- УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- Экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней 10 Проблематика значимых отношений в системе психологического знания 13
- Главная > Исторический очерк
- Условия сохранения эмоциональных отношений
- Причины отрицательного отношения к себе и к семейной жизни
- СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
- Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты
УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Эмоциональные отношения не являются постоянными и неизменными, поэтому исследователи подчеркивают необходимость разумной организации взаимоотношений в браке.
С. Д. Лаптенок отмечает, что факторы, «связывающие супругов в их союзе, распределяются так (по нисходящей линии): общность духовных интересов и супружеская любовь; сексуальная совместимость; любовь к детям; супружеский долг; семейный уют и материально-жилищные условия».
М. Т. Кузнецов перечисляет некоторые неблагоприятные психологические моменты, которые разрушают стабильность эмоциональных отношений:
· отсутствие веры в любовь, в возможность постоянства супружеской любви;
· неправильные представления о факторах семейного благополучия и игнорирование таких из них, как взаимоуважение, способность на взаимное доверие и понимание;
· незнание и отсутствие интуитивного чувства основных закономерностей половой любви и более всего — неспособность улавливать и понимать чувства партнера, его характерологические особенности и привычки, неспособность контролировать и регулировать свои собственные эмоции и чувства, проявление потребительско-эгоистического отношения к любви в целом.
Важное влияние на эмоциональное отношение в браке оказывают культура общения и досуга, совместное принятие решений супругами, совместное семейно-бытовое самообслуживание семьи, создание семейной субкультуры. Стабилизация эмоциональных отношений зависит от равноправности ее членов, индивидуальных потребностей, которые удовлетворяет брак и семейная жизнь в целом. Чувство вины разрушает 6paк.
Личностные характеристики супругов вносят свой вклад в развитие взаимоотношений, более того, за их нарушениями скрывается внутриличностный конфликт одного из супругов. К благоприятным качествам супругов следует отнести:
· отсутствие страха и тревожности, адекватную самооценку;
· ориентацию на поиск и умеренную склонность к риску, что позволяет эмоциональным отношениям развиваться, а не страгнироваться;
· компетентность во времени (жить «здесь и сейчас», видя при этом связь событий)»
· высокий уровень самопринятия, что проявляется в естественности поведения и открытости опыту, в отношении к другому как к себе. Отсутствие самопринятия порождает инструментальное отношение к себе и другим, которое в свою очередь неизбежно приводит к нестабильности в эмоциональных отношениях, т. к. всегда найдется кто-то, лучше делающий что-либо.
Вероятность сохранения эмоциональной компоненты семейных отношений и благополучного развития брака возрастает, если супруги способны:
· реально смотреть на противоречия («Понять хочется дела- то человеческие…»);
· не строить иллюзий и надежду на случай;
· не избегать трудностей и не впадать в отчаяние («. Я помню морковь драгоценную эту и полполена березовых дров»);
· познавать психологию партнера («В твои глаза вникая долгим, взором, таинственным»я занят разговором…»);
· знать цену мелочам («Но бывает, жизнь встает в другом разрезе, и большое понимаешь через ерунду»);
· быть терпимым, уметь упреждать желания и потребности партнера («Кто-то на плечи руки положит, кто-то ясно заглянет в глаза..»);
· контролировать свое поведение и речь («За одно только слово, ласковое, человечье..»);
· иметь чувство меры («Какой мерою мерите, такою и вам будут мерить…»);
· осознавать причины и последствия супружеской неверности («Отче, прости им, ибо не ведают, что творят»);
· стремиться к единым подходам в воспитании детей.
По мнению Дж. Рейнуотер, если в межличностных отношения с каким-то близким человеком есть сложности, то истинная причина этого кроется в собственных личностных проблемах, которые могут быть связаны с:
· потребностью в любви и одобрении;
· незавершенными отношениями с другими людьми.
Авраам Линкольн как-то сказал: «Не выстоит дом, разделенный изнутри». Если люди в браке занимают «боевые позиции по отношению друг к другу, их брак долго не продержится.
