Что такое эмоциональное образование?
эмоциональное воспитание Это образовательный процесс, непрерывный и постоянный, который направлен на усиление эмоционального развития как неотъемлемого дополнения к когнитивному развитию, являющегося обоими важными элементами развития целостной личности..
С другой стороны, Фернандес (Fernández, 2016) характеризует его как «. эмоциональное воспитание точно ведет нас к личному и социальному благополучию, к которому мы стремимся».
На протяжении всей истории образование соответствовало семье как основополагающему принципу. В то время как передача знаний упала в основном на школу как существенное средство и источник чисто формальных знаний.
Тем не менее, в настоящее время преподавание радикально изменилось, склоняясь в основном к обучению, которое является не только академическим, но и социальным, поскольку важность отношений с ближайшим окружением учащихся (охватывающая здесь семья, друзья и коллеги, среди других).
Все это требует отводить взгляд от превосходных и безупречных академических достижений, чтобы высветить эффективность отношений, установленных человеком с его окружением..
Речь идет о наблюдении чувства счастья людей, чувства счастья, считающегося утопией с предыдущих десятилетий.
Чтобы ответить и найти чувство счастья, которое мы указали выше, мы должны узнать, что нам нужно для его достижения..
Если мы наблюдаем необходимые элементы, представленные рецептом счастья, мы можем найти некоторые факторы, которые имеют некоторую слабость и / или несколько сильных сторон этих элементов, которые считаются необходимыми для его достижения.
Эти элементы формируются за счет эмоционального самосознания, регуляции эмоций, эмоциональной автономии и социальных навыков..
Приобретая их, мы можем найти ожидаемый результат — счастье (Fernández, 2016).
Счастье — это не дар, который внезапно падает с неба. Счастье — это то, что строится изо дня в день, как говорится, ответственность за строительство каждого из нас. Коммуникация является одним из лучших инструментов, которыми человек был наделен (Muñiz, 2016).
Почему эмоциональное воспитание важно в детстве?
Превращение эмоционального образования в длительное обучение во времени и развитие этих навыков у учащихся подразумевает обучение на протяжении всей жизни..
Поэтому важно как можно скорее начать продвигать обучение эмоциональному воспитанию как основному содержанию школьной программы..
Высокая способность к обучению, наблюдаемая в детстве, является признаком того, что полезно донести этот контент до учащихся в раннем возрасте..
Другими словами, чем раньше мы начнем, тем быстрее будет проходить обучение и будут получены отличные результаты, которые будут использоваться на протяжении всей жизни учащихся..
По всем этим причинам идея о том, что преподавание является, без сомнения, как для родителей, так и для учителей, профессиональной и подвижной деятельностью, требующей больших усилий и самоотверженности, не может остаться незамеченной..
Тем не менее, подготовка учителей остается в силе в тех же руководящих принципах, что и в течение многих десятилетий, когда действовал чисто концептуальный интеллект и он был недоступен для других достижений..
Есть много родителей и учителей, которые считают себя неподготовленными и, следовательно, не усваивают возможность изменить стиль преподавания в XXI веке..
Вот почему Фернандес (2016) предпочитает больше тренироваться с точки зрения социальных и эмоциональных компетенций, поскольку учитель должен стать моделью, которой должны следовать все его ученики, начиная с их собственных межличностных и внутриличностных отношений, до таким образом быть в состоянии установить и управлять целями на эмоциональном, социальном и академическом уровне
Полезные стратегии для практики эмоционального воспитания
Как мы уже упоминали ранее, Семья и Школа — это два основных столпа, которые идут рука об руку в любом образовательном процессе..
Вот почему мы должны помнить о великолепных учебных средствах, которые сегодня обеспечивают общество знаний посредством информационных технологий и коммуникации, средств массовой информации, социальных групп и других. которые составляют коммуникативную сеть, которой постоянно подвергается общество (Гутьеррес, 2003 г., Серрано, 2016 г.).
Далее мы рассмотрим ряд аспектов, с которыми учитель может работать как со студентами, так и с семьей, используя любые средства, которые этого требуют (Fernández, 2016).
