Усвоение материала с учетом типа темперамента

Учёт типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы

Как воспитывать и развивать детей с учётом их темперамента

Формула отличий детей друг от друга включает и такую мощную характеристику, как тип темперамента. Посудите сами, сколько раз мы задумывались над тем, что ведет нас в наших поведенческих реакциях. Почему одни люди спокойно воспринимают удары судьбы, а другие ломаются под ее ударами, а третьи активно сопротивляются. Почему некоторые активно помогают своей речи руками, другие спокойно излагают свой взгляд на то или иное событие, практически не пользуясь жестами? Складывается такое впечатление, что нас что-то ведет изнутри, толкает. Это темперамент. Именно он владычествует над нашим поведением. Термин «темперамент» был введен в обиход еще Гиппократом. В переводе с латинского temperamentum это слово обозначает возбудимость и восприимчивость человека к внешним раздражителям. Свойства темперамента играют регулирующую роль в учебно-воспитательной деятельности каждого человека.

Советы по использованию характеристик темперамента ребенка

Холерический темперамент.

В индивидуальной работе с таким ребенком взрослый должен понимать, что процесс возбуждения у него преобладает над процессом торможения. Ребенок чрезмерно подвижный, эмоциональный, порывистый. Он требует бережного, спокойного обращения. Основная задача воспитателя — научить ребенка владеть собой, т. е. уметь руководить проявлениями своего темперамента. Применяя поощрение или наказание, необходимо помнить, что реакция может быть непредсказуемая. Работая с таким ребенком, давая ему поручения, следует следить, чтобы поручения были более спокойными и не могли вызвать у ребенка бурю эмоций, тем более что у холерика любое поручение вызывает эмоциональный отклик. У младшего школьника с ярко выраженным холерическим темпераментом можно воспитать такие необходимые для жизни в обществе качества, как социальная активность, предприимчивость, увлеченность полезным для общества делом, товарищеская взаимопомощь и коллективизм.

Сангвинический темперамент.

И.П. Павлов называл этот тип темперамента идеальным. Ребенка с выраженным сангвиническим темпераментом отличает высокая работоспособность. Поэтому в работе с коллективом детей воспитатель может в полной мере опираться на этого ученика. Более того, ребенок с таким типом темперамента, как правило, ответственный и ему можно поручить любое дело. Он будет выполнять его весело и без показной бравады. Существует опасность перехвалить такого ребенка и вместо жизнерадостности, отзывчивости, трудолюбия и чуткости, которые мы ждем от такого ребенка, мы можем получить легкомыслие, нестойкость интересов и привязанностей, излишнее внимание к своим успехам и безразличие к другим людям.

Флегматический темперамент.

Флегматик так же работоспособен, как и сангвиник. Но в отличие от него медленно включается в деятельность. Поэтому в общении с такими детьми надо предусматривать сроки выполнения того или иного поручения. Сроки дисциплинируют флегматика, помогают ему правильно распределить время и силы на выполнение порученной работы. Флегматик надежен, ему свойственна добросовестность при выполнении порученного дела. Воспитателю надо помогать ребенку справляться с медлительностью, хотя в ней ничего криминального нет, но отношение остальных детей, детей- живчиков, холериков может испортить ребенку-флегматику радость пребывания в коллективе.

Меланхолический темперамент.

Обычно это очень ранимый ребенок. Его медлительность, в отличие от флегматика, имеет несколько иное свойство. Такой ребенок очень болезненно переживает свои неудачи, но в то же время сочувствует неудачам других детей. В работе с таким младшим школьником, воспитатель может использовать в хорошем смысле этого слова высокоразвитую совесть ученика-меланхолика. Такой ребенок нуждается в постоянной поддержке окружающих. У него уходит больше времени на подготовку, к примеру, домашнего задания, чем у других детей. Но учитель ни в коем случае не может указывать на это классу. Наоборот, опытный учитель нацелен на результат. А результат у ученика-меланхолика обычно не ниже, чем у детей с другим типом темперамента. Не надо торопить такого ребенка, когда он отвечает. Необходимо помнить — это не холерик. У него процессы торможения более развиты, чем процессы возбуждения. Можно спокойно ждать его ответа, заполняя паузу какими-то комментариями по существу

Выявление типов темперамента

Поставьте плюсики в паспортах, характеризующих темперамент, если ваш ребенок.

1. Неусидчивый, суетливый.

2. Вспыльчивый, невыдержанный.

Читайте также:  Обеспечение режима эмоциональной безопасности для пациента

4. Резкий в общении с друзьями.

