- Игры для установления эмоционального контакта с детьми РДА статья по коррекционной педагогике
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
- Аутизм у детей. Особенности развития
- Ребенок с РАС. Создаем комфортную среду для общения
- Установление контакта с аутичным ребенком статья по коррекционной педагогике
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для установления эмоционального контакта с детьми РДА
статья по коррекционной педагогике
В данной статье рассмотрены игры, с помощью которых можно установить эмоциональный контакт с детьми РДА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_ustanovleniya_emotsionalnogo_kontakta_s_detmi_rda.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для установления эмоционального контакта
с детьми раннего детского аутизма (РДА)
педагог-психолог, социальный педагог
МБДОУ «Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»,
ХМАО, Тюменской области, г. Урай
Последнее время стало все больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Мы бы хотели остановиться на проблеме раннего детского аутизма (РДА), при которой нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминирующее место в формировании его искаженного психического развития. Коррекция раннего детского аутизма носит особый, достаточно сложный характер.
Самым первым и наиболее трудным этапом в организации коррекционно-развивающей деятельности детей с РДА является установление эмоционального контакта с ребёнком.
В данной статье из опыта работы представлены сенсорные игры:
— игры с красками;
— игры с мыльными пузырями;
Данная разработка поможет педагогам ДОУ грамотно и эффективно установить эмоционально-личностный контакт с детьми с РДА, что будет является фундаментом для дальней коррекционно-развивающей деятельности.
Игры с красками
Цель: эмоциональное привлечение ребёнка к новому виду деятельности
Материал: кисточка, 3 стаканчика с водой, акварельные краски
«Мы возьмем волшебную кисточку и обмакнем в желтую краску, вот так (Психолог берет кисточку и кладет в руку ребенка, показывая как необходимо кисточку обмакивать в краску). Интересно, что получиться! (В преддверии волшебства психолог и ребенок вместе считают до трёх и опускают кисточку в воду) Теперь вода становиться желтой. Смотри как красиво! Ты настоящий волшебник!».
Совместно с ребёнком выполняем такое действие с каждой из трёх стаканчиков с водой.
В этой игре ребенок быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем – «заказывая» следующую краску или выхватывая кисточку и начиная действовать самостоятельно.
Цель: эмоциональное привлечение ребёнка к новому виду деятельности, развитие мелкой моторики
Материал: кисточка, стаканчик с водой, акварельные краски
«А давай сливать краски и получать новые цвета. Мы берем кисточку и обмакиваем в желтый цвет. Затем на листе бумаге делаем линию. После этого берем красную краску и цвета, как по волшебству начинают сливаться. Как красиво!»
Можно подуть на сливающиеся краски, и они становятся как живые и передвигаются. Так мы получаем оранжевый цвет.
В данном упражнении предпочтение в цвете можно отдать ребёнку.
Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие. Детям очень нравятся взаимодействовать с водой.
Цель: снижение эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики, привлечение ребёнка к новому виду деятельности
Материалы: вода, стаканчики, мисочки.
Возьмите пластиковые, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустой стаканчик, а теперь – полный». Можно переливать воду из одной посуды в другую».
Цель: привлечение ребенка к взаимодействию с игрушками и водой
Материалы: таз с водой, утка и утята
Наполните большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро — много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки — маленькие утята. «Кря-кря-кря! — говорит утка. — Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке» и т.д.
Цель: привлечение ребёнка к игровой деятельности
Материал: таз с водой, куколки, мочалка, полотенце
Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: «А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички — попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?» и т.д.
Чаще всего детям очень нравиться наблюдать за деятельностью взрослого, однако некоторые дети не любят прикасаться к воде. Не стоит настаивать взаимодействовать с водичкой. Ребёнок когда будет готов, сам начнет прикасаться.
Игры с мыльными пузырями
Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга и радости они ловят мыльные пузыри и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются — это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания.
Цель: установление эмоционального контакта, снижение эмоционального напряжения
Материалы: коктейльная трубочка, тарелочка с водой и шампанью
В небольшую мисочку налейте воды, добавьте немного шампуни. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей.
Есть несколько вариантов взаимодействия с мыльными пузырями:
— предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно;
— поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку;
— предложите ребенку слегка дотрагиваться до мыльных пузырей и наблюдать, как они исчезают;
— покажите, что в миску с мыльными пузырями можно добавить акварельные краски;
— сдувайте мыльные пузыри, а ребёнок пусть ловит их.
Ни один малыш не останется равнодушным к игре с мыльными пузырями.
Цель: установление эмоционального контакта, развитие моторики
Материалы: миска, гречневая крупа
Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»
Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.
На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
Цель: установление эмоционального контакта, развитие моторики
Материалы: ложечка или стаканчик, крупа
Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.
Цель: установление эмоционального контакта, снижение эмоционального напряжения
Ребенок может захотеть рассыпать крупу. В этом случае остановить его будет очень трудно. Будьте готовы к такому развитию событий — позвольте ребенку сделать это, контролируя его действия. Пусть рассыпающаяся крупа станет «дождем». Поддержите ребёнка в этом, как можно ярче выражайте свои эмоции.
По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках или босиком. Можно посыпать крупу на шейку или голую спинку ребенка, если он позволит.
В завершение такой игры организуйте совместную уборку.
Установление эмоционального контакта с ребёнком с РДА это длительный период. Наберитесь терпения, так как одну и ту же понравившуюся игру, необходимо будет проигрывать несколько раз. Не предъявляйте к ребенку высоких требований, и не сравнивайте его с другими детьми, радуйтесь вместе с ним каждому успеху. Верьте в возможности ребёнка и у него все будет получаться!
Список используемой литературы:
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Мпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 136 с.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.
- Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Издательство Московского университета, 1987 . – 287 с.
- Янушко Е.А. Игры с аутичным ребёнком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.
Источник
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
По статистике аутизм встречается у каждого 160-го человека. Соответственно, вероятность встретить ребенка с РАС достаточно высока для каждого из нас.
Вокруг детей с аутизмом «ходит» множество различных мифов: они гениальны, великолепно считают в уме, любят собирать кубик Рубика и, конечно же, совершено не желают общаться. Вспомним типичные образы людей с аутизмом из кинематографа: Раймонд («Человека дождя»), Шон (фильм «Хороший доктор»), Шелдон («Теория большого взрыва»). Они гениальны, холодны, но, несмотря на это, чрезвычайно обаятельны.
Однако реальность несколько отличается от тех образов, что транслирует нам мировой кинематограф. Люди с диагнозом аутизм разные, не менее разные, чем все остальные. У каждого из них свои интересы, свои особенности взаимодействия и поведения, сильные и слабые стороны. И это касается не только взрослых людей, но и детей с аутизмом. И прежде чем понять, что за ребенок перед вами, необходимо вступить с ним в контакт.
Аутизм у детей. Особенности развития
Многие дети с аутизмом имеют ряд особенностей сенсорного восприятия (зрительная, слуховая, тактильная и другая информация от органов чувств):
- повышенная или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам окружающего мира;
- склонность к «застреванию» на некоторых, порой неожиданных вещах, когда все внимание ребенка сосредоточено на каком-то действии и он длительно занимается им;
- сложности в установлении и удержании зрительного контакта с другим человеком.
Среднестатистическому ребенку с аутизмом более комфортно взаимодействовать с предметами, а не с людьми. Но не потому что они не хотят общаться! Для ребенка с РАС, человек – непредсказуемый «объект» с которым сложно установить контакт. Некоторым детям бывает трудно долго фиксировать внимание на человеческой мимике или взгляде. И только если «объект» чем-то интересен и привлекателен для ребенка с аутизмом – он обратит на него внимание.
Ребенок с РАС. Создаем комфортную среду для общения
- Взаимодействуйте с ребенком, находясь примерно на уровне его глаз. Можно сесть на пол или на корточки. Не трогайте ребенка, не призывайте его к зрительному контакту. Если ребенок с аутизмом не смотрит вам в глаза, это вовсе не значит, что он вас не видит. Дети с РАС могут рассматривать людей и объекты, используя так называемое «боковое зрение».
- Не провоцируйте ребенка использовать речь и зрительный контакт. Он сделает это сам, когда будет готов. Избегайте инструкций вроде: «Посмотри на меня», «Где глазки?». Уважайте право ребенка на комфортную сенсорную среду.
- Находитесь рядом с ребенком, но не вторгайтесь в его личное пространство. Если вы отойдете даже в центр комнаты, ребенок может не заметить вас на фоне других отвлекающих вещей в помещении. Идеальным будет расстояние вытянутой руки.
- «Играйте» с собственной речью, сделайте ее интересной для ребенка. Вы можете использовать яркие выразительные интонации или шепот. Подчеркивайте ключевые моменты, меняя громкость голоса, интонацию, делайте паузы. Можно также использовать смешные, необычные звуки («пиу-пиу», «ап», «ой» и т.д.), озвучивая собственные действия. Старайтесь не говорить слишком громко, у некоторых детей с аутизмом есть гиперчувствительность к звукам и им комфортнее воспринимать тихую речь.