Таким образом, необходимо обеспечить баланс в обучении, чтобы ученики достигли состояния благосостояния, которое мы указали в начале, что должно помочь как школе, так и семье от практики и обучения, начиная с вербального, невербального и паравербального общения (Fernández, 2016).
1. Эмоциональное воспитание у студентов
Прежде всего, мы должны указать, что учитель должен овладеть социальными и эмоциональными навыками, которые он должен передать ученикам, не вызывая импровизацию. Учитель должен быть социально-эмоциональной моделью и обучающим винтом.
Как социально-эмоциональная модель, мы должны указать, что это зеркало, где ученик наблюдает за собой, откуда он получает самые близкие эмоциональные примеры, которые позже оставят след в его развитии..
И в качестве движущей силы обучения является тот, который воспринимает выраженные потребности, индивидуальные мотивы, собственные / групповые интересы и цели каждого из своих студентов.
Кроме того, это помогает установить цели, которые должен предложить каждый ребенок; является идеальной фигурой для ускорения своевременного выбора в процессе принятия решений, влияет на личную ориентацию (Fernández, 2016).
Таким образом, он создает позитивный эмоциональный климат, помогая повысить самооценку и уверенность в себе студентов (Fernández, 2016).
Поэтому, согласно Albendea, Bermúdez and Pérez (2016), следует отметить, что отличное эмоциональное образование дает ребенку многочисленные преимущества в их собственном социально-эмоциональном развитии, такие как:
- Высокий уровень самооценки.
- Способность определять свои собственные эмоции.
- Определить идеи и выразить чувства.
- Компетентность защищать свои права и свои социальные отношения.
- Способность усваивать негативные ситуации как обучение.
- Эмоциональные стратегии саморегуляции
Кроме того, он предотвращает употребление таких веществ, как наркотики, способствует хорошему климату сосуществования, рассчитывает на подходящие отношения между сверстниками и учителями, в дополнение к минимальному проценту насилия и депрессии..
Принимая во внимание выставленную литературу, мы должны указать на несколько стратегий работы над эмоциональной саморегуляцией студентов (Fernández, 2016):
Ролевая
- Принимайте негативные эмоции как естественные и, в свою очередь, поддерживайте позитивные внутренние сообщения, такие как: «Мне придется много работать, но я получу это», «Я не собираюсь повышать голос», «Я собираюсь расслабиться, прежде чем говорить» и т. д..
- Принять позитивную точку зрения на ситуации, выявить негативные факторы и найти способ превратить их в позитивные и плодотворные..
- Поначалу устраняйте любые негативные эмоциональные реакции как реакции на проблемы. Речь идет о поиске положительной стороны и ожидании получения своевременного ответа, без эмоционально отрицательных и измененных ответов..
- Нормализуйте напористые ответы в повседневной жизни, используя правильное использование вербального и невербального общения.
- В дополнение к знанию, что отрицательные эмоции не являются плохими и необходимы, чтобы иметь их. Они должны согласиться с тем, что им выгодно извлекать их. Для этого целесообразно рекомендовать физические упражнения как снятие накопившейся напряженности..
- Иметь поддержку сверстников, чтобы передать эти эмоции. Поддержка необходима в определенных ситуациях, чтобы вывести проблемы из себя, и чтобы они были извлечены и не остались внутри..
Методы релаксации
Таким образом, эмоциональное воспитание также можно поощрять. Для выполнения целесообразно, чтобы был отдых на мышечно-сенсорном уровне.
Использование расслабленной музыки, такой как использование океанских волн, и выполнение расслабления в логическом порядке тела.
2. Эмоциональное воспитание в семье
Во всех эмоциональных отношениях должен быть эмоциональный баланс, будь то школа или семья, и в большинстве случаев об этом ничего не известно..
Вербальные проявления постоянно выполняются с высокой эмоциональной коннотацией, передавая аффективное послание, которое ребенок воспринимает, интерпретирует и испытывает в определенном состоянии ума.