5. Решительный и инициативный.

7. Находчивый в споре.

8. Незлопамятный и необидчивый.

9. Речь быстрая, сбивчивая.

10. Работает рывками.

11. Любит рисковать.

12. Неуравновешенный и горячий.

13. Агрессивный забияка.

14. Нетерпим к недостаткам.

15. Способен быстро действовать и быстро решать.

16. Обладает выраженной мимикой.

17. Неустанно стремится к новому.

18. Обладает резкими порывистыми движениями.

19. Настойчив в достижении поставленных задач.

20. Склонен к резким сменам настроения.

1. Веселый и жизнерадостный.

2. Энергичный и деловитый.

3. Часто не доводит начатое дело до конца.

4. Склонен переоценивать себя.

5. Способен быстро схватывать новое.

6. Неустойчив в интересах и склонностях.

7. Легко переживает неудачи и неприятности.

8. Легко приспосабливается к новым обстоятельствам.

9. С увлечением берется за новое дело.

10. Быстро остывает, если дело перестает его интересовать.

11. Быстро включается в новую работу, быстро переключается.

12. Тяготится однообразной и кропотливой работой.

13. Общителен, отзывчив, не чувствует скованности с новыми людьми.

14. Вынослив, работоспособен.

15. Обладает громкой, быстрой и сбивчивой речью, сопровождающейся жестами.

16. Сохраняет самообладание в сложной обстановке.

17. Обладает всегда бодрым настроением.

18. Быстро засыпает и быстро пробуждается.

19. Часто не собран, проявляет поспешность в решениях.

20. Склонен всегда скользить по течению, отвлекаться.

1. Спокоен и хладнокровен.

2. Последователен и обстоятелен в делах.

3. Осторожен и рассудителен.

5. Обладает спокойной речью, равномерной, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляций.

6. Молчалив и не любит попусту болтать.

7. Сдержан и терпелив.

8. Доводит начатое дело до конца.

9. Не растрачивает сил попусту.

10. Строго придерживается выработанного распорядка дня.

11. Легко сдерживается.

12. Маловосприимчив к одобрению и порицанию.

13. Незлобив, проявляет снисходительность к колкостям в свой адрес.

14. Постоянен в своих отношениях и интересах.

15. Медленно включается в работу и переключается с одного вида деятельности на другой.

16. Ровен в отношениях со всеми.

17. Любит аккуратность и порядок во всем.

18. Трудно приспосабливается к новой обстановке.

19. Инертен, вял, малоподвижен.

20. Обладает выдержкой.

1. Стеснителен и застенчив.

2. Теряется в новой обстановке.

3. Затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми.

4. Часто не верит в свои силы.

5. Легко переносит одиночество.

6. Чувствует подавленность и растерянность при неудаче.

7. Склонен уходить в себя.

8. Сравнительно быстро утомляется.

9. Обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

10. Невольно приспосабливается к характеру собеседника.

11. Впечатлителен до слезливости.

12. Чрезмерно чувствителен к порицанию и одобрению.

13. Предъявляет высокие требования к себе и окружающим.

14. Склонен к подозрительности.

15. Болезненно чувствителен, легко раним.

16. Чрезмерно обидчив.

17. Скрытен и необщителен, не делится ни с кем своими мыслями.

18. Малоактивен и робок.

19. Безропотен и покорен.

20. Стремится вызывать сочувствие и помощь окружающих.

Теперь можно рассчитать формулу темперамента.

1. Если количество плюсиков в паспорте того или иного темперамента составит 16—20, то у вашего ребенка ярко выражены черты этого типа темперамента. Если выборов 11—15, то качество данного темперамента присуще ребенку в значительной степени. Ну а если положительных ответов 6—10, то качества данного типа темперамента присущи ребенку в незначительной степени.

2. Известно, что определить темперамент в «чистом» виде затруднительно. У каждого человека темперамент представляет некий сбор типов. Индивидуальным же является доминирование того или иного типа темперамента. Его можно рассчитать по следующей формуле:

где: Фm — формула темперамента

А — общее количество плюсов по всем типам,

Ах, Ас, Аф, Ам — число плюсов паспорта каждого типа темперамента.

Например: Фm = 32 %+32 %+14 %+22 %.

Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40 % и выше, значит, данный тип темперамента у вашего ребенка является доминирующим. Если результат составляет 30—39 %, то качество данного типа выражено достаточно ярко. Если результат 20-29 % — средне, ну а если 10-19 % — мало.

