Вальс 7 шопен какие чувства вызывает
Фредерик Шопен «Вальс № 7 до-диез минор» (ор. 64 № 2)
Фредерик Шопен – выдающийся польский композитор и пианист, создавший в фортепианной музыке великолепные творения, которые и нынешнее время считаются непревзойдёнными шедеврами. В его произведениях, отличающихся особой трепетностью и утончённостью, обворожительно поёт вся фактура, а гармония так изумительно обволакивает мелодические линии, что создаётся впечатление чего-то необычайно возвышенного. Шопен сочинил много произведений для фортепиано в различных жанрах, но особое место в его творчестве занимают вальсы, среди которых одним из самых репертуарных является Вальс № 7 до-диез минор (cis-moll).
Историю создания «Вальса до-диез минор» Шопена, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Биографы Шопена считают, что вальс в творчестве композитора имеет особое значение и даже отводят ему роль автобиографичного жанра, непосредственно связанного с личной жизнью музыканта. Эти прекрасные произведения Фредерик посвящал женщинам, сыгравшим решающую роль в его судьбе. Например, существует предположение, что самый знаменитый до-диез минорный вальс, изданный в 1847 году, навеян Шопену грустными воспоминаниями о девушке, в которую он был страстно влюблён. Мария Водзинская была сестрой лицейского приятеля композитора и их встреча произошла в Дрездене в 1835 году, когда Шопен , возвращавшийся в Париж после встречи с родителями, решил на некоторое время задержаться в этом немецком городе, чтобы встретиться со своими друзьями. Шестнадцатилетняя Мария, хоть и не слыла красавицей, но своим обаянием покорила сердце композитора. Между молодыми людьми вспыхнуло настолько глубокое чувство, что прощаясь, они поклялись друг другу в верности.
В Париже Шопена окружали богатые графини и баронессы, желавшие связать свою судьбу с гениальным музыкантом, но мысли Фредерика были только о «маленькой Марыни», любовь которой вдохновляла его на создание восхитительных произведений. Постоянная переписка и периодические встречи молодых людей в Дрездене укрепили их чувства и в 1836 году Фредерик и Мария обручились. Однако окрылённому любовью Шопену нужно было вновь возвращаться в Париж, а Водзинские из Дрездена переехали в Польшу. После этого письма Шопену от Марии стали приходить всё реже и содержание их заметно изменилось. Вскоре композитор узнал, что девушка по настоянию родителей вышла замуж за сына богатого графа.
Интересные факты
- Вальс до-диез минор получил название «седьмой», так как в полном собрании сочинений Шопена среди вальсов он занимает именно это место.
- Хоть и существует мнение, что «Вальс до-диез минор» навеян Шопену печальными воспоминаниями о Марии Водзинской, однако это произведение композитор посвятил своей ученице, дочери банкира Шарлотте де Ротшильд.
- В своём последнем письме к Шопену Мария Водзинская сама пояснила Фредерику, почему она предала его и вышла замуж за другого человека. Девушка писала, что композитору для вдохновения творчества нужна пылкая и чистая любовь, а серые семейные будни ему будут только мешать.
- Несмотря на разрыв отношений Фредерика и Марии, семья Водзинских до последних дней композитора поддерживала с ним дружескую связь.
- После кончины Шопена, когда разбирали его архив, была найдена высохшая роза, когда-то подаренная композитору Марией Водзинской, и пакет с надписью «моя печаль». В пачке были письма от любимой девушки: их великий музыкант хранил всю оставшуюся жизнь.
- Музыка Фредерика Шопена всегда вдохновляла творческих людей. В 1892 году Александр Глазунов оркестровал несколько произведений великого польского композитора и объединил их в сюиту. Чуть позже по просьбе балетмейстера Михаила Фокина был инструментован и вальс до-диез минор. На музыку сюиты талантливый хореограф поставил балет, который и в нынешнее время пользуется большой популярностью во всём мире. В нашей стране спектакль называется « Шопениана», а вот за рубежом его именуют «Сульфидами».
- Вальс Фредерика Шопена до-диез минор является настолько популярным, что многие режиссёры анимационных и художественных фильмов с удовольствием вставляют музыку этого произведения в саундтреки своих кинолент. Например, можно отметить знаменитый анимационный сериал «Симпсоны», телесериал «Подпольная империя» (США), фильм «Серые сады» (США) и фильм «LOL» (Франция).
- Музыка Фредерика Шопена, имеющая много почитателей, не оставила равнодушным и знаменитого французского композитора и дирижёра Поля Мориа. Он сделал талантливые аранжировки многих произведений гениального польского маэстро, среди которых есть и вальс до-диез минор.