По этой причине мы должны учитывать, что с точки зрения семейного окружения эмоциональные связи особенно важны в практике навыков общения..
Эффективное общение в семье благоприятно повышает эмоциональный интеллект, не достигая больших крайностей, поскольку широкое вовлечение приведет к сильному эмоциональному истощению, а минимизация будет означать деперсонализацию личности, потеряв большую часть ценности и человеческих качеств человека. человек (Фернандес, 2016).
Принимая во внимание все аргументы, мы должны подчеркнуть, что отношения учителя и семьи являются более скудными, чем отношения самого ученика с его одноклассниками и с самой школой, важно иметь участие семьи и, следовательно, это не останавливает отношение к лечению, которое центр имеет в этом контексте, так близко к студентам.
Эти отношения могут вызывать проблемные ситуации, иногда, когда нет взаимозависимости между работой учителя и семьей, без демонстрации сотрудничества для выполнения задачи, которую выполняет профессионал..
Без взаимопонимания и взаимопонимания между обеими сторонами нельзя ожидать отличных результатов..
Поэтому мы должны иметь в виду некоторые признаки того, что учителя должны использовать, чтобы приблизить свою работу к семьям и, таким образом, ускорить процесс обучения и изучения эмоционального интеллекта. (Fernández, 2016):
- Проанализируйте семейный контекст, который окружает / где развивается ученик. Где ты живешь? Каков ваш социально-экономический статус??
- Зная связь привязанности студента с семьей. Вы вовлечены в свою семью? Вы делаете свой день без дня, не разделяя семейные моменты? Вы одинаково обращаетесь со всеми членами семьи??
- Установить общую и приоритетную цель между учителем и родителями ученика. Считают ли родители эмоциональное воспитание необходимым? Есть ли общий интерес между семьей и мной как учителем??
- Поощрять сотрудничество между семьей и школой на основе целей, поставленных обеими сторонами. Могут ли они участвовать в мероприятиях, где требуется присутствие семьи? Можете ли вы предложить идеи для сотрудничества между?
- Взаимность информации. Поддерживать постоянный обмен информацией между обеими сторонами, где учитель должен составлять отчеты, где воспринимается взаимность информации, учиться у студента и анализировать цели, достигнутые ребенком.
- Проявляйте спокойствие перед лицом проблем и ситуаций, которые могут возникнуть. Возможность установления климата доверия приведет к большей гармонии и атмосфере работы и сотрудничества между обеими сторонами. Речь идет о преподавании эмоционального интеллекта, поэтому воспринимайте ситуацию спокойно и безмятежно, чтобы успокоиться и создать узы доверия.
- Дайте утвердительные ответы на поставленные вопросы.
- Выразить благодарность за проделанную работу и поблагодарить за предоставленное сотрудничество.
Источник
Устойчивые эмоции
Настроение — сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение — это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. настроение носит не предметный, а личностный характер.
Чувства — высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.
Страсть — сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть — это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Страсть заставляет личность сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти, и т.д. Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение. Однако оно, в отличие от страсти,непостоянно, кратковременно. Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности.
Есть разные классификации эмоций, но в общем их можно разделить на три группы: положительные, отрицательные стенические и отрицательные астенические. Стенические – это гнев, негодование, ярость; астенические – тоска, страх, ужас.
25. Эмоциональные св-ва личности. Управление эмоциями
Эмоциональные процессы – отражение реальности в виде ее оценки. Эта оценка психически проявляется в виде эмоционального переживания в более или менее выраженной экспрессии. В зависимости от силы протекания эмоции, от силы эмоц-ого переживания, подразделяется на след. виды:
1.Настроения,которые имеют свой эмоц. фон и состояние(пр: приподнятое настроение – фон, смех – состояние) 2. Аффекты – переживание большой силы,но с коротким периодом протекания
3.Страсть – сильное, глубокое, длительное эмоц. переживание
4. Чувства – сложные, устоявшиеся отношения к чему-либо или к кому-либо. Чувства подразделяют на 3 группы: моральное, интелектуальное, эстетические чувства.
