Уволилась с работы как пережить стресс

Как пережить увольнение?

Для большинства из нас фраза «Вы уволены!» звучит как гром среди ясного неба: по телу невольно бегут мурашки, а к горлу подкатывает ком. Уход, осуществляемый не по собственному желанию, подобен удару: по самооценке, самолюбию, самоуважению, чувству собственного достоинства. Но важнее всего в сложившейся ситуации – это сохранять самообладание. Проблема зачастую кроется не в самом факте потери работы, а в реакции человека на своё увольнение, а также то, что он будет делать дальше, какие попытки предпримет для того, чтобы исправить текущее положение дел.

Контроль над эмоциями

Тот, для кого работа была смыслом жизни, единственным и главным делом, воспримет увольнение слишком близко к сердцу, т.е. наиболее эмоционально. Человек испытывает целый микс чувств и эмоций – от дезориентации, растерянности, страха, жалости к себе, подавленности и стыда до печали, обиды, негодования и затаённой злобы. Вот только едва ли все эти переживания можно отнести к продуктивным. Они лишь тратят ваше время, отнимают мотивацию и выкачивают силы, которые вы могли бы направить в самое правильное русло: на самоподдержку и попытки изменить ситуацию.

В Японии, например, до сих пор для многих сотрудников крупных фирм лишиться работы означает потерять себя, лишиться чести, опозорить себя и свою семью. Это связано с тем, что все исполинские японские компании соблюдают принцип пожизненного найма, а также три столпа, на которых зиждется деятельность любой фирмы: преданность (где для работника служение компании – смысл жизни), сотрудничество (коллективизм и совместное принятие решений) и усердие (полная самоотдача и труд на благо компании). Надо ли говорить, что уволенный и уже бывший сотрудник впадает в сильнейшую депрессию, вплоть до суицида. В связи с этим Япония по количеству самоубийств на почве увольнений занимает лидирующую позицию. Леденящее кровь первенство, не правда ли?

К счастью, наш менталитет отличается от японского, и потеря работы – это не конец света. Если вы не чувствуете себя проигравшей стороной после увольнения, то у вас все козыри, чтобы начать мероприятия по обретению новой занятости и деятельности, может, даже на порядок лучше предыдущей.

Не вините теперь уже бывшее начальство в том, что вас «списали» или обошлись с вами совершенно несправедливо. Для психоэмоционального состояния также опасно самобичевание, излишнее копание в себе и поиск всевозможных недостатков. Так или иначе, объективным и самым рациональным решением будет повышение уверенности в себе и укрепление самооценки. Это необходимо даже для профилактики: всё-таки увольнение является определённым (но не фатальным, конечно) жизненным переломом.

Доска достижений

Запишите на листке бумаги список своих побед (пусть даже это будет овладение монструозным офисным МФУ или начальные навыки деловой этики) и составьте коллаж из фотографий, которые запечатлели вас в лучшие моменты вашей жизни. Разместите доску достижений в своём жилище так, чтобы вы всегда имели возможность смотреть на неё, и всякий раз, когда будет подступать приступ хандры и уныния, перечитывайте список и просматривайте картинки своих побед и приятных жизненных эпизодов. Неужели вы больше не сможете их приумножить? Веря в то, что вы всегда можете создать ещё больше тёплых и позитивных воспоминаний в своей жизни, вы в любой момент сумеете взять себя в руки и начать активные действия.

Не вешать нос!

Не погрузиться в депрессию помогут виды деятельности, которые вдохновляют вас и доставляют удовольствие, от которых вы испытываете моральное удовлетворение и спокойствие. Не бойтесь, если родные и знакомые воспримут ваше погружение в увлечения как бесполезную блажь или бегство от реальных проблем. Ваша задача – помочь себе восстановить внутреннее равновесие, а не потакать чужому мнению.

Практика на примере многих людей показывает: справиться с трудностями проще и быстрее в состоянии душевной гармонии и баланса, а не на пике стресса и напряжения. Ведь когда психоэмоциональное состояние человека нестабильно, сложно правильно оценить ситуацию и принять соответствующие меры, поэтому можно легко обмануться, запутаться и принять неверное решение.

В переходный период включите в своё расписание уход за физическим и душевным здоровьем, не ленитесь потратить на это какое-то время. Начните делать внутреннюю гимнастику, научитесь дыхательным упражнениям, познакомьтесь с упражнениями на расслабление, освойте цигун. Особенно полезными окажутся медитация и йога.

