- 1.Уже пахнет весной.2. Едва уловимые приметы рождают чувство близкой весны.3. За два зимних мес…
- 1.Уже пахнет весной.2. Едва уловимые приметы рождают чувство близкой весны.3. За два зимних месяца глаза привыкли и к монотонности снега, и к угрюмому небу.4. И вдруг – голубые окна с молочно-золотистой порошей, со снегом, рожденным не в тучах, а в этой голубизне.5. Снег в феврале обретает краски.6. Приглядитесь в солнечный день: то золотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тенях.7. А в лунную ночь плывет над снегами опаловый свет. 8.В городе вот-вот начнут продавать мимозы.9. На крышах в солнечный день вырастают штыки сосулек. 10. Однако февраль – зимний месяц.11. Ещё и морозы крепки, и отсыревшие ветры приносят метели.12. А иной раз совсем хоронит февраль дорогу под снегом.13. Но чуть умолкла метель, чуть зазевался мороз – являются новые приметы весны.
- 1.Уже пахнет весной.2. Едва уловимые приметы рождают чувство близкой весны.3. За два зимних месяца глаза привыкли и к монотонности снега, и к угрюмому небу.4. И вдруг – голубые окна с молочно-золотистой порошей, со снегом, рожденным не в тучах, а в этой голубизне.5. Снег в феврале обретает краски.6. Приглядитесь в солнечный день: то золотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тенях.7. А в лунную ночь плывет над снегами опаловый свет. 8.В городе вот-вот начнут продавать мимозы.9. На крышах в солнечный день вырастают штыки сосулек. 10. Однако февраль – зимний месяц.11. Ещё и морозы крепки, и отсыревшие ветры приносят метели.12. А иной раз совсем хоронит февраль дорогу под снегом.13. Но чуть умолкла метель, чуть зазевался мороз – являются новые приметы весны.
- Комплексный анализ текста по русскому языку,9класс
1.Уже пахнет весной.2. Едва уловимые приметы рождают чувство близкой весны.3. За два зимних мес…
1.Уже пахнет весной.2. Едва уловимые приметы рождают чувство близкой весны.3.
За два зимних месяца глаза привыкли и к монотонности снега, и к угрюмому небу.4. И вдруг – голубые окна с молочно-золотистой порошей, со снегом, рожденным не в тучах, а в этой голубизне.5. Снег в феврале обретает краски.6. Приглядитесь в солнечный день: то золотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тенях.7. А в лунную ночь плывет над снегами опаловый свет.
8.В городе вот-вот начнут продавать мимозы.9. На крышах в солнечный день вырастают штыки сосулек. 10.
Однако февраль – зимний месяц.11. Ещё и морозы крепки, и отсыревшие ветры приносят метели.12. А иной раз совсем хоронит февраль дорогу под снегом.13. Но чуть умолкла метель, чуть зазевался мороз – являются новые приметы весны.
Задания:
1. Определите стиль и ведущий тип речи.
2. Сформулируйте основную мысль , составьте план текста .
3. Выпишите из предложений 8-11 слово с чередующейся гласной в корне слова.
4.Выпишите из предложения 2 слова , в которых все согласные звуки звонкие.
5. Из предложений 10-13 выпишите причастия.
6. Выпишите из предложения 4 слово , которое образовано от прилагательного суффиксальным способом.
7. Объясните отсутствие запятой после слова однако предложение 10.
8. Выпишите из предложения 2 словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЯ .
9. В последнем абзаце найдите предложение , в котором подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи. напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений 1-3 найдите безличное предложение . напишите его номер.
11. Какое из предложений 11-13 связано с предыдущим с помощью противительного союза . напишите номер этого предложения .
12.Назовите средства выразительности , используемые автором в предложение 13.
Источник
1.Уже пахнет весной.2. Едва уловимые приметы рождают чувство близкой весны.3.
За два зимних месяца глаза привыкли и к монотонности снега, и к угрюмому небу.4. И вдруг – голубые окна с молочно-золотистой порошей, со снегом, рожденным не в тучах, а в этой голубизне.5. Снег в феврале обретает краски.6. Приглядитесь в солнечный день: то золотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тенях.7. А в лунную ночь плывет над снегами опаловый свет.
8.В городе вот-вот начнут продавать мимозы.9. На крышах в солнечный день вырастают штыки сосулек. 10.
