Узбекистан чувство родины моей

Наша родина священна!

Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. Каждый из нас для себя находит в слове «Родина» особый смысл. Для кого-то это место, где он родился, вырос, приобрел друзей; для другого — где понял своё предназначение в жизни, нашел себя и стал полезным обществу. Есть такие люди, которые защищают мир и покой своей Родины. Эти люди не просто защитники отечества, а герои, которые, не раздумывая, ценой своей жизни, защитят Родину от врага и опасности.

Моя Родина — Узбекистан. Я здесь родился, получил образование, меня окружают самые дорогие мне люди. Узбекистан — светское государство с великим будущим, которое славится своими обычаями и традициями, добрым, многонациональным и милосердным народом, который поможет в трудную минуту, поделится кровом и хлебом.

Мы, молодое поколение, пользуемся всеми благами и возможностями, которые предоставляет нам наша Родина. Родители и преподаватели старались вложить в нас как можно больше знаний, которые пригодились нам в будущем, заложили в нас все те ценности, которые определяют хорошего человека. В жизни действует «закон бумеранга» — «что посеешь, то и пожнешь». Нужно уметь не только брать, но и отдавать. Поэтому на нас возложена огромная ответственность — стать хорошими людьми, мастерами своего дела, быть полезными нашей Родине, внести свой вклад в развитие государства. А все те навыки и знания, которые мы приобретем в течение своего жизненного пути, мы должны вложить в следующее, более молодое и неопытное поколение.

Да, не всем в жизни суждено стать великим деятелем, актером или актрисой, космонавтом или знаменитым ученым, но ведь так много других очень интересных, а главное нужных и полезных профессий. Вот, например, врачи, без которых практически невозможно существование! Эти люди — герои, потому что они вовремя принимают решение и спасают людей от страшных болезней и от смерти. Или педагоги, без которых ни мы, ни наши предки не стали бы грамотными и образованными!

Для того, чтобы стать достойными гражданами своей Родины, у нас есть все возможности. Главное — нужно развивать в себе активность, желание узнать что-либо новое и полезное, быть трудолюбивым, справедливым и честным.

В жизни каждого человека есть две самые ценные вещи — это его семья и, конечно же, его Родина. Но Родина становится бесценной, когда понимаешь, насколько она тебе дорога!
Республика Узбекистан издавна была родным домом для своих граждан, но с обретением независимости у нее стало больше возможности и сил дарить солнечные лучи своему народу, обеспечивая каждодневное спокойствие и беззаботное будущее. Благодаря тому, что наша Республика выбрала свой собственный путь развития, сегодня мы легко можем увидеть результаты той сложной работы, проделанной нашим государством для процветания. Наша Республика стала независимой, и это словно открытие новой страницы в жизни каждого человека. Так много нужно было изменить и поменять, понять и узнать. Но наша страна не побоялась трудностей и, коренным образом изменив свою систему правления, четко поставила перед собой цели, оглядываясь назад только за мудрыми советами наших великих предков.

Будущее страны зависит от самого народа. Основу нашего народа составляет молодежь, поэтому это так важно — дать каждому хорошее образование и выпустить в свет специалистов со знаниями, которые помогали бы дальнейшему развитию нашей страны. Но чтоб это стало реальностью, необходимо иметь отличную систему образования, которую и создало наше государство. В Узбекистане более 1000 школ, 166 высших учебных заведений, также много различных колледжей и лицеев, которые ежегодно выпускают высококвалифицированных специалистов. Помимо наших ВУЗов в стране имеются и филиалы зарубежных (Вестминстерский университет, Сингапурский, МГУ, университет им. Плеханова, Туринский политехнический университет и другие).

Сотрудничество с другими странами в области образования дает Узбекистану большие возможности, например, возможность обмена студентами, благодаря чему происходит обмен культурой и знаниями. Это повышает уровень образования в нашей стране и подтверждает слова: «Узбекистан — страна с великим будущим», так как будущее — это мы, молодежь с хорошим образованием.