Читайте также:  Как вернуть девушку которая уже ничего не чувствует

Также немаловажным будет именно сейчас заняться своим внешним видом. Отсутствуют финансовые возможности на салонные процедуры и новый гардероб? Прибегните к опыту наших бабушек. Уделите особое внимание причёске, состоянию рук, фигуре и особенно – осанке и мимике. Именно они иллюстрируют ваше истинное самоощущение, намерения и ресурсность.

Время действовать!

Поиск нового места работы – тоже работа. А ещё довольно сильный стресс. В периоды масштабного кризиса и высокой безработицы она требует ещё больше усилий. При этом важно правильно оценить свой профессиональный уровень и реальное положение рынка труда.

Замечательно, когда есть спрос на таких специалистов, как вы. Тогда всё относительно заурядно, и вы действуете по накатанной схеме: собираете информацию о вакансиях, изучаете условия, грамотно составляете резюме вместе с сопроводительным письмом, рассылаете его в интересующие вас компании и ждёте приглашения на встречи.

Но как быть, если подходящих предложений мало или нет вообще? Тогда перед вами остро встанет вопрос: готовы ли вы поменять род деятельности? Если да, то проанализируйте: чем вы хотели бы заняться в альтернативе, какие ваши навыки, умения и опыт могут представлять ценность и в каких сферах могли бы пригодиться, какие из них сегодня особенно востребованы на рынке труда и какие оплачиваются в соответствии с вашими ожиданиями.

Часто случается, что у человека, помимо основных профессиональных навыков, обнаруживаются умения, не связанные с прежней деятельностью, но которые оказываются актуальными именно сейчас. Посмотрите на себя глазами работодателя: в чём ваша реальная ценность для него? Вот на этом стоит делать акцент при составлении резюме и собеседовании.

Если у вас не получилось устроиться на новую работу с первой попытки, не унывайте и не отчаивайтесь. На самом деле почти никому не удаётся сделать это с первого раза. Подумайте о других способах поиска места. Не стыдитесь поделиться своей проблемой с близкими, друзьями и знакомыми, опишите, какую работу вы бы предпочли, напишите об этом в соцсетях, вступите в соответствующие группы. Если занимаетесь или занимались фрилансом – сейчас самое подходящее время, чтобы активнее продвигать свои услуги или возобновить «свободное плавание», ведь это не только позволит вам оставаться на плаву в финансовом плане, но и послужит хорошим подспорьем, чтобы обзавестись полезными связями и получить конкретную должность на постоянной основе.

Если подумать, то для многих новым способом заработка становится хобби, опыт решения каких-то житейских трудностей или же способность помогать другим. К примеру, человек с медицинским образованием может найти себе работу не только в клинике или больнице, но и в салоне красоты, косметическом кабинете, массажном салоне, а также устроиться няней, социальным работником или сиделкой. Поразмышляйте, может, эта стратегия подойдёт и вам, и то, что вы обожаете, прекрасно объединится с тем, что вы умеете.

Вас не должно пугать то, что вашего опыта окажется недостаточно. Он не приходит сам по себе, а нарабатывается постепенно. Не поддавайтесь страхам, особенно страху отказа и страху перед неизвестным. Они одолевают всех без исключения, но люди самодостаточные и успешные знают, как вовремя их остановить и углядеть даже в потерях и промахах новые шансы и возможности. Настраивайте себя только на положительный исход и верьте в собственные силы. Успех, как ни крути, любит оптимистов, и тот, кто не рискует, не пьёт шампанского.

Источник

Как пережить увольнение

Потеря работы – тяжелое испытание. Что делать, как не опустить руки, когда рушится привычная стабильность? Говорят, со дна колодца даже днем видны звезды. Все с нуля, все с начала – но это начало лестницы, по которой начинается восхождение к новой высоте. Кризис ставит вопросы – наши героини ищут ответы.