- Используйте простые, короткие высказывания: «Смотри! У меня есть машинка», «это было весело», «ух ты, мыльные пузыри».
- Комментировать можно как свои действия, так и действия ребенка («я поставлю сюда этот мяч»). Комментируя, используйте описательные предложения: «У тебя классные ботинки», «ты нашла красную звездочку». Можно делиться своими эмоциями: «Да, мне тоже это нравится», «это была отличная прогулка!»
- Делайте паузы в речи и давайте ребенку время, чтобы обработать и понять услышанное. В связи с нарушениями сенсорной обработки у некоторых детей процесс понимания речи может происходить с задержкой. Также используйте паузы для того, чтобы дать ребенку время обдумать ответ и решить, готов ли он вообще отвечать.
- Сопровождайте свою речь жестами, средствами дополнительной коммуникации. Некоторым детям проще дается восприятие визуальной информации. Это могут быть картинки, фотографии, рисунки или карточки PECS (система коммуникации через обмен карточками с изображениями). Зрительные подсказки помогают ребенку лучше понять вашу речь и сконцентрироваться на сказанном, а также дают опору для ответа.
- Старайтесь не задавать вопросов и не предъявлять требований к ребенку. Даже если ребенок пользуется речью, он может быть не готов вступать в активный контакт.
- Если ребенок пользуется речью, слушайте его и давайте время высказаться. Спрашивайте о его интересах, задавайте дополнительные вопросы: «Какие машины тебе больше нравятся?». Делитесь своим мнением, комментируйте, но старайтесь не давать советов. «О, мне тоже нравится этот фрукт!», «да, это красивая собака, у меня есть такая же!»
- Подбирайте темы для разговора в соответствии с возрастом и интересами ребенка.
- Не запрещайте ребенку с РАС заниматься стиммингом (определенные стереотипные действия, которые люди с аутизмом иногда совершают: взмахи руками, прыжки, повторение фраз, слов или звуков и многое другое) в любой безопасной форме. Не комментируйте и не поощряйте стимминг, не совершайте самостимулирующие действия вместе с ребенком. Ребенок может делать это для самоуспокоения, восполнения недостатка сенсорных ощущений или же просто потому, что его нервной системе сейчас это зачем-то нужно. Дайте ему эту возможность.
- Уважайте право ребенка НЕ общаться, если он этого не хочет. Ничего страшного, если вдруг у вас не получилось сейчас. Зато вы показали ребенку, что вы безопасный и комфортный для взаимодействия человек. И, возможно, в следующий раз он пойдет вам навстречу.
- Уважайте право ребенка не быть таким, каким вы ожидаете или хотите его видеть. Он может быть абсолютно безразличен к цифрам или динозаврам, но обожать мыльные пузыри. Ему может быть приятнее играть с веревочкой, а не с машинкой. А ещё он вполне может вовсе не сторониться общения, а сразу взять вас за руку, попросить обняться или залезть к вам на колени.
Помните, что дети с аутизмом очень разные, как и все мы!
Танькина Ольга, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Источник
Установление контакта с аутичным ребенком
статья по коррекционной педагогике
Установление контакта с аутичным ребенком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustanovlenie_kontakta_s_rebenkom_s_ras.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Установление контакта с аутичным ребенком.
Специалисты склоняются к тому, что задачей воспитания и обучения аутичного ребенка является развитие осмысленного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Установка с ребенком эмоционального контакта будет первым шагом в работе с аутичным ребенком.
Аутичный малыш испытывает проблемы в развитии уже самых ранних форм чувственного контакта с близкими. У ребят избирательное отношение к матери имеет возможность вообще не сложиться или же затрудниться на довольно раннем этапе.
Для установления эмоционального контакта с ребенком нужно хорошо представлять себе, собственно, что воспрепятствовало этому, случится естественным образом. Так как надобность в общении у этих ребят есть — они тянутся к людям, но они довольно ранимы и тормозимы в контакте. Прикосновение, голос, взгляд имеют все шансы оказаться для них очень сильными эмоциями и вызвать ощущение дискомфорта. Все это вынуждает малыша уходить от общения. Поэтому, чтобы попытка установления контакта была удачной, надо попытаться осуществить общение так, чтобы она была для малыша комфортной, подкреплялась приятными эмоциями и не требовала труднодоступных для него форм взаимодействия. .
После того, как ребенок привык к общению и заинтересован в нем, можно будет предложить ему общаться уже напрямую, используя совместную игру. Выбирая общие занятия, надо учитывать интересы и возможности ребенка и предлагать ему привычные игры, в которых чувствует себя успешным. Это и будет вторым шагом в работе с аутичным ребенком.