Многим супругам кажется, что они сорятся из-за так называемого лидерства — каждый хочет утвердить свое превосходство. Но эти «ролевые конфликты» — всего лишь поверхность реальных отношений. Семья строится на эмоциональных отношениях взаимосвязанных и взаимодействующих людей. Если же ‘дин из членов семьи возьмет на себя функции народного контролера — станет следить за другим, чтобы тот «не подхалтуривал», если «жена-начальник» станет вызывать на ковер «мужа-подчиненного» и устраивать ему «летучки» и «взбучки», если отношения сведутся к тому, что вот кто-то «не оптимален» в смысле добычи, приносимой в семью, и, значит, не за что его уважать, то о какой же эмоциональной общности (а ведь это — основа семьи) можно говорить?
Человек часто не видит самых близких и дорогих своих людёй. А. Грин в одном из своих произведений высказал мысль о том, что наш внутренний мир мало кому интересен. Супругам кажется, что они знают друг друга наизусть, а на самом деле главного — внутреннего мира того, кто рядом; с его непрестанными изменениями — они просто не воспринимают.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней 10 Проблематика значимых отношений в системе психологического знания 13
Главная > Исторический очерк
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Условия сохранения эмоциональных отношений
Эмоциональные отношения не являются постоянными и неизменными, поэтому исследователи подчеркивают необходимость разумной организации взаимоотношений в браке.
С. Д. Лаптенок отмечает, что факторы, «связывающие супругов в их союзе, распределяются так (по нисходящей линии): общность духовных интересов и супружеская любовь; сексуальная совместимость; любовь к детям; супружеский долг; семейный уют и материально-жилищные условия».
М. Т. Кузнецов перечисляет некоторые неблагоприятные психологические моменты, которые разрушают стабильность эмоциональных отношений:
□ отсутствие веры в любовь, в возможность постоянства супружеской любви;
□ неправильные представления о факторах семейного благополучия и игнорирование таких из них, как взаимоуважение, способность на взаимное доверие и понимание;
□ незнание и отсутствие интуитивного чувства основных закономерностей половой любви и более всего — неспособность улавливать и понимать чувства партнера, его характерологические особенности и привычки, неспособность контролировать и регулировать свои собственные эмоции и чувства, проявление потребителъско-эгоистического отношения к любви в целом.
Важное влияние на эмоциональные отношения в браке оказывают культура общения и досуга, совместное принятие решений супругами, совместное семейно-бытовое самообслуживание семьи, создание семейной субкультуры. Стабилизация эмоциональных отношений зависит от равноправности ее членов, индивидуальных потребностей, которые удовлетворяет брак и семейная жизнь в целом. Чувство вины разрушает брак.
Личностные характеристики супругов вносят свой вклад в развитие взаимоотношений, более того, за их нарушениями скрывается внутриличностный конфликт одного из супругов. К благоприятным качествам супругов следует отнести:
□ отсутствие страха и тревожности, адекватную самооценку;
□ ориентацию на поиск и умеренную склонность к риску, что позволяет эмоциональным отношениям развиваться, а не стагнироваться;
□ компетентность во времени (жить «здесь и сейчас», видя при этом связь событий);
□ высокий уровень самоприьштия, что проявляется в естественности поведения и открытости опыту, в отношении к другому как к себе. Отсутствие самопринятия порождает инструментальное отношение к себе и другим, которое в свою очередь неизбежно приводит к нестабильности в эмоциональных отношениях, т. к. всегда найдется кто-то, лучше делающий что-либо. Вероятность сохранения эмоциональной компоненты семейных отношений и благополучного развития брака возрастает, если супруги способны:
□ реально смотреть на противоречия («Понять хочется дела-то человеческие. »);
□ не строить иллюзий и надежду на случай;
□ не избегать трудностей и не впадать в отчаяние («. Я помню морковь драгоценную эту и полполена березовых дров»);
□ познавать психологию партнера («В твои глаза вникая долгим взором, таинственным я занят разговором. »);
□ знать цену мелочам («Но бывает, жизнь встает в другом разрезе, и большое понимаешь через ерунду»);
□ быть терпимым, уметь упреждать желания и потребности партнера («Кто-то на плечи руки положит, кто-то ясно заглянет в глаза. »);
□ контролировать свое поведение и речь («За одно только слово, ласковое, человечье. »);
□ иметь чувство меры («Какой мерою мерите, такою и вам будут мерить»);
□ осознавать причины и последствия супружеской неверности («Отче, прости им, ибо не ведают, что творят»);
□ стремиться к единым подходам в воспитании детей.
По мнению Дж. Рейнуотер, если в межличностных отношениях с каким-то близким человеком есть сложности, то истинная причина этого кроется в собственных личностных проблемах, которые могут быть связаны с:
□ потребностью в любви и одобрении;
□ незавершенными отношениями с другими людьми.
Авраам Линкольн как-то сказал: «Не выстоит дом, разделенный изнутри». Если люди в браке занимают «боевые позиции» по отношению друг к другу, их брак долго не продержится.
Многим супругам кажется, что они сорятся из-за так называемого лидерства — каждый хочет утвердить свое превосходство. Но эти «ролевые конфликты» — всего лишь поверхность реальных отношений. Семья строится на эмоциональных отношениях взаимосвязанных и взаимодействующих людей. Если же один из членов семьи возьмет на себя функции народного контролера — станет следить за другим, чтобы тот «не подхалтуривал», если «жена-начальник» станет вызывать на ковер «мужа-подчиненного» и устраивать ему «летучки» и «взбучки», если отношения сведутся к тому, что вот кто-то «не оптимален» в смысле добычи, приносимой в семью, и, значит, не за что его уважать, то о какой же эмоциональной общности (а ведь это — основа семьи) можно говорить?
Человек часто не видит самых близких и дорогих своих людей. А. Грин в одном из своих произведений высказал мысль о том, что наш внутренний мир мало кому интересен. Супругам кажется, что они знают друг друга наизусть, а на самом деле главного — внутреннего мира того, кто рядом, с его непрестанными изменениями — они просто не воспринимают.
Причины отрицательного отношения к себе и к семейной жизни
Дэвид Берне приводит причины отрицательного отношения к себе и жизни, которые являются «разрушителями» эмоциональных отношений. Наиболее распространенные среди них:
1. мышление категориями черно-белых крайностей;
2. склонность к высокому уровню обобщений («так происходит всегда», «вечно ты пристаешь», «никогда я этого не смогу»);
3. применение отрицательного фильтра, концентрация на неудачах, ошибках и промахах, постоянная критика;
4. преуменьшение положительных факторов, отбрасывание любого позитива;
5. привычка делать поспешные выводы, отрицательно толковать события и явления на основании «чтения мыслей» («он определенно хотел этим сказать, что я ни к чему не пригодна. ») и «отрицательного ясновидения» («наверное, из этого ничего не получится и будет еще хуже»);
6. применение метода «перевернутого телескопа»: близкое и доступное преуменьшается, а недостижимое и отдаленное преувеличивается;
7. восприятие мира исключительно через эмоции;
8. излишнее увлечение словами «я должен» и «я должна», которые полностью вытесняют «я хочу», «мне нужно», «мне нравится»;
9. развешивание «ярлыков» в качестве обобщенных оценок собственного или чьего-либо поведения, личных качеств, способностей и т. п.;
10. привычка брать на себя вину за события и ситуации (особенно касающиеся близких людей), которые являются неподвластными.
Резюмируя, позволим себе несколько вольную интерпретацию любви. Для каждого человека формула любви своя, однако составляющие, вступающие в реакцию, во многом схожи. Каждый готовит свой аромат любви: кто-то мастерски, кто-то талантливо, а кто-то бездарно. Кто-то использует самые качественные и лучшие ингредиенты своей души и тела, фантазии и духа для приготовления изысканного праздничного кушанья, а кто-то насобирает что-то на скорую руку, умирая от голода влечения, одиночества, никчемности или жажды власти и т. д., и «сварганит» то, к чему и не притронется, отплевываясь в лучшем случае, а в худшем сам же и отравится, отравляя другого (ведь запашок от одной составляющей испортит все блюдо).
Итак, смелости ради предлагаем примерный рецепт зелья любви: в изысканный сосуд отношений двоих людей вливаем бурлящую массу страсти и влечения, доводим до кипения и чуть охлаждаем жизненными трудностями (чтобы ушли лишние взрывные газы несдержанности, ярости, эгоизма); добавляем молоко нежности с ароматом восхищения; процеживаем отвар благоразумия (отделяя равнодушие), настоянный на маслах великодушия; всыпаем щепотку заботы или две, измельченное самоуважение и доверия целую пачку; концентрат «Я» растворяем в «Я» другого с добавлением эликсира познания и вливаем в основную массу, украшаем взмывающими перьями фантазии и розовыми облаками вдохновения. Приправа романтики, пудра сентиментальности и порошок авантюрности по вкусу. Желательно добавить такие редкие ингредиенты, как кристаллик искренности, масло жертвенности и зерна стойкости и терпения (обеспечат долгое сохранение продукта в неблагоприятных условиях). Варить до готовности. Подавать как бесценное, роскошное и редкое сокровище. Истинный вкус могут почувствовать и оценить два человека, участвующих в совместной трапезе. Пресыщение приводит к необратимой порче продукта. Хранить в сердце, оберегать разумом, защищать телом.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Перечислите причины идеализации партнеров в период ухаживания.
Верно ли, что способность любить тесно связана с самоактуализацией?
Проявления эмоционального поведения у людей строго управляются внутренними механизмами или определяются культурой?
Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.
Аккерман Д. Любовь в истории. М.,1995.
Андреева О. Я., Дергач И. Ф. Диалекты любви: Семейные проблемы глазами психолога и журналиста. Минск, 1998.
Афанасьев А. Синтаксис любви (типология личности: прогноз парных отношений). М.,1997.
Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.,1987.
Джонсон Р. Мы. Источник и предназначение романтической любви. М., 1998.
Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1989.
Кузнецов М. Т. Введение в психогигиену любви и брака. Минск, 1992.
КуприянчикЛ. Л. Психология любви. М., 1998.
Маркиз де Сад. Сто двадцать дней содома. М., 1993.
Махов Ф. С. Стремясь к любви неуловимой. М.,1993.
Мей Р. Любовь и воля. М., 1997.
Можайский В. Психология целостного опыта. М., 1998.
Пинт А. Люблю-ненавижу. М., 2000.
Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1992.
Розин В., Шапинская Р. Природа любви. Понимание и изображение любви и сексуальности в разных культурах, в работах философов, в искусстве. М., 1993.
Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991.
Фромм Э. Искусство любви (Исследование природы любви). М., 1991.
Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.
Цельмер З. Искусство быть вместе. М., 1994.
«The Psychology of Love», edited by Robert J. Sternberg and Micahel L. Barnes.
СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты. Семейные ссоры. Супружеский конфликт в семье. Адаптация супругов в семье. Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений. Честь, прощение и примирение. Искусство прощать и искусство принимать прощение.
Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты
Когда Зевс и Гермес, облачившись в покровы смертных, странствовали по окраинам Вифинии, все двери города оказались запертыми, никто не пожелал приютить их. На склоне холма, возвышавшегося над поразительно негостеприимным городом, они обнаружили скромную хижину Филемона и Бавкиды, бедной пожилой супружеской пары, которая приняла их с большой приветливостью. За ужином хозяева заметили, что вино в их кувшине не иссякает, а чудесным образом прибывает. Скоро им стало ясно, что их гости — не простые смертные. Зевс и Гермес привели стариков на вершину холма, и, осмотревшись, пожилые люди заметили, что город, лежавший глубоко в долине, поглотило море, а хижина Филемона и Бавкиды превратилась в храм. Зевс пообещал им исполнить все, что они пожелают. Филемон и Бавкида захотели лишь одного: служить жрецами-хранителями храма весь остаток своей жизни и умереть одновременно. Зевс выполнил свое обещание, Филемон и Бавкида заботились о храме, а после смерти один превратился в дуб, другая в липу, растущие бок о бок.