ЮЛИЯ (36)
Я работала инженером в проектном институте, привыкла получать приличную зарплату, у начальства была на хорошем счету. Но в одночасье все рухнуло. Перед наступлением нового 2009-го года нам объявили, что компания замораживает все проекты и сворачивает финансирование нашего института. Большинству сотрудников предложили на выбор уволиться по собственному желанию с выходным пособием или перейти на так называемый «договор». Это когда в штате ты уже не числишься и никаких социальных гарантий не имеешь, а остаешься при институте в качестве вольнонаемного.
Как и большинство моих коллег, я была в шоке. Да и сейчас состояние неопределенности не дает мне нормально существовать. Бросать все и уходить? Искать себе новую работу? Но у меня нет другой специальности, а этой я училась в институте, успела приобрести определенный опыт. Если осваивать новую профессию, значит все опять с нуля. Оставаться и ждать у моря погоды? Муж мне так и предлагает: сиди, мол, дома, за детьми смотри, а вызовут работать на проект – пойдешь поработаешь. Но я пока как-то к роли домохозяйки не готова, да и денег в семье станет значительно меньше, у мужа-то на работе тоже не все ладно. А еще надо гасить кредиты, да и трудовой стаж разрывается. Одним словом, я не могу осознать себя в новой ситуации. Как мне выйти из этого стресса и на что решиться?

Читайте также:  Испортилось настроение поднять его

Комментирует Юлия Овчинникова,
кандидат психологических наук, директор психологического центра «Диалог»:
Эта ситуация представляет угрозу для самооценки Юлии и заставляет по-новому взглянуть на себя. Основная тревога связана не с финансовым вопросом (хотя он, безусловно, присутствует), а с поиском своего места в жизни. Учитывая возраст Юлии, можно говорить о кризисе середины жизни, задача которого – научиться полнее ощущать жизнь, расширить свое мировоззрение, интегрировать разные стороны личности. Потеря работы в данном случае – шанс конструктивно пройти этот кризис, а не отмахнуться от него, шанс «сойти с рельс» стабильности и привычки и оглядеться, что еще есть в мире, для чего я живу. В борьбе со стрессом наша психика проходит три стадии: тревоги, адаптации и истощения. Очень важно своевременно перейти на стадию адаптации и на этом завершить переживание стресса, то есть использовать новые способы общения, поведения, действий. Нужно спросить себя, в чем смысл происходящего, к чему подталкивает жизнь. Кризис часто случается, когда наша жизнь становится слишком стабильной, монотонной (что как раз характерно для героини этой истории). Увольнение – лишь «катализатор» внутреннего кризиса, такой же, как новый роман, болезнь или переезд. Чем сильнее мы цепляемся за прошлое, тем больше усугубляем и затягиваем стресс. А ведь задача кризиса – самая что ни есть положительная: стимулировать наше развитие, направить по пути личностного роста. Юлия – человек не амбициозный, поэтому для нее вариант «фрилансера» с психологической точки зрения предпочтительнее: с одной стороны, есть периодическая, но интересная работа, с другой – свободное время, которое можно потратить на реализацию других сторон личности, будь то материнство, ведение хозяйства, велосипедные прогулки, чтение или изучение иностранных языков.
В любом случае это шанс, который надо использовать для своего развития.

ДИАНА (27)
В газете, где я работала корреспондентом, проблемы начались еще в прошлом году. Однажды меня вызвал редактор и предложил уволиться по собственному желанию. А надо сказать, что нас в отделе работало двое: я и Михаил – мой коллега-журналист. И, как выяснилось, когда было решено сокращать штат, под раздачу попала я. На вопрос: «Почему именно я?» – начальник ответил, что ему, видите ли, с мужчинами работать проще. Я-то знаю, что пишу реально не хуже Мишки, но они с редактором – старые приятели. Ходят вместе шары на бильярде гонять. Я спросила шефа: «Ну а если не напишу по собственному желанию?» Он говорит: «Так мы тебе нормальное выходное пособие выплатим и, если все в дальнейшем наладится, снова позовем на работу. Или можешь не увольняться. Только получать будешь свою официальную ставку (она у меня минимальная, остальное выдавали в конверте). На гонорары тоже не рассчитывай: выбирать, что ставить в номер, – это мое право». Сижу теперь и думаю, что делать. Вроде бы наметки есть, но везде предлагают мало денег. И даже не это меня угнетает. Муть какая-то в душе осталась, оттого что меня уволили не столько по профессиональному принципу, сколько просто потому, что я женщина, а мне предпочли работника мужчину. Вот и совершенствуйся после этого.