Содержание «Вальса до-диез минор»
«Вальс до-диез минор» — это изящная романтическая фортепианная миниатюра, наполненная лиризмом и меланхолией. Произведение написано в весьма оригинальной трёхчастной форме, с чертами рондо. Её можно представить следующей схемой: A+B C+B A+B. Раздел «B» здесь можно рассматривать как припев или же своего рода добавочный рефрен, завершающий каждую часть.
Первая тема вальса (Tempo giusto) нетороплива и печальна. Она начинается с широкого секстового хода, который является весьма характерным для романсовой музыки . Далее композитор строит мелодическую линию на выразительных секундовых «вздохах», заключённых в ритм мазурки, за которыми затем следует нежный и лёгкий нисходящий хроматический пассаж. После первой романтически мечтательной темы следует воздушная, легкая мелодия в той же до-диез минорной тональности. Непрерывно звучащие восьмые ноты второй темы (più mosso) создают ощущение непрекращающегося кружения, а также лёгкой полётности.
В третьей теме вальса (più lento), для которой композитор выбрал тональность Ре-бемоль мажор, настроение музыки значительно меняется. Её аккомпанемент значительно облегчен междутактовыми синкопами, поэтому мелодия звучит как светлая распевная кантилена. Темп здесь вновь замедляется и длительности в мелодической линии увеличиваются до четвертных.
Музыкальное содержание Вальса до-диез минор значительно шире обычных танцевальных образов. Его грустная, полная печали мелодия до предела обнажает чувство горечи, боли и смятения, которые овладевали Шопеном в его тяжёлые жизненные моменты. Может быть, поэтому произведение так близко воспринимается слушателями, и завоёвывает у них чрезвычайную популярность.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Вальс до-диез минор» Шопена
Источник
Фридерик Шопен. Вальс № 7 до-диез минор
Народный рейтинг популярности: 290020
Фридерик Шопен. Вальс № 7 до-диез минор, соч. 62 № 2 | Waltz No. 7 in C sharp minor, Op. 64 No. 2
Самый известный вальс Шопена
Три вальса, соч. 64 — вторая тетрадь вальсов Фредерика Шопена, изданная в 1846—1847 годах.
Второй вальс (также известен как «Седьмой вальс», являясь седьмым по счёту в творчестве Шопена) написан в до-диез миноре и посвящён Шарлотте де Ротшильд. Это один из самых поэтических и меланхолических вальсов Шопена. Состоит из трёх главных тем, чередующихся между собой. Первая тема спокойная и неспешная. Вторая тема более скорая и выразительная, здесь присутствуют весьма необычные пассажи. Третья тема более медленная, чем первая и является противопоставлением всему вальсу.
На первом видео Денис Мацуев никак «не может» сыграть вальс до-диез минор.
Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.
Комментарии (1)
Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.
Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?
Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?
Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.
Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.
- 🎓 25.04.2020 12:39 Бездельники-одиночки | Вальс № 7 до-диез минор
https://youtu.be/VyBxps3BgYc
Всё проще на самом деле
* Отрывки «Фридерик Шопен. Вальс № 7 до-диез минор» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.
Источник
Шопен. Вальс до-диез минор op. 64 №2. Вальс 7. Музыкальная литература. Разбор
За свою жизнь Шопен написал 18 вальсов. В первые десятилетия 19 века вальс получил любовь и популярность во всех странах и городах Европы как бытовой танец — он заворожил всех своими кружащимися, воздушными, полетными движениями. Шуберт сочинял свои вальсы именно для таких бытовых целей — когда собравшиеся вокруг него друзья хотели потанцевать. Поэтому многие вальсы он придумывал сразу же, мгновенно.
Вальсы Шопена возникали для других целей — как концертные пьесы. Поэтому его вальсы больше размером, тоньше продуманы. Как правило, каждый вальс строится как своеобразная «сюита» из нескольких маленьких вальсов (обычно 16-ти тактовых), находящихся в органичном и явном родстве друг с другом.
2 вида вальсов можно выделить у Шопена: одни вальсы блестящие, концертные, быстрые и мажорные, другие — сумрачные, мечтательные, часто медленные и минорные.
Вальс Шопена до-диез минор op. 64 №2 относится ко второй группе — 1 тема, открывающая его — неторопливая (tempo guisto) сумрачная, «вздыхающая», до-диез минорная. Мелодия ее начинается характерной для славянской бытовой музыки интонацией восходящей сексты, которая имеет значение «лирической». Дальнейшее развитие мелодии построено на выразительных интонациях «вздохов» — малосекундовых нисходящих ходах (с долго тянущимися нотами). Им отвечает капризный пунктирный ритм польской мазурки. Вслед за этими двумя элементами (вздохов и ритма мазурки) следует тонкий хроматический нисходящий пассаж — словно дуновение ветерка.
