- Опыт анализа лирической песни (на материале песни “Уж ты, ночка, ты, ноченька темная.”, 8 класс) методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Лирическая песня «Уж ты, ночка, ты, ноченька темная» (Анализ стихотворения, стиха)
- Анализ песни Уж ты ночка, ты, ноченька тёмная, Ты Черная ночка
- Анализ песни Уж ты ночка, ты, ноченька тёмная, Ты Темная ночка осенняя, Нет у ноченьки светло…
- Ноченька
- Другие статьи в литературном дневнике:
Опыт анализа лирической песни (на материале песни “Уж ты, ночка, ты, ноченька темная.”, 8 класс)
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Опыт анализа лирической песни (на материале песни “Уж ты, ночка, ты, ноченька темная.”, 8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт анализа лирической песни (на материале песни “Уж ты, ночка, ты, ноченька темная.”, 8 класс) | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт анализа лирической песни
(на материале песни “Уж ты, ночка, ты, ноченька темная.”, 8 класс)
У фольклорных произведений редко бывают названия. Если судить по первой строке, то можно предположить, что “ночка, ноченька темная” — единственный “собеседник” лирической героини; именно ночи девушка доверяет свое горе, свои страдания.
Вероятно, эта песня возникла в период частых столкновений русских с татарами.(16-18 века), которые жестоко расправлялись с нашими предками и уводили девочек и женщин в плен, поэтому песню, скорее всего, пели русские невольницы.
Произведение пронизано грустью, даже горем, чувством безысходности. Героиня оплакивает свою загубленную судьбу.
На мой взгляд, в песне можно выделить три части.
Первые четыре строки посвящены ночи (лирическая героиня видит в беззвездной ночи свою подругу по несчастью).
Вторые четыре строки (анафора усиливает безысходное положение героини) рассказывают слушателю о том, что невольница осталась без семьи (всех, наверное, убили татары).
Последнее двустишие открывает нам сокровенную тайну о возлюбленном героини, который, к сожалению, остался далеко на родине и ничего не знает о ней.
Основными средствами художественной выразительности в песне являются постоянные эпитеты, что характерно для фольклора (темная ночка, светлый месяц, частые звездочки, родной (рОдный) батюшка, сердечный друг). Также есть фразеологизм (ни роду, ни племени). Интересно использование слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами (ночка, ноченька, звездочка, батюшка, матушка, братец) — Сразу вспоминаешь героиню русских народных сказок — добрую, кроткую, нежную, ласковую, с чистыми душой и сердцем.
В произведении часты повторы (ночка — ноченька — ночка — у ноченьки; темная — темная; месяца — месяца и т.д.), что свойственно народным песням; есть инверсия (ноченька темная — темная ночка); анафора (нет у девицы. нет ни. нет ни. нет ни, нет ни. ); обращения (к ночи); восклицательные предложения, недосказанность (в виде многоточия).
Итак, мы попытались рассмотреть более детально язык произведения, характер лирической героини, а также обстоятельства, при которых она могла быть создана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока о народных песнях.Сопоставительный разбор лирических песен. Самостоятельная работа над анализом исторических песен.
Урок-зачет в игровой форме в 9 классе «Сложноподчиненные предложения предложения».
Учителя литературы знают, как сложно бывает научить девятиклассников анализу лирического произведения. Несомненно, в период обучения можно предложить ученикам примерный образец такого анализа, выполне.
Основная идея программы: продолжить формирование у одиннадцатиклассников эстетического вкуса, гуманистического мировоззрения, интереса к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественно.
Основная идея программы: формировать у старшеклассников эстетический вкус, гуманистическое мировоззрение, интерес к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественной и мировой литератур.
Алгоритм и этапы анализа лирического произведения.
В материале представлен план-конспект по теме «Обучение анализу лирического произведения».