Наши эмоции могут быть и приятны, и неприятны, они могут способствовать эффективной деятельности и полностью дезорганизовать ее , эмоции могут спровоцировать преступление и воплотиться в гениальных стихах, т.е. мы постоянно сталкиваемся с самыми разнообразными проявлениями и последствиями эмоций, которые могут быть как желательны и уместны, так и неуместны и, соответственно , нежелательны. Последнее предполагает необходимость управления собственными эмоциями.
Важно, что отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит о том, что человек их не испытывает. Как известно, он может скрывать свои переживания, загонять их внутрь. Такое сдерживание чревато очень серьезными последствиями, в частности, возникновением соматических (телесных) заболеваний и неврозов. Поэтому стремление подавлять или искоренять эмоции в корне неверно, но умение регулировать их проявления совершенно необходимо.
Контроль в выражении эмоций проявляется в трех основных формах:
1) «подавлении» (сокрытии переживаемого эмоционального состояния);
2) «маскировке» (замене переживаемого эмоционального состояния выражением другой эмоции, отсутствующей в данный момент);
3) «симуляции» (выражении не переживаемой эмоции)
Регуляция эмоциональных состояний (устранение нежелательных эмоций) возможна либо при воздействии извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо в результате саморегуляции.
Непосредственно снять у себя эмоциональное напряжение помогут:
1. Переключение (направдение сознания на какую-либо другую деятельность)
2. Приуменьшение (снижение значимости)
3. Откладывание на потом
4. Физическая разгрузка (как говорил И.П.Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»)
26.Мотивационная сфера личности
Мотивационная сфера – это совок-ть мотивов.
Мотив – побуждение к действию связанное с удовлетворением потребностей .
Мотивация –процесс актуализации потребности индивида, что приводит к напряжению в психике и возникновению мотивов(мотив – это внутренние возбудители активной деятельности и поведения личности.
Мотивации возникают у человека практически с рождения и эволюционируют вместе с человеком. А определённая иерархия зависит от наличия у человека определённых моральных и материальных ценностей, каждая из которых преобладают над другими. Однако, конкретные мотивы могут возникать у человека ситуативно – по мере возникновения определённых потребностей. И, несомненно, доминирование тех или иных мотивов напрямую зависит от направленности конкретной личности.
Основными компонентами данной сферы личности являются как потребности ,влечение ,так и определенные интересы, намерение, идеал, социально-психологические нормы, стереотипы и т.д.
У всех людей своя иерархическая структура мотивационной сферы личности, но , как правило, основание пирамиды мотивов у всех совпадает.
1. Биологические 2. Материальный 3. Социальные 4. Духовные
Основными характеристиками мотивационной сферы личности являются:
- разнообразие мотивов;
- множественный характер; (Множественность связана с увеличением самих потребностей, способов и средств для удовлетворения таких нужд)
- гибкий характер; (удовл. потр. различными способами и средствами )
- существование определённой иерархии;
- наличие структуры; ( несколько потребностей можно отнести к одной мотивации ПР: био. потр.- мотив. Еда, вода …-потр. )
- устойчивый характер мотивов; (длительное сохранение мотивов)
- динамичность мотивов; (определяется изменением силы и приоритетности мотивов )
- мотивационная сила
27 Потребности, мотивы, мотивация. Понятие потребностей .Понятие мотива и мотивации. Виды мотивации.
В рамках основной деятельности человека занимают мотивы и мотивации. В психологии под мотивацией понимается процесс актуализации потребности индивида, что приводит к напряжению в психике и возникновению мотивов .
Мотивы – это внутренние возбудители активной деятельности и поведения чел.
Под потребностью понимают испытываемую человеком нужду в чем-либо.
В наст. Время различают след. Виды:
1. Материальные и духовные
2. Биологические и социальные
3. Индивидуальные, групповые и общественные
4. Здоровые и нездоровые
5.Ведущие и второстепенные
6. Реальные и иллюзорные
1. Физиологические
2.Безопастность
3.Потр. в принадлежности и любви
4.В уважении и почитании
5.Познавательные
6. Эстетические
7.Потр. в самоактуализации
Виды мотивов:
- Внешние — возникают на основе внешних составляющих, к примеру, увидев у другого человека желаемую вещь, возникает желание заработать деньги и также приобрести ее.
- Внутренние — возникают внутри самого человека, это может быть желание сменить обстановку, создать собственное дело и т.д.
- Положительные — крепятся на положительных утверждениях, например, «буду много работать, получу много денег» и т.д.
- Отрицательные — основаны на факторах, которые отталкивают человека от свершения ошибки, например «если просплю, опоздаю» и т.д.
- Устойчивые — направлены на удовлетворение первоначальных нужд.
Неустойчивые — требуют постоянного подкрепления.
Вопрос 28. . Основные концепции мотивации Теории потребностей. Бихевиоризм – теория научения. Психоаналитические теории мотивации. Теория Курта Левина. Гуманистические теории.
Теории мотивациианализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере их предмет сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка понять, что побуждает человека к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория ERG (потребностей существования роста и связей), разработанная К. Альдерфером, теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга, теория ожиданий В. Врума, модель Портера-Лаулера.
Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Торндайк использовал идею Вена о «пробах и ошибках» как регулирующем начале поведения. Выбор этого начала имел глубокие методологические основания. Он ознаменовал переориентацию психологической мысли на новый способ детерминистского объяснения своих объектов. Хотя Дарвин специально не акцентировал роли «проб и ошибок», это понятие несомненно составляло одну из предпосылок его эволюционного учения. Поскольку возможные способы реагирования на непрестанно меняющиеся условия внешней среды не могут быть заранее предусмотрены в структуре и способах поведения организма, согласование этого поведения со средой реализуется только на вероятностной основе.
Эволюционное учение потребовало введения вероятностного фактора, действующего с такой же непреложностью, как и механическая причинность. Вероятность нельзя было больше рассматривать как субъективное понятие (результат незнания причин, по утверждению Спинозы). Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Преимущество этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании) означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго фиксированными в нервной системе способами. Невозможно было объяснить эти
Основным представителем этой теории является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1859-1939) По Фрейду, движущими силами человеческого поведения являются инстинкты секса и агрессии Секс или инстинкт жизни (эрос) сначала в признавался Фрейдом единственным мотивирующим фактором поведения Позже Фрейд обосновал действия другого инстинкта — тана-ТОСУ (инстинкта агрессии, разрушения и смерти) Фрейд утверждал, что человечество пока не с овсим владеет тайнами Эроса и Танатоса, и познание этих инстинктов и управления ими — задача будущих поколений.
Психоаналитическая теория рассматривает личность как единство ее трех составных частей:
а) \»Ид\» (Оно) — резервуар инстинктов и импульсов, которые размещены в подсознательном компоненте психики;
б) \»Эго\» (Я) — личная определенность, осознание себя;
в) \»Суперэго\» — моральные аспекты сознания и поведения человека Схематически структура личности выглядит как айсберг, над водной поверхностью которого находится лишь \»Эго\» Это примерно одна шестая часть с структуры \»Ид\» охватывает пять шестых структуры Эта подструктура находится в подсознании Человек обычно не осознает смысла \»Ид\», потому что оно существует за пределами разума \»Ид\» проявляется только в повед Инке, которая, в частности, сдерживается компонентом \»Суперэго\», т.е. внешними нормами поведения
Основой основ психоанализа является подсознательное Именно оно, по Фрейду, скрывает в себе большинство побудительной силы человека Подсознательное дает нам возможность понять тайные стремления людей и тем самым направить эти стремления в пользу общественному производству Сколько бы не говорили о том, что качество продукции должно быть высоким, дальше разговоров дело не пойдет Но если мы поймем побудительные силы материально го и морального стимулирования людей, в основе которого лежат осознаваемые и неосознаваемые импульсы, то мы сможем достичь чего-то слушногного.
Теория Курта Левина является оригинальной теорией в объяснении человеческого поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальтпсихологии, дав ей название «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.