Наша Родина священна как наш дом и семья, и дорога, потому что дает много возможностей и создает благоприятную почву для достижения наших целей. Так давай те же ценить каждый прожитый день в солнечном Узбекистане и помогать нашему правительству развивать все сферы деятельности быстрыми темпами. Ведь для истории двадцать шесть лет — не показатель, а для жизни — это целое поколение! Развитие государства зависит, в первую очередь, от самого народа, и что мы должны не только пользоваться дарами нашей Республики, но и отдавать ей взамен свою любовь!

Узбекистан — страна с многолетней историей, известная всему миру, как «жемчужина Востока», дарящая теплые лучи солнца своему народу и когда-то открывшая Великий Шелковый Путь, великих мыслителей Востока (Аль-Хорезми, Аль- Бухари, Ибн Сино (Авиценна), Аль-Бируни, Амир Тимур, Алишер Навои, Бабур и многие другие), обладающая природными ресурсами, отличным климатом, позволяющим выращивать одни из самых лучших сортов хлопка в мире; страна с особенностями восточного менталитета и гостеприимностью. Узбекистан сегодня — это независимое, демократическое, светское государство, идущее быстрыми темпами по пути собственного развития и открывающее новые двери в путь мировых вершин! Так будем же достойными нашей Родины!

Источник

Разработка урока литературы на тему: «Тема Родины в творчестве узбекских поэтов»

Разработка урока литературы

в 9 классе на тему:

«Тема Родины в творчестве узбекских поэтов

Абдуллы Арипова и Эркина Вахидова».

Учитель: Дададжанова Н.Э.

Разработка урока литературы в 9 классе на тему:

«Тема Родины в творчестве узбекских поэтов

Абдуллы Арипова и Эркина Вахидова».

Эпиграф: «Узбекистан мой, родина моя!»

Читайте также:  Гипертрофия чувств что это

Образовательная: дать представление о поэтическом мире Абдуллы Арипова и Эркина Вахидова, осветить роль их лирики в истории узбекской поэзии ХХ века; совершенствовать умение учеников анализировать поэтический текст на примере стихотворений поэтов.

Развивающая: создать поле знаний: познакомить учащихся с фрагментами произведений поэтов; сформировать, заинтересовав личностью поэта-лирика, мотивацию для изучения творчества, развивать устную речь и навыки художественного анализа текста.

Воспитательная: воспитывать в детях лучшие нравственные качества: способность дружить, любить и отдавать себя другим, воспитывать интерес и уважение к национальным традициям своей Родины; активную жизненную позицию, честность, человеческую порядочность; уверенность в своих силах; подвести учащихся к выводу о ценности человеческих качеств.

Оборудование: мультимедийная презентация , подготовленная учащимися, портреты Абдуллы Арипова, Эркина Вахидова, сборники стихотворений; выставка книг и критической литературы.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, презентация.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вступительное слово учителя.

Чем можно измерить талант поэта, настоящего, большого Поэта, Мастера? Необычайностью поэтического мышления или силой художественного обобщения, умением адекватно отражать жизнь или чем-то иным, особенным, что трудно выразить словами? В узбекской литературе именно такими поэтами являются Абдулла Арипов и Эркин Вахидов. Их творчество можно сравнить с молнией, ворвавшейся в «замкнутое пространство» узбекской литературы.

Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные сообщения учеников на предложенные ранее темы;

2. «Колесо вопросов». Обмен вопросами между группами.

3. Сообщение учителя об особенностях поэтического мира А. Арипова и заполнение таблицы.

Каждый сборник А. Арипова, начиная с первого, и даже отдельный поэтические подборки, вызывали много убедительных хвалебных рецензий. В статьях обзорного характера лишь два-три автора пытались оспорить достоинства молодого поэта. Так было вначале, в начале шестидесятых. Позднее и особенно сегодня в сознании критики Народный поэт Узбекистана Абдулла Арипов занял достойное место в ряду крупнейших узбекских мастеров. Но подлинное понимание качества этого мастерства критики, на наш взгляд, еще не сформировалось, оно еще впереди. И это, несмотря на то, что признание таланта Абдуллы Арипова было и со стороны маститых собратьев по «литературному цеху». В своем творчестве Абдулла Арипов довольно часто использует «простые», «обычные», «бедные» слова, которые раскрывают свои многокрасочные оттенки на фоне возвышенной и редкой лексики. От этого поэзия становится более глубокой, чувственной и близкой читателю. В первых же стихах этого поэта поражает его фантазия, фантастика образов, необычайная метафоричность. Например:

Не устаю порою повторять

В пословицах народный ум. Он гибок,

Их слушать – значит, мудрость постигать,

Им следовать – не совершать ошибок.