Источник
Лирическая песня «Уж ты, ночка, ты, ноченька темная» (Анализ стихотворения, стиха)
Анализ русской народной песни «Уж ты, ночка, ты, ноченька темная».
1)Смысл названия песни.
У песни отсутствует название, поэтому она называется по первой строке («Уж ты, ночка, ты, ноченька темная»). В песне в данной строчке певец обращается к ночи в ласковой форме, скорее всего, желая поведать ей о своём горе.
2)Кто и когда мог ее исполнять?
Песню мог исполнять возлюбленный сиротой парень, по какой-либо причине уехавший далеко от своей одинокой одинокой подруги и жалеющий ее, ведь теперь рядом с ней никого нет («Нет у девицы родного батюшки // // Нет ни рода, ни племени! Уж как был-то у ней мил-сердечный друг, // Да и тот теперь далеко живет»).
Также петь эту лирическую песню могла молодая девушка, сирота, разлученная с своим единственным другом.
Песня исполняется во время разлуки сироты с ее «мил-сердечным» другом, скорее всего осенней темной ночью ( присутствует обращение «Ты, темная ночка, осенняя!»).
3)Каким чувством проникнута песня?
Произведение проникнуто чувством скорби, одиночества, тоски, жалости, обреченности.
4) Какие художественные приемы использованы в этой лирической песне?
Использован такой прием, как сравнение: «Нет у ноченьки светлого месяца, // Светлого месяца, ни частых звездочек! // Нет у девицы родного батюшки, // Нет ни батюшки, нет ни матушки. » (девица-сирота сравнивается с темной ночью, у которой тоже нет какого-либо света и тепла рядом). Также использованы повторы: «Уж ты, ночка, ты, ноченька темная, // Ты, темная ночка», «Нет у ноченьки светлого месяца, // Светлого месяца».
5) Из каких частей она состоит?
По смыслу песня делится на две части: обращение к ночи и ее описание(«Уж ты, ночка,ты, ноченька темная Светлого месяца, ни частых звездочек!»), и пение об одиночестве девушки, ее тяжелой доле («Нет у девицы родного батюшки, Да и тот теперь далеко живет. «).
6)Ваше впечатление о данной песне.
Мне понравилась эта песня тем, что простыми и обычными словами в ней очень ярко выражены чувства девушки-сироты и передана вся тяжесть и горе сиротской доли; песня звучит трогательно и душевно.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Анализ песни Уж ты ночка, ты, ноченька тёмная, Ты Черная ночка
Анализ песни
Уж ты ночка, ты, ноченька тёмная,
Ты Черная ночка осенняя,
Нет у ноченьки ясного месяца,
Ясного месяца, не нередких звёздочек.
Нет у девушки родного батюшки,
Нет ни батюшки, нет ни матушки,
Нет ни братца, ни родной сестры,
Нет ни рода, нет ни племени.
А уж как-то был у ней мил, сердечный друг,
Да и тот теперь далековато живёт
по плану
1. К какому типу песен относится?
2.С какими необыкновенностями жизни наших протцов связана песня? Печальная она либо весёлая?
3. Какие изобразительно-выразительные средства употребляются в песне? Приведите образцы (эпитеты,повторы,воззвания)
Помогите,безотлагательно надобно.