Так называемое Святое семейство, состоящее из Марии, Иосифа и младенца Иисуса и пронизанное радостью и согласием, известно нам из Нового Завета. Этой теме посвящены бесчисленные легенды, она вдохновляла и продолжает вдохновлять художников и поэтов.
Вот перед нашим взором младенец Иисус в яслях, затем, уже подросший, — на коленях у Марии или играющий под ее нежным присмотром, между тем как Иосиф стоит рядом. Даже неблагоприятные обстоятельства и враждебная атмосфера, которые вынуждают наших героев бежать в Египет, не в состоянии нарушить мирное согласие Святого семейства — все его изображения сотканы из благочестивости, достоинства, гармонии и взаимной любви.
Секуляризированное «святое семейство» часто улыбается нам с обложек популярных книг о браке и с рекламных проспектов брачных контор, а иногда служит для привлечения внимания к телевизионному рекламному ролику. Так, они бродят — счастливая юная пара — по цветущему лугу, а шаловливый ребенок резвится с маленькой собачкой; все члены семьи довольны и счастливы. Их веселость, конечно, земной природы, и они довольны, наверное, потому, что особенно хорошо понимают друг друга, или от сознания того, что вся их одежда выстирана особым моющим средством, а быть может, поскольку каждое утро эти счастливцы едят мюсли Бирхера. Для них не существует ничего, кроме света, сердечности, радости; они ласково улыбаются друг другу.
Филемон и Бавкида, Святое семейство и сияющая от удовольствия пара из телевизионных рекламных роликов и популярных книг о супружеской жизни отражают определенный аспект образа «счастливого брака». Ведь, не правда ли, мы часто говорим «счастливые жених и невеста», нередко читаем в некрологах фразы вроде «они прожили жизнь в счастливом союзе» и уж непременно желаем молодоженам стать «счастливой парой». Работа многих психологов и консультантов по браку во многом определяется доминирующим в обществе образом счастливого супружества. Принято полагать, что невротические процессы можно истолковать, а «закупоренные» коммуникативные каналы — прочистить. Иными словами, любые супружеские проблемы могут и должны быть разрешены, а супруги обязаны вернуться друг к другу после консультации просветленными и воспитавшими в себе более зрелые чувства. Таким образом, невротические отношения следует преодолеть, и целью всех усилий психологов оказывается оздоровление, иначе говоря, формирование счастливого брака.
Однако издавна известны и другие примеры супружеской жизни. Так, несмотря на то что Гера и Зевс служили эталоном супружества, а Гера была владычицей неба — покровительницей брака и рождения, история этой божественной четы отнюдь не выглядит мирной.
Родители богов были против их бракосочетания, однако Зевс тайно проник к Гере, обернувшись кукушкой, и соблазнил возлюбленную. Гера родила трех детей, один из которых — жестокий бог войны Арес.
Однажды, неизвестно почему, Гера с помощью Афины и Посейдона приковала Зевса к скале, и он вынужден был взывать о помощи к обитателям Тартара. Зевс не остался в долгу, он подвесил Геру за запястья к небесному своду и привязал к ее ногам наковальню, чтобы усугубить страдания своей жены.
Еще до женитьбы прославившийся бесчисленными любовными похождениями, Зевс и после вступления в брак не стеснялся изменять Гере. В своей страсти он не делал различий между смертными, нимфами и богами, все были равны, все пленяли его.
Гера жесточайшим образом мстила многим возлюбленным своего супруга. Жестокая натура Геры, богини супружества, отражена в следующих историях.
Зевс был «дружен» с Летой, матерью Аполлона и Артемиды, и, несмотря на то что он порвал любовную связь задолго до свадьбы с Герой, его жена возненавидела Лету и поклялась, что та нигде не сможет найти себе покоя. Посейдону стоило громадных усилий хоть сколько-нибудь облегчить страдания несчастной.