В рамках теории поля Курт Левин предлагает схему психологического изучения человеческого поведения, которая имеет целый ряд отличительных особенностей:
1. Согласно ей, анализ поведения должен основываться на общей ситуации. В объяснение поведения включается более широкий круг явлений, чем объединение отдельных элементов типа раздражителей и реакций.
2. Ситуацию следует интерпретировать так, как она представляется субъекту. Это означает, что объяснение должно быть психологичным. При этом детерминанты поведения независимо от локализации в окружении или субъекте должны пониматься психологически. В связи с этим к основным компонентам причинно-следственного анализа относятся, например, не раздражители, как это пытается доказать бихевиоризм, а воспринимаемые (отраженные субъектом) особенности окружения, которые предоставляют человеку различные возможности для действия. Психологическому анализу должно подлежать таким образом не только все, что происходило с действующим субъектом в нем самом и окружении, но и другие факторы, влияющее на поведение.
3. Для объяснения поведения описания простых связей в смысле ассоциации «раздражитель-реакция» явно недостаточно. Согласно Курту Левину, в основе всякого поведения лежат силы, основными из которых являются потребности.
4. Простая классификация наблюдаемых феноменов не идет дальше описательного уровня и может стать причиной неверного объяснения, поскольку внешне одинаковое поведение не обязательно связано с одними и теми же причинами. Необходимо выработать общие понятия и использовать их как конструктивные элементы, сочетание которых позволяло бы объяснить каждый конкретный случай.
5. На поведение влияет только то, что действует здесь и теперь: будущие и прошлые события сами по себе не могут определять поведение в настоящий момент, они действенны лишь как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое. Прошлые и будущие события могут лишь внести свой вклад в структуру общей ситуации и несколько изменить композицию поля, но не более. Но, тем ни менее, их влияние может сказываться на актуальных состояниях субъекта и его окружения.
В своей модели психологического объяснения поведения Курт Левин стремился осуществить анализ условий протекания явлений и свести их к основным объяснительным конструктам. Конструктами стати понятия общей динамики, такие, как напряжение, сила, поле (по аналогии с электромагнитным и гравитационным полями).
В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего.
Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая — «организмический отслеживающий процесс» — представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии (Роджерс К., 1994).
Цель жизни, согласно К. Роджерсу, — реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.
29. Понятие деятельности и поведения.
В научном смысле понятие «деятельность» применимо только к человеку. Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями. Таким образом, элементами деятельности выступают: цели, потребности, действия. Термин «действие» в строгом смысле применим только к человеку. Животные неспособны ставить перед собой цель. Стало быть, у них есть произвольные движения, но нет действий (хотя в широком смысле слово, но не понятие «действие» сплошь и рядом применяется по отношению к животным, впрочем, и по отношению к физическим объектам тоже).
Цель — осознанный образ предвосхищаемого действия. Животные запрограммированы природой, ими руководят инстинкты, а не цель. Действия человека всегда осмысленны. Отдельные действия занимают краткое время.: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются из дня в день, мы говорим о деятельности.
Итак, действие — единица деятельности. Отдельное движение — элемент действия. Движения столь элементарны, что присущи и животным, и людям. Действия и деятельность — только людям. Забить гвоздь — это действие, оно распадается на более мелкие движения (взмах молотка, удар по гвоздю и т.д.). К движениям не применимы цель и потребности, а к действию применимы.
Поведение — совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Деятельность, в отличие от поведения может быть внутренней (рассудочная деятельность) и внешней. Поведение относится только ко второму. Поведение — внешняя форма проявления деятельности, т.е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому ученые говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение — непосредственно наблюдаемая деятельность. Деятельность — осознанное им «произвольное поведение».
В приведенном примере речь идет о поведении больших масс людей (которое можно назвать социальным поведением) как реакции на ожидаемые трудности в снабжении продуктов, удовлетворяющих важнейшую жизненную потребность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности; мотивация; ожидания (экспектации).
Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например, заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.
30. Виды деятельности.
Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и трудовой, познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной.
Особыми видами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.
Источник