Можно сделать анализ лирической песни Ух ты, ночка, ты, ноченька черная по плану таким образом: -Смысл наименования песни. Название песни Ух ты, ночка, ты, ноченька темная взято из первой строки творения. Ночь единственный товарищ лирической героини, которому она ведает о собственных несчастьях и искренних муках. -Кто и когда мог её выполнять? Эта песня не имеет автору, принадлежит к устному народному творчеству. Осуществлялась она народом и передавалась из поколения в поколение. Вероятно, это творенье появилось во времена конфликтов с татарами (16-18 века). По этой причине можно предположить, что песню выполняли девушки-невольницы. -Каким ощущением проникнута песня? Песня пронизана печалью, горем, ощущением безысходности. Девушка оплакивает свою злосчастную судьбу. -Какие художественные приёмы применены в песни? Эпитеты: черная ночка, осеняя, ясный месяц, нередкие звездочки, родной батюшка, родная сестра. Повторы: ночка — ноченька — ночка — у ноченьки; черная — темная; месяца месяца. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ночка, ноченька, звездочка, батюшка, матушка, братец). Олицетворение: ночка. -Из каких долей она состоит? Творение можно разделить на три доли. К первой относятся те строчки, в которых мы лицезреем обращение девицы к ночи. Ко 2-ой относим следующие четыре строки и узнаем, что героиня сирота, оставшаяся без семьи. Третья часть заключительные двустишие. Тут мы узнаем о личных переживаниях невольницы. Возлюбленный девушки сейчас остался далековато от нее и не знает ничего о ее нелегкой доле.
Источник
Анализ песни Уж ты ночка, ты, ноченька тёмная, Ты Темная ночка осенняя, Нет у ноченьки светло…
Можно сделать анализ лирической песни «Ух ты, ночка, ты, ноченька темная» по плану таким образом: -Смысл названия песни. Название песни «Ух ты, ночка, ты, ноченька темная» взято из первой строки произведения. Ночь – единственный товарищ лирической героини, которому она ведает о собственных несчастьях и душевных муках. -Кто и когда мог её исполнять? Эта песня не имеет автору, принадлежит к устному народному творчеству. Исполнялась она народом и передавалась из поколения в поколение. Возможно, это произведение появилось во времена конфликтов с татарами (16-18 века). По этой причине можно предположить, что песню исполняли девушки-невольницы. -Каким чувством проникнута песня? Песня пронизана печалью, горем, ощущением безысходности. Девушка оплакивает свою несчастную судьбу. -Какие художественные приёмы использованы в песни? Эпитеты: темная ночка, осеняя, светлый месяц, частые звездочки, родной батюшка, родная сестра. Повторы: ночка — ноченька — ночка — у ноченьки; темная — темная; месяца – месяца. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ночка, ноченька, звездочка, батюшка, матушка, братец). Олицетворение: ночка. -Из каких частей она состоит? Произведение можно разделить на три части. К первой относятся те строки, в которых мы видим обращение девушки к ночи. Ко второй относим следующие четыре строки и узнаем, что героиня – сирота, оставшаяся без семьи. Третья часть – последние двустишие. Здесь мы узнаем о личных переживаниях невольницы. Любимый девушки теперь остался далеко от нее и не знает ничего о ее нелегкой судьбе.
Источник
Ноченька
Фёдор Иванович Шаляпин: https://www.youtube.com/watch?v=Z8mHItpJbIo
Ноченька (русская народная песня)
Ах, ты, ноченька, ночка тёмная,
Ночка тёмная, да ночь осенняя.
C кем я ноченьку, c кем осеннюю,
С кем дождливую, а о-о-ой коротать буду.
Нет ни батюшки, ой, нет ни матушки,
Только есть, ой, есть одна, одна зазнобушка.
Ой, только есть, ой, есть одна зазнобушка,
Да и та со мной, ой, не в любви живёт.
А-га…
Другие статьи в литературном дневнике:
- 29.05.2020. UDO — Azrael
- 28.05.2020. Нависшие небеса и Великое заблуждение
- 22.05.2020. Stopping By Woods on a Snowy Evening
- 20.05.2020. Accept — Kill The Pain
- 19.05.2020. Победитель получает всё.
- 18.05.2020. Липа вековая
- 15.05.2020. Возрождение
- 13.05.2020. Ноченька
- 07.05.2020. Хочется больше? Есть сестрички милосердные.
- 05.05.2020. Guano Apes — Break The Line
- 03.05.2020. Саломея Леклерк
- 02.05.2020. Но стоит ли она того, чего нам стоит?
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник