Профилактическая работа педагога-психолога по созданию в ДОО условий для эмоционального комфорта и благополучия детей
Большакова Александра
Профилактическая работа педагога-психолога по созданию в ДОО условий для эмоционального комфорта и благополучия детей
Наиболее актуальной психологической проблемой детей дошкольного возраста нашего времени является проблема эмоционального комфорта и благополучия. Нагрузка на детскую психику сейчас несравнимо больше чем раньше. В этом во многом виноват быстрый ритм современной жизни, обилие всевозможной информации, калейдоскоп нескончаемых событий и лиц. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справиться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
Эмоции с одной стороны являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Именно преобладание положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе, своих силах обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка.
Предлагаю вашему вниманию программу профилактической работы, направленной на создание в детском саду условий для эмоционального комфорта и благополучия дошкольников.
Цель программы: развитие эмоциональной сферы и обеспечение эмоционального благополучия дошкольников.
— знакомство детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, спокойствием.
— обогащение эмоциональной сферы детей положительными эмоциями;
— обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
— развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;
— повышение психолого-педагогических компетентности педагогов и родителей;
— расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможности преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
— формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей.
Решение данных задач во многом зависит от взаимодействия родителей, педагогов и психолога.
Психолог в данном случае является посредником между ребенком и взрослым, способствует созданию определенной среды в ДОУ, особого микроклимата для развития опыта взаимодействия детей, педагогов и родителей.
Ведь эмоциональное благополучие ребенка зависит от определенной благоприятной среды,которая включает в себя следующие компоненты: благополучие семейных отношений, психическое здоровье ребенка, своевременное эмоциональное развитие, физическое здоровье ребенка, конструктивное общение ребенка со сверстниками, личностно-ориентированный стиль общения педагогов с ребенком в ДОУ.
В профилактической программе отражена работа со всеми субъектами образовательного пространства.
С детьми проведена развивающая образовательная деятельность, осуществлены мероприятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников: эмоциональные игры, проговаривание своих эмоций, чувств, поступков; рисование, решение практических ситуаций, беседы о различных эмоциональных состояниях и др.
С педагогами проведены: цикл практических семинаров по развитию коммуникативной компетентности педагогов в работе с детьми, родителями, коллегами;консультации: «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников»; «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей»; «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ»; семинар-практикум «Система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольника»; релаксация.
С родителями проведены: семинар-практикум «О стилях поведения и методах воспитания»; консультация «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников»; оформлена папка для стендовой информации (практический материал, психологические игры и упражнения для развития эмоциональной сферы, снятия психоэмоционального напряжения и др.).
В основу развивающей образовательной деятельности с детьми легли материалы, опубликованные в книгах Т. А. Данилиной, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степиной «В мире детских эмоций», М. Ю. Стожарова «Формирование психологического здоровья дошкольников», Крюковой С. В., Слободяник Н. П., Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Развивающая образовательная деятельность с детьми имеет следующую структуру:
1) игры и упражнения, направленные на положительное отношение к занятию, на сплочение и повышение эмоционального настроя;
2) игры и задания, направленные на развитие произвольности, мышления, воображения;
3) игры и упражнения, снижающие психомышечное напряжение, релаксация.
Основные методы и приемы:
— упражнения в выражении и узнавании эмоциональных состояний;
— решение проблемно-практических ситуаций,
— выражение своего эмоционального состояния через рисунок, танцы,
— использование эмоционально-символических методов;
Продолжительность 20-25 минут, один раз в неделю.
В возрастных группах создана необходимая для эмоциональногоразвития предметно-пространственная среда: зеркало, пиктограммы, «уголок уединения», бросовый материал и атрибуты предметы-заместители,игровые пособия: «пыльные» подушки или «подушки — злючки»; «коврик злости», «волшебный мешочек и др. Данными атрибутами снимается психоэмоциональное напряжение, осуществляется профилактика негативных проявлений у детей.
Для воспитателей педагогом-психологом оформлена «Психологическая развивающая игротека», где находится подборка игр и упражнений для развития эмоциональной, волевой, коммуникативной, интеллектуальной сферы. Игры и упражнения воспитатели проводят вне регламентированной образовательной деятельности.
Предметно-развивающую среду для развития эмоциональной сферы воспитатели строят на основе составленных педагогом-психологом методических рекомендаций по содержанию мини-центра социально-коммуникативного развития, презентация которого проходила на групповой консультации «Организация психологического уголка в группе ДОО».
Основная роль в развитии и воспитании детей в детском саду принадлежит педагогу. Поэтому особое внимание уделено мероприятиям, развивающим коммуникативные умения и педагогическую компетентность педагогов в работе с детьми и общении с родителями.