2 тема вальса также в до-диез миноре. Это непрерывно кружащееся, легкое, полетное движение в более быстром темпе (piu mosso), в конце «улетающее» в самую высь.
3 тема вальса в Ре-бемоль мажоре неторопливая (piu lento — протяжно), как и первая. Ре-бемоль мажор звучит очень светло, вальсовый аккомпанемент лишается тяжелой первой доли — басы появляются лишь кое-где. Тема сочетает в себе «вздохи» первой и полетность второй темы. Это светлое воспоминание о чем-то далеком. Второе проведение темы насыщается арабесками — новыми деталями воспоминания.
Схема появления тем в вальсе такова:
1 тема-2 тема-3 тема — 2 тема-1 тема-2 тема.
Как видно, 2 тема появляется 3 раза — как рефрен. Но общая форма 3-хчастная репризная. Поэтому форма получается 3-хчастная репризная с прибавленным рефреном.
Сравните исполнение этого вальса — Мориц Розенталь и Сергей Рахманинов :
Источник
Слушание вальса №7 Шопена. 4 мин.
Слушание поэмы. (4мин.)
— Поэма? Какому виду искусства ближе этот жанр?
(К литературе.)
– Что такое поэма ?
(Поэма – это большое произведение).
.–Поэма–это большое лирико-драматическое произведение, отличается большой эмоциональностью. В произведении 10 частей.
– Чем пользуются композиторы, создавая музыкальный образ?
(Композиторы пользуются средствами музыкальной выразительности.)
– Какие средства вы знаете?
( динамика, ритм, темп, интонация, мелодия, характер, тембр, лад…)
Как изменяются образы, как изменяется их характер?
- (Контрастно). От яркой динамики до спокойной, изменяется характер.
Мы увидели как для музыканта стихи стали вдохновением для создания музыкального произведения. Как талантливо это сделал Свиридов.
Теперь речь пойдет о втором композиторе.
Не грусти – иная перемена
Отзовётся омутом в мозгах.
Золотая музыка Шопена
Тайною звучит на небесах.
Золотая музыка Шопена
Много лучше всяких перемен.
В жизни часто побеждает пена,
Надо чтобы побеждал Шопен.
О ком идёт речь?
Фредерика Шопена (1810 — 1849) называли «гением фортепиано», так как он был прекрасным пианистом, и все свои произведения создавал только для любимого инструмента. Польского композитора Шопена называли ещё «Гармонии задумчивый поэт» за его мечтательную, нежную и взволнованную музыку, за музыку полную любви и вдохновения. О нём говорили, что «клавиши под его пальцами начинают петь». Судьба его сложилась так, что он был вынужден покинуть Польшу и до конца дней оставаться на чужбине — во Франции. Однако творчество композитора основывается на мелодиях родной земли. Мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны — в этих и других жанрах творил Шопен.
Полонез — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение.
Мазурка — польский народный танец. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
Вальс – бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие пары совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым.
Поэт Лев Озеров посвятил несколько стихотворений музыке польского композитора. Одно из них создано под впечатлением знаменитого Вальса № 7
Слушание вальса №7 Шопена. 4 мин.
Совпадает ли видение поэта с тем, что почувствовали вы, слушая музыку?
Какой характер у этого произведения? Темп? Лад?
В музыке Шопена всегда слышится тоска и грусть, боль и воспоминание о родной земле. Мы только что слышали его вальс. Его вальсы очень нежны и лиричны.
Шопен умер в 1849 году в Париже. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез. А сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен Храма св. Креста в Варшаве.
Прошло много лет, но великого пианиста и композитора помнят. О нём слагают стихи, пишут песни.
С тайной связано имя следующего композитора. Много легенд сложено о его жизни, смерти, творчестве.
Жизнь Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своём роде результаты.
Ребята, а вы знаете как часто его называют? (гений).
Не менее гениальный русский поэт А.С.Пушкин, сказал о Моцарте так:«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…».
Музыкальная одаренность Вольфганга действительно была чудом. В6 лет мальчик исполнял пьесы с мастерством, недоступным даже некоторым взрослым, давал концерты в родном Зальцбурге и в других городах Австрии. Леопольд Моцарт, видя успехи сына, решает вести мальчика в концертное путешествие по Европе. Шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир!
Вольфганг Амадей Моцарт преуспел во всем. Одни композиторы больше всего преуспели в сочинении инструментальной музыки, другие — вокальной музыки. Одни – в написании музыки для сцены, другие – для церкви. Он был великим в любой музыке, какую бы он ни написал.