Однако февраль – зимний месяц.11. Ещё и морозы крепки, и отсыревшие ветры приносят метели.12. А иной раз совсем хоронит февраль дорогу под снегом.13. Но чуть умолкла метель, чуть зазевался мороз – являются новые приметы весны.
Задания:
1. Определите стиль и ведущий тип речи.
2. Сформулируйте основную мысль , составьте план текста .
3. Выпишите из предложений 8-11 слово с чередующейся гласной в корне слова.
4.Выпишите из предложения 2 слова , в которых все согласные звуки звонкие.
5. Из предложений 10-13 выпишите причастия.
6. Выпишите из предложения 4 слово , которое образовано от прилагательного суффиксальным способом.
7. Объясните отсутствие запятой после слова однако предложение 10.
8. Выпишите из предложения 2 словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЯ .
9. В последнем абзаце найдите предложение , в котором подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи. напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений 1-3 найдите безличное предложение . напишите его номер.
11. Какое из предложений 11-13 связано с предыдущим с помощью противительного союза . напишите номер этого предложения .
12.Назовите средства выразительности , используемые автором в предложение 13.
1. Стиль — книжный, тип речи — описание
2. Мысль :
Уже в феврале, хоть это и зимний месяц, когда воют метели и бушуют вьюги, появляются первые признаки весны.
План:
1)первые признаки весны:
а)голубизна неба, б) краски снега, г)мимозы и сосульки в городе
2)февраль-месяц зимы, но уже тогда пробивается весна
3. вырастают
4. уловимые,
5. отсыревшие
6. рожденным
7.Потому что это не вводное слово, а союз
8. рождают чувство
9. 10
10. 1
11. 12
12. олицетворение
Источник
1.Уже пахнет весной.2. Едва уловимые приметы рождают чувство близкой весны.3.
За два зимних месяца глаза привыкли и к монотонности снега, и к угрюмому небу.4. И вдруг – голубые окна с молочно-золотистой порошей, со снегом, рожденным не в тучах, а в этой голубизне.5. Снег в феврале обретает краски.6. Приглядитесь в солнечный день: то золотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тенях.7. А в лунную ночь плывет над снегами опаловый свет.
8.В городе вот-вот начнут продавать мимозы.9. На крышах в солнечный день вырастают штыки сосулек. 10.
Однако февраль – зимний месяц.11. Ещё и морозы крепки, и отсыревшие ветры приносят метели.12. А иной раз совсем хоронит февраль дорогу под снегом.13. Но чуть умолкла метель, чуть зазевался мороз – являются новые приметы весны.
Задания:
1. Определите стиль и ведущий тип речи.
2. Сформулируйте основную мысль , составьте план текста .
3. Выпишите из предложений 8-11 слово с чередующейся гласной в корне слова.
4.Выпишите из предложения 2 слова , в которых все согласные звуки звонкие.
5. Из предложений 10-13 выпишите причастия.
6. Выпишите из предложения 4 слово , которое образовано от прилагательного суффиксальным способом.
7. Объясните отсутствие запятой после слова однако предложение 10.
8. Выпишите из предложения 2 словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЯ .
9. В последнем абзаце найдите предложение , в котором подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи. напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений 1-3 найдите безличное предложение . напишите его номер.
11. Какое из предложений 11-13 связано с предыдущим с помощью противительного союза . напишите номер этого предложения .
12.Назовите средства выразительности , используемые автором в предложение 13.
Источник
Комплексный анализ текста по русскому языку,9класс
«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА, 9 КЛАСС »
(1)Кого берёзой удивишь? (2)Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. (3)Выгляни из окна в городе ли, в деревне, — всюду берёзу увидишь — белоногую, в зелёной листве, такую знакомую. (4)Постоянный спутник нашей жизни. (5)То ли дело породы, о которых поведал американский дендролог Э. Меннинджер в своей книге «Причудливые деревья». (6)От одних названий дух замирает: «взбесившиеся корни», «двуглавые чудовища», «деревья-призраки». (7)Жаркое дыхание джунглей, опасные тропы саванны, тайны так и будоражат кровь, манят приключениями. (8)Кого после этого поразишь рассказом о скромной нашей берёзе?
(9)Мне стало обидно за берёзу. (10) Я вспомнил, как в одном из своих писем Александр Сергеевич Пушкин писал: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! Сердце мое сжалось».