Комментирует Юлия Овчинникова:
Первое ощущение от истории Дианы – здесь что-то не так. Непростую ситуацию увольнения и финансового кризиса Диана нагружает еще вопросами равенства полов и профессиональной состоятельности и чувствует себя от этого еще хуже. Возможно, уволили действительно не по профессиональному принципу, но и не по половому. Диана четко написала, что начальник и Михаил – друзья, Михаил – хороший сотрудник, вот и весь принцип. Но девушка сама не уверена относительно своего профессионализма. Похоже, что сейчас нужно в этом разобраться, определить свои сильные и слабые стороны.
А еще пришла пора расставаться с юношескими иллюзиями. У каждого из нас есть свои привычные представления о жизни, они не всегда соответствуют реальности, периодически устаревают и мешают нам жить. К ним стоит отнести размышления Дианы: «мир должен быть справедливым» и «у мужчин и женщин должны быть равные права». Самые распространенные заблуждения можно разделить на три группы:
1 долженствования (я должен . они должны. мир должен. );
2 «черно-белое» мышление – «все или ничего» (начальник либо отличный человек, либо полный кретин, третьего не дано);
3 негативный фильтр (мы замечаем отрицательные для нас события, а положительные не видим или преуменьшаем их значимость).
Наша действительность, несмотря на достижения феминизма, – в пользу мужчин. Можно негодовать по этому поводу, а можно увидеть в этом эволюционный замысел. Наше общество сформировалось в основном как патриархальное, мужчины и женщины отличаются по своим психологическим характеристикам, женщины обеспечивают стабильность, а мужчины – движение вперед и прогресс. И роль женщин крайне важна: без стабильности прогресс невозможен! Периоды равновесия и революционных изменений чередуются как в жизни одного человека, так и в истории человечества. И если женщины сравняются с мужчинами во всем – не грозит ли нам это вымиранием?

Читайте также:  Прилив эмоций это как

МАРИНА (25)
Я работала менеджером в фирме, которая торговала мебелью. В связи с кризисом начался спад, нас всех предупредили: грядет снижение зарплаты и сокращение штата. Мы с моей подружкой Викой в этой фирме не один год рука об руку проработали, и мне казалось, что друг друга хорошо знаем. И вот вызывает меня начальник и говорит: «Руководство решило за счет уволенных сотрудников частично поднять зарплату тем, кто останется. Насчет вашего отдела есть решение оставить тебя, а уволить Вику. Что скажешь?» Я, конечно, отказалась, а он: «Иди подумай до завтра». В общем, попереживала и решила: другую работу я рано или поздно найду, а подругу терять не хочу. А начальник: «Ну и ладно, дело твое. А Вика согласилась». Я не поверила – пошла напрямую спросила. Она давай извиняться, в общем все так и оказалось.
Я человек не скандальный, но разговор у нас получился тяжелый. Не стала я лезть в бутылку и ушла из фирмы на тех условиях, которые начальство предлагало. И вдвойне было тошно, что и работы лишилась, и подругу потеряла. Она потом звонила, прощения просила. Теперь думаю: и что, когда на новую работу устроюсь, ни с кем дружеских отношений не заводить? Неужто и в самом деле человек ради карьеры может друзьями жертвовать? В общем поставил передо мной этот кризис такие вопросы, на которые не знаю, как ответить.

Комментирует Юлия Овчинникова:
Если в предыдущей истории говорили о несправедливости мира, то здесь речь о его сложности и неоднозначности. Очень обидно потерять и работу, и подругу, да еще совершив перед этим благородный поступок. Марина сейчас находится под сильным влиянием эмоций, кажется, что никому доверять нельзя. Не стоит так категорично выстраивать альтернативу – друзья или карьера. До конца не понятно, какие жизненные обстоятельства и ценности заставили Вику сделать выбор в пользу работы. Ведь несколько лет девушки работали ладно, Вика не подсиживала и не строила козни, только в критический момент не проявила твердости характера. А вот действия начальника наводят на размышление: зачем он (видимо, зная о вашей дружбе) устроил провокацию? Кризис помог выявить ненадежность отношений в довольно мягкой форме – потеря работы с сомнительным начальником-провокатором. Гораздо больнее был бы, допустим, уход мужа к подруге или что-то подобное. Поэтому здесь речь не о финансовом кризисе, а о вечной проблеме доверия. Важно не идеализировать людей (хороших любить просто), а научиться их принимать такими, какие они есть. Ведь один и тот же человек может в одних обстоятельствах повести себя честно и открыто, а в других, осознанно или нет, осуществить манипуляцию. Это экзистенциальная ситуация, в которой нужно задать себе вопрос: что я могу изменить, а что нет? Жизнь сложная и неоднозначная, но интересная, яркая и прекрасная.

Источник

Оцените статью