С педагогамибыли проведены следующие мероприятия:
1)консультация: «Специфика педагогического общения»;
— «Азбука общения. Общение и умение слушать»;
— «Развитие коммуникативной компетентности и навыков общения педагогов с детьми и родителями»;
— «Воспитатель и родитель: диалог или монолог»;
— «Причины и разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников»;
— «Техники установления позитивных отношений с детьми. Коммуникативные навыки педагога».
Наряду с решением задач развития коммуникативных умений педагогов проведены семинары и консультации, посвященные эмоциональному благополучию дошкольников.
Консультации: «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников»; «Эмоциональное состояние взрослого как опосредствующий фактор эмоционального состояния детей».
Семинар-практикум: «Система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников».
Повышение педагогическойкомпетентности родителей осуществлялось через следующие мероприятия:
— Консультация «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников».
— Семинар-практикум «О стилях поведения и методах воспитания».
Для родителей оформлена информационная папка в группе и уголок в фойе «Психологический вестник», в которых предлагается стендовая информация по самым актуальным вопросам воспитания детей, в частности проблемам общения дошкольников со сверстниками, с взрослыми и детского — родительских отношениях.
В результате реализации профилактической программы психологического сопровождения по обеспечению эмоционального комфорта и благополучия дошкольников были отмечены позитивные изменения в поведении детей. Эмоциональный фон детей стал положительным, дети выражают свои эмоции более культурными формами, стараются сдерживать такие проявления как плач, крик и т. п., эмоциональное состояние намного улучшилось.
Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания «Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания». Детский сад — новый период в жизни.
Использование сказкотерапии с элементами театрализации в работе педагога-психолога в ДОО Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ.
Значение арт-терапии в современной практике педагога-психолога ДОО Мое выступление посвящено арт-терапии. Все мы знаем, что дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период.
Консультация для родителей «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье» Первые годы жизни – интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость.
Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ Я, педагог-психолог, Близко Оксана Леонидовна. Вот уже десять лет работаю с детьми ОВЗ и инвалидами. Психологическое сопровождение детей.
Составляющие эмоционального комфорта в течение дня в разных возрастных группах Особое значение в детском саду придается задаче обеспечения эмоционального благополучия. Педагоги владеют технологиями, позволяющими решать.
Организация работы методической службы ДОУ по созданию условий для возникновения познавательного интереса у детей «Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Колосок» «Организация работы методической службы ДОУ.
Видеоролик «Заюшкина избушка» Совместная творческая работа педагога и детей по созданию видеоролика Рисунки созданы детьми подготовительной группы на занятиях в изостудии. Это первая работа, поэтому не судите строго. Планирую в этом учебном.
Взаимодействие ДОУ и семьи по созданию условий для духовно-нравственного воспитания детей «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и,.
Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта с детьми старшей группы Цель: развитие эмоционального и социального интеллекта детей. Задачи: 1. Закреплять знания детей об эмоциях, умение распознавать эмоциональное.
Источник
Организация взаимодействия ребенка и воспитателя в условиях реализации ФГОС
Павленко Наталья
Организация взаимодействия ребенка и воспитателя в условиях реализации ФГОС
Основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п. 2.4.). При оценке результативности образовательного процесса в настоящее время обращается внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать, а на то, каковы итоги его физического, личностного и интеллектуального развития в целом.
В стандарт дошкольного образования включены такие основные принципы,как:
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Я, как педагог, неукоснительно следуя данным принципам, создаю в своей группе все условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивая его эмоциональное благополучие, помогаю дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития.
В детском саду почти каждый ребенок проводит большую часть суток. Сверстники и работники детского сада становятся его вторым «миром». Отношения с ними занимают в жизни малыша очень важное место, и он очень переживает, если отношения не складываются. Основой взаимодействия воспитателя с воспитанником является доверительное и внимательное отношение к внутреннему миру ребенка, доброта и сердечность взрослого. Это способствует результативному сотрудничеству между ними, дает возможность правильно оценить состояние души малыша, понять и принять его привычки и манеры поведения, быть мудрым проводником в его настроении и переживаниях.
Педагог для ребенка – это друг, который может поделиться своими знаниями, мудростью и опытом, а он их может перенять.Возникает вопрос: как же построить взаимоотношения с воспитанником, чтобы они помогли получить максимальный результат в сфере образования, воспитания и личностного развития? И в то же время взаимодействие должно оставаться благоприятным фактором для их конструктивного общения. Выходом из этой ситуации может стать модель личностно-ориентированных отношений «воспитатель – воспитанник», цель которых – развитие личности ребенка.