Источник

Консультация «Учет типа темперамента при организации образовательного процесса»

Элия
Консультация «Учет типа темперамента при организации образовательного процесса»

Образовательный процесс в учебной деятельности построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди обучающихся представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при оценке детских игр и т. д. он может. Такой личностно – ориентированный подход существенно повысит эффективность адаптационного образовательного учебного процесса с обучающимися в начальных классах.

Читайте также:  Чувствую что теряю себя

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у обучающегося,например у:

сангвиника — распыленности, разбросанности интересов;

холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия;

флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии;

меланхолика — застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Учитель начальных классов может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у ребенка.

• У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

• Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.

• Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.

Из характеристики темпераментов ясно, что необходимо в начале обучения в школе к детям с различным темпераментом относится одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди.Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитываем одинаково». Именно — одинаково, а надо было воспитывать не одинаково, учитывая и природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребенка.

«В процессе воспитания, — писал Б. М. Теплов, — следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы ребенка». Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.

Для детей различных типов темперамента рекомендуются различные игры и упражнения Коррекционные игры и упражнения

для детей с преобладанием сангвинического темперамента.

1. «Море волнуется» (произвольность поведения чувств).

Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два,море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.

2. «Да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей).

Инструкция. Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее | знаем ответы «да» и «нет».Например: «Ты ходишь в школу?», «Ты был на Северном полюсе?» и т. п. А тот, кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот кто ошибается, выбывает из игры

3. Упражнение на произвольность поведения.

Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую их них. Предупреждают, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребенок шести-семи лет аккуратно закрашивает 15—20 фигур.

Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием холерического темперамента.

1. «А-а-ах!» (тренировка умения владеть своими чувствами).

Ведущий кладет руку на стол и затем медленно поднимает ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» — с тем чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.

2. «Тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами).

Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Де-тям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.

Читайте также:  Плохо себя чувствую тревожность

3. «Сосредоточенность» (этюд на регуляцию эмоций).

Путешественник сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план похода.Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте.Мимика: слегка прищуренные глаза, нижняя губа закушена.

Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием флегматического темперамента.

1. «Расскажи стихи руками» (этюд на раскрепощение).

Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.

2. Рисунок «Я в будущем» (преодоление замкнутости).

Ребенку дают задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спрашивают, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой. Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

3. «Попугай» (произвольность чувств).

Ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные отгадывают, какое чувство было задумано.

4. «Как поступить?» (регулирование эмоций и действий).

Для этой игры нужно несколько сюжетных картинок конфликтного содержания.Например такие:

a) дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках;

b) дети играют, а у одного ребенка нет игрушек;

в) ребенок плачет.

Взяв картину, ребенок должен подобрать свой выход из ситуации.

Коррекционные игры и упражнения

для детей с преобладанием меланхолического темперамента.

1. «Закончи предложение» (упражнение на преодоление замкнутости).

Надо закончить каждое из предложений: Я хочу. Я умею. Я смогу. Я добьюсь. Можно ребенка попросить объяснить ответ.

2. «Я и другие» (свободное выражение своего мнения).

Ребенку предлагают рассказать о своем друге, родственнике. Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать и о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

3. «Зеркало» (помогает открыться ребёнку, чувствовать себя раскованно).

a) Ребенок смотрит в «зеркало», которое повторяет все его движения

и жесты. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок.

b) Принцип игры остается тем же, но ребенок должен изобразить кого-либо из общих знакомых.

«Зеркало» указывает, кого изображал ребенок.

Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса Мастер- класс «Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса» Подготовил: Ларионова Ирина Александровна, воспитатель.

Документация по организации воспитательно-образовательного процесса 1. Информационно-нормативную документацию воспитателя: Служебные и должностные инструкции: 1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных.

Интерактивная часть Совета педагогов «Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса в ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в ходе использования образовательных ситуаций при взаимодействии с детьми. Задачи: • Актуализировать.

Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольниками Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольниками. Добрый день Уважаемые коллеги! Я хочу.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе В настоящее время в системе дошкольного образования ведущие позиции занимает интеграция. Под интеграцией понимается взаимодействие всех.

План организации образовательного процесса по теме комплексно-тематического планирования «Моя страна» План организации образовательного процесса по теме комплексно- тематического планирования по теме «Моя страна».

Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Будь осторожен!» Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Будь осторожен!» рассчитана на один год. Составлена.

Реферат «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса в ДОУ» «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса в ДОУ»Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и.

Тест «Организация и планирование образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» 1. В каком документе утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования? а) Федеральный закон № 273-ФЗ.

Источник

Оцените статью