Вот с пеною у рта

Галдит мужик о верности собачьей…

Когда твоя собака – может так,

А ежели, чужая – то иначе!

Вместе с тем творчество А. Арипова является феноменальным и подготовлено целым поколением литераторов предшествующего периода. Его творчество не замкнулось в рамках какого-то одного направления литературного процесса – оно представляет собой своеобразный тип мировоззрения, который зависит не от собственно литературных факторов, а от причин гораздо более широкого масштаба. Расцвет творчества Арипова наступил тогда, когда художник стал ориентироваться на развитие традиции национального классического стиха, на разработку основ конкретно-реалистического стиля. Обращение к традициям классики, далекой и близкой, благотворно сказалось в целом на творчестве узбекского поэта.

Особенно ярко проявляется это в тех стихах, где он трогательно и, вместе с тем, просто пишет о Родине

4. Выступление 1 группы учащихся.

Тема Родины в лирике А. Арипова.

Каждый сборник А.Арипова, начиная с первого, и даже отдельные поэтические подборки, вызывали хвалебные рецензии. В статьях обзорного характера лишь два-три автора пытались оспорить достоинства молодого поэта. Так было вначале, вначале шестидесятых. Позднее и особенно сегодня в сознании критики Народный поэт Узбекистана Абдулла Арипов занимает достойное место в ряду крупнейших узбекских мастеров художественного слова. Но подлинное понимание качества этого мастерства у критики, на наш взгляд, еще не сформировалось, оно еще впереди. И это несмотря на то, что признание таланта даже молодого Абдуллы Арипова было и со стороны маститых собратьев по “литературному цеху”. Так, известный и уважаемый поэт Кайсын Кулиев писал о стихах молодого коллеги: “Серьезная мысль и эмоциональность, раскованность и новизна образов, отсутствие докучливого красноречия и пышной лексики — вот что я обнаружил в стихах Арипова. Поэт безошибочно чувствует новизну слова, первозданную свежесть мира”.

С самого начала творчества Абдуллы Арипова поражала его фантазия, пластика образов, необычайная метафоричность. Примеров, подтверждающих это можно привести много. Более того, практически в каждом стихотворении А.Арипова мы наблюдаем, это и не перестаем этому удивляться:

Ни от кого не ожидаю счастья,

И сам кому-то счастье вряд ли дам.

Не потому, что скуп я, просто власти

Нет у меня такой. Я, зная сам.

Взгляни: с зеленой ветки карагача

Сорвался лист, погиб во цвете лет.

Другие листья видят это, плачут,

Но ни один помочь не может, нет.

В одном из лучших стихотворений Абдуллы Арипова “Узбекистан” есть строка, проходящая рефреном через все его творчество: “Узбекистан, Родина моя”. Да, чувство Родины у поэта развито чрезвычайно ярко. Но, размышляя о ней, Абдулла Арипов смело переступает границы того края, где родился, живет. Родиной для него является весь земной шар, совсем небольшой, но взваливший на свои плечи и добро, и зло, и любовь, и ненависть, и с нелегким грузом устремленный к свету счастья. Вся поэзия Абдуллы Арипова пронизана жизнеутверждающим оптимизмом. Причем поэт умеет видеть и чувствовать жизнь во всем её многообразии. Он понимает всю сложность жизни, её противоречия, и оттого поэзия его живет, постоянно обновляется, как сама природа. Неизменной остается лишь его любовь к Родине:

Читайте также:  Как защитить свой организм от стресса

Бывает в жизни радость и беда,

О них я тоже в полный голос пел.

Но лишь с тобою сердцем был всегда,

И лишь тебе соврать я не посмел.

Тебя обнять хотел я, но не смог,

Ты, словно небо, как былинка я.

Моя святыня, мой родной чертог,

Отчизна-мать, ты — Родина моя!

Большое влияние на творчество Абдуллы Арипова оказала поэзия предшественников, в первую очередь, Гафура Гуляма, Миртемира. Но все, же в творчестве поэта нет случайных строк, нет заимствований, нет явных влияний. Объяснение тому кроется в том, что творчество Абдуллы Арипова явление особенное в узбекской литературе. Действительно, он — поэт оригинальный. Это относится не столько к форме, сколько к содержанию его стихов.

Вообще, в творчестве поэта часто используются фольклорные мотивы, образы, которые трактуются им не в привычном традиционном понимании. Вот как, например, А.Арипов обыгрывает известную узбекскую пословицу:

Собака лает — караван идет,

Об этом знает издавна народ!

Но ты завидной долей не считай

Всю жизнь идти — и слышать злобный лай.

Новаторство творчества Абдуллы Арипова — это не попытка отрыва от традиции. Он отчетливо понимает, что вследствие глубинных и духовных связей с прошлым разрыва нет и быть не может. Происходит продолжение, развитие, но достаточно своеобразное и даже непредсказуемое. И от этого поэзия А.Арипова только выигрывает.

Поэзия Абдуллы Арипова философична. Порой поражаешься его умению так емко и глубоко взглянуть в дебри бытия, своеобразно и предельно просто выразить суть изображаемого. При этом поэт, являясь гражданином своей страны, достаточно смело, но не безрассудно, тонко и артистично умеет выразить то, о чем думают и с чем сталкиваются люди в повседневной своей жизни.

А вот небольшое стихотворение “Золотая рыбка”, являющееся одной из программных в творчестве поэта, хочется привести полностью:

Когда икринкой быть чуть-чуть осталось,

Её забросили в наш пруд заросший.

Отбросами кормилась и плескалась

Она в воде несвежей, нехорошей.

Что видела она на глади зыбкой?

Траву и листья, дно с вонючим илом .

Обидно мне, что золотая рыбка

Прогнивший мир считает целым миром.

Поразительно, как артистично и тонко выражена глубокая и, вместе с тем, простая мысль.

Дисгармония жизни обострила ощущение единства человека и природы, которым проникнуто все творчество Абдуллы Арипова. Гуманизм лирического героя распространяется на всю природу.

Поэт уважает исторический опыт народа, относится к нему трепетно и бережно. Историзм в творчестве Абдуллы Арипова избирателен, конкретен, органичен. Именно таков его дастан об Амире Тимуре, один из лучших узбекских дастанов на историческую тему.

Говоря о поэзии, нельзя обойти и любовную лирику Абдуллы Арипова. Нет в мире даже двух поэтов, которые писали на эту тему в близких интонациях, образах. Но любовная лирика А.Арипова своеобразна по особенному: это пережитое, прочувствованное, очень близкое.

Мудрость, опыт и мастерство талантливого узбекского поэта дадут, вне сомнений, еще более зрелые и сочные плоды. Он добился всеобщего признания и уважения. Сегодня он творит с удовольствием и создает прекрасные образцы истинной поэзии. Но вместе с тем, А. Арипову принадлежат слова:

Дни лучшие мои еще не прожиты.

Герой Узбекистана Абдулла Арипов — один из любимейших и популярнейших мастеров узбекского поэтического слова, автор свыше пятнадцати оригинальных поэтических сборников, гимна Республики Узбекистан. Его творчество изучают в средних и высших учебных заведениях. Достаточно много его стихов переведено на десятки языков мира. На его стихи написаны популярные узбекские песни.

5. Анализ стихотворения «Узбекистан».

Стихотворение «Узбекистан» является одним из лучших произведений поэта.

В нем есть строка, проходящая рефреном (повторение) через все его творчество: «Узбекистан мой. Родина моя». При этом чувство Родины у поэта развито чрезвычайно ярко и размашисто.

Мой край родной, я о тебе пою,

Ты для меня – навеки несравненный!

Поэты славят Родину свою,

И голос их звучит во всей вселенной.

Летят их песни в дальние края

На серебристых крыльях неустанно,

А мой прекрасный край – земля моя

Она, как быль неспетого дастана!

Но немощно перо мое, друзья,

Узбекистан мой, родина моя!

Но, размышляя о «прекрасном крае», Абдулла Арипов смело переступает границы малой родины, где родился, живет. Родиной для него является весь земной шар, совсем небольшой, но взваливший на свои плечи и добро, и зло, и любовь, и ненависть, и с нелегким грузом устремленный к свету счастья.

Все стихотворение Абдуллы Арипова пронизано жизнеутверждающим оптимизмом. Причем поэт умеет видеть и чувствовать жизнь во всем её многообразии и неоднозначности. Он понимает всю сложность извне, ее противоречия, и оттого поэзия его живет, постоянно обновляется, как сама природа. Неизменной остается лишь его любовь к Родине.

Бывает в жизни радость и беда,

О них я тоже в полный голос пел.

Но лишь с тобою сердцем был всегда,

И лишь тебе соврать я не посмел.

Тебя обнять хотел я, но не смог,

Ты, словно небо, как былинка я…

Моя святыня, мой родной чертог,

Отчизна-мать, ты – Родина моя!

Вряд ли возможен подлинно большой поэт без чувства истории. Исторично и творчество А. Арипова. В чем же своеобразие его историзма?

Он всегда избегал прямых, поверхностных параллелей между прошлым и настоящим, между различными эпохами. Поэт уважает исторический опыт народа, относится к нему трепетно и бережно. Историзм Абдуллы Арипова избирателен, конкретен, органичен. Он активно использует великие имена не только той эпохи, но и современности:

Гнев Чингисхана кровью и огнем

Тебя сметал с земли бесчеловечно,

Но ты промчался сказочным конем

Читайте также:  Гормоны хорошего настроения у мужчин

И все преграды одолел навечно!

Тебя, мой конь летящий, славлю я.

Узбекистан мой, Родина моя!

Поэт часто использует в своем творчестве фольклорные мотивы, образы, которые трактуются им не в привычном традиционном понимании, а несколько своеобразно и даже парадоксально. Вот как, например, обыгрывает А. Арипов известную узбекскую пословицу:

Собака лает – караван идет,

Об этом знает издавна народ!

Но ты завидной долей не считай

Всю жизнь идти – и слышать злобный лай.

По таким стихам А. Арипова физически ощутима неутоленная жажда порыва к народной духовности. Ощутима она во всем: в ритмике, в слове, способах осмысления, в стремлении писать «не о себе».

Информация для учителя

Народный поэт Узбекистана, Герой Узбекистана, Абдулла Арипов, родился в 1941 году в Кашкадаринской области Касансайского района в кишлаке Некуз. В 1958 году окончил среднюю школу с золотой медалью, затем в том же году поступил в Ташкентский государственный университет на факультет журналистики, который успешно окончил в 1963 году.

Начиная с 1963 года, он работает в различных издательствах секретарем редактором. На сегодняшний день является председателем Союза писателей Узбекистана.

Поэтическим творчеством Абдулла Арипов занимается со студенческих лет. Его первый сборник «Звездочка» вышел в 1965 году. В последующие годы на свет появилось немало замечательных сборников стихов: «Мать» (1969), «воспоминания» (1974), «Ветер Родины» (1974), «Изумление» (1979), «Крепость спасения» (1980), «избранное» (1996). Абдулла Арипов является автором Государственного Гимна Республики Узбекистан. Поэт, общественный деятель Абдулла Арипов является и талантливым переводчиком. Им переведены: «Божественная комедия» Данте, произведения Н. Некрасова, Т.Шевченко, Р.Гамзатова, К.Кулиева.

Народный поэт Узбекистана награжден Государственной премией имени Хамзы, является действительным членом Международной Академии образования, искусства и науки (США, Калифорния, ему присвоено звание Герой Узбекистана

7. Анализ творчества Эркина Вахидова, выступление 2 группы.

Сообщение учителя об особенностях поэтического мира Эркина Вахидова и заполнение таблицы.

Лирическое наследие Э.Вахидова.

Дискуссии, споры, обмен мнениями в целом касаются проблемы судьбы человечества, его будущего. Поэтов данного периода волнуют вопросы: как должен жить человек. Как он будет жить завтра, как будут жить последующие поколения людей? К этим вечным вопросам обращается в своей поэзии Э.Вахидов.

Эркин Вахидов родился в 1936 году в Алтыарыкском районе Ферганской области. В 1960 году он окончил филологический факультет Ташкентского государственного университета (ныне Национальный университет Узбекистана). Трудовую деятельность начал редактором в издательстве “Еш гвардия”, где проработал в течение трех лет (1960-1963). Позднее поэт работал в том же издательстве, но уже главным редактором (1975-1982). Трудился Эркин Вахидов и в издательстве литературы и искусства им. Гафура Гуляма в качестве редактора, главного редактора (1963-70), директора (1985-1987), был главным редактором журнала “Ешлик” (1982-1985).

Начиная с 1990 года, Эркин Вахидов активно занимается общественно-государственной деятельностью. В настоящее время Эркин Вахидов лауреат Государственной премии Узбекистана им.Хамзы (1983), народный поэт Узбекистана (1987), Герой Узбекистана (1999).

Творческий путь Э.Вахидова также на редкость последователен. Писать стихи Эркин Вахидов начал рано, в начале пятидесятых годов, когда он еще учился в школе. Уже тогда проявился талант, который свойственен только поэтам большого дарования. И уже тогда Э.Вахидов прекрасно понимал, что писать надо только о самом сокровенном и настоящем

С самого начала шестидесятых годов Эркин Вахидов практически каждый год выпускает свои поэтические сборники: “Дыхание зари” (1961), “Вам мои песни” (1962), “Сердце и разум” (1963), “Моя звезда” (1964), “Отзвук” (1965), “Лирика” (1966), “Диван молодости” (1969), “Светоч” (1970), “Нынешняя молодежь” (1971). Он стремится расширить тематику своего творчества, пробует себя в разных жанрах – эпическом, песенном,

публицистическом. Это были не просто стихи молодого поэта. Это были художественно зрелые, искренние стихи поэта, талант которого был потрясающим. Примером может служить стихотворение “Сталь”, написанное в 1959 году.

Его творчество сразу же стало предметом научных споров, различных исследований, что происходи с творчеством молодых поэтов крайне редко.

Заметные изменения происходят в характере его поэзии. Его все больше привлекает задушевная и плавная интонация, освобожденная от чрезмерного лаконизма и отрывистости, манера доверительного, задушевного разговора с читателями:

От мук любви я бледен стал,

душа усталая темна,

Не стоит в зеркало глядеть,

Ведь это не его вина.

В определенной связи с этим Э.Вахидов все явственнее тяготеет к песенному жанру. Здесь можно отметить, что многие его стихи стали песнями в исполнении известных узбекских певцов.

Появившиеся позднее поэтические сборники Эркина Вахидова, такие как “Любовь” (1976), “Живые планеты” (1978), “Восточный берег” (1982), “Послание потомкам” (1983), “Бессонница” (1985), двухтомник избранных произведений (1986), “Куй авжида узилмасин тор” (1991), “Горькая правда хороша” (1992) и, наконец, его четырехтомник избранных произведений, увидевший свет в самом начале XXI века, получили чрезвычайно широкую популярность.

Эркин Вахидов является автором целого ряда интересных поэм и поэтических драм, среди которых можно отметить такие поэмы, как “Сон земли”, “Поэма, написанная в палатке”, “Преданность”, “Восстание бессмертных”, “Завоеватель и брадобрей” и некоторые другие.

Не менее ценное качество поэта Э.Вахидова учение ярко и образно выражать свою позицию в публицистике. Ему принадлежит целый ряд запоминающихся выступлений, статей на актуальные темы жизни узбекского общества, многочисленные беседы и интервью.

Много времени уделяет поэт и поэтическим переводам. Особо следует отметить его замечательные переводы поэмы Гете “Фауст”, особенно стихов Сергея Есенина.

Безусловно, все творчество замечательного поэта Эркина Вахидова – это драгоценное историческое свидетельство, художественный документ эпохи.

8. Составление кластера по творчеству поэтов.

9. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Узбекистан – Родина моя».

10. Подведение итогов урока .

Источник

Оцените статью