивать фортепиано, многие шубертовские танцы представляют собой поистине замечательные музыкальные творения. О высочайших достоинствах шубертовских танцев можно судить по тому вниманию, которое уделяли им крупнейшие композиторы более позднего времени. Ференц Лист выполнил концертную обработку ряда вальсов Шуберта под общим названием «Венские вечера. Вальсы-каприсы по Шуберту». Равеля шубертовские танцы вдохновили на создание «Благородных и сентиментальных вальсов». К.Черни написал «Вариации на популярный венский вальс». ( ор 9 №2) Прокофьев обработал для фортепиано в две руки и для двух фортепиано в четыре руки избранные вальсы Шуберта, которые объединил в сюиту. И не удивительно, что в наши дни танцы Ф.Шуберта также вызывают огромный интерес у музыкантов и продолжают пленять их сердца своей простотой и изысканностью.
1. П.Вульфиус «Франц Шуберт» Очерки жизни и творчества Москва «Музыка»1983
2. В.Конен «Шуберт» Государственное музыкальное издательство Москва 1953
3. Ю.Хохлов «Шуберт» Некоторые проблемы творческой биографии издательство «Музыка» Москва 1972