(11)Как много этим сказано! (12)Сколько же в ней прелести, не отделимой от природы нашего Отечества!
(13)Радостное, нарядное дерево. (14)Оно забрало в своё одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. (15)И как эти цвета ей к лицу!
(16)Ещё берёза к людям добра. (17)В стародавние времена люди нарекли её деревом четырёх дел: первое дело — мир освещать, второе — чистоту соблюдать, третье — крик утишать, четвёртое — больных исцелять. (18)Самая светлая — берёзовая лучина. (19)Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. (20)Берёзовый веник в бане «чистоту соблюдал».
(21)От всяких хворей лечил настой из берёзовых почек.
(22)Какое родное, тёплое, верное дерево!
1.Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
2.Из предложений 5-8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
3.Из предложений 1-5 выпишите слова с орфограммой «Правописание личных окончаний глаголов».
4.Объясните значение слов дендролог, саванна.
5.Подберите синонимы к словам одеяние, нарекать, исцелять. Какова стилистическая окраска этих слов?
6.Сравните слова утешать — утишать. Подберите однокоренные слова к слову утишать.
7.Из предложений 13-15 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
8.Замените словосочетание из предложения 20, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
9.Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
10.Среди предложений 7-9 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
11.Среди предложений 2-6 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
12.Среди предложений 8-10 найдите безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
13.Среди предложений 16-21 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
14.В предложении Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза замените причастный оборот синонимичной синтаксической конструкцией.
(1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и неожиданная. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. (4)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбуждённо, что ничего нельзя было расслышать за их криком. (5)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.
(6)Снег сошёл, оставшись ещё кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. (7)Из-под него выглянула обнажённая, мокрая, тёплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства. (8)Над чёрными нивами вился лёгкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли. (9)Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть, сладкая и нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий, приправленная неопределёнными сожалениями о прошлых вёснах.
(10)Ночи стали теплее. (11)В их густом влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы.
1.Сформулируйте тему, определите стиль текста; озаглавьте его.
2.Найдите в тексте 2 слова, в которых произношение не совпадает с написанием; укажите различия между буквенным и звуковым составом.
3.Из предложений 2 — 4 выпишите слово с орфограммой «Буквы З и С на конце приставок».
4.Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочным способом.
5.Из предложений 2 – 4 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
6.Из предложения 2 выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
7.Выпишите грамматическую основу из предложения 9.
8.Из предложений 8-11 выпишите двусоставное нераспространенное предложение.
9.Среди предложений 2- 4 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
10.Определите вид придаточного предложения в сложноподчиненном предложении 9.
11.Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное безличное.
12.Объясните постановку точки с запятой в предложении 3
Биологи установили что питание осуществля…т четыре функц…и. Высчита(н,нн)о что при основном обмене у взрослого человека (в)течени… суток тратится 1200—1600 ки…ока(л,лл)орий. Общий расход энергии за сутки может колеба(ться,тся) весьма значительно в зависимости от интенсивности физических нагрузок. У лиц умстве(н,нн)ого труда не занимающихся (физ)культурой и спортом, он обычно составляет 2200— 2800 ки…ока(л,лл)орий, тогда как у работников тяжелого физического труда повышается до 3900—4300 ки…ока(л,лл)орий. При занятии.. спортом в период инт..нсивной тренировк… суточное потребление энергии мож…т доходить до 8000 ки..ока(л,лл)орий. Обеспечение этих энерготрат первая функц…я питания.
Вторая функц…я питания заключается в снабжении организма пластическими веществами. В процессе его жизн…деятельности постоянно разрушаются одни клетки и внутриклеточные структуры и вместо них появляю(тся, ться) другие. Строительным материалом для создания новых клеток и внутриклеточных структур служ…т химические вещества входящие в состав пищевых продуктов. К ним прежде всего относятся белки, в меньшей степени минеральные вещества, жиры а затем углеводы.