Третий шаг: развитие активного и осмысленного отношения к миру.
С каждым новым шагом в развитии отношений с окружающим миром такой ребенок нуждается в состоянии особого душевного подъема.
Установление эмоционального контакта с ним, вовлечение в сопереживание дает нам возможность поднять его активность, побудить его попробовать с нашей помощью перейти от защиты к постепенному освоению мира. Через сопереживание надо постараться ввести в его жизнь смыслы, которые в последующем разрешат и ему самому мобилизоваться и организовать себя. Важно поднять в процессе общения активность малыша так, чтобы ему захотелось «изменить собственным принципам», оторвать его от стереотипов и принять личное решение. Это и станет началом первых устойчивых форм поведения, шагом к преобразованию стереотипа защиты в стереотип связи с миром, продвижением во взаимодействии с окружающими, развитием диалога с людьми.
Дальше можно украсить общение различными сенсорными эмоциями: зрительной и вестибулярной стимуляцией.
Сенсорные ощущения мы можем усилить, связав их особым ритмом, пением, окрасив их собственным удовольствием. В играх мы постараемся поддержать сенсорной стимуляцией переживание самых простых, но значимых для каждого ребенка ситуаций: кормление и укладывание спать, прогулки. Используя непосредственное сенсорное ощущение, мы свяжем с ним воспоминания ребенка и сделаем, таким образом, их переживание более ярким и осознанным.
Существует определенная последовательность введения разных жизненных смыслов в игровое переживание ребенка: сначала он эмоционально осваивает ситуации стабильные, потом он проявит способность принять как удовольствие новизну, смену событий. Торопливость грозит нарушить контакт с ребенком — он может просто не принять новый смысл игры, возможно даже усиление тревоги и страха, проявление негативизма, провокация агрессии. Поэтому сначала в игре долго обживаются бытовые моменты привычной жизни, а потом наполнять «вкусными» подробностями жизнь ребенка, выбирать, а иногда и спонтанно предлагать, новые приятные детали.
Следующим этапом станет постепенное введение в общую игру, общее переживание приключения, победы над обстоятельствами. Там, где раньше любое затруднение вызывало отказ от работы, теперь, с нашей помощью, рождается интерес и желание испробовать себя в новой задаче.
Играя с малышом, мы не должны забывать общие правила работы с аутичными детьми:
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
10. Избегать переутомления ребенка.
Воспитание и обучение аутичного ребенка – сложный и беспрерывный процесс.
Вот некоторые советы специалистов:
- Ребенка необходимо приучить к точному распорядку дня: так ему будет легче ориентироваться во времени и пространстве.
- Обучение каким-либо навыкам должно проходить через постоянное повторение до того времени, пока ребенок твёрдо освоит этот навык. Например, «возьми расчёску и расчеши волосы».
- Для привлечения внимания необходимо всегда несколько раз повторять его имя.
Существует ряд методик обучения аутичных детей, с помощью которых успешно корректируется психологическое состояние детей, и они лучше адаптируются в обществе.
Помощь детям с РАС можно оказать на основе правильного сочетания специализированных программ обучения и образования. Целью при этом является обучение максимальному использованию тех навыков, которыми они располагают, чтобы компенсировать недостатки. Необходимо постоянно проявлять заботу о детях — аутистах. Успех социальной адаптации аутичного ребенка тесно связан с возможностью координации действий воспитателей, врача, психолога и дефектолога.
Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов работающих с ним будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В период поступления ребенка в ДОУ при наборе групп или переводе из одного детского сада в другой, учитель — логопед осуществляет диагностику его уровня речевого развития. Данная задача решается в сло.
Прежде чем приступить собственно к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. В случае, когда ребенок 1,5-3 лет использует в активной речи лишь несколько аморфн.
В статье представлена классификация раннего детского аутизма, формы и методы коррекционной работы с детьми с РДА при помощи сенсорных игр.
Книга «Игры с аутичным ребенком» — обобщение опыта работы с аутичными детьми.
Адаптация ребёнка 2-х лет в детском саду. Поступив в детский сад, ребенок попадает в новую, непривычную среду, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать тесные взаи.
На сегодняшний день существуют различные методики по оказанию помощи детям с аутизмом. Проведено много исследований и разработаны различные методы, способствующие налаживанию их контакта с внешним мир.
В данной статье мы рассматриваем возможность применения совместного чтения с аутичным ребенком на разных этапах психологической помощи.
Источник