Моцарт был одним из величайших пианистов своего времени, а к 20 годам был самым замечательным композитором в Европе. Последним его творением был «Реквием».
(Записать)Реквием— музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром. В переводе с латинского означает покой, отдых, успокоение.
«Реквием» Моцарта — довольно крупное сочинение, оно состоит из 12 частей. Сейчас прозвучит самая короткая, но, несомненно, самая прекрасная часть «Реквиема» Моцарта. Она называется «Лакримоза», которую можно перевести как «слеза». Первые слова хора так и звучат: «Слезным будет этот день».
Конечно, никого не может оставить равнодушным эта музыка. Я вижу печаль в ваших глазах.
Ребята, какое впечатление на вас произвела эта музыка?
Каким своеобразием отличается мелодия? (Лирическая скорбь, овеяна дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия высокого и благородного.)
Какие чувства выражает она? ( Печаль, скорбь, волнение, грусть…)
Послушайте, как звучит вступление. Что вам представляется? Что оно напоминает?(слушание вступления )
(Как будто кто-то плачет… Мелодия основана на интонации вздоха, плача).
Да, это слезы утраты . Это образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувства.
В каком ладу написано произведение?
А теперь послушайте, как заканчивается произведение?
Каким аккордом заканчивается?(мажорным?)
Как вы думаете, почему?
Великая музыка. Завершающий мажорный аккорд звучит как утверждение ценности человеческой жизни. Каждый человек оставляет свой неизгладимый след на земле своей жизнью, своими делами. Жизнь прекрасна – так жизнеутверждающе звучит последний аккорд «Реквиема».
Повторное прослушивание (на фоне музыки читаю стихотворение «Реквием» С.Граховский)
Душа изныла от чужого горя,
И сердце от чужой беды болит:
Под тёмным сводом Домского собора
Торжественная музыка звучит.
Смешались боли, были и легенды,
И потянуло холодом от плит,
Когда гремело грозное крещендо
И замирало, уходя в зенит.
Неудержимой бурею эмоций
Гудят и задыхаются басы,
И в каждом звуке оживает Моцарт,
Хоть сочтены его часы.
Тревога, нежность, вдохновенья взлёты
Оставили следы в его судьбе,
И понял он уже в разгар работы,
Что сочиняет “Реквием” себе.
Гусиное перо из рук упало,
А музыка живёт и тем сильна,
Что не печалью, а тревогой стала
И жизнью вдохновенною полна.
Сила этой музыки не только в ее чисто музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости.
Произведения В. А. Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.
Музыка Моцарта заставляет переживать и детей и взрослых. Когда вы вырастите, вы обязательно расскажите о Моцарте своим детям, вместе слушайте его замечательные произведения.
Музыка Моцарта светлая, солнечная. В ней удивительным образом сочетаются стройность и гармоничность. Но во всей истории музыки не найдешь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными. И это закономерно: ведь жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты, ошибки, разочарования.
Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нем в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить её незавершенной». Реквием был заказан Моцарту неким загадочным незнакомцем, одетым во все черное, который однажды постучался в дом композитора. Моцарт принялся за работу в то время, когда болезнь уже подтачивала его силы.
Впечатлительному Вольфгангу показалось, что это произведение – предсказание его гибели. Так и получилось. Моцарт не успел завершить свое произведение. Работу закончил его ученик Ф.Зюсмайер.
Ребята, вы помните песню “Спи, моя радость, усни!” из передачи “Спокойной ночи , малыши!” . Музыку к этой песне написал Моцарт. Давайте споём её все вместе.
Завершая сегодня разговор по теме «Писатели и поэты о музыке и музыкантах», очень хотелось бы, чтобы вы поняли, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет в литературе (да и в жизни) драматургическую роль, выявляя сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Стихи, посвященные творчеству Шопена, так же как и литературные произведения, вызванные к жизни гением Моцарта, еще раз подтверждают мысль о том, что благодаря музыке появились многие произведения литературы – от незатейливых сказок до шедевров поэзии.
Подводя итог нашего урока ,ответьте на вопрос что было бы с литературой, если б не было музыки?
Дети: не существовало бы многих литературных произведений, в которых рассказывается о музыке и музыкантах.
Какое воздействие оказывает музыка на человека?
заставляет страдать и радоваться, вспоминать, побуждает писателей и поэтов рассказывать о ней в своих литературных произведениях.
А домашнее задание для вас будет таким: попробуйте себя в роли поэта, попытайтесь сочинить стихотворение о Моцарте, Свиридове или Шопене, или написать небольшой рассказ.
Источник