Третья функция питания снабжение организма биологически активными веществами, необходимыми для жизн…деятельности. Регуляторы химических процессов протекающих в организме синтезируются им самим. Это ферменты высок…молекулярные соед…нения белковой природы являющ…еся катализаторами биохимических реакций, в больш…нстве случаев гормоны биологически активные вещества выделяемые в кровь железами внутренней секреции. Однако некоторые коферменты (низкомолекулярные вещества, являющиеся необходимой составной частью ряда ферментов без которых те не способны проявлять свою активность), а также определенные гормоны могут синтезирова(тся,ться) из специальных предшестве…иков находящихся в пище. Эти предшестве…ики (не)безызвестные всем витамины присутствующие в продуктах питания. Отметим что третья функц…я возникла по…же двух других в результате эволюции животного мира когда в п…томстве появилась и закрепилась способ…ость синт…зировать не все (не)обходимые биологически активные соед…нения, а только (не)которые из них остальные поступали в почти готовом виде с пищ..й. Это свойство оказалось (не)обычайно целес…образным стала (не)нужной большая работа по синтезу данных соед…нений и организм животных получил возможн..сть использовать высвободившиеся резервы для других целей. Обнаружено так(же) что (не)которые гормоны возникают в пищеварительном тракте человека благодаря перевариванию определенных пищевых белков. Установле(н,нн)о например что из казеина молока образуются пептидные гормоны которые всасываются в кровь и оказывают влияние на деятельность головного мозга.
Еще одна четвертая функц..я питания выработка и(м,мм)унитета. Установле(н,нн)о что величина и(м,мм)унного ответа на инфекц..ю зависит от качества питания и особенно от достаточного содержания в пище калорий, полноце(н,нн)ых белков и витаминов (вспомним пословицу «лук — от семи недуг»). При (не)достаточном питании.. снижае(ться,тся) общий и(м,мм)унитет и уменьшается сопр..тивляемость организма самым различным инфекц..ям. И наоборот полноце(н,нн)ое питание с достаточным содержанием белков жиров витаминов усиливает и(м,мм)унитет и повышает сопр..тивляемость инфекц…ям.
1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Приготовьтесь к выразительному чтению текста. Прочитайте.
2. Укажите стиль и тип текста, обоснуйте свой ответ.
3. Подберите к тексту заголовок, отражающий его основную мысль.
4. Проведите наблюдение над употреблением в тексте вводных слов и предложений и сделайте вывод.
5. Объясните постановку знаков препинания во втором абзаце.
6. Укажите по одному словосочетанию с разными видами связи.
7. Найдите в тексте сложное предложение, дайте его характеристику.
8. Найдите в тексте причастия. Разберите их по составу.
9. Еще раз прочтите текст и поделитесь своими мыслями о правильном питании.
(1)Что можно дарить? (2)Все можно дарить. (3)И лучший подарок тот, что прост, а долго не забывается.
(4)Дядя Костя давно обещал мне показать лиственницу. (5)Посадил он ее на закрайке лесного поля, сразу как война кончилась. (6)Он привел меня к своей посадке глубокой осенью. (7)Лиственницы стояли в три ряда. (8)Деревья с голыми ветками, осыпалась хвоя. (9)Поле прикрыл снежок легкой накидкой. (10)В лесу снега нет.
(11)Подвел меня дядя Костя к южному углу посадки и молвил: «Первый иди да приглядись, по чему идешь». (12)Глянул я в проход и ахнул: постелен для меня ковер, светло-желтый, лимонный, местами даже с легкой зеленцой. (13)Дивная картина! (14)Смутился я, замешкался. (15)Дядя Костя улыбнулся: «Смелей шагай! Эта дорожка — тебе подарок от меня. Прими!» (16)И я пошел. (17)Рядом слева белел снег, а тут для меня была выстлана солнечная дорожка. (18)Тихо и осторожно шагал я по ней.
(19)О подарке дяди Кости я вспоминаю всякий раз, когда прохожу мимо поля в лесу, где в три ряда стоят лиственницы. (20)Их посадил мой друг в честь Победы, в память о сыне.
(По В. Бочарникову)
1.К какому стилю можно отнести этот текст? Какие встречаются в тексте элементы разговорного стиля?
2.Из предложений 8-11 выпишите слово, написание которого определяется правилом: «Если приставка обозначает неполное действие, то в ней пишется буква И (это приставка при-)».
3.Из предложений 16-18 выпишите причастие.
4.Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
5.Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.
6.Из предложений 17-20 выпишите сложноподчиненное предложение с последовательной связью между придаточными. Напишите номер этого предложения.
7.В предложении 11 замените прямую речь косвенной. Запишите предложение.
8.Сформулируйте тему, озаглавьте текст.
9.Напишите сочинение — миниатюру на тему «Что можно дарить?»
Источник