Зевс был уже женат на Гере, когда соблазнил Ио, дочь Инаха. Мстительная Гера превратила Ио в корову, однако не успокоившись на этом, натравила на животное кровососущее насекомое — овода, чем довела Ио чуть ли не до безумия, — преследуемая жужжащей тварью, в панике металась она по земле, из конца в конец.
Когда Зевс вступил в связь с дочерью Кадма Семелой, Гера подговорила девушку, и та попросила Зевса явиться ей во всем его божественном великолепии, что для несведущей Семелы означало верную смерть.
После того как Зевс провел ночь с Эгиной, Гера истребила почти всех жителей острова, носящего ее имя.
Гера пришла в ярость, когда Зевс самостоятельно, без жены или другой женщины, произвел на свет дочь — Афину. В отместку Гера родила чудовище по имени Тифои, которое стало наиболее опасным врагом ее супруга.
Зевс изменял Гере не только с женщинами, но и с молодыми юношами. Его возлюбленными были Ганимед и Фенеон.
Пожалуй, брак Зевса и Геры по современным меркам едва ли можно назвать особенно «счастливым». В то же время боги, Гера и Зевс, отношения которых символизировали для греков сущность супружества, являются сварливыми предшественниками другой божественной четы, Святого семейства*.
* Гуггенбюль-Крейг А. Брак умер — да здравствует брак! СПб., 1997. С. 10-12.
Отношение к браку и семье претерпело в процессе исторического развития множество метаморфоз. Для нас важно, что структура супружества не неизменна. Даже сейчас, когда нации Земли интегрируются благодаря техническим достижениям, организация и концепции брака обнаруживают весьма значительные различия, а семья создается по различным критериям.
Применительно к супружеским отношениям А. Г. Харчев писал: «Психологическая сторона брака является следствием того, что человек обладает способностью понимать, оценивать и эмоционально переживать как явления окружающего мира, так и свои собственные потребности. Она включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях». Психологические отношения в браке объективны по форме своего проявления, но субъективны по своей сущности*. Таким образом, диалектическая взаимосвязь объективного и субъективного в полной мере проявляется и в семейной сфере.
* Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1964. С. 35.
Следует подчеркнуть, что формы брака разнообразны, лик его — изменчив. Для того чтобы глубже понять данную проблему, необходимо подробно остановиться на профилях брака, типах супружеских отношений и их детерминантах.
В теории динамической супружеской терапии упоминается о семи профилях брака, основанных на реакциях и поведении супругов в браке.
Сейгер предложил следующую классификацию поведения в браке.
Равноправный партнер: ожидает равных прав и обязанностей.
Романтический партнер: ожидает душевного согласия, крепкой любви, сентиментален.
«Родительский» партнер: с удовольствием заботится о другом, воспитывает его.
«Детский» партнер: привносит в супружество спонтанность, непосредственность и радость, но одновременно приобретает власть над другим путем проявления слабости и беспомощности.
Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности. Ответственен, трезв в оценках.
Товарищеский партнер: хочет быть соратником и ищет для себя такого же спутника. Не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное обычные тяготы семейной жизни.
Независимый партнер: сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к своему партнеру.
Некоторые партнерские комбинации вполне конгруэнтны (например, независимый—независимый, независимый—рациональный), другие комплимептарны («родительский» с «детским»), третьи конфликтны (например, романтический с независимым, «родительский» с «родительским», романтический с равноправным).
Хорошо известна классификация профилей брака на симметричный, комплиментарный и метакомплиментарный*. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или путем компромисса. В комплиментарном браке один распоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплиментарном браке ведущего положения достигает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя таким образом своим партнером.
* Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.
Профили брака, предложенные В. Сатир, построены на моделях коммуникативных отношений. На основании анализа вербальных и телесно-звуковых признаков она выделяет 5 коммуникативных моделей общения между супругами.
слова (согласие) «все, что ты хочешь, — это хорошо» «я здесь для того, чтобы сделать тебя счастливым»
тело (умиротворение) «я беспомощен» — выражается в позе грешника с опущенной головой
внутри «я ощущаю себя ничтожеством, я без тебя мертв. Я — ничто»
Источник