Основные принципы личностно-ориентированного взаимодействия – принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Задача воспитателя – создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ребенка в группе, для формирования у него положительных самоощущений, уверенности в своих силах, доверия к миру и людям, инициативности и активной любознательности. Здесь его умения и навыки видятся не как цели, а как средства его развития. Однако, это ни в коем случае не отменяет работы по развитию, обучению и воспитанию дошкольников, проведения с ними планомерной педагогической работы. В то же время, основное значение в образовательном процессе, согласно ФГОС ДО, придается не занятиям школьного типа, а игре, как основной форме организации детской жизни. Благодаря свободному взаимодействию в игре взрослого с детьми и детей между собой, проявляется детская активность, наиболее полная реализация себя как личности.
Такое положение дела предполагает принципиально новый подход к воспитательному процессу, формирующий у дошкольника активную жизненную позицию по отношению к окружающему. В его основе лежат такие взаимоотношения взрослого с детьми, которые строятся на основе равноправия и сотрудничества. Воспитатель не выравнивает детей, не придерживается одного шаблона, стандарта, а учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, ориентируется на его интересы, общается с учетом его характера и привычек. Личностно-ориентированный подход подразумевает взрослого не как непререкаемого авторитета, а как дружелюбного партнера и наставника. К ребенку он относится как к полноправному участнику совместной деятельности, и это является благоприятным условием для формирования будущей личности, развития творческого потенциала, снижения эмоциональных переживаний и конфликтных ситуаций.
Личностно-ориентированная модель воспитания характеризуется признанием взрослым прав и свобод ребенка, деятельностным сотрудничеством, сопереживанием и взаимоподдержкой, обсуждением проблемы, а также гибким введением необходимых ограничений. Эти формы взаимодействия гарантируют малышу обеспеченность чувством психологической защищенности, возможность его индивидуализации, привитие гуманного отношения к окружающему миру и положительных результатов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Действия взрослого не должны содержать в себе признаки подавления инициативности и самостоятельности детей.
В своей группе я строю с детьми отношения, основанные на уважении и требовательности. Уделяю большое внимание начальной стадии контакта, формированию у воспитанников чувства «мы». Всегда стараюсь применять личностный подход во взаимодействии с детьми, демонстрирую свою расположенность к группе, свое понимание их внутреннего состояния.
Хотелось бы обратить внимание на то, какое большое значение в процессе общения и установления дальнейших взаимоотношений имеет культура слушания. Уметь не только слушать, но и слышать другого человека – важнейший фактор, обеспечивающий эффективное общение и понимание друг друга. Первое и основное правило,сформированное много столетий назад: «Самый главный человек на свете – тот, кто перед тобой». Считаю, что любой педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен владеть умением слушать, ведь слушание воспитанника – это составная часть педагогической деятельности.
Когда педагог имеет эмоционально-положительное отношение к детям, адекватную деловую реакцию на недостатки в учебной работе, использует спокойный и ровный тон в обращении – его дети раскованы, общительны, доверчивы. Правильно подобранный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия и во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Правила, повышающие эффективность общения и взаимодействий, известны. Воспитание души и, как следствие, становление личности – должно начаться с изучения и усвоения этих правил.
В работе с маленькими детьми у взрослого есть ответственный момент, когда из множества различных средств взаимодействия он должен выбрать наиболее рациональные и эффективные в той или иной ситуации. Это и создаёт гармонию взаимопонимания воспитателя с детьми. А гармония в отношениях – и есть цель нашей педагогической работы.
1. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. 2007
2.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
3. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям/ 4-е изд., перераб. и доп. –М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.
4. Урунтаева Г. А.Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия». – 2001. – 166 с.
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации ФГОС Тема недели НОД тема, задачи, оборудование Место в режимных моментах (форма, цель) Средства для самостоятельной деят-ти Ожидаемый результат.
Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС «Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО». «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги.
Новые формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС Шлыкова Людмила воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золушка» С введением Федерального государственного образовательного стандарта в образовании.
Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС до С введением ФГОС дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. На современном этапе задачами педагогической.
Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в условиях ФГОС до Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» Муниципального образования – городской округ город Касимов.
Основные направления работы старшего воспитателя по повышению компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО «Правильно организованное обучение ведёт за собой развитие». Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное.
Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО На сегодняшний день одним из приоритетных направлений работы государственной социальной политики России можно считать внедрение в образовательный.
Презентация «Организация работы с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО» Комментарии к презентации «Работа дошкольной образовательной организации с семьей» Семья и детский сад – два общественных института, которые.
Презентация «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС» Слайд 2 Семья для ребенка-это